4 В естественном законе Иов терпеливый терпения Христова образ бяше живый, Иов бо, всех лишився, даже наг лежаше, а Христос Бог риз кроме на кресте висяше. Иов чад си любезных жалостно лишися, Христос же апостолов Своих отщетися, Егда во страстей время в бегство себе вдаху, от Иудейска рода вдани бывше страху. Иов от главы до стоп злы язвы имел есть, и Христос точне раны всем телом терпел есть. Иов укорения 1484 от друг си страдаше, Христос многия хулы 1485 от Своих прияше. Иов от жены слова страдаше худая, Христос же от сонмицы слыша люте злая. Иов и душею си име страдания, скорби, страхи, печали и сетования, И Христос во ограде душею страдаше, елма та в Нем прискорбна даже к смерти бяше. Иова томя демон, весь ся изнурил есть, паче противу Христу то он сотворил есть. Иова вси ближнии в болезни лишиша, тожде и Христу в страсти друзи 1486 сотвориша. Иов царь Идумейский, ли поне князь бяше, а вся во смирении болезни терпяше. Христос Царь царствующих всесмирен явися, даже на древе крестом 1487 от враг умертвися. Иов по страстех паче Богом ублажися, Христос Господь по смерти воскрес, прославися. Благ убо образ Иов, но образованный, сама есмь 1488 благость Христос Господь 1489 всежеланный. Иова яко раба Его почитаем, Христа яко Господа всех нас прославляем, Желающе, да и нас со Иовом Себе вечны певцы устроит во пресветлом небе. Иосиф Иосиф, сын Иаковль, отцу любим бяше, а ненависть братняя в Египт й продаше, Иосиф же обручник Богом возлюбися, но со Христом в Египет Иродом гонися. Ов верность господину своему храняше, смеситися с женою его не хотяше. Сей Богу и Марии веру сохранил есть, коснутися пречистей ни же помыслил есть. Ов от Божия дар сей прия благодати, еже сновидения право толковати. Сей же общник небесных таинств сотворися и во сне чрез аггела делу научися. Ов пшеницу 1490 во пищу людем сопряташе, сей хлеб жизни и вино радости стяжаше Себе и всему миру. Оба превелика Иосифа пред Богом беста человека. 2 Иосиф 1491 святый, обручник блаженный Девы Марии и страж божественный.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Наконец Вилдад подводит итог своей речи, прямо намекая на грядущую судьбу Иова, который подлежит за свои грехи Божественному осуждению и вечной муке: Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога ( Иов. 18:21 ). По словам святителя Григория Великого , Вилдад здесь утверждает, что тот, кто ныне, в земной жизни, «превозносится незнанием Бога», через смерть «вступит в свои жилища, где нечестие погрузит его в муки, где однажды он обнаружит, что место его – тьма». Там, по земной кончине, все грешники наконец «водворяются на свое место, когда предаются мукам вечного огня как заслуженное наказание за свое беззаконие» 752 . А я знаю, Искупитель мой жив... Второй ответ Иова Вилдаду (Иов. 19:1–29) Иов отвечает Вилдаду встречной речью, содержащейся в 19-й главе библейской книги. Сначала ( Иов. 19:1–7 ) Иов с горечью говорит о безжалостном отношении к нему друзей, позорящих и осуждающих его в своих речах, умножающих своими словами и без того мучительное его состояние, испытываемое от обрушившегося на него великого Божественного гнева. Иов непрестанно кричит о притеснениях, обрушивающихся на него от Бога, но не видит справедливости. И отвечал Иов и сказал: доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? ( Иов. 19:1–2 ). По святителю Иоанну Златоусту , Иов здесь вновь упрекает друзей в том, что они «не только не приносят утешения, но поступают вопреки этому, содействуя и помогая диаволу и поражая силу праведника» 753 . Вместе с тем святитель Григорий Великий здесь опять напоминает нам, что «высказывания святого мужа... иногда следует понимать как сказанное от себя, иногда как сказанное голосом Главы (Христа), а иногда как прообраз голоса Вселенской Церкви». Именно в связи с таким, третьим, типологическим пониманием – восприятием личности Иова как прообраза христианской Церкви – страдалец, по убеждению Двоеслова, и отвечает «друзьям... которые являют собой образ еретиков: Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? ( Иов. 19:2 ). Добрые люди действительно терзаются речами нечестивых, когда [нечестивые] речами обрушиваются на них, а сами [при этом] либо исповедуют ложную веру, либо имеют дурные нравы» 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В 1948 году по старости он был освобожден от должности братского духовника, но продолжал принимать на исповедь богомольцев и тем более не отказывал братии в духовной поддержке. В 1951 году Великим постом архимандрит Антоний принял постриг в великий ангельский образ с именем Афанасий. На второй день Пасхи, когда он совершал литургию, ему стало плохо. Старца отвели в келлию, где он в тот же день мирно скончался. Похоронен схиархимандрит Афанасий на братском кладбище Глинской пустыни. Большим духовным авторитетом пользовался в те годы также иеросхимонах Иов (в миру Иов Никитич Полхов). Родился он в семье крестьян Курской губернии в 1877 году 1627 , образование получил в сельской начальной школе. В Глинскую пустынь Иов поступил в 1913 году и проходил послушание при бакалейной лавке 1628 . Отличаясь сердечной простотой и искренним смирением, он скоро приобрел любовь всей братии. В июне 1918 года Иов был пострижен в рясофор 1629 , а перед закрытием обители в 1922 году – в мантию с оставлением имени Иов, затем рукоположен во иеродиакона. В 1926 году о. Иов принял великую схиму также с оставлением прежнего имени 1630 . Во время Великой Отечественной войны о. Иов жил в г. Белополье Глуховского района Сумской области. В 1943 году он вернулся в Глинскую пустынь, где был рукоположен во иеромонаха, и в 1944 г. назначен благочинным обители. Отличительной чертой о. Иова была постоянная сосредоточенность в себе самом. Он искренне до самой кончины считал себя хуже всех и ниже всех, еще не положившим начала духовной жизни, и всегда просил у Господа даровать ему покаяние. Молитвенная собранность и внимательное самоиспытание настолько очистили его сердце, что он стяжал внутренний плач, сетование о своих грехах, а в храме почти все время проливал теплые слезы умиления. Отец Иов «бегал людей», всей душой стремился к уединению, но братия и очень многие богомольцы искали у него духовного совета и утешения. Сама внешность подвижника привлекала к нему людей. В его строгом монашеском облике была какая-то необычная простота и святость. В келлии у о. Иова не было ничего лишнего, только несколько икон, четки и самые необходимые книги. Кроме исповеди, ни в какие беседы он старался не вступать. Старец имел дар прозрения. Его простые речи были полны духовной силы и великой веры в помощь Божию. Покаяние считал он основой всех видов христианского подвига, и все его краткие поучения были горячим призывом к истинному покаянию. В 1945 году о. Иов был награжден набедренником, а в 1946 – золотым наперсным крестом 1631 . В 1946 году после напутствия Святыми Таинами иеросхимонах Иов тихо и мирно почил о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Следует признать, что Святые Отцы в своей интерпретации исполненных отчаяния библейских речений Иова порой все же несколько сглаживают здесь «острые углы», пытаясь перетолковать их иносказательно, нравственно-аллегорически, или даже – с точностью до наоборот. Так, например, святитель Иоанн Златоуст неоднократно утверждает, что «Иов нигде не говорит, что страдает несправедливо и не имеет грехов...» 314 , хотя мы неоднократно увидим в дальнейшем, что страдалец на страницах библейского текста будет настойчиво подчеркивать собственную личную непорочность. Однако экзегеты зачастую все же бывают вынуждены признать предельную резкость и гневную прямоту речений Иова по отношению к Творцу. Так, например, комментируя обращенные к Богу слова Иова, которые тот произнесет уже ближе к концу его спора с друзьями, – Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня ( Иов. 30:21 ), – святитель Григорий Великий честно признает (хотя затем и стремится интерпретировать все это в значительной мере иносказательно), что Иов прямо обвиняет здесь Бога в жесткости 315 . По убеждению Святых Отцов, в частности по святителю Григорию Великому , Иов конечно же знал, что все несчастья преследуют его по злой воле диавола, что его касается не десница Господня, а рука богопротивника – сатаны. Но вместе с тем он недаром говорит в одной из своих речей: рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ). Иов понимает, что диавол получил на все это власть от Самого Бога (ср.: Иов. 1:11 ) 316 . При этом Иов не осознает подлинных причин своих многочисленных бед (по словам Олимпиодора, Иов «не знал причины своих злоключений» 317 ), видя в них одно лишь наказание, посылаемое ему от Бога, преследующее его, как ему кажется, за грехи, которых он не совершал. Так, по словам святителя Григория, «блаженный Иов действительно говорил о том, что он был наказан без какой-либо вины» 318 . Тем самым в сознании Иова все же присутствовала мысль, что источником его несчастий является Сам Господь. Отсюда – вследствие такого ошибочного убеждения – и все горькие слова упрека, обращенные к Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов. 1, 1–22 ). «Слышала ли ты, душа моя, как Иов на гноищи оправдался?» – спрашивает тебя преподобный писатель Великого канона. Почему в христианском мышлении имя «Иов» неотделимо от определения «праведный»? " Был некий человек в земле Уц» 898 (или, как написано «в Сирской книге», в земле Авеситидийской на пределах Идумеи и Аравии... около берегов Евфрата 899 ( 1Пар. 1, 44 ).), пятый от Авраама, происходил он от отца Зарефа 900 , сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, и был вторым царем Едома после Валака, или Белы, сына Веорова (См.: 1Пар. 1, 44–45 ). Он был «беспорочен и чист во всех деяниях, ...он соблюдал Закон и заповеди в том виде, в котором они были явлены человечеству еще до Синайского законодательства (то есть законы сынов Ноевых). Известно, что через Авраама и Исаака их потомкам эдомлянам (к которым принадлежал Иов), как и израильтянам, были даны еще и дополнительные постановления и заповеди. В частности, Иовом в какой-то форме соблюдалась заповедь о субботе» – «в субботу он совершал обряд поклонения Всевышнему и просил Его простить грехи своих близких. ...Он не только почитал Всевышнего, но и знал Его имя, которое было возвещено патриархам, а впоследствии – Моисею и всему народу Израиля. ...Он воспитывал детей в страхе Божием ...и дети его имели представление об истинном служении Богу, поскольку были в этом наставлены отцом. Иов оказывал помощь всем нуждающимся, что предписано заповедями Создателя ... – как колеблющихся в вере, так и материально нуждающихся Иов поддерживал, он как бы «выпрямлял» их жизнь и ставил их на ноги» 901 . Так Писание рисует нам образ ветхозаветного праведника, не имеющего порока, посвятившего свою жизнь не столько добыванию хлеба насущного и иных материальных благ, сколько благодарению Бога за всё, что Он дал ему – от самой жизни до возможности проводить ее в мирных и благоприятных условиях. Но вся ли это праведность? Только ли в благоприятных условиях она может развиваться и достигать небесных венцов? Однако же самое имя «Иов» (прежнее же его имя было «Иовав» (Ср.: Иов.42:17 ) говорит об обратном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Иов.1:12 .  И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. Ответ сатаны, представляя клевету на Иова, бросал в то же время тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. В целях торжества правды все достояние праведника и отдается теперь в руки злого духа. Ему предоставляется испытать благочестие Иова тем способом, на который он сам указал (ст. 11). Иов.1:13 .  И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. Иов.1:14 .  И вот, приходит вестник к Иову и говорит: Иов.1:15 .  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:16 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:17 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:18 .  Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; Иов.1:19 .  и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. По клятвенному уверению сатаны (ст. 11), пораженный несчастием Иов похулит Бога. К достижению данной цели и направлены перечисленные в настоящих стихах бедствия. Как таковые, они представляют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятие. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме его старшего сына (ст. 13). В день радости, веселья, каким был и настоящий день, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее, чем в обыкновенное время. Под влиянием же сильного горя скорее может возникнуть и недовольство. Во-вторых, бедствия следуют одно за другим с необыкновенною быстротою: не успевает Иов прийти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом ( " еще он, вестник, говорил, как приходит другой», ст. 16, 17). Быстрота бедствий должна была действовать на Иова подавляющим образом, и действительно, по выражению страдальца, она «потрясла его» ( Иов 16.12 ). Подавленность же духа и неразлучная с нею спутанность в мыслях представляют самую удобную почву для ропота. И, в-третьих, виновником бедствий является сам Бог; великий скот Иова попаляется «огнем Божиим» (ст. 16, см. ниже). Эта подробность могла составить самое сильное испытание для веры праведника. Стоит ли быть благочестивым, преданным Господу, раз Он сам наказывает своего верного раба?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последующий – 14-й – стих (подобно только что рассмотренное 13-му) также выглядит в Септуагинте несколько иначе, чем в привычном нам синодальном переводе: Если же я согрешу. Ты хранишь меня, но не оставишь меня безнаказанным за беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта). Исходя из такого чтения библейского текста восточные древние экзегеты утверждают, что, говоря о своем беззаконии, Иов ведет речь здесь отнюдь не о собственном, личном грехе, но именно о грехе первородном, лежащем на всех людях, в том числе – по признанию Иова – и на нем. Тем самым, по Дидиму Слепцу , Иов «показывает, что по преемству от Адама грех переходит на всех людей. Мы говорим, что святые подлежат преступлению не по своей воле, но по преемству, как было сказано... И о святых следует помышлять, что они имеют прегрешение не произвольное, поэтому и сказано: ибо все согрешили ( Рим. 3:23 )» 636 . Итак, грех Иова, его беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта) – это именно наследие Адама: по убеждению Иова, он находится лишь под властью преступления прародителей, а не под грузом личных прегрешений. Эту же мысль, по убеждению Дидима, Иов развивает и в следующем – 15-м – стихе, также звучащем в версии Септуагинты несколько иначе: Если я буду нечестив, горе мне! Если я буду и прав, не могу поднять головы моей, ибо я пресыщен бесчестием ( Иов. 10:15 ; Септуагинта). По Дидиму, Иов здесь как бы говорит: «...если я согрешаю волею – увы мне! Если же... только по преемству имею Адамов грех, – опять же не так, ибо не могу поднять голову, как избавленный от всякой скверны» 637 . По мнению древних толкователей, Иов здесь, как и во всех других своих речах, настаивает именно на втором варианте: он отнюдь не грешит против Бога нечестиво, вольно, сознательно, но лишь пребывает в рабстве первородного греха – впрочем, как и весь человеческий род. В соответствии с толкованием святителя Иоанна Златоуста , Иов, настаивая на своей личной чистоте от греха, в то же время признает, что такая чистота ничего не меняет в его взаимоотношениях с Богом, ибо Господь самим фактом наказания провозглашает его грешником, исполненным духовной нечистоты. Именно поэтому, произнеся: Если даже я праведен, то не подниму головы моей ( Иов. 10:15 ; Септуагинта), – страдалец, в соответствии с пониманием Златоуста, здесь как бы утверждает: «Какая польза... что я праведен, если для Него [для Бога] я нечист?» 638

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Промыслом Божиим у истоков Русского Патриаршества был поставлен человек исключительных духовных и умственных дарований, замечательный и яркий, несмотря на свое весьма простое происхождение: св. Иов (в миру – Иоанн) был из посадских людей города Старицы. Родился он в середине XVI в., в царствование Иоанна Грозного. Смолоду был связан со Старицким Успенским монастырем, где обучался в монастырской школе. Его духовным наставником был архимандрит Старицкого монастыря Герман. Здесь же будущий Патриарх стал послушником, а затем и монахом. Иов был человеком выдающихся способностей. Он был начитан, прекрасно читал и пел, имел феноменальную память и приятную наружность – был высок, отличался правильными чертами лица. Его память изумляла современников. Он знал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, помнил множество молитв, в том числе – все тексты литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, которые он совершал без Служебника, наизусть. Даже длинные молитвы на вечерне Пятидесятницы он тоже читал по памяти. Кроме того, Иов был очень благочестив. Никогда не бранился и не повышал голоса, отличался кротостью и смирением, которые не покинули его даже после того, как он стал Предстоятелем Русской Церкви. Иов никогда не пил вина, что особенно изумляло его современников. Каждый день, если только он не был болен, Иов совершал литургию. Все это характеризует Иова как подвижника и аскета, человека святой жизни. Поэтому неудивительно, что Иов весьма быстро обратил на себя внимание Иоанна Грозного, который поставил его настоятелем Старицкого монастыря вместо умершего Германа. В 1569 г. Иов впервые упоминается как архимандрит Старицкого Успенского монастыря, а 1571 г. он уже был переведен в Москву, в Симонов монастырь, где тоже стал архимандритом. В 1575 г. его перевели настоятелем в Новоспасский монастырь. Выдающиеся способности и редкие духовные достоинства Иова способствовали его быстрому возвышению. В 1581 г. он становится епископом Коломенским, а в 1586 – архиепископом Ростовским. С 1587 г. Иов – митрополит Московский и всея Руси. И, наконец, в 1589 он становится первым в истории России Патриархом. Иов был подлинным избранником Божиим, и именно этой замечательной личности суждено было открыть новый этап в истории Русской Церкви. В то же время его Патриаршество пришлось на пору страшных испытаний Смутного времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/436302/

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти ( Иов. 12:7–10 ). Комментируя это свидетельство Иова, святитель Иоанн Златоуст пишет: Иов «показывает, что вся тварь знает Творца и что это известно не только людям, но и бессловесным, и самой неодушевленной земле... Для большего посрамления Софара [Иов] сказал [ему] гиперболически: «Спроси бессловесных и неодушевленных тварей, которые хотя не говорят, но как бы звуками голоса возвещают славу Божию. Ведь они чувствуют силу Божию и, подобно одаренным речью, скажут, что Творец есть Бог всего, непостижимый в премудрости, карающий злых, что в Его власти находится все, и жизнь живущих, и смерть, что Он легко приводит в исполнение хотения Своей воли о каждой твари, все содержит и управляет и жизнью бессловесных, и духом человека...» Так получили и мы [люди] ум для познания Бога, способный понимать Его премудрость и силу... и нам всем дана способность познавать Бога как Творца всего» 666 . Затем ( Иов. 12:11 ) Иов призывает своих друзей научиться реально, а не кажущимся образом (как это для них характерно) угадывать смысл Божественного Промысла о мире и о человеке. По Иову, такое приобретаемое людьми умение различать таинственные смыслы Промысла Творца подобно свойству человеческого языка, способному чувствовать вкус той или иной пищи. Иов говорит об этом так: Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? ( Иов. 12:11 ). По мысли Златоуста, произнося эти слова, Иов свидетельствует своим друзьям об обладании таким умением: «Я не лишен разума, я знаю это. Ибо подобно тому, как Бог дал нам гортань для различения пищи, так и разум для принятия решений и время для обретения знания» 667 . Затем ( Иов. 12:12–13 ) Иов провозглашает, что хотя люди и обладают мудростью и разумом, но подлинным Источником и Вместилищем совершенной Премудрости является один лишь Бог:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, как пишет святитель Григорий Великий , подводя некоторый предварительный итог тем словам, что сказаны в отношении этого праведника в начале книги Иова, «блажен Иов, поскольку [здесь] указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу» 161 . Мы знаем из библейского рассказа, что у Иова была большая семья – семь сыновей и три дочери (см.: Иов. 1:2 ), что он владел огромным имением: Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги ( Иов. 1:3 ) и что он был... знаменитее всех сынов Востока ( Иов. 1:3 ). По мысли святителя Григория Великого , последнее означает, что «Иов обладал необыкновенным богатством. А кто не знает, что мужи Востока весьма богаты? Значит, Иов именуется знаменитым, потому что был богаче [их]» 162 . Говоря о богатстве Иова, святоотеческая традиция в то же время настойчиво подчеркивает превосходство его духовного богатства над материальным. По слову преподобного Исихия Иерусалимского , «видимые богатства Иова были восхитительны, но еще более восхитительны были богатства внутренние...» 163 Вместе с тем, Святые Отцы настаивают на том, что причина личной святости Иова, равно как и основание его материального благополучия, – отнюдь не в нем самом. По мысли преподобного Ефрема Сирина , недопустимо, чтобы кто-либо «подумал, что все это – благочестие, невинность, великий почет – было у Иова благодаря [лишь] его человеческим способностям» 164 . Основание всего этого – в Божественных дарах, в подлинном Первоисточнике всякого блага – Творце и Промыслителе мироздания. Все это было Иову даровано Богом. Следом за кратким начальным описанием духовного, житейского и материального благополучия Иова библейский текст рисует близкую к идеальной картину его семейной жизни: Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их... Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни ( Иов. 1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010