Вопрос: Каково отношение Православной Церкви к медицине и врачам? Заранее спасибо! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: Я Господь, целитель твой (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар. 16: 12). Святые отцы руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). Однако обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления подает прикровенно, через врачей. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его (Сир. 39: 1). Тот же благочестивый и мудрый Иисус Сирах говорит: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 39: 6–7). Когда в IV веке среди части христиан появились мнения, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства и неполноты веры, то святитель Василий Великий и другие святые отцы выступили против таких взглядов. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий). В числе доводов за то, чтобы обращаться к врачу, делалась ссылка на лекарственные растения: Творец наделил сугубо некоторые растения целительными свойствами. Говоря о пользе врачей, святые отцы не упускали возможности указать на главную цель — здоровье души. «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). М., 1994. Т. 1. С. 99).

http://pravoslavie.ru/7046.html

Вопрос: Скажите, пожалуйста, православному христианину разрешается праздновать 8 марта? Есть ли какая-то связь между светским праздником и иудейским Пуримом? Спаси Господи за ответ. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32) – еврейский праздник, начало которому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х. Сначала это встретило сильное сопротивление в Иерусалиме старейшин, которые смотрели на это как на нежелательное новшество. Однако постепенно этот день стал общим для евреев праздником. Слово пурим (от аккадского пуру – жребий) означает жребии, которые метал суеверный Аман, чтобы назначить месяц для истребления евреев (см.: Есф. 3: 7). Самое древнее письменное свидетельство о нем встречается во 2 Мак. 15: 36 («день Мардохеев»). В сельской местности и в небольших городках праздновался 14 адара, а в укрепленных городах – 15 адара (см.: Есф. 9: 18–19). Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. Проходившая в Копенгагене 27 августа Вторая международная социалистическая женская конференция постановила «учредить день борьбы за права женщин» 19 марта. Действительно, в 1911 году 19 марта было отмечено женскими манифестациями в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Однако в следующем 1912 году этот день отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 году женщины устроили митинги 12 марта в Германии, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, а во Франции и России – 2 марта. Что касается праздника пурим, то евреи его отмечали: в 1911 году – 14 марта; в 1912 – 3 марта; в 1913 – 23 марта, а в 1914 – 12 марта. 1. Как видим, нет ни одного совпадения. 2. Праздник пурим вовсе не женский, а общий для мужчин и женщин. В некотором смысле это даже больше мужской праздник, так как сопровождался и сопровождается неумеренным винопитием. Как советовал влиятельный вавилонский законоучитель Рава бен Иосеф бен Хама (ок. 280–352 по РХ), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или похвалу Мардохею (Талмуд. Трактат Мегилла, 76).

http://pravoslavie.ru/7065.html

Совсем недавно произошла такая история со взяткой. Затеял человек доброе дело – построить храм: решил реально помочь людям, дать им рабочие места, а значит, зарплату и стабильность их семьям. Формальности в оформлении строительства обещали быть долгими, и пока шла обычная бумажная волокита, не дожидаясь официального разрешения, успели построить. Понятно, что благословения духовника не было получено, а торопыжка чудом остался зрячим – при строительстве отлетевший с фрезы кусок попал в глазницу – спасла пара миллиметров. Сейчас ему нужно разобрать незаконную постройку, да ещё грозит суд и штраф. Вывод из этого казуса был сделан интересный – надо было «дать на лапу» ещё тогда, перед началом стройки, а сейчас и подавно надо. Мои возражения о промысле Божьем, о необходимости послушания духовнику и Богу вызвали у строителя изумление – ведь дело благое, сиречь богоугодное. Самое печальное, что этим строителем был служитель Церкви. Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного туза – деньги – и хрясь! – «Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), бита!». Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое – освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную страшного: «и огонь пожрёт шатры мздоимства» (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.

http://pravoslavie.ru/37147.html

Суздальская Суздальская Возобновлена в 1330 (1314) году Кафедра в Суздале Иоанн епископ Суздальский Даниил епископ, рукоположен с марта 1330 по 1347 низложен, возвращен в 1350 Нафанаил епископ, рукоположен в 1347 упоминается в 1349 † неизвест. Даниил епископ, повторно с 1350 по 1352 на покое: † 1362 Суздальская, Нижегородская и Городецкая Иоанн епископ, свт., рукоположен с 1350 по 1364 † 15.10.1373 Алексий епископ, рукоположен с 1363 по 1365 возвращен в 1366 низложен: † 1373 Дионисий епископ, свт., рукоположен с 1374 архиепископ с 1382 по 1384 в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385 (в заточении) † 25.03.1407 Суздальская и Тарусская С 1406 года Митрофан епископ, рукоположен с 9.09.1406 † март 1427 Савватий епископ, упоминается в начале XV века † неизвест. Григорий епископ, упоминается между 1427 и 1431 † неизвест. Авраамий епископ, на кафедре † 15.12.1448 Филипп епископ, упоминается с 1455 по 11.11.1464 митрополит Московский и всея Руси Евфимий епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с ноября 1465 Феофан (Феодор) епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с 1483 до 1484 на покое: † 1484 Нифонт епископ, рукоположен с 9.12.1484 † 8.03.1508 Симеон (Стремоухов) епископ, рукоположен с 21.08.1509 † 12.11.1515 Геннадий епископ, рукоположен с 10.02.1517 † 23.03.1531 Ферапонт епископ, рукоположен с 9.03.1539 (1533) † 7.03.1543 (25.02.1543) Иона (Собина) епископ, рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин) епископ, рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру: с 6.04.1563 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Афанасий (Палецкий) епископ, рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Елевферий епископ, рукоположен Пафнутий епископ, рукоположен с 1566 (1567) † 26.11.1570 (1569) Варлаам епископ, рукоположен † 21.07.1586 Григорий епископ, упоминается † ок. 1616 Иов епископ, рукоположен с 1587 архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое: † 24.06.1594 Галактион архиепископ с 1593 по 1608 удален с кафедры тушинцами: † 13.07.1610 (1609,1613)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Календарь Материалы 24 января 2008 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] В номинации «Лучший книгоиздательский проект года» премии удостоена книга «Русская Православная Церковь: XX век», выпущенная издательством московского ставропигиального мужского Сретенского монастыря. Представляя это уникальное издание, С.Ю. Рыбас отметил его удивительную глубину в постижении новейшей истории нашей Церкви, нерасторжимость утраченного и обретенного, пафосного и трагического. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)? [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. [Вопросы священнику/Секты и лжеучения] иеромонах Иов (Гумеров) Правда ли что вступать в брак в високосный год нежелательно? Как к этому относится Церковь? Когда самые благоприятные дни для этого? И я слышал, что за високосным годом следует вдовичий год. Это правда? [Документы истории] Что за жемчужина этот отец Арсений! Весь – любовь, доброта непобедимая, и сам не ведает своей цены. Простолюдины его понимают и льнут к нему, а из ученых немногие сумеют оценить. Много отрадных, сладостных часов провел я у него и всегда уходил успокоенный, как-то духовно насыщенный, с утоленной жаждой. И, говея, хорошо было жить у него, при его кельях – как бы в затворе. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Разумеется, ученики Христовы должны были быть растеряны. Прежде чем они будут в состоянии соединить в одно эти два противоречивых образа Мессии: Победоносного Сына Человеческого (Дан. 7) и Страждущего Слуги (Ис. 52–53), унижение и славу Креста, потребуется Пасха и Пятидесятница. Это смешение невозможно понять! Оно сбило с толку иудеев, и доныне продолжает сбивать с толку многих приходящих к Церкви.

http://pravoslavie.ru/archive/080124

Эволюционизм или креационизм? " Где был ты, когда Я полагал основания земли ? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь ? или кто протягивал по ней вервь ? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости ? " Иов 38, 4-7 " Человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того поведания о миросотворении, которое читаем в Книге Бытия... Верна и та истина, что мироздание, как дело ума неограниченного не может быть постигнуто, обсуждено и поверено ограниченным умом человеческим " . Святитель Игнатий (Брянчанинов) " Радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая! " Акафист Пресвятой Богородице Всем известно, что в последнее десятилетие у нас предоставлена была возможность излагать свои взгляды на возникновение и развитие мира не только эволюционистам, но и креационистам. Целое поколение школьников, десять выпусков в институтах, академиях и университетах слушали лекции, где так или иначе излагались представления двух противоположных научных концепций. Этому поколению и следующему за ним и предстоит, судя по всему, серьезная научная и богословская работа по осмыслению проблем, поднятых в спорах между двумя научными течениями. И эволюционная и креационная модели не голословны. Обе они используют в своих построениях объективные научные сведения. Однако, тот, кто интересовался проблемой всерьез и обращал внимание на развитие споров между представителями этих научных концепций, - видит плюсы и минусы и здесь и там. Эволюционизм, скажем, испытал настоящее потрясение, когда вышли наружу все факты научных подлогов и фальсификаций, использованных для " подтверждения " гипотезы о том, что человек якобы " произошел от обезьяны " . И в Библии, как мы знаем, ясно говорится, что человек - совсем особое, уникальное творение Божие. Его сотворил Сам Бог, причем по образу и по подобию Своему (Быт. 1,26-27; Быт. 2,7). Тем не менее, эволюционизм имеет серьезные научные факты, которые не позволяют ему просто так согласиться с креационизмом. В частности, справедливо указывает на наличие многих организмов в ископаемом растительном и животном материале, которые он рассматривает как переходные.

http://pravoslavie.ru/213.html

Архив Пн Митрополит Калужский Климент: «Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии» 24 апреля 2013 г. 14:03 22 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре  состоялся круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников круглого стола, посвященного важному социальному вопросу — церковной заботе об инвалидах. Этот круглый стол проводится комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Санкт-Петербургской епархии , и я хотел бы попросить присутствующего здесь владыку Маркелла передать благодарность митрополиту Владимиру за возможность провести здесь это важное для Церкви мероприятие, посетить детский дом для детей с иными физическими возможностями в г. Павловске. Для всех участников поездка в Павловск была хорошим опытом знакомства взаимодействия Церкви и государственных детских социальных учреждений и работы в них волонтеров. Люди с особым развитием существовали во все времена и в любом обществе. Отношение к ним со стороны сограждан менялось на протяжении веков от неприятия и отвержения до признания за ними права на достойную жизнь и необходимости их интеграции в социум. Важнейшую роль в изменении отношения общества к инвалидам сыграло христианство. Священное Писание призывает нас помогать больному и увечному, указывает на богоугодность благотворения (Иов 29:15; 2 Мак. 8:28), (Втор. 16:9-10; Притч. 14:31; Тов. 4:10; 12:9). В Новом Завете говорится о случаях, когда больные и инвалиды по молитвам и при деятельной помощи других людей получали исцеление от Господа Иисуса Христа (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; Мк. 7:32-35; Мф. 15:29-31; Мк. 8:22-26 и др.). А Своими словами: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), Христос указывает и нам на необходимость служения ближнему: деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви ко всем, кто нуждается в нашей помощи, в том числе к тем, кто из-за нашего недопонимания отвержен окружающими по причине своих ограниченных возможностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1307662.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Каргопольская Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы. Чудо, прославившее этот образ Богородицы, произошло в 1714году в городе Каргополе, о чем было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и в Новгородской летописи сделана запись: «Февруариа в 24 день, в среду на третьей недели Великого поста, во граде Каргополе бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанская, в дому некия вдовы Марфы Васильевой, по прозванию Пономаревой, в четвертом часу дне: исчете от тоя святыя иконы из правого ока слеза; вдова же, видевши сие чудо, возвести церкви Воздвижения Честнаго Креста священнику Иоанну Михайлову; он же, вшед в дом ея и, видя текущую струю слезную из ока Пресвятой Богородицы, отре губою и принесе тую святую икону из дому ея в церковь Воздвижения честнаго креста, с молебным пением, и постави в приделе положения ризы Господни, и начат пети часы; и на шестом часу, глаголему во псалтыре псалму: Господь просвещение мое, кого убоюся? и прочая, паки от тоя святыя иконы из правого ока потече струя слезная, пред всем народом; и паки, того же месяца в 26 день, по утреннем пении, в первом часу дне, явися от тоя святыя иконы из обоих пречистых ея очес источник слез, и сие чудо мнози от граждан видеша и потом возвестиша в В. Новеграде преосвященному Иову митрополиту Новгородскому; быше же тогда многая исцеления. Получив известие о таком необычайном знамении от иконы Богоматери и о чудесах, митрополит Иов в следующему 1715 году велел принести тот чудотворный образ из Каргополя в В. Новград, сентемвриа во 8 день; и стоял с соборной церкви Премудрости Слова Божия того же лета ноемвриа до 7 числа, и в том числе свезен был в Каргополь». (Полное собрание русских летописей, т. III, стр. 278, 279). В Каргополе чудотворный образ Богородицы был встречен крестным ходом и размещён на северном столпе Христорождественского собора – главной святыни города. «На лицевой стороне (2-го левого) столпа на тумбе ... в киоте … чудотворный образ Казанской Божией Матери, длиною 4, шириною 3,5 вершка, на нем риза со стразами и вставками и венец серебряные, чеканные золоченые; клобучец у Богоматери и цата … низаны жемчугом. Кругом того образа ... писаны красками акафисты Иисусу и Богородице... " Чудо, случившееся в 1714 г., и происшедшие исцеления от образа были записаны и хранились в соборе, здесь же была и грамота новгородского митрополита Иова об освидетельствовании чуда. (по материалам каргопольского и олонецкого краеведа К.А. Докучаева-Баскова (1849-1916)

http://pravicon.com/info-4042

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДЕЖДА [Евр.   греч. λπς], одна из главных христ. добродетелей. Добродетель - это свободное, сознательное и искреннее исполнение нравственного закона, данного Богом. Христ. добродетель в отличие от естественной добродетели, следующей указаниям разума или совести, которые могут ошибаться, основывается на Свящ. Писании, осуществляется усилием воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека ко Христу, вселяя в него Н. на спасение. В Библии Для выражения понятия «надежда» в ВЗ в основном используются существительные, образованные от глагольного корня   со значением «надеяться» -   и   Слово   употребляется в ВЗ лишь 5 раз в 3 книгах (3 раза в Книге пророка Иеремии, а также в 1 Езд 10. 2 и 1 Пар 29. 15), в то время как   используется 32 раза в 9 библейских книгах, причем чаще всего - в книгах Иова и Притчей. Для обозначения Н. в ВЗ используются иногда и слова, образованные от др. корней: «...на слово Его уповаю» (глагол породы Hiphil от корня   - Пс 129. 5); «И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя» (существительное   от корня   - Пс 38. 8); «Боже мой! на Тебя уповаю...» (глагол   - Пс 24. 2). Частая мысль, звучащая в библейских книгах,- Бог не постыдит Н. страдальцев и праведников: «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5. 16); «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов 11. 18); «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14. 26). В то же время Н. лицемеров и грешников тщетна: «А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11. 20); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов 27. 8). Н. праведников - Сам Бог: «Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс 70. 7). Псалмопевец прославляет надеющихся на Бога: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его...» (Пс 145. 5).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИНО [греч. ονος, μθυ, κρασον; лат. vinum; евр.    ,  ], алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии. В Свящ. Писании ВЗ Этимология евр. слова   остается предметом предположений. Оно вошло в употребление с началом культивации в Др. Израиле винограда винных сортов (  ) и, по-видимому, несемит. происхождения (возможны хеттские или анатолийские корни). В бытовом обиходе древней Палестины " Христос в точиле " . Икона из церкви с. Мотыжин Киевской обл. Кон. XVII в. (НХМУ). Фрагмент " Христос в точиле " . Икона из церкви с. Мотыжин Киевской обл. Кон. XVII в. (НХМУ). Фрагмент Производством В. занимались еще доизраильские жители Ханаана. В егип. «Странствиях Синухе» (XX в. до Р. Х.) герой, попадая в Палестину, отмечает, что «вина там больше, чем воды». Основным временем сбора винограда в Палестине были сент. и окт. В. давили с помощью пресса или ногами (Неем 13. 15; Иов 24. 11; Ис 16. 10; 63. 3; Иер 25. 30; 48. 33; Зах 14. 10). Выжатый сок вливали в кожаные мехи (1 Цар 1. 24; 2 Цар 16. 1; Иов 32. 18-19; Иер 13. 12) или глиняные кувшины, обмазанные смолой, а затем переливали в др. сосуды (Иер 48. 11-12). Осадок на дне старых сосудов использовался как бродильный элемент (дрожжи). В. хранилось в глиняных кувшинах рядом с домом. В царских погребах, а также в крепостях и храме были специальные камеры для хранения В. (1 Пар 27. 27; 2 Пар 11. 11). Названия сортов В. обычно связывали с наименованиями местностей, где произрастал виноград: напр., Хелбонское (Иез 27. 18), Ливанское (Ос 14. 7-8). В древней Палестине, возможно, был сорт винограда темно-голубого цвета, из к-рого приготовляли красное В. (Притч 23. 31; ср.: Ис 63. 2; Втор 32. 14; 1 Макк 6. 34). В. также классифицировалось по возрасту (старое В., прошлогоднего урожая - Сир 9. 13; молодое, или новое В.- Ис 49. 26).

http://pravenc.ru/text/158698.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010