Именно грех делает людей враждебными Богу и друг другу, именно он делает земную жизнь несчастной и именно он воспламеняет огонь геенны — ибо люди, которые устраивают ад на земле, тем более устроят  его в вечности. Поэтому Царство нельзя просто навязать людям сверху; они должны глубоко перемениться изнутри, чтобы войти в него. И вот Бог сам нисходит на землю, чтобы спасти людей своих от грехов их (Матф.1:21). Именно как Богу Младенцу и приносят Ладан. Задолго до Его рождения ветхозаветный Пророк Исайя возвестил: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)». На Рождество это пророчество читается в Церкви. Таинственный младенец, который должен родиться — это «Бог крепкий» и «Отец Вечности». Как новорожденный младенец может быть Богом? Для язычников тут не было бы проблемы — для них слово «бог» было не очень большим, богов было много, люди могли поклоняться силам природы, выдающимся людям, да кому угодно. Но в библейском контексте эти слова звучали поразительно — единственный Бог, которого признает Библия, это Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Не «один из», но единый и единственный Бог, и именно Он становится Младенцем, принимает на Себя человеческую природу. Церковь называет это событие боговоплощением, опираясь, в частности, на слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Иоан.1:1-14)». Иисус Христос, как единая личность, обладает двумя природами — с одной стороны, Он целиком и полностью Бог, Творец мироздания, Тот, кто создал его и поддерживает в бытии, как сказано, например, в послании к Колоссянам, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)», предвечный, пребывающий вне времени и пространства. С другой — Он целиком и полностью человек, во всем подобный нам, кроме греха, младенец, родившийся в определенное время и в определенном месте.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Все-таки Иисус - не абстрактный символ того, что мы считаем добрым и хорошим, а конкретная личность, живой Человек, о котором мы знаем от Его учеников. И вот этот, новозаветный Иисус имеет совершенно определенные представления о том, что такое любовь - и, в частности, совершенно определенные взгляды на то, что такое брак. Любовь, с точки зрения Иисуса - и его учеников - состоит не в переживаниях, а в соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15) , говорит Он сам, а Апостол Иоанн повторяет: “Кто говорит: " я познал Его " , но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины”  (1Иоан.2:4) “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Иоан.5:3) О том же говорит и Апостол Павел: “Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9) Если Иисус и расходится в чем-то с сексуальной этикой своих современников-иудеев, то только в сторону ее ужесточения - брак настолько принципиально важен, что Он запрещает не только измену, но и развод. При этом излишне напоминать, что и сам Иисус, и его ученики, и весь род людской воспринимали брак исключительно как союз мужчины и женщины. “В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” (Мар.10:6-8) Сексуальная этика Иисуса - нравится это кому-то или нет - вполне ясна и носит предельно ясно выраженный “гетеронормативистский”, как сказали бы сейчас, характер, то есть признает единственно нравственно приемлемой формой сексуальной жизни  супружество между одним мужчиной и одной женщиной. Люди могут верить, что истинное человеколюбие состоит в “поощрении однополых браков и приятии всего того, что раньше считалось грехом и извращением”. Но Иисус верил совершенно иначе; давайте признаем эту очевидность. Некая религия “поощряющая то, что раньше считалось грехом и извращением”, конечно, возможна - вы даже можете счесть ее намного более просвещенной, человеколюбивой и во всех отношениях превосходной, чем традиционное христианство, но объективный и никак не зависящий от наших личных предпочтений факт состоит в том, что Иисус и Апостолы ее явно не проповедовали.

http://radonezh.ru/2020/01/27/net-iisus-...

В свете утреннего солнца рельефно вырисовались очертания города, стоящего вдали на холме. Иисус Христос взглянул на город, и указывая в его сторону рукой, сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Матф.5:14 ). Действительно, как невозможно скрыть от взора путника город, стоящий на вершине горы, так невозможно скрыть от людей учение Христово. Дальше, после небольшой паузы, Иисус Христос продолжал свою речь: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Матф.5:15 ). Этот пример с горящей свечей Иисус Христос привел потому, что большинство слушавших Его людей были бедняки, земледельцы и рыбаки. Свои бедные лачуги, которые часто состояли из одной комнаты, они освещали одной единственной свечей, которую ставили на возвышение на подсвечнике. И эта свеча светила всем, находившимся в доме. Затем Иисус Христос продолжал говорить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). О каком свете в этом месте Своей беседы говорит Иисус Христос? Никакой свет не приносил людям такой огромной пользы, как свет истины, исходящий от Иисуса Христа и Его учения. В Библии о Спасителе говорится: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Иоан.1:4 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Матф.5:9–12 ). Последователи Иисуса Христа, становились носителями этого Божественного Света, и сохраняя в своей душе любовь Христову, делались светом мира. Без Иисуса Христа человек подобен не зажженной свече, и не имеет в себе сил и душевного света для борьбы с темным миром. Но как только человек обратится к Учению Христову и проникнется светом праведности, то его душа озарится присутствием Божьим, а разум будет просвещен мудростью и ясностью, исходящими, как свет от солнца, от учения Христова. Это и дает человеку силы и возможность иметь добрые помыслы и совершать добрые действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Моисей, как раб, был служителем дел низших; а Христос, как Владыка и Царь и Сын Царя, принес нам несравненно высшие дары, сосуществуя всегда с Отцом и видя Его непрестанно. Потому-то евангелист и присовокупил: «Бога не видел никто никогда». Что же мы скажем на слова велегласнейшего Исайи: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис.6:1 )? Что скажем на свидетельство самого Иоанна о том, что Исайя сказал это тогда, «когда видел славу Его» ( Иоан. 12:41 )? Что скажем на слова Иезекииля? И он ведь видел Бога, сидящего на херувимах. Что – на слова Даниила? И он говорит: «и воссел Ветхий днями» ( Дан. 7:9 ). Что также – на слова Моисея: «покажи мне славу Твою, дабы я познал Тебя» ( Исх. 33:18, 13 )? А Иаков и прозвание получил от этого, т. е. был назван Израилем, а Израиль значит: видящий Бога. Видели Его и другие. Итак, почему же Иоанн сказал: «Бога не видел никто никогда»? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа божественного. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописано; не сидит, не стоит, не ходит. Все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один и это возвестил сам Бог Отец через одного пророка: «Я, – говорит, – умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» ( Ос. 12:10 ), т. е., Я снизшел, явился, но не тем, что Я есмь. А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Божия, сколько им возможно было видеть. Но что Бог есть сам в себе, того не видели не только пророки, но и ангелы и архангелы; и если бы ты спросил их об этом, то в ответ не слышал бы ничего о существе, а только пение: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:14 ). Если бы ты пожелал узнать о том что-либо от херувимов или серафимов, то услышал бы таинственную трисвятую песнь и что «вся земля полна славы Его» ( Ис. 6:3 ). А если бы ты обратился с вопросом к силам еще высшим, то ничего не узнал бы, кроме того, что у них одно дело – хвалить Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Смотри же, как такое свидетельство было сильно. Иоанн бросил только малую искру – и вдруг пламя поднялось в высоту. Те, которые дотоле даже не внимали словам Иоанна, наконец говорят: «все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно» ( Ин.10:41 ). 3. В противном случае, если бы т. е. Иоанн проповедовал, обходя всю Иудею, могло бы казаться, что это делается по видам человеческим, и проповедь была бы подозрительною. «Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ). Были у Иоанна и другие ученики; но они не только не последовали за Христом, а еще и с завистью смотрели на Него. «Равви, – говорили они Иоанну, – Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин.3:26 ); и в другой раз они являются с обвинением: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» ( Мф.9:14 ). Но лучшие из них так не делали, а как скоро услышали о Христе, последовали за Ним. Да и последовали они не из презрения к своему учителю, но наиболее из послушания ему, и представили величайшее доказательство того, что они так поступили по здравому убеждению. Они сделали это, не будучи побуждаемы к тому, что было бы подозрительно, а последовали за Христом потому только, что Иоанн предрекал о Нем, что Он будет крестить Духом Святым. Итак, они не оставили своего учителя, но захотели узнать, дарует ли Христос что-либо больше, чем Иоанн. И заметь, как их заботливость соединялась со скромностью. Не вдруг они пришли и стали спрашивать Иисуса о предметах важных и необходимых; и не открыто в присутствии всех, и не мимоходом и как случилось они хотели беседовать с Ним, но – наедине. Они знали, что слова их учителя выражали не одно смирение, а чистую истину. «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра» ( Иоан. 1:40 ). Почему евангелист не означил имени и другого ученика? Некоторые объясняют тем, что этот ученик, последовавший за Христом, был тот же, который и написал об этом; другие же думают не так, а что он не был из числа избранных учеников, евангелист же говорил только о лицах, более замечательных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О каком исповедании говорит он? (Об исповедании того), что есть воскресение, воздаяние и бесчисленные блага, что Христос есть Бог, что (наша) вера - правая: это мы должны исповедывать, это содержать. Истинность всего этого очевидна из того, что первосвященник вошел (в небо) (Евр. 9:24). Итак, будем исповедывать, чтобы нам не отпасть; хотя этих благ (здесь) и нет, но мы будем исповедывать; если бы они были теперь же, то были бы ложью. Истинно и то, что они отложены, потому что Первосвященник наш велик: " мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших " . Он не не знает нашего состояния, как многие из первосвященников, которые не знают (не только) страждущих, но и того, что такое страдание. У людей невозможно знать страданий страждущего тому, кто сам не испытал и не прочувствовал их. А наш Первосвященник испытал все; для того Он наперед и испытал все, а потом восшел, чтобы смочь сопострадать. " Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха " . Как выше (апостол) сказал: также (Евр. 2:14), так и здесь: " подобно [нам] " , т.е., Он подвергался гонению, заплеванию, поношению, осмеянию, клевете, изгнанию, и наконец распятию. " Подобно [нам], искушен во всем, кроме греха " . Здесь внушает и нечто другое, именно то, что и находящемуся в скорби возможно быть без греха. Когда он говорит: по подобию плоти, то говорит не в том смысле, будто (Христос принял) подобие плоти, а в том, что Он принял плоть. Почему же говорить: по подобию? Потому что имеет в виду греховную плоть; Его плоть была подобна нашей плоти; по естеству она была одинакова с нашей, а в отношении к греху не одинакова. " Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи " (Евр. 4:16). О каком престоле благодати говорит он? О царском престоле, о котором сказано: " Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. " (Пс. 109:1). Он как бы так говорит: будем приступать с дерзновением, потому что мы имеем безгрешного Первосвященника, побеждающего вселенную: " мужайтесь " , - сказал Он, - " Я победил мир " (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1608...

– Стань! так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого я спешу. Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь – не только для святого, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судии и известили его о приближении святого и о том, что совершил он на пути, и судия тотчас же освободил осужденного и возвратил его святому невредимым. Провидел также преподобный и тайные грехи людские. Так, однажды, когда он отдыхал от пути у одного странноприимца, женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, пожелала умыть по тамошнему обычаю, ноги святому. Но он, зная ее грех, сказал ей, чтобы она к нему не прикасалась. И это он сказал не потому, что гнушался грешницею и отвергал ее: разве может гнушаться грешниками ученик Господа, евшего и пившего с мытарями и грешниками? ( Мф.9:11 ) Нет, он желал заставить женщину вспомнить о своих прегрешениях и устыдиться своих нечистых помыслов и дел. И когда та женщина настойчиво продолжала стараться прикоснуться к ногам святого и умыть их, тогда святой, желая избавить ее от погибели, обличил ее с любовью и кротостью, напомнил ей о ее грехах и побуждал ее покаяться. Женщина удивлялась и ужасалась тому, что самые, по-видимому, тайные деяния и помыслы ее не скрыты от прозорливых очей человека Божия. Стыд охватил ее и с сокрушенным сердцем упала она к ногам святого и обмывала их уже не водою, а слезами, и сама открыто созналась в тех грехах, в которых была обличена. Она поступила также, как некогда блудница, упоминаемая в Евангелии, а святой, подражая Господу, милостиво сказал ей: Лук. 7 – «прощаются тебе грехи», и еще: «вот, ты выздоровел; не греши больше» ( Иоан.5:14 ). И с того времени женщина та совершенно исправилась и для многих послужила полезным примером. До сих пор говорилось только о чудесах, какие совершил святой Спиридон при жизни; теперь должно сказать и о ревности его по вере православной. В царствование Константина Великого , первого императора-христианина, в 325 году по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Сопротивление Петра не принесло ему никакой пользы, – он был омыт, как и прочие. Когда пришел Христос принять крещение от Иоанна, говорит Ему Креститель: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне»? Отвечает ему Спаситель: «оставь теперь» ( Мф. 3:14–15 ). Не препятствуй, не противься, потому что это есть божественное желание. Не обнаруживай прежде времени достоинства, дай Мне выполнить порядок, и на самом деле показать, что Я принял человечество для того, чтобы через истинного человека открыть истинного Бога. Только Он сказал: «оставь теперь», – и евангелист замечает: " тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3:15 ) креститься. Противился, как благочестивый, а повиновался, как преданный Богу. Таким же образом и Иеремия противился Богу: «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» ( Иер. 1:6–7 ). Сила победила сопротивление. Еще и Моисей противился, говоря: «пошли другого, ...человек я не речистый» ( Исх. 4:13, 10 ), но (Бог) не уступил. 3 . Но обратимся к предмету. Говорит Спаситель: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Иоан. 13:8 ). Отсюда мы должны знать, что часть верующих – Бог, а часть Бога – верующие. Конечно, весь мир – мир Божий; но верующих знает Бог . Весь мир, говорит, сотворен Мною; для Меня все одинаково, кроме части верующих. Поэтому верующие возглашают, как Давид: «Господи, ...Ты часть моя на земле живых» ( Пс. 141:5 ), и еще: «Господь есть часть наследия моего» ( Пс. 15:5 ). Мария, сидя у ног Господа, слушала учение; и говорит ей Спаситель: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк. 10:42 ). Видишь, что часть для верующих – Бог ? Нужно далее показать, где верующие составляют часть Бога. Говорит Моисей: «когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» ( Втор.32:8–9 ), потому что хотя весь мир принадлежал Ему, но один только народ Израильский слушал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но мы, говорит, более того претерпели. Этого одного уже достаточно для утешения. И никто не подозревай здесь преувеличения. Вот он и в другом месте говорит: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей» ( «Ныне радуюся во страданиях моих, и ...исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей») ( Колос.1:24 ). И ни в том, ни в другом месте нет ни дерзости, ни самохвальства. Подобно тому, как (апостолы) совершили большие знамения, нежели сам Христос ( «верующий в Меня, – говорит Господь, – ...и больше сих сотворит» ( " веруяй бо в мя... больша сих сотворит») ( Иоан.14:12 ), – хотя все это совершает Он же, действуя в них, – так и пострадали больше Его, – хотя это опять же принадлежит одному Господу, Который утешал их и давал им силы к перенесению приключавшихся зол. 4. Вот почему и Павел, чувствуя сам, как много он сказал, смотри, как опять смягчает сказанное, говоря: «умножается Христом и утешение наше» ( «тако Христом избыточествует и утешение наше»); он все приписывает Господу, прославляя и этим Его человеколюбие. Не только, говорит, насколько скорбим, настолько и утешаемся, но гораздо более. Не сказал, что утешение равно страданиям, но: «умножается утешение» ( «избыточествует утешение»), так что время подвигов есть вместе время и новых венцов. В самом деле, скажи мне, что может равняться с тем, как терпеть бичевание за Христа и удостоиться за то беседования с Богом, быть сильнее всех, торжествовать над своими гонителями, быть выше целой вселенной, и чаять таких благ, каких «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша») ( 1Кор.2:9 )? Что может равняться с тем, как терпеть скорби ради благочестия, и за то сподобиться бесчисленных утешений от Бога, получить отпущение стольких грехов, удостоиться Духа, освящения и оправдания, никого не бояться и не трепетать, и среди самых напастей быть славнее всех? Итак не будем унывать во время искушений. Никто из любящих увеселения, беспечно почивающих и услаждающихся, никто из проводящих жизнь изнеженную и рассеянную не может быть общником Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. апостол Иоанн убеждал верующих пребывать в учении, слышанном и принятом ими от начала, и не обольщаться новым, и при этом наставлял их не веровать всякому учению, но испытывать – от Бога ли оно, потому что много лжепророков появилось в мире. Вместе с сим апостол указывает самые признаки, по которым надлежит различать духа истины и духа заблуждения: дух истины исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти и есть от Бога; дух же заблуждения не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти, и не есть от Бога, а от антихриста ( Иоан. 1:24, 2; 4:1–3 ). Перенося вопрос на практическую почву, св. апостол оберегал пребывающих в учении Христовом, чтобы они преступающих Христово учение и не пребывающих в нем, не принимали в свой дом и не входили в общение с ними, дабы не принять участия в злых их делах ( 2Иоан. 1:9–11 ). Особенно много руководственных в этом отношении наставлений предлагает в своих посланиях св. апостол Павел, паче всех потрудившийся в благовестии Христовом, будучи призван к этому благодатию Божиею. Он как сам признавал необходимым проповедуемое им язычникам учение представить на суд других апостолов, дабы получить от них уверение в правоте проповеданного им ( Гал. 1:15; 2:2 ), так и преемников – продолжателей своего служения увещевал держаться образа здравого учения, принятого от него с верою и любовно во Христе и пребывать в нем ( 2Тим. 1:3; 2:14 ), бдительно наблюдая за противниками и развратителями здравого учения (Тим. 4:3–5), и строго обличая тех, которые отвратились от истины и увлеклись заблуждением ( Тит. 1:13, 14; 2:8; 3:10 ). Сущность наставлений апостола Павла относительно сохранения преподанного им и слышанного от него учения можно выразить в таких общих положениях. Пастыри и учители Церкви должны стараться не только сами содержать полученное ими учение, но и другим преподать оное во всей его чистоте и неповрежденности, прилагая особливые заботы и попечение о том, чтобы не попустить людям развращенным умом и невеждам веры, увлекать других в сети своих заблуждений и лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010