О победе над смертью писал и пророк Осия: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). Надежду на воскресение выразил и живший в древности праведник многострадальный Иов в следующих словах: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). В заключение приведем следующее пророчество, относящееся ко второму пришествию Мессии. «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его, владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13- 14, см . Мт. 24:30). Суммируя здесь приведенные пророчества о Мессианском Царстве, мы видим, что все они говорят о духовных процессах: о необходимости веры, о прощении грехов, очищении сердца, духовном обновлении, об излиянии благодатных даров на верующих, о познании Бога и Его закона, о вечном завете с Богом, о победе над дьяволом и силами зла. Внешние же блага — победа над смертью, воскресение мертвых, обновление мира, восстановление справедливости и, наконец, вечное блаженство — наступят в качестве награды за добродетель. Если пророки, изображая будущее блаженство, и употребляли слова, выражающие богатство, изобилие и подобные земные термины, то это они делали потому, что на человеческом языке не существует нужных слов для выражения блаженного состояния в духовном мире. Вот эти-то слова пророков о внешних благах, понимаемые некоторыми в грубом материалистическом смысле, послужили поводом для всевозможных искаженных представлений о земном мессианском царстве. Надо сказать, что не одни только евреи времен Христа неправильно представляли себе мессианские времена в смысле земного благополучия. Подобные мечты продолжают возникать и по сей день в среде сектантов в виде, например, учения о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Пророки, Иисус Христос и Апостолы предсказывали о преображении физического мира, после чего осуществятся полная справедливость, бессмертие и райское блаженство. Эти всеми желаемые блага наступят после того, как этот вещественный мир, отравленный грехами, силою Божией преобразится в «новое небо и новую землю, на которых обитает правда.» Тогда начнется новая, вечная жизнь.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Однако хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в Библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без этого воздуха, ибо “одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом”, человек был поставлен над миром. Творя человеческую природу, Бог действует особенным образом; то, что в богословии называется предвечным Советом Троицы, – как бы сосредотачиваясь, прежде чем эту человеческую природу сотворить: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт. 1:26-28 ). Человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что Сам Бог “вдохнул в лице его дыхание жизни”. И вот это живое существо, наделенное образом Божиим, стало называться человеком. Итак, человек состоит из двух основных элементов: материального тела и духовной бессмертной души. В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом “басар”, в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело (греческий текст) (лат. Corpus) и плоть (греческий текст), то есть примерно то, что теперь в гистологии называется “тканью” и представляет собой нижестоящее понятие – структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из (греческий текст) ткани. В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу (о “плотском человеке” апостола Павла скажем ниже). Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: “Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня… кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня” ( Иов. 10:9,11 ). Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен” ( Пс. 138:13,14 ). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: “Слово стало плотию” ( Ин. 1:14 ). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин “плоть” вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: “Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” ( Еф. 5:29-30 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/medicina-v-bib...

Отметим также, что Православная Церковь прославляет святого Иова Многострадального в сонме своих святых. Его память празднуется 6 мая (19 мая по новому стилю). 2.5. Авторство и время написания книги Иова Древние еврейские предания, нашедшие отражение в Талмуде, приписывают авторство книги Моисею. Когда Моисей пребывал в Мадиамской пустыне, которая граничит с Идумеей, он мог узнать от потомков Иова его историю и записать ее. А может быть, сам праведный Иов был еще жив и лично поведал ее Моисею. Ориген (в сочинении «Против Цельса», кн. 6) и блаженный Иероним (в послании к Павлину) также высказывали мнение, что книга написана во времена жизни Моисея в земле Мадиамской. В книге Иова используется, однако, Священная Тетраграмма, хотя не часто. Она переводится именем «Господь». Чаще всего Тетраграмма используется в авторской речи. Всего лишь пять раз таинственное Имя Божие употребляется Иовом: Иов 1, 21 (трижды); 12, 9; 28, 28. В других местах Бог именуется «Элогим» (Бог) или «Шаддай» (Всесильный, Вседержитель). Аргументом в пользу того, что книга написана пророком Моисеем или в его время служит то, что некоторые слова и выражения употребляются только в книге Иова и в Пятокнижии Моисеевом. «И скончался Авраам и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью , и приложился к народу своему» ( Быт. 25, 8 ). «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью » ( Быт. 35, 29 ). «И умер Иов в старости, насыщенный днями » ( Иов 42, 17 ). В древне-сирийской традиции книга Иова также рассматривается как написанная пророком Моисеем. В древне-сирийском переводе Библии , Пешитте, книга Иова стоит на шестом месте, сразу после Пятикнижия Моисеева. Ряд древних и новых писателей считали более вероятным, что книга написана во время правления царя Соломона, бывшее временем расцвета еврейской поэзии. Такого мнения придерживались, в частности, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст . В подтверждение этой версии указывают на сходные обороты речи, употребляемые в книге Иова и в книге Притчей Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Ощущение страдания и боли, которое рождается от сознания временности всего, выражено присутствует и в Писании Ветхого Завета. Лучший тому свидетель, Иов Многострадальный, и книга о нем. Иов, столкнувшись с этой временностью и страданием, проклинает день своего рождения: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог Окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода» ( Иов 3,23–24 ). Он на себе познал, что «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов 5,7 ). Редеет облако и уходит, так нисшедший в преисподнюю не выйдет» ( Иов 7,9 ). В ужасе стоя перед загадкой своего бездонного страдания, он еще больше страшится его предопределенности, неибежности для человека, «рожденного женою», он «краткодневен и пресыщен печалями», «как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» ( Иов 14, 1–2 ) Тем же чувством пронизаны и псалмы Давидовы. «Человек, подобен дуновению, дни его, как уклоняющаяся тень» ( Пс 143,4 ). «Вот дал Ты мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий» ( Пс 38,6 ). То же чувствует и говорит Проповедник в книге «Книге Проповедника». Вся его книга ни что иное, как плач над временностью, безысходностью и тщетою «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета»! «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»( Еккл. 1,9 ). Перебирая всю свою жизнь, все свои стремления, к знанию, славе, свои труды, труды других, Проповедник с печалью приходит к очевидному выводу о ничтожности всего – «И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем»( Еккл. 2,20 ). Таким переживанием временности и суеты человеческой жизни, его трудов, Ветхий Завет идентичен многим религиозным и философским, небиблейским учениям Древнего мира. Коренное же его отличие от этих учений, в глубокой вере, в переживании существования Единого Живого Бога, Бога Авраама, Исака и Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

По мысли святых отцов, воскресшая и преображенная плоть Спасителя была осязаема и видима для людей, в таком же виде Господь явится и во время Своего Второго пришествия – в видимой и осязаемой плоти. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: « Как восшествие от земли на небо, так и нисшествие обратно суть действия тела ограниченного, ибо такожде приидет , – сказано, – к вам, имже образом видесте Его идуща на небо » ( Деян. 1:11 ) 797 . Воскресение Христово стало основой преображения мира, ибо законы греха и смерти были разрушены, утратили свою неотвратимость, и теперь каждый верный ученик Христов имеет возможность жить в единстве с Богом. 6. Всеобщее воскресение Вера в воскресение мертвых является важнейшим элементом христианского вероучения, поэтому соответствующее утверждение внесено в Символ веры : Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых. Что же это за событие? Пространный катехизис свт. Филарета Московского (чл. 11) определяет, что воскресение из мертвых есть действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Таким образом, воскресение – это воссоединение души со своим телом, причем и душа и тело будут в обновлённом состоянии, ибо сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:44 ). Учение о всеобщем воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов говорит: Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов. 19:25–27 ). В этих словах ясно звучит мысль о тождестве личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, оно же в своём теле станет участником воскресения. Ясно о воскресении мертвых говорится в пророческих книгах. Пророк Исайя восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис. 26:19 ). Пророк Даниил предсказывает: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов 10, 8–12) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый (выделено нами.– О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси. Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника (выделено нами.– О. Н.). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и " сама материя,– по слову псевдо-Дионисия Ареопагита,– получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов ее " . Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей " остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира " [ CCCXI ]. Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, " вожделение прекрасного " , потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: " Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно... благое, а благ – Бог " [ CCCXII ]. Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям – осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? ( Иов.10:8-12 ). Святитель Григорий Палама учит о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: «Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: ты от четырьми стихий тварь сочинивый , четырьми времены круг лета венчал еси…» «Владыко Господи Боже наш, иже Образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающие друг другу… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника …» Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида» . Но и сама материя, по слову псевдо- Дионисия Ареопагита , «получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет через все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов мира». Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира» 132 . Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого (IV в.), «вожделение Красоты», потребность соединения и причастия ей, чаянье преображения, стремление к святости: «Люди по природе желают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благо – Бог» 133 . Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божью и воплотить Божественный замысел о себе самом. Противоречит ли смирение творчеству?

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов 10, 8-12). Святитель Григорий Палама учит о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: " Ты бо... от не сущих во еже быти приведый всяческая, твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: ты от четырьми стихий тварь сочинивый , четырьми времены круг лета венчал еси... " " Владыко Господи Боже наш, иже Образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающие друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника ... " Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: " Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду... по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида " . Но и сама материя, по слову псевдо-Дионисия Ареопагита, " получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет через все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов мира " . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) свидетельствует, что внутри тварей " остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира " [ 2 ]. Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого (IV в.), " вожделение Красоты " , потребность соединения и причастия ей, чаянье преображения, стремление к святости: " Люди по природе желают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно... благое, а благо - Бог " [ 3 ]. Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божью и воплотить Божественный замысел о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2422...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой? ( Иов 10, 8–12 ) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нём Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырёх стихий тварь  сочинивый (выделено нами. — О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси. Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя  Изрядно художника (выделено нами. —  О. Н .). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и «сама материя, — по слову псевдо- Дионисия Ареопагита , — получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез всё своё материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство её можно подняться до нематериальных прообразов её». Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира» 344 . Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, «вожделение прекрасного», потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: «Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благ — Бог» 345 . Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям — осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом. Противоречит ли смирение творчеству?

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ Событие, случай, происшествие, обсуждаемые повсеместно. Факт, получивший широкую огласку, на который, в схожих ситуациях, ссылаются как на пример. Поступок, поведение кого-либо, ставшие объектом всеобщего внимания и вызвавшие пересуды. В речи сохранился текст слав. Б. («язык» здесь — «народ», «во языцех» — «у народов»). В Б. понятие «притча» имеет несколько значений: пословица (см. 1Цар.24:14 ; Иез.16:44 ); мудрое изречение, моральное наставление (см. Притчи Соломона, книгу Екклесиаста, книгу Премудрости Соломона, книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова); краткий рассказ, за простым, житейским сюжетом которого скрывается глубокая истина (см. Евангельские притчи; об избрании Иисусом формы притчи см. Мф.13:10–13 ; Мк.4:10–11 ; Лк.8:9–10 , ср. Иез.17:1–12 ). В выражении «стать притчей во языцех» (т.е. стать объектом осуждения, насмешки) притчу следует понимать как пример, назидательный урок — Господь сокрушает нечестивца «в знамение и притчу» (см. Иез.14:8 ). Израильскому народу указывается, что будет в случае отступления от заповедей Господних: «Отведет Господь тебя и царя твоего… к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь Бог» ( Втор.28:36–37 ); «Я истреблю Израиля с лица земли… отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» ( 3Цар.9:7 ; 2Пар.7:20 ). Псалмопевец сокрушается о том, что Бог отринул и посрамил народ Израильский: «Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами… отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками. Всякий день посрамление мое передо мною, и стыд покрывает лице мое от голоса поносителя и клеветника…» ( Пс.43:12–17 , см. также Иер.24:8–9 ). В таком же положении может оказаться и конкретный человек. Отвергнутый людьми, многострадальный Иов говорит: «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него» ( Иов.17:6 ). Ненависть и поношение претерпевает Псалмопевец за свою верность Господу: «…возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» ( Пс.68:12–13 , ср. Прем.5:1–3 ). Причиной осуждения может стать и нарушение общественных установлений. Так, Иисус, сын Сирахов, учит отцов постоянно заботиться о дочерях: «Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя перед обществом» ( Сир.42:11 , см. также Иез.24:3 ; Мих.2:4 ; Авв.2:6 ; Чис.23:7 ). Продать за тридцать сребреников

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010