По сектантскому же пониманию выходит, что слова о храме, который будет домом молитвы для всех народов, прешли, оказались пустыми. Что касается слов, сказанных Господом о том, что, люди должны молиться втайне, то этим нисколько не отвергаются храмы, как место общественных молитв. Св. Православная Церковь признает и требует такую молитву, но вместе с тем она учит на основании слова Божия, что нужна и общественная молитва , исходящая от всего сердца. Мытарь молился в храме ( Лук. 18:13 ) и был оправдан Господом. Храм нужен нам и потому, что в нем совершается бескровная жертва, которую совершил Сам Христос в новозаветном храме, в сионской горнице ( Мф. 26:18–28 ). Молитва частная и молитва общественная одна другую не исключают. Апостолы так и поняли слова Господа нашего Иисуса Христа, молясь наедине и в храме: «и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Если бы Христос признавал только молитвы «втайне», в комнатах, то Сам бы не подавал Пример Своими молитвами в храме ( Иоан. 18:20 ; Иоан. 10:22–23 ) и не благословлял бы пожертвований на храмы ( Мк. 12:41–42 ). Св. апостол Павел называет общество верных христиан домом Божиим, Церковью ( 1Тим. 3:15 ), но отсюда еще не следует, что апостол отрицал значение вещественных храмов, церквей. Когда христиане первых веков позволили себе неуважительно отнестись к «храмам», «церквам», то апостол Павел строго осуждал из за это: «Когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... разве у вас нет домов на то чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию?..» ( 1Кор. 11:18,22 ); «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Таким образом, что св. апостол разрешает дома, того он не разрешает в церкви: церковь он почитает особым местом, куда собираются люди на молитву и к которому он повелевает относиться с уважением, как именно к дому молитвы, к храму Божию. |
Служат к сему: 1) Псалмы приличные, каковые суть: 22, 26, 41, 114, 141. Сюда надлежит и псалмы покаянные, 6, 37, 50, 119, 142. 2) Из прочих книг неложного слова Божия, в коих ясно указуется: 1) что Бог не желает погибели грешника, но хощет всех до единого спасти: живу аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути своего, и живу быти ему. Иезек.33:11. То же подтверждается. 1Тим.2:4. 2 ) Представить любовь Божию к человеческому роду, что Бог послал Сына Своего в мир единственно для спасения грешников, тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Иоан.3:16 . И Мф.9:13 . Глаголет: шедшее научится что есть, милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. И святой апостол Павел к Римл.8:31 ., аще Бог по нас, кто на ны. Иже убо своего Сына не пощади, но за ны вся предал есть его, како убо не и с ним вся нам дарствует. 3) Что грешник кающийся единственно благодатью Божией чрез веру живую, спасительную. А не иным чем оправдается. Рим.3:14–15 . Оправдаеми туне благодатью его, избавлением, еже о Христе Иисусе, его же предположи Бог очищение верою в Крови Его. К Ефес.2:1,9 . Благодатью есте спасении чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, да никтоже похвалится. К сему следует 1Посл. Иоанна 1:17 . Кровь Иисуса Христа (посредством истинного покаяния, и упования на него) очищает нас от всякого греха. Сюда надлежит к Евр.10:19. 4 ) Что сия Божия благость не преодолевается никакими беззакониями, только чтоб грешник принес истинное и искренное покаяние. Ибо небесный Отец тако кающихся любезно приемлет. И доказать сие примерами блудного сына. Лк.15:11 . Мыталя. Лк.19:2 . Разбойника. Лк.23:42 . Давида, прелюбодейство и убийство сотворшего, 2Царств.12:11–13. Петра отвергшегося. Лу.22:61. Иоан.21:15 , блудницы покаявшияся, Лк.7:38. 5 ) При изображении любви Божия к человеку прочесть от Иоанна главу 17, и 1Коринф. главу 15, и внушить, что смерть временная истинно кающимся, верующим и уповающим на Иисуса Христа, есть сон только и прехождение от сего многобедного жития прямо в вечное блаженство, Иоанна 5: 24. 6 ) Что те же во Христа верующии, ис упованием на него умирающи, воскреснут в последний день. Иоан 6:40 , не ко осуждению, 3:18, но к наследию царствия небесного, и к прославлению вечному. Филипп. 3:20–21. |
Там мы при посредстве обзора частных обязанностей стремились определить сущность самого служения. Здесь же к определению сущности новозаветного священства мы шли путем уяснения того отношения, какое имеет новозаветное священство к первосвященству Иисуса Христа. Мы видели, что первое есть продолжение последнего, и отсюда, как бы из своего центра, с необходимостью вытекают все частные обязанности и задачи пастырского служения в Христовой Церкви. и римско-католическая. Деян. XX:28. Еф. I:22. Еф. I:23. Еф. IV:15 — 16. Мф. XXVIII, 20. Иоан. XIV:16. Рим. V, 9 — 11. Колос. I:19 — 20. Мы не входим в настоящий раз в рассмотрение отношений между понятиями: Царство Божие и Церковь. Довольно сказать, что на земле Царствие Божие осуществляется в Церкви и только чрез нее. Деян. XX:20. Мф. XVI:18. Еф. V:25. Еф. I:22 — 23. Еф. IV:15 — 16. 2 Корф. V, 18 — 19. 1 Корф. III, 9. 1 Корф. IV, 1. 1 Корф. III, 11. Еф. I. 21. Еф. II:20. Еф. IV:15 — 16. Еф. II. 20. Колос. I:20; ср. 1 Корф. IV, I. Еф. IV:12. Иоан. XX:21. Лк. IV:43. Иоан. XV:15. Иоан. XV:26; Ioan. XXIII, 37; XVII, 4 — 8 и мн. др. Иоан. XIV:26. Иоан. XVI:13. Иоан. XVI:14 — 15. Мф. XXVIII, 19; Мрк. XVI:15. Деян. VI, 2 — 4; 1 Корф. IX, 16. Мф. III, 3. Мф. XXVIII, 19. Лк. XXII:19 — 20; 1 Корф. X, 16; XI, 25. 1 Корф. XI, 26. Лук. V:21. Лк. V:24. Иоан. XX:23; ср. Мф. XVIII, 18; XVI, 19. Иоан. II:11, 18. Иоан. X:16. Иоан. X:14. Римл. X:14 — 15. Мф. X, 6. Лк. Х, 16. Напр. Иоан. XVII:17 — 19, 22 26. 1 Корф. V, 4 — 5 и др. Деян. XV:28. Мф. XXVIII, 20. Беседы на Еванг. Мф., ч. 3, стр. 530, 531, изд. 1896 г. Иоан. XIV:16, 26. Деян. XV:25, 32. Деян. XX:29 — 31. 1 Тим. 3 глава. 2 Тим. IV, 1 — 8. Смтр. стр. настоящего сочинения. Впрочем, при всей ценности для нас подобных, точно поясняющих предмет, терминов, мы в интересующем нас вопросе по преимуществу должны рассматривать учение отцов Церкви со стороны мысли, заключающейся в их словах, а не буквального выражения. |
e. добродетели по существу тождественны с владычественной частью души, почему именно всякая добродетель и есть, и называется... телом? Разумеется, нет. Понимая добродетель, как существенное, коренное свойство самой природы духа, стоики смотрели на разные виды добродетели, как на положительное содержание бытия, между тем как порок они рассматривали, как недостаток, отсутствие, лишение добродетели, как призраки – небытие. Следовательно, всякая добродетель есть σωμα, – это значит, что всякая добродетель есть действительное, подлинное, истинное содержание бытия» ... 19 Но говоря так, мы, конечно, не имеем нужды следовать за Smapfer’oм, который в La mori et la resurrection de Jesus–Christ (Paris 1898) утверждает, что никто из евангелистов не видел даже Воскресшего (р. 251 sequ), вопреки Иоан. 20:20,25 ; Лук. 24:34 и др. Ср. I. A. Porret Iesus–Christ esl’il ressuscite (Revue de theologie el de philosoplae 1898) p. 514 sequ. 21 Ср. Knabenbauer Evangel. sec. Malth. 2 p. (Par. 1893 в Cursus scrip. sac. auct. R. Cornely etc.) p. 548, 556–557. 22 Но был ли в таком случае здравый смысл в их выдумке, что тело Иисуса украли ученики? Нет. Но эта безумная, второпях изобретенная выдумка ни в каком случае не имела бы смысла... Ср. позднейшее поведение членов синедриона по отношению к апостолам и благоразумную речь Гамалиила Деян. 5:35–39 . 23 Такому представлению дела противоречат повествования евангелистов Матфея и Марка. Но в евангелии Матфея события изображаются слишком кратко с опущением путешествия Петра и Иоанна ко гробу и иерусалимских явлений Воскресшего апостолам. В евангелии же Марка является неестественным переход от 8 ст. к 9 ст. 16 гл. и в этом месте текст необходимо признать испорченным. В таком случае женщины возвестили апостолам только о пустоте гробовой пещеры ( Иоан. 20:2 ) и ученики не поверили женщинам, которые видели только пустой гроб (как это по св. Луки 24:11 ) и еще не видели воскресшего Господа (как напротив это по св. Марка 16:11 ). Если так, то нет оснований для упрека учеников в «неверии и жестокосердии, что видевшим Его воскресшего не поверили» ( Мр. 16:14 , так что весьма правдоподобно признают Мр. 16:9–20 позднейшим добавлением); напротив, неверие учеников по явлении Воскресшего было неверием от радости ( Лук. 24:41 ср. |
Ирина 18 ноября 2012, 00:26 Спаси, Господи! Спасибо за статью! АЛЕВТИНА 5 ноября 2012, 10:25 Святитель ТИХОН и ИОАН БОГОСЛОВ молите Бога о нас. Алексей 5 ноября 2012, 08:21 Господи помилуй меня грешного раба твоего, СвятыеАпостоле Иоан и исповедниче Тихон молите БОГА о нас Сергей 10 октября 2012, 22:21 Святитель Тихон и Иоанн Богослов! Молите Бога о нас! Михаил 10 октября 2012, 16:25 Спаси, Господи Виталий Я-ЗА 10 октября 2012, 03:08 Воистину воскресе! Слава Богу за все! В трудные годы гонений на Церковь давал нам Бог великих Святых, которые горящими факелами веры освещали людям их путь. Сегодня нет уничижения Церкви - всяк волен ходить в Храмы Божии, оттого не замечаем мы подвигов и трудов верных чад Ее, почитаем мизерными труды иереев и архиереев. Не узнаем мы времени посещения своего подобно Израилю и не видим мы ангела русской Церкви, предстоящего Богу. Утолстились сердца наши и нет в нас любви, но, как и прежде дает нам Бог великих Святых, горящих факелами веры. Борис 10 октября 2012, 00:25 Спаси, Господи! Гость 9 октября 2012, 21:37 Духоносная проповедь! Спасибо редакции Православие.ру за данное духовное сокровище. Владимир 9 октября 2012, 20:57 Владимиру. " Вот, други наши! Надеюсь, мне удалось ответить вам на вопрос, почему в один день судил Господь праздновать память двух Своих чад избранных. И кто ныне, вникнув в жизнь двух Божиих людей, живших в I и XX веках, дерзнет теперь сказать, что закон Божий дан не для всех и не на все времена, если они — эти два примера — свидетельствуют нам сегодня, что все всегда возможно верующему и любящему сердцу. " Ответ, в ответе на вопрос, ключ ответа в аналогии. валентин 9 октября 2012, 20:25 Владимиру!!! По офицерски - в точку! Спаси Господи народ Российский. Олег 9 октября 2012, 10:50 Христос Воскресе! Слава Богу за все. Владимир 8 октября 2012, 23:09 В трудные годы гонений на Церковь давал нам Бог великих Святых, которые горящими факелами веры освещали людям их путь. Сегодня нет уничижения Церкови - всяк волен ходить в Храмы Божии, но появилась ли Вера и Любовь в людях? Россия гибнет духовно и физически - души и умы отравлены разнузданной ложью и развратом, льющимися отовсюду, тела - океанами водки и тоннами наркотиков. В семьях царит матриархат, дети унижают родителей, мужчины умирают не дожив до пенсии. Интеллект нации деградировал, хамство и глупость считаюется достоинствами, а смирение и честность - пороками. И нет сегодня праведников, ведущих за собой христиан, подобных Апостолу Иоанну или Святителю Тихону. Сохранится ли Русь в таких условиях? И ныне оставляется дом наш пуст - надолго ли? |
В государстве есть свои законы, а в Церкви свои. Только государство за нарушение своих законов угрожает наказанием, а в Церкви похоже епископы сами себе решают какие законы им исполнять, а какие нет. Если бы исполнялись в Церкви законы, то Охлобыстин никогда бы не стал священником, в то же самое время снимающимся в кино в ролях всяких позорных клоунов. И вообще считаю, что пора бы Охлобыстина совсем извергнуть из сана. Разве храм - это театр?... Ольга 22 февраля 2012, 23:20 Дорогие братья и сестры. Каждого человека ведет Господь. Отца Иоанна рукоположил митрополит Омский и Тарский Владимир, значит на то есть воля Божия. Олег Ртищев 22 февраля 2012, 22:58 Православный осуждать не имеет право,но рассуждать и понимать ситуацию обязан.У Екклесиаста сказано, что проклят тот, кто чёрное называет белым, а белое называет чёрным... Охлобыстин одарённейший и харизматичный человек, зарывший свой талант глубоко в землю и ставший позором для России. Мы не можем знать степени его покаяния, но одно очевидно-драма его души огромна.Господь это попустил, а мы должны молиться. Помоги тебе, Господи, раб Божий Иоанн! анна 22 февраля 2012, 22:51 " Верующим " людям надо смотреть на свои собственные грехи, каяться и исправляться. Оставьте в покое человека и помолитесь. Господи, спаси и помилуй раба Твоего Иоанна! Статью даже сил не хватило дочитать,ничего кроме раздражения. Позор для Православия.ру, советую убрать Orth-x 22 февраля 2012, 22:34 Агапия пишет: " " " Считаю. о.Иоан привёл в церковь многих.очень многих. " " " Агапия это вы знаете или предполагаете? кто и где эти " многие " ? сколько их? я, например, ни одного не знаю. знаю о других священниках, которые обращали иноверцев сотнями, и принимали покаяние тысяч крещенных грешников. вот через этих священников Господь привел людей в Свою Церковь. это точно известно. а вот об обращенных после просмотра сериала " интерны " или других фильмов что-то не слышал. " " " У него большая семья, он есть положитеьный пример! " " " большая семья - вещь нейтральная. она для Бога, сама по себе, безразличная. главное, какое воспитание будет дано детям и кто из вырастит в итоге. |
(16). Кто были братья, обрадовавшие Апостола Иоанна засвидетельствованием верности Гайевой, – см. в примеч. к 7-му ст. – Засвидетельствовали о твоей верности – (μαρτυροντων σου τ ληϑεα – см. славянский текст (17) «об истине твоей»; следовательно здесь речь не об истине только внешней (обективной), или истине Евангельской и не о чистоте веры Гайя (18), но об истине внутренней (субективной), о жизни, возрожденной Божественною Истиною или жизни в Истине. (См. примеч. ко 2 ст. 2-го посл. Иоан.). – Свидетельство о проявлениях воспринятой Небесной Истины во всех делах и мыслях Гайя, свидетельство о христианском совершенстве всей жизни Гайя, (не щедрость только и странноприимство Гайя восхваляет здесь, как в 5 ст. – не liberalitas, как утверждают некоторые, напр. Lorinus). – Как ты ходишь в истине: (см. в примеч. к 4 ст. 2-го посл. Иоан.): т. е. вот именно о чем засвидетельствовали братья: – объяснение выражения: братьям свидетельствующим твою истину. См. 4 ст. (19). д. Больши с не имамъ радости, да слыш мо чада во истин ходща. ( 1Сол. 3, 9 . Филим. 10 . Галат. 4, 15 ). 4. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. 4 . Для меня нет большей радости (20): наибольшей сего не имею радости. «Выражение «наибольшей» (μειζοτραν) несогласно с изяществом греческого языка; ибо к приращению (μεζονα) прибавлено еще приращение (μειζοτραν)» (Феофилакт); но чрез это дается особенная сила изречению, этим указывается невыразимость чувства», наполняющего сердце Апостола Любви. Подобною формою выражения, в ущерб чистоты языка (Doppelkomparativ), пользовался иногда Ап. Павел: так глубочайшее смирение заставляло его говорить о себе: мне наименьшему из всех святых дана благодать (21) и проч. (Эфес. 3, 8). Такой образ выражения – принадлежность собственно языка классической поэзии (22); следовательно, образ выражения возвышенный и принадлежность речи возвышающейся над обыкновенными формами языка. – Как слышать (να κοω, да слышу слав. текст): – слова указывающие непременное желание Иоанна слышать о хождении в истине детей своих и особенную заботливость об этом (23). |
22. Но, раз довод этот настолько удобен, что, — если мы приведем его тотчас же, — он не оставит места для обсуждения, то дадим противной стороне случай и возможность высказать, если пожелает, кое–что для ослабления этого нашего возражения (словно мы и не приводим его). Обыкновенно они говорят, что апостолы не все знали: будучи одержимы тем безумием, которое все обращает в противоположность, они тут же утверждают], что хотя апостолы и знали все, но не передавали всего всем. И тут, и там они порицают Христа за то, что Он послал или недостаточно наученных или не слишком правдивых. Но кто в здравом уме сможет поверить, что те, кого Господь поставил учителями, чего–нибудь не знали? Те — которые были неразлучны с Ним в дороге, в учении, в постоянном общении, кому Он наедине разъяснял все темное (Марк. 4:34), говоря, что им дано познать тайное (Матф. 13:11), которое народу не дано было понять? Разве что–то было скрыто от Петра, который был наречен камнем для воздвижения Церкви, получил ключи Царства Небесного и власть разрешать и связывать — на небесах и на земле (ср. 16:18 сл.). Разве что–то было скрыто и от Иоанна, любимейшего ученика Господа, припадавшего на грудь Его (ср. Иоан. 13:25; 21:20): ему одному Он показал предателя Иуду, его вместо Себя как сына препоручил Марии. Разве Он желал, чтобы чего–нибудь не знали те, кому явил Он даже Славу Свою, и Моисея, и Илию, а сверх того — глас Отца с неба? И не потому, чтобы Он отвергал прочих, но потому, что при трех свидетелях прочно стоит всякое слово (Втор. 19:15; Матф. 18:16). Значит, не ведали те, кого по Воскресении Он удостоил изъяснять на пути все Писание (Лук. 24:27)? Конечно, Он однажды сказал: Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить, — но тут же добавил: Когда же придет Он, Дух истины, то Сам наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:12–13). Этим Он показал, что ничего не было скрыто от тех, кому Он обещал открыть всякую истину через Духа истины; и, конечно, Он исполнил обещание, ибо в Деяниях апостолов свидетельствуется о нисхождении Святого Духа. Те же, которые не признают этой книги Писания , не могут иметь и Духа Святого, ибо не могут признать, что Дух Святой был ниспослан на учеников. Равным образом не могут защищать церковь те, кто не в силах показать, когда и в какой колыбели учреждено это сообщество. Вот во что обходится им бездоказательность того, что они защищают, — лишь бы только не допустить верного разъяснения того, что они измышляют. 23– 25. Апостольское учение лишено противоречий; в нем явлена вся истина, полученная от Христа |
2) Под водой в крещении разумеется еще и вера: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Иоан. 7:38; 4:13 ). 2) Если под водой крещения должно разуметь веру, то зачем Христос кроме веры требует еще и крещение: «кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мр. 16:16 ). «Евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на Евнуха» ( Деян. 8:36–39 ). По толкованию сектантов, выйдет, что Дух Святой сошел на Евнуха после того, как он и Филипп оставили учение и веру во Христа... Об Иоанне Крестителе читаем: «Выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне; и крестились от него в реке Иордан» ( Мар. 1:4–3 ). Если под крещением разуметь учение или веру, то неужели вся страна иудейская и иерусалимляне учились вере от Иоанна в реке Иордане? О Спасителе говорится в Евангелии: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Неужели Христос, будучи Богом, учился, а потом прекратил учение или оставил веру в Отца Своего? Ведь так учить, это значит говорить величайшую ересь и богохульство. В следующем же стихе Сам Христос объясняет, что нужно разуметь под словами: «из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 39–й). Об этой живой воде, т. е. о благодати Духа Святого, учил Христос и Самарянку: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан. 4:14 ). 3) Под крещением нужно разуметь страдания: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» ( Лук. 12:50 ). «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Мф. 20:22–23). |
8), невоздержание (cm. 11), неверие пророкам (18 cm.), нравственное легкомыслие (cm. 20), гордость (cm. 21) и несправедливость на суде (22 cm.). С 24–25 грозит нашествием сирийцев, что исполнилось при Ахазе с 23–30 нападением ассириан, которых опустошение приведет всех в ужас. Глава 6-я. Призвание Исайи к пророческому служению Cm. 1. Пророк рассказывает, что он удостоился видеть Господа Саваофа, сидящего на престоле в величественной славе и услышать от Него повеление идти с проповедью к народу Божьему. Название Иегова – Саваоф указывает на Бога Отца, но ев. Иоанн замечает, что Исайя видел славу Сына Божьего ( Иоан. 12, 40–41 ), а ап. Павел свидетельствует, что призвание Исайи было от Духа Святого ( Деян. 28, 25 – 26 ). Таким образом, пророк видел в Троице Единого Бога ( Иоан. 5, 7 ), на это указывает и тройственное славословие Серафимов: свят, свят, свят. Хотя повторение одного слова, по еврейскому употреблению, означает превосходную степень; но это бывает при сравнении, а Бог ни с кем сравниваться не может. Исполнъ долг славы Его, с евр. края одежды Его касались храма. Следовательно, явление было на небе, но слава Божия распространялась до храма. Антропоморфическое выражение: края одежды, 70 толковников объяснили в смысле величия Божия. Cm. 2. Слово Серафим с евр. – огненный, в смысле ревнителей о славе Божьей, поэтому серафимы являются всегда с песнью на устах, день и ночь славословят. Шесть крил, двумя закрывали серафимы лица свои от нестерпимого величия Божия, двумя закрывали ноги от людей, не могущих зреть величия Серафимов, и двумя летали. Свят – единый превысший всех не только в нравственном смысле, но и в умственном, следовательно – свят в смысле величия, – синоним словам: исполнь вся земля славы Его. Серафимы имели лицо человеческое, ибо говорили, имели руки и ноги. Cm. 4. Дом наполнися дыма – явление было во время вечерней жертвы хвалы, которая состояла в курении фимиама ( Исх. 30, 7–8 ). Cm. 5. Умилихся – пришел в восторг; евр. я погиб ( Быт. 32, 30 ). Cm. |
| |