1:8). Все эти и подобные им наименования – говорит св. Григорий – ясно приписываются Сыну и усвоены Ему, а равно и Отцу, и Духу Святому, не впоследствии, когда-либо, потому что Бог не может быть совершенным в смысле постепенного развития 689 . После этого Богослов перечисляет выражения, выставляемые еретиками в противоположность указанным им выражениям. Это – именно выражения: »Бог мой и Бог ваш ( Иоан. 20:17 ), болий ( Иоан. 14:28 ), созда ( Притч. 8:22 ), сотворил есть ( Деян. 2:36 ) святи ( Иоан. 10:36 ), также: раб ( Ис. 49:3 ), послушлив ( Филип. 3:7 ), даде ( Иоан. 5:22; 10:29 ), навыче ( Евр. 5:8 ), заповеда ( Иоан. 14:31 ), посла ( Иоан. 10:36; 17:3 ), не может о Себе творити ничесоже ( Иоан. 5:30 ), или говорит ( Иоан. 12:49 ), или судит ( Иоан. 12:47 ), или даровать ( Матф. 20:23 ), или хотеть ( Матф. 26:39 ). Сюда же относятся и те выражения, в которых приписывается Сыну неведение ( Марк. 13:32 ), покорность ( 1Кор. 15:28 ), молитва ( Лук. 6:12 ), вопрошение ( Иоан. 11:34 ), преспеяние ( Лук. 2:52 ), совершение ( Евр. 5:9 ), и еще более унизительные выражения, например, спит ( Матф. 8:24 ), алчет ( Матф. 4:7 ), утруждается ( Иоан. 4:6 ), плачет ( Иоан. 11:35 ), находится в борьбе ( Лук. 22:44 ), укрывается ( Иоан. 8:59 ). «Быть может», – заключает Богослов свое перечисление, – «ты обратишь в упрек даже саму смерть и крест? Но, думаю, не коснешься воскресения и вознесения, потому что в них найдется нечто и в нашу пользу» 690 . Не вдаваясь в подробные объяснения каждого из приведенных им выражений, св. Григорий сначала делает общее замечание о том, как нужно относиться вообще ко всем выражениям св. Писания о Христе. «Возвышенные выражения», говорит он, «нужно относить к Божеству и природе, которая выше страданий и плоти, а выражения более унизительные – к Тому, кто сложен, истощил Себя и воплотился или вочеловечился, а потом превознесен». Отсюда, по его мнению, необходимо различать то, что говорится о божественной природе Иисуса Христа, и то, что относится к человеческой Его природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

На следующий день Иисус простил женщину, взятую в прелюбодении ( Иоан. 8:1–11 ). Подтверждая Своё заявление, что Он «свет миру» ( Иоан. 8:12; 9:5 ), Иисус послал слепорождённого в купальню Силоам (найденную при раскопках в 2004–2006 гг.), и тот вернулся зрячим. 2. ПУТЬ НА ПРАЗДНИК, Луки 9:51 Иисус ушёл из Иерусалима, но вернулся на праздник Обновления (Ханука). Имя города в Самарии, не принявшего Иисуса, неизвестно (тёмно-красная пунктирная стрелка). Это могла быть Гинея, поскольку Флавий упоминает, что её жители убили евреев из Галилеи, шедших в Иерусалим на праздник (Древн. ХХ.6.1). Мы не знаем, каким путём Иисус шёл в Иерусалим. Он мог идти через Перею и Иерихон (ср. историю с человеком на пути из Иерусалима в Иерихон, Лук. 10:25–37 ). Публичность Его служения в это время выражается в отправке 70 ( Лук. 10:1–12 ). Многие города в Иудее услышали Евангелие. 3. ХАНУКА, Иоанна 10:22–42 Иисус пришёл в притвор Соломона (двор с колоннами на восточной стороне храма, ср. Деян. 3:11; 5:12 ) на праздник Обновления, отмечаемый в честь очищения Иерусалима от язычников-греков в 164 году до Р.Х. Там, в эмоционально напряжённой ситуации иудеи спросили Иисуса: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Иисус ответил, что свидетельством были Его слова и чудные дела. Затем Он даже сказал: «Я и Отец – одно» (10:30). Иудейские вожди хотели побить Его камнями или, как минимум, арестовать, но Он уклонился от них и ушёл за Иордан. 4. ПЕРЕЯ, Иоанна 10:40–42 и Луки 16:19–31 Когда Иисус пошёл «за Иордан», это, скорее всего, была не Вифания за Иорданом на территории Ирода Филиппа, а Перея, находившаяся под властью Ирода Антипы. В отличие от иудейских вождей Иерусалима, многие иудеи за Иорданом поверили в Иисуса. Свидетельство Иоанна Крестителя подготовило добрую почву для их веры. 5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, Иоанна 11 Иисус был в Перее, когда узнал, что Лазарь болен. Он пробыл там ещё два дня, а затем, вопреки опасности, пошёл в Иудею ( Иоан. 11:8, 16 ). Чтобы попасть в Вифанию, нужно было идти по дороге из Иерихона в Иерусалим (оранжевая стрелка), названной в Ветхом Завете возвышенностью Адуммима ( Нав.15:7; 18:17 ). Вифания находится в 3 км от Иерусалима ( Иоан. 11:18 ), на восточном склоне горы Елеонской. Здесь Иисус воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. Реакцией на чудо с одной стороны был восторг, вера ( Иоан. 11:45; 12:17–18 ) и поддержка народа, ставшая защитой для Иисуса в последнюю неделю в Иерусалиме ( Матф. 21:46 ; Марк. 12:12 ; Лук. 22:6 ; Иоан. 12:19 ). С другой – фарисеи и саддукеи, обычно враждовавшие, объединились в желании убить Его ( Иоан. 11:53 ). Он знал, что должен умереть в Иерусалиме. Воскресив Лазаря, Он объединил силы, которые предадут Его на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Это всеобщее согласное верование, относительно таинства св. причащения во всех древних церквах и еретических общинах неопровержимо свидетельствует, что это верование унаследовано от Христа и апостолов. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о причащении: Притч. 9:4–5 ; Осии 9:2 ; Мф. 4:4 ; Иоан. 5:24 ; Иоан. 6:27–63 ; Евр. 13:9– 10 ; Откр. 17:3–5 ; 1Кор. 11:25 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: В таинстве причащения христианин под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Христа Спасителя: Мф. 26:26–28 ; Марк. 14:22–24 ; Лук. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23–30, 10:16–17 ; Иоан. 6:48, 51, 53, 54–56 ; Евр. 13:10 . Христос обещал установить таинство св. Причащениями установил его: Мф. 26:26–28 ; 1Кор. 1:23–25 . В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26 – 28 ; 1Кор. 10:15–16 ; и 17 ст. 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лук. 22:19 : 1Кор. 11:24–26 . Причащаться должно подготовившись: 1Кор. 11:27–30 . Право совершать причащение имеют только законные пастыри Церкви: 1Кор. 4:1 ; Ефес. 4:11–12 ; которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . 5. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ. Таинство покаяния установлено Господом Иисусом. Таинство покаяния есть церковное священнодействие, в котором верующий грешник исповедуется в своих грехах перед священнослужителем, и Бог невидимо разрешает его от грехов чрез пастыря Церкви Христовой. Обетование об этом таинстве Спаситель дал апостолу Петру, а чрез него и всем другим апостолам. «И дам тебе ключи от Царства Небесного и кого свяжешь на земле, будет связан на небесе и кого разрешишь на земле, будет разрешен на небесах» ( Мф. 16:18–19 ). Немного спустя Христос это обетование подтвердил уже всем апостолам, а в лице их всем пастырям церкви Христовой: «Истинно говорю вам, что свяжете на земле, то будет связано на небе, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:19 ). После своего воскресения, Христос обетование свое исполнил. »Мир вам! Как послал Меня отец так и Я посылаю вас«. Сказав это, дунул и говорит им: «примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:21–23 ). Здесь, в этих словах, Спаситель ясно указал, что дал власть вязать и решить св. апостолами, которые в свою очередь передали, своим преемникам – пастырям церкви. Мы знаем, что при передании власти своей апостолы возлагали на двоих преемников руки, сообщая им благодать Св. Духа. Следовательно, чрез преемственное рукоположение передается и власть вязать и решить. Самовольно эту власть никто восхитить не может.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

БЕСЕДА 61 на Иоан.10:22–24. 1 . Двуличность и упорное неверие иудеев. – 2. Всемогущество Отца есть в то же время и всемогущество Сына. – Подтверждение божества Иисуса Христа. – 3 и 4. Удаление Иисуса Христа, отвергнутого иудеями, в то место, где свидетельствовал о нем Иоанн Креститель. – Польза удаления от мира и его треволнений. – Изображение христианской женщины. – Против роскоши женщин. БЕСЕДА 62 на Иоан.11:1–2. 1 . Трудность вопроса о Марии, сестре Лазаря. – Иисус Христос еще раз заявляет о равенстве Своем с Богом Отцом. – 2. Смысл изречения ап. Фомы. – Иисус Христос отправляется в Вифанию для воскрешения Лазаря. – 3. Я есмь воскресение и жизнь. – Почему Иисус Христос отлагал воскрешение Лазаря, пока он не стал смердеть? – 4 и 5. Против обычая женщин чрезмерно оплакивать умерших. – Соблазн для язычников. – Скорбь об умерших должна быть умеренна. – Милостыня и молитвы за умерших. – Оплакивать умерших позволительно, но не чрезмерно. БЕСЕДА 63 на Иоан.11:30–31. 1 . Прибытие Иисуса Христа в Вифанию. – Иисус Христос прослезился о Лазаре. – 2. Иисус Христос пред открытым гробом, в котором тело начало разлагаться. – 3 и 4. Вера есть великое благо и источник многих благ. – Неоспоримое доказательство воскресения Иисуса Христа. – Против прелюбодеев. БЕСЕДА 64 на Иоан.11:41–42. 1 . Из снисхождения к слабости слушателей Иисус Христос не всегда говорил как Бог . – 2. О равенстве Сына с Отцом. – 3. Смущение фарисеев по случаю воскресения Лазаря. – Они замышляют убить Виновника жизни. – 4. Против зависти. – Кого, собственно, нужно оплакивать. БЕСЕДА 65 на Иоан. 11:48–50. 1 . Невольное пророчество первосвященника Каиафы. – 2. Удаление Иисуса Христа и пребывание Его у Лазаря. – 3. Грех любостяжания. – Изображение тех, кто заражен этим злом. – Алчность есть своего рода идолопоклонство. – Сила ее власти. БЕСЕДА 66 на Иоан. 12:9. 1 . Замысел фарисеев убить Лазаря. – Вступая в Иерусалим на осляти, Иисус Христос исполнил пророчество и преобразил обращение язычников. – Неведение учеников до смерти Иисуса Христа. – 2. Язычники, пришедшие на праздник, желают видеть Иисуса Христа. – 3. Неизвиняемость тех, кто не верит в воскресение тела. – Смысл и значение воскресения. – Нравы и обычаи языческих философов. – Книга, написанная языческим философом против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   7) Точно такое же указание на чудеса Христовы св. Апостолов. Многа и ина знамения сотвори Иисус пред ученики своими, яже не суть писана в книгах сих, говорит св. Иоанн Богослов в своём Евангелии, сия же писана быта, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя его (Иоан. 20:30-31). Мужие Израильстии, воззвал Апостол Пётр в речи своей к Иудеям, по нисшествии на Апостолов Духа Святого, послушайте словес сих: Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, этого нарекованным советом и проразумением Божьим предана приемше, руками беззаконных пригвождаше убисте: его же Бог воскреси (Деян. 2:22-24; см. также Деян. 10:38; Евр. 2:3-4).    8) Наконец, действие этих чудес на свидетелей. После того, как сотворил Спаситель первое знамение своё в Кане Галилейской, вероваша в него ученицы его (Иоан. 2:11); после исцеления Им сына некоего царедворца в Капернауме верова в Него и сам царедворец, и весь дом его (Иоан. 4:53); после укрощения Спасителем бури морской, сущии в корабли, пришедше поклонишася ему, глаюлюще: воистину Божий Сын еси (Матф. 14:33); после того, как Он напитал пятью хлебами и двумя рыбами несколько тысяч народа, видевшие знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину пророк, грядый в мир (Иоан. 6:14). Вообще побуждаемые чудесами Господа мнози от народа вероваша в него, и глаголаху, яко Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит, яже сей творит (Иоан. 7:31),— и число этих веровавших было так велико, что сами фарисеи сознавались; се мир по нем идет (Иоан. 12:19).    III. Обратимся ли теперь к исторической достоверности чудес и вообще событий Евангельских, — мы увидим, что и в этом отношении не остается желать ничего более.    1) События эти переданы нам восемью современными писателями: ибо историками Иисуса Христа должно признавать не только четырёх Евангелистов, но и всех Апостолов, оставивших свои писания, в которых, как известно, происшествия Евангельские или ясно предполагаются, или даже прямо рассказываются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Итак Спаситель здесь обещает для верных своих собственную духовную пищу – плоть и кровь свою, подобно как в беседе с Никодимом Он указывал на баню возрождения, прежде нежели торжественно установил ее по своем воскресении. И духовную пищу обещал Он подать не для одних апостолов, а для всех верующих, не исключая и иудеев. § 252. Установление св. евхаристии На последней вечери с учениками своими Спасатель торжественно установил духовную трапезу. Три евангелиста Матфей (26, 26–28), Марк (14, 22 –24.). Лука (22, 19. 20.) и апос. Павел ( I Kop. 11, 23 -•25) повествуют о сем установлении совершенно согласно между собою, так что Матфей с Марком и Павел с Лукою почти одними и теми же словами говорят об одном. Евангелист Иоанн хотя не предлагает подробного сведения об установлении духовной трапезы, но указывает на сие действие Спасителя ( Иоан. 13, 1 – 4. 7–10, 34. 35 ) 322 . Ап. Павел, как не бывший очевидцем Христовым во время земной жизни Христовой, говорит при сем и о том, от кого он получил сведение о сем установлении: аз бо, говорил, приях от Господа, еже и предах вам и пр. (Сл. Гал. 1, 12. 13 .). Евангелисты не говорят об источнике сведений своих касательно установления духовной вечери без сомнения потому, что источники сведений их о евангельских событиях были уже известны и частью указаны ими самими ( Лук. 1, 1 . Маф. 9, 9. 10. 3.). След. мы имеем свидетельства несомненной истории об установлении евхаристии. § 253. В частности время установления Рассматривая по частям повествование о сем установлении, прежде всего встречаем замечание евангелистов и апостола касательно времени, когда установлена св. евхаристия. Ап. Павел пишет: Господь Иисус в нощь, в неже предан бываше, прием хлеб и пр. Евангелисты повествуют, что установление совершено вечером по окончании вечери пасхальной,– вечеру же бывшу возлежаще Иисус... ядущим же им прием Иисус хлеб и пр. (Мат. 26, 20. 26, 31. Мар. 1, 17. 22 .). Что же это был за день, когда совершалась вечеря пасхальная и установлена вечеря Христова? (Обстоятельства вечери следовали в таком порядке: после приготовления к вечери (о чем 3 евангелиста) слова Спасителя пред вечерию и питие из чаши ( Лук. 22, 24–30 .); в след за тем умовение ног (Иоанн. 13, 4–20. сл. Лук. 22, 27 .), предречение о предателе и удаление его (Мат. 26, 21–23. Мар. 14, 27–30 . Иоан. 13, 21–20 .), беседа ( Иоан. 12, 31 сл ), предостережение Петру ( Лук. 22, 31–38 . сл. Иоан. 13, 36 .), учреждение св. евхаристии (у 3 еван.), беседы ( Иоан. 14–17 .)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:   Нас ради человек .   Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).   И нашего ради спасения .   Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).   Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:   Сшедшего с небес .   Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).   Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:   И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы .   Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30—31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).   Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:   И вочеловечшася .   Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27—28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

БЕСЕДА 29 на Иоан.3:22. 1 . Возвышенность истины и низость лжи. – Почему Иисус Христос сам не совершал крещения, а только Его ученики. – 2. Ученики Иоанна Крестителя завидовали ученикам Иисуса Христа. – 3. Как церковь становится невестой Иисуса Христа. – Бедствия и потери, причиненные тщеславием. – Как освободиться от этого порока. БЕСЕДА 30 на Иоан.3:31. 1 . Старания св. Иоанна Крестителя привесть своих учеников к Иисусу Христу. – 2. Отвержение Иисуса Христа равносильно обличению во лжи пославшего Его Бога. – 3. Не должно читать Слово Божие легкомысленно: нужно вникать во всякое слово. – Слово Божие есть оружие, которым нужно уметь владеть. – В делах мира сего все ловки и бойки, а в деле спасения мы ленивы и трусливы. – Священные книги написаны не для древних только, но и для нас. БЕСЕДА 31 на Иоан.3:35 :-36. 1. Вера без доброй жизни бесполезна для спасения. – 2. Почему Иисус Христос удаляется. – Происхождение самарянки. – 4. Продолжение о том же. – Отмена обрядностей иудейских. – 5. Добрый пример, преподанный самарянке в отношении любви и ревности, с которыми должно относиться к слову Иисуса Христа. – Она призывает других к Иисусу Христу, между тем как иудеи отвращали от него. Делать неблагоугодное Богу значит жить бесполезно и к собственной гибели. – Душа бессмертна. – Тело также будет бессмертно, чтобы мы могли наслаждаться небесными благами. – Бог предлагает нам небо, а мы привязываемся к земле, нанося оскорбление Господу. БЕСЕДА 32 на Иоан.4:13–14. 1 . Священное Писание называет Святого Духа то водой, то огнем, обозначая этим не сущность, а деятельность. – Продолжение истории самарянки. – 2. Послушность самарянки. – 3. Мудрость Иисуса Христа в деле обращения людей ко спасению. – Увещание к чтению Священного Писания . – Диавол не смеет войти в дом, где есть Евангелие. – Чтение духовных книг освящает человека. БЕСЕДА 33 на Иоан.4:21–22. 1 . Человек всегда нуждается в вере. – Вера подобно кораблю перевозит нас чрез житейское море. – 2. Об истинном богопочтении. – Почтение учеников к своему Учителю. – Нет ничего выше любви Христовой. – Смирение и нежность привлекли особенную любовь Иисуса Христа к Иоанну. – Апостол Петр. – Смирение как основа добродетели. – Суетность богатств. – Увещание к милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

     Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:     Нас ради человек.       Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).     И нашего ради спасения.       Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).        Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:     Сшедшего с небес.       Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).        Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:     И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы.       Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30-31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).        Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:     И вочеловечшася.  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

26:26—28). Божество не имеет ни тела, ни крови; виновником же сего соделался Человек от Марии, Которого понесло на Себе Божество. О Нем говорили апостолы: «Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2:22). Град Назарет именуют земной, а не небесный; и Его мужем, а не Богом называют, обращаясь к иудеям и к тем, которые с того времени и доныне, подобно иудеям, мудрствуют по плоти. И апостолы говорили, и Сам Господь ответствовал о Себе как о человеке, говоря: «что ищете Мене убити, человека, Иже истину вам глаголах» (Иоан. 8:40)? Не сказал: ищете убить Меня, Бога, потому что Бог, бесстрастный и бессмертный, в бездействие приводит смерть, животворит же мертвых, говоря: «Аз есмь... живот» (Иоан. 14:6). Но когда обращает речь к Филиппу, который с верою приемлет слышимое, тогда и его, и прочих апостолов, и всех, подобно им способных понимать духовно, научает: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14:9); «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), и: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10).    30) Итак, в самом указании Писаний имеем Человека Спасителева. О Нем научаемся мы разуметь, что Он создание, а не Божество Слова невидимое, сокровенное в Отчих недрах, Которого доныне никто не видел. И это лучше нас знал Павел, сказав: «облиста Меня свет мног, и падох на землю, и слышах глас глаголющ ми: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати. И сказал я: кто еси Господи? И Господь говорит мне: Аз есмь Иисус Егоже ты гониши» (Деян. 22:6—8; Деян. 9:5). Исповедует же, что от славы света Господня поражен был он слепотою и чрез три дня прозрел по откровению и повелению Господню. Если же «сосуд избран» (Деян. 9:15) Павел поражен слепотою, не имея сил видеть славу Господню, то как же учит он нас разуметь Божество Самого Слова? Напротив того, неоднократно говорил я и теперь повторяю, что Павел повелел нам разуметь Иисуса, Спасителева Человека, «верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:2).    31) «Подобни мне бывайте, — говорит апостол, — якоже аз Христу» (1 Кор. 4:16); очевидно же, разумеет человека — сие лежащее основание (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010