— Владыка, расскажите, пожалуйста, о своем пути в монашество. Вы ведь из семьи верующих людей? Как Ваши родители отнеслись к Вашему жизненному выбору? — Мой родитель протоиерей Иоанн происходил из благочестивой крестьянской семьи, которая сохраняла все традиции христианского жительства, несмотря на трудности советского периода. Мама также воспитывалась в строгом православном духе. У нее были два брата и сестра, которые всегда сохраняли веру в Бога. Один из братьев, вернувшись с войны, стал священником и скончался митрофорным протоиереем. Весь уклад жизни в нашей семье был подчинен церковному календарю. Мой родитель окончил Саратовскую духовную семинарию до ее закрытия Н.С. Хрущевым и был рукоположен архиепископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) в сан диакона в 1959 году, а на следующий день — во священника. Пастырское служение он начал в Тамбовской епархии в Никольском храме села Воронцовка Токаревского района, в котором прослужил с 1961 по 1977 год. Все это время он заботился о благоустроении храма, незамедлительно откликался на просьбы прихожан, по первому зову нуждающихся выезжал на требы, в том числе в соседние села: зимой — на санях, в распутицу — на тракторе, а летом на мотоцикле или грузовом автомобиле (легковых машин в русской глубинке тогда почти не было). В 1977 году, когда в селе Воронцовка не осталось ни одного жителя, протоиерей Иоанн был переведен в Михаило-Архангельский храм родного поселка Мордово, где служил клириком, а с 1988 года — настоятелем вплоть до своей кончины, последовавшей 12 ноября 2000 года. Пример пастырского служения родителя для меня стал определяющим в выборе жизненного пути. Я поступил в семинарию, затем в академию, потом был направлен на учебу в Чехословакию. Когда же предстояло сделать дальнейший жизненный выбор, я сообщил родителям о желании принять монашеский постриг, и они без колебаний благословили меня иконой Спасителя. Благословение Божие и родительское сопутствовало мне все годы служения: сначала в Чехословакии, затем в Германии, потом в Русской духовной миссии в Иерусалиме, а последние 15 лет помогает в должности управляющего Тамбовской епархией, в том числе в течение пяти лет в качестве главы Тамбовской митрополии. |
В мае 1917 - мае 1918 гг. о. Николай являлся членом временного присутствия Духовного Собора Александро-Невской Лавры, но 17 мая был исключен из членов Духовного Собора ввиду назначения 9 апреля 1918 г. настоятелем церкви Николаевской детской больницы и избрания председателем совета Свято-Николаевского братства. В конце 1918-1922 гг. он также служил преподавателем Петроградского Богословско-Пастырского училища, а в 1918-1919 гг. – настоятелем Петергофского собора. 17 июля 1918 г. о. Николай был назначен председателем лаврской ревизионной комиссии, 15 августа 1919 г. принят в число братии с назначением правителем дел Духовного Собора, но ввиду возвращения к обязанностям настоятеля Петергофского собора в должность не вступил. Наконец, 17 декабря 1919 г. иеромонах Николай был назначен исполняющим должность наместника Лавры, а 28 декабря 1919 г. возведен митр. Петроградским Вениамином в лаврском соборе в сан архимандрита. Указом Патриарха Тихона и Священного Синода от 5 марта 1920 г. архим. Николай был назначен наместником (в возрасте 27 лет!). 22 февраля 1920 г. его избрали председателем приходского совета лаврских храмов. 7 апреля 1922 г. архимандрит был хиротонисан в Лавре митр. Вениамином во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Владыка Николай оказался арестован 1 июня 1922 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, но на следующий день его освободили. 26 июня 1922 г. «по болезни» епископ передал управление Лаврой помощнику наместника архим. Иоасафу (Журманову). Как уже говорилось, в октябре 1922 - феврале 1923 гг. Владыка Николай возглавлял " Петроградскую автокефалию " , боровшуюся с обновленцами, за что был арестован 9 февраля 1923 г. и приговорен 30 марта 1923 г. Комиссией НКВД по административным высылкам к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую автономную область под гласный надзор. Отбывал срок в Усть-Куломе. После освобождения в марте 1926 г. епископ вернулся в Ленинград, служил настоятелем Петергофского собора, с апреля 1927 по февраль 1928 гг. временно управлял Ленинградской епархией, с осени 1928 г. был председателем Временного Ленинградского Епархиального Совета. В 1935 г. Владыку возвели в сан архиепископа, в 1936-1940 гг. он с титулом архиепископа Петергофского управлял Новгородской и Псковской епархиями. |
– Формула поминовения всех погибших во 2 мировой войне. Была утверждена в мае 1947 г. 359 – Акафист преподобному Моисею, составленный игуменом Василием (Прониным), духовником Домбровского женского монастыря в Закарпатской области. Утвержден в марте 1951 г. 360 – Чин погребения инославных. В феврале 1949 г. Синод поручил митр. Григорию (Чукову) отредактировать составленный патриархом Сергием чин погребения инославных христиан. 361 После того, как эта работа была завершена, Синод постановил «Чин отпевания и панихиды по инославным, составленный патриархом Сергием, благословить к употреблению в тех случаях, когда к священнику обращаются с просьбой отпеть или совершить панихиду по инославным христианам». 362 – Формула поминовения властей предержащих, предложенная Календарно-богослужебной комиссией. Утверждена в феврале 1958 г. 363 – Тропарь св. Игорю Черниговскому, составленный митр. Никодимом (Ротовым). Утвержден в декабре 1964 г. 364 Не утверждены: – Акафист святителю Иоанну Златоусту , составленный священником Георгием Саловьяновым. Акафист рассматривался в сентябре 1947 г. и не был утвержден, «так как имеется давно уже составленный и одобренный Святейшим Синодом Акафист Св. Иоанну Златоусту ». 365 – Акафист Божией Матери пред иконой Ея Тамбовской, представленный еп. Тамбовским Иоасафом (Журмановым). Рассматривался в октябре 1947 г. 366 – Акафист на Рождество Христово, составленный могилевским прот. К. Раиной. 367 – Акафист священномученику Власию. При рассмотрении в июне 1949 г. был признан «не совсем пригодным для общецерковного пользования». 368 – Акафист святителю Иосифу, митрополиту Астраханскому, составленный И.Е. Кочергиным. В июле 1958 г. был признан неприемлемым к богослужебному употреблению. 369 Результаты обсуждения неизвестны: – Акафист всем святым в земле Российстеи просиявшим, представленный архиеп. Мануилом (Лемешевским) . В июне 1948 г. был передан на отзыв архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову). 370 – Акафист священномученику Власию, составленный священником Леонидом Ненарокомовым. 371 В июне 1949 г. был передан на рассмотрение еп. Исидору (Богоявленскому). 372 |
Западнее собора находится 2-этажное здание бывших покоев настоятеля. Оно состоит из 2-х частей. Основную, крестообразную в плане часть, вытянутую с юго-запада на северо-восток, датируют 2-й пол. XVI в.; другую, примыкающую под прямым углом с юго-запада, – кон. XVIII в. В нач. 2000-х гг. обе части отреставрированы в стиле, соответствующем времени их постройки. Ныне здание занимает Музей «Слова о полку Игореве». Северо-восточнее расположен так называемый «Корпус на погребах», датируемый 2-й пол. XVI в. Некогда он соединялся с покоями настоятеля. В 1780-х гг. к ним с востока пристроили храм св. прор. Илии и провели от этой церкви крытый переход к «Корпусу на погребах». 24 янв. 1787 г. епископ Новгород-Северский Иларион совершил освящение храма в присутствии императрицы Екатерины II. После окончания постройки церкви в склеп под алтарем перенесли из подземного хода под колокольней гроб Новгород-Северского наместника Илии Журмана, завещавшего средства на возведение этого храма. Позже рядом с И. Журманом похоронили его супругу Агафию, которая, исполняя завещание наместника, радела о создании церкви. В 1799 г. под алтарем погребли владыку Илариона. В XIX в. храм расширили за счет пристройки дополнительного нефа с севера, и в итоге покои настоятеля с церковью и «Корпусом на погребах» объединились в одно сооружение. В 1943 г. оно пострадало, к 1980 г. было перестроено и приспособлено для нужд дома инвалидов, в 1990-х гг. – вновь лежало в руинах (от храма св. прор. Илии почти ничего не осталось). В нач. 2000-х гг. «Корпус на погребах» и бывшие покои настоятеля отреставрированы без воссоздания 2-го этажа и церкви св. прор. Илии, как поздней пристройки. На глубине более 5 м под «Корпусом на погребах» залегает система облицованных кирпичом подземелий с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом, ведущим глубоко под землю в сторону Десны. Кельи и бурса [ править править код ] Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов. Археологический раскоп [ править править код ] |
Он же сообщил, со слов архим[андрита] Иоасафа Журманова , сидевшего два месяца на Шпалерной , что Бор[ис] Фед[орович] Филоненко , с которым он сидел, рассказывал об организованных им собраниях и кружках молодежи и разных других лиц с апологетическими целями и, зная, что участники этих курсов арестованы, высказывал опасение, не повредил ли он еп[ископу] Амвросию, к которому обращался за книгами, а также о. В. Яблонскому (а может быть, и о. Арк[адию] Лукину ?). 27 апреля. О. В. Акимов , прожив 15 лет в советском режиме, все еще думает, что он при правовом (и даже господствующем) положении Церкви в государстве, говорит о каком-то переобсуждении советского судебного приговора над священником (П. Ефимовым), о посылке делегата на судебный процесс и т. п. Удивляться надо... О. Кедринский сообщил, что в Малой Вишере собралась масса “беспаспортных”, которых отсюда выселили, а в других местах отказали в прописке. “Положение оказалось безвыходное”» . Как с 1922 г. это делали обновленцы, с 1928 г. храмы у «сергиан» начали отбирать «иосифляне»: «Словом, начинается та же история, которая была в 1922 году, только тогда действовали “левые”, а теперь “правые”»,– писал о. Николай . В Александро-Невской лавре в подчинении правящего архиерея митрополита Серафима оставался только Свято-Троицкий собор и Никольский кладбищенский храм. Тихвинский, Благовещенский, Николо-Феодоровский и Исидоровский храмы были заняты «иосифлянами», а надвратная Скорбященская церковь оставалась за обновленцами . Свято-Троицкий собор был закрыт в 1933 г., а последний из храмов в Свято-Духовском корпусе лавры – в 1936 г. Наблюдались и такие картины: «27 октября/9 ноября г.]. В Еп[архиальном] совете произошел инцидент между еп[ископом] Николаем и еп[ископом] Амвросием. Какой-то священник Лужского викариатства, перешедший в иосифлянство и высланный, возвратился и обратился к митрополиту с раскаянием и просьбой дать место. Еп[ископ] Николай, представляя его прошение (протежируя), написал и свой отзыв, где говорил, что этот батюшка никогда не был активным иосифлянином, перешел только “силою обстоятельств” и теперь можно было бы ему дать место. |
В то время, когда владыка Филарет (Гумилевский) создавал своё " Описание Новгород-Северского монастыря " , комнаты настоятеля (числом семь) занимали лишь верхний ярус корпуса. В нижнем этаже помещались четыре монашеские кельи. До 1856 года здесь же, внизу, было духовное правление. В первоначальном своём виде настоятельский дом возвели в XVII веке. Тогда он выглядел примерно так же, как в наши дни. Присутствовала и широкая лестница во второй этаж, и опоясывающая его деревянная галерея. За большим настоятельским корпусом находился (и находится ныне) малый - неотапливаемый. Это так называемый " корпус на льохах " (то есть на погребах). Построенный, очевидно, в XVI веке, он имел сначала лишь один этаж. В этом одноэтажном виде он и был восстановлен. В XVIII веке " корпус на льохах " надстроили вторым этажом и соединили переходом с главным настоятельским корпусом. Примерно в это же время к основному зданию была пристроена церковь во имя пророка Божия Илии, до нас не дошедшая. Освятили её 24 января 1787 года, в присутствии самой императрицы Екатерины II. Свт. Филарет (Гумилевский) рассказывает, что " Церковь сия и в ней деревянный резной с колоннами иконостас, покрытый золотом, устроены на сумму, завещенную первым наместником Новгород-Северским Ильёю Журманом, здесь скончавшимся. До постройки сего храма прах сего наместника два года стоял в подземном ходе, находящемся под монастырскою колокольнею, а по постройке и освящении перенесён в церковь сию и поставлен в склепе в алтаре " . В той же Ильинской церкви была похоронена впоследствии и супруга Ильи Журмана (собственно, именно она привела в исполнение завещание своего мужа о строительстве храма). Затем в 1799 году в её алтаре погребли епископа Илариона, управлявшего сначала недолговечной Новгород-Северской епархией (упразднена согласно указа Павла I), а по её упразднении - Спасо-Преображенским монастырём. В 1873 году здесь упокоился преосвященный Варлаам, архиепископ Черниговский, проживавший в обители на покое. В советские годы Ильинский храм был разрушен, и могила чтимого архипастыря оказалась " на улице " . Согласно " Описанию Новгород-Северского монастыря " свт. Филарет, самым старым " небогослужебным " зданием обители является тот самый корпус, к которому была пристроена в конце XVII века Петропавловская церковь. Якобы он существовал ещё до пожара 1176 года. |
505 В старину Бердянск назывался Кремны. Зап. одесского общ. истории и древностей, т. I, стр. 67. 508 Первые обратили здесь внимание на виноградарство немецкие колонисты. Наиболее замечательны виноградники Бакая, Матиаса и Бонне. Виноград продается по 4–8 к. фунт. Тавр. губ. вед. 1884 г. 96. 509 ») Число прихожан православных и духовных лиц везде показано по клировым ведомостям за 1884-й год. Для краткости, первое число означает – муж. пол, второе – женский, третье – общий итог. В числе духовенства показаны не только служащие лица, но и жены и дети их, а равно заштатные, вдовы и сироты. 514 Сохранился целый ряд священников ореховского собора. Вот они: священник Иоанн Толстенков из крестьян (1792–1805 г.), одновременно и недолго протоиерей Журман и священники: Иоанн Тарановский и Павел Камянский (1803–1804 г.), прот. Фома Корбела (1804–8 г.), свящ. Павел Цесельников из крестьян (1806–15 г.), прот. Илья Прусинский (1806–13 г.), священники – Тимофей Жеромский (1807–8 г.), Павел Белицский из крестьян (1808–44 г.), Даниил Пустовойтов (1814–18 г.), протоиереи – Димитрий Якимовский (1814–26 г. и 1828–47 г. и 1828–47 г.) Феодор Кириллов из крестьян (1826–47 г.), Гавриил Варачиков (1822–26 г.), священники – Андрей Лисенков (1830–31 г.), Григорий Зеленкевич (1832– г.), Макарий Алексеев 1840–41 г.), Кодрат Белый (1843–65 г.), Павел Кириллов (1847–59 г.), Дорофей Диковский (1817–58 г.), Гавриил Селецкий, магистр киевской академии (1856–59 г.), Андрей Бабенко (1858–68 г.), Николай Крынцов (1859–61 г.), Давид Дармостук (1859–68 г.), Петр Курдяев (1866-доселе), прот. Стефан Чепиговский (1869–84 г.), прот. Мих. Попов. 515 На Ореховскую ярмарку в сентябре 1884 г. привезено было товару на 340180 р., а продано только на 94710 г. Тавр. губ. вед. 1884 г., 101. 516 Некоторые храмы в таврической губернии, преимущественно небольших размеров, почему-то назывались молитвенными домами; но в 1886 г. такое название отменено. В настоящей же статье название «молитвенный дом» удержано за теми храмами, которые прежде так именовались. |
В РГВА имеется регистрационная карточка личного состава полка, заполненная Э.Я. Сиверсом 13 ноября 1918 г., где указывается о его поступлении письмоводителем в пулеметную команду Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 22. Л. 393). В приказах по личному составу полка содержатся сведения о его продвижении по службе в феврале-июле 1919 г. (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 4, 21). В картотеке бюро по учету потерь РККА на фронтах Гражданской войны значится: “Красноармеец 43-го Виндавского стрелкового полка Сиверс Эдуард Яковлевич, гражданин г. Петрограда. Ранен в правое плечо навылет. Время и место сражения — 30 сентября 1919 г., г. Петроград. Поступил в Семеновский военный госпиталь, Лазаретный пер., д. 2, 30 сентября 1919 г.”. Аналогичные сведения имеются в “Алфавитной книге учета военнослужащих, находящихся на излечении в Петроградском Семеновском военном госпитале 2 за 1919–1920 гг.”, в приемной книге больных госпиталя за 30 сентября 1919 г. под 10341 (Ф. 19111. Оп. 1. Д. 41. Л. 388об.-389). Нужно заметить, что, согласно имеющимся в ЦГА Санкт-Петербурга документам, последней мирской должностью Сиверса была служба заведующим Тихвинским гарнизонным клубом в 1919–1922 гг. (Ф. 5805. Оп. 1. Д. 446. Л. 669). Аналогичных заявлений об отпуске для залечивания ран и получения на это пособий в РГИА несколько (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 21, 92). Иоасаф (Журманов Александр Ефремович) (1877-?) — архиепископ. В 1922–1923 гг. архимандрит Александро-Невской лавры. В августе 1922 г. поддержал обновленческий раскол. В сентябре 1922 — ноябре 1923 г. обновленческий наместник Александро-Невской лавры. После принесения покаяния в ноябре 1923 г. благочинный Ленинградской епархии. Постановлению предшествовало прошение монаха Симеона от 30/13 октября 1922 г. об увольнении его за штат монастыря с просьбой оставить за ним временно келью. “В противном случае, — писал Симеон, — я, как бывший красноармеец и навсегда инвалид 1й категории, принужден буду прибегнуть к защите существующего в РСФСР на этот предмет закона” (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 22). |
С 29 марта 1961 г. М. исполнял обязанности временного управляющего Тамбовской и Мичуринской епархией в помощь тяжело больному архиеп. Иоасафу (Журманову) . 13 июня того же года в Симферополе возглавил отпевание и организовал, несмотря на сопротивление местных властей, всенародные похороны почившего Симферопольского и Крымского архиеп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) , с к-рым поддерживал при его жизни доверительные дружеские отношения. 8 авг. того же года, после ухода архиеп. Иоасафа на покой, М. был утвержден епископом Тамбовским и Мичуринским. Он установил себе очень скромную зарплату, жил в маленьком доме. Часто объезжал храмы епархии, старался помочь приходам с малыми доходами, восстановил 4 из 6 ранее существовавших благочиннических округов; несмотря на сопротивление уполномоченного Совета по делам РПЦ, решительно увольнял со службы недостойных священников. 16 нояб. 1962 г. назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В начале архиерейского служения М. в Ставрополе произошло закрытие властями кафедрального Крестовоздвиженского собора при упраздненной в 1960 г. Ставропольской ДС (на старом архиерейском подворье). Новым кафедральным собором Ставрополя стал в 1963 г. возвращенный Церкви Андреевский храм, благоустройство которого потребовало больших усилий, т. к. власти передали здание в плохом состоянии. В 1965 г. в Кисловодске местные власти, несмотря на протесты верующих, отобрали здание Пантелеимоновской ц., взамен было выделено неприспособленное к совершению богослужений помещение в отдаленной части города. Прихожане передали протест в высшие гос. инстанции, «кисловодское дело» обсуждалось в переписке патриарха Алексия I с руководством Совета по делам РПЦ (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1945-1970. М., 2010. Т. 2: 1954-1970. С. 532-538). М. занимался решением проблемы: успокаивал верующих, добился от местных властей проведения качественного ремонта нового здания Пантелеимоновского храма. В условиях продолжавшейся антицерковной кампании М. был вынужден прекратить поддерживать мон-ри денежными переводами и продуктовыми посылками, ему также пришлось соглашаться на снятие властями с должностей священнослужителей, хотя он прямо называл подобные действия «незаконными репрессиями». Тем не менее М. старался компенсировать негативные последствия вмешательства советских властей в церковную жизнь. В частности, чтобы не допустить закрытия 18 храмов, оставшихся без священников, М. направлял туда на праздничные службы заштатных иереев или священников из соседних приходов. Также он принимал меры к тому, чтобы уволенные священники получили места в др. епархиях. |
В 1943 году храм возвратили верующим, и в 1945 году в нем возобновились богослужения. Освящал храм после открытия святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий). В 1947 году в храме был восстановлен придел святого благоверного князя Александра Невского, но при его освящении владыкой Иоасафом (Журмановым) придел был переименован в честь святителя Николая. Ранее придел был освящен в честь небесного покровителя императора Александра III, теперь его освятили в честь небесного покровителя императора Николая II. К восьмидесятым годам ХХ века храм был обносен оградой, на куполе и колокольне были установлены кресты, стены покрашены в белый цвет. 23 октября 1994 года приходу было возвращено здание воскресной школы. Современное состояние [ править править код ] Храм Иоанна Богослова - объект культурного наследия, памятник истории и культуры регионального значения. В последние годы началось восстановление часовни-усыпальницы Асеевых возле храма. Воскресная школа храма полностью реконструирована, дети и взрослые занимаются в уютных классах, есть библиотека и музей истории, актовый зал для проведения праздничных мероприятий и крестильная. Воскресная школа прошла лицензирование и получила статус негосударственного образовательного учреждения. Описание [ править править код ] За XX век был утрачен один ярус колокольни, который восстановили в современное время. В интерьерах сохранились иконостасы с иконами, настенные росписи и резная деревянная скульптура " Христос в темнице " , которые создают атмосферу, присущую старинным храмам. Престольные праздники [ править править код ] Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Контакты [ править править код ] Адрес: 393250, Тамбовская область, город Рассказово, улица Куйбышевский проезд, дом 3 Телефон: +7(47531)2-06-24 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты |
| |