Наконец, в третьей части речи (31-я глава) Иов вновь настаивает на своей нравственной безупречности пред Богом и людьми. Итак, 29-я глава ( Иов. 29:1–25 ) содержит рассказ о том, как Иов, пребывая прежде в состоянии особой Божественной милости к нему, обладал подлинным земным счастьем. Его окружали любимые дети, имение его было изобильно, люди воздавали ему великие почести. В те времена Иов не лишал необходимой поддержки и заботы ни одного страждущего. Живя подобным образом, Иов ожидал для себя долгой земной жизни и спокойной старости. У него было все необходимое для такой продолжительной и благополучной жизни: славное имя среди людей, крепкие физические силы, преклонение перед ним всех тех, кто видели в нем своего милосердного утешителя. Тогда, в прошлом, Иов был подобен царю в окружении верных ему войск. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим ( Иов. 29:1–4 ). По Златоусту, Иов здесь как бы говорит друзьям: «Я хотел бы, чтобы наступил месяц моего прежнего благоденствия, дабы заградить ваши уста и показать, кем я был». При этом, по убеждению святителя Иоанна, Иов жаждет возвращения «своего прежнего благоденствия» в первую очередь именно ради того, чтобы показать Елифазу, Вилдаду и Софару подлинное значение осуществлявшегося в жизни Иова Промысла Божия. Иов желает, чтобы друзья убедились: все, что раньше имел Иов, было приобретено им по дару любви, ниспосланному праведнику от Самого Господа. По Златоусту, свое прежнее житейское благополучие Иов «приписывает одному Богу» 879 . Иов ясно свидетельствует и о том, что обстоятельства его прежней жизни все же не были абсолютно «гладкими», «беспроблемными». Как мы помним, он жил в падшем грехом мире, еще до пришествия Христа, причем принадлежал к языческому народу. Именно поэтому свое былое существование он сравнивает с хождением среди тьмы ( Иов. 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем не менее Иов не горделив. Его слова свидетельствуют о его смирении и даже духе покаяния. Он, судя по всему, вполне готов признать себя грешником: Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил? ( Иов. 6:24 ). Он знает, что, без сомнения, он не совсем чист: Но кто свободен от нечистоты? Никто ( Иов. 14:4 ). Однако его возможная виновность и беды, которые ему приходится претерпеть, настолько несоразмерны, что между ними нельзя не только увидеть причинно-следственной зависимости, но даже какой-либо связи одного с другим. Напротив, Иов к тому же отказывается устанавливать зависимость между тем, что он праведен, и благосостоянием, которым он пользовался ранее, признавая его как беспричинный дар Бога, а не как воздаяние за его добрые дела (ср. Иов. 2–10 ) 165 . Рассматривая себя как праведника, Иов не обманывает себя. Его праведность подтверждается автором книги, который так начинает свой рассказ: Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, богобоязнен и удалялся от зла ( Иов. 1:1 ). В своем толковании свт. Иоанн Златоуст останавливается, в частности, на слове непорочен: «Почему не сказано “невинный”, но непорочен? Потому что… он не делал, говорится, не только тяжких проступков, но старался не поддаваться и самым легким, которые скорее составляют недостаток, чем вину, и заслуживают порицания, а не наказания» 166 . Эта характеристика Иова подтверждается Самим Богом, Который дважды говорит сатане, когда тот предстает перед Ним: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова, ибо нет такого, как он, на Земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов. 1:8; 2:3 ). Свт. Иоанн Златоуст отмечает: «Бог свидетельствует, что Иов непорочен» 167 . В глазах Бога Иов – самый святой человек своего времени. Бог считает ни за что нечистоту, которую Иов готов признать за собой (ср. Иов. 14:4 ). Иов не принимает мысль об «имманентной справедливости» Бога, которую высказывают его друзья. Реальность опровергает представление, будто бы беды, которые человек должен претерпеть, посланы в наказание за его ошибки, потому что можно видеть, как много невинных претерпевают такие беды. Иов, в частности, вспоминает множество людей, которых, хотя они и верны Богу, несправедливо угнетают, эксплуатируют и вынуждают претерпевать все формы бед ( Иов. 24:1–12 ; см. также 9:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ход суждений ученых, опирающихся на Зах. 8:9 для защиты даты основания в 520 году – в 24-й день 9-го месяца, при толковании этого стиха приблизительно следующий. Пророк Захария, говорят, в Зах. 8:9 ясно указывает на то, что «слова сии», т. е. которые он высказал в Зах. 8:1–8 в 4-й год Дария ( Зах. 7:1 ), были уже сказаны раньше, с чем пророк поставляет в связь и основание дома Господня. Обращая же внимание на то, что смысл речи и радостный характер ее Зах. 8:1–8 одинаковы по содержанию и характеру с речами, произнесенными пророком Аггеем ( Агг. 2:10–23 ), необходимо сделать вывод, что и храм был основан при произнесении этих последних речей. А так как речи, сказанные пророком Аггеем, обращены были к народу в 24 день 9-го месяца 2-го года Дария ( Агг. 2:10,18,20 ), то и основание храма должно было иметь место тогда же. По Костерсу 465 и Новакку 466 , этот Зах. 8:9  прямо отсылает нас к Агг. 2:10,15,18 , указывая на 24-й день 9-го месяца 2-го года Дария и на пророков, действующих теперь, в 4-й год Дария, т. е. пророк Захария разумел здесь речи свои и пророка Аггея и себя и Аггея, как послепленных пророков. Однако такое понимание Зах. 8:9 грешит против грамматической конструкции текста данного места. Упомянутые ученые смотрят на ascher Зах. 8:9 , как на ближайшее определение к слову haddbarim, отсюда и делают перевод «слова пророков, которые» были сказаны при основании дома Господа, а затем, сопоставляя слова Зах. 8:1–8 и находя их сходными с Агг. 2:10–23 , умозаключают, что и основание дому Божию было именно положено в 24-й день 9-го месяца 2-го года Дария, когда пророк Аггей и обращался с указанными словами к народу ( Агг. 2:10,18,20 ). Но в еврейском масоретском тексте ascher поставлено не за haddbarim, а за hannebiim, следовательно, соответственно конструкции речи оно служит определением к этому последнему слову; правильно передано рассматриваемое нами выражение Зах. 8:9 в нашем русском переводе: «слова сии из уст пророков, бывших при оснований дома Господа», т. е. если дать перевод еще более точный, то нужно сказать: «слова пророков, которые (ascker) были и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для отрицания даты основания храма во 2-й год по возвращении иудеев из плена Шрадер помимо сопоставления 1Ездр. 3 гл. с 2Пар. 2 гл., 3Цар. 5 гл. и указания на арамейский источник самой же книги Ездры, как нам известно, обращается еще к свидетельствам пророков послепленного периода – Аггея и Захарии. В этом пункте к Шрадеру примыкает целый ряд западных ученых, построивших на позиции, занятой Шрадером, сильную крепость для отражения традиционного взгляда о времени основания храма. Наш долг, конечно, обратиться к разбору возражений, заимствуемых критикою из указаний пророков Аггея и Захарии против закладки храма в 536 году. Пророки Аггей и Захария выступают на свое пророческое служение одинаково во 2-й год Дария Гистаспа – Аггей в 6-й месяц, Захария – в 8-й ( Агг. 1:1 – Зах. 1:1 ). В речах этих пророков к народу встречаются выражения, довольно ясно указывающие на то, что постройка храма не начиналась еще до 2-го года Дария и только в этот год было положено основание храму. В подтверждение этой мысли ученые ссылаются на следующие места пророка Аггея: народ во 2-й год Дария еще говорил: «не пришло еще время, не время строить дом Господень» ( Агг. 1:2 ), и в то время, как иудеи жили в домах «украшенных », «дом сей» был «в запустении » ( Агг. 1:4 ). Пророк говорит народу: «взойдите на гору и носите дерева и стройте () храм» ( Агг. 1:8 ); речь пророка увенчалась успехом: Зоровавель и Иисус «пришли и стали производить работы, – в доме Господа Саваофа» ( Агг. 1:14 ). Все указанные места и главы пророка Аггея, по мнению Шрадера 439 , Штаде 440 и др., приводят необходимо к тому выводу, что храму еще не было положено основания раньше выступления пророка; отсюда мы, конечно, и не имеем права верить рассказу книги Ездры как об основании храма во 2-й год по возвращении, так и истории его постройки в течение 13–15 лет до Дария. Ни в одном из приведенных мест 1 главы книги пророка Аггея «не говорится о вторичном возобновлении работы, ее продолжении и окончании начатой раньше, как это должно было бы ожидать, если бы постройка шла с прежних лет и возведена была отчасти» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два последние слова изречены были народу в двадцать четвертый день девятого месяца того же года и возвещают, во 1-х, прекращение до того времени продолжавшегося всеобщего оскудения и возвращение обществу, верному завету, Божия благословения природы ( Агг.2:10–19 ), во 2-х, сохранение царства Давидова, представленного в лице и положении Зоровавеля сохранение среди потрясений, имеющих произойти среди царств мира, и разрушить их могущество и твердость ( Агг.2:20–23 ). В формальном отношении речам пророка Аггея не достает поэтического полета древней пророческой дикции; они написаны риторическим слогом и едва возвышаются над уровнем возвышенной прозы, хотя изложение чрез часто употребляемую вопросную форму (ср. Агг.1:4–9, 2:3–12, 13, 19 ) приобретает живость и нередко доходит до полного ораторского ритма (ср. Агг.1:6, 9–11, 2:6–8, 22 ). Относительно способа выражения мыслей у пророка заметна характеристическая особенность – после длинного и многословного начала выражать главную мысль в убедительной и сильной краткости (ср. Агг.1:2–12, 2:5–19 ). Что же касается до обстоятельств жизни пророка, то кроме того, что говорит о них самая книга, все другие библейские известия о пророке, напр. что Аггей еще юношею пришел из Вавилона в Иерусалим, что он пережил постройку храма и с честью был погребен в месте погребения священников, не могут быть признаны как несомненно достоверные, – еще менее достоверно сказание, распространившееся особенно во времена Иеронима и Кирилла Александрийского , что Аггей был ангел – в человеческом образе. 1 Что здесь разумеется именно Дарий Гистасп, а не Darius Nothus, как некоторые полагают (Scalig. Tar. и др.). Это несомненным является из того, что Иудейский князь Зоровавель и первосвященник Иисус, при Кире в 536 году заправлявшие возращением пленных из Вавилона в Иудею во 2-м году царствования Дария Гистаспа, т. е. в 520-м г. до Р.Х., могли еще стоять во главе возвратившегося народа, но не могли не только стоять во главе управления, а и жить при Дарии Ноте, вступившем на престол 13 лет спустя после плена. Кроме того, из Аггея 2-й гл., ст.-го видно, что многие из современников пророка видели соломонов храм. Так как этот храм был разрушен в 588 или 587 г., то при Дарии Гистаспе, в 520-м г., могли еще жить старики, видевшие храм соломонов в своей юности, но не могли при Дарии Ноте, вступившем на престол в 423 г. до Р.Х. 3 Многими толковниками признается, что царь, запретивший строение храма, был Лже-Смердис, царствовавший только несколько месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

360 Вот почему св. Иоанн Златоуст и говорит, что от Даниила «слышится весть о Христе», когда он изъ­ясняет сон Навуходоносору ( Дан. 2:34–35; 44–45 ) 361 , ибо в сем сновидении камень, сам собою оторвавшийся от скалы (горы) или по выражению церковной песни, «камень не­рукосечный» (9-я п. воскр. канона 4-го гласа), по согласному объяснению Св. Отцов Церкви, предызображал Христа, родившегося от Девы без мужа 362 , а тем, что поразил исту­кана и наполнил собою всю землю, предуказывал на все­мирное царство Христа, имеющего поразить князя мира сего 363 . Затем, видение самому пророку Даниилу «подобия Сына Чело­веческого», грядущего «на облацех небесных» ( Дан. 7:13, 14 ), по мнению Св. Отцов Церкви и согласно учению Иисуса Хри­ста ( Мф.24:27 ) 364 , предызображало второе славное пришествие Иисуса Христа для суда над миром и вечное царство Его. Наконец, если в видении Нувухудоносора уже отчасти ука­зывалось время пришествия Иисуса Христа, то еще яснее и определеннее это время указано в особом откровении Бо­жием прор. Даниилу чрез Архангела Гавриила ( Дан. 9:24–27 ), каковое еще часто называется пророчеством о седминах, так как период времени до пришествия Иисуса Христа здесь определяется семилетиями 365 . е) Наконец, в период после плена Вавилонского (6-й и последний из подразделяющих подзаконное время) об Иисусе Христе продолжают возвещать три пророка. «Во 2-е лето, при Дарии царе, в 6-й месяц, в 1-й день месяца, бысть слово Господне рукою Аггея пророка» ( Агг. 1:1 ) о построении вто­рого храма в Иерусалиме ( Агг. 1:2–11 ). В 24-й день того же месяца и года и в 21-й день 7-го месяца ( Агг. 2:1, 2 ) тот же пророк «почитает необходимым присоединить то, что слу­жит тонким предуказанием, как бы загадке и сени, на тайну Христову» 366 , а именно: утешает народ указанием на будущую славу этого храма, которая будет больше славы храма первого ( Агг. 2:2–9 ; Евр.12:26 ) потому именно, что во втором храме явится некогда Сам Мессия. Мессианская идея скрывалась в пророчестве прор. Аггея о том, что Зоровавель, когда погибнут престолы царств и царства народов, будет Пома­занником Господним, которого Он сделает сиянием Своей славы – печатью ( Агг. 2:21–23 ), ибо, по объяснению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Ибо так говорит Господь... Я потрясу небо и землю, море и сушу ( Агг. 2:6 ), и потрясу все народы и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Саваоф» ( Агг. 2:7 ). В 24-й день 9-го месяца ( Агг. 2:10 ) пророк обращается с речью к священникам и просит народ посмотреть на прошлый период бедствий от 24-го дня до того времени, когда был основан храм Господень ( Агг. 2:15,18 ), обещая народу с 24-го дня благословение Божие. В этот же день пророк предсказывает от лица Иеговы о падении языческих царств и прославлении Господа ( Агг. 2:20–23 ). Итак, мы видим, что в первой главе пророк Аггей является главным образом обличителем народа за его небрежение к постройке храма, во второй же – провозвестником радостных событий, наступающих вместе с ходом работ по постройке и имеющих наступить по окончании этой постройки. Но нетрудно заметить, что в последнем случае взор пророка часто устремляется вдаль, останавливаясь на границах ветхого и нового заветов: таково предсказание пророка о пришествии Желаемого всеми народами, о падении языческих царств, долженствующих уступить свое место евангельскому, новозаветному, царству. Пророк Захария, современник Аггея, начинает также свою речь об обращении иудеев к Иегове, указывая на наказание, которое постигло их отцов за непослушание воле Божией. В видениях, таинственно открывавшихся ему под разными символами и образами – всадников на конях ( Зах. 1:7 и д.), рогов ( Зах. 1:18–21 ), мужа с землемерною вервью ( Зах. 2:16 ) и др., 3ахария побуждает народ к построению храма, указывая на слова древних пророков, начавшие реализироваться в этот период восстановления Израиля ( Зах. 8:7 ). Из этой общей схемы содержания пророческих речей становится еще более очевидным высказанное нами утверждение об остановке работ по постройке храма, как отрицательных мотивах выступления пророков, и о возобновлении этих работ, как одной из положительных целей их служения. Арамейский источник поставляет в прямую зависимость возобновление работ с выступлением пророков Аггея и Захарии: «пророк Аггей и пророк Захария...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII. Места особливого примечания достойные Соф.1:12; 2:3; 3:5,9,11,12–17 . § 45. О Книге пророка Аггея I. Надписание От имени писателя у евреев, Хаггай, а у греков надписывается γγιος, Аггей. II. Писатель Аггей. О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит радостного. 2. Род. О нем Аггей не упоминает. 3. Звание. Имел звание пророческое, во второе лето царствования Дария Истаспова сына, и в 15 лето после свобождения из Вавилонского плена. Агг.1:1,3,12,13 ; Ездр.5:1; 6:14 . 4. Особенности. 1) Слог имеет исторический и ясный. 2) Предсказал, что пришествие Мессии уже настоит. Агг.2:7 . III. Случай После возвращения во отечество положили Иудеи основание храма ( 1Ездр.3:10 ); но как Кир после того был войною занят и умер, а Артаксеркс или Камбиз был обольщен от Самарян, то созидание храма было воспрепятствовано ( 1Ездр.4:4–7 ). Когда же Дарий Истаспов сын вступил на престол Персидский, то Бог объявил пророкам, что Он желает, дабы начатое дело продолжалось; ибо Он предприял в сердце Дариево вложить мысли, благоприятствующие Иудеям и полезные для начатого дела. Агг.1:13; 2:5,6 . IV. Предмет личный То есть, до кого сие пророчество касается, есть вообще весь народ, возвратившийся из плена, который, понеже не поспешал созидать храм, надобно было поощрять ( Агг.1:2; 2:3 ); в особливости Зоровавель, правящей всем обществом, и Иисус сын Иоседеков, великий первосвященник ( Агг.2:3,5 ). Ибо сии хотя не были причиною, что столь долго не созидался храм; однако столь были уважаемы, что если бы первые они предприяли сие дело, то бы все множество по Божию повелению им последовало и пророческих увещаний послушало. V. Содержание Аггей укоряет Иудеев нерадением в созидании храма и показует, что сие их нерадение было единственною причиною всех зол им приключившихся, и ревностно поощряет к скорому созиданию храма, присовокупив как временные обещания, так и священнейшие о Христе пророчества, Которой будет славою сего второго храма, и что пришествие Его и Царство уже приближается.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Не потому ли попустил Господь сатане искушать Иова, что дух ревности, зависти и злобы давно уже овладел его друзьями и они помышляли в сердце своем, не понимая, что это голос врага Божия: “Разве даром богобоязнен Иов?” (Иов 1:9). Как знать, может быть именно эти помыслы и послужили причиной несчастий Иова? Ведь нечестивый зачинает зло, рождает ложь, и утроба его приготовляет обман (Иов 15:35), который служит жилищем лукавого. Иов также трепещет пред лицем Божиим, размышляя о вечности, и страшится имени Его (Иов 23:15). Но “дух Божий в ноздрях моих”, — говорит он (Иов 27:3). Душа Иова жаждет познать истину, которая бы смогла избавить его от рабского страха, ибо, по словам святого евангелиста Иоанна, только она может сделать человека свободным (Ин 8:32). “Пусть Он только обратил бы внимание на меня и я навсегда получил бы свободу от Судии моего” (Иов 23:6–7). “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!” (Иов 13:15). В отличие от друзей, Иов знает, что страх Божий — это не “животный страх”, который охватывает человека, боящегося лишиться земных благ, и всех делает рабами, как сказал апостол Павел: “От страха смерти подвержены рабству” (Евр 2:15). Но Божественная любовь лишает человека страха, ибо “со­вершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение” (1 Ин 4:18); страх за свою плоть унижает человека и превращает его жизнь в настоящую пытку. Ведь человек, полагающий основой своей жизни заботу о собственном благополучии, постоянно умирает “от недостатка разума” (Притч 10:21). И Иов, дни которого угасают, и он находится уже у края гроба (Иов 17:1), раскрывает друзьям тайну богобоязненности, ничего не имеющей общего с боязливостью: “Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум” (Иов 28:28). Иов боится быть отчужденным от Бога: “Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?” (Иов 13:11), — обращается он к друзьям. Ибо что, как не отсутствие страха Божия, побуждает друзей так гордо отвечать и рассыпать бездумно “ветреные слова”? — Только страх Божий дает возможность усомниться в собственной правоте и быть осторожным при обличениях.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Агг.2:3 .  кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Агг.2:4 .  Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это – сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры ( 1Езд 3.12 ), прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем ( Агг.2:7, 9 ) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же – ст. 4 – он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде ( Агг 1:5, 7 ), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в Агг.2:5–9 . Агг.2:5 .  Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Трудный для точного объяснения со стороны своей грамматической конструкции, стих этот (5) заключает в себе совершенно определенную мысль о тех неотъемлемых залогах благоволения Божия и спасения, которые во все времена ветхозаветной истории спасения для Библейского Израиля были связаны с идеею Синайского Завета ( Исх 19.5 след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010