Самое наше хотение, желание спасения, не говоря уже о нашей деятельности зависит от помощи Божьей. Апостол, увещевая «со страхом и трепетом содевать спасение» замечает, однако: «Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Филип. 13) Действие силы Божьей апостол уподобляет таинственному действию силы природы, произрастающей растения. Эта сила важнее и выше насаждения и орошения (евангельской проповеди ). «Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти. Тем же ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог... Богу бо есмы поспешницы. Божье тяжание, Божье здание есте... Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 6. 7. 9. 16). В этом смысле мы не что иное, как творение Божье: «Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая» (Еф. 10), тоже, что глина в руках горшечника (Рим. 20–21), так что дело Божье в нас зависит не от нашего желания и усилий, а от Бога: «тем же убо ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога» (ст. 16) 45 . Завися от воли и милости Божьей, действие спасающей нас силы Божьей условливается, однако предведением Божьим: «их же предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына своего» (Рим. 29), т.е. условливается и нашим отношением к даруемому спасению, к божественной помощи, что и составляет предмет предведения Божия. Правда, Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 4), что многократно выразил и сам Христос Спаситель, пришедший спасти всех грешников, весь мир (Иоан. 16; Лк. 15), призывающий, в притче о царской вечери, после отказа званных, всех, кого только ни встретили его рабы на «исходищах путей», на «распутиях » «всех, елицех обретоша, злых же и добрых » (Мф. 9–10), и потому повелевающий апостолам идти с Евангельскою проповедью во весь мир, проповедать всей твари, всем народам (Мф. 19; Мк. 15). Но создав человека свободным, Бог сам ограничивает Себя созданною Им нашею тварною свободою, сохраняемою Им в неприкосновенности, и потому дело Божье в нас зависит от одной силы Божьей, но и от нас, что опять многократно засвидетельствовал как сам Господь наш И. Христос, так и Его ученики, св. апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

И к нам бесконечный Бог близок в своих делах, мы можем найти Его в неизмеримом пространстве небес, на обитаемой нами земле, или в глубине моря. Всюду Он окружает нас чудесами Своего всемогущества, премудрости и благости. Во все времена года, которые, по Его всеопределяющему Разуму, правильно следуют одни за другими, Он дает всем своим тварям ощущать Его благодетельную близость, замечать направленные к благу действия Его всемогущества (Деян. 14:17). Кто мог бы бессмысленно проходить мимо этих доказательств Его всеприсутствия и величия? Кто в состоянии пользоваться без признательности ежедневными благодеяниями, какие Отец небесный дарует людям? Человек, одаренный умом, усматривающем в видимом невидимое, был бы недостоин имени человека, если бы он с животной бесчувственностью проходил в храме природы, отражающей Божью славу. Пусть же не напрасно всемогущий Творец и Промыслитель открыл пред нашими глазами Свои дела; пусть не напрасно являл Он нам Себя повсюду, как нашего благого Отца! Пусть наши мысли, ум и сердце будут постоянно отверсты и восприимчивы ко всему прекрасному, великому и славному, в чем Его величие и благость проявляется пред нашими глазами. Тогда мы будем «всегда радоваться о Господе, ни о чем не заботясь», потому что Он близ нас в своих делах. Наслаждение разнообразными земными благодеяниями будет поощрять нас к благодарности и любви к Нему. Тогда мы будем более стремиться к благам, которые Он хочет даровать нам через Иисуса Христа. 2. В Своем слове. Весьма многие народы не знали, как был к ним близок бесконечный Бог в своих делах, они не замечали Его величия и славы в природе, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили (Рим. 1:21; Ефес. 4:18; 2:12 ). Но Он не восхотел оставить их блуждать в не вежестве и заблуждении, не восхотел быть далеко от них. Он восхотел приблизиться не только к их разуму, но и к сердцу, посредством Своего слова и закона. Здесь Он открывает себя людям, как бесконечный Дух, который все обнимает: прошедшее, настоящее и будущее, — все знает и везде проникает (1 Иоан. 3:20; Сир. 23:28–29 ); как светый и праведный, который любит и награждает добро, презирает и наказывает зло; который дал людям в разуме и совести закон добродетели и требует святости; как благой и милосердый, который не отгоняет грешников и не отказывает в своих благодеяниях нечестивым (Мат. 5:45); как Отец всех людей, Который в Сыне Своем Иисусе Христе послал всем людям Спасителя и Ходатая, чтобы мы через Него получили примирение (Рим. 3:23–24; Евр. 4:16).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1374 In ps. 35, 1; Ep. 78, 8 (cp. Dr. G. Wilbrand, “Ambrosius”, 28); De Abraham, II, 11, 79; In ps. 118, 12, 36. Поскольку новозаветной Кровью Христовой упраздняется кровь Ветхого Завета, св. Амвросий говорит, что «Христос продал народ иудейский (продаётся то, что считается ненужным) и купил Своей Кровью народ христианский». In ps. 43, 42. 1382 De Spiritu Sanctu, II, 7, 65: Qui renovatur Spiritu mentis, induit novum hominem, qui secundum Deum creatas est; De Isaaac, 8, 75. 1383 Ер. 78, 1: «Мы дети не служанки, а свободной, каковой свободой освободил нас Христос. Отсюда следует, что те более дети Авраама, которые от веры, ибо они преимуществуют перед наследниками по рождению. Закон – педагог; вера – свободна; отложим дела рабства, будем держаться благодати свободы, оставим тень, последуем солнцу; оставим установления иудеев ( Гал. 3, 24 )». 1384 In Luc. III, 29: «Имел прийти тот, кто «воззвал опыт древней жизни и в Новом Адаме воссоздал ту свободу, которой наделил первого Адама, дабы род человеческий пребывал без закона рабства». De Iacob, I, 3, 9 и др. 1385 Ер. 7, 42: «Мы искуплены от смерти и рабства, чтобы не были больше подчинены миру, от которого мы отреклись… Христос пришёл на землю, чтобы взять грех мира, чтобы всем отпустить грех ( Иоан. 1, 29 ), Он уничижил Себя, чтобы всем дать свободу ( Фил. 2, 7 ), Он восприял плоть, чтобы Своей смертью приобрести всем воскресение». Косвенно эта мысль подтверждается теми местами из творений св. отца, в которых он говорит о свободной воле человека и его безусловной ответственности за грехи, например: De Nabuthae 16, 68; De Cain et Abel, II, 3, 11. 1389 Подробнее об этом см. у Dr. I. E.Pruner " a: “Die Theologiedes heiligen Ambrosius”, S. 23 – 24. 1396 In ps. 118, 3, 22; cp. Orig., Selecta in psal. CXVIII, vers. 18; Pitra, “Analecta sacra”, III (1883),259. 1401 In ps. 118, 16, 35: Intellectus spiritales munus est; et ideo quod Dei est, a Domino postulatur. 1409 Ep. 45, 15; De poenit. II, 7, 65: Ideo enim et passus et mortuus est Dominus, ut nos redimerit a morte. Hoc excellentissimum indicat pretium suac mortis, quo peccator absolvitur et im novam assumitur gratiam.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой,» а так же: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину.» Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота о их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно, сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души, духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе с жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины,» но еще больше уверовали «по Его слову,» когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос.» Прибытие в Галилею и начало Проповеди (Матф. 4:13-17; Марк. 1:15; Луки 4:14-15; Иоан. 4:43-45). О приходе Господа в Галилею и о начале Его проповеди там говорят все четыре Евангелиста. Придя в Галилею, Он оставил Свой отечественный город Назарет, свидетельствуя, что пророк не имеет чести в своем отечестве, и поселился в Капернауме, в чем св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430487/

17. И Господь, показывая, что, последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и, обличая их, сказал: «вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит» ( Иоан. 8, 44 ). Посему весь грешный род Адамов втайне несет на себе это осуждение: стеная и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий, так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и движение все растения и семена, и как одна ночная тьма простирается над целой вселенной, так князь лукавства, будучи некой мысленной тьмой греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмой неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу, не рожденную свыше и мыслью и умом не переселившуюся в иной век, по сказанному: «наше житие на небесах есть» ( Фил. 3, 20 ). (5, 3). е) Все испытывали это, но никто не знал, что это за зло и откуда оно, почитая такое состояние естественным. 18. Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, произошедшего вследствие Адамова преступления, этого жала смерти, потому что пришедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами, люди же не знают, что делают эти побуждаемые чуждой некой силой, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это (15, 47). 19. Сколько появлялось царей из Адамова рода, которые овладевали всей землей и много думали о царском своем владычестве! И ни один при таком довольстве не мог познать того повреждения, какое преступлением первого человека произведено в душе и омрачило ее, почему не познает она происшедшей в ней перемены, а именно, что ум теперь за падение свое облечен стыдом, и по ослеплении очей сердечных, не видит той славы, какую до преступления видел отец наш Адам (45, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Χριστος; в псалме 2; αυτος – Той Быт. 3:15 в приложении к «σπερμα» (слову среднего рода), значит христиане не post factum, а много раньше явления Христа могли видеть у евреев в этих и подобных местах Слова Божия веру в Мессию. 4) Перевод LXX стоит во многих отношениях выше современного мисоретского чтения. Напр. в известном месте пс. 15 «преподобному твоему» у LXX вернее, чем читается у масоретов «преподобным твоим», в Пс.21:17 «пронзили» (о Христе) более правильно, чем масоретское чтение «как лев». 5) «Нельзя отвергать, что существует много разностей между нынешним еврейским текстом и переводом LXX толковников. Но несравненно в тысячу раз больше сходства между ними. Между тем как разность в большинстве случаев зависела от самих переводчиков, не может решительно доказывать изменения подлунного текста, сходство перевода LXX с современным еврейским текстом положительно доказывает не поврежденность подлинного еврейского текста». Общий вывод проф. Юнгерова таков: «Сходство между переводом LXX и нынешним еврейским текстом побуждает призвать, что нынешний текст не отличен от текста III в. до Р. Хр.» (стр. 375). 1) Моисей, живший с 1600 по 1480 г. до Р.Хр., положил начало ветхозаветной священной письменности. Написанные им пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), или так называемое «Пятикнижие», всеми писателями В. 3. от Иисуса Навина (8:31–85) и до Малахии «печати пророков» (4:4) называлось «книгою» или «законом Моисея» ( Лук.24:44 ), «книгою Моисея» (Мк.12:26), или просто «Моисеем» ( Иоан.5:45–47 ; 2Кор.3:15 ). Книги эти принято называть по содержанию «законоположительными», так как главное содержание их составляют «законы, правила и уставы», данные чрез Моисея. В Пятикнижии описывается происхождение мира и человека, первоначальная история рода человеческого до потопа, рассеяние народов по лицу земли после потопа, смешение языков, избрание из среды послепотопного человечества патриархов еврейского народа, их жизнь и сохранение среди них веры в истинного Бога и обетованного Спасителя, переселение их в Египет (этим заканчивается книга Бытия); происхождение от них еврейского народа, жизнь Моисея, избавление евреев от египетского ига (это событие сообщило название книге «Исход»), дарование им законов, учреждение скинии и всего чина ветхозаветного богослужения с тремя чинами священства (по имени низших служителей при скинии и книга о сем называется «Левит»), сорокалетнее странствование евреев по аравийской пустыне, по исчислении народа у горы Синай (отсюда наименование книги «Числа»), подведение евреев Моисеем к восточным пределам земли Ханаанской, прощальные речи Моисея, повторение вкратце закона для тех, кто не слышал его у Синая (отсюда название последней книги «Второзаконием») и смерть Моисея, описанная, конечно, его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

145 Теренций. Самоистязатель 77 (см.: Теренций. Комедии. М., 1985. С. 115). 146 Иоан. 19, 5. 147 Вл. Соловьев, вероятно, имеет в виду слова Геродота (История IV 191), но допускает неточность, так как Геродот рассказывает о " песьеголовых " людях, живущих не " по Днепру или Дону " , а на севере Африки. Или Страбона (I 2, 35), который помещает песьеголо вцев там же, где и Геродот. Ошибка Вл. Соловьева легко объяснима тем фактом, что и в европейской и в русской культурах словом " песьеголовец " называли неких существ, живущих за пределами мыслимой земли. Ср.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 105. 148 Вл. Соловьев имеет в виду религиозные воззрения Л.Толстого и его последователей; см.: Соловьев В.С. Идолы и идеалы?? Собр. соч. Т. V.; ср. антитолстовские высказывания в " Трех разговорах " (Собр. соч.). 149 Вергилий. Энеида VI 851 (вероятно, перевод авторский, ср. другой перевод на с. 468). 150 Гораций. Оды III 3, 6 — 7 (ср.: Оды Квинта Горация Флакка. СПб., 1856. С. 69). 151 Дан. 2, 37 — 45. 152 Исайя 11, 10. 153 Гал. 6, 15; Колос. 3, 11. 154 Рим. 8, 18, 23. 155 Рим. 8, 17; Гал. 6, 17; Филип. 3, 10. 156 1 Коринф. 12, 12 — 27. 157 Имеются в виду мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец, член испанской и португальской экспедиции к берегам Южной Америки. Впервые высказал предположения, что эти земли — новая часть света, которую он и назвал Новым Светом. Другой итальянец, лотар ингский ученый, картограф М.Вальдзенмюллер, назвал новую часть света — в честь А.Веспуччи — Америкой. 158 Термин И.Ньютона. 159 См.: Гомер. Илиада. 16 °См.: Соловьев Вл. Магомед, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. См. также: Собр. соч. Т. 6. 161 См.: Аристотель. Политика 1255 a — b 15. 162 Матф. 25, 34 — 35. 163 попустительство, вседозволенность (фр.). 164 некоторая расточительность (лат.). 165 См., напр.: Милль Дж. Основы политической экономии II. 166 См., напр.: О воспитании при строе гармонии. М., 1939. 167 случайно (лат.). 168 Ср.: Матф. 4,4. Лук. 4,4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений] 34 . Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: песнь:]ое песнь:]ени… песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту песнь:] святителю приношу Многогрешный песнь:] Бори(с) 35 . Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.) 36 . Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми 37 . В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями 38 . В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий 39 (Пс 125:5). Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке 40 . Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих 41 . В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного 42 , а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями. Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае 43 . Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений 44 . В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)” 45 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Яз есмь… сый, и иже к. и крадый. ( Апок. 1:8 .). В этих словах богословская филология находит подтверждение тому объяснению, какое она дает имени Бога: Иегова. Имя Иегова, этимологическим смыслом своим указывая в существе Боге вечность, самобытность, заключает в себе смысл тех слов Писания, в которых говорится, что Бог есть всесовершенный, тот, который имеет жизнь в Самом Себе ( Иоан. 4:26 .), от которого все получило бытие ( Колос. 1:16. 17 ).), которым все живет, движется и существует ( Деян. 17:28 .) 79 . С того времени, как Бог указал в великом имени своем преимущественное соответствие его значения божественному Его существу, Другие имена Его, чаще стали употребляться как сказуемые или определительные слова для имени Иегова, как указывающие свойства Его ( Исх. 34;6–7 .): потому что каждое из них выражает собою какое-либо только относительное наше представление о Боге, и употребляется тогда, когда означаемое им свойство Бога делается содержанием размышления о нем верующего. Так в Писании читаем: Иегова – Бог всевышний ( Быт. 14:22 .), Иегова – Бог вечный (21:33.), Иегова – Бог небес и земли (24:3. Псал. 7:18 .) Иегова, Господь наш ( Псал. 8:1.10 ). Господь Иегова воинств, Мощный Израилев (Иса. 1:24. русск. перевод). Иегова есть Бог на небе вверху и на земле внизу: нет еще Бога кроме Его единого. (Второз. 4:39. 32:39. 1 цар. (3 цар.) 8:60. Иса. 45:21.22.) Великое имя Божие, которое нам теперь известно, мы говорим на первоначальном языке Писания, на еврейском; но что оно значит в переводе на другой какой-либо язык, например, на русский? Слово, которым в нашей славянской Библии переведено греческое, а еврейское эгье, и которое, как было замечено, прекрасно передает значение и смысл еврейского, то есть слово Сый, верно, полно передает и смысл слова Иегова; даже надобно сказать, что слово Сый, поставленное в соответствии еврейскому Эгье, как не указывающее на грамматическое лицо, выражающееся формой еврейского, как имя, конкретно выражающее и существо Бога и Его существенное свойство самобытность, прямее прилагается к изъяснению имени Иегова, когда хотим это слово сказать в переводе на наш язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

117 «Коран есть слово Бога несотворенное: оно написано в наших книгах, начертано в наших сердцах, членораздельно в наших языках и слышится нашими ушами, воспринимающими звук слова, а не самое слово, которое вечно и самобытно». M. d " Ohsson, p. 29. 118 Гл. 5, ст. 119; гл. 3, ст. 48; гл. 19, ст. 29: есть искажение слова Evangelium, ευαγγλιον. «Мы также повелели Иисусу сыну Марии следовать стопам пророков, утверждая закон, ниспосланный ранее его; и Мы дали ему Евангелие, содержащее направление и свет, также утверждающее закон, данный ранее его, и направление и увещание тем, кто боится Бога, чтобы получившие Евангелие могли судить о том, что Бог открыл им и также не судить потому, что Бог открыл преступника. Мы также ниспослали тебе книгу Коран с верою, утверждающею писания, которые были открыты пред этим, и предохраняющею ту же самую сокровищехранительницу от порчи». Гл. 5, ст. 54–56; гл. 3, ст. 3. 119 Гл. 2, ст. 204. «Молитесь непрестанно», кажется, относится к 1Сол. 5:17 , αδιαλιπτως προσεχεσθαι. Также гл. 3, ст. 58, содержащий сравнение Адама со Христом может намекать на 1 Кор. гл. 15, ст. 45, 57. 126 «Ego vero, quantumque innocentem vitam in mundo transegi, tamen, eum homines me Deum et filium Dei vocaverint, Deus ne in die judecii olim daemonum essem ludibrium, voluit in mundo ignominia me affici ab hominibus per mortem judae; persuasis omnibus, me in cruce mortem obiisse. Undeista ignominia durabit usque ad adventum Mohamedis, qui cum in mundum venerit, omnes legi Dei credentes ab hoc errore liberavit». Fabricii codex Apocryph. N. Test. tom. 2, pp. 378, 384. 127 Гл. 61, ст. 6, утверждается, что Христос пророчествовал об Ахмаде Мухаммеде laudabilis, multa dignus; παρκλητος, y Иоан. гл. 14, ст. 16; гл. 15, ст. 26 обращено в περικλυτς, inclytus. 128 Мишкату-ль-масабих, или собрание самых подлинных преданий о Мухаммеде, переведенных с арабского Capt. A. N. Matthews " ом, Calcutta, 1809, vol. 2, p. 814. 129 В ст. Д-ра И. А. Мёлера (Möhler): «Ueber das Verhältniss des Islam " s zum Evangelium». 1839.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010