Не забывали Вырицкого подвижника и его духовные чада и соработники. Регулярно приезжал к старцу в Вырицу за советом и молитвою епископ (а с 1935 года – архиепископ) Петергофский Николай (Ярушевич) , несколько реже – митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). До своих арестов и заключения бывали у отца Серафима архиепископы Новгородский Венедикт (Плотников) и Рыбинский Серафим (Протопопов), епископы Старорусский Иннокентий (Тихонов), Сестрорецкий Николай (Клементьев), Лодейнопольский Сергий (Зенкевич) и Лужский Амвросий (Либин), а также служивший в Кадашах епископ Мануил (Лемешевский) и живший на покое в Кашине епископ Григорий (Лебедев). Посещали батюшку при возможности архимандриты Лев (Егоров), Иоасаф (Журманов) и Варлаам (Сацердотский), профессор-протоиерей Николай Чуков и многие другие священнослужители и монашествующие. С каждым годом их становилось все меньше и меньше. Лагеря и тюрьмы поглощали друзей и близких отца Серафима одного за другим. В случае малейшей возможности он налаживал с ними переписку и помогал посылками и деньгами. А по ночам возносил старец к небесам свои молитвы за всех в темницах сущих и невинно убиенных. Духом прозревал великий подвижник все, что происходило на Руси – видел ее, многострадальную, усеянную крестами и безымянными могилами, слышал стон и плач народный, во всех уголках ее раздававшийся. Приходившие одно за другим трагические сообщения принимал смиренно, со словами: «Буди воля Божия...» В январе 1941 года был арестован и затем расстрелян сын батюшки Серафима – Николай Муравьев 16 . Еще одна великая скорбь прошла сквозь сердце и душу старца. Вновь услышали родные и близкие: «Буди воля Божия...» Подвижник, как никто другой, знал, что Господь венчает мучеников небесными венцами... Знал отец Серафим и то, что число мучеников в скором времени будет умножено – кого-то прикровенно, а близких духовных детей открыто предупреждал он о приближении великой войны... Сила Божия в немощи совершается «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Большой материал для своих насмешек над святыми, советские безбожники получили от распоряжения Папы об исключении из лика святых Филомены. Ссылаясь на американский журнал “Лайф” (на фотографии и статью) “Советская культура” 67, 1961г. с удовольствием отмечает, как статуи святой Филомены свозились на свалку. В этом событии советская газета усматривает доказательство весьма радующего безбожников – “падения веры в массах” на Западе. По прежнему Советская власть поощряет публичные отречения от веры. “Сельская жизнь” сообщает об отречения от веры священника Александра Куриловича и об извержении его из сана Смоленским епископом Иннокентием. Тот факт, что патриарх Алексий должен был ввести в состав Синода не старейших по хиротонии епископов, а новых молодых епископов, не имеющих даже достаточного богословского образования, говорит о том, что патриарху Алексию пришлось принять тех епископов, которые могут быть послушными исполнителями директив Советских властей и проводниками их влияния в церковную жизнь. Такими агентами Советской власти в Синоде являются: архиепископ ярославский, назначенный председателем внешних церковных сношений Московской Патриархии – Никодим (Ротов), 32 лет, архим. Тульский Пимен, управляющий делами Московской Патриархии, без всякого духовного образования, епископ Подольский Киприан (быв. прот. М. Зернов), являющийся заместителем председателя отдела внешних сношений по церковным делам, получивший только “домашнее церковное образование.” Такое окружение патриарха является для советской власти гарантией точного исполнения ее директив. Отстранены от управления епархиями с июня по сентябрь 1961 года следующие архиереи: митрополит Горьковский Корнилий (Попов), митрополит Тамбовский Иоасаф (Журманов), архиепископ Винницкий Симон (Ивановский), епископ Каменец-Подольский Иларион (Кочергин), а также не известна судьба митрополита Белорусского Антония (Котевича) и епископа Костромского Доната (Жеглова). Осуждены на тюремное заключение: архиеп. Черниговский Андрей (Сухенко) на 8 лет и архиеп. Казанский Иов (Кресович) на 3 года. Рождественские Послания Рождественское послание. Декабрь 1957

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Хотя эконом иеродиакон Василий (Пахомов) сам сообщил о пропаже комиссару 1-го Александро-Невского подрайона, его и помощника келаря иеродиакона Феофила арестовали, и лишь убедившись в их полной невиновности освободили через несколько дней [xxi] . В середине октября 1918 г. на несколько месяцев был арестован помощник правителя дел Духовного Собора заведующий братской больницей послушник И.А. Докучаев, через месяц - заведующий кладбищенской конторой иеромонах Иоасаф (Журманов). Также в октябре был отправлен на принудительные работы под Вологду иеродиакон Игнатий (Грищенко), в связи с чем Духовный Собор выделил ему 150 рублей в качестве материальной помощи. В это же время большая часть должностных лиц Лавры была привлечена к отбыванию трудовой повинности в Петрограде. 10 октября Духовный Собор обратился в совет 1-го городского района с отношением, в котором указал, что к трудовой повинности уже привлечены наместник, ризничий, казначей, эконом, благочинный, секретарь канцелярии («благодаря чему большое и сложное хозяйство и имущество Лавры остается без надлежащего наблюдения») и просил разрешить монахам производить работы на территории обители или предоставить им право устанавливать между собой очередь к отбыванию повинности. К середине ноября архим. Виктор (Островидов), архим. Авраамий (Чурилин), 4 иеромонаха и 6 иеродиаконов отработали каждый по 14-15 дней [xxii] . В 1919 г. репрессии насельников продолжились. Кратковременному аресту подвергался даже наместник архим. Виктор. Кроме того, под арестом несколько месяцев находились заведующий Киновией иеромонах Иларион (Клементьев), иеромонах Нектарий (Трезвинский) и архим. Стефан (Бех). Дважды в тюремном застенке оказывался юрисконсульт Лавры И.М. Ковшаров. В первый раз он был арестован 6 сентября 1919 г. по «делу кадетов», но после того как выяснилось, что Иван Михайлович никогда не состоял в партии конституционных демократов, 22 сентября его освободили [xxiii] . Повторно Ковшарова чекисты арестовали 27 мая 1921 г. в числе 47 человек (в основном представителей интеллигенции), которые в 1917 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Вскоре приход при Скорбященской церкви был создан, но власти требовали большего – образования общелаврской «двадцатки» и передачи ей в пользование всего церковно-богослужебного имущества. 21 января отдел юстиции Петросовета предложил Духовному Собору Лавры назначить на 25 общее собрание прихожан для избрания комиссии по проверке и приему инвентаря, а на 2 февраля – собрание для подписания договора. По просьбе Собора эти сроки сдвинули на неделю, и 1 февраля в церкви Св. Духа в присутствии представителя райисполкома А.К. Масальского состоялось собрание прихожан, которое избрало комиссию по проверке имущества из 13 мирян (почти все они были членами Александро-Невского братства). Инвентарь оказался в сохранности и 5 февраля в келье иеродиакона Илариона (Бельского) состоялось подписание договора о передаче духовного имущества обители в пользование коллективу верующих. Наконец, 22 февраля в церкви Св. Духа прошло собрание прихожан, подписавших договор, на котором открытым голосованием были избраны 36 членов церковно-приходского совета, в том числе 9 насельников Лавры: архимандриты Николай (Ярушевич), Авраамий (Чурилин), иеромонахи Гурий и Лев (Егоровы), Иннокентий (Тихонов), Иоасаф (Журманов), Серафим (Васильев), Алексий (Терешихин) и иеродиакон Иларион (Бельский). Такое значительное представительство монашествующих является свидетельством их авторитета в глазах прихожан. Большинство же членов совета составили представители братства и наиболее преданные богомольцы лаврских храмов, среди которых было немало известных ученых и деятелей культуры. 22 февраля церковно-приходской совет на своем первом заседании единогласно избрал председателем архим. Николая, товарищами председателя выбрали юрисконсульта Лавры И.Н. Ковшарова и профессора Н.М. Егорова, казначеем – иеромон. Иоасафа, его помощником – А.Ф. Карасева, секретарем совета – иеромон. Льва, а его помощником – иеродиак. Илариона. В хозяйственную комиссию были избраны семь человек – иеромон. Серафим и 6 мирян, а в ревизионную комиссию три – иеромон. Гурий, Л.Д. Аксенов и И.А. Колобов. Почти в таком же составе совет оставался до трагических событий весны – лета 1922 г. Почти сразу же после образования он без конфликтов разграничил свои полномочия с Духовным Собором. Так, на своем заседании от 4 марта 1920 г. общелаврский приходской совет постановил: «Оставить функции Духовного Собора неприкосновенными, как и приходского совета при Скорбященской церкви, а в ведении церковно-приходского совета при Лавре иметь сношения с советской властью и церковно-хозяйственные функции по соглашению с Духовным Собором и по его указаниям» [xvi] .

http://bogoslov.ru/article/3045404

К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Фрагмент. Рукопись (Архив Историко-богословское наследие митрополита. Григория (Чукова) © Л. К. Александрова. СПб., 2022 (далее — Архив митрополита Григория)). Александрова-Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский)//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 353–370. Краснов-Левитин А. Лихие годы. Париж, 1979. С. 222. Серафим (Чичагов; 1856–1937 гг.), сщмч., в 1928–1933 гг. митрополит Ленинградский и Гдовский. Владимир Александрович Рыбаков (1869 –1934 гг.), протоиерей, настоятель храма Спас-на-водах, взорванного городскими властями весной 1932 г. Осужден по делу «евлогиевцев». Амвросий (Либин; 1878 –1937 гг.), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. В 1921 –1922 гг. клирик Казанского собора; в 1924 –1926 гг. по делу о «православных братствах» отбывал заключениена Соловках, по освобождении – клирик собора Воскресения Христова; в июле 1928 г. принял постриг с именем Амвросий, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Александро-Невской лавры (оставался в должности до 1933 г.). 14 июля 1929 г. хиротонисан во епископа Лужского; в 1935 г. арестован, ссылку отбывал в Саратове. Расстрелян. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Иоасаф (Журманов; 1877 –1962 гг.), архимандрит, с 1924 г. благочинный Ленинградской епархии, с 1933 г. настоятель одного из ленинградских храмов, с 1938 г. за штатом. На Шпалерной улице в Ленинграде, в доме 25 находился дом предварительного заключения –первая в России следственная тюрьма. Предположительно, сын протоиерея Ф. Д. Филоненко (1869 г. р.), настоятеля церкви во имя Божией Матери Милующей в Гавани, который с 1924 г. три года провел на Соловках по делу православных братств.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Железной рукой прошёл он по епархии, и значительно поредели ряды православного духовенства и храмов. Он вынудил православного архиерея Иннокентия (Пустынского) 541 покинуть Ташкент. Мы уже говорили о состоянии церковного дела в Петрограде, упомянув, что там Преосвященный Николай (Ярушевич) , епископ Петергофский, с преданным православию духовенством возглавлял большинство храмов, но уже в начале 1923 года живоцерковники захватили почти все храмы в свои руки и устранили как самого епископа Николая, так и все прочее православное духовенство. Очень понятно: наступали выборы делегатов на Собор, нужно было обеспечить выборы своими людьми, а для этого необходимо захватить в свои руки храмы и назначить в них своих настоятелей. Спешно происходит такая замена. Должность настоятеля Никольско-Богоявленского собора занимает некий прот. Николай Русанов – отъявленный живоцерковник. В Благовещенскую церковь (на Васильевском острове) был назначен прот. Нименский. В Иоанновский монастырь (на р. Карповке) был назначен прот. Журавский. В Успенскую церковь (Спаса на Сенной площади) – прот. А. Боярский. При захватах обновленцами храмов не всегда дело обходилось без инцидентов. В частности, такой инцидент произошел в Исаакиевском соборе в Неделю православия 542 , т. е. незадолго до Собора. Исаакиевский собор формально принадлежал обновленцам, но причт оставался прежний – православный, возглавлявшийся митрофорным прот. Василием Велтистовым. Утром в Неделю православия в собор для совершения литургии прибыли: Лужский епископ Артемий, Детскосельский епископ Михаил (Попов), обновленческий наместник Александро-Невской Лавры, архимандрит Иоасаф (Журманов) 543 , члены ПЕУ: прот. Михаил Гремячевский, прот. Владимир Воскресенский, свящ. Сергий Иларионов и др. Причт Собора решительно отказался участвовать в совместном служении, а Церковный совет не допустил обновленцев, несмотря на угрозы с их стороны. Свящ. С. Иларионов предупредил об инциденте ехавшего в собор к совершению литургии архиепископа Петроградского Николая (Соболева), и он не поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом богослужения в церкви продолжались. 29 марта 1938 г. митрополит Алексий назначил ее настоятелем протоиерея Филофея Петровича Полякова. Он родился в 1893 г. в Петербурге в семье священника, окончил два класса Духовной семинарии, принял сан иерея в 1921 г. и подвергался арестам в 1927, 1930 и 1932 гг. Отец Филофей служил настоятелем Греческой церкви до осени 1938 г., а затем его вновь сменил отправленный было 29 марта за штат архимандрит Иоасаф (Журманов) [xv] . Ввиду того, что прихожан-греков почти не осталось, здание храма и инвентарь по договору от 4 октября 1938 г. были переданы двум русским представителем общины - Константину Ивановичу Андрееву и Петру Григорьевичу Никольскому. 19 ноября они приняли по акту все церковное имущество от архим. Иоасафа. 24 ноября в присутствии настоятеля была составлена новая инвентарная опись храма и используемых общиной помещений в жилом доме при нем. В это время в церкви еще оставалось 15 икон с серебряными ризами, шесть Евангелий в серебряных окладах, серебряная утварь общим весом свыше 13 кг и шесть колоколов, весивших около 3,5 тонн. В декабре службы в храме продолжались [xvi] . Однако акция по его закрытию уже была запущена. 29 ноября 1938 г. председатель Ленинградского совета А.Н. Косыгин отправил в Наркомат иностранных дел заявление с просьбой санкционировать закрытие Греческой церкви, «учитывая недопустимость дальнейшего оставления церкви без охраны, а также, что оставшиеся проживать в Ленинграде православные греки и другие верующие не претендуют на использование церкви» (что было явной неправдой). В заявлении Косыгина встречались и другие искажения фактов, в частности, он писал, что церковь была передана по договору в бесплатное пользование пяти греческим подданным в 1932 г. (на самом деле в 1935 г.), которые управляли ею до отъезда из Ленинграда в марте 1938 г. (в действительности до июня-июля). Ничего в этом письме не говорилось и о договоре от 4 октября 1938 г. В ходе проходившей в то время кампании перевыборов местных советов власти инициировали вынесение собраниями трудовых коллективов ряда организаций и предприятий (Завода гражданского самолетостроения, артели Промнарпит 1, Треста общественного питания, Ленпромтрансоюза и др.) наказов депутатам о закрытии церкви и использовании ее здания под культурное учреждение. В самом начале 1939 г. НКИД выразил свое согласие с закрытием храма при условии его сохранения в течение полугода в прежнем виде (вероятно, с целью использования этой ситуации как средства давления на переговорах с правительством Греции).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ (ЖУРМАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архипископ Иоасаф (Журманов). Фото с сайта Александро-Невского кафедрального собора г. Симферополя Редакция текста от: 18.06.2016 22:29:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674865.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @13946@ Подпись к иллюстрации: Архипископ Иоасаф (Журманов). Фото с сайта Александро-Невского кафедрального собора г. Симферополя Размер файла: 495.5 Кб Кто разместил: Губин Андрей Владимирович Дата размещения 18.06.2016 21:12:23 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/13946.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010