Но так как евангельское писание руководствует к высшему разумению, то направим внимание к заключающейся в нем цели. Крайне дивлюсь я на людей, облеченных этой страстной и преданной похотям плотью, побеждаемых ежедневным сном и чревом и, без сомнения, имеющих и другия безчисленные возбуждения, знакомые всем нам, общникам одной и той же природы, – какими суровыми судьями являются они к погрешающим и как снисходительны к себе самим, – эти немощные подвижники, но законодатели неумолимые до того, что и надежду на человеколюбие Божие отнимают, и богатый источник милости мнят заградить, и с большим самовластием запирают вход в царствие для заблудших. А это есть не иное что, как в душах, ищущих врачевания, поселять подзаконное отчаяние; ибо кто отчаялся в исцелении, тот становится навсегда рабом болезни и чуждым всякаго обетования (даннаго) в наших Писаниях, где для понимающего разумно не находится ничего такого, чего не давала бы благодать и не врачевало бы снисхождение. И кто настолько глух и невосприимчив к словам Иова, ясно взывающего ко всем, что никто не чист от скверны, если бы даже жизнь его была только один день ( Иов.14:4–5 ). Кто же из здравомыслящих возымел бы о себе столь преувеличенное мнение, что, подлежа судебной ответственности и притом – на суде Божием, счел бы излишним прощение и ненужною милость? Но если бы даже они и достигли высочайшей степени праведности и строгости (жизни), действительно поправ, по написанному ( Лк.10:19 ), змей и скорпионов, и объявлены были достойными венка победителями греха: то и тогда им не подобало бы по своей доблести определять жизнь и всех прочих, но за собственное прославление воздавать благодарность давшему оную Богу, потому что они и природу властно обуздали, и искушениями сатанинскими не были побеждены, – немощным же они должны были бы простирать десницу человеколюбия, поднимать из грязи и очищать от скверн. Ведь тогда они достигли бы двойной похвалы, получая награду и за собственную нравственную чистоту и вместе – за братолюбное и полезное сочувствие (к другим).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Подобные изображения сохранились на рельефах из Дур Шаррукена 4 . на стеле с законами Хаммурапи (XVIII век до Р. Х.): бог Шамаш, дающий Хаммурапи свое благословение, сидит на троне в шлеме с тремя рогами 5 . на стеле Нарам-Суэна (XXIII век до Р. Х.) можно видеть рогатый венец у правителя 6 . на стенописи в храмовом помещении дворца Зимри-Лима в Мари (XVIII век до Р. Х.) 7 . а также на шумерских печатях III тысячелетия до Р. Х. 8 . Очевидно, что для человека Древнего Востока рог животного был символом божественной власти и могущества. Поэтому вавилонские и ассирийские цари усвоили себе эти символические рога как знак могущества, пожалованного им богами. Подобно им, ханаанские цари украшали рогами свои шлемы и венцы. Как будет показано ниже, рог животного послужил для создания нескольких библейских метафор. Однако прежде чем мы обратимся к их анализу, выясним прямое значение слова qeren в Ветхом Завете. Прямое значение слова «рог» (qeren) в Священном Писании Следует заметить, что слово qeren многозначно, то есть служит для обозначения разных предметов: 1) рогов животных И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими ( Быт.22:13 , см.: Втор.33:17 , Пс.21:22 ). Жизнь древних евреев – кочевого народа, главным занятием которого было скотоводство, протекала в окружении различных диких и домашних животных, имевших рога: баранов ( Быт.22:13 ), буйволов ( Чис.24:8 ; Втор.33:17 ), быков ( Чис.7:15 ), козлов ( Быт.31:10 ). Рога перечисленных животных широко использовались древними евреями в повседневной жизни; 2) сосуда для жидкости (рог с елеем для помазания царей) И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди ( 1Цар.16:1 , см. также: 1Цар.16:13 ; 3Цар.16:39 ). Как еще один пример использования рога в качестве сосуда для благовоний можно упомянуть загадочное имя третьей дочери патриарха Иова – Керенгаппух (рожок с притираниями) ( Иов.42:14 );

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

Потому, братья, оставивши жительство мира этого, будем исполнять волю призвавшего нас, и не убоимся выйти из мира этого. Ибо Господь говорит: «будете как агнцы посреди волков»(Мф. 10, 16). Петр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев  ? Иисус сказал Петру: «агнцы не должны бояться волков после смерти своей  : и вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную» (Мф. 10, 28; Лк. 12, 4–5). И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мире этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни. Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнию благочестивою и праведною, мирские блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого. Глава VI Настоящий век и будущий — два врага. Презревши первый, будем любить последний. Иначе нет надежды спасения. Господь говорит: «никакой раб не может служить двум господам» (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13). Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас бесполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мир приобрел, душе же своей повредил» (Мф. 16, 26). Этот же век и будущий — два врага. Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оставить и прилепиться к тому. Подумаем, что лучше возненавидеть здешние блага, потому что они малы, кратковременны и тленны, — и возлюбить те блага, как прекрасные и нетленные. Ибо исполняя волю Христа, мы найдем покой, иначе: ничто не избавить нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его. И Писание говорить у Иезекииля, «что, если восстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену» (Иез. 14, 20). Но если и эти праведники не могуть своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных? Глава VII Должно подвизаться нам, чтобы быть увенчанными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа» ( Исх. 5:2 ). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:14–15 ). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям ( Рим. 1:24–32 ). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих ( Ин. 16:23 ). Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд – нет противоречия со словами Св. Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» ( Ин. 5:28–29 ). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными ( Мф. 25:32 ), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Свод ветхозаветных законов, рассматриваемый в целом, также не охватывает всех сторон жизни израильского общества. Есть ряд тем, к-рые встречаются в древнеближневост. юридических документах, но не отмечены в ВЗ, хотя в текстах существуют соответствующие намеки. Так, о краже вскользь упоминается в Лев 6. 2-7; 19. 13, об аренде собственности и плате за это, о поручительстве - в Быт 43. 9; Притч 6. 1; 20. 16, о найме рабочих - в Лев 19. 13; Иов 7. 2, о выкупе и приданом за невесту - в Исх 22. 16-17; 1 Цар 18. 25, о торговле - в Ис 24. 2; 2 Цар 24. 24. Сходство при описании социальных норм Между библейскими и древними ближневост. законами имеется много параллелей. Нек-рые случаи сходства можно объяснить близкими для этих культур социальными нормами, напр. в отношении запрета на колдовство (Исх 22. 18; Лев 20. 27; Втор 18. 10-14; Кодекс Хаммурапи 2 - ANET. P. 166; Среднеассирийские законы A 47 - Ibid. P. 184; Хеттские законы 44, 170 - Ibid. P. 191, 195), на похищение людей и их продажу (Исх 21. 6; Втор 24. 7; Кодекс Хаммурапи 14 - ANET. P. 166; Хеттские законы 19-20 - Ibid. P. 190), на лжесвидетельство (Исх 20. 16; 23. 1-3; Втор 5. 20; 19. 16-21; Кодекс Урнамму 25-26 - ANET. P. 525; Кодекс Хаммурапи 1, 3, 4 - Ibid. P. 166). То же можно заметить в области защиты прав собственности (напр. запрет передвигать границы участков - Втор 19. 14; Среднеассирийские законы B 8 - ANET. P. 186; Хеттские законы 168-169 - Ibid. P. 195), в сфере семейных отношений (напр. преимущество в наследстве первенцу - Втор 21. 15-17; Среднеассирийские законы B1 - ANET. P. 185; Нововавилонские законы 15 - Ibid. P. 198) и во мн. др. случаях. Источник законов и их авторитет Согласно шумеро-аккад. представлениям, именно боги (особенно бог Солнца) учат людей нравственному поведению ( Albright. 1957. P. 198). Так, царь Лагаша Урукагина в XXIV в. до Р. Х. провел реформы, направленные на борьбу с несправедливым угнетением бедных, опираясь на «праведный закон Нин-гирсу», попранный злодеями. Начиная с Третьей династии Ура законодательная деятельность царей обосновывается «справедливыми законами бога Солнца». Однако религ. содержание в З. М., данном Богом, более ярко выражено, чем во внебиблейском законодательстве. Законам Хаммурапи «чуждо понятие преступления, как греха, отпадения от бога, нарушения его воли; его законы не знают страха божия, не выводят всего права из любви к богу и ближнему, они рассматривают проступки исключительно с т. зр. материального вреда для личности или опасности для государства и общества» ( Тураев. 1935. С. 113). Религ. характером З. М. обусловлено еще одно его отличие - наличие описаний культовых сторон жизни израильского народа, к-рые отсутствуют в кодексе Хаммурапи и ряде др. ближневост. законодательств. Связь З. М. с заветом

http://pravenc.ru/text/182513.html

Феман, 1-й сын Елифаза, дал имя городу, не раз упоминаемому у пророков ( Иер. 49:7, 20 ; Ам. 1:12 ; Авд. 1:9 ; Иез. 25:13 ); жители его, по-видимому, известны были своей мудростью ( Иер. 49:7 ); одним из потомков Фемана, сына Елифазова, был старший из друзей Иова – феманитянин ( Иов. 2:11 ). Омар – может быть родоначальник арабского племени амиров. Цефо (в 1Пар. 1:36 – Цефи) напоминает местность на юг от Мертвого моря. Быт.36:12 . Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. О Фамне, наложнице Елифаза, упомянуто, по еврейским толковникам, для того, чтобы показать величие и славу потомства Авраамова (даже через Исава), вследствие чего даже соседние князья хорреев (Фамна была из хорреев, ст. 20, ср. 29) искали родства с ним, по мнению некоторых – чтобы показать евреям происхождение Амалика и амаликитян, бывших при Моисее сильнейшим племенем Аравии ( Исх. 17:8 ). В 1Пар. 1:36 Фамна или Феман встречается как имя сына Елифаза (ср. Быт. 36:40 ; 1Пар. 1:51 ). Быт.36:13–14 . И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея. Перечисляются ближайшее потомки Исава от двух других жен: 4 рода от Васемафы и 3 – от Оливемы. Всего от 3-х жен (включая Амалика от Фамны) произошло 13 родов потомства Исавова. Быт.36:15–18 . Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой. Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой. Идет перечисление старейшин alluphim (от евр. eleph – тысяча, Суд. 6:15 ; Мих. 5:2 ), тысяченачальники (хилиархи) или родоначальники (филархи); термин alluphim в Ветхом Завете прилагается к князьям племени Исава-Едома ( Исх. 15:15 ; 1Пар. 1:51 ) и лишь, как исключение, – к князьям Иудиным ( Зах. 12:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Учение о первородном грехе дает нам, братие, ответ на вопрос, решением которого всегда занимались люди, именно, – вопрос о том, откуда появилось зло в мире, откуда зло нравственное, в человеке, и зло физическое, в природе? что зло действительно существует, – это, несомненно. Природа носит на себе ясные следы проклятия. Добывание хлеба от земли требует от человека усиленного труда. Огонь, вода и воздух как бы враждуют против него. Многие из животных страшны и опасны для него. Кроме этого вся тварь, по слову Божию, совокупно стенает и мучится до ныне ( Рим.8:22 ). – Если мы обратим внимание на жизнь различных народов во все времена, то заметим, что эта жизнь сопровождалась бесчисленными переворотами и бедствиями. Целые народы погибали с лица земли, из неведомых стран выходили новые, сталкивались с другими, измышляли, как и в наше время измышляют, разные способы ко взаимному истреблению и угнетению. – Наконец, если человек обратит внимание на свою природу, то не может не заметить расстройства или зла в ней. Люди всегда сознавали, что зло преобладает в человеке над добром, и что нет человека, который бы не согрешил. Кто бо чист будет от скверны, говорит праведный Иов, размышляя о человеческой жизни, никто же, аще и един день жития его на земли ( Иов.14:4–5 ). Моисей говорил: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). По словам царя Давида, мы в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся ( Пс.50:7 ). Апостолы также учили, что мир весь во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), что вси согрешиша, и лишени суть славы Божией ( Рим.3:23 ). Дети с самых ранних лет начинают обнаруживать в себе худые наклонности к раздражению, зависти и т. п. Сами мы, братие, замечаем в себе постоянную борьбу между духом и плотию, разумом и страстями, стремлениями к добру и влечениями ко злу, причем плоть часто преобладает в нас над духом, страсти господствуют над разумом, влечения ко злу пересиливают стремления к добру. Мы любим добро по своей природе, но не находим в себе сил творить его; зла по природе не любим, а между тем влечемся к нему неудержимо. Не еже бо хощу доброе, творю, говорит апостол Павел, но еже не хощу злое, сие содеваю... Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего, и пленяющъ мя законом греховным, сущим во устех моих ( Рим.7:19, 22–23 ). Откуда же, братие, такое нестроение в человеческой природе и вообще во всем мире? Ответ на это, как вы слышали, дает нам слово Божие своим учением о первородном, прародительском грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Более того, различные злоключения, несчастья и болезни, принимаемые человеком без ропота, изменяют его внутренний настрой, приближают его к Богу. Действительно, если человеку надо постичь нечто важное, существенное, то зачастую Господь дает ему это через прохождение испытаний и страданий. Мы знаем, что и апостолу Павлу самые глубокие истины Божии открылись в заточении, перед его мученической кончиной. Также и Иов смог воспринять откровения от Бога после опыта неимоверных мучений. Выходит, это вообще закон жизни в нынешнем ее падшем состоянии. В состоянии лишения земных благ человеку легче прийти к осознанию истин высшего порядка, чем в состоянии душевного комфорта и телесного довольства. Святые отцы говорят, что если тебе хорошо — благодари Бога, если тебе плохо — молись Ему. Однако в страданиях к Богу обращается намного больше людей, чем в благоденствии. Показателен эпизод из Евангелия, когда десять прокаженных очистились, а пришел поблагодарить за выздоровление только один из них (см. Лк. 17, 12—17). Полученное благо тотчас изменило нрав остальных девяти исцеленных. Еще недавно они усердно молились Богу, прося о помощи, и сразу забыли о Нем, как только обрели просимое. Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что по любви к людям Господь готов даровать им море всевозможных благ, но поскольку совесть человеческая настолько немощна, что нуждается в постоянном биче, людям и даются страдания. То есть Господь готов подарить нам всевозможные блага, но не дает, пока мы не сможем принять их без вреда для своей вечной участи. скрыть способы оплаты Комментарии Галина И. 16 октября 2016, 10:51 Низкий поклон Вам, отец Климент. В книге Иова утверждается, что " человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх " (5,7).И " к страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю " (6,14).Говорят, что кого Бог хочет наградить светлым венцом, тому прежде вручает тяжелый крест, несение которого сопровождается тяжкими страданиями. При этом праведный убеляется, а нечестивый ожесточается. Да, все наши страдания- по грехам нашим, вследствие уклонения от Бога, Смысла Бытия. " Меня, источник воды живой, оставили " (Иер. 2,13); поэтому " пусть каждый пьет воду из своего колодезя " (Ис.36,16).Наверно, самыми жесткими и страшными вслед за Нероном были времена действия 4-х эдиктов Диоклетиана, направленных на уничтожение христианства, эхо которых повторялось и повторяется в различные периоды нашей истории. Поэтому будем более мужественными, чем мы есть.Ведь часто ощущаешь себя действительно " горее (хуже) скота " . Академик Дм. Лихачев писал: " Когда морозы и ветры становятся особенно большими, пингвины становятся в круг.Посередине самые маленькие, дальше побольше, затем взрослые, а вне, по кругу, на самом юру- старики, вожаки. И они погибают, чтобы сохранить род " .

http://pravoslavie.ru/97840.html

Ст. 3. Да никто же бо мнит (думает), яко есть умедление воинствам (πειρατας), и на кою (πι τνας δ ατν) не найдет навет (νεδρα, засада) от него. Все, созданное Богом, подчинено и покорно Ему. Всякому очевидно, что Господь управляет всеми силами и действует во всех стихиях природы. Потому никто не должен думать и поддерживать ту мысль, будто Бог не карает злодеев или срок их гибели отлагает до отдалённого и неопределённого будущего (как, по-видимому, утверждал Иов, гл. 24, ст. 1, 12 и 14). Он видит всех своих врагов; легко преследует убегающих. «Воинства» Божии видимые и невидимые, небесные, земные и преисподние силы не коснят исполнением его велении. Гнев Божий неожиданно, как бы из засады, подстерегает и схватывает свои жертвы. Некогда Его взор нашел Адама, скрывавшегося в тени райских дерев, и Каина, удалившегося с места лютого злодейства. Некогда по Его велению «отверзлись хляби небесные» и потопили грешный мир, потом разверзлись недра земные и погладили проклятой Содом. Ст. 4. Како бо будет приведен человек (βροτς) пред Богом, или кто очистит себе рожденный от жены. Несовершенный, непостоянный и смертный по природе человек не может быть праведен пред вечно неизменным и святым Божеством, не должен и оправдываться перед Ним. Этому научает незабвенный пример падшего Адама. Первый человек чувствовал, как грустно расстаться с повинностью и, при обличении, решился сложить свою вину на жену. Увы! Это только увеличило его виновность и справедливо заслужило большее наказание. Еще менее имеет оснований и прав защищать свою непорочность всякий, рожденный во грехе от жены, зараженной грехом со всеми его пагубными влияниями ( – против слов: гл. 23, ст. 11 – 12). Ст. 5–6. Аще луне повелевает (Бог), и не сияет, звезды же нечисты суть пред ним: кольми паче (сколько более) (всякий) человек гной, и сын человеческий червь. Если человек желает высказать пред Богом свое оправдание, раскрыть достоинства своего поведения, понять средства к исправлению своих недостатков то, конечно, он надеется на ясный свет своего сознания и на силу своего разума. Но что – свет его души пред неизреченным сиянием премудрости Божией? – По воле Творца – Промыслителя быстро меркнет чистый свет полной луны; по Его велению гаснут и самые чистые источники света – высоко отдалённые звезды. Не затмится ли и свет человеческого разума пред сильнейшим светом мысли Божественной? – Разум человека, заключенный в тесных пределах его земнородной и тленной телесной природы, не обладает совершеннейшей чистотой, святым бесстрастием мысли Божественной, как червь, пресмыкающийся в земле, или моль, живущая в тлении, не могут обладать чистотой небесных светил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Что может быть любвеобильнее, что смиреннее его, удостоившего показать столь пламенную любовь и соизволившего так снизойти? Потому и мы, хоть и потеряли и силу голоса и крепость ног от утренней беседы, увидев отеческое лицо, тотчас забыли слабость, отринули усталость, окрылились радостью; увидели светлые седины – и душа исполнилась света! Поэтому и предлагаем трапезу с охотою, чтобы он, вкусив, благословил нас. Здесь нет подлога и обмана, как там. Тогда велено было принести одному, а принес другой; нет, мне и приказано принести, я и принес. Благослови же нас, отец, благословением духовным, которое все мы желаем получать всегда и которое полезно не только тебе, но и мне, и всем этим (то есть предстоящим); умоли общего нашего Владыку, да продлит Он жизнь твою до глубокой старости Исаака: это и для меня, и для этих дороже и необходимее росы небесной и тука земного. Минь. Т. II. С. 257 Творения Т. II. С. 288, 289 325. Диавол – его слабость Не бойся диавола, хоть он и бестелесен, потому что он пал, а нет ничего слабее павшего, хотя бы он не был облечен телом; равно как и нет ничего сильнее имеющего дерзновение (пред Богом), хотя бы он облечен был в смертное тело. Минь. Т. II. С. 262 Творения Т. II. С. 294 326. Пути покаяния Пути покаяния: 1. самоосуждение (глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися Ис. 43:26 ); 2. прощение грехов ближним (аще отпущаете должником вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный ср.: Мф. 6:14 ); 3. усердная молитва (коей вдовица умилостивила судию см.: Лк. 18:3 ); 4. милостыня (грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя – щедротами убогих ср.: Дан. 4:24 ); 5. смиренномудрие (пример мытаря). Минь. Т. II. С. 262 Творения Т. II. С. 294 своими словами 327. Современность в проповеди Беседа 3. Должно не только прибегать к древним сказаниям, но и брать примеры из настоящего, потому что и ныне, по благодати Божией, есть подвиги не меньше прежних. Не верит кто Писанию и считает его ложным? Не верит, что Иов был таков (каким изображается)? Укажи ему на другого человека, который подражает в жизни этому праведнику. Минь. Т. II. С. 267 Творения Т. II. С. 299 328. Бедствия от людей Пусть случится тебе терпеть какое-либо несчастье, не для Бога, а от злобы людской: но, если ты будешь благодарить, а не поносить Того, Кто мог воспрепятствовать, однако ж допустил (это несчастье) для твоего испытания, то, как венчаются пострадавшие для Бога, так и ты получишь такую же награду за то, что мужественно перенес причиненные тебе людьми несчастия и возблагодарил Того, Кто мог бы, но не благоволил остановить их. – Минь. Т. II. С. 272 Творения Т. II. С. 305 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010