В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10). В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (    ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15). Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом. Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40). В эпоху Второго храма Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте ( Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи ( Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

http://pravenc.ru/text/189733.html

Дух Божий Дух Божий – библ. выражение для обозначения той духовной силы, которая, имея свой источник в Боге, ощущалась людьми по разным ее благодатным проявлениям. Так, Дух Б. оживотворяет первобытный хаос ( Быт.1:2 ), пробуждает к жизни первозданного человека ( Быт.2:7 ), он обусловливает бытие и продолжение мира ( Иов.27:3, 33:4 ; Ис.42:1, 6 ), он заправляет судьбами как каждой отдельной личности ( Иов.32:8 ), так и всего человечества ( Агг.2:6 ), он помазует царей и пророков на их служение ( Ис.11:23 ), он служит источником особых благодатных даров, как это видно из истории Иосифа ( Быт.41:38 ), Веселеила, сына Урии ( Исх.31:3 ), Валаама ( Чис.44:2 ) и всех, вообще, чрезвычайных деятелей Израиля. Затем – это есть сила Божия, заправляющая судьбами мира и человека, всякий, вообще, след божественного Промысла, как общего, так, в особенности, частного. Но кроме этого, оно имело еще и другое, личное значение, указывая на третью Ипостась Св. Троицы – «Духа Святого». Такой, именно, смысл большинство экзегетов, в том числе и святоотеческих (Вас. Вел., Афан., Иерон. и пр.), усвояет, напр., известному библейскому выражению из истории творения мира: «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), в параллель чему приводят изречение Псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся силы их» ( Пс.32:6 ). Подобным же образом толкуют и другое место, из истории потопа: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми» ( Быт.6:3 ) и несколько еще, аналогичных же, библейских выражений. Во всех этих выражениях животворящая, зиждительно-промыслительная сила Божия как бы концентрируется и олицетворяется в виде определенного субъекта, носителя указанных свойств, деятельно проявляющего их в различных частных актах. А так как большинство наиболее важных свидетельств этого рода падает на начальные страницы Библии, то это невольно располагает нашу мысль к признанию того древнего мнения, по которому тайна троичности была известна первым людям. В действительности же только уже в Новом Завете, в царстве благодати, тайна троичности снова, и на этот раз определенно и ясно, выступает пред сознанием человечества и занимает соответствующее ей место в христианской догматике, где, между прочим, воскресает и ветхозаветный термин ruah Elohim под формой πνεμα το θεο ( Рим.8:9 ; 1Кор.2:11, 3:16 и пр.). Литература. Еп. Хрисанф «Религии древнего мира» III т. Спб. 1878; А. Покровский «Библ. учение о первоб. религии, 1901; Лебедев «Ветхозаветн. вероучение во времена патриархов», Спб. 1886. А. Покровский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

    О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых.     Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20-21, Иер.31:31-34, Иез.36:24-27, Дан.9:24-27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20-21, Иер.31:31-34, Дан.9:24-2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20-21, Иоил.2:28-32, Зах.12:10-13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10-17, Ис.2:2, 11:1-10, 42:1-12, 43:16-28, 49:6, 54:12-14, 65:1-3, Дан.7:13-14, Агг.2:6-7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1-12, 43:16-28, 54:12-14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2-3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9-11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1-10), утверждение радости (Ис.42:1-12, 54:12-14, 60:1-5, 61:1-4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1-12, 61:1-4, Зах.9:9-11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2-3, 11:1-10, Иер.31:31-34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10-17, 109:1-4, Ис. 9:6-7, 11:1-10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26-27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2-3, 11:1-10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке         Место в Писании     Книга Бытия        Семя Жены сотрет главу змия    22О — благословении в Потомке Авраама    49 — Примиритель из колена Иуды        (Чис.24:17) — Звезда Иакова    (Втор 18:18-19) — Пророк подобный Моисею    (Иов.19:25-27) — Об Искупителе, Который воскресит    (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства    Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии)    Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий    Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим    Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

1 Кор 1:19 Ис 29:14. 1:31 Иер 9:24. 2:16 Ис 40:13. 3:19 Иов 5:13. 3:20 Пс 93:11. 10:7 Исх 32:6. 10:26 Пс 23:1. 14:21 Ис 28:11-12. 15:27 Пс 8:7. 15:32 Ис 22:13. 15:54 Ис 25:8 15:55 Ос 13:14. 2 Кор 4:13 Пс 115:1. 6:2 Ис 49:8. 6:16 Лев 26:11-12. 6:17 Ис 52:11. 9:9 Пс 111:9. 10:17 Иер 9:23-24. 13:1 Втор 19:15. Гал 3:6 Быт 15:6. 3:10 Втор 27:36. 3:11 Авв 2:4. 3:12 Лев 18:5. 3:13 Втор 21:23. 3:16 Быт 13:15; 24:7. 4:27 Ис 54:1. 4:30 Быт 21:10. Еф 4:8 Пс 67:19. 4:25 Зах 8:16. 4:26 Пс 4:5. 5:31 Быт 2:24. 6:3 Исх 20:12. 1 Тим 5:18 Втор 25:4. 2 Тим 2:19 Числ 16:5, 26; Наум 1:7. Евр 1:5 Пс 2:7; 2 Цар 7:14; 1 Пар 17:13. 1:6 Пс 96:7. 1:7 Пс 103:4. 1:9 Пс 44:7-8. 1:12 Пс 101:26-28. 1:13 Пс 109:1. 2:8 Пс 8:5-7. 2:12 Пс 21:23. 2:13 Пс 15:1; Ис 8:18. 3:11, 15 Пс 94:7-11. 4:3, 5 Пс 94:11. 4:4 Быт 2:2. 5:5 Пс 2:7. 5:6 Пс 109:4. 6:14 Быт 22:17. 7:2 Быт 14:17-20. 7:17, 21 Пс 109:4. 8:5 Исх 25:40. 8:12 Иер 31:31-34. 10:7-9 Пс 39:7-9. 10:17 Иер 31:33-34. 10:30 Втор 32:35-36; Пс 134:14. 10:38 Ис 26:20; Авв 2:3-4. 11:5 Быт 5:24. 11:21 Быт 47:31. 12:6 Притч 3:11-12. 12:20 Исх 19:13. 12:21 Втор 9:19. 12:26 Агг 2:6. 13:5 Втор 31:6. 13:6 Пс 117:6-7. Арыл 2:27-28 Пс 2:8-9. Бу аан тылы Д.К.Сивцев – Суорун Омоллоон Саа Кэс Тыл манайгы тахсыытыгар (Библия тылбааын Института, Москва, 2004) анаан суруйбута. Ветхий Завет – Эргэ Кэс Тыл кинигэлэрэ сахалыы тылбаастана иликтэрин быыытынан ааттарын нууччалыы биэрдибит. 2:11 Лаадан – лаадан маыттан ылыллар чгэй сыттаах сымала; смирна – илии дойдуларга лбт киини оунуохтуурга туттуллар чгэй сыттаах сымала. 3:2 Аньыыны билинии ( грек. метанойа, нууч. покаяние) – аньыыттан аккаастанан Таараа эргиллии, аньыыны кэмсинии, йдн-санаалыын чгэй ттгэр тосту уларыйыы. 5:22 Оруна суохха – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар. Рака (арамей.) – акаары. 5:44 Кырааччылары алаа, абааы крччлэргэ тн оору, эигини атаастааччылар... – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар. 6:13 Ол эмит Эн Саарыстыба, Эн к-кдэи, албан ааты йэлэртэн йэлэргэ муура суох. Аминь – сорох былыргы гректии илиинэн суруйууга бу тыллар суохтар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Филарета Иов представляется современником пр. Даниила). Черты патриархального времени усматривают в следующих указаниях книги: 1) богатство Иова, как и богатство патриархов, заключалось в стадах мелкого и крупного скота ( Иов.1:1 сл.); 2) Иов пользовался всеобщим уважением Иов.29:7–10,21–24 ) и вообще в его время, как и в период патриархальный, оказывалось предпочтение летам, особенно же старческому возрасту; 3) не будучи священником, Иов сам приносит жертвы ( Иов.1:5 ), как приносили их патриархи; 4) во время Иова придается большое значение снам ( Иов.33:15–16 ), как способу откровения божественной воли (ср. Быт.28:12 , Быт.41 ); 5) долголетие Иова также соответствует времени патриархальному. Нельзя не признать подобные указания имеющими значение. Но с другой стороны трудно отрицать и то, что эти указания не решают окончательно вопроса. Отмеченные черты быта Иова мыслимы и для более позднего времени. С другой стороны, немало в книге и таких черт, которые прямо указывают на этот позднейший сравнительно с патриархальной эпохой период. Городская жизнь ( Иов.39:7 , Иов.29:7–8 ), общественный строй ( Иов.12:17–24 , Иов.20:15 , Иов.27:16–17 , Иов.24:2–11 , Иов.35:9 ), состояние судопроизводства ( Иов.29:16–17 , Иов.13:27 , Иов.30:5–6 , Иов.14:17 ), военного дела ( Иов.7, 1 . Иов.14, 14 . Иов.16, 14 . Иов.39, 19–25 , Иов.19:12 , Иов.16:12–14 ), искусств ( Иов.38:4–6 ), промышленности ( Иов.28:1–11 ) – все это описывается во время Иова достигшим такой высоты, которая не соответствует нашим обычным представлениям об эпохе патриархов. Впрочем, мы не имеем. никаких оснований в отыскании времени жизни Иова доходить до времени вавилонского плена (арх. Филарет): черты личности Иова и его быта не представляют ничего не согласного и с эпохою Соломона. Местом жительства Иова была земля Уц или – по тексту греч. – земля авситидийская ( Иов.1:1 ). Под этой землей должно разуметь древний Васан, нынешний Хауран или Авран, т. е. восточную заиорданскую область, некогда принадлежавшую израильскому царству, а потом отнятую у него Азаилом, царем сирийским ( 4Цар.10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Агг.2:10 .  В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка: Агг.2:11 .  так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: Агг.2:12 .  если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Агг.2:13 .  Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Агг.2:14 .  Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто. Агг.2:15 .  Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. Агг.2:16 .  Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Агг.2:17 .  Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь. Агг.2:18 .  Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: Агг.2:19 .  есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их. Третья речь пророка произнесена была им народу спустя два месяца три дня после второй речи (ст. 10, см. ст. 1). Некоторые особенности этой, третьей речи пророка в сравнении с другими речами, давали повод, некоторым толкователям нового времени (напр., Андре) отрицать ее подлинность – на том, главным образом, основании, что ею, будто бы, прерывается естественная последовательность речи и связь между второю ( Агг 2.1–9 ) и четвертою ( Агг 2.20–23 ) речами пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Единство этих пророчеств обеспечивается использованием четырех основных литературных приемов. Во-первых, особую склонность Аггей питает к риторическим вопросам. Во всех пророчествах, за исключением последнего, есть, по меньшей мере, один риторический вопрос. Приходящие на память образы очень выразительны ( Агг.1:4, 9; 2:3, 12–13, 19 ). Во-вторых, своеобразие пророчествам придает повторение в тексте ключевых фраз. «Обратите сердце ваше на пути ваши», – дважды пишет Аггей ( Агг.1:5, 7 ), а также: «Обратите сердце ваше на время от сего дня» ( Агг.2:15, 18 ). Еще Бог дважды заявляет: «Я потрясу небо и землю» ( Агг.2:6, 21 ), вызывая в памяти образ эсхатологического землетрясения в апокалиптической литературе (ср. Откр.6:12 ; Евр.12:26 ). В-третьих, несмотря на прозаичность стиля Аггея, в нем присутствуют параллелизмы. Аггей использует антитетический параллелизм (то есть сопоставление противоположных понятий) как средство более яркого донесения послания. Например: «Вы сеете много, а собираете мало» ( Агг.1:6 ; см. также Агг.1:4, 9–10 ). В-четвертых, встречается множество соотнесений с другими текстами и цитатами. Например, в Агг.1:6 присутствует ярко выраженная связь с Втор.28:38–40 , а в Агг.2:17 – с Втор.28:22 . По сути тональность этих пророчеств связана со всем контекстом благословений и проклятий. Повеление Зоровавелю и Иисусу, великому иерею, «ободриться» созвучно повелению, данному в Нав.1:9 , перед вступлением Иисуса Навина и детей Израиля в обетованную землю. Кроме того, Господь дважды говорит восстановленному остатку: «Я с вами». Эти слова возвращают читателя к обетованиям заветов, заключенных Богом во времена патриархов и Моисея (см. Быт.46:3 ; Исх.3:12 и т. д.), и приобретают еще большее значение в обетовании Еммануила, «с нами Бог», в пророчестве Исаии ( Ис.7:14 ). Символика в Книге Аггея достаточно тонкая, но выразительная. Резкое противопоставление «украшенных домов» ( Агг.1:4 ) израильтян запустению дома Господа не могло быть непонятным слушателям пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В равной степени ужасны и образы, связанные с человеком. Учитывая описание страданий Иова, нет ничего удивительного, что видное место в книге занимают образы человеческого тела. Но они носят почти исключительно негативный характер. Бросаются в глаза образы болезней: тело, «одетое червями и пыльными струпами» ( Иов.7:5 ), гноящаяся и лопающаяся кожа ( Иов.7:5 ), человек, мучающийся от боли ( Иов.15:20 ), прилипшие к коже кости ( Иов.19:20 ). Столь же рельефно выступают образы мучений, которым подвергается тело, выражающиеся такими словами, как «избить», «отсечь», «схватить за шею», «рассечь внутренности», «мучить». Естественным следствием такого физического состояния становится изоляция человека, и мы видим, что друзья, близкие и знакомые страдающего Иова чуждаются его, гнушаются им ( Иов.19:13–19 ) и относятся к нему как к посмешищу ( Иов.12:4 ). Короче говоря, образ Иова служит олицетворением человеческих страданий. В центре другой группы образов стоит военная тематика. Иов полагает, что ответственность за его страдания несет Бог, поэтому в некоторых из его ранних речей присутствует тема единоборства. Иов изображает Бога стреляющим ядовитыми стрелами и думает, что «ужасы Божии ополчились» против него ( Иов.6:4 ). По ошибочному представлению Иова, Бог считает его врагом ( Иов.13:24 ), делает его целью для Своих стрельцов ( Иов.16:12–13 ) и «бежит» на него, «как ратоборец» ( Иов.16:14 ; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ). Полки Божьи направляются на Иова, осаждают его и располагаются вокруг него ( Иов.19:12 ). Боевые действия Бога сопровождаются срыванием одежды и лишениями, когда Он уводит советников и священников обнаженными ( Иов.12:17, 19 ), лишает перевязей царей и отнимает силу у могучих ( Иов.12:18, 21 ), «лишает смысла» старцев ( Иов.12:20 ), совлекает с Иова славу и снимает с его головы венец ( Иов.19:9 ). Выражая протест против всего этого, Иов показывает себя человеком, желающим возбудить против Бога судебный процесс (см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ ). В книге присутствуют образы правосудия: мы видим Иова, идущего на суд вместе с Богом ( Иов.9:32 ), излагающего свое дело пред Богом ( Иов.13:3; 23:4 ), отстаивающего свои пути пред Ним ( Иов.13:15 ), уверенного в собственной правоте ( Иов.13:18 ) и, наконец, оправданного Богом как его Судьей ( Иов.23:7 ). Клятве Иова в своей невиновности посвящена целая глава ( Иов.31 ). В ответе Бога Иову из бури используется та же самая судебная терминология, выражающаяся в таких словах, как «спрашивать», «состязаться», «обвинять», «оправдать». Но в данном случае ситуация меняется на противоположную, так как теперь уже Бог привлекает Иова к суду после тщетных попыток Иова проделать то же самое с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010