27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

б) Сила учения Христова была несравнимая. Это зависело аа) и от крото сти учения Его. Он учил с крайнею снисходительностью к душам грешным. Трости надломленной не переломит, льна курящегося не погасит, так говорил пророк о Мессии (Мат. 12, 20. Ис. 42, 3 ). Пророки обыкновенно приходили кь людям с бременем пра- посуднаго (Иг. 13, 11), не редко изрекали и проклятия на непокорных. Господь Иисус часто отверзал свои уста только для того, чтобы произнести благословение на нищих духом, кротких, плачущих, гонимых: приидите ко Мне, говорил Он, вси труждаюшиися и обременнии, и Аз упокою вы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (Мат. 11, 28. 29). бб) Однако, когда нужно было, Он строго обличал заблуждения и пороки, не взирая на важность лиц. Самые злобные враги Его вынуждались говорить: учителю, вемы, яко истинен еси и пути Божию воистину учиша и не нерадиши ни о комже, не зрити бо на лице человеком (Мат. 22, 16). Он действовал с полной ревностью о славе Огца Своего ( Иоан. 4, 39. 9, 4 ). Открыто и резко восставал против фарисеев и книжников, несмотря на уважение, какое умели они приобретать себе в народе (Мат. 23). Выгонял из храма производивших там торг ( Иоан. 2, 14–16 ). Свидетельствовал о истине пред знаменитостями иудейскими ( Иоан. 18, 20. 21 . Лук. 22, 69. 70 ) и пред Пилатом ( Иоан. 18, 23 ). – вв) Пророки возвещали учение свое не от себя, но как слуги Божии от лица Божия. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь,, говорили они. Не так говорил Господь Иисус: Аз же глаголю вам, говорил Он (Мат. 5, 22. 28. 32, 34. 39); указывал на Себя, как на образ Самого Бога ( Иоан. 14, 9 ). Учил яко власть имея (Мат. 7, 29). И со властию бе слово Его ( Лук. 4, 32 ). гг) Таким образом силу слов Его невольно испытывали слушатели Его. И вся свидетельствоваху Ему и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4, 22 ). Слуги, посланные взять Иисуса, не осмелились взять Его и возвратясь отвечали пославшим: николиже тако глаголаль человек, яко сей человек ( Иоан. 7, 46 ). § 194. б) По содержанию учения

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это можно сказать уже в отношении учения и познания веры. Откуда человек почерпнёт это учение и познание? Из собственного ли ума и веры? Учись по-еврейски и по-гречески, читай сто раз Библию — ты все-таки будешь ходить ощупью во тьме, где не озарит тебя свет свыше (Прем. 9:17; Исаии 11:2 ). “ Дух Святый … научит вас всему ” (Иоан. 14:26; 1 Иоан. 5:6 ). Еще более это нужно сказать в отношении живой веры. “ Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ” (Иоан. 14:23 ). Святой Дух пробуждает и обличает (Иоан. 16:8–9 ), свидетельствует ο Христе (Иоан. 15:26 ), прославляет Его в нас (Иоан. 16:14 ). 2. Истинно-благочестивым христианином. Вера без дел мертва (Иак. 2:17–18; Сир. 34:14 ). Вы, не имеющие Духа, говорите, что хотите, ο ваших добродетелях, но они не более, как пустая скорлупа; восхваляете честного человека, но он только мертвый образ, размалеванный водяными красками, которые линяют и бледнеют на солнечном свету. Как совершенно иначе бывает с тем, кого влечет Дух Божий к добродетели? (Рим. 8:13–15 ). Он оставляет зло, делает добро ради Бога (Быт. 39:9 ). Его совесть не может переносить никакого греха, как глаз не переносит никакого горчичного зерна. Святость Иисуса Христа — зеркало, в которое он постоянно всматривается. Дух Святой ведет его в землю праву (Псал. 134:12 ). Его добродетели — плод Духа (Гал. 5: 22 ). 3. Истинно-утешенным христианином. Человеческие советы и утешения — сухие колодцы. Мир, доставляемый миром, продолжается одно мгновение; — это кукла в руках ребенка (Иов. 16:2; Амос. 6:13 ). Но Дух Святой превращает всякую печаль в радость (Деян. 9:31 ); дает нам свидетельство, что мы Божьи чада (Рим. 8:26 ); осушает наши слезы (Рим. 14:17 ); помогает нашей немощи (Рим. 8:26); взывает с нами: “Авва Отче” (Гал. 4:6 ). Заключение. Что мы за христиане с вами, слушатели? He самодельные ли святые? Многие вовсе не имеют Духа (Иуд. 1:19 ). Иной скажет: “я имею Его; не крестился ли я, не хожу ли в церковь?” Покажи веру твою от дел. Обратись (Деян. 7:51 ). Молись (Псал. 50:12 ) и следуй внушениям Духа Божьего. Могущественное учение Духа истины

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

– указывает на Свое единосущие с Отцем ( Иоан. 10, 30, 14, 10, 11 ) и совершенное равенство с Ним (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при таком единосущии и равенстве Сына с Отцем – никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Матф. 11, 27 . Иоан. 8, 19 ); – усвояет Себе Божеские свойства, а именно – вечность ( Иоан. 8, 58. 17, 5 ), самобытность (5, 26), вездесущие (3, 13. 14, 24. Матф. 18, 20 ), всемогущество, выразившееся в совершении чудес, ихъже ин никтоже сотвори ( Иоан. 15, 24 ), и показавшее, что Он, – Бог, имеет власть не над телом только, но и над душею ( Матф. 9, 6 ); – как Бог, Иисус Христос дает ученикам Своим силу чудес ( Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19 ), обещает им премудрость ( Лук. 21, 15 ), ободряет их надеждою на получение просимого ( Иоан. 14, 13, 14. 16, 23 ), утешает обетованием Святого Духа (15, 26); – Христос Спаситель постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который свидетельствова о истине (5, 33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим над всеми (3, 31–36), – Отца небеснаго, сказавшего о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (5, 37, Матф. 3, 17 ), – Своих чудесных дел ( Иоан. 5, 36 ) и ветхозаветных писаний (ст. 39). – Наконец Господь утверждает истину Своего Божества славным Своим воскресением из мертвых. б) Эту веру в Божество Господа I. Христа ап. Петр, от лица всех апостолов, исповедывал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: вы же кого Мя глаголете быти? – отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живого ( Матф. 16, 15, 16 ). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18). в) Чему учил Господь Иисус Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь , хранительница истинно-апостольского предания, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2) Заповедь Спасителя Апостолам перед отправлением их на всемирную проповедь: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19). Здесь, очевидно, именуются и различаются три: Отец, Сын и Святой Дух, и полагается Их единое имя. Как же должно понимать эти слова? Без всякого сомнения - а) так, как понимал их сам Спаситель и могли понимать Его Апостолы. Но Спаситель еще прежде неоднократно выражал Апостолам. что под именем Отца Он имеет ввиду собственно Бога Отца, который послал Его в мир (Иоан. 6:38—40; 7:16,18,28; 11и друг.), и есть другой, свидетельствующий о Мне (Иоан. 5:32); под именем Сына имеет ввиду самого Себя, которого, действительно, и Апостолы исповедали уже Сыном Божьим, исшедшим от Бога (Матф. 16:16; Иоан. 16:30); наконец под именем Духа понимает иного У тешителя , которого Он уже обетовал ниспослать им от Отца вместо Себя (Иоан. 14:16; 15:26). Следовательно, и в настоящем случае, так как Спаситель не счел нужным присовокупить нового объяснения означенных слов, Он сам и Апостолы могли иметь ввиду под именем Отца и Сына и Святого Духа не кого либо другого, как три Божеские Лица. Равным образом еще прежде и многократно употреблял Спаситель перед Апостолами, как и перед всеми своими слушателями, выражение: во имя , или: о имени , или: им ен ем , в оборотах речи, подобных настоящему, и всегда употреблял его в значении достоинства, силы, славы, власти , например: Я пришел во имя Отца Моего (Иоан. 5:43); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (10:25); именем Моим будут изгонять бесов (Марк. 16:17); где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Матф. 18:20; срав. Матф. 24:5; Марк. 9:39; 13:6; Иоан. 10:25; 17:11). Следовательно, и в настоящем случае, повелев Апостолам крестить людей не во имена, а во имя Отца и Сына и Святого Духа, Спаситель тем означил единое и нераздельное достоинство трех Божеских Лиц, единую власть, силу, славу, а следовательно, единое и нераздельное существо. б) так, как понимала потом указанные слова, вслед за святыми Апостолами, и вся Христова Церковь. Но Церковь с самого своего начала постоянно совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и обличала еретиков, которые покушались совершать крещение, или во имя одного Отца, считая Сына и Святого Духа низшими Его, или только Его силами и свойствами, или во имя Отца и Сына и даже одного Сына, унижая перед Ними Святого Духа. Равным образом и употребленное Спасителем выражение: во имя — постоянно имелось ввиду, как означающее единое достоинство, единое Божество и существо всех трех Божеских Лиц: «Сказал: во имя , а не во имена , замечает святой Амвросий, — следовательно, не иное имя Отца, не иное имя Сына, не иное имя Святого Духа, потому что один Бог; не многие имена, потому что не два бога, не три бога.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:   Нас ради человек .   Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).   И нашего ради спасения .   Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).   Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:   Сшедшего с небес .   Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).   Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:   И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы .   Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30—31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).   Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:   И вочеловечшася .   Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27—28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

" Господи, благослови. Пресвятая Богородице, спаси мое чадо Александра,Святые угодники божии: святой пророк, предчете и креститель Иоан, святой пророк Наум, святые апостолы Петр и Павел, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, вселенские учителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, Святителю Отче Николае, преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоан Крондштатский, бессеребренники и чудотворцы Космо и Дамиан, святые отроки Анания, Азария,Мисалия, святой мученик Неофит, святая мученица Татиана, святая блаженная Ксения Петербуржская, святой угодник божий Александр и все святые молите Бога о моем чаде грешном рабе божемАлександре, помогите ему быть успешным в учении, сдать экзамены, которые ему предстоит сдавать , во Славу Божию, во славу Вашего заступления!АМИНЬ. Святый ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о чаде моем грешном Александре. Святые угодники Божии и все святые, молите Бога о чаде моем Александре, помогите сдать сей экзамен. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй чадо мое Александра, грешного, помоги ему ныне сдать сей экзамен, не оставь его за грехи но молитвами Пречистыя Твоея Матери, святого ангела-хранителя его, святых угодников Твоих святой пророк, предчете и креститель Иоан, святой пророк Наум, святые апостолы Петр и Павел, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, вселенские учителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, Святителю Отче Николае, преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоан Крондштатский, бессеребренники и чудотворцы Космо и Дамиан, святые отроки Анания, Азария,Мисалия, святой мученик Неофит, святая мученица Татиана, святая блаженная Ксения Петербуржская, святой угодник божий Александр и все святые молите Бога о моем чаде грешном рабе божьем Александре, помогите ему быть успешным в учении, сдать экзамены и зачеты . Помилуй чадо мое Александра и помоги ему. Впрочем, не моя воля пусть исполнится, Господи, но Твоя. Устрой все сам в жизни чада моего Александра, чтобы это было угодно Тебе и послужило бы на пользу ему и его Ближним " .

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

БЕСЕДА 61 на Иоан.10:22–24. 1 . Двуличность и упорное неверие иудеев. – 2. Всемогущество Отца есть в то же время и всемогущество Сына. – Подтверждение божества Иисуса Христа. – 3 и 4. Удаление Иисуса Христа, отвергнутого иудеями, в то место, где свидетельствовал о нем Иоанн Креститель. – Польза удаления от мира и его треволнений. – Изображение христианской женщины. – Против роскоши женщин. БЕСЕДА 62 на Иоан.11:1–2. 1 . Трудность вопроса о Марии, сестре Лазаря. – Иисус Христос еще раз заявляет о равенстве Своем с Богом Отцом. – 2. Смысл изречения ап. Фомы. – Иисус Христос отправляется в Вифанию для воскрешения Лазаря. – 3. Я есмь воскресение и жизнь. – Почему Иисус Христос отлагал воскрешение Лазаря, пока он не стал смердеть? – 4 и 5. Против обычая женщин чрезмерно оплакивать умерших. – Соблазн для язычников. – Скорбь об умерших должна быть умеренна. – Милостыня и молитвы за умерших. – Оплакивать умерших позволительно, но не чрезмерно. БЕСЕДА 63 на Иоан.11:30–31. 1 . Прибытие Иисуса Христа в Вифанию. – Иисус Христос прослезился о Лазаре. – 2. Иисус Христос пред открытым гробом, в котором тело начало разлагаться. – 3 и 4. Вера есть великое благо и источник многих благ. – Неоспоримое доказательство воскресения Иисуса Христа. – Против прелюбодеев. БЕСЕДА 64 на Иоан.11:41–42. 1 . Из снисхождения к слабости слушателей Иисус Христос не всегда говорил как Бог . – 2. О равенстве Сына с Отцом. – 3. Смущение фарисеев по случаю воскресения Лазаря. – Они замышляют убить Виновника жизни. – 4. Против зависти. – Кого, собственно, нужно оплакивать. БЕСЕДА 65 на Иоан. 11:48–50. 1 . Невольное пророчество первосвященника Каиафы. – 2. Удаление Иисуса Христа и пребывание Его у Лазаря. – 3. Грех любостяжания. – Изображение тех, кто заражен этим злом. – Алчность есть своего рода идолопоклонство. – Сила ее власти. БЕСЕДА 66 на Иоан. 12:9. 1 . Замысел фарисеев убить Лазаря. – Вступая в Иерусалим на осляти, Иисус Христос исполнил пророчество и преобразил обращение язычников. – Неведение учеников до смерти Иисуса Христа. – 2. Язычники, пришедшие на праздник, желают видеть Иисуса Христа. – 3. Неизвиняемость тех, кто не верит в воскресение тела. – Смысл и значение воскресения. – Нравы и обычаи языческих философов. – Книга, написанная языческим философом против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17—36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9—10) и под. в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11); вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5—8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

2) О самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мip для примирения и воссоединения человека с Богом ( Иоан. 3. 16; 17, 21 ), о своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мат. 12, 40; 16, 21). 3) Наконец о человеке падшем, поврежденном ( Иоан. 3,7 ), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться ( Иоан. 3, 5 ), освятиться ( Иоан. 17, 11. 17 ), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя ( Иоан. 14, 6. 20 ), и таким образом достигнуть вечно-блаженной жизни за гробом ( Иоан. 3, 16 ). Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, Христос выразил в двух главных заповедях: 1) В заповеди о самоотвержении. Иже хощет по мне ити, говорил Он, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Марк. 8, 34 ). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия ( Сир. 10, 15 ), след. к очищению нас от всякой скверны плоти и духа ( 2Кор. 7, 1 ), к отложению нами, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных ( Еф. 4, 22 ), который никогда не внидет в царствие Божие ( Иоан. 3, 5 ) 319 . И это самоотвержение, по слову Господа, должно обнаруживаться в том: а) чтобы мы оставили прежний, порочный образ жизни и покаялись во всех своих грехах (Мат. 3, 2); б) чтобы мы охотно отказывались от всяких предметов мipa, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Мат. 5, 29–31); в) чтобы даже оставляли дом свой, отца, матерь и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестия и достигнуть спасения ( Марк. 10, 29 ; Лук. 14, 26 ); г) чтобы мы старались не согрешать не только делом, но даже мыслию И словом (Мат. 5, 28; 12, 36). 2) В заповеди о любви к Богу и ближним (Мат. 22, 37–39), – заповеди, имеющей целию укоренить в нас, вместо прежней, греховной, семя новой жизни, святой и богоугодной ( Иоан. 13, 84 ); привнести в нас союз нравственного совершенства ( Кол. 8, 14 ), и чистых, обновленных, действительно, воссоединить нас с Богом ( Иоан. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010