Быстро пройдут несколько месяцев, но для отца Игоря они окажутся как целая жизнь, за которую он возмужает духовно. Пройдет и Великий пост, и вот во вторник Страстной седмицы за Великой вечерней в храме станут читать паремию ii из книги Иова Многострадального, и, невидимый прихожанам, в алтаре отец Игорь будет вслушиваться в каждое знакомое слово. То, что было известно уму, теперь открывалось и в сердце. Он сидел, приклонив голову, как птица особящаяся на зде (Пс. 101: 8), и согласно кивал тому, что уже познал опытно, испытал, пережил и изведал: Горы над кладбищем, где погребен отец Игорь «Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: " пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: " Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: " Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: " Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе " . Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал...» И отец Игорь трижды кивнул, уже измерив истинность этих слов не только умом, но и сердцем. «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

В следующем стихе Раб Иеговы указывает разнообразные формы мучений, которые ожидают Его при исполнении своего призвания. В этих немногих, но сильных словах предлагается ветхозаветным членам церкви Божией предвозвещение тех страданий, о которых повествуют евангелисты. Содержание и форма выражения данного стиха очень живо напоминают аналогичные слова, которые произносят в свое время ветхозаветные личности, типически предизображающие страждущего Мессию. Многострадальный Иов говорит: они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим» ( Иов 30:10 ). Псалмопевец Давид, живое олицетворение идеального Праведника, замечает от лица последнего.: Псы окружили – меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят и делают из меня зрелище» ( Пс. 21:17–18 ). Пр. Иеремия, типически предизображавший страдания Мессии. говорил: я слышал толки многих: угрозы вокруг, заявите, говорили они, и мы сделаем донос. Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь-ли я: может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему» ( Иер. 20:10 ) 180 . Все, что было типического в личности Иова, что типически-пророческим образом предизображалось о страданиях в псалмах Давида, о чем говорил в своих жалобных речах пр. Иеремия, все это находит совершенное исполнение в личности Раба Иеговы“ 181 . Не смотря, однако на унижение и презрение, Раб Господень уверен, что Он свободен от действительного бесчестия и позора; Он оказывается нечувствительным к тому, что причиняют Ему враги (ст. 7). Евангельская история представляет постоянные примеры той священной твердости, о которой свидетельствует Раб Иеговы и которая была постоянным спутником Христа Иисуса. Выражением не усрамихся ( ) Раб Господень хочет сказать, что при помощи Божией Он достаточно найдет в Себе нравственной силы противостать всем внешним нападениям и быть твердым, как несокрушимый кремень. В восьмом стихе Раб Иеговы продолжает развивать предшествующую мысль и как бы воспаряет над всеми человеческими обидами и притеснениями. Всемогущий и бесконечно праведный Отец оправдает Его от всех обвинений 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал, а ты за пять лет теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет а ты ослабеваешь за короткое время? Хватит ли мне времени перечислить деяния других мучеников? Разве ты не слышал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет, или даже больше, от дурной язвы, не считая других бедствий, постигших его, и притом не зная за собой никаких злых дел, а напротив - очень много добрых? Каково же было обращенное к нему изречение? " Хотел бы, - сказано было, - твоего оправдания " (Иов.33:32). Так и ныне Промысл как бы просеевает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница. Не слышишь ли, что говорит Он Захарии? Вложи их в горнило, и смотри, искушены ли таким же образом, каким Я искушен был за них (Зах.11:13). Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дни, как тень проходят (Пс.143:4), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, - говорит Господь, - будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин.15:20,21). Ибо поистине они не знают, что Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал.4:4), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что Он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет каким-нибудь выродком. Так будем готовить себя, братия, и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий. Это - род евнухов, не только бесчестный, как сказал кто-то из богоносных мужей, но и отрекшийся от Христа, и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий наших братьев. Прежде ученик, ныне - иудействующий отступник. Тот, кто был в числе первых из братьев, ныне - больше всех судей против братьев. Тот, кто называл икону не просто иконой, но святой иконой - Христа ли, Богородицы, или кого-либо из святых, - теперь сжигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими начальствует, и все делает, несчастный, для оскорбления Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Вот один из многочисленных примеров. 20 сентября Святая Церковь прославляет святого великомученика Евстафия. Евстафий был римским воеводой. Он был богат, имел всю полноту земного богатства: хороший дом, много слуг, изобилие плодов. Но одна беда за другой посетили его: его ограбили, жену увели с собой разбойники, он лишился своего места и остался одиноким, обесславленным и униженным. Но он, этот новозаветный Иов многострадальный, будучи верующим христианином, не переставал молиться и просить себе милости у Господа. В его житии записаны слова молитвы, с которой он не только каждый день, а, может быть, каждый час воздыхал к Богу из своего сердца, говоря: “Надеждой на Тебя, Господи, я услаждаю свое иссохшее сердце, как влажной росой. Твоею милостью и Твоей любовью я утешаю себя в дни моей скорби и печали”. Услышав его молитвы, Господь вновь послал ему земное благоденствие и благополучие: и нашлась его супруга, похищенная разбойниками, и вернулось его положение в обществе и в государстве, и опять он был окружен всем, что может иметь богатый и в славе пребывающий человек. Когда же началось гонение на христиан, когда мучители потребовали от Евстафия отречься от имени Христа и поклониться идолам, он презрел и свое богатство, и свою славу и, благодарный Господу за то, что Он явил ему Свои милости, храня в сердце ту веру в Бога, которая двигала и его неотступной молитвой, смело пошел на пытки и мученическую смерть за Христа. Сам Господь Иисус Христос говорил о силе неотступной молитвы перед Ним. Однажды Он сказал следующую притчу (см.: Лк.18:1-7 ). В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. И пришла к нему вдова и стала просить защиты от врага своего. Судья не внимал просьбе этой женщины. Но она продолжала его просить. Тогда судья сказал сам в себе: “Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь”, исполню ее просьбу, чтобы не докучала мне эта женщина. Господь добавил к этой притче: “Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Вот он, вместе с братией, стоит на пространном поле, которое покрыто колючим тернием. Светлый юноша подходит к каждому из братии и велит усерднее пожинать это колючее терние. Наконец подходит к старцу и говорит: «Что же ты стоишь праздно? Жни терние! Вчера, вместе с братией, ты нанялся в эту работу и получил больше других, именно – золотой, когда другим дано только по сребренику, а теперь стоишь праздно, когда другие усердно работают. Ты больше других принял, больше других должен и работать. Это терние – грехи того, кто вчера подал тебе милостыню. Итак, трудись в поте лица твоего!..» (Чет. Мин., 7 марта). Что ж, возлюбленные сострадальцы! Будем ли и мы праздно принимать благотворения от наших благотворителей? О нет! Наше сердце умеет помнить благодеяния; наши слезы умеют течь ко времени, не напоказ... Для Бога больше ничего и не нужно от нашей благодарной нищеты. Итак, станем теперь же, друзья мои, теперь же, каждый в своем месте, станем намолитву перед Богом и поплачем перед Ним за грехи наших благотворителей; помолимся, да поможет им благодать Божия ходить по стезям святых Его заповедей, да соблюдет их здоровье и предохранит их от всякого зла. Остальное, что относится к земному их счастью, Господь устроит; ибо Он Сам сказал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (МатФ. 6, 33). Но не теперь только, а и всегда будем вспоминать в молитвах наших к Богу всех добротворящих и благодеющих нам (свящ. Н. Успенский ; 2-е изд.). Утешение бедняку Трудолюбивый бедняк, потом достающий пропитание себе и детям! Переноси благодушно бедность свою, не скорби и не унывай, но всегда и во всем полагайся на Промысел Божий; особенно же берегись воровства и обмана, и без самой крайней нужды не проси милостыню. Помни постоянно, что убожество твое – по воле Господа, Который всегда готов оказать тебе Свою помощь. Как можно чаще вспоминай, что и Сам Спаситель наш в жизни Своей терпел бедность и не имел где главы подклонить. Смотри на пример многострадального Иова. У него отняты были все стада, все рабы, все дети, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь ( Иов. 1, 21 ). Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (2, 10.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. ( Евр.12:11 ) Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:3–4 ) Отец Иоанн придает особое значение человеческой немощи как одной из наиболее мощных движущих сил спасения в современном мире, следуя евангельским словам: «Сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ): «Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос» 206 . В письмах старца особое внимание уделяется спасительной помощи скорбей и болезней, ведь путь ко спасению неизбежно связан с терпением различных скорбей, «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» ( Пс.33:20 ), – читаем мы в Псалтири, и Елифаз утешал многострадального Иова, говоря: «Блажен человек, которого вразумляет Бог , и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их, Он поражает, и Его же руки врачуют» ( Иов.5:17–18 ), Сам Господь призывал идти нас узким путем ( Мф.7:13–14 ), говоря «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Скорби, только скорби теперь приводят людей к познанию истины» 207 , – пишет отец Иоанн, – «дожили мы... до таких времен, что только скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и не на окружающее веселье и достаток в жизни смотри, но на Крест Христа Спасителя впереди» 208 . Немощи также отчасти восполняют недостаток пастырского окормления: «Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь, зная это, дал нам горькое врачество от душевных недугов – физические болезни» 209 . Причиной заболевания физического отец Иоанн считал духовную болезнь и незрячесть: «Ум людской каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов – физические болезни» 210 , «Болезни – это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не осознаем» 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вы заметили, что мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу ? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.      Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов... Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо. Мне (как и многим читателям, полагаю) легко «доверять Богу», а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв. Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский      Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание : это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15,6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1,38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам. – Прим. авт. ) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4,18).

http://pravoslavie.ru/71500.html

Господь не отрицает связи наших бед с нашими грехами. Но все гораздо глубже. При виде чужих несчастий, действительно, надо со страхом поглядеть себе под ноги, не стою ли я на этом же обрыве? И если так, то первым делом надо покаяться и оставить грех. Но бывает, что и каемся, и исправляемся, и делаем все, что нам говорят, а беды не отступают. Закон не срабатывает, и возникает обида на Бога. А по причине Его недоступности, набрасываемся на своего духовника. А может быть, тебе, как большому кораблю, Бог определил и большое плавание, и по твоим силам дал тебе такой крест? Может быть, Он хотел, чтобы на тебе, как на многострадальном Иове, явились миру великие Божьи дела? А может быть, это и есть та самая Божья воля, которую мы все время выпрашиваем у Него: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли»? Иов еще не знал этой молитвы, а нам она уже открыта. А как узнать Божью волю? А так: если это не моя воля, если я этого не хотел и не ждал, и не хочу принимать, и не хочу нести; если это совершенно не мое, – значит, это и есть – Божье. И просто надо взять это, и смиренно понести. «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Но ни у кого никогда не получится заключить всю свободу Бога и человека, все бесконечное богатство Божией премудрости – в любые, даже самые благочестивые «дважды-два-четыре». Пятница. О жизни по преданию Лк.13:31–35 2Сол.3:6–18 Апостол пишет: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Как видим, «предание», это – и устное, и письменное слово. А сегодня – еще об одном виде предания. Запретив поступать «бесчинно, а не по преданию», Апостол объясняет: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь поддерживает и утверждает всех падающих с высоты своего благочестия, – как поддержал Он самого псалмопевца Давида, после преступления его с Вирсавией, женой Урии ( Пс.50 ). – Он восставляет всех н изверженных, – как Он восставил многострадального Иова, поверженного с княжеского престола на гноище. – Посему, очи всех уповают на Тебя, Господи, – на Твою благость, – (ст. 8–9), – и Ты даешь им пищу во благовремении, в надлежащее время, так что они не испытывают страданий от голода. – Ты открываешь руку свою, и исполняеши – вполне насыщает всяких животных дарами своего благоволения. И все принимают их от Тебя, как рабы из рук своего господина (ст. 8–9; Пс.103,28 ; Пс.122:1–2 ; ср. Иов.38:39; 39:5–8,27–30 и др. п.). – Праведен Господь во всех путях своих и свят во всех делах своих, – в делах своего Промысла, который Он непогрешимо совершает по непреложным законам своей премудрости, правды и благости. 18–21. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Господь находится близко ко всем призывающим Его в молитве о помощи, – но ко всем тем, кто призывает Его во истине, или искренно, с полной, твердой верой в Его помощь, а главное – со смирением ( Пс.33:18–19 ; Пс.50:17–19 ). Волю или желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит и спасает их, – так Он услышал молитву богобоязненной и смиренной Анны и даровал ей сына, знаменитого потом пророка Самуила. – И вообще, хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит: так Он сохранил патриарха Ноя с семейством в ковчеге на бурных водах всемирного потопа. Так сохранил Лота от страшного Содомского огня. Так сохранил благословенное потомство Авраама – народ Израильский от поголовного истребления его в Египте, и др. – В виду такой благости, хвалу Господу изрекут уста мои, говорит Давид: и всякая плоть – все человечество да благословляет имя Его во век и в век века! –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Да и что такое самоубийство? Действие самосуда человеческого, простирающееся до лишения себя жизни. Но не ясно ли, что человек в этом случае вторгается в права Божественные? По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. Видите ныне [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей ( Втор. 32:39 ). В подобных выражениях, свидетельствующих об осознании ветхозаветными людьми того, что только Бог в праве распоряжаться смертью человека, – нет недостатка в Священном Писании. Вот Анна пророчица, мать Самуилова, в своей пророческой песни, пред лицем Бога исповедует: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Вот царь Соломон, которому Господь дал сердце столь мудрое, что мудрее его не было царя и не будет, говорит, обращаясь ко Господу: Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь ( Прем.16:13 ). Следовательно, Господь Бог и только Он – Владыка смерти человека. Сознание этого проникает ли и в жизнь ветхозаветных праведников? Для решения сего вопроса припомним поучительный образ ветхозаветного праведника, о котором Сам Господь говорил, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ), – словом, припомним себе Иова. И подлинно. Многострадальный представлял собой образец человека праведного и в семейной жизни, и в общественной. Глубоко верующий в Бога и боящийся Его, святой во всех поступках, Он был живым одобрением людям благочестивым и укоризной для злых, страхом – для преступников, защитой – для слабых, вдовиц и сирот. Он так берег чистоту детей своих, что ежедневно после пира их приносил за них жертву Господу, опасаясь – не согрешили ли дети его и не помыслили ли зла против Бога.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010