Иуда был не только предатель, а и вор ( Иоан. 12: 6 ), Сам Христос назвал его «сыном погибели“ ( Иоан. 17: 12 ), даже «диаволом“ ( Иоан. 6: 70 ), однако и он был сопричислен к Апостолам и «получил жребий служения сего“ ( Деян. 1: 17 и 25); как и друге Апостолы, и Иуда получил право учить, врачевать болезни и совершать великие чудеса ( Мф. 10: 1, 6–8 ); и ему, как и другим Апостолам, сказал Христос: «А если кто не примет вас (и Иуду, очевидно), и не послушает слов ваших (и слов Иуды, конечно), то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног своих. «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому“ (ст. 14–15 см. Иоан. 13: 20 ). Книжники и фарисеи не только противились учению Христа, но преследовали и искали убить Его, но Он, велев Своим ученикам не поступать по делам их, в то же время сказал: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте“ ( Мф. 23: 3 ). Первосвященник Каиафа не верил в Спасителя и предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия», в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей. «Сие же, замечает Евангелист, он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником предсказал, что Иисус умрет за народ“ ( Иоан. 11: 50–51 ). Когда первосвященник Анания приказал бить ап. Павла, он обвинил его в несправедливости и назвал «стеною подбеленною“. Предстоящие же сказали: «первосвященника Божия поносишь?“ Павел сказал: «я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующаго в народе твоем не злословь“ ( Деян. 23: 5 . Исх. 22: 28 ). Из представленных примеров ясно видно, что в делах веры мы должны повиноваться и недостойным пастырям, даже таким, как Анна и Каиафа, даже таким, как Иуда, если только они законно поставлены, ибо в каждом пастыре мы должны чтить не столько человека, сколько данный ему чрез рукоположение «дар Божий“, который может отнять у него только тот, кто дал его, то есть епископ, имеющий один право суда над пресвитером ( 1Тим. 5: 19 ). 10) Сектант: Мы не признаем ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за их пороки: а) «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелыя и неудобоносимыя и возлагают на плеча людям, сами не хотят и перстом двинуть их“ ( Мф. 23: 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пророчество: Явлению Мессии имеет предшествовать Предтеча, ревностью подобный Илии ( Мал. 3:1; 4:5–6 ; Ис. 40:3–5 ). – Исполнение: Иоанн, облеченный духом и силою Илииною, послан был уготовать сердца людей к принятию Иисуса Христа ( Лук. 1:17 ; Мф. 11:14 ; Иоан. 1:6–7 ). Пророчество: Мессия Свое божественное посланничество утвердит чудесами ( Ис. 26:19; 29:18; 35:3–6 ). – Исполнение: Иисус Христос воскрешал мертвых, возвращал глухим слух, даровал слепым прозрение, страждущим неисцелимыми болезнями здравие ( Мф. 11:5 ; Лук. 7:20–22 и др.). Пророчество: Мессия есть Бог и вместе человек. В псалмах он называется Богом (Elohim, – 44:7–8; 109:1) и Сыном Божиим, имеющим вечное бытие (2:7; 109:3; сн. Мих. 5:2 ), и вместе таким потомком Давида, который красен добротою паче сынов человеческих (44:3). Пророки называют Его Иеговою ( Иер. 23:5–7; 33:14–16 ), Господом (Adonai – Мал. 3:1–7 ) и др., и вместе Сыном человеческим ( Дан. 7:14 ). Пр. Исаия называет Мессию младенцем и вместе Богом крепким (El gibbor, Θβο " ς οχνρς – 9:6–7), а также Еммануилом ( Ис. 7:14 ), что значит с нами Бог ( Мф. 1:23 ). – Исполнение: В Иисусе Христе действительно открылась велия благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Слово плоть бысть и вселися в ны ( Иоан. 1:14 ). Невосхищением непщева быти равен Богу, Он Сам Себе умалил, зрак раба приим ( Филип. 2:5–6 ). Пророчество: Мессия имеет явиться как великий Пророк, подобный Моисею ( Втор. 18:5 ), как Просветитель мира ( Ис. 2:2–4; 49:6 ), облеченный силою свыше ( Ис. 11:2–5; 61:1–2 ; Пс. 44:8 ). Он – Свет языком и всего мира ( Ис. 9:2; 42:6; 60:1 ), Солнце правды ( Мал. 4:2 ), возвестит людям новый закон ( Иер. 31:31–35 ), на который будут уповать все народы ( Ис. 42:4; 51:4; 55:3–4 ). – Исполнение: Христа Спасителя сами иудеи называли пророком великим ( Лук. 7:16 ), таким, которому должно прийти в мир ( Иоан. 6:14 ). Он преисполнен был помазания от Св. Духа ( Мф. 3:16–17 ; Лук. 4:1 ), явился Светом миру ( Иоан. 1:4–5. 9; 12:36 ) – открыл имя Божие человеком (Иоан, 17:6–14). Короче, Он явился Основателем новой религии, называемой Его именем. Возвещенное Им евангелие царствия будет проповедано по всей вселенней ( Мф. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Нам же даруй Господи и покаяться во грехах своих, и быть сострадательными и милосердыми к ближним, да сподобимся улучить и вечное блаженство в самом Христе, истинном Боге, Коему слава во веки. Аминь. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ 1. Как разуметь: начало премудрости страх Господень? 2. Какие признаки и дела верных и богобоязненных людей? 3. Какие признаки и дела людей неверных и не боящихся Бога? 4. Кто тот мертвый, который не живет по Богу? 5. Как от Бога имеем мы бытие, так от Него же только получить можем и благобытие. 1. Начало премудрости страх Господень, говорит Писание (Притч. 1:7). Премудр же есть един Бог. Почему всякий, желающий внити в царство небесное и быть под царем Богом, чтоб ум его, и мудрования его, и помыслы его были управляемы самим Богом, единым воистину царем, всякий такой прежде всего должен возыметь страх Божий. Но как возыметь страх к Тому, Кого не видишь? — Потому необходимо прежде увидеть Бога, чтоб потом возыметь страх к Нему. А как увидеть Бога, Котораго никто никогда не видал? Для этого надобно взыскать умнаго света Божия, чтоб ум, просветившись им, мог умно узреть Бога. И вот, когда кто таким образом узрит Бога, то может возыметь и страх Божий, а возымевши страх Божий, может увидеть и понять и себя самого, и сей привременный и суетный мир, и все дела мира сего. Далее, кто видит себя самого и суетность мира сего, тот, имея всегда присущим в себе страх Божий, не может онеправдовать кого–либо, и когда сам терпит от другаго неправду, не делает отмщения, но чая помощи, от Бога приходящей, терпит благодушно неправду, и дивится, и славит Бога, что Он, видя неправды, долготерпит и сносит неправеднаго, — сам между тем ревнуя всеусердно приносить всякаго рода плоды Святаго Духа. 2. Итак мы имеем нужду в умном божественном свете, да соделает он нас причастниками благодати зреть Бога. — Но что такое есть свет сей? О сем сам Христос говорит: Аз есмь свет миру (Иоан. 8:12). То же говорит и Евангелист Иоанн: в Том живот бе, и живот бе свет человеком (Иоан. 1:4). Изъясняя сие, Иоанн Креститель говорит : веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3:36). Не верует же во Христа всяк, кто преступает одну и только одну заповедь Его, как сам Христос говорит: иже аще разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в царствии небеснем (Матф. 5:19). Неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лук. 16:10). Но какой гнев пребывает на таком? Гнев клятвы, которая пала на Адама за преступление заповеди Божией, т. е. тление и смерть. Но которые пребывают в тлении и смерти, те пребудут и в геенне адской. Почему Господь наш Иисус Христос и говорит: заповедь Его живот вечный есть (Иоан. 12:50), и: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (Иоан. 8:51). Кто же, выходит, не исполняет заповеди Божией, тот сам себя лишает живота вечнаго. Итак прежде всего надлежит уверовать во Христа, Который есть свет человеком, чтоб увидеть Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но торжественно Иисус Христос заповедал Церкви Своей долг благодарности к Богу на тайной вечери, где установил и самый высший род и способ исполнения этого долга словом и примером Своим (Мат. 26, 26 – 28; И Кор. 11, 23, 26). Взяв хлеб и вино, благодарив, благословив, Господь преподал хлеб ученикам со словами: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и чашу с словами; пейте от нея вси, сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминанье . С этого времени в основание всех богослужений поставлено таинство Евхаристии, т. е. благодарения. К кому Господь возносил Свою молитву благодарения? По воскресении Своем Он сказал Марии Магдалине: „восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Иоан. 20 , 17). Следовательно, и на Тайной Вечери Он благодарил Отца своего и Отца нашего, и Бога своего и Бога нашего. Осмелимся ли вопросить, что было предметом благодарения в этой молитве Искупителя нашего? – Это тайна; и можно только гадать об этой тайне. По сличении некоторых мест Священного Писания можно думать, что в молитвенное возношение духа Богочеловека к Отцу небесному пред установлением великого таинства входило благодарение за исполнение предвечного Совета Пресвятой Троицы об искуплении падшего человечества Жертвою „Агнца, закланного от создания мира» ( Апок. 13 ), 8), как и Сам Сын Божий сказал до своего воплощения чрез пророка: „иду сотворить волю Твою, Боже» ( Евр. 10, 7 ); благодарение за бессеменное воплощение Его от пресвятой Девы: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр. 10, 5 ); за явление человечеству на земле в Лице Его божественных совершенств Отца: „Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира” ( Иоан. 17, 6 ), „видевший Меня, видел Отца» ( Иоан. 14, 9 ); за „возвещение человечеству истины и воли Божией: „Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Иоан. 15, 15 ), благодарение за откровение тайн веры духовным младенцам, сокрытых от премудрых и разумных века сего (1.2, 25); наконец, благодарение за предстоящее восхождение Сына Божия по принесении Им крестной жертвы и по воскресении в божественную славу с естеством человеческим: ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Иоан. 17, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Седьмое. На прошедшем саммите религиозных лидеров в итоговом документе, подписанном всеми собравшимися представителями религиозных конфессий, была засвидетельствована вера в одного " Всевышнего " : " Будем хранить мир, заповеданный Всевышним! " . Мы не считаем, что у нас один " Всевышний " с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями. Об иудеях Господь сказал, что " Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего " (Иоан.8:44). Мусульмане считают " всевышним " Аллаха, а Сына Божия простым пророком, Господь же говорит: " Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Иоан.14:6). Об этом же учили и Апостолы: " Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца " (1 Иоан. 2:22-23). " А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста " (1 Иоан. 4:3). " Один Господь, одна вера, одно крещение " (Еф.4:5). Призыв религиозных лидеров, в том числе и представителей РПЦ МП, подписавших этот документ гласит: " Уважать и принимать друг друга, не взирая на религиозные, национальные и другие различия " . В этом мы видим противоречие Евангельскому учению: " Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его " (2 Иоан. 1:10). Восьмое. Мы выражаем свое несогласие с официальным заявлением по центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма. Это ложное мнение. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с современными иудаизмом и его моральным кодексом талмуда по которому все люди кроме евреев – " гои " . Мы так же не можем иметь единые нравственные ценности с мусульманством, допускающим, например, многоженство. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с католицизмом и его моралью ордена иезуитов. Девятое. Мы озабочены и не согласны с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому. Так, по уставу 1988 года: " В Русской православной церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному Собору " . А по уставу 2000 года: " Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви " .

http://religare.ru/2_38783.html

—28— Екатерининской, на Ордынке, свящ. Иоанна Петр. Ключарева Ермолаевской, на Садовой, прот. Серг. Серг. Модестова Зачатиевской, в Кривом переулке, прот. Мих. Сим. Боголюбского Зачатьевской, в Зачатьевском монастыре, прот. Саввы Ал-еев. Нечаева Знаменской, в Переяславской слободе, свящ. Вас. Петр. Флерина Знаменской, на Знаменке, свящ. Георгия Ал-еевича Ключарева Знаменской, близ Девичьего м-ря, свящ. Иоан. Иоан. Державина Иверской, на Ордынке, свящ. Ник. Иоан. Мячина Илие-Обыденской, священ. Андрея Ив. Соколова Иоакиманской, на Б. Якиманке, свящ. Ал-дра Дим. Крылова Иоанно-Богословской, в Бронной, Иоанна Петровича Ключарева Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского Иоанно-Предтечевской, под Бором, свящ. Ал-ия Ник. Суходского Климентовской, на Пятницкой, свящ. Ал-ия Серг. Парусникова Константино-Еленинской, в Кремле, свящ. Иоан. Вас. Рождественского Космо-Дамианской, в Кадашеве, свящ. Петра Кирилл. Орлова Космо-Дамианской, в Садовниках, свящ. Иоан. Иоанн. Струженцова Космо-Дамианской, на Старой Кузнецкой, свящ. Серг. Никол. Орлова Космо-Дамианской, в Старых Панех, прот. Вас. Сер. Богословского Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Серг. Ипполит. Глаголевского —29— Космо-Дамианской, в Шубине, священ. Серг. Никол. Лебедева Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, прот. Сергея Петровича Смирнова Крестовоздвиженской, в бывом м-ре, свящ. Павла Иоанн. Парусникова Крестовоздвиженской, на Убогих домах, свящ. Симеона Ал-др. Голубева Максимовской, на Варварке, прот. Андр. Стеф. Смирнова…... Марие-Магдалининской, при Коммерческом училище, свящ. Иоанна Иосиф. Покровского Марие-Магдалининской, в малолетнем отделении Николаевского Института, свящ. Вас. Андр. Крылова Марие-Магдалининской, в приюте слепых, свящ. Иоанна Феодр. Горского Мароновской, в Старых Панех, свящ. Серг. Вас. Лаврентьева. Мартеновской, на Алексеевской улице, свящ. Ал-ра Илар. Молчанова Михаило-Архангельской, в Овчинниках, свящ. Ал-дра Ал-др. Невского Никитской, в Татарской, свящ. Георг. Иоанн. Добронравова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

БЕСЕДА 39 на Иоан.5:22–23. 1 . Должно бояться Страшного Суда. – 2. Почему Иисус Христос употребляет простые слова. – 3. Иисус Христос часто говорит о суде и воскресении. – 4. Две воли во Иисусе Христе. – 5. В исследовании Священного Писания нужно тщательно исследовать все подробности. – Должно прощать другим, как Иисус Христос простил нам. – Что нужно делать, чтобы получить жизнь вечную. – Увещание к милостыне. БЕСЕДА 40 на Иоан.5:31–32. 1 . Простое и удовлетворительное объяснение текста, казавшегося сначала трудным. – 2. Свидетельство Иоанна в пользу Иисуса Христа и свидетельство дела Иисуса Христа. – 3. Свидетельство Бога Отца. – Нужно бороться с еретиками с помощью Священного Писания. Любостяжание есть корень всех зол. – Нельзя служить двум господам – Богу и маммоне. – Как нужно творить милостыню. – Суровость будущего суда над теми, кто были бесчеловечны и жестоки к бедным. БЕСЕДА 41 на Иоан.5:39–40. 1 . Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. – 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. – 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. – Их злоба и жестоковыйность. – Добродетель – мать благоразумия. – Грех рождается от глупости. – Мудрость того, кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его. БЕСЕДА 42 на Иоан.6:1–4. 1 . Полезно иногда удаляться от гонительства. – 2. Чудо умножения хлебов. – Заблуждение маркионитов. – 3. С каким тщанием Иисус Христос назидает своих учеников совершением чудес. – 4. Должно презирать славу человеческую и богатства земли. – Почести и богатства мира сего несравнимы с почестями и благами, обещанными нам Богом. – Нужно любить не эту преходящую славу, а славу бессмертную. – Различие между служением миру и служением Иисусу Христу. – Против зрелищ. – Преступность тратить деньги на женщин худой жизни вместо того, чтобы раздавать их бедным. БЕСЕДА 43 на Иоан.6:16–18. 1 . Иисус Христос утишает бурю. – Некоторые чудеса Он совершает при одних только учениках. – 2. Непостоянство и легкомыслие народа. – Чудо перехода через Чермное море и отличие его от чуда хождения Иисуса Христа по морю. – От Бога нужно просить только духовных благ. – Почему злодеи и грешники часто бывают богатыми? – Должно любить истинное богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17—36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9—10) и под. в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11); вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5—8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

2 . Сын Божий также есть лицо, отличное от Отца и Духа Св., а не тот же Отец, только открывшийся в образе Сына, равно не сила или свойство Его. Он Сам учил: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца ( Иоан. 10, 15; 17. 25 ; Мф. 11, 27 ; Лук. 10, 22 ); люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю ( Иоан. 14, 31 ); Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Иоан. 5, 17. 36; 17, 4 ). Указывая на свидетельство о Себе Отца, Он говорит: ин есть свидетельствуяй о Мне ( Иоан. 5, 32 ). Все эти изречения показывают, что Он есть отдельное от Отца лицо. По Его же свидетельству, Он имеет жизнь в Себе ( Иоан. 5, 26 ), или, как иначе выражался Он, прежде нежели Авраам родился, Аз есмь ( Иоан. 8, 58. 24 ). Овец Его никто не исхитит из руки Его ( Иоан. 10, 28. 29 ). Он имел славу у Отца, прежде нежели создан был мир ( Иоан. 17, 5 ). Всеми этими изречениями ясно показывается в Нем самостоятельность, могущество, разумение, воля и, следовательно, показывается, что Он есть лицо. 3 . С именем Духа Божия, Духа Святого, св. Писание нового завета соединяет и различные отвлеченные понятия 350 . Но немало в нем изречений и таких, которые показывают в Духе Св. существо самостоятельное и духовное, личность, действующую с самосознанием и волею, отличною от Отца и Сына. Наиболее ясное учение об этом содержится в прощальной беседе Спасителя с учениками ( Иоан. 14–16 гл.). Уже самое название Его здесь Утешитель (Παρκλητος) показывает, что Он есть личность, а не свойство или сила Божия, ибо оно применимо только к личности. Прибавление же иной еще более усиливает его значение в означенном смысле. Раскрывая подробнее учение об этом Утешителе, Спаситель указывает, что этот Дух, быв послан Им от Отца, наставит апостолов на всякую истину, напомнит о всем, чему учил Сын, причем Он не Свое будет говорить, а что услышит от Отца, от Которого возьмет и самое учение, кроме того – Он возвестит будущее (16, 13–15), а также обличит мир о гресе и о правде и о суде (ст. 8), прославит Сына (14 ст.). Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признать в Духе–Утешителе личное существо, действующее с самосознанием и волею. Показаны Спасителем и отдельность личности Духа Св. как от личности Отца (Отец послет или даст Духа), так и от личности Сына, имеющего умолить Отца о ниспослании Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010