490 См. брош. «Замечания арх. Павла, на сделанное Зыковым описание их беседы». Москва. 1880 г. 17–18. 491 Стоит примечания, что и эта мысль, т. е. о ересях церкви великороссийской доказывается беспоповцами с большим трудом и натяжками. На вопрос: какие ереси, т. е. учение, противное установленным на вселенских соборах догматам, содержит церковь российская. Они указывают на мнимые обрядовые новшества, неправильно делая определение ереси, как «нарушение отеческих преданий» (Мечь дух. л. 137), а не как содержание иной, чуждой веры (1-е прав. Вас. вел.). Некоторые же иногда прямо отказываются указать какие–либо ереси. Собр. соч. арх. Павла, ч. 1, стр. 60. 500 Там же, л. 312, 316 об. и 313 об. Снес. Иоан. зач. 1 и 8; Деян. апост. зач. 6; Галат, зач. 208. 503 Состав 2, гл. 3, рукоп. акад. библ. 744, л. 101. Цитуемая рукопись написана в 1637 г. в Соловецком монастыре. Греческий текст правил Матфеевых издан в Патрологии Migne гл. 144 и 145. Иеромонах Матфей Властарь жил XIV в. На южно-славянский язык правила Матфеевы были переведены еще при жизни самого Матфея, в 1342 году. Второй перевод, более известный, сделан в 1542 г. См. Розенк. о Кормчей, стр. 182. 509 Тактикон, слово 28, л. 126. Почаев. 1795 г. Преп. Никон жил в XI в. и был игуменом Черной горы, – монастыря, находящегося в Антиохии. Он оставил после себя две книги, изданные в славянском переводе: Пандекты и Тактикон. Пандекты состоят из 63-х слов или глав, заключающих наставления о нравственной жизни вообще и преимущественно монахов. Каждое слово заключает в себе, главным образок, выписки из сочинений отцев церкви: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Ионна Лествичника, Феодора Студина и многих других, а также и правила апостольские и соборные. Тактикон заключает 40 слов. Обе книги напечатаны в 1795 г. в Почаеве; но в славянских рукописях они известны были в глубокой древности. Пандекты сохранились в списках XIII и даже XII в. (см. «Свед. о малоизв. памяти.» Срезневского, стр. 217–296). Автор «Обзора древне-русских сочинений против латин» (XI–XV в), на основании сохранившихся рукописей, полагает, что Тактикон стал известен в славянском переводе с XIV в. Рецензент этой книги, проф. Павлов находит такое мнение неосновательным, и думает, что Тактикон был переведен ранее, и, может быть, в разное время, оставляя, впрочем, этот вопрос открытым, стр. 85. (Кроме поименованных сочинений, о книгах преп. Никона см. в Опис. рукп. синод. библ. отд. II, ч. 3, стр. 28–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

88 Нет, например, учения о благодати, об оправдании, о святых таинствах, кроме двух: крещения и евхаристии. 89 Каковы трактаты: о свете, огне и о светилах – солнце, луне и звевдах, – о воздухе и ветрах, о водах, о земле, о скорби, страхе, гневе, способности мышления, памяти и под. 91 Каковы: Петр Ломбард, Фома Аквинат и другие. Vid. Prolog, in libr. S. Johann Damasceni de fide orthod., в Лекеневом изд. творений сего Отца. 92 О схоластике см. в церковных историях Мосгейма или Александра Наталиса – века XI, XII, XIII, XIV и XV, а подробнее – Bulaei – Histor. Universitatis Parisiensis, ed. Paris. 1665–1673, в IV томах. 93 Corpus Hist. Bysant. tom. XXI, pag. 208–209, edit. Venet.; Philippi Cyprii – Chronicon eccles. Graecae, pag. 258, 280 и др. Lips. 1687; особенно – Institut. Hist. Eccl. Moshemii – saec. XI, XII, XIII et XIV, in singul. part. II, cap. 1. 94 Список XI века (1069 года) находится в нашей Императорской публичной библиотеке (см. в Опис. рукоп. румянц. музеума стр. 240, Спб. 1842); список XII века – в московской Синодадьной библиотеке (Accurat. codic. Graec. MSS. biblioth. Mosqu. S. Synodi notitia et recensio, edit, a Christ. Frid. de Matthaei, Lips. 1805, T. 1, 376); несколько таких древнейпшх списков разных веков, и писанных большей частью в Константинополе до взятия его турками, находится в венской императорской библиотеке и разных библиотеках Англии (Petri Lambecii Hamburgensis Comment, de Aug. Bibl. Caesar. Windobonensi, ed. 2, studio Kollarii, tom. III, pag. 260, 294 и 303; tom. IV, pag. 269 и 478–479, осо­бенно же tom. V, pag. 2–14 et 535; также – Catalog, librorum manuscript. Angliae et Hiberniae, in unum collect... Oxoniae 1797 – vid. in indic, alphabet, sub vocë Damascenus Johannes). 96 Список XII века, бывший в руках Калайдовича и хранящийся в мос­ковской Синодальной бибдиотеке (Иоан., экз. болгар., стр. 17, 26–28), список XV века – в Румянц. музеуме (Опис. этого муз. Востокова – стр. 508), списки XVI века – в том же музеуме (стр. 236–240), в библиотеке волоколамского мона­стыря (Калайдовича, Иоанн, экз. болгарский, стр. 75), в Императорской публич­ной между рукописями графа Толстова (Опис. этих рукоп. отд. II, 217, стр. 365), списки XVII века – между теми же рукописями (Опис. отд. II, 8, 136, 175 и 249), в библиотеке воскресенского новоиерусалимского монастыря (см. Опис. рукопис. этой библ. в русск. древн. памятниках – Сахарова, выпуск 1, Спб. 1842, стр. 6) и других (см. в Чтениях Императ. моск. Общества Истор. и древн. русск. за 1846 г., статьи: Сильвестр Медведев, отец славяно-русск. библиогр. – стр. XXVII, и вслед за тем: оглавление книг, кто их сложил – стр. 29 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

" Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости, и не ниспослал свыше Святого Духа« (Прем. Солом. IX, 17). 154. В чем ипостасное свойство Святого Духа, которым Он отличен от Отца и от Сына? Личное свойство Святого Духа в том, что Он предвечно исходит от Отца, как личное Свойство Сына – предвечное рождение от Отца. Исхождение непостижимо умозрению, но эта истина ощутима в духовном созерцании. 155. Как особо возвышен Святой Дух в проповеди Иисуса Христа? " Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения во-век, но подлежит он вечному осуждению» ( Mk. III, 28, 29 ). Хула на Духа есть озлобленное отвержение голоса совести, что не простится человеку, если он останется в таком нераскаянном ожесточенин. 156. Что обозначает наименование Святого Духа – Утешителем? По свойству нашей души быть утешенным в горе – всегда является желанным исходом, необходимым концом. Изречения Плача Иеремии сетуют, что нет утешения. То-же выражают псалмы 72-й и 118-й. Это-же высказано у Екклезиаста: «И обратился я и увидел всякия угнетены . . . и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нит» ( Ekk. IV, 1 ). Но Спаситель говорил в прощальной беседе с учениками – об Утешителе, имея в виду не разлуку Свою с ними, но раскрывая особую силу Святого Духа . Господь убеждал их в том, что близость к ним Святого Духа станет более существенной, чем дальнейшее Христово пребывание с ними: »Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам« ( Uoah. XVI, 7 ). Утешитель, по гречески «параклитос», по еврейски «менахем», обозначает – нравственное удовлетворение; наприм.: «о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими» ( Uc. I, 24 ). Утешение от Святого Духа заключается в том, что Он таинственно подает страдающим за веру во Христа, гонимым за истину и скорбящим за Божие дело, внутреннее удовлетворение, даже необычную радость, как некую духовную победу. После Христовых слов : »И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ...« (Иоан. XIV, 16) дальнейшая прощальная беседа выясняет, что другой Утешитель, могущественно изменяющий в человеке чувство уничижения на внутреннюю радость, должен быть для этого сильным не менее, чем Христос. Тогда, это не безличная сила Божия, но – Божественное Лицо, отличное от Отца и от Сына, это – Дух Святой, третия Ипостась Пресвятой Троицы. Такое внутреннее озарение в страданиях присуще только христианам, которые всегда так славно одолевали своих гонителей этой силой Утешителя. »Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми – Он хулится, а вами прославляется« ( 1Nem. IV, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они удержали исконное божественное достояние (cp.: VII, 4), пронесли его чрез все века, установили органическую связь прошлого с настоящим и вошли в него со всеми священными сокровищами, предуготовлявшими, предвещавшими и воспринимающими вечное царство Божие. Все эти ценности и владетели их были вполне достойны пребывания в новом Иерусалиме и заслуживали ангельского охранения, становясь членами небесного братства в торжествующей Церкви Христовой. Кроме ее общества спасенных там никого нет и никто туда не может проскользнуть, а потому и праведный Израиль восприемлется в Сионские обители лишь с ней и в ней (ср.: Евр. XI:39—40). Ясно, что эта Церковь должна быть основана и фактически воплощается в триумфальном граде Божием, который вне ее теперь не бывает. Искупленная спасительною жертвою Христовою, омытая и засвидетельствованная мученическою кровью и непрестанным подвигом страдания и терпения своих исповедников, – Церковь Христова переходит в царство Божие и является истинною его оградой и сооружением. Но исторически сама она создана на земле апостольским служением, которое воздвигает дом Божий и открывает всем достойным верным доступ, определяет и всегда держит его твердо и безопасно. По ведомым нам данным, ничуть не ограничивающим абсолютное милосердие Божие, в эту священную среду не может быть ни входа, ни опоры без Церкви и помимо ее. Посему стена города имеет двенадцать оснований, а на них написаны двенадцать имен Апостолов Агнца (XXI, 14), обеспечивающих наличность и содержание всего града. Соответственно сему надо представлять, что основания эти рисуются над вратами, как и действительно, Апостолы «обновили путь» в предреченное пророками Израиля царство Божие.    По апокалиптическому изображению, в нем осуществилось все божественное в человечестве и нашло свое идеально-реальное завершение. Остается узнать расположение и распределение всех частей в этих «многих обителях» Отчих (Иоан. XIV:2) с точки зрения взаимной пропорциональности и достаточной вместительности. Для измерения столь великой, небесной драгоценности и выступает говоривший с Тайнозрителем (cp.: XXI, 9) небесный Ангел, с соответственной предмету золотой тростью (XXI, 15), по самому своему материалу не способной ни сжиматься, ни удлиняться; но эта мера ангельская была по своей протяженности совершенно такою же, как и человеческая (XXI, 17), принятая среди людей, и совпадала с нею по цифровым данным и вычислениям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Покажите им гл. XIV ст. 6, 15, 21, гл. XV – ст. 4, 5, 6, 7, 10, 14. Убедите их почтить Евангелие Христово, веровать ему. Ныне являются уже и из подобных вашим старицы, которые всем прежним своим выпискам и рукописям предпочитают Христово Евангелие, читаюсь его, поучаются в нем день и ночь, и ревнуют, – не один раз в год, а несколько приобщаются сладчайшей небесной манны – тела Христова и крови Христовой. «Чаще во храме Пресвятой Богородицы служите, молитесь о заблуждающих, молитесь неутомимо – они близ вас, на ваше попечение духовное отданы милосердием небесным; никто об них столько заботиться не обязан, как вы, о. Иоанн! Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Сии божественные слова Христа Спасителя нашего должны быть у нас всегда в памяти, в сердце, должны быть в деле, в исполнении, – должны составлять непреложное правило нашей службы, жизнь нашей жизни! «Посмотрим, как Христос Спаситель, Пастыреначальник наш пребожественный, возводил Петра в апостольство. – Читайте: Иоан. гл. XXI, ст. 15 –17. Три раза вопрошал Петра, любит ли он Христа. Требовал от него любви, любви не простой, а в трижды усиленной, возвышенной любви, и любви к Нему, Христу: ибо для Апостола Его требуется любовь к Нему, любовь высшая, отрешенная, предпочитаемая всякой другой любви; такою то любовно водим и воодушевляем был и св. Апостол Павел, почитайте: Деян, апост. гл. XX, ст. 24, 27, 28, 29, 30, 31. «Но сам Господь да даст тебе, о. Иоанн, разум, разумение во всем, да даст тебе хотя искру того божественного огня любви Христовой, которую носили в сердце своем, которою животворились и дышали все пастыри добрые, Христовы пастыри истинные! «Благословение Господне на вас! «Р. S. Не забудьте передать слово любви моей приснопамятному Степану Ивановичу. «У которого то из вас лучше хлеб на полях? Попевать бы вам с ним, по временам, в хиже у вас, или у него, псалмы 146 и 147» 149 . Должно быть вскоре после этого получено было преосвященным от о. Ребольского сведение о состоянии лугов и полей, в ответ на вопрос его, – и в следующем письме преосвященный писал: «Вот – поля и луга готовят своим хозяевам плоды, а нивы сердец. не орошенных водою святого таинственного крещения, не утученных миропомазанием, что готовят своему Господу, как древеса есенна, безплодна, дважды умерша, искоренена? ( Иуд. 12 ) «Читаете ли вы когда им соборное послание св. Ап. Иуды? Имеется ли у вас это послание на русском языке? И мало-мальски понимающие из них слово Божие не могут к себе не отнесть обличения послания сего:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Помилуй, Господи, того, кто беден и замучен нищетой, подай богатую им милость, моленья ради святой Богородицы, силою честного креста и святого тридневного воскресения твоего, и славного ради пророка и предотечи Иоанна, и всех ради твоих пророков и апостолов, святителей, и мучеников, и преподобных отцов, и святых жен, и всех святых твоих, собравшихся в Никее святых отцов трехсот и восемнадцати, и святых отцов, поручителей о нашем покаянии — Василия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николы, и святого отца нашего Антония , светильника всей Руси, обещавшегося молиться за нас. Покой, Господи, души рабов своих, правоверных князей наших и епископов, имярек, и всех наших сродников по плоти, имярек. Покой, Господи, души рабов своих, всех православных христиан, умерших по городам и селам и в пустынных местах, в пути и на море. Покой их в месте светлом, с сонмом святых, в ограде благого рая, в жизни бесконечной, в неизглаголанном и немерцающем свете лица твоего. Ибо ты — покой и воскресение усопшим рабам твоим, Христе Боже наш, и славим тебя со Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно. notes Примечания 1 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о работниках в винограднике. См. Мф. 20, 13–15. 2 Ср. 1 Фес. 2. 9—10; 2 Фес. 3. 7–8. 3 Ср. 2 Фес. 3. 10. 4 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о десяти девах. См. Мф. 25. 1—12. 5 Деян. 20. 35. 6 Пс. 40. 2. 7 Мф. 5. 7. 8 Здесь и далее Феодосий имеет в виду события, которые происходили при исходе израильского народа из Египта в землю обетованную. См. Исход. 13. 18–22; 14. 10–12. 9 См. Исход. 14. 21–31. 10 См. Исход. 15. 23–25. 11 См. Исход. 32. 1—14. 12 См. Числ. 20. 1—11. 13 См. Исход. 16. 4, 12–35. 14 Мф. 26. 8–9; ср. Мк. 14. 4–5; Иоан. 12. 4–5. 15 Ср. Иерем. 9. 1. 16 Пс. 114. 5. 17 Пс. 135. 23. 18 Феодор Студит (VIII–IX bb.), игумен Студийского монастыря в Константинополе, с именем которого связывалось сложение Студийского церковно-монастырского устава. Феодосий имеет здесь в виду правила Студийского устава, которыми руководствовались в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав был принят в Киево-Печерском монастыре в первые же годы его существования (см.: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 108; Абрамович Д. И.Киево-Печерський патерик. У 1931. С. 39) и отсюда распространился по всем другим русским монастырям и оставался в обиходе на Руси вплоть до XIV века, когда его сменил Иерусалимский устав. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

И кто сказуемое об Отце слышит или видит, как сказуемое также и о Сыне, не в том смысле, что по благодати, или по причастию, привзошло сие в сущность Сына, но в том, что самое бытие Сына есть собственное рождение Отчей сущности, тот, по замеченному выше, хорошо поймет сказанное: Аз во Отце, и Отец во Мне; и: Аз и Отец едино есма. Сын таков же,каков и Отец, потомучто имеет все, чтò свой­ственно Отцу, потому и подразумевается с именем Отца; никто не наименует Отцем, когда нет Сына. Называющий Бога Творцем не означает сим не­пременно и сотвореннаго, потомучто Творец прежде тварей; но кто именует Бога Отцем, тот вместе со Отцем дает разуметь и о существовании Сына. Посему, кто верует в Сына, тот верует во Отца, потомучто верует в свойственное Отчей сущности. И таким образом, одна есть вера во единаго Бога. Кто поклоняется Сыну и чтит Его. тот в Сыне поклоняется Отцу и чтит Отца, потомучто Бо­жество едино. Посему, единая честь и единое покло­нение, именно тò, которое в Сыне, и чрез Него воздается Отцу; и поклоняющийся так поклоняется единому Богу, потомучто Бог един, и нет инаго кроме Его.    Ежели у Сына есть соперничество со Отцем, то пусть слышат такия слова. Или, если, как Давид выслушал об Адонии и Авессаломе, так и Отец взирает на Сына,-то пусть Сам к Себе говорит и произносит такия слова, чтобы Сын, именуя Себя Богом, не отвлек иных от Отца. Если же кто знает Сына, тот лучше знает Отца, потомучто Сам Сын открывает ему Отца; и он, как сказано, лучше узрит Отца в Слове; Сын же, пришедши, прославлял не Себя, но Отца, когда говорил приступившему к Нему: что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог (Матф. XIX:17), и вопросившему: кая заповедь больши есть в законе (Матф. XXII:36) отвечал: слыши, Исраилю, Господь Бог ваш Господь един есть (Марк. XII:29); и на­роду говорил: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Иоан. VI:38), и учени­ков учил: Отец Мой бoлiй Мене есть (Иоан. XIV:28), и: кто чтит Меня, чтит Пославшаго Меня (Иоан. V:23); если, говорю, Сын таков к Своему Отцу: то какое противление между Ними, чтобы из подобных изречений выводить такое подозрение? С другой стороны, если Сын есть Отчее Слово, то у кого, кроме христоборцев, станет безразсудства думать, что Бог изглаголал такое слово в оклеветание и отрицание Слова Своего? Это не христианская мысль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

116 См. в конце 1 главы о Сыне человеческом и в особ. Григ. Богосл. послание к Квидонию л. 249 на обор. 135 В т. наз. “Histoire apostolique d’Abdias dans les Apochryptes (Bibl. Theol. De Migne) и. II сн. 19; col. 713. Апост. история Авдия, по-видимому, написана в X веке, но вероятно начертатель её пользовался древним преданием. 143 Biblia Sacra ставит точку и даже начинает стих 3-й словами, которые у нас во 2-м стихе. «Иду уготовати место вам». И Саси переводит, хотя не с тою же пунктуациею, но с тем же смыслом. Такой смысл дает и франц. реформ. Библия 1731 (La Науе). 148 Мы даем перевод Сперанского, но в подлиннике последняя фраза сильнее: vita quam sperare debes означает, что Господь вечная абсолютная Жизнь, и потому что Он Жизнь, даруется и тебе право надеяться на вечную неугасимую жизнь для тебя самого. 153 Митр. Филарет; Зап. на кн. Бытия III, 8. Ср. Феофилакта Болгар. на Иоан. на, лист 22 (изд. 1748). 162 Ср. в Ветхом Завете образ хождения Бога в раю (Филарет и св. Летопись in loco), мольбу Авраама о Содоме, видение Иакова, все видения пророческие. 179 демоны философских и атеистических теорий с одной стороны, и демоны сладострастия – с другой, овладели языческим миром. Мир лжи охватил Иудейство, которое прямо противилось Духу Святому, как укорял их первомученик Стефан ( Дeяh. VII, 51–53 ). 202 Славянский перевод относит частицу ся к двум глаголам: смущает (ся) и устрашает (ся). Ср. русский перевод и греческий оригинал. 219 Ср. об этом пути Иерусалим и Синай Норова второе путеш. изд. 1878, стр. 17–21, 23, 29 и др. Ср. еще Хитрово неделя в Палестине 1879, стр. 61–65. См. Smith’s Bibl. Dictionn. ad. voc. Gethsemane и прекрасный план Иерусалима на карте Фан-де-Вельде. У Уэсткотта в Speaker’s Bible есть предположение, что Господь по пути заходил еще в храм, но мы совершенно отрицаем это ни на чем не основанное предположение. 220 Uc. V, 1–7 . Таково, по-видимому, сопоставление текстов Ветхого и Нового Завета, могущее быть допущенным. Мы решительно восстаем против весьма распространенного у англ. богословов приема предполагать, что Господь брал Свои сближения из тех предметов, которые попадались на глаза. Так Westcott in loco думает, что виноградники по пути, по коему шел Господь с учениками, могли возбудить символизм лозы; или, при (неправильном) предположении, что Он заходил в храм, символистика виноградной лозы (как думает Уэсткотт) возникла от изображения золотой виноградной лозы на вратах храма, о чем говорит Фл. Иосиф, называя врата портиками в Др. Ист Иуд. кн. XV, глава XIV, § 4, и в Войне Иуд. кн. V, глава XIV (опис. храма) § 8. Точно также в X главе Иоан. Уэсткотт делает предположение о том, что вдали виднелись пастухи. Подобные мысли мы встречали и у других английск. богословов, но мы решительно отрицаем эти мнения, дающие как бы случайный характер символам и уподоблениям Господа, тогда как они вечные образы вечных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

257 . Хубанчев А. Религиозно-философски и богословски проблеми в «Похвално слово за св. Иоан Поливотски» от св. Патриарх Евтимий Търновски//Философски алтернативи. 1993. 3. 104–113. 258 . Хубанчев А. Цезаропапизмът и исихастката идея в Средновековна България//Богословска мисъл. 1996. 3. 23–27. 259 . Хубанчев A. «Vita activa» и «vita contemplativa» в св. Патриарх Евтимиевото житие на св. Йоан Рилски//Богословска мисъл. 1998. 1. 10–15. 260 . Цанков Ст. Патриарх Евтимий. София 1906. 91. 261 . Цветинов Р. Светогорският български монастир Зограф (Исторически очерк). София 1918. 262 . Цвятков Н. Житието на Св. Теодосий Търновски като исторически извор//Духовна култура. 1982. 3. 9–22. 263 . Чавръков Г. Български манастири: история, култура, изкуство. София 2000. 271. 264 . Чифлянов Б. Богослужебната реформа на Патриарх Евтимий//Балкански културни и литературни връзки. София 1974. 31–40. (Studia Balkanica. 14). 265 . Шарков В. Теодосий Килифарски отшелник, манастира му и Килифарево. София 1941. 13. 266 . Янакиев К. Светлината на исихазма//Патриарх Евтимий. Съчинения. София 1990. 5–40. 267 . Янкова В. Аскетическата традиция в средновековна България и делото на преп. Паисий Величковски//ПВНШ 9 .412). 61–71. 268 . Actes de Zographou/Publiés par Regel W., Kurtz E., Korablev B.//BB 1907. 13. Приложение 1. 1–213. воспроизв.: Amsterdam 1969 217. (Actes de l’Athos. 4). 269 . Bakalova E. Sur la peinture bulgare de la seconde moitié du XIV е siècle//L’école de la Morava et son temps. Beograd 1972. 61–77. 270 . Bakalova E. La société et l’art en Bulgarie au XIV е siècle. (L’influence de l’hésychasme sur l’art)//Actes du XIV е Congr. Int. des Ét. Byz. Bucharest 1975. 2. 33–38. 271 . Bakalova E. Society and art in Bulgaria in the 14 th century//Byzantinobulgarica. 1986. 8. 17–72. 272 . Bartussis M.-N., Nasser Kh. ben, Laiou A. Days and deeds of a hesychast saint. A translation of the Greek Life of Saint Romylos//BS 1982. 9(1). 24–47. [Пер. греч. жития с восполнением лакун по слав. тексту].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Aim. Op. cit., S. 124, 139-140, 151-152. Все клеветнические изветы на Христа и на христиан св. Иустин Мученик также приписывал иудеям. Dialog., cap. 17: " Вы постарались, – говорит он иудею Трифону, – по всей земле распустить печальные, грязные и лживые обвинения против единого непорочного, истинного Света, посланного людям от Бога " . Срав. сар. 108: " И вы еще клевещете, что будто Он учил тем безбожным, беззаконным и нечестивым делам, в которых вы пред всем родом человеческим обвиняете нас, исповедующих Его Христом, учителем и Сыном Божиим " .  206 Матф. XVII, 65: Пилат сказал им: имеете стражу, пойдите охраняйте, как знаете. – Римское владычество уничтожало политическую самостоятельность иудейского народа, но свободы внутреннего самоуправления оно не нарушало (Иоан. VIII, 33; XI, 48). Иудеи платили подать римскому императору и должны были мириться с пребыванием даже в самом Иерусалиме римского гарнизона, но при этом они свободно жили по своим нравам и обычаям и управлялись по закону Моисееву. В гражданских делах управлением заведовали тетрархи, умевшие иногда весьма хорошо разыгрывать роль самостоятельных восточных деспотов. Так, например, Ирод четвертовластник, по капризу плясуньи, велел отрубить голову Иоанну Крестителю, видимо нисколько не смущаясь тем обстоятельством, что в Иудее находился римский проконсул, каковым в то время был уже несчастный судья Спасителя – Понтий Пилат (Матф. XIV, 3-11; Map. VI, 17-28; срав. Лук. III, 1). В делах религиозных управлением заведовал иудейский синедрион во главе с первосвященником. Синедрион также, без всякого контроля со стороны римской власти, мог карать и миловать, сажать в тюрьму и приговаривать к смерти. Так, например, по распоряжению иудейских первосвященников апостолы несколько раз подвергались тюремному заключению (Деян. IV, 1-2, V, 17-18), а св. первомученик Стефан был приговорен иудейским синедрионом к смертной казни и был побит камнями (VI, 12-15; VII, 54-60). Для достижения административно-полицейских целей в распоряжении иудейского синедриона, как и в распоряжении царя Ирода, находилась военная стража, совершенно отдельная от римского гарнизона, набранная только из иудеев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010