Пс. 56. 8. 20 Пс. 121. 1. 21 См. Мф. 27. 11 и след.; Мк. 15. 1 и след.; Лк. 23. 1 и след.; Иоан. 18. 28 и след. 22 Пс. 49. 16–22. 23 Ср. Мф. 25. 26–27. 24 Ср. Мф. 25. 26–27. 25 Феодосий имеет здесь в виду евангельскую притчу о богатом и Лазаре. — См. Лк. 16. 19–25. 26 Феодосий имеет здесь в виду евангельское чудо воскрешения Лазаря. См. Иоан. 11. 2—45. 27 Имеется в виду Студийский устав. 28 Феодосий имеет в виду эпизод из Книги пророка Исаии, где описывается призвание Исаии к пророческому служению. См. Ис. 6. 1–7. 29 Феодосий имеет в виду чудо, о котором рассказано в Деяниях апостольских: Анания и жена его Сапфира, желая стать членами иерусалимской общины христиан, продали свое имение, но принесли в общину только часть цены, выдав ее за всю полученную сумму; карой за ложь была им внезапная смерть. См. Деян. 5. 1—10. 30 Гиезий, слуга пророка Елисея, был наказан проказой за взятое тайно и с помощью лжи серебро. См. 4 Царств. 5. 20–27. 31 См. Исход. 31. 15–18. 32 См. Исход. 35. 3. 33 Ср. Галат. 1. 8. 9. 34 Пс. 75. 12. 35 Речь идет об обрядовой особенности, которая некоторое время держалась в русской церкви. Как можно понять из ряда летописных упоминаний, из записанных в середине XII b. канонических правил в сборнике, под названием «Вопрошение Кирика», а также из настоящего послания, по русскому обычаю XI–XII bb. пост в среду и пятницу полностью отменялся, если на эти дни приходились праздники господские, богородичные и нарочитых святых; в то время как в Византии уже в в. такая отмена совершалась лишь в праздники Рождества Христова и Богоявления (см.: Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1888. Т. III, изд. 3-е. С. 105–111). Слова «…любо святей Богородици, ли 12 апостолъ…» — в ркп. зачеркнуты и на поле внизу другим почерком написано Рожество Христово и Крещение Господне. Так переписчик данной рукописи поправил Феодосия Печерского вследствии того, что к его времени указанный порядок отмены поста среды и пятка уже перестал практиковаться на Руси. 36 Общая характеристика родителей Феодосия Печерского как людей благочестивых имеется в его Житии. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

17–19 ст. Враги Христа получают новые сравнения. Они уподобляются голодной стае кровожадных собак, нападающих на человека, и скопищу злых людей, которые безжалостно «пронзили руки и ноги страдальца», т.е. пригвоздили Его ко кресту. Исчетоша вся кости Моя, т.е. кости от распинаемого мучительного висения так напрягались и высовывались, что, их можно было бы без труда пересчитать, если бы кто из присутствующих пожелал это сделать. Злорадное издевательство врагов Христа, которые любовались ужасным зрелищем, выражается в следующих словах псалма: тии смотриша и презреша Мя ( Лyk. XXIII, 25 ). Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Св. Евангелист Иоанн Богослов приводит сии слова, как пророчество, и показывает, что оно исполнилось по распятии Господа, когда воины взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части и хитон, который был не сшитый, а тканный весь сверху ( Uoah. XIX, 23 ; Мф. XXVII, 35; Мрк. XV, 24; Лyk. XXIII, 34 ) 40 . 2023 ст. Спаситель молится о том, чтобы Бог Отец не оставил Его в смерти и дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному, победить Своим воскресением всех злобных, как звери, Своих врагов и главного из них диавола, от которого исходила и самая нечеловеческая злоба распинателей, бывших орудием его действий. 22–23 ст. Жалобная молитва Страдальца сменяется в благодарность. Уверенный в действительность Своей молитвы, Он с одушевлением смотрит на будущее и видит там славные следствия Своих страданий и смерти. Эти следствия будут состоять в том, что Мессия будет открыто прославлять Бога пред искупленными. Повем имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. Поведать имя Божие значит прославить имя Божие, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Сии божественные свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении, когда Спаситель, как победитель ада и смерти, до Своего вознесения, являлся верующим и торжественно возвещал им о тайнах царствия Божия. Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли, говорил Они ученикам Своим, шедше убо научите вся языки, крестяще их в имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. (Мф. XXVIII, 18–20; Mpk. XVI, 15–19 ; Лyk. XXIV . Иоан. ХХ 19–23 ст.). Под братьями разумеются все верующие и последователи Иисуса Христа, которые по благодати Божией в силу искупительной смерти Его сделались сынами Богу Отцу и истинными братьями Господа ( Puмл. VIII, 29 ; Иоан. ХХ, 17 ; Ebp. II. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

С Любовью о Господе нашем Иисусе Христе, Святителя Николае Мир Ликийский Чудотворче. Раба Божия Татиана. Юлия 22 мая 2012, 02:02 Святитель Отче Николае, Моли Бога о нас!Да простит и помилует нас Господь Бог и подаст нам прощение и исцеление, да избавит нас от нужды и бед! Инна 22 мая 2012, 01:24 Святителю отче Николае, Великий Чудотворче, моли Бога о нас, грешных! Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яко вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче священноначальче Николае, моли Христа Бога о нас. Марина 22 мая 2012, 00:50 Святителю, Отче Николае, моли Бога о путешествующем р.Б.Анатолии! храни его на всех его морских путях по всему свету. Юлия 21 мая 2012, 23:47 Милостивый Николае Чудотворче исцели меня от болезней во Имя Отца и Сына и Святого Духа Yuliya 21 мая 2012, 23:33 Svyatitel " Otche Nikolaye istseli menya ot boleznei. Слава 20 мая 2012, 16:01 Здравствуйте. Простите, но почему так мало изображений? Добавлять нельзя? Лариса 18 апреля 2012, 16:21 Святителю Отче Николае, моли Бога о нас! Маргарита 28 марта 2012, 23:24 Святителю, Отче Николае, благодарим тебя за твою помощь! Моли Бога о рабах Божьих Иулии и Маргариты. Денис 13 марта 2012, 20:00 Святитель Николае моли Бога за нас грешных Анна 11 марта 2012, 08:42 Святителю отче Николае моли Бога о нас. Татьяна 17 февраля 2012, 00:11 Святитель Николай! Восхваляем тебя любовию нашей! Ты же яко имея дерзновение ко Господу Богу от всяких нас бед освободи! Сохрани нас грешных от всякого зла! Помоги всем, верующим в Тебя и Твои чудеса! Зовем тебя: Радуйся Николае, великий Чудотворче! Р.б. Татьяна, Александр, Ирина Даниил 16 февраля 2012, 18:22 Николай Чудотворец помилуй и дай здоровья Галина 12 января 2012, 19:52 Отче святителю Николае, помоги чадам моим! Елена 3 января 2012, 20:11 святителю отче Николае моли Господа Бога о чадах рабах Божиих Галине и Димитрии и о грешной р Божией Елене Наталия 2 января 2012, 20:35 Otche Nikolae moli za nas grieshnih, umoli Gospoda Boga Nashego daby prostil nam griehi nashi. Zashiti nas ot zla i pomogi vsem kto veruet v Twoju pomoshch.Hamaлuя Геннадий Иоан мария

http://pravoslavie.ru/50494.html

(1 Петр. 4:6).— О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам», апостол продолжает: Посему и сказано: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Ефес. 4:8 и 10). Говоря словами св. Иоанна Златоуста, «ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» (слово на Пасху). С разрушением затворов ада, то есть неизбежности ада, уничтожена и сила смерти. Во первых, смерть для праведных людей явилась лишь переходом от нижних в высшее, к лучшей жизни, к жизни в свете Царствия Божия; во вторых, сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо нам открыт воскресеньем Христовым путь к всеобщему воскресенью. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Христово воскресение есть залог нашего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:22 и 23). Затем смерть будет окончательно уничтожена: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26). О победе над адом и смертью особенно радостно возвещает нам тропарь св. Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Б) Небесная торжествующая Церковь Перед Своим отшествием к Отцу Господь Иисус Христос говорил апостолам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:2 и 3). Спаситель молился к Отцу: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» (Иоан. 17:24). И апостолы выражают желание разрешиться и быть со Христом, — зная, что они имеют «Дом нерукотворный, вечный» (Филип. 1:23 и 2 Кор. 5:1). Изображение жизни святых на небе дано в Апокалипсисе. Св. Иоанн Богослов видел окрест престола Божия на небесах 24 престола и на них старцев, облаченных в белые одежды и имеющих золотые венцы на головах (Апок. 4:4); видел под небесным алтарем: «Души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6:9); и еще видел: «Великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (7:9-10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

X, 20). И прежде, в другом месте: мнози рекут Мне во он день: не в Твое ли имя пророчествовахом, и бесы изгонихом, и силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко не знаю вас (Матф. VII, 22 и 23). Также пред крестным страданием, призвавши учеников, сказал им: о сем разумеют вси, яко Мои учениц ы ест е , аще любовь и мате между собою (Иоан. XIII, 35), — а не потому, что будете изгонять бесов. И опять: по этому узнают все, что Ты Меня послал (Иоан. XVII, 23) — не из того, что они будут воскрешать мертвых, но из того, что будут едино. Чудеса часто другому приносят пользу, а тому, кто творит их, вредят, или доводя его до гордости и тщеславия, или другим каким образом; а от добрых дел ничего такого ожидать нельзя: они приносят пользу и тем, которые творят их, и другим многим. Итак, будем совершать их со всем тщанием. Если ты из жестокосердого сделался милостивым, то исцелил сухую руку; если, оставивши зрелище, пошел в церковь, то исправил хромую ногу; если отвратил глаза свои от блудницы и от красоты чужой жены, то отверз слепые очи; если вместо сатанинских песней выучил ты духовные псалмы, то, будучи прежде немым, стал говорить. Вот самые великие чудеса! Вот дивные знамения! Если мы непрестанно будем совершать такие чудеса, то посредством их и сами сделаемся великими и удивительными, и всех порочных привлечем к добродетели, и достигнем будущей жизни, — которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 1. После того, как Господь обеспечил апостолов относительно пропитания, и отверз им все домы, Он и самый вход их соделал достойным уважения, повелевая им входить не как скитающимся и нищим, но как таким людям, которые гораздо почтеннее самих принимающих их. (Это именно дал Он разуметь как словами: достоин делатель мзды своея (Матф. X, 10), так и повелением осведомляться о достойных и у них оставаться, а равно повелением приветствовать приемлющих и угрозой жестоких казней неприемлющим). Когда, таким образом, Он освободил их от заботы о пропитании, вооружил знамениями, сделал их как бы железными и адамантовыми, отрешив от всего житейского и освободив от всех временных забот, — тогда-то Он начинает говорить уже и о тех бедствиях, которые имели их постигнуть, и не только о тех, которые должны были наступить вскоре, но и о тех, которые имели последовать по прошествии многого времени, и таким образом заранее, приготовляет их к брани против дьявола.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Симеона, греческий текст коих перепечатан у Миня из Φιλοκαλα των ιερων νηκητων, Venetiis, 1782, Migne 603 А – 688A. 9 Ср. проф. А. И. Веденский. Философ. очерки, 1, стр. 66 – 67: ссылаясь на Иоанн. 4:18; 1 Иоанн. 4:12; 1Тимоф. 6:16 ; Исход 33: 20 и 23, и на толкование последнего места Библии св. Григорием Богословом , профессор приходит к выводу, что „по-видимому, христианство мирится только с медиумизмом (м. б. ещё с верой в ясновидение и телепатию), но не с мистицизмом в узком смысле слова», т. е. не с признанием мистического восприятия; но св. Иоанн Златоуст », (25 беседа на еван. Иоанна, т. 8 рус. перевода, кн. 1-ая, СПБ. 1902, стр. 96–102), толкуя Иоан. 1, 18 , говорит, что здесь лишь отрицается возможность для какой бы то ни было твари „иметь точное созерцание и постижение самого существа Божественного»: так знает Отца только пред- вечно рождённый от Него Сын Единородный, ,сын в лоне Отчи»; нам же возможно видеть Бога „ умом и мыслей о Нем“. В 1Иоан. 4:12 повторяются лишь первые слова Иоан. 1:18 ; что касается 1Тим. 6:16 , то здесь, по толкованию святоотеческому, собранному у еп. Феофана Затворника , говорится лишь о „непостижимости Божеского естества». но „ангелы и люди могут, сколько вместимо для них, видеть „явление, близкое и впечатлительное, Божеского величия», т. е. и этим местом Св. Писания не устраняется возможность в христианстве мистического восприятия (см. Еп. Феофан Толкование пастырских. посланий св. ап, Павла, Москва, 1882 г., стр. 411). Наконец св. Григорий Богослов (Творения на рус. яз., изд. М. Д. А., М. 1889, часть 3, стр. 14– 15). объясняя Исхода 33:22–23, говорит , что человек не может лишь „созерцать первое и чистое естество Божие, познаваемое только Самим Богом», но может созерцать в тварях „отражённое величие» Божие, следовательно, прибавим от себя, может , через посредство своего, сотворённого Богом, богоподобного духа, „умно видеть» отображение (напр. в „несозданном свете“) Бога, – само собою разумеется, бесконечно далеко отстоя „от совершенного Его постижения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

2, 20) камение живо (1 Петр. 2, 5), камни одушевленные, которые, по слову пророческому (Зах. 9, 16)  , сами собою катятся, чтобы сложиться в стены, и чтобы, когда ни единством веры и союзом любви прилажены будут один к другому, возросла чрез них Церковь Святая, и совершилось жилище Божие Духом (Ефес. 2, 21–22)? А что мудростию своею Соломон означает истинную Премудрость, тому, принимая во внимание историю и действительность, не станет противоречить никто; ибо история свидетельствует о Соломоне, что он преступил за пределы человеческой мудрости, вместив на широте сердца ведение всего, так что и предшественников превзошел и для потомков стал недостижим, И Господь по естеству Своему, по тому самому, что такое Он, есть Сущность истины, премудрости и силы. Посему, так как сказано Давидом: вся премудростию сотворил еси (Псал. 103, 24), Божественный Апостол, толкуя Пророка, говорит, что Тем создана быша всяческая (Кол. 1, 16), и сим дает знать, что словом: Премудрость Пророк означает Господа. А что Господь есть Царь Израилев, это засвидетельствовано и врагами Его, надписавшими на кресте признание Его царскаго сана: Сей есть Царь Иудейск (Лук. 23, 38). Ибо принимаем сие свидетельство, хотя думают иные, что оно умаляет величие державы, ограничивая владычество Господа царством Израильским. Но на деле выходить не так; напротив того, сие надписание на кресте, упоминая о части, восписует начальство над всем уже тем, что не прибавляет: Сей есть Царь одних иудеев. Ибо надпись без ограничений, засвидетельствовав начальство Его над иудеями, в признании сем не сказав того ясно, подразумевала и державу над всеми; потому что Царь всей земли, конечно, имеет владычество и над частию ея. И заботливость Соломона о правдивом суде означает истиннаго Судию всего мира, Который говорить: Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22), и: не могу о Себе творити ничесоже, но, якоже слышу, сужду: и суд Мой праведен есть (Иоан. 5, 30). Ибо вот самый крайний предел правдиваго суда — не от себя, по какому–либо пристрастию, давать решение подсудимым, но сперва выслушивать подлежащих суду, а потом уже делать о них приговор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010