Иов.37:9 .  От юга приходит буря, от севера – стужа. Зима – время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», – из внутренней части юга ( Иов 9.9 ), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах Зах 9.1 называется в Талмуде «землею юга», – с юга ( Ис 21.1 ; Зах 9.14 ) или юго-востока ( Ос 13.15 ), вторая приходит от «миммезарим», – от севера. Иов.37:10 .  От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Под влиянием холодных ветров ( «от дуновения Божия»; ср. Исх 15.10 ) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ( «сжимается»), затвердевает. Иов.37:11 .  Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, Иов.37:12 .  и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Иов.37:13 .  Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли. Иов.37:14 .  Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Иов.37:15 .  Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Иов.37:16 .  Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Иов.37:17 .  Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Иов.37:18 .  Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами, то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии? Иов.37:19 .  Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.3:8 .  Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Исполнению желания Иова могут помочь заклинатели, способные своею силою разбудить левиафана. Употребляемое в Библии для обозначения страшных пресмыкающихся ( Пс 73:14, 103:26 ; Ис 27.1 ), выражение «левиафан» указывает, как думают, в настоящем случае на враждебное солнцу и луне созвездие, поглощающее их, благодаря, между прочим, чарам заклинателей, и тем производящее затмение. Отсутствие библейских указаний на существование среди евреев веры в такое созвездие не говорит против возможности приведенного объяснения: автор мог пользоваться не отмеченным в Библии народным поверьем. У других народов – китайцев и индийцев – оно существовало. Иов.3:9 .  Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы Ночь рождения Иова навсегда должна остаться тьмою; никогда не должна увидать проблесков утренней зари – «ресниц денницы». Иов.3:11 .  Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Иов.3:12 .  Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Принужденный примириться с мыслью о рождении, как неизбежным фактом, Иов все же выражает сожаление, зачем он пережил начальные моменты своего существования: момент появления на свет ( «выходил из утробы», ср. Иер 20.18 ), принятия отцом на колена в знак того, что он – его сын ( Быт 50.23 ) и время кормления молоком матери. Иов.3:13 .  Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно Иов.3:14 .  с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, Иов.3:15 .  или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; Иов.3:16 .  или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Иов.3:17 .  Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Иов.3:18 .  Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Иов.3:19 .  Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.34:8 .  вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Иов.34:9 .  Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу. Отрицание Иовом Божественного Правосудия (ст. 5–6) дает Елиую право приписать ему мысль о бесполезности Богоугождения (ст. 9; ср. Иов 22.2 ). Хотя Иов прямо и не высказывал подобного взгляда, если не считать Иов 21.15 , но его жалобы, что Господь одинаково губит правого и виновного ( Иов 9.22 ; Иов 21.7 и д.), награждает грешников ( Иов 21.7, 9, 24.1 и д.), предоставляют достаточное основание для такого вывода. Отрицая Божественное Правосудие и пользу Богоугождения, Иов не имеет равного себе по нечестию, он находит в нем полное удовлетворение ( «пьет глумление, как воду», ср. Иов 15.16 ). По своим взглядам Иов – сообщник беззаконным (ст. 8; ср. Иов 21.14–15 ). Иов.34:10 .  Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, Иов.34:11 .  ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Иов.34:12 .  Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Общее положение о Божественном Правосудии (ст. 12; ср. Иов 8.3 ). Иов.34:13 .  Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Иов.34:14 .  Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – Иов.34:15 .  вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Синодальное чтение ст. 13 представляет не совсем точную передачу подлинника. Буквально он должен быть переведен так: «Кто Ему вверил землю и кто поставил вселенную на ее основании?» Бог не может поступать несправедливо, так как управление миром не есть навязанная Ему со стороны обязанность, но дело Его свободной воли. Равным образом и мир не есть достояние кого-нибудь другого, а Его собственное создание ( Иов 32.8, 33.4 ). И как бескорыстно управляет Он им, видно из того, что Его оживляющий дух поддерживает все существующее и не допускает до уничтожения (ст. 14–15; ср. Пс 103.29 ). Божественная любовь, вызвавшая к бытию мир и обеспечивающая его продолжение, исключает возможность произвола, ручается за справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.21:7 .  Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Вопреки уверению Софара ( Иов 20.5 ), оно проявляется прежде всего в долголетии и крепости сил (ср. Пс 72.4 ), что составляет удел праведника ( Иов 5.26 ). Иов.21:8 .  Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Помимо этого, нечестивые имеют счастье видеть себя, подобно праведникам ( Пс 126.3, 127.3–5, 143.12 ; ср. Иов 18.19 ), окруженными многочисленным семейством. В их поколении не наблюдается большой смертности («дети и внуки их пред лицом их», ср. Иов 5.25 ), не бывает, следовательно, поводов к печали. Иов.21:9 .  Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. И вообще «домы» нечестивых, – семейства, включая жен, детей и слуг ( Быт 7.1, 21.17, 50.7 ), не испытывают, как свойственно благочестивым ( Иов 5.24 ), страха, – не подвергаются ударам божественного гнева (ср. Пс 72.5 ). Иов.21:10 .  Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Счастье грешников сказывается и в успешном ведении хозяйства, – в размножении стад ( Пс 143.13 ), благодаря отсутствию случаев несчастных родов среди домашних животных ( Быт 31.38 ). Иов.21:11 .  Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Иов.21:12 .  Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; Пользуясь успехом во всем, нечестивые проводят веселую, беспечальную жизнь. Дети их забавляются соответствующими играми, а старшие услаждают свой слух пением и игрой на музыкальных инструментах ( Ис 5.12, 42.11 ). Иов.21:13 .  проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. Счастливая жизнь заканчивается легкою смертью: мгновенно, без болезней сходят грешники в шеол (ср. Иов 18.13 ). Иов.21:14 .  А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Иов.21:15 .  Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? Иов.21:16 .  Видишь, счастье их не от их рук. – Совет нечестивых будь далек от меня! По своему поведению грешники не заслуживают счастья ( «счастье их не от рук их» ст. 16), так как сознательно ( «не хотим... знать») отвергают Бога, указанный Им человеку образ жизни ( «путь», ср. Ис 58.2 ), и считают бесполезным служение Ему (ст. 15; ср. Мал 3.14 ). И если оно им дается, то, очевидно, вопреки теории друзей о земном мздовоздаянии. Фактом благоденствия нечестивых она всецело опровергается. Счастье дается грешникам легко, служение Богу трудно, и тем не менее Иов не желал бы быть на их месте: «совет нечестивых будь далек от меня» (ср. Иов 17.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.19:9 .  Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Иов.19:10 .  Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Иов.19:11 .  Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Иов.19:12 .  Полки Его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего. Эти бедствия состоят прежде всего в лишении того, что создавало в прежнее время его славу, доставляло ему в обществе почет и уважение (ст. 9; ср. Иов 39.7 и особенно ст. 14, по которому венцем его была правда, в неверности которой он теперь обвиняется); во-вторых, в поражении тяжкою болезнью (ст. 10), разрушающею плоть (ст. 20), даже кости ( Иов 30.17 ), и приводящею к смерти ( «и я отхожу» ст. 10; ср. Иов 10.21, 16.22 ), так что Иов подобен ниспровергнутому дому «кругом разорил», евр. «иттецени», от «таца», употребляемого для обозначения разрушенного здания, – Суд. 9.45 ; Иер 39.8 , и, в-третьих, в непрекращающемся до настоящего времени божественном гневе (ст. 11–12). Бог поступает с ним, как с враждебною крепостью: «Его полки» – постигшие Иова бедствия, делают приступ за приступом (ср. Иов 6.4, 10.17, 16.13–14 ). Иов.19:13–19 . В результате подобных отношений Бога к Иову он, прежде уважаемый, ниоткуда не встречает теперь проявлений любви, верности, почтения и привязанности. Все его избегают, а некоторые даже презирают. Иов.19:13 .  Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Иов.19:14 .  Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Иов оставлен своими родными братьями («ах» – братья в буквальном смысле, как и в Пс 68.9 ) и забыт знающими и близкими, – лицами, стоявшими к нему в самых интимных отношениях ( Пс 37.12 ). Иов.19:15 .  Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Иов.19:16 .  Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Еще более отдалились от него те, кто не стоял с ним в таких отношениях. Он сделался совершенно чужим для находивших приют в его доме (ср. Иов 31.31–32 ); «пришлые», евр. «гарей бейти» (ср. Исх 3.22 ); облагодетельствованные прежде слуги, встречавшие с его стороны самое гуманное обращение ( Иов 31.13 ), теперь не отзываются на его призыв, и он, их господин, должен умолять их, чтобы добиться какой-нибудь услуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.39:13–18 . Описание страуса. Как дикий осел и бык в противоположность домашнему волу и ослу не могут быть приручены, так точно и похожий на аиста страус отличается многими особенностями. Иов.39:13 .  Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Буквальное чтение данного стиха должно быть такое: «весело развевается крыло страусово, аистово ли это крыло и перо»? Хотя страус по окраске своих перьев, наклонностям к жизни целыми стаями и напоминает аиста, но он во многом не похож на него. Иов.39:14 .  Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, Иов.39:15 .  и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; Иов.39:16 .  он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; Иов.39:17 .  потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; Одна из подобных особенностей заключается в отношении страуса к своему потомству. В то время как аист нежен к своим детям, почему и называется «хасида» – «благочестивым», страус жесток (ст. 16; ср. Плач. 4.3 ). Он оставляет свои яйца на произвол судьбы, нисколько не тревожась тем, что они могут быть раздавлены и пожраны животными. Но это природное неразумие страуса, грозящее его потомству гибелью, устраняется тем, что сама пустыня, – жаркий песок, согревает его яйца и выводит детей. Труд его не остается напрасным (ст. 16). Иов.39:18 .  а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его. По-видимому, беспомощный ввиду неспособности летать, страус обладает быстрым бегом, спасающим его от преследования врагов, в том числе людей. Иов.39:19–25 . За описанием страуса, этого, по выражению арабов, полуверблюда, полуптицы, следует описание коня, как бы рожденного, предназначенного для битвы. Иов.39:19 .  Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? И действительно, ему дана сила, нужная для войны (евр. «гебура»; ср. Суд. 8.21 ; 4Цар 18.20 ). Иов.39:20 .  Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас; Иов.39:21 .  роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дружба и любовь непрочны, делает он безотрадный вывод, испытав на себе немощь человеческих чувств, замешанных на самолюбии, ревности, зависти, человекоугодии. Какое тяжкое прозрение! “Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами своими я должен умолять его, — плачет сердце Иова. — Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня” (Иов 19:14–19); “люди отверженные, люди без имени, отребье земли удаляются от меня и не удерживают плевать пред лицем моим” (Иов 30:8,10). Мало того, Иов стал “посмешищем для друга своего”, — человек, “который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный” (Иов 12:4)! И Иов, мужественно перенеся все постигшие его скорби, оставаясь непоколебимым в своей верности Богу после всех испытаний, которые только может помыслить человек, не выдерживает семидневного молчания друзей своих, этих “сынов века сего” (см. Лк 16:8), на сердцах которых, ослепленных страстями, лежит покрывало неведения (2 Кор 3:15). Пред ним впервые предстает разверзнутая пропасть отчуждения, которую не могут, оказывается, преодолеть даже самые близкие ему люди. Но Иова приводят в смятение не споры и жестокие доказательства той правоты, на которой начинают вскоре настаивать друзья его и, желая превратить ночь в день, а “свет приблизить к лицу тьмы” (Иов 17:12), стараются убедить Иова, что он страдает за свое нечестие (Иов 15:5), — он оставался бы, по его словам, при этом спокойным (Иов 17:2), — но как потерпеть бессердечие друзей, видящих его при смерти и не стыдящихся обвинять его в пустословии (Иов 11:3)! Именно это окамененное нечувствие , при котором слова друга теряют смысл, убивает Иова. Все предательства можно перенести, только не предательства тех, с кем имеешь духовное родство, на чье взаимопонимание рассчитывал. “Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне” (Иов 3:25). Что может быть ужаснее для человека, имеющего любящее сердце, чем пытка одиночеством? “До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою” (Иов 6:7), — не потому ли, что те, которых он любил, обратились против него (Иов 19:19)?

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Жалобы Иова дают Елифазу повод осыпать его упреками за малодушие и ропот на Бога ( Иов.4:3–6 ). Так же точно начинают свои речи Вилдад и Зофар ( Иов.8:1,2, 11:1,2:3 ). Затем Елифаз опытом и откровением, которое он получил, начинает доказывать, что только нечестивые подвергаются бедствиям (гл. 4). Впрочем, Елифаз еще не применяет к Иову высказанного им общего положения, не считает его за явного грешника; но смотрит на его страдания, как на спасительное средство исправления свойственных человеку слабостей н недостатков: «Се! блажен человек, – говорит он, – которого обличает Бог. И наказания Вседержителева но отвергай» 5:17. Что Елифаз доказывал опытом и откровением, то Вилдад подтверждает преданием отцов ( Иов.8:8,9,10–13 ). Впрочем, и Вилдад также еще снисходительно судит о самом Иове, указывав на виновность детей его, бывшую причиной их погибели ( Иов.8:4 ). В заключение своих речей друзья Иова указывают на величие и правосудие Бога, советуют ему с раскаянием обратиться к Богу, если он желает, чтобы счастье его расцвело снова ( Иов.5:8–26, 8:20–22, 11:7–10,13–19 ). Отвечая друзьям, Иов сначала извиняет себя в жалобах чрезмерностью своих страданий и немощью человеческой природы ( Иов.6:2,3,4,11,12:13 ). Далее жалуется на вероломство своих друзей, от которых он напрасно ждал утешения; уподобляет их потокам и ручьям, шумящим от обилия воды, когда весною разрешается в них снег, но в летние жары высыхающим и исчезающим, так что рассчитывавшие на них караваны Фемы и Савы обманываются в своей надежде и остаются в стыде ( Иов.6:14–21 ). Мысль о правосудии Бога, на которое с силою указывали ему друзья, не принося никакого утешения страдальцу, естественно, приводила его еще в большее смущение, увеличивала его недоумение о причине его страданий. Твердо уверенный в своей невинности, он безбоязненно и смело защищает ее ( Иов.9:21 ); и, не умея иначе объяснить своей судьбы, говорить, что Бог со всеми людьми как добрыми, так и злыми поступает одинаково по чистому произволению, что нечестивые живут счастливо по воле Божией ( Иов.9,22–23, 12:6:9 ). Друзья советовали Иову обратиться к Богу с раскаянием: чистый в своей совести праведник предает свое дело суду Божию и говорит, что он готов предстать на суд с Богом, если бы Бог , совлекшись своего величия, снизшел к нему, ничтожному и бренному человеку. Однако Бог всею силою своего могущества теснит слабое творение ( Иов.13:3,15,16,18,20–25, 14:1–3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Иов.10:8 .  Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня? Иов.10:9 .  Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Иов.10:10 .  Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, Иов.10:11 .  кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, Иов.10:12 .  жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов – создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени ( «молоко») зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим ( «Твои руки ... образовали всего меня кругом» – ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека ( «кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня», ст. 11; ср. Пс 138.13 ), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Художник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения. Иов.10:13 .  Но и то скрывал Ты в сердце Своем, – знаю, что это было у Тебя, – Иов.10:14 .  что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Проявив в акте создания свою любовь к Иову, Бог одновременно с этим предопределил, постановил, как правило, не прощать ему даже самого малого греха (евр. «хата» в отличие от грехов великих, совершаемых «дерзновенною рукой» Чис 15.30 ). Как же примирить эти два взаимно исключающие друг друга начала: любовь и отсутствие всепрощения? Иов.10:15 .  Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: Иов.10:16 .  оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне. Иов.10:17 .  Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.31:9 .  Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, – Иов.31:10 .  пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею, Избегавший прелюбодейных помыслов (ст. I), Иов тем более не виновен в самом прелюбодеянии. Его сердце не прельщалось женою ближнего и он не изыскивал хитрых средств ( «строил ковы»; ср. Притч 7.12 ), чтобы осквернить его семейный очаг. Наказанием за это должна была служить утрата собственной жены, превращение ее в рабыню – наложницу другого: «мелет на другого» (ср. Исх 11.5 ; Ис 47.2 ). Иов.31:11 .  потому что это – преступление, это – беззаконие, подлежащее суду; Иов.31:12 .  это – огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое. Неизбежность такого наказания объясняется тем, что прелюбодеяние – преступление (евр. «зимма» – грех плоти; Лев. 18.17, 19.29 ), подлежащее возмездию по суду Бога ( Лев. 20.10 ). По своим последствиям оно – всепожирающий, не знающий границ ( «поядающий до истребления» – до «аваддона»; ср. Иов 26.6 ) огонь (ср. Притч 6.26–29 ; Сир 9.9 ), сопровождающийся расстройством всего достояния прелюбодея ( Притч 5.9, 6.35 ). Иов.31:13 .  Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, Иов.31:14 .  то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Иов.31:15 .  Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе? Иов никогда не злоупотреблял правами сильного по отношению к своим слугам и служанкам, – не отказывал им в справедливом суде. Побуждением к этому служила боязнь божественного наказания. При всем своем неравенстве, различии в положении, господин и слуга – одинаковые творения Божии, а дети одного Отца небесного, братья между собою ( Мал 2.10 ; Еф 6.9 ). И Бог не оставил бы без отмщения обидчика своих детей. Иов.31:16 .  Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Иов.31:17 .  Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010