преподобный Марк Подвижник 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ 1. Поелику многократно изъявляли вы желание знать, как, по Апостолу, «закон духовен» ( Рим. 7, 14 ) и каков строй ума и какова деятельность у тех, кои стараются соблюдать его, то скажем об этом по силе нашей. 2. Во-первых, Бог, как ведомо нам, есть начало, середина и конец всякого блага. Благо же 42 ни в действие прийти, ни уверовано быть иначе не может, как во Христе Иисусе и в Духе Святом. 3. Всякое благо даровано нам от Господа смотрительно (с особым намерением). Кто так верует, тот не погубит его. 4. Твердая вера есть крепкая башня 43 . Для верующего Христос есть все. 5. Да начальствует над всяким начинанием твоим Начальствующий над всяким благом, чтобы по Богу было начинание твое. 6. Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего и ты увидел пользу молитвы, и чтения, опытно уразумеваемого. 8. Имеющий какое-либо дарование духовное и состраждущий неимущим – сим состраданием хранит свой дар, а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения. 9. Уста смиренномудрого говорят истину, и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником самохвала, чтоб вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтоб не впасть умом в дух хулы. 12. Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает духовный закон – терпением, молитвою и непоколебимой 44 надеждой. 13. Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал, говоря: «Сыне Давидов, помилуй мя» ( Марк. 10, 48 )! 14. Этот же (такой же) прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божьим и поклонился Ему ( Иоан. 9, 35 – 38 ). 15. Не возносись, проливая слезы в молитве твоей, ибо это Христос коснулся очес твоих и ты прозрел умственно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Слово 24 Глава 70. О достоверности виденного Апостолом Откр.22:8–9 . «И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея Пророков, и соблюдающих словеса книги сея: Богу поклонися». И это есть свойство Апостольской души, ибо, как сделал в Евангелии, сказав: и видевый свидетельствовал, и вем, яко истинно есть свидетельство его ( Иоан. 19:35 ), так и здесь, сказав, что сам он слышал и видел предсказанное, сим удостоверяет о виденном. Показал же и благоговение Ангела, изобразившего видение, что не принял он поклонение от сораба, но мудро отнес его к общему Владыке. Глава 71. О том, что повелено было не запечатлевать, но возвещать откровение Откр.22:10 . «И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть». Передавая доселе речения Ангельские, к лицу Владыки Христа переходит теперь, говоря: не запечатлей словес пророчествия. И подлинно, книга достойна чтения верными. Ибо и наказанием, уготованным грешникам, и покоем, обещанным святым, руководит читающих к истинной жизни. Откр.22:11–12 . «Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его». Сказал сие не как одобряющий неправду и скверну, да не будет сего, но как сохраняющий непринужденность разума, как бы и то сказал: пусть каждый делает, что ему нравится, я не принуждаю произволения. Показывая же, что за всяким действованием следует соответственный ему конец, сказал: гряду воздати коемуждо по делом его. Откр.22:13 . «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последний.» Алфа и Омега показывают, что и по началу нет ничего старее, и конца не будет Божеской власти и царству. Много уже раз и выше было говорено, что и Христос есть Алфа по Божеству, и Омега или последний по человечеству. Откр.22:14 . «Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Содержание Вера и церковь . 1899 г. Книга 1 1. Вместо предисловия. 5 с. 2. Письмо к издателю В. А. Грингмута. 25 с. Отдел 1 3. Божественно–чудодейственная сила Христова. Прот. И. Сергиева. С. 1–5 4. Апостольное исповедание веры и обетование Спасителя о силе Его Церкви. Свящ. И. Соловьева. С. 6–58 5. Апологеты древнехристианской Церкви. Пр. Н. В. Благоразумова. С. 59–78 6. То же. С. 161–192 7. Буддизм и современное неверие Свящ. И. И. Покровского . С. 79–111 8. То же. С. 193–230 9. Новая заповедь. К. Н. Сильченкова . С. 231–254 10. Христианское учение о клятве. Свящ. С. В. Страхова. С. 255–277 11. Благодатная сила Аристовой Церкви. Прот. И. Сергиева. С. 336–340 12. Конец мира по учению слова Божия и современным гипотезам естественных наук. А. П. Миловидова. С. 341–380 13. Об истинном счастье. Свящ. М. И. Соболева. С. 381–402 14. То же. С. 566–600 15. О христианском милосердии. А. С. Рождествина. С. 403–418 16. То же. С. 757–777 17. Мелкие статьи, заметки и известия: Значение веры в церковном сознании. И. И. Виноградова . – Французский ученый о потребности веры. – Мнение представителя науки об ее бессилии в вопросах духовной жизни. – Могут ли быть два пути. – Открытие останков. Будды. – Погребение старых книг. – Стоимость вооруженного мира. –Судебная статистика. С. 419–436 18. Действительность воскресения Христова. Свящ. Ф. Василевского. С. 501–519 19. Воскресение Христово в его изображениях. С. 520–539 20. Поклонение Богу духом и истиною ( Иоан.4:24 ). Свящ. Соловьева. С. 540–565 21. Радость Христова Воскресения. Прот. И. Сергиева. С. 601–603 22. Слово о духовном возрождении и воспитании. Его же. С. 601–604 23. Мысли церковных писателей первых веков о государстве. А. Т. Виноградова. С. 685–717 24. Христианский взгляд на значение и права женщины. Свящ. А. В. Никитина. С. 718–756 Отдел 2 25. Религиозно–нравственные идеи и типы в произведениях Ф. М. Достоевского. Свящ. Н. Г. Побединского. С. 112–128 26. То же. С. 278–301 27. Высокопреосвященный Сергий митрополит Московский. Свящ. Н. М. Миловского. С. 129–136

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание    1) Вознамерившиеся злохудожно разуметь божественные Писания, в подкрепление хулы своей, выставляют относящиеся к человечеству речения об обнищании Сына Божия. Но в этих-то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: «весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9); то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, особливо зная, какого рода обнищание Его и какова сила креста Его. Посему и в другом месте говорит тот-же Павел: «да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Ефес. 3:18, 19). По сей-то причине о нищете и страданиях Его с дерзновением пишет: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6:14); и еще: «не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» (1 Кор. 2:2); и: «аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. 2:8). И ныне еретики эти, если бы разумели божественные Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его тварью или созданием.    Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: «якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Иоан. 5:26). Говорят: у дающего есть превосходство пред приемлющим; написано также: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10:18); и еще: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27:46)? и также: «о дни же... последнем... никтоже весть, ни Сын, токмо Отец» (Мк. 13:32); и еще: «Егоже Отец святи и посла в мир» (Иоан. 10:36); и еще: Бог Отец воскресил «Его из мертвых» (Галат. 1:1). Как же, говорят: «Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2558...

1. Поелику вы многократно желали узнать, как закон, по слову Апостола, духовен есть (Рим. 7, 14); и что должны знать, и как поступать желающие сохранять его, то скажем о сем по силе нашей. 2. Во первых надобно знать, что Бог есть начало, средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом. 3. Всякое благо даруется нам от Господа, и кто так верует, тот не лишится его. 4. Несомненная вера есть крепкий столп, и Христос бывает всем для верующего. 5. Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу. 6. Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом. 8. Кто имеет какое-либо духовное дарование, и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар. Кичливый же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет оный. 9. Уста смиренномудрого изрекают истину, а кто противоречит ей, тот подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником того, кто хвалит самого себя, чтобы вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись в сердце твоем разумением писаний, дабы не впасть умом в дух хулы. 12. Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем поведевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленною надеждою. 13. Кто молится телесно, и не имеет еще духовного разума, тот подобен слепому, взывашему: сыне Давидов, помилуй мя! (Марк. 10,8). 14. Бывший некогда слепым, прозрев и увидев Господа, поклонился Ему и исповедал Его уже не сыном Давидовым, но сыном Божиим (Иоан. 9,35,38). 15. Не возносись, изливая слезы в молитве твоей; ибо Христос коснулся очей твоих, и ты прозрел умственно. 16. Кто подобно слепому, сбросил одежду, и приблизился ко Господу, тот делается его последователем и проповедником совершеннейших учений (Мак. 10,50,51).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/621/...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Учение Св. Писания о благодати Божьей. В Ветхом Завете находятся только более или менее неясные намеки на учение о благодати и это потому, что благодать, как сила Триединого Бога, должна была открыться в полном свете и силе в Новом Завете, с полным откровением Триипостасного Бога. Благодать в смысле милости, милосердия, благоволения, – понятие встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (напр. Исх. 21, 3; 36), – в основе своей есть самое общее и многообъемлющее выражение. Если, однако, поставить его в связь с теми местами, в которых говорится о Духе Божьем, об излиянии Его или на отдельных людей, избранников Божиих – пророков или на весь народ (Числ. 29; Иса. 2. 3; Иезек. 26. 27; Иоил. 28. 29; Иезек. 5. 9. 10. 14), в особенности, когда этот народ изображается или землею сухою (Иса. LV, 1. 3; 11) или мертвыми костями (Иезек. 1. 2 и сл.), то это излияние представится в виде действия особой, божественной, оживляющей силы, следовательно, в более частном смысле. И хотя выражение благодать в таких изображениях действия Духа Божия не встречается, но невольно приходит на мысль сближение этих мест с изображениями действий Св. Духа. Есть, однако в ветхозаветном Писании одно пророческое место, в котором выражение «благодать» ставится в связь с понятием «Дух» – «Дух благодати» (πνεμα χριτος), напоминающее единственное также выражение новозаветное ( Евр. Х, 30 – τ Πνεμα τς χριτος). «И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот и воззрять нань его же прободоша, и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце» (Зах. 10). Внутренняя перемена в жителях Иерусалима, с излиянием на них «Духа благодати» не напоминает ли речей И. Христа о том, что произойдет с Его учениками и последователями с ниспосланием на них Духа Утешителя (Иоан. 26; 13. 14. 21–23)? 1) Благодать, уготовляющая все потребное для человеческого спасения по учению Св. Писания Нового Завета. – С тем же главным значением и с таким же широким объемом, как в Ветхом Завете, употребляется слово благодать и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Том I Том III Том IV Том V Содержание Введение 1. Ветхозаветная основа Евангелия 2.  Еврейский монотеизм – Ветхий завет 3. Ветхозаветное священство 4. Царство (теократия) 5. Пророчество 6. Законническое иудейство 7. Отец Небесный 8. Духовная праведность 9. Вечная жизнь 10. Спаситель 11. Царство Божие 12. Приложение: Изъяснение Иоан. VIII:44, X:12–13; Лук. XVI, 1–13     Введение Изложение евангельского учения составляет часть библейского богословия, – и при том часть фундаментальную, исключительной важности и решительной своеобразности. Наука библейского богословия основывается на двух принципах, против которых нельзя основательно возражать и которые образуют необходимое условие научного изложения христианских первоисточников. Первый принцип тот, что источники христианского учения – Библия  и святоотеческие творения, – и даже отдельные части Библии, как-то Евангелия и писания каждого апостола, не могут быть рассматриваемы в научном отношении как бесцветные части однообразного целого, что, напротив, каждый из них имеет свой не только внешний, но и внутренний характер, созданный личными особенностями автора и условиями времени. Конечно, все христианские памятники и, в частности, все отделы новозаветной Библии имеют нечто общее, что дает «религию» Нового Завета, но это общее не обнимает того, в чем душа каждого более или менее оригинального отдела. Библейское богословие имеет дело, прежде всего, не с Библией в ее целом, не с теми рубриками, которые одинаково приложимы ко всем частям Библии, а с каждым ее отделом, имеющим собственный внутренний характер, – и потом – с историческою связью между разными последующими отделами. Второй принцип библейского богословия тот, что как каждый литературный памятник, так и библейские писания нужно рассматривать во свете современных им идей, имеющих значение языка, в широком смысле слова, или фона, на котором раскрывается оригинальное содержание памятника. Понять литературный памятник значит определить круг идей того времени, к которому он относится, и уяснить, что в нем заимствованного и что оригинального, что составляет материал, носившийся в воздухе, и что – ответ автора, его реагирование на среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Трипеснец на великий Понедельник Песнь 1-я. Ирмос. Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным своим повелением, и проведшему чрез него пешешествовавший народ Израильский, Господу воспоем: ибо Он торжественно прославвлся. Неизреченно нисхождение Слова Божия, поелику Христос есть Бог и вместе человек; будучи Богом не по хищению, он и в образе раба являет сие ученикам: ибо он торжественно прославился (Флп. 2:6—7). Послужить обнищавшему Адаму, коего образом Я — Создатель — облекся добровольно, пришел Я сам богатый по Божеству, и для искупления его положить душу Мою, (хотя Я и) безстрастный по Божеству (Мф. 20:28). Песнь 8-я. Ирмос. Устрашился равночестнаго душе несквернаго тела благочестивых отроков и отступил (от него) неутомимый пламень, питаемый веществом без меры; среди же обезсилевшаго непогасшаго пламени воспевалась непрестанная песнь: все творения воспевайте Господа и превозносите во все веки. Тогда познають все, что вы — Мои ученики, если будете соблюдать Мои заповеди, говорит Спаситель возлюбленным, шествуя на страдание; мир имейте между собою и со всеми, и смиренно мудрствуя возвышайтесь: и познав Меня — Господа воспевайте и превозносите во все веки (Иоан. 13:35, 15:10, 17:3; Мк. 9:50; Лк. 14:11). Не по обычаю язычников да будет у вас господство над собратиями; ибо Мой жребий — не насилие, а свободное произволение; посему кто между вами хочет быть предпочтен пред другими, да будет последним из всех: и познав Меня — Господа воспевайте и превозносите во все веки (Мф. 20:25—26; 1 Петр. 5:2). Песнь 9-я. Ирмос. Возвеличил ты, Христе, родившую Тебя Богородицу, от которой Ты, Создатель наш, восприял подобострастное нам тело, во искупление наших согрешений: ублажая ее мы, все роды, Тебя величаем. Отвергнув всякую нечистоту страстей, стяжите разум мудрый, достойный Царствия Божия, в котором вы прославитесь, просветившись яснее солнца, предсказал Ты, верховная Премудрость, Твоим Апостолам (Мф. 10:16, 13:43). Взирая на Меня, сказал ты Господи ученикам своим, не высокомудрствуйте, но водитесь (мыслями) смиренными; вы пиете чашу Мою, какую Я пию; посему в царствии Отца со Мною и прославитесь (Мф. 11:29, 20:22, 20:29; Рим. 8:17, 12:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3573...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Достоин ли любви «враг рода человеческого»? Слово «дьявол», по-гречески – «диаболос», что означает обвинитель, обольститель, клеветник. Словом «дьявол» или «сатана» назван во многих местах Ветхого и Нового завета главный злой дух, противостоящий Богу и обольщающий людей. За то, что злой дух относится к людям с непримиримой враждой и активной агрессией, его часто называют врагом рода человеческого, неприятелем, противником людей. Апостол, предостерегая людей от козней сатаны, так говорит о нем: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Злой дух является падшим ангелом, который отпал от Бога вследствие своей гордыни. Он «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ) «обольщающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ). Он внушает человеку злые помыслы и желания. Этот злой дух подстрекает человека роптать на Бога. Внушает человеку недовольство своей жизнью и критикует Бога перед людьми, подбивая людей против Бога. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог» ( Быт. 3,1 ). Сатана обольщает и искушает людей, пытаясь их соблазнить (толкнуть) на совершение греха. «Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. " ( Быт.3:13 ). «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» ( Матф.4:1 ). Наряду с этим этот злой дух обвиняет человека за грехи перед Богом. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» ( Иов.1:6 ) «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» ( Иов.1:9 ). Злой дух активно противодействует установлению Царства Добра в мире. Для этого он мешает проявлению добрых помыслов и поступков и противодействует Иисусу Христу и Его последователям. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.» ( Зах.3,1 ). За то, что сатана вредит людям, он будет наказан Господом Богом. «Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.» ( Откр.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010