В 1655 г. в обители принял постриг будущий патриарх Московский Иоаким (в миру Иоанн Савелов). Он родился в 1621 г. в семье царского придворного, с 15 лет находился на государевой службе, в 1653 г. получил офицерский чин, в 1654 г. был направлен в Украину, где после известия о скоропостижной кончины жены и детей (возможно, от эпидемии чумы) решил стать иноком. В 1657 г. патриарх Никон перевел о. Иоакима на служение в монастырях России. В 1672 г. о. Иоаким стал митрополитом Новгородским, в 1674 г. занял патриарший престол (†1690). С 1676 г. иноки Межигорья просили у него помощи в сооружении каменной церкви. В ответ иерарх не раз присылал милостыню на эту и прочие нужды обители. В 1723 г. в Межигорье принял рясофорный постриг студент Киево-Могилянской Академии Иоаким Горленко – внук гетмана Даниила Апостола и будущий свт. Иоасаф Белгородский (1705†1754) . В 1786 г. обитель вошла в список монастырей, определенных к упразднению в связи с отчуждением церковных земель государством. В ночь перед назначенным на 23 апр. 1787 г. визитом императрицы Екатерины II монастырь сгорел (народное предание XIX в. истолковало это как поджог в знак протеста против закрытия обители, или умысел самой государыни – последний вариант отражен в поэме Т.Шевченко «Невольник» 1859 г.: «Як цариця по з Нечосом Спаса по у гуляла,/на пожар той поглядала, нишком В 1796 г. близ монастыря открыли фаянсовую глину, а в 1798 г. в обители устроили фаянсовую фабрику, которая славилась своими изделиями, но оказалась убыточной и в нач. 1860-х гг. была закрыта. С 1801 г. каменные храмы монастыря действовали как приходские. В 1884 г. правительство вернуло Межигорье Церкви и разрешило возродить обитель, к которой для этого в 1886 г. приписали киевский Свято-Троицкий (Ионинский) монастырь, поручив его основателю и настоятелю прп. Ионе (Мирошниченко, †1902) опеку над древней святыней (по ее статусу, о. Иона тогда же был возведен в сан архимандрита). Подвижник блестяще исполнил эту миссию, но тяготился двойственным положением Ионинской обители, лишенной самостоятельности, и в 1894 г. исходатайствовал ее отделение от Межигорской.

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

В год объявления афганской войны было от иконы страшное знамение. Ночью она загорелась. Причины пожара установить не удалось. Так Богородица предупреждала о грядущих испытаниях. Один из священнослужителей сказал тогда: “Это знамение не только для нашего храма (Воскресения словущего), но и для всего мира”. Огонь лишь закоптил лик, икона не сгорела, но ее пришлось реставрировать. Сильно закопчена была и запрестольная икона “Державная” Божией Матери. Ее хотели заменить на другую, но она стала сама собой постепенно светлеть, светлеть и засияла, как прежде. Быть может, это знак надежды. (Православная беседа, 1, 1993 г.) Безбожники осрамились... В первом сборнике “Православные чудеса в XX веке” есть рассказ о чудесах, которые совершались на открытии мощей святителя Иоасафа Белгородского . Больные исцелялись, слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить. Это было 4 сентября 1911 года (по старому стилю). А вот, что стало с этими мощами через 13 лет. В книге Анастасии Цветаевой (сестры Марины Цветаевой) “О чудесах и чудесном” (1991 г., Москва) приводится рассказ О мощах св. Иоасафа Белгородского (Горленко) Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке (позади бывшего цветочного магазина Ноева) помещался Музей Наркомзема. И там, на втором этаже был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации), под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи Св. Иоасафа Белгородского , а над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мертвая крыса. А по стенам и под лестницей висел рассказ о них и о мумификации, вывешенный начальством Музея, для “просвещения” народа. В соседних залах, в спирту, я видела 2х-голового новорожденного и прочие “чудеса” природы. Св. Иоасаф был епископ. Жил он, если не ошибаюсь, при царице Екатерине Великой. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в Музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе «Спас обыденный» XIX в. (списка с иконы, написанной за один день в 1654 во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской ц. Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе «Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми» XVIII в. из Троице-Герасимовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) и образе XVIII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике сер. XIX в. об облике А. сказано: «Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 38 об. 18 авг.). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 54. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115856.html

— Да, это самоубийство епископа Белгородского Иоанникия (Ефремова), жизнь которого трагически оборвалась в 1914 году. Этот случай наглядно доказывает, что депрессия — очень серьезная медицинская проблема, которая может возникнуть в том числе у глубоко верующего православного человека и иногда проявляется очень тяжело. Когда читаешь его жизнеописание, возникает ощущение, что это настоящий подвижник благочестия. Он был сыном священника, с детства стремился послужить Церкви, окончил семинарию, затем выполнял различные послушания. Был ректором Киевской, а затем Тверской духовных семинарий. В 1905 году стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии . И благодаря его трудам был прославлен в лике святых епископ Белгородский Иоасаф (Горленко). Владыка Иоанникий собирал большое количество записок от людей, которые просили помолиться на могиле Иоасафа, составил и принял участие в распространении акафиста и был одним из ярких почитателей памяти епископа Иоасафа, был настоящим молитвенником. Но в некий момент у него случилось заболевание — тяжелая депрессия. Он ушел на покой, жил в Рождественском монастыре города Путивля на Украине. Насколько сейчас известно, тоска, которую он испытывал, сопровождается сильнейшей душевной болью, она воспринимается как физическая боль в области сердца и в классических учебниках по психиатрии описывается как прекардиальная тоска. Оптинские старцы были потрясены, когда узнали, что он покончил с собой. Они говорили, что это событие «выходит за все видимые нами рамки», но при этом всем было ясно, что человек страдал тяжелой психической болезнью. Его тело поместили в церковь, накрыли епископской мантией, отпевание было совершено по архиерейскому чину. Это событие вызвало шок у всего русского православного духовенства. И хотя мы говорим про депрессию у глубоко верующего человека, ее влияние на психику от этого не уменьшается, у нее свои закономерности и свои проявления. И люди, которые перенесли эту тяжелую тоску, говорят о том, что она сильнее зубной боли.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5766065...

Дата и место смерти Ж. долгое время оставались дискуссионным вопросом, но благодаря содействию итал. историков удалось установить, что последние месяцы жизни он провел в Закарпатье и умер там в 1946 г. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 124. Соч.: Назначение школы. СПб., 1906, 1998; Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т. в 6 ч.; Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. Серг. П., 1910; Бари: Путевые заметки. СПб., 1910; Верующая интеллигенция и толкование Евангелия. СПб., 1911; Акты и док-ты Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. К., 1913; Кнж. М. М. Дондукова-Корсакова: [Биогр. очерк]. СПб., 1913; Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Мюнхен, 1923. Т. 1. Нови-Сад, 1928. Т. 2; М., 1993. СПб., 2007. 2 т.; Еврейский вопрос. Н.-Й., 1926; Причины гибели России. Нови-Сад, 1929; Корни рус. революции. Кишинёв, 1934; Раб Божий Н. Н. Иваненко. Нови-Сад, 1934; Кн. А. А. Ширинский-Шихматов: Кр. очерк жизни и деятельности. Нови-Сад, 1934; Еврейская революция. М., 2006. Лит.: Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921-1972/Сост.: Н. М. Зернов. Бостон, 1973. С. 48; Фирсов С. Л. Правосл. Церковь и гос-во в посл. 10-летие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 451-461; Комолова Н. П. Рус. зарубежье в Италии (1917-1945 гг.)//Рус. эмиграция в Европе (20-е - 30-е гг. ХХ в.). М., 1996; De Michelis C. G. Il principe N. D. Zevaxov e i «Protocolli dei savi di Sion» in Italia//Studi storici. 1996. T. 37. N 3. P. 747-770; Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874-1947?)//Воинство св. Георгия: Жизнеописания рус. монархистов нач. XX в./Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 510-531. С. Л. Фирсов

http://pravenc.ru/text/182211.html

Камянки, которое также принадлежало Перекрестову и потом перешло к Надаржинскому, сохранились: Евангелие Л. п. 1650 г., Триодь цветная Черниговской п. 1685 г., Евхологий сие есть молитвослов М. п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митр. Киевского». Л. п. 1695 г., Октоих М. п. 1729 г. Камянка - село в межевой выписке Перекрестова 1699 г. Благочестие и усердие к храму Божьему заметно в Тростянецких прихожанах с давних времен; не оскудевает оно и ныне. Доказательством сего служат пожертвования в церковь, делаемые прихожанами, а именно: в 1805 г. Андрей Нескребага и Иван Собирайло сделали в церковь две хоругви, а после них крестьянин Иван Березка пожертвовал серебряный с чернью дароносный крест. В 1820 году церковный староста Иван Селегенев почти на одно свое иждевение расписал вновь иконостас и позолотил пилястры его, он же пожертвовал икону Ахтырской Божьей Матери в серебряной вызлощенной шате и устроил киот для нее. Из священников, оказавших особенное усердие к своим обязанностям по храму и приходу. замечателен Иоанн Гнедич, сын сотника Романа, по окончанию курса наук в Киевской академии поступивший в духовное звание. Он был протоиереем и управителем Боромлянского Духовного Правления, почему указы 1742 г. на его имя писаны так: «в Боромлю слободы Тростенца Вознесенскому протопопу». Он служил храму 50 лет. Раз, донося, что Жигайловский храм требует починки, он написал: «о том указом велено присылать из священных лиц, а не простолюдинов». Святитель Иоасаф Горленко, уважая его усердную службу, не сделал формальным порядком замечания ему, а написал на клочке бумаги: «написать до протопопа, чему он бестолковый? Кто указом велел за благословительными грамотами присылать священных лиц, а не простолюдинов? Все ли то едино - антиминс святый, или миро и грамота? Такие то мурнии, что и в малом силы не могут розбирати!». После него поступил сын его Феодор Гнедич, который священнодействовал в Тростянце 55 лет. С 1806 года к Тростянецкому приходу причислены жители сельца Смородины, где Преображенский храм существовал с 1741 года. Церковной земли 72,5 дес. 1857 год. " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " ; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01375

Наконец, переходя к мысли о Русском царстве во всей его целости, мы замечаем еще силу, с которою вам нужно сдружиться для благоустроения отечества. Царствами человеческими управляет Господь, милует и награждает их за благочестие и молитвы народов, а делом молитвы и нравственно-христианской жизни руководит у нас священство Божие, называемое духовенством. Не забывайте его, не расходитесь с ним. Оно ныне захудало, но в тысячелетней жизни нашего отечества оно проложило не менее глубокую и светлую черту, чем и дворянство, – в воспитании народа и благоустроении русского царства. Вспомним время, когда из дворянских родов были великие святители: московские митрополиты Алексий и Филипп и патриарх Филарет Никитич, отец первого государя из Дома Романовых, и из Малороссии и Белоруссии, были из дворян архиепископы и епископы: Иоасаф Горленко, Амвросий Зертис-Каменский, Антоний Илляшевич, Георгий Еонисский, Сильверст Кулябка, Христофор Сулима, Павел Саббатовский; было время, когда в киевских духовных школах получили образование князь Безбородко, граф Завадовский, гетманы Иван Самойлович и Богдан Хмельницкий; было время, когда ряды белого духовенства пополнялись из всех сословий и отовсюду притекали к нам силы и дарования. Теперь мы замкнуты в тесное отдельное сословие. Не спрашивайте от нас многого. Но у вас избыток сил естественных, а у нас хранилище сил благодатных; у вас знания человеческие, у нас единая святая вера, просвещающая умы и сердца светом божественным; поделитесь с нами вашим и берите от нас то, что вверено нам Господом для вашего блага и спасения. Народу же понесем науку, вместе осмотренную, соображенную с его силами и нуждами, озаренную светом божественной истины, согретую благодатию святой Церкви и направленную ко благу временному и вечному. Господь же милосердный, долготерпящий нашим немощам, заблуждениям и грехам, да поможет всем нам уразуметь истинные наши обязанности и наилучшие способы их исполнения. Запомним одну великую истину: если мы, русские люди, не повредим сами себе; если не допустим в свою внутреннюю жизнь гибельных начал разложения – умственного и нравственного; то, при помощи Божией, никакая земная сила не сокрушит нашего великого, нашего славного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

У Межигорского монастыря издревле были какими-то отшельниками выкопаны пещеры, и часть и была разрушена, когда край горы, в которой они был; ископаны, был подмыт Днепром. В Межигорском монастыре проходили искус и постригались молодые образованные монахи, учившиеся в Академии при Киево-Братском монастыре. Так, здесь полагал начало, иноческой жизни своей и в одной из пещер Межигорья принял постриг юный Иоаким Горленко, впоследствии святитель Иоасаф Белгородский . 1775 года случилась крутая перемена в судьбе Межигорья, так как Запорожская Сечь была упразднена. В 1764 г. пожар уничтожил все монастырские здания, но часть их казаки восстановили. В 1786 г. монастырь был упразднен, в бывших келлиях его было предложено разместить отставных увечных офицеров-инвалидов. Но раньше, чем это было исполнено, и накануне того дня, в который должна была посетить Межигорье Императрица Екатерина II, монастырь сгорел дотла, осталась только колокольня и церкви: соборная Преображенская и Петропавловская. Из этих храмов было вывезено все ценное. Богатая утварь увезена сперва в Невскую Лавру в Петербург, а потом распределена между 29 церквами черноморскими. Само Межигорье Императрица подарила Киеву, и здесь была устроена фаянсовая и фарфоровая фабрика. Впоследствии фабрика была закрыта. В начале 80-х годов Межигорье было объявлено в продажу. Старец Иона чрезвычайно опасался, что место бывшего старинного монастыря попадет в руки евреев. Поэтому он послал предложение в Государственные имущества купить Межигорье. Правительство решило безвозмездно передать Межигорье в ведение Священного Синода. Митрополит Платон мечтал завести здесь дачу и некоторые благотворительные учреждения и поручил возобновление Межигорья старцу Ионе. Когда Межигорье было передано старцу Ионе, оно представляло из себя картину полнейшего запустения. Здания были заперты в течение двадцати пяти лет, крыши завалены прелыми древесными листьями, на них и на водосточных трубах росла трава. Вокруг построек, из фундаментов из занесенных семян повырастали высоко, сажени на две и на три поднявшиеся деревья. Все окна были с выбитыми стеклами, забить; деревянными досками, а изнутри картоном. Под крышами домов, под карнизами церквей, всюду были понавиты гнезда птиц. Горновой корпус с четырьмя громадными печами для обжигания посуды был в пол ном беспорядке. Стены горновых печей вывалились в разные стороны и лежали грудами кирпичей. Повсюду были кучи битой посуды. И всю эту мерзость запустения пришлось обновлять, устраивая на ней новый монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1873 по 1918 гг. Нижняя граница – это год учреждения в Москве епархиального училища иконописания (подведомственного митрополиту Московскому, являвшемуся священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры), а верхний предел – смена политического строя в стране и закрытие училища иконописания в лавре, которое произошло в 1918 году. Основными источниками для изучения данного периода являются архивные материалы из 1204 фонда (опись 1) Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), материалы из фондов 203, 229, 427, 1608 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), фонда 802 Российского Государственного Исторического Архива (РГИА). В целом, в истории дореволюционной иконописной школы, располагавшейся в стенах Лавры, можно было бы выделить четыре основные периода: I. 1746–1764 гг. – Иконописный класс при семинарии; II. 1764–1831 гг. – Небольшая школа при лавре; III. 1831–1885 гг. – Расцвет школы при настоятеле преподобном Антонии (Медведеве); IV. 1885–1918 гг. – Училище иконописания в лавре, после объединения его с московским епархиальным училищем. Первый период – это время возникновения и первых шагов школы. Настоятелем Троицкого монастыря в то время был архиепископ Арсений (Могилянский) , а наместником – архимандрит Иоасаф (Горленко) . Если постараться быть более точными, то Указом Преосвященного Арсения была открыта еще не школа, а класс Иконописи при Семинарии, учрежденной в Лавре в 1742 году . Попытки открыть этот класс были предприняты архиепископом Арсением сразу же по приезде в Лавру в 1744 г., но, в силу различных причин, они не увенчались успехом, и, фактически, открыт такой класс был только в 1746 году. В этот класс были набраны 10 учащихся семинарии, чуть позже к ним, по приказу наместника лавры архимандрита Афанасия (Вольховского), были присоединены крестьянские мальчики из лаврской вотчины – села Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии. Для обучения набранных учеников были приглашены малороссы – сначала мастер Николай Каменский, затем – иеромонах Павел (Казанович), хорошо знакомые и настоятелю и наместнику по украинскому периоду их служения.

http://bogoslov.ru/article/1219210

Через некоторое время после пожара святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) освятил место закладки Сергиево-Казанского собора в городе Курске. Отец преподобного Серафима Исидор Иванович Машнин становится подрядчиком на строительстве храма, построенного как принято считать, по проекту архитектора Растрелли (Ч. 39). Однако современный исследователь отмечает, что сотрудники музея архитектуры им. Щусева «категорически отрицают участие в этом [деле] Растрелли или его учеников» (С.12). В 1752 году родился старший брат преподобного Серафима – Алексей. 3 1754 19 июня В Курске, в купеческой семье Исидора Ивановича и Агафьи Фотиевны Машниных родился сын Прохор. Впрочем, существуют разногласия по поводу даты рождения преподобного Серафима, ибо документальных записей по поводу рождения Прохора Машнина не обнаружено. До сих пор указывалась дата 19 июля 1754 года, за исключением жизнеописания отца Георгия в журнале «Маяк» (1844), где указана дата месяцем ранее 19 июня того же года (об этом см. подробнее: ЖП. 10–11). Именно эта дата является, скорее всего, правильной. И вот почему. При крещении младенец получил имя Прохор в честь апостола Прохора из числа семидесяти апостолов. 40-й день после рождения Прохора (если датой рождения считать 19 июня) падает именно на день памяти апостола Прохора – 28 июля (ЖП. 10). В соответствии с православной традицией именно в 40-й день по рождении совершается крещение младенца, и как правило, наречение его христианским именем. Следует еще отметить, что до 1903 года считалось, что преподобный Серафим родился в 1759 году. Однако в 1903 году, после опубликования исповедных книг Ильинской церкви г. Курска за 1768 год, где было указано, что в 1768 году Прохору Машнину было 14 лет, стало ясно, что точная дата его рождения – 1754 год. В семье были еще дети: сестра Параскева была старше Прохора на пять лет (1749 г. р.), а брат Алексей – на три года (1751 г. р. См.: С. 12), Машниных в Курске, как известно, было немало. У Исидора Ивановича Машнина был брат, тоже купец, Антон Иванович. Это был родной дядя Прохора. Тетку (жену Антона Ивановича звали Варварой Феногеновной, двоюродного брата (их сына) – Петром (А. 8). 4

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010