Кюфельштейны де-Лагарди Ласси Лесли Лизандер Мальтицы Маршалл-фон-Биберштейн Меллины Нейдгардты Нироды Нолькены Огильви Паулуччи Пипеншток Пирх Поли Притвиц Рамзаи Рейбницы Рингемут Рихтеры Розенберги Роткирх де-Скалон Стаали Стурдзы Суза-де-Ботельо Тейльсы Торнау Фегезаки Фоки Шварцгофы Шредеры Штейнвер Блефиельд 33 Бранд Гиерта де-ла-Мотт де-ла-Шапель де-Пост Егергорн Канов Либекер Монгоммери Мунк Платен Роос Свингуфвуд Таваст Угглас Финкенберг Флемминг Фразер Фризендорф Глава одинадцатая. Фамилии, члены коих находились, в семнадцатом веке, в звании бояр, или окольничих, или думных дворян, или думных дьяков Алмазовы Виннюсы Голосовы Гороховы Грамотины Грязевы Деревнины Домнины Дохтуровы Зыковы Ивановы Кириловы Колупаевы Леонтьевы Ловчиковы Луговсте Матвеевы Нарышкины Никифоровы Оловянниковы Палибины Полянские Прокофьевы Савеловы Семеновы Сутуповы Телепневы Толочановы Тугариновы Тяпкины Украинцевы Цыклеры Чаплыгины Чистовы Шакловитые Яковлевы Глава двенадцатая. Фамилии Малороссийские, члены коих находились в числе генеральной старшины и полковников войска Малороссийского до 1764 года Апостолы Барсуки Безбородко Богдановичи Богдановы Божичи Бороздна Боруховичи Брюховецкие Бутовичи Бутримовы Валькевичи Виговские Воронченко Вуяхевичи Гамалея Галаганы Галецкие Гвинтовка Гоголи Горленко Грабянко Грибовичи Гудовичи Гуляницкие Дансткевичи Дараганы Дмитрашко-Райче Домонтовичи Дорошенко Дублянские Дубяга Дунины-Барковские Ждановичи Животовичи Журавко Жураховские Журманы Жученко Заборовские Забелло Завадовские Занковские Засядко Зеленские Золотаренко Иваненко Искра Кандыба Капнисты Карновичи Ковалевские Кожуха Конисские Косинские Кочубеи Кравченко Крыжановские Кулябка Куницкие Ланцкоронские Левенец Лизогубы Лобода Ломиковские Лесницкие Лысенко Мазепа Максимовичи Мануйловичи Маркевичи Миклашевские Милорадовичи Мировичи Многогрешные Мокриевичи Наливайко Обидовкие Оболонские Орлики Остроградские Остряница Павлюки Палеи Подкова Полуботки Прокоповичи Радищевы Савичи Сагайдашные Самко

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

по кончине государя, были уничтожены и распущены восвояси. Волоклись всеми дорогами в Малороссию, и по мере их поступков, оказанных в триумфальном своем походе до Петербурга, везде на возвратном пути презираемы были от жителей до омерзения. Достаточные из них и что называется, панычи, возвращались наравне с другими в одной форме, т.е. в серых крестьянских зипунах, босиком и, подходя к своим жилищам, прятались в лесах и байраках до ночи, не показываясь от стыда своим знакомым, а ночью уже убирались в свои дома, и не вдруг познаваемы были семействами своими по их убранствам и личным переменам. Между тем государь Петр III, в краткое царствование свое издал два пространные законы: один о преимуществах дворянства, с учреждением для них герольдии, а другой об уничтожении навсегда Тайной канцелярии, и ее судилищ, яко беззаконства в России. Вступление на Всероссийский престол императрицы Екатерины Алексеевны II-й последовало июня 20 дня, 1762 года, а священное коронование ее совершилось в Москве того же года, сентября 22. К которому посланы были депутаты от Малороссии, генеральные: обозный Семен Васильевич Кочубей и судья Илья Васильевич Журман, с большой свитой знатного дворянства и других чинов. Царствование императрицы Екатерины II-й началось и долголетно продолжалось великими намерениями в делах внутренних и внешних и такими же успехами в предприятиях гражданских и воинских, которыми возведена Россия наверх величия и славы, к удивлению и зависти всех народов, а производились они под девизом: «Недоконченная совершаем?» В сей план вошло, между прочим, великое число поветов и сотен Малороссийских, со всеми их жителями. Один из генералов, некто Мельгунов, проживавший в Заднепрских селениях под видом вояжера, или и хуже, доносил ко двору, что он нашел в оной стороне таких людей, которые никакому правительству не принадлежат, и суть они тоже, что и американцы, но к военной службе признаются способными и охотными. Правительство предписало ему вербовать сих людей в пикинеры и подчинить их пограничным начальствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Прием их государыней, содержание и упреки со стороны великороссиян в измене малороссийских гетманов; умный ответ на то, Гудовича, и возвращение назад с грамотой на выбор гетмана. Сам выбор в гетманы происходить 14-го февраля, 1750 г., в Глухове, в присутствии нарочно присланного для того из Петербурга генерал-аншефа, графа Ивана Симоновича Гендрикова; выбор пал на графа Кирилла Григорьевича Разумовского. С донесением о том отправились ко двору генеральный бунчужный Демьян Васильевич Оболонский, полковник нежинский Семен Васильевич Кочубей, и бунчуковый товарищ Илья Васильевич Журман, имевшие аудиенцию 24-го апреля; в указе сенату, гетман сравнен с генерал-федьдмаршалом. По приезде нового гетмана столица Малороссии переведена в город Батурин. В 1752 г. гетман объезжает полковые и знатнейшие сотенные города и случай с ним в Чернигове, при осмотре городовых укреплений, перетолкованный народом в дурную сторону. В 1755 императрица уничтожила тягостные внутренние сборы. В войну с Пруссией наряжено было, 1756 г. Малороссийских казаков 6 000 под началом генерального есаула Якова Демьяновича Якубовича, прилуцкого полковника Галагана и обозных полковых: стародубского Скорупы, киевского Солонины и других, участвовавших в сражении под Егерсдорфом и пр. Смерть большой части малороссийских погонщиков, наряженных в этот поход и погибших от худого содержания. Расширение Генерального суда прибавкой 10 депутатов из дворянства, который обрящен, по-прежнему, в Трибунал, и учреждено 20 поветов, а в них судов земских, градских и подкоморских: частыми поездками в Петербург, гетман приобретает в свою собственность города: Батурин и Почеп с их уездами, да волости: Шептаковскую и Бакланскую, бывшие до того ранговыми гетмановскими; в 1700 г. пожалованы они ему в вечное владение. Толки народа по этому случаю. В 1763 г. прошение от лица Малороссии к императрице о непременном гетманстве в потомстве Разумовского, но собранные в Глухове представители народа не захотели подписать оного, как противного их привилегиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Мстя за то, гетман аттестовал малороссиян государыне с самой дурном стороны. Смерть императрицы Елизаветы, 26-го декабря, 1761 года. Царствование Петра III-ro, памятное воинскими ополчениями и приготовлениями к ним. Лестные приглашения этого государя, посланные в Малороссию к молодым людям для вступления в Голштинскую службу, которые, отвечая тому, поднялись от всюду и отправились в Петербург. Описание похода их и проделок гадяцкого полковника Крыжановского, родом жида, сформировавшего из казацких детей своего полка, да из стадников и чабанов, особый полк, так названный Подцабольский. Судьба голштинцев и подцабольдинцев после смерти государя. Уничтожение Тайной Канцелярии и указ о преимуществах дворянства. Восшествие на престол Екатерины II-й в 1762 г.; отправление на коронацию 22-го сентября малороссийских чиновников: генерального обозного Семена Васильевича Кочубея, генерального судьи Ильи Васильевича Журмана и др. Царствование этой государыни ознаменовано было, прежде всего, учреждением Пикинерии по предложению генерала Мельгунова, проживавшего долгое время в Заднепрской Малороссии и доносившего о своем открытии, т.е. что он, де, нашел там таких людей, которые ни какому правительству не принадлежат, но к военной службе очень охочи и способны, а потому не худо было бы вербовать из них несколько полков. Подучив согласие, он охватил «вербуном» своим все Заднепровские селения и часть Миргородского, Лубенского и Полтавского полков. Завербованные получили название Пикинеров, изъяты из ведомства малороссийского правительства и отчислены, со многими селениями вопреки желанию, к Новороссийской губернии, с разделением на 4 полка: Елизаветградский, Днепровский, Полтавский и Донецкий. Протест Малороссии и неудовлетворение его сенатом; льготы Пикинеров и поведение их в отношении к казакам и проч.; судьба их. Отзыв нехворощинских старшин (Павло Головко и др.); о прежних своих правах и свободах и суд над ними пограничной Белевской коллегии, а равно и наказание экзекуцией, порученной пикинерскону полковнику, окрещенному турку Адобашу, с Донскими казаками. Происки Теплова, первого любимца и советника гетманского и уничтожение гетманства. После нарочного вызова графа Разумовского в Петербург, в ноябре 1764 г, встреча его с Тепловым во дворце и слова графа Орлова, сказанные притом. При увольнении пожалованы были ему, в потомственное владение, остальные гетманские волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Указом имп. Екатерины II от 10 апр. 1786 г., имевшим целью секуляризацию церковных имуществ на землях Малороссии, вотчины Н.-С. м. были отобраны в казну. Мон-рю были отведены земли по штату архиерейского дома 2-го класса, т. к. в Н.-С. м. располагалась резиденция архиепископа Новгород-Северского. Эти владения мон-рь сохранил и после упразднения епархии в 1797 г. В 1828 г. размер земельных владений мон-ря составлял свыше 681 га. Архив Н.-С. м. включал многочисленные документы, гл. обр. относящиеся к сер. XVII в. Подлинные грамоты великих князей Московских и рус. царей были утрачены, но в монастыре хранились копии жалованной грамоты царя Иоанна IV Васильевича (1551). К кон. XIX в. в библиотеке насчитывалось более 20 печатных книг XVII в. (Там же. С. 148-156), древнейшие из них - «Беседы на деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (1624), «Духовные беседы...» прп. Макария Египетского (1627), Номоканон (1629), Евангелие (1644). Одна из главных святынь мон-ря XVIII в.- Новодворская икона Божией Матери - была утрачена в советское время. В 2004 г. в дар мон-рю передан список этой иконы. В Н.-С. м. также почитается список с утраченной иконы Божией Матери «Спасительница утопающих - Леньковская» . Некрополь Н.-С. м. стал последним приютом для известных духовных и светских лиц. На территории мон-ря похоронены многие настоятели, начиная с архим. Михаила (Лежайского). В несохранившейся ц. св. Илии Пророка в склепе под алтарем были похоронены ктиторы храма - генеральный судья (1756-1782) и 1-й правитель Новгород-Северского наместничества (1782-1783) И. В. Журман (1783), его супруга А. Д. Журман (урожд. Стрешенцова) и архиеп. Иларион (Кондратковский) (1799); в Георгиевском приделе церкви в 1873 г. погребен архиеп. Варлаам (Денисов). В 1838 г. в Преображенском соборе был перезахоронен гр. А. К. Разумовский. На монастырской земле за оградой располагалось Троицкое кладбище, получившее название от деревянной ц. во имя Св. Троицы, построенной в 1696 г. на средства 1-й жены новгород-северского сотника (с 1709 стародубского полковника) Л. И. Жоравко (Журавко) Евдокии († до 18 июня 1697) и в дальнейшем пользовавшейся неизменным вниманием настоятелей обители. В 1847 г. церковь была разобрана за ветхостью, а в 1848 г. построена новая, также деревянная (не сохр.). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2577761.html

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о своем пути в монашество. Вы ведь из семьи верующих людей? Как Ваши родители отнеслись к Вашему жизненному выбору? — Мой родитель протоиерей Иоанн происходил из благочестивой крестьянской семьи, которая сохраняла все традиции христианского жительства, несмотря на трудности советского периода. Мама также воспитывалась в строгом православном духе. У нее были два брата и сестра, которые всегда сохраняли веру в Бога. Один из братьев, вернувшись с войны, стал священником и скончался митрофорным протоиереем. Весь уклад жизни в нашей семье был подчинен церковному календарю. Мой родитель окончил Саратовскую духовную семинарию до ее закрытия Н.С. Хрущевым и был рукоположен архиепископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) в сан диакона в 1959 году, а на следующий день — во священника. Пастырское служение он начал в Тамбовской епархии в Никольском храме села Воронцовка Токаревского района, в котором прослужил с 1961 по 1977 год. Все это время он заботился о благоустроении храма, незамедлительно откликался на просьбы прихожан, по первому зову нуждающихся выезжал на требы, в том числе в соседние села: зимой — на санях, в распутицу — на тракторе, а летом на мотоцикле или грузовом автомобиле (легковых машин в русской глубинке тогда почти не было). В 1977 году, когда в селе Воронцовка не осталось ни одного жителя, протоиерей Иоанн был переведен в Михаило-Архангельский храм родного поселка Мордово, где служил клириком, а с 1988 года — настоятелем вплоть до своей кончины, последовавшей 12 ноября 2000 года. Пример пастырского служения родителя для меня стал определяющим в выборе жизненного пути. Я поступил в семинарию, затем в академию, потом был направлен на учебу в Чехословакию. Когда же предстояло сделать дальнейший жизненный выбор, я сообщил родителям о желании принять монашеский постриг, и они без колебаний благословили меня иконой Спасителя. Благословение Божие и родительское сопутствовало мне все годы служения: сначала в Чехословакии, затем в Германии, потом в Русской духовной миссии в Иерусалиме , а последние 15 лет помогает в должности управляющего Тамбовской епархией, в том числе в течение пяти лет в качестве главы Тамбовской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5031783.ht...

17 апреля 1920 г. состоялось первое собрание трудового братства, на котором заведующим огородом был избран иеродиакон Товия (Кислый). Насельники также решили помочь монахиням Леушинского и Шестаковского подворий, не имевших своих участков земли для выращивания продуктов, и разрешить им участвовать в обработке лаврского огорода. 19 апреля Духовный Собор утвердил в должности о. Товия и предложил насельницам подворий избрать своих представительниц для образования коллегии из трех человек по заведованию огородом. Лаврские иноки работали поочередно, за что каждый получал свой пай. Выращивали в основном овощи: капусту, брюкву, картофель и т. д. Огород являлся одним из основных источников существования насельников, поэтому на втором собрании трудового братства при Лавре от 17 мая 1920 г. было принято постановление: «Привлечь всех членов братства (желающих получить продукты осенью) к ежедневной активной обработке огорода (кто не ежедневно будет работать, получит сокращенный пай), в противном случае будут лишены пая». Исключение сделали лишь для наместника архим. Николая, заведующего кладбищенской конторой иеромон. Иоасафа (Журманова) и панихидного игумена Сергия (Бирюкова) [xxvi] . Урожай на огороде выдался неплохой, и в конце октября Лавра заплатила за аренду земли с 1 августа по 1 февраля 1921 г. очередные 1200 руб. 22 декабря 1920 г. Духовный Собор обратился в центральный жилотдел Совета коммунального хозяйства с просьбой продлить аренду огородного участка трудовым братством и получил согласие. Таким образом, огород возделывался еще около года, что хотя бы отчасти помогало братии пережить голодное время. Об острой нехватке продуктов питания для насельников Лавры в тот период свидетельствуют как архивные документы, так и воспоминания. Так, заведующий кладбищенской конторой архимандрит Стефан (Бех) 25 апреля 1921 г., предлагая повысить плату за заказ на соборное богослужение, писал в Духовный Собор: «Даже оо. архимандриты, как бывшие из высших классов общества и не приспособившиеся поэтому к физическому труду, в настоящее время испытывают особенно острую нужду в необходимом для жизни» [xxvii] .

http://bogoslov.ru/article/3045404

А. И. Введенского: «Платформу действий протоиерея Введенского - о недопустимости политики в церковной жизни и лояльности всем законам и декретам Республики - считаю совершенно правильной. Послание митрополита от 28 мая к пастве об отлучении от общения с церковью о. Александра и др. священников вызвано непредставлением заверенных документов о полномочии и понимается не как отлучение от церкви, а как предупредительная мера, ибо в этом послании ничуть не говорится о лишении сана». Вероятно, Н. пытался своим ответом облегчить участь митр. Вениамина, арестованного в т. ч. за отлучение им обновленцев. Посчитав, что Н. политически не опасен, ГПУ приняло решение об его освобождении. 3 июня (по др. данным, 7 июня) он вышел из тюрьмы (следствие было прекращено 13 сент. того же года). После вынесения на Петроградском процессе 1922 г. смертного приговора митр. Вениамину, но еще до его казни Н. провел 12 июля в петергофском соборе при большом скоплении верующих богослужение, во время к-рого был совершён молебен за лишенных свободы патриарха Тихона и митр. Вениамина, им пропели «многая лета». Казнь сщмч. Вениамина († 13 авг. 1922), несомненно, стала для Н. личным потрясением и укрепила его желание бороться с обновленцами. При этом летом 1922 г. Н., как и временно управлявший Петроградской епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский), отказался от открытого выступления против обновленчества, используя тактику затягивания переговоров о признании обновленческих Высшего церковного управления (ВЦУ) и Петроградского епархиального управления (ПЕУ). После того как 25 июля было получено уведомление от ПЕУ о вступлении на Петроградскую кафедру назначенного ВЦУ обновленческого «архиепископа» Николая Соболева с предписанием возносить его имя за богослужением, на следующий день Н. подал заявление в ПЕУ о предоставлении ему отпуска на месяц «по болезни» и передал управление лаврой помощнику наместника иером. Иоасафу (Журманову ; с 3 авг. 1922 архимандрит, впосл. архиепископ). Это дало отсрочку Н.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Петергофский еп. Николай (Ярушевич) летом 1922 г. фактически признал ВЦУ и обновленческое Петроградское ЕУ (ПЕУ). Так, 26 июля Петергофский викарий испрашивал у ПЕУ месячный отпуск «по болезни», передав управление Александро-Невской лаврой уклонившемуся в раскол иером. Иоасафу (Журманову ; с 3 авг. 1922 - архимандрит, впосл. архиепископ). 25 авг. еп. Николай вновь просил ПЕУ о предоставлении ему отпуска на месяц. 28 окт. 1922 г. еп. Николай был уволен на покой ВЦУ, однако указу не подчинился ( Лавринов. 2016. С. 436) и вернулся к управлению «Петроградской автокефалией». 2 мая 1923 г., находясь под арестом в Бутырской тюрьме и ожидая высылки в Зырянский край, еп. Николай написал одному из руководителей обновленцев, прот. А. И. Введенскому , письмо, в к-ром, умоляя Введенского взять его на поруки, заявлял, что уже давно «безоговорочно» подчиняется ВЦУ, «всегда оставался убежденным обновленцем» и требовал «тягчайшего суда и лишения сана б[ывшего] патриарха Тихона за все его преступления» (Малоизвестные страницы. С. 107-108). Однако сделанные архиеп. Николаем в тюрьме заявления о лояльности ВЦУ не помогли ему избежать ссылки. С 28 окт. по 21 февр. 1928 г. и с 1930 по 1933 г. Петергофскую обновленческую кафедру занимал «архиепископ» Макарий Торопов (в 1924-1926 - 2-й викарий, в 1926-1927 и 1930-1933 - 4-й, в 1927-1928 - 5-й викарий раскольничьей Ленинградской епархии). Профессиональный миссионер, на рубеже XIX и XX вв. трудившийся на Алтае, он возглавлял епархиальную комиссию по пропаганде церковного обновления в сельской местности. В 1924 г. обновленцам принадлежал лишь один храм на территории П. в., в самом же Петергофе, согласно справке о религ. орг-циях за янв.-март 1925 г., все храмы принадлежали к «старому течению» (ЦГА СПб. Ф. 5836. Оп. 10. Л. 15-16 об; Оп. 37. Д. 15. Л. 215). К 1935 г. обновленческим оставался приход Троицкой кладбищенской ц. Ораниенбаума (Репрессии правосл. духовенства Ленинграда и области в 1930-е гг./Публ.: М. В. Шкаровский. СПб., 2010. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2580080.html

Луге на покое. Позднее он получил кафедру. В конце 1923 года присоединилась и Александро-Невская Лавра. В один из воскресных дней вся братия Лавры во главе с её наместником архимандритом Иоасафом (Журмановым) торжественно в соборе встречала православного архипастыря епископа Мануила, прибывшего совершить Божественную литургию и этим евхаристическим актом завершившего присоединение знаменитой обители к православию. Сослужили и маститые столичные протоиереи: о. о. Лахотский, Вертоградский, Благодатов, Виноградов и другие. Иерархи, впавшие в грех обновленчества, точно так же один за одним стали возвращаться в лоно Церкви, принося покаяние перед Святейшим Отцом и Церковью. Преосвященные: Севастиан (Вести), епископ Костромской; Гавриил (Воеводин), епископ Алтайский, один из рукоположителей живоцерковной иерархии в Сибири; Агапит, архиепископ Екатеринославский, новгородские викарии: епископ Серафим Крестетский и епископ Иосиф Валдайский и многие другие архипастыри вновь воссоединились со святою Церковью. Публичное покаяние иерархов и пастырей во время богослужения показало, что пребывание в обновленчестве есть грех , и лишь при принесении покаяния иерархи, священники и младшие клирики могут получить прощение и воссоединение с Православной Церковью. Одно из таких присоединений к Церкви из обновленческой схизмы описано А. Затворником в его книге «Обновленцы». «Кто из православных был 29 августа 1924 года в Москве, за патриаршим богослужением, тот, я думаю, не одну искреннюю слезу уронил перед Богом, слушая покаянную речь бывшего Костромского архиепископа Серафима (Мещерякова), позднее митрополита Белорусского. Вот эта речь: “Обыкновенно с церковных амвонов вам приходилось слышать только поучения и наставления от своих архипастырей и пастырей, за последнее время с этих амвонов стали раздаваться слова кающихся архиереев и иереев, пребывающих в обновленчестве. Одним из таких являюсь и я, бывший архиепископ, а затем митрополит Серафим, в настоящий торжественно-священный момент всенародно каюсь в своих церковных преступлениях, которые заключались в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010