Скачать epub pdf Глава 2 Приближался, между тем, день великий бранный, Страшный день, грозящий всем смертью , кровью, раной... Чья победа, чей урон – показать при встрече Вышли смело с двух сторон два бойца на сечу. Неделя о мытаре и фарисее От грехов копьем грозил фарисей надменный, Но в главу его сразил наш мытарь смиренный. Только первый бой утих – Добродетель встала, К битве воинов своих созвала немало. Масленица И велела им, любя, прежде битвы часа Не отягощать себя тучным грузом мяса, Чтоб, в неделю легче став, смело в бой летели. У грехов – иной устав: ели, пили, пели, Строились в недельный срок – вялы все и сонны. Поклоны начинаются тогда Стали в среду и пяток тяжки им поклоны. Вот на поле все войска вышли к часу боя, На полет стрелы пока стали строй от строя. И оружие своим воинам раздали, Дали наставленья им и сигнала ждали. Добродетелей чины впереди стояли И с восточной стороны славою сияли: Царица-Смирение Благоутробие – Целомудрие – Любовь – Пост – Кротость – Набожность Предводители полков ряд примкнули к ряду. Обозрев их, нам таков видится порядок. 1 . Вот –  Смирения  полки. Ими предводили Те, кто сладость благ мирских в суету вменили. Этот мир и плоть свою так они презрели – Лишь врагов побить в бою – их сердца горели. 2.  Вот –  Благоутробья  стан, в подвигах прославлен, Милостивый Иоанн во главу поставлен. Апокалипсис, 4 глава 3 .  Целомудренных  начал – старцев лик возглавил – Те, кто женщин не познал, девственность прославил.                  4 . Далее – войска  Любви , их святые власти Делят здесь ряды свои на две равных части: Любви к Богу Первый – мучеников строй, над которым главный Свят Димитрий, с ним герой – Стратилат преславный. Любви к ближнему Части же второй полки все за властелина – В Благовестии Луки чтут Самарянина. 5 . Тысячники войск  Поста  – кто всю жизнь постится И в смиренной плоти стал легким, словно птица. 6 .  Кротости  войска – смотри – против злобы мира Ныне возглавляют три сильных командира. Их терпенье петь – нет слов: над судьбой ненастной

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предметный указатель: С]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 3. 12. С. 433–448 (2-я пагин.) —433— он был таков истинно и по своей природе, но ложно, как обманом владычествующий над заблуждающимся 16, 8–11. 415–417, – сатана сам не тожествен с «князем мира сего», ибо последний изгоняется к сатане из мира сего 12, 31. Ср. демоны и диавол. Саул и Самуил 16, 7. Свидетельства о Христе 1, 22–23, –8, 24. б, –8, 26. б, –10, 16, – о Святом Духе 4, 10–11, – «свидетельства от людей не принимает Тот, Кто Сам есть достойнейший всех свидетель» 6, 38–39. 12, – двух свидетелей представляет Сын за Себя: Самого Себя и Бога Отца 8, 26. б, – требующиеся законом два свидетеля за божество Сына Единородного – евангелист Иоанн и Креститель 1, 6–7, – свидетельство Иоанна Богослова о себе самом было бы не благоусмотрительно 1, 6–7. Свобода воли не уничтожается предведением Божиим 17, 12–13. 74–75. (Ср. Иуда предатель и предведение Божие). 13, 18, –6, 45. б. «Свои» – τ δια и ο διοι Ин. 1:11–12 – собственность Христа или Израиль в отличие от мира или язычников: мир «не узнал» Христа, а Израиль «не принял», ибо знал Христа чрез закон и пророков 1, 11, –1, 12. 134–137. «Свыше» и «вышний» – значит не «с неба», но «из сущности Бога Отца» 3, 31. а, –3, 31. в, –3, 3, –3, 4–5, –8, 23. «Светильник» скинии – прообраз Христа 6, 68. 94–95, – Иоанна Предтечи 6, 35. 383, –6, 51. б. 43 – лампады светильника – образы даров Святого Духа 6, 68. 94. Свет означает будущий век, а ночь – настоящий 1, 35. 386, – Сына Божия (Свет) никто из пребывавших в мире до Христа не имел, кроме одного только Израиля, а остальную всю землю покрывала глубокая тьма 8, 12. а. Только Сын есть Истинный Свет по природе и в собственном смысле 1, 4, –1, 5. 88–89, –1, 9. 106 и др. см. Сын, а тварь называется светом по причастию Истинному Свету и по благодати, а не по природе 1, 9. а, – святые и Предтеча называются светом по подражанию первообразу – Истинному Свету, от Коего подается им свет 1, 8, –1, 9. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По ходатайству епископа Курского и Обоянского Питирима (Окнова, † 1919) через 156 лет после кончины святитель Иоасаф был причислен к лику святых. Прославление святителя состоялось 4 сентября 1911 года. Труды : Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко. Краткая автобиография. Фамильные записки. Брань 9 добродетелей с 7 грехами (стихотворный диалог). (Все произведения изданы в 1892 году в Киеве В. Горленко.) Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. – Харьков. 1902. – С. 79–115. Квитка Г. Ф. Краткое описание жизни преосвященного Иоасафа Горленко. Платонов И., протоиерей. Кафедральный собор, как священный памятник молитв святителя Иоасафа (Горленко). Белгородского чудотворца. – Курск. 1911. Большаков Н. И. Житие и чудеса святителя Иоасафа. епископа Белгородского. – СПб., 1909. Борисов В. А., священник. Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. Его жизнь и деятельность. – Сергиев Посад. 1911. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 86–101. Поселянин Е. Святитель Иоасаф Белгородский //Русский паломник. – 1909. 18. – 280–282: 19. – С. 297–299. Никодим (Кононов), епископ. Иоасаф святитель и чудотворец епископ Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). – Курск, 1914. Жевахов Н. Д., князь. Памяти нового чудотворца. – Киев. 1907–1911. Борис (Плотников) , архимандрит. Прощальная речь профессорам и студентам Санкт-Петербургской духовной академии, сказанная при последнем служении в академической церкви (11/11–1901 г.). – СПб. Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского. – Курск. 1910. Булгаков Г. И. Об иконном изображении святителя Иоасафа. Белгородского чудотворца. – Курск. 1911. Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. – Курск, 1913. Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. – Курск. 1911. Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. – Курск. 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Здесь 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Иларион, по отречении от всего мирского, принял от преподобнейшего отца Илариона Левицкого, ректора академии и игумена того монастыря (Киево-братского), великое пострижение в мантию с именем Иоасаф, в честь св. Иоасафа, Царевича индийского, память которого празднуется Церковью 19 ноября. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен Киевским архиепископом Варлаамом Ванатовичем в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем, после чего в августе 1732 года будущий святитель, согласно распоряжению киевского архиепископа (впоследствии митрополита) Рафаила Заборовского, отправился собирать пожертвования по Малороссии на ремонт академических зданий. Уже в эти годы высокопреосвященный подвижник-аскет архиепископ Рафаил Заборовский, заметив в иеродиаконе Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха. Именно в это время будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Сверх этого с 1738 года иеромонах Иоасаф являлся членом Киевской духовной консистории. В эти годы смиренный иеромонах Иоасаф Горленко так же находился под покровительством архиепископа Рафаила Заборовского, который видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. 32-х летний молодой иеромонах Иоасаф, принял почетное назначение с несказанным смирением. Лишь предаваясь Божиему смотрению и воле архипастырской, он по крайнему своему нежеланию принял данный пост игуменства. Жизнь и деятельность игумена Иоасафа в Лубенском Преображенском монастыре была сложна и многотрудна.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Чадолюбивая, сердобольная, благочестивая мать Иоакима Горленко с отменным усердием воспитывала сына первенца в страхе Божием и глубокой преданности св. православно-христианской Церкви. Она своими наставлениями, главным образом своею жизнью, учила своего ребенка-первенца Иоакима правилам благочестия: непрестанно молиться Богу, любить и возможно чаще посещать Св. Церковь , внимать служителям Св. Алтаря, почитать старших, иметь мир между собою, быть нестяжательным и сострадательным к убогим и неимущим и т. п. Семена веры и благочестия, влагаемые родителями в восприимчивую душу своего первенца сына Иоакима, развивались постепенно, при содействии благодати Божией, которая помогает ищущим ее, чутким и восприимчивым к призывам ее. Образцы смиренных сродников иноков в лучезарном свете предносились сознанию даровитого от природы и восприимчивого ребенка и поддерживали в нем благочестивое настроение. А свв. обители – Густынская 9 , расположенная в 7 (или 8) верстах от г. Прилук, среди дремучего некогда бора, на острове (носившем в народе прозвание «Густыни» от покрывавшей его густой, непроглядной чащи), образуемом рекою Удаем, и Ладинская 10 , находящаяся недалеко от Прилук, на берегу реки Удая, разве не оказывали доброго, возвышенного и глубоко назидательного влияния на благочестивое настроение дитяти Иоакима? В тихую вечернюю пору звон колоколов названных обителей сливался с звоном церквей г. Прилук и, доносясь до восприимчивого уха дитяти Иоакима Горленко, будил в нем святые чувства, говорил ему об иной жизни, – о незримой жизни верующего сердца, о молитве и подвигах, которыми украшается жизнь иноков-подвижников христианских св. обителей. Полагаем, что в Густынском Свято-Троицком монастыре Святитель Иоасаф получил свои первые глубокие религиозные впечатления, здесь, именно, без сомнения, он впервые усвоил столь отличавшую его глубоко подвижническую, строго-аскетическую настроенность. Испытывая влияние среды или вообще того, что называют исторической обстановкой, воспринимая сокровенным и незаметным образом для окружающих то благодатное семя, которое согревало и дух его некоторых сродников иноков, отрок Иоаким Горленко в то же время с раннего утра своей жизни незаметно для обыкновенного взора людей работал и трудился, при содействии почивающей на нем благодати Божией, над возделыванием духовного существа своего соответственно требованиям евангельского нравственного закона. Уже на первых порах своей жизни он проявлял искреннюю религиозную настроенность, любовь к церковности, не детскую склонность к задумчивости, самоуглублению, уединению и высокие христианские качества – смирение, кротость, доброту и т. п. Любимыми занятиями Иоакима были: посещение церкви Божией и молитва . Из сказанного видно, что детство Иоакима Горленко осенялось благодатью Божией, которая споспешествует ищущим ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости. Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Голос вновь повторил иерею, чтобы тот не дерзал творить зло, дабы не подпасть под проклятие. Иерей же в безумии огрызнулся: Сам будь проклят!, и продолжил литургисать. Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании. Последние дни земной жизни Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси (+ 1555; память 27 июля) Прп. Максим Грек (+ 1556; память 21 января, 21 июня) Сщмч. Иоасаф Боровский (+ 1610; память 12 января) Прп. Иринарх пономарь (+ 1621; память 12 января, 28 ноября) Прп. Дорофей книгохранитель (+ 1622; память 5 июня) Прп. Дионисий Радонежский (+ 1633; память 12 мая) Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754; память 4 сентября, 10 декабря) Прп. Антоний (Медведев), архим. (+ 1877; память 12 мая, 3 октября) Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский (+ 1879; память 31 марта, 23 сентября) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906; память 17 февраля) Молитвы Тропарь, глас 4 Днесь светло празднуем, вернии людие,/преславныя Троицкия обители торжество:/се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских,/яко дивныя птицы небесныя,/являет нам Церковь Российская,/стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи,/к нимже, с верою и любовию притекающе, воззовем:/молитеся о нас ко Пресвятей Троице,/преподобный отцы наши с Богоносным аввою Сергием,/мир мирови даровати/и душам нашим велия милости. Ин тропарь, глас 2 Плоды добродетелей на земли принесше,/преподобнии отцы,/в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/Юже дерзновенно молите,/спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Приидите, вси концы отечества нашего,/прославим святый лик угодников Радонежских,/яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/тех бо предстателъством теплым ко Господу/многия нам милости Его низпосылаются,/бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Радонежские свв. " .

http://pravicon.com/info-3268

Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись. Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года. Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 3 Святителю Христу Богу возлюбленне,/правило веры и образ милосердия людем был еси,/бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси,/и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя,/чудеса преславная источаеши./Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша. Ин тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 2 Молитвенниче издетства преизрядный,/Богоизбранный святителю Христов Иоасафе,/правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши,/и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши./Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша. Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, глас 8 Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит?/Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/во умилении сердечнем зовем ти:/не лиши и нас твоея помощи и заступления,/святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Молитва 1 О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

I. Имена святых из планировавшегося до революции 1917 г. «Синодика Полтавско-Переяславского» АФАНАСИЙ III (Пателларий), Патриарх ЦАРЕГРАДСКИЙ, ЛУБЕНСКИЙ чудотворец, святитель (+ 1654), –– почил в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре Полтавской епархити, где в течение почти 300 лет пребывали его святые мощи; БОРИС, благоверный князь и страстотерпец (+ 1015), –– уроженец земли, ранее относившейся к Полтавской епархии и губернии; первый из угодников Божиих Переяславско-Полтавских; ДАНИИЛ (Делия) АЧИНСКИЙ, Сибирский, преподобный (+1843). Уроженец хутора Солонцовых Кобелякского уезда Полтавской губернии; ДИМИТРИЙ (Туптало), митрополит РОСТОВСКИЙ, святитель (+ 1709), –– уроженец села Макарова на Переяславщине, ранее относившегося к Полтавской губернии; поостриженик Свято-Троицкого Густинского монастыря, пренадлежащего ранее к Полтавской епархии. ДОМНА (Слепченко или Слипченко), юродивая ТОМСКАЯ, блаженная (+ 1872), –– уроженка Полтавской епархии; начала нести подвиг юродства на Полтавской земле. ЕФРЕМ ПЕЧЕРСКИЙ, епископ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, преподобный (+ около 1098) — третий епископ на Переяславской кафедре, впоследствии преобразованной в Полтавскую; НИКОЛАЙ, ЕВФИМИЙ и СИМОН, епископы Переяславские, святители – управляли Переяславской епархией, впоследствии преобразованной в Полтавскую. Первые святители на Переяславско-Полтавской кафедре; ИОАСАФ (Горленко), епископ БЕЛГОРОДСКИЙ, святитель (+ 1754), –– уроженец села Чернявщина Прилукского уезда Полтавской губернии; игумен Мгарского Спасо-Преображенского монастыря близ Лубен Полтавской епархии (1737-1745) и его первый архимандрит; ИОНА (Мирошниченко) КИЕВСКИЙ, преподобный (+ 1903), –– уроженец посада Крюкова (ныне район г. Кременчуга) Полтавской губернии; МАКАРИЙ (Токаревский или Токарский), ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, архимандрит КАНЕВСКИЙ и Овручский, преподобномученик (+ 1678) — святые мощи подвижника длительное время почивали в Полтавской епархии; в его честь сооружен Макариевский кафедральный собор града Полтавы. МЕЛЕТИЙ (Леонтович), архиепископ ХАРЬКОВСКИЙ и Ахтырский, святитель (+ 1840), –– уроженец села Решетняки Полтавского уезда (нынешние Старые Санжары Новосанжарского района);

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Λγος). 1. 2. 63, – сущее из Отца и в Отце 20, 22–23. 268, – 20, 30–31. 284. Бог-Слово в отношении к Богу Отцу. Вопреки еретику (Евномию), признающему два Слова: одно внутреннее в Боге и Отце, а другое некое, с внутренним весьма сходственное, есть Сын и то Слово, чрез Которое Бог всё совершает, так что Он (Сын) мыслится как Слово Слова или Образ Образа, – блаженный Евангелист Иоанн, определив и показав, сколько подобало, что единое и единственное и истинное из Бога и в Боге и к Богу есть Слово (1, 1), вслед затем присоединяет: «Сие было в начале к Богу» (1, 2), очевидно как Сын к Отцу, как природный (Сын), как из сущности Его, как Единородный, – «Сие», при несуществовании другого 1, 2. 43, – Единородный Сын Бога и Отца самособственно (ατοκυρως – Сам, собственно и единственно и истинно) есть Слово Его вопреки еретическому мнению, что другой есть Сын отличный от Внутреннего (λγος νδιθετος) Слова или сущего в умственном движении (Бога Отца), Коего (Внутреннего Слова) причастным и исполненным называется Слово Внешнее (λγος προφορικς – термины Филона, заимствованные им у стоиков и примененные к Посреднику между Богом и миром или Сыну Божию, Образу Божию, Премудрости Божией, Второму Богу) и открывающее (во вне) сущность Отца, то есть Сын 1, 2. 45 ср. дал. до 63 стр. Слово Единородное есть Премудрость (σοφα Притч.2:30 ), художница всего ( Притч.7:15 ). Как наше внешнее и произносимое языком Слово открывает находящиеся в глубине нашей души мысли и намерения, получая как бы некое научение и соответственно этому построяя речь; таким же образом мы должны благочестиво предоставлять, что и Сын, конечно превосходя приведенное сравнение, изрекает мысли и намерения Отца, так как Он есть и Слово и Премудрость Бога Отца. И поскольку Оно не безыпостасно, как человеческое, но имеет сущность и жизнь, как обладающее собственным существованием в Отце и с Отцом, то и говорит, что Он не один, но что с Ним и Пославший Его… Слово Бога стало человеком… низошло к нам и с нами явилось сущее в Образе Божием Бог-Слово 8, 28. 303–304. Словом называет Сына Иоанн, усвояя Ему название в собственном смысле (κυριτατα) и как особенное или преимущественное обозначение Его Существа (τς οσας μλιστα σημαντικν). Напротив, если бы имя «Слово» относилось к Сыну не в значении природы и существа, то оно должно конечно выражать что-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010