Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕСЧАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 8 июля, 22 окт.), чудотворный образ, явленный в сер. XVIII в. История прославления В 1754 г. свт. Иоасаф (Горленко; 1705-1754), еп. Белгородский и Обоянский, совершал поездку по Белгородской епархии. Согласно преданию, «будто бы основанному на словах самого святителя», перед выездом из Белгорода ему приснился сон, в котором при входе в церковь в притворе он увидел кучу навоза и на ней лежащую икону Божией Матери с исходящим от нее сиянием, от к-рой услышал глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в навоз» ( А. А. Н. 1881. С. 11-12). Смущенный сновидением, свт. Иоасаф тщательно осматривал посещаемые им храмы в надежде обрести эту икону. Посетив Вознесенскую ц. в предместье Изюма Замостье на Слобожанщине, он обнаружил в углу притвора большую икону Божией Матери, служившую загородкой для церковного угля (от кадил), и был поражен ее сходством с образом, явленным во сне. Преклонившись перед иконой, свт. Иоасаф воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих недостойных служителей, не ведят бо, что творят!» Сделав замечание благочинному за небрежное отношение к святыне, он сказал: «Почему этот образ не поставлен в лучшем месте? В сем образе преизобилует особенная благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны» (Там же. С. 10). По настоянию святителя образ Божией Матери был поставлен в указанном им киоте позади левого клироса. В 1792 г. в связи с переносом церкви из Замостья в слободу Пески икона оказалась там в деревянной Вознесенской ц. После сооружения в Песках каменного храма (1826) икона по-прежнему находилась в киоте, выбранном для нее свт. Иоасафом, слева от иконостаса, за левым клиросом. Икона была написана «иконописью (не масляными, а лаковыми красками) на дереве» (ее размер без ризы составлял 251/2 × 151/2 вершка, т. е. 113,4×69 см) (Там же. С. 7). Одна из серебряных позолоченных риз на икону была изготовлена ок. 1819 г. усердием Е. Тимашенко, жены помещика А. Ф. Тимашенко.

http://pravenc.ru/text/2580078.html

Владимир Русак Скачать epub pdf Приходское духовенство С начала XVII века выборное начало в процедуре выявления кандидатов во священство начинает уступать место наследственному. Сами выборы еще не упразднялись, но сильно ограничивались некоторыми утилитарными соображениями. Крестьяне неохотно отдавали из своей среды кандидатов во священство: по круговой поруке все повинности выбывшего члена не исключались, а распространялись на оставшихся, поэтому прихожане-общинники предпочитали выдвигать кандидатов из среды самого духовенства, уже выбывшего из общины. Священство, в свою очередь, тоже не склонно было уступать своих мест другим. В царствование Петра I устанавливается запрещение возводить на священнослужительские степени людей неученых, хотя бы об этом били челом прихожане. В царствование Анны Иоанновны Указом Синода требовалось, чтобы приход посылал епископу на выбор по два или три кандидата; на усмотрение архиерея ложился выбор более разумного и наученного. Не менее трех месяцев кандидаты должны были находиться при архиерейском доме. “Учительные священники” обучали, а архиереи еженедельно экзаменовали их. Устав велел также “подмечать состояние жития их и поступков, кто из них по достоверному свидетельству обрящется достойнее чина священства”. В Малороссии при Анне Иоанновне был сохранен выборный порядок. Духовные власти сами сочувствовали упразднению выборного начала, усматривая в нем нечто незаконное и противное правилам Церкви, некоторое унижение и понижение уровня духовенства. Особенно боролся с выборностью святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. В том же духе действовал митроп. Киевский Рафаил (Заборовский). Митроп. Платон (Левшин) категорически отстаивал мнение, что выбор священников – не дело прихожан. Известен его ответ крестьянам: “Ваше дело – орать да пахать, а мое – вам попов давать”. В царствование Павла I, в связи с участием некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков, выборы были совсем отменены. В 1797 году вышел Указ, запрещавший просьбы “скопом и заговором”: прошения об определении на места велено подавать только самим ищущим это место с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курск. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского. Сергиево-Казанский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века. Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, над долиной реки Тускарь, возвышаются блистающие золотыми звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора. Вертикаль этого собора вносит в живописный силуэт городской застройки особый характер, как бы утверждает его своеобразие и неповторимость. Сооружать храм начали в 1752 году. В летописи собора об этом повествуется так: " В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем, сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада " . В этой же летописи отмечается: " Неизвестно за давностью с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольник, столп со крестом наверху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания " . Когда во время пожара стали расчищать место, то в углях и пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Это было признано прихожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действия промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя преподобного Сергия, а в верхнем этаже храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоирей Лащенков пишет: " При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. По снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развёрнутый антиминс, освящённый от сотворения мира 7260 г, а от Рождества Христова в 1752 году Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским.

http://sobory.ru/article/?object=01683

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Мгарский Спасо Преображенский, от Лубен в 5 верстах, основан епископом Исаией Копинским в исх. 1624 г.; архимандрия с 1744. Ныне второклассный. [V, 23.] Игумены Иов , из Гусинского, 1628 и 29. Феодосий перев. из Густинского 1629; † 1635. Каллистрат , 1636–1638. Иоанн , в февр. (sic) 1646. Каллистрат , 1649, 60. Виктор Загоровский , в мае, авг., сент. 1658, 1663, 1 июля 1672. Каллист Балицкий , 12 июня 1668. Макарий Засенович , 1684. Ипатий (Игнатий) Горбачевский , 1687, 1689, 1690–1700. Филарет , 1712. Алексий , 1716. Алексий Петрик , 24 июля 1722. Киево-Златоверхо-Михайловский. Иларион Рогалевский 26 окт. 1728 перев. в Донской. Тимофей Щербацкий прибыл 1737 и в том же году перев. в Выдубицкий. Иоасаф Горленко определён 1737–1743; архим. 1744; с 25 апр. 1745 в Троицкой Сергиевой Лавре наместник, а 2 июня 1748 епископ Курский. Архимандриты Варлаам Тенсинский 1757 перев. из Киево-Михайловского. Лука , 1764–69. Паисий Яновский , 1769–1777. Варлаам Гловацкий , из Андрониева, 1777 и 78. Иосиф , 1779 и 80. Дамаскин , 1781–96. Виктор Прокопович-Антонский 14 авг. 1799 перев. из Иосифова, а 1800 – в Московский Богоявленский. Досифей ( Феодосий ; Ист. Иер., III, 355.) 6 февр. 1804 перев. в Бизюков. Иосиф Ильицкий ( Ильинский ) 6 февр. 1804 перев. из Вяжицкого; до 1813; † … Ириней , 1813–16. Кирилл Богословский-Платонов , ректор Полтавской семинарии, производен 29 июня 1817; 7 мая 1819 перев. в Новоспасский. Виталий , 1819–26. Мелетий Носков , из Острожского, 1827–38. перев. в Свияжский Богородичный. Мефодий , бывший архиепископ Псковский, управлял 1834–41; † 1844 … Афанасий , 1838–45. После мнтрём управляли местные архиереи. 2 Ладинский Покровский, в Прилуцком уезде, основан епископом Исаией Копинским после 1620 г.; ныне 3-го класса. [V, 2.] Игуменьи Александра Копинская , первая, с 1619; † после 1633. Елисавета Летинская , до 1639, потом основала Алатырский мнтрь. Серафима Зебровская , 1656–59. Александра , 1765–74. Елена Алишовская , 1775–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Александр Ратшин Полтавской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Полтаве на берегу реки Ворсклы; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Полтавской семинарии. Основан в 1650 году, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, игуменом Лубенского Мгарского монастыря, Каллистратом. – В 1709 году обитель эта была разорена шведами. – Здесь соборная церковь Воздвижения Честного Креста. Архимандриты здешние имеют преимущество носить на скрижалях мантии своей изображения Великомученика Георгия и Сампсона Странноприимца, в день памяти коего последовала знаменитая Полтавская победа. МГАРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в 5 верстах от уездного города Лубен, на горе, искони называемой Мгари, около подошвы которой протекает река Сула; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1619 году, игуменом Густинского Троицкого монастыря Гаием; в то время, когда Малороссия была еще в зависимости польских королей. Главною вкладчицею при построении этой обители была супруга Овручского Старосты, Райна Михайловна Корыбутова, урожденная княжна Вишневецкая. – Игуменство здесь продолжалось сначала основания до 1743, а в сем году учреждена архимандрия. Монастырь имеет две каменные церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с четырьмя приделами: Великомученика Георгия, Архистратига Михаила, Первомученика Стефана и Николая Чудотворца. Храм этот построен Малороссийскими Гетманами в 1682–1694 годах. В нем почивают открыто мощи св. Афанасия, Патриарха Константинопольского, скончавшегося 5 апреля 1654 года в самой этой церкви после служения, на возвратном пути из Москвы; мощи эти находятся не в гробе, а в креслах, по обыкновению Восточных церквей. Тут же погребен Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский). 2) Благовещения Богородицы, с трапезою. В XVIII веке был здесь игуменом, а потом, с 1743, первым архимандритом, Иоасаф (Горленко), впоследствии епископ Белградский. В царствование Екатерины II, монастырь этот был отдан для пребывания Константинопольскому Патриарху Серафиму, изгнанному турецким Султаном и искавшему покровительства России. В 1775 году он переведен отсюда в Максаковский монастырь, Черниговской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 9. Отдельные примеры подвижничества Чтобы полнее представить подвижничество XVIII и XIX вв. в его основных чертах, нужно вспомнить еще о некоторых лицах. В среде церковной иерархии XVIII столетия своим внутренним благочестием особенно выделялся епископ Иоасаф Горленко (1705–1754). Подобно св. Тихону, он был воплощением кротости, сердечности и христианской любви. Будучи Белгородским епископом (1748–1754), Иоасаф снискал великую любовь у народа и духовенства — явление редкое для XVIII в., когда епископат и клир обычно разделяла глухая стена. Во всех делах епархиального управления владыка Иоасаф обнаруживал прекрасное понимание положения бедных сельских священников и всемерно старался облегчить материальную нужду духовенства. В своей личной жизни Иоасаф был крайне строгим аскетом. Вероятно, причиной его преждевременной кончины была строгость его постов. Сразу после преставления Иоасафа началось местное его почитание верующим народом, у его могилы часто совершались исцеления больных. При вскрытии могилы мощи его были обретены нетленными, и 4 сентября 1911 г. он был причтен Русской Церковью к лику святых . Св. Иоасаф и св. Тихон Задонский являют собой примеры тесной взаимосвязи между епископатом и верующим народом, и это в ту эпоху, когда все заметнее становилось обособление церковной иерархии от паствы — явление, чрезвычайно распространенное в синодальный период и весьма вредное для религиозной жизни народа. Замечательным представителем иерархии был и владыка Игнатий Брянчанинов (1807–1867), снискавший особое признание монашества благодаря своей аскетической жизни, связи со старчеством и своим сочинениям. Духовное становление Игнатия нельзя назвать обычным для архиереев XIX столетия. Дмитрий Александрович Брянчанинов был сыном помещика из Вологодской губернии. «Детство мое было преисполнено скорбей»,— признавался впоследствии Брянчанинов, и это относилось отчасти к его спорам с отцом, который хотел, чтобы сын выбрал карьеру, соответствующую его дворянскому происхождению. Но юный Дмитрий мечтал о монастырской келье. Со смирением покорился он воле отца и отправился в Петербург, чтобы получить офицерское образование в Военно-инженерном училище.

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы — священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое — Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было — разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

В февральской книжке «Русской Старины» проф. А. С. Лебедевым напечатана статья под заглавием: «Применение наказаний в среде духовенства и мирян в XVIII веке». Почтенный профессор давно уже занимается этим вопросом и более интересные результаты своих поисков, по консисторским и другим церковно-юридическим документам, публикует для общего сведения в своих сообщениях. В данном случае, читателю дается ряд фактов применения духовным начальством телесных наказаний «телесного боя» и «телесного смирения» – по выражению документов того времени. В особенности, распространено было употребление телесного боя в монастырях; здесь за личное преступление и проступок били плетьми и розгами, и сажали в цепь. Битье чем попало практиковалось и просто, как мера нападения или началованья отцом своего послушника-сына; плетьми наказывали не только монахов и послушников, но и монахинь и послушниц. – «Не было изобижено по части телесных наказаний и приходское духовенство» по сравнению с монашествующими. Ряд фактов, сюда относящихся в названной статье, производит в особенности тяжелое впечатление. Право архиерея назначать «нещадное наказание плетьми в консистории или духовном правлении» было до того общепризнано, что против него никто не протестовал, даже никто не жаловался за истязание и жестокость, с коими оно применялось. Случаи жалоб – и не редкие – относились к жестокости «поповских старост» (нынешних благочинных). Даже и эти органы епархиального начальства иногда пускали в дело плети, «устремляясь с бичами и ударами на тела» – выражаясь языком канонов своих собратьев священников; что же касается сажанья в цепь на своем поповском дворе, то на оное мероприятие, они прямо уполномочивались. Особенно тяжело слышать, что жестокое телесное наказание назначалось священником иногда не за проступки, а просто за дела поведения или неблагоразумия в священнической практике. Напр., преосвященный Иоасаф (Горленко), усмотрев в селе Изюмце, у священника в доме в углу нечто в роде рукоумывальницы, в которой в зимнее время священник детей крестил, определил: «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам в церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Скачать epub pdf Глава 3 Силам Света вопреки силы тьмы восстали И греховные полки так сформировали: Царица-Гордость Лакомство – Зависть – Обжорство – Леность 1 . «Прежде чем на брань идти, – мыслит  Гордость  мира, – Для полков моих найти надо командира». И тотчас, всех зол вина, эту рать возглавить Взялся  дьявол-сатана , чтоб себя прославить. Темные грехов войска, что он вел сражаться, К  Добродетели  полкам стали приближаться. В шесть коней запряжена – всем посторониться – Буйной резвости полна – мчится колесница. Гордость  в ней сама сидит, одержима страстью. Ни на что уж не глядит, упиваясь властью. Злата, бисера, камней Так пестры наряды. А пред ней, вокруг, за ней – грешников отряды. Мрачен, поступью тяжел, прямо вслед за ними Черный ликом,  дьявол  шел с бесами своими. Взор его поверх полков яростен и страшен. Вид же Гордости таков – пошло разукрашен: Грудь открыта, и над ней медальон сверкает, И корона из камней блеском привлекает. Щеки – красный цвет румян, очи чуть прикрыты, Словно конь, от страсти пьян, ржет и бьет копытом. 2.   Лакомства  бесовка шла – позади и рядом, В ад рабов своих вела ненасытным взглядом. 3 . Как ужасен будет бой! Близко – злая сила, Словно пропасть пред тобой                черный зев открыла. Блуд  премерзкий шел затем вслед иной заразе, В скверне весь, в нечистоте, в гное и проказе. Так противен, что нельзя собранным отрядам, В слизи пакостной скользя, находиться рядом. Похотник, прелюбодей – тысячи их к бою – Все, что мерзко для людей, волокли с собою. 4.  Всех скупцов и богачей, где б ни оказались, Ненасытностью своей подчиняет  Зависть. Всюду свой бросает взгляд и лишь достигает, В пропасть, что бездонна, – в ад сразу повергает. Блеск сокровищ, городов – все бы поглотила! В битву – легион рабов Зависть снарядила. 5.   Гнев  пылающий за ней, что костер средь ночи, злыми искрами огней светят его очи. За собой ведет он тех, кто во ссорах ярый. Тянет, демонам на смех, «лающихся» пары. 6 . Вражьих войск перед концом               Леность   – грех проклятый,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский (Миткевич) Окончил Киевскую духовную академию. С 1748 года – префект Новгородской духовной семинарии. С 1750 года – ректор Новгородской духовной семинарии и архимандрит Рождество-Богородицкого Антониева монастыря. 10 февраля 1756 года переведен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 26 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. При первом же знакомстве с епархией епископ Иоасаф обратил внимание на низкий уровень образования духовенства. Некоторые священники не умели даже грамотно читать. Невежественных и неспособных священников он лишал не только места, но и священного сана. Однако в связи с большими затруднениями в подборе образованного духовенства преосвященный Иоасаф разрешил принимать на священнические места лиц, хотя и не получивших специального образования, но умевших читать, писать и петь. А для обеспечения в будущем церквей епархии образованным духовенством епископ Иоасаф дал указание прислать из всех духовных правлений для обучения в Харьковском коллегиуме детей церковно-служителей от 7 до 15 лет. Стремясь повысить религиозно-нравственный уровень своей паствы, преосвященный Иоасаф давал указания священникам ежемесячно проповедовать в храмах слово Божие, а в воскресные и праздничные дни обучать закону Божию и основным молитвам, как было установлено еще его предшественником святителем Иоасафом (Горленко, † 1755; память 4/17 сентября, 10/23 декабря). В период служения епископа Иоасафа в Белгороде среди народа распространился обычай бракосочетания малолетних женихов с великовозрастными невестами. Это зло обратило на себя внимание правительства. Стремясь пресечь совершение таких браков, епископ Иоасаф запретил священникам в подобных случаях совершать венчание, а за нарушение предписания грозил лишением сана и вечным заточением. Под угрозой тяжких наказаний он воспрещал и насильственные венчания без взаимного согласия жениха и невесты. Применяя строгие наказания к духовенству за проступки против должности, преосвященный Иоасаф всегда вставал на защиту его в случаях обид и оскорблений, наносимых духовенству различными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010