Всяк той любит Бога всею крепостию, иже паче любви Его ничтоже предпочитает, ни отца, ни матере, ни братию, ни други, а по завету Евангельскому: Иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10 ). Сей чин любления Бога возьмим от малых детей, сущих млеко, имже еще незлобие пестуница, како тыя не видящии на время пред очима родивших и доящих себе в скуке пребывают, и ищут их прилежно, дóндеже обрящут. Таковыя крепости любве и мы научимся, хотящии любити Бога, и всегда помним, како Он согревает нас, одевает и питает, над вся же, како несытую пищу, хлеб Тело и вино Кровь Единородного Своего Сына в повседневную нам предложи трапезу, коликая же и в будущем Отечестве сокровища нам сниска. И помнящи сие взыщим Его с Павлом, желая паче разрешитися от тела, и к Нему пойти, всегда тужим с псаломником глаголюще: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду, и явлюся лицу Божию ( Пс.41 ). Сице любящи Его, будем любити всею крепостию, яко Отца. Всяк же той любит Бога всем помышлением, иже во уме обносящи неключимого оного евангельского раба, вверженного во тьму кромешнюю, и долготерпение Божие на себе рассуждая, житие исправляет покаянием. Сей чин любления Бога, приимем от осужденного на смерть злодея, како той, когда уже никакия помощи нет, и по делом своим достойне судится смерти, и уже связанный стоит, и видит мучителей готовящих орудия, стряски, огнь, рожны, колеса, топоры, и прочая, весь трепещет, и ужасается смертного часа. И когда на таком осужденном судия внезапу пременився являет милосердие, и свобождает от мучения и смерти, то каковые тогда любве тот осужденный к судии исполняется, мощно с евангельского слова догадатся: Емуже, рече, мало оставляется, меньше любит, а когда же больше, то больше и любит оставляющего грехи ( Лк.7 ). Что же уже больше оставити, как вся злодейства простив, животом даровати, сице убо и любовь превосходящая. Тако и мы хотящии любити Бога, всегда помышляем, како на нас вечные муки достойных праведный Судия долготерпит, колико во уме грозит скрежетом зубным, червем неусыпающим, плачем вечным, тьмою кромешною, колико же и невнимающим пропущает лютая согрешения, ожидая покаяния, и обратимся прочее ко исправлению, и аки ту сущего пред очима видящее грозного Судию, плачем глаголющее: Господи, потерпи на мне, и вся ти воздам ( Мф.18 ). И тако по предложению исправляющее день от дня развращенное житие, всегда содержим сие во уме: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сице убо исправляющее себе, будем любити Бога, яко Судию всем помышлением, и любви к Богу сея довлети имет нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Читайте также — Святость и Святые – В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники? – Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа. Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере. – А насколько масштабными были торжества век назад? – Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа. Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине. Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Но прославили его лишь в 1911 году. Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

http://pravmir.ru/velikij-chudotvorec-sv...

Всяк той любит Бога от всея души, иже за превосходящую к Нему любовь души своея, сиесть, живота своего не щадит, по совету Евангельскому: Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф.16 ). Сей чин любления Бога от мучеников примем, тии бо тако возлюбиша Его, яко и души своя положиша зань. Что ж, Нерона ли потреба воскресити, или Диоклитиана искать, или к Максимиану вдаться, чтоб они любви ради Божия разрешили нас от живота? – нет, не о том мученичестве глаголю, но подобном ему, не о лишении живота речь, но о самоизвольном страдальчестве, и о отвержении самих себе, и о умерщвлении страстей, живущих в нас, яже, аки душа в теле, в чувствах наших живут и движутся, и аще сия живыя оставим, душу свою погубим; аще же за любовь Божию погубим я, душу свою обрящем в живот вечный, мучителей же нам искать не требе станет нам за них, когда ревностно начнем хуждшее покаряти лучшему, например: аще слава человеческая нам любезна, прочь от нея побежим – се нам будет и Нерон отсецающий нозе; аще богатство любезно, расточим е подаянием милостины – се и Диоклетиан, отъемлющий руце, и всего колесми на уды раздробляющий; аще красота телесная веселит нас, отвратим от нея очи – се нам и Максимиан, очи избодающий – како бо любящим сия оставити мучительство есть, сказать нельзя, лучше бы с душею расстаться, неже сих остаться, (яже се только в примере сказал, о прочем же помышляем в себе, каковые в нас живут страсти, и что с ними за борба, да когда же одолети и отстать от них напнется, каков то он нам мучитель) обаче хотящим любити Бога от всея души нужда оставить, кая бо, рече, польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; ни зде пользы, ни в будущем веце. Зде хотя будет славен, да смерть обесчестит, когда безобразным учинит, хотя и богат, да ничего с собою не возьмет, разве три аршины земли; хотя же и красен, да гроб прахом покрыет, а души же бедной, когда во аде погребенная, какая уже польза. Но мы хотящии любити Бога, всегда мертвость Господа Иисуса на теле своем понесем, и тако возлюбим Его от всея души, яко Царя, будем бо яко добрии воини вооружившиеся во броня правды, и исшедшие на брань, и за любовь царскую живот свой предавшии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Сепфора – образ Церкви 7, 24. 160. —436— Серафимы выше ангелов, – слово «серафим» означает «зажигатели» или «пламенеющие» 12, 41. Сердце: божественное Слово легко внедряется в нежных сердцах, посему жестокосердый называется злым 2, 21–21. Серп жнеца – слово апостолов 4, 35. б. Силоам – образ крещения, брение – евхаристии 9, 6–7. Силуан 8, 39. 305. Символ – исповедание – веры 1, 9–10. § 5. 122, –11, 25–27, – включал и воскресение плоти 1, 9–10. 122. Символы см. прообразы. Симеон праведный 8, 25. б. 270. Сирах цитуется как писание – «по написанному» 14, 24. а. Сирофиникиянка 4. 4–5. Скиния – прообраз тела Христова как дома вселившегося в нём Бога 6, 68. 86. 88–96, –7, 8, – устройство скинии в пустыне и её принадлежности служат прообразом Христа 3, 35. 385–387, 6, 68. 84–97, – указует на многие обители в доме Отца Небесного 7, 24. а. 151, – скиния первая и вторая ( Евр.9:2 сл.) служат символами жизни под законом и по Евангелию 19, 30. б. 223–224. Слава: кто ищет славы человеческой, тот лишается славы Божией 5, 44, – вместо почестей сей жизни должно искать славы в унижении 6, 15, –6, 42, – истинная слава, а отнюдь не тщеславие бывает тогда, когда кто раскрывает свою истинную природу и говорит о том, что присуще ему по существу (так Сын Божий говорит о Своём единстве с Отцом) 8, 14. Славится – прославляется Отец в Сыне и от Сына и Сын в Отце и от Отца 13, 31–32. 148, –17, 1, –17, 2, –17, 4–5, –17, 6–8, – если мы славим Бога, то и будем прославлены Им, – живя добродетельно, должны прославлять не себя, а Бога 13, 31–32, –17, 45. Славолюбие не должно быть у желающих следовать Христу и подвижникам не подобает гоняться за похвалами, но они должны желать быть видимыми пред очами Бога 6, 22–23. Слезы: «прослезился Иисус» Ин.11:35 см. плач. Слово – Бог Слово θες Λγος 1, 1. а. 16–17, – 1, 1. б. 34, –8, 42. 344, –17, 6–8. 57, – 20, 30–31. 384 др., Единородное – μονογενς 1, 12, –1, 2. 53, –7, 15. 125, –14, 20. 265, –15, 1. 316, –17, 22–23, –20, 17. б. 248, – Единородный Бог Слово 8, 53. 281, – сущее в Боге Отце Бог Слово ( ν Θε Πατρ Θες –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Иоасаф происходил из славного малороссийского семейства, которое удостоилось получить в XVII веке права русского дворянства. Род Горленко — один из древних и славных родов в истории Малороссии. Фамилия их берет свое начало от выходцев из Угорской Руси в Запорожскую Сечь. Многие из членов Рода Горленко, жившие по ту сторону Днепра, т.е. в подчиненной тогда польскому владычеству области, приобрели себе славу ревностных и непоколебимых поборников православия в его многовековой борьбе с римским католичеством. Родители св. Иоасафа, как мы уже сказали, были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец — Андрей Димитриевич Горленко, был бунчужным, т.е. заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого он и был женат. Это был смиренный и кроткий человек, который более всего отдавался внутренней духовной жизни, отличался большим нищелюбием и тяготением к решению проблем нравственного совершенства. Последние годы своей жизни Андрей Димитриевич провел в совершенном одиночестве, в небольшом домике, построенном в лесу под Прилукой (город, в котором жила семья Горленко), а семья оставалась в Прилуках, куда он ездил только по праздникам. Мать св. Иоасафа — Мария Даниловна, также отличалась искренним благочестием, твердою приверженностью к Православной вере, отменным усердием к храмам Божиим и уважение к духовенству и монашеству. Вообще нужно сказать, что жизнь малороссиян в то время отличалась особенной религиозностью. Домашняя жизнь их шла по церковному уставу — строго соблюдались посты и обряды Православной Церкви, назначались особые епитимии — прочесть несколько раз Псалтирь или Новый Завет. Они знали как Божии заповеди, так и заветы Отцов и старались исполнять их. Можно сказать, что семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Так, например, Димитрий Горленко (дед св. Иоасафа) построил в Свято-Троицкой Пустынно-Густинской обители две церкви — во имя свв. апостолов Петра и Павла и свт. Николая. Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью, которая и радовала его родителей, но вместе с тем по временам приводила их к печальным думам о будущей судьбе мальчика, которого они, несмотря на слабое сложение его, прочили в наследники своих почестей и имений. Так шло время, и родителям нужно было позаботиться о воспитании сына своего. Домашние средства для столь великого дела были недостаточны. Вследствие этого родители Иоакима, поборов в себе нежелание разлуки с любимым сыном, отправили его на восьмом году жизни в Киевскую Академию для изучения наук, в особенности словесных. Киевская Академия в то время была единственным высшим учебным заведением для насельников всего юга России и служила главным оплотом православия в его борьбе с римским католицизмом.

http://pravoslavie.ru/1926.html

ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 1880-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых) ИОАСАФ (Шахов Николай Иванович; 1870-1938), игум., прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудной, суровой едой. После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Иларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Иларион, по отречении от всего мирского, был пострижен в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год он был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем. В 1732 г. Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха. Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. В продолжении управления обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203605...

Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы. Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени. В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения. Монашеская жизнь Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа). В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса. В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии. В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре. Вскоре он был посвящен в иеромонаха. В 1737 году архиепископ Рафаил (Заборовский) поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания. Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей. Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов. В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года. Епископское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Это был смиренный, молчаливый, всегда невозмутимый, приветливый и ласковый инок. Родная тетка Св. Иоасафа (сестра Пахомия) под именем Анастасии постриглась в монахини в Ладинском монастыре, – недалеко от г. Прилук, на берегу р. Удая. Следовательно, трое Горленков – дед, сын и внук (Димитрий, Андрей Димитриевич и Андрей Андреевич) «громко заявили о своем существовании в летописях Малороссии первой половины XVIIbeka», а трое других 6 – родной дядя Святителя Иоасафа – смиренный инок Киево-Печерской Лавры – Пахомий, брат Святителя – архимандрит Митрофан (настоятель Киево-Братского монастыря, затем Киево-Выдубицкого), окончивший жизнь в Святогорской пустыни на покое 7 , и сам Святитель Иоасаф удалились под своды монастырских храмов, которыми была усеяна Малороссия, и соделывали спасение свое подвигами иноческого жития. Приведенные данные касательно предков Святителя Иоасафа, склада домашней жизни в семье Горленков и поступления некоторых членов из фамилии Горленков в монашество в некоторой степени объясняют нам возникновение в душе отрока Иоакима того благочестивого настроения, вследствие которого он преклонился не пред широким поприщем шумной светской жизни, а пред незримою жизнью верующего сердца, пред молитвою и подвигами монастырской жизни. В доме родителей Святителя Иоасафа витала та благодатная атмосфера, под согревающим влиянием которой произрастала и получила свое развитие юность Иоакима. В этой благодатной атмосфере слагалась и образовалась та крепкая сила духа Святителя Иоасафа, которая покорила в себе человеческую природу и пересоздала ее потом в духе истинно-христианской настроенности. Опираясь на это, мы смеем подтвердить, что родители Святителя Иоасафа, отличавшиеся, помимо внешних преимуществ, благодатною настроенностью, своим примером и наставлениями посеяли в восприимчивой и впечатлительной душе первенца своего Иоакима первые семена веры и благочестия. Тихий, ласковый, добрый, кроткий, незлобивый, смиренный родитель Святителя Иоасафа своею жизнью и наставлениями внедрял и укоренял в душе ребенка Иоакима высокие правила благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Горки Красненского р-на. В нач. 2002 г. в центре на постоянном обслуживании находилось более 50 чел. 8 февр. 2002 г. подписано «Соглашение о сотрудничестве между Белгородской и Старооскольской епархией и Управлением здравоохранения администрации Белгородской области». Сестричество милосердия белгородского во имя святых Марфы и Марии жен. мон-ря (90 чел.) оказывает помощь медицинскому персоналу 20 отд-ний областной больницы по уходу за тяжелобольными и уборке помещений, содействует приглашению священнослужителей для духовного окормления больных. Правосл. сестричество во имя св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и мон. Варвары, организованное при храме во имя вмч. Пантелеимона 2-й городской больницы Белгорода, объединяет 25 сестер милосердия, к-рые ежедневно оказывают помощь по уходу за больными и проводят катехизаторскую работу. В хирургическом отд-нии 1-й городской больницы открыт храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) , в к-ром еженедельно совершается молебен свт. Луке и литургия, причащаются больные в палатах и храме. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. C 1998 г. в учебный план Белгородской ДС включена социальная практика для воспитанников 3-го курса в областной и онкологической больницах. Священнослужители епархии окормляют больницы, детские дома, дома ветеранов и инвалидов. Особое внимание уделяется духовному окормлению осужденных, находящихся в местах лишения свободы. 4 марта 1996 г. подписан договор «О совместном сотрудничестве и взаимодействии Белгородско-Старооскольской епархии и уголовно-исполнительной системы области». По инициативе епархии ежегодно 9 янв. проводится «День милосердного отношения к заключенным». В исправительно-трудовых учреждениях действуют 3 храма и молельные комнаты. Миссионерская работа среди молодежи осуществляется при поддержке правосл. молодежных миссионерских центров, к-рые организованы в Белгороде - при храме во имя равноап. Мефодия и Кирилла, университетском храме во имя арх.

http://pravenc.ru/text/77866.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010