Папа Урбан VIII прямо призвал короля Сигизмунда покарать виновных в смерти Кунцевича. 19 человек, признанных виновными в гибели униатского архиерея, были казнены через отсечение головы (в их числе бургомистры: два витебских и один полоцкий). Около ста человек, бежавших из Витебска до прибытия туда карательного отряда, были приговорены к смертной казни заочно. Город Витебск был лишен Магдебургского права самоуправления, и даже городская ратуша в нем была разрушена. Папа Римский потребовал от короля отменить все прежние сеймовые акты, направленные на смягчение положения православных. Мелетий Смотрицкий, которому после смерти Кунцевича угрожала расправа, бежал в Киев, а оттуда отправился на Ближний Восток. Жестокое наказание православных жителей Витебска так вдохновило униатов, что они повсеместно перешли в новое наступление на Православную Церковь. Даже в Киеве греко-католики весьма осмелели, тем более, что после кончины гетмана Сагайдачного в 1622 г. позиции казачества ослабели, и это также вселяло в униатов уверенность в своей безнаказанности. В конце 1623 г. киевский войт униат Федор Ходыка и его присные опечатали в Киеве некоторые православные храмы. Митрополит Иов сообщил об этом в Запорожскую Сечь, откуда гетман Калинник Андреев незамедлительно прислал отряд казаков на помощь православным единоверцам. Казаки, прибывшие в Киев в начале 1625 г. вновь распечатали церкви, заточили Ходыку и его помощников, а униатскому попу Ивану, который, как выяснилось, руководил акцией по закрытию православных храмов, запорожцы отрубили голову. Новый натиск католиков удалось погасить. Но надежды на легализацию Православной Церкви в Речи Посполитой, которые в православных вселил было сейм 1623 г., увы, полностью исчезли. Оказавшись в угрожающем положении, митрополит Иов и православные епископы решают искать помощи в Москве. Еще ранее Иов Борецкий и другие малороссийские иерархи обращались в Москву за милостыней, откуда неоднократно получали щедрые подарки от царя Михаила Феодоровича Романова и патриарха Московского и всея Руси Филарета.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav4...

В конце 1623 киевский войт униат Федор Ходыка и его присные опечатали в Киеве некоторые православные храмы. Мт Иов сообщил об этом в Запорожскую Сечь, откуда гетман Калинник Андреев незамедлительно прислал отряд казаков на помощь православным единоверцам. Казаки, прибывшие в Киев в начале 1625 вновь распечатали церкви, заточили Ходыку и его помощников, а униатскому попу Ивану, который, как выяснилось, руководил акцией по закрытию православных храмов, запорожцы отрубили голову. Новый натиск католиков удалось погасить. Но надежды на легализацию Православной Церкви в Речи Посполитой, которые в православных вселил было сейм 1623, увы, полностью исчезли. Оказавшись в угрожающем положении, мт Иов и православные епы решают искать помощи в Москве. Еще ранее Иов Борецкий и другие малороссийские иерархи обращались в Москву за милостыней, откуда неоднократно получали щедрые подарки от царя Михаила Феодоровича Романова и пха Московского и всея Руси Филарета. В 1624 в Москву прибыл с письмами от мта Иова к царю и пху еп Луцкий Исаакий Борискович. Однако на сей раз он привез государю не только просьбу о материальной помощи, но и предложение принять Малороссию в свое подданство, дабы охранить православных от гонений со стороны католиков. Исаакия вновь щедро одарили дорогими подарками и выделили ему " милостыню " для Киевской митрополии, но принять его предложение не могли: Москва была еще слишком слаба после недавно пережитой смуты, чтобы затевать с Польшей новую войну. Истощенной России это было пока что не по силам. В обстановке вновь возникшей острой конфронтации некоторые представители как православных, так и униатов, стали искать пути к достижению взаимного примирения и согласия. Некоторые униаты не могли не сознавать, что уния обманула их ожидания, так и не уравняв их в правах с римо-католиками, но став орудием латинизации. На Рим и Варшаву роптали даже униатские епы, не получившие обещанных привилегий и ощущавшие себя католиками второго сорта. В то же время и некоторые православные деятели готовы были пойти на определенный компромисс с униатами, дабы положить конец насилию и гонениям, нормализовать церковную жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Узнав об этом, митрополит Иов Борецкий поспешил назначить в Киеве 1628 года духовный собор, на который к 15 августа призывал всех православных западнорусских епископов, архимандритов и игуменов. Кроме итого теперь предстояло ему объявить полученное из сейма королевское (от Сигизмунда III 1587–1632) предписание о собрании пожертвований на предстоящую войну с Россией за русское престолонаследие во времена Михаила Феодоровича (1613–1645). Послушный голосу архипастыря, а еще более ревнующий о славе православной церкви, преподобный Иов вместе с другими не умедлил явиться в Киев к назначенному времени, и здесь в течении всего собора имел утешение быть свидетелем отречения Мелетиева от унии, как он в соборном Печерском храме Успения пресвятой Богородицы 15 августа в служении с митрополитом топтал своими ногами свою апологию, как вместе с сим было произнесено проклятие на издателя Мелетиевых латино-униатских сочинений архимандрита Кассиана Саковича и т.п. 374 На другой день, 16 августа, от лица собора было издано соборное объявление, в котором все бывшие на соборе заявили, что они «твердо стоят в православной восточной вере, не мыслят об отступлении в унию и под клятвою обещаются не уступать, и к тому же увещевают весь православный народ». 375 Объявление это предложено было подписать всем присутствовавшим на соборе, и в том числе после подписи митрополита и других духовных высших сановников как то: луцкого епископа Исаакия, знаменитого Петра Могилы , на ту пору архимандрита Киево-Печерского и т.п, приложил свою руку и блаженный Иов по своему обще употребляемому схимническому имени: «Иоанн Железо игумен Почаевский». 376 3 . Не менее была замечательна и внутренняя жизнь преподобного Иова. «Днем бо, как говорит Досифей, беспрестанными рукоделии упражняшеся, как-то насаждением садовых деревьев, умножением различных щеп, (т.е. прививков), управлением садов, сыпанием плотин, которые и доселе находятся в Лавре за оградою при озере с западной стороны и т.п. Зато ночь всю угодник Божий отдавал одному только Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но угодник Божии, так ревностно подвизавшийся против унии во время своей земной жизни, не оставил являть свою славу врагам православия и по своей кончине. В этом отношении особенно драгоценный памятник представляет для нас известная уже нам «книга чудес Божией Матери и стоики (Xiga Cudow)», в которой вместе с житием преподобного Иова и чудесами, нами уже описанными, как мы сказали (см. предисловие) записан и ряд чудес, совершенных преподобным Иовом в самый разгар униатского преобладания в Почаевской Лавре с 1737 по 1768 год. Так по описанию этой книги «року 1737, дня 22, но календарю римскому, по-нашему же 11 Ианнуария, при супериоре Лавры Гедеоне Козубском (1730–1736), пришла в монастырь некая пани Понровская с малолетними сыновьями и дочерью и просила дабы могла выслушать службы Божия. В это время старший сын её, десятилетний мальчик, спросил экклесиарха: «где почивает Иов Железо, о котором говорят, что он не святой?» Не зная, что ответить на это, экклесиарх обратился к отроку с вопросом: кто же это говорил тебе, что он не «святой?» Отрок указал на слуг, пришедших с его материю, и затем еще усерднее начал просить показать ему мощи блаженного. В след за ним пошла его мать и бывшие с нею. По все только посмотрели на раку преподобного, и, не воздав никакой чести мощам святого, собирались выйти из пещеры. Но лишь только они вышли внутрь пещерной церкви, как вдруг детище, зле глаголавшее о блаженном, оцепенело – руки крестообразно простирающе. Вместе с сим у него отнялся язык и все тело стало твердо, как деревянное. В ужасе мать и слуги схватили пораженное дитя и вынесли оное из церкви. Затем испросив воды из цельбоносной стопы, и окропивши ею тело дитяти и вливши немного оной в уста несчастного, на силу только «мало нечто» привели оное в чувство, и таким образом в дом свой еле живое взяли». 404 Спустя десять лет после этого 1718 года, октября 2 дня, при супериоре Лавры Варлааме Какойловиче (1743–1752), пришла в Почаев другая пани Агнесса из Борецких Пражмовская, с мужем своим Валентином Пражмовским, и по исповеди и святых таин причастии заявила под присягой, «что ей три раза являлся во сне велебный отец Иов Железо, однажды в белой одежде с пораненною головою, а другие два раза в облачении черном, и напоминал, чтобы она навестила его в Почаеве, где он почивает телом своим, и донесла местному настоятелю, что он (т.е. преподобный Иов) велебный слуга Божий достоин большей чести, и чтобы тело его было чтимо хоть каким-нибудь освещением». Вместе с сим Пражмовская сознала и утвердила подписью своей руки и засвидетельствованием мужа, что пред первым видением «велебного мужа Божия она часто болела головою и горячкою; когда же дала обет навестить «мужа Божия», то сейчас выздоровела и от горячки, и от лихорадки. Впоследствии она медлила исполнить обет; но снова к этому была побуждаема двукратным явлением блаженного, пока наконец не исполнила его воли». 405

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Иова особенно смело и энергично действовал Мелетий Смотрицкий 724 , поставленный на полоцкую епархию. Поселившись в виленском братском монастыре Св. Духа, он совершал там посвящение духовных лиц, рассылал послания к православным и писал сочинения в защиту православной Церкви. Влияние Мелетия было так благотворно, что некоторые приходы в полоцкой епархии стали отпадать от власти полоцкого епископа, Иосафата Кунцевича. К сожалению Мелетию не доставало твердых религиозных убеждений – плод влияния виленской иезуитской академии и протестантских университетов Запада, где он учился. В то время среди православных и униатов бродила мысль о соглашении между собою: ее разделяли И. Рутский, И. Борецкий и др. Мелетий увлекся ею и постепенно склонился к унии. Изданная им «Апология» уже заключала в себе явно – католические воззрения и хулу на православную Церковь . Иов позаботился в 1628 г. соборно осудить соблазнительную для православных «Апологию», а самого Мелетия заставил проклясть ее и торжественно раскаяться в заблуждениях. Но его раскаяние было мимолетно. В том же году он письменно отрекался от того, что сделал на соборе 1628 г., и окончательно отпал от православия. Мысль о соглашении униатов и православных дошла до королевского двора и Сигизмунд повелел им собраться для этого на общий собор в 1629 г. (во Львов.); но православные отказались; сам Иов теперь уже не хотел вступать в переговоры с униатскими владыками. Иов скончался в 1631 г. и погребен в Киевомихайловском монастыре. Преемником ему был избран Исаия Копинский (1631 – 1633). Это был воспитанник острожской школы; с ранних лет постригся он в Киевопечерском монастыре и около пятнадцати лет провел в подвигах в Антониевой пещере, с 1615 г. сделан настоятелем новооснованного Богоявленского братского монастыря, в 1620 г. посвящен в епископа перемышльского и потом перемещен на епархию смоленскую и черниговскую. В сане епископа он заботился о водворении порядка в монастырях, своими руками копал пещеры и строил келлии; кроме того отличился горячею преданностью православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и Манявский Прп. Иов Почаевский Оборона Почавской Лавры. Рис. Н. Зубрицкого, 1704 г. Почаевская Лавра. Акварель Т. Г. Шевченко, 1846 г. Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Башня Великого скита в Маняве. Гравюра из книги Ю. Целевича, 1887 г. Древнерусский скит «Ксилургу» на Афоне. Фото XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Болгарский монастырь Зограф на Афоне. Рис. В. Григоровича-Барского, 1744 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Болгарский монастырь «Зограф» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Автограф Иоанна Вишенского. Послание игумену Филиппу и всей братии Хиландара на Рождество Христово (между 1619–1632 гг.) Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Внешними отличиями митрополичьего сана были: ношение при священнослужении двух панагий (энколпиев) и митры с водруженным на ней крестом; предношение «в своей ему епархии во всех походех» креста, а при сослужении с патриархом (московским) первое место после него и стояние на ковре. В 1686 г., патриарх московский дарствовал Киевскому митрополиту камилав беловидный, «яко в той стране таковое у митрополитов ношение упразднися». 665 М. Иов Борецкий С посвящением в митрополиты киевские Иова Борецкого восстановился ряд иерархов киевских, прерванный унией. М. Иов был ректором львовской школы, потом священником воскресенской церкви в Киеве и ректором киевской братской школы; 666 по пострижении в монашество был игуменом Михайловского монастыря: 667 в 1620 г. посвящен в сан митрополита. Поставив митрополита Киеву и епископов в православные епархии западно-русской церкви, патриарх Феофан держал с ними «и со многими иными пречестными блаженными архимандритами, игуменами, иеромонахами и иереями» собор, на котором осуждены были некоторые противные благочестию обычаи, вошедшие в практику западно-русской церкви, именно: причащение св. таин троекратным подношением оных при отдельном произношении имен Божиих – Отец, Сын и Св. Дух; причащение частями, изъятыми из иных просфор, а не из самого агнца; празднование десятой пятницы; поминовение проводной недели около церкви на гробах христианских с музыкой и корчмами; напоение новобрачных при совершении таинства брака каким-либо питием с пением каноника: тело Христово приимите. 668 В то же время патриарх позаботился о благосостоянии возикавшего тогда киевобогоявленского братства, присоединил к нему странноприимное общество, обращенное потом в бурсу и ввел в братское училище преподавание латинского и греческого языков, чтобы дать православным средства противостоять учению иезуитов. Посвященные патриархом митрополит и епископы в том же 1620 г. составили собор в Киеве для совещания о благочестии и предначертали себе план к благоустроению церкви и ограждению ее от нападений врагов православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вслед за ним пошла его мать и бывшие с нею. Все только посмотрели на раку преподобного и, не воздав никакой чести мощам святого, «собирались выйти из пещеры». Но лишь только они вышли внутрь пещерной церкви, как вдруг детище, «зле глаголавшее о блаженном», оцепенело, «руки крестообразно простирающе». Вместе с сим у него отнялся язык и все тело стало твердо, «как деревяное». В ужасе мать и слуги схватили пораженное дитя и вынесли его из церкви. Затем испросив воды из цельбоносной стопы, и окропивши ею тело дитяти и вливши немного оной в уста несчастного, на силу только «мало нечто» привели его в чувство, и таким образом «в дом свой еле живое взяли». 622 Спустя десять лет после этого 1748 года, октября 2 дня, при супериоре Лавры Варлааме Какойловиче (1743 – 1752), пришла в Почаев другая пани Агнесса из Борецких Пражмовская, с мужем своим Валентином Пражмовским, и по исповеди и святых таин причастии заявила под присягой, «что ей три раза являлся во сне велебный отец Иов Железо, однажды в белой одежде с пораненною головою, а в другие два раза в облачении черном, и напоминал, чтобы она навестила его в Почаеве, где он почивает телом своим, и донесла местному настоятелю, что он (т. е. преподобный Иов) велебный слуга Божий достоин большей чести, и чтобы тело его было чтимо хоть каким нибудь освещением». Вместе с сим Пражмовская сознала и утвердила подписью своей руки и засвидетельствованием мужа, что пред первым видением «велебнаго мужа Божия» она часто болела головою и горячкою; когда же дала обет навестить «мужа Божия», то сейчас выздоровела и от горячки и от лихорадки. Впоследствии она медлила исполнить обет; но снова к этому была побуждаема двукратным явлением Блаженного.... пока наконец не исполнила его воли. 623 После этого в 1753 году, во время управления Лавры генералом базилианского ордена протоархимандритом Ипатием Белинским, исцелился благодатью преподобного Иова мечник из города Дубна, или оружейный мастер Януш Лигурри. Работая однажды над саблей, Лигурри так ударил себя железом в колено, что от полученной раны врачи осудили его на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц и поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший католичество, передал новый храм и келейные корпуса францисканским монахиням. Православные же сестры остались в старом Воскресенском монастыре. В четверг, после дня Святой Троицы, 1622 года древние святыни корецких князей - икона Божией Матери " Споручница грешных " и Ее чудотворная Плащаница - были торжественно перенесены крестным ходом из замка корецких князей в Свято-Воскресенский монастырь. Католики приказали корецкому князю Яну-Карлу вынести эти великие святыни из домашней молельни, как не католические. Князь отстаивал родные святыни, но, наконец, сдался и предложил своей сестре игумении Серафиме забрать их в монастырь. День переноса корецких святынь в монастырь торжественно празднуется в обители с тех давних времен и поныне в четверг по Пятидесятницы. В 1628 году в Киеве, по благословению Митрополита Киевского Иова (Борецкого) был созван Собор по вопросам охранения и утверждения истин и правил Православной веры. На Соборе присутствовал и преподобный Иов Почаевский. Возвращаясь из Киева в Почаев, игумен Иов три дня прожил в Корецкой обители, совершая богослужения и беседуя с игуменией и насельницами монастыря. Польские помещики старались повсеместно захватить монастырские земли. К 1740 году верным Православию оставался один Корецкий женский монастырь. Понимая, что заставить насельниц монастыря принять унию не удастся, униатский епископ Феодосий (Рудницкий) в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини вместе с игуменией Анной (Олесвянской) были выдворены из монастыря, а престарелые монахини увезены в Клинецкий монастырь, ставший теперь единственным на Волыни женским монастырем-скитом. Однако и он в 1782 году был закрыт. Лишь к концу XVIII века православная Волынь освободилась от двухвекового польско-латинского ига.

http://sobory.ru/article/?object=18017

Это превращение Смотрицкого в униата увлекло в унию многих православных. Мелетий был связан узами дружбы и знакомства с очень многими людьми, был лучшим руководителем православного литовско-русского народа, и большое количество этого народа шло немедленно по его указанию. Такое сильное влияние Мелетия на народ, а, главное, неистовство униатов и латинян, не могли не подействовать на православных — и они тысячами стали переходить в унию. Польское правительство помышляло даже о совершенном уничтожении православия в Литве и Польше. В это трудное время на защиту православия опять выступает грозная казацкая сила Запорожья. В 1625 г. запорожские казаки посылают в Варшаву на вольный сейм своих послов, которым поручают: «Просить на сейме, чтобы король оставил русскую веру по старым их правам и вольностям и старших духовных, митрополита Иова Борецкого и владык, — в покое и послушании под благословением Восточной Церкви, утвердив их своей грамотой и наделив имениями; а униатам запретил мучить их братию и преследовать их церкви...» Но Сигизмунд остался глух к этой просьбе и не обратил на нее внимания. Тогда казаки решили взяться за оружие, и началась страшная расправа с латинскими ксендзами и всеми ревнителями унии. Вносили православные через своих послов протесты против преследований и на последующих сеймах, но всякий раз решения сеймов и короля были одной пустой проволочкой дела и обманом. Они не успокаивали ни православных, ни униатов, вследствие чего столкновения между теми и другими не прекращались. Митрополит Иов и его советники епископы давно поняли, что нечего им ждать защиты и справедливости от польского правительства, и уже в 1625 г. Иов решился просить московского царя Михаила Феодоровича принять Малороссию «под свою высокую руку» и защитить ее от поляков. Предложение это хотя и не было отвергнуто, но найдено было преждевременным, и Иову была обещана помощь только в будущем. После этого сношения западно-русского духовенства с Москвой не только не прекращались, но, по мере того как росли притеснения православных в Речи По-сполитой, все более усиливались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010