Сентябрь 1880 г. 1 сентября Новый церковный год. Утро. Благодарю Господа, яко во мгновение отсек сечением Духа Святого диавольскую тесноту и скорбь, когда я прикоснулся с верою в покаянии к святому престолу в храме святого апостола Андрея Первозванного, – скорбь и теснота за жестокосердие и скупость. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты 29 числа за всенощной пред самыми паримиями. Благодарю Господа, даровавшего мне силу одолеть именем Его бесплотных врагов в минной мастерской во время молебна. Благодарю Господа, исправившего меня от падения моего на утренней панихиде у Бойлей по матери их Варваре и даровавшего мне дерзновение выговорить спокойно, плавно весь отпуст заупокойный; а ектении пробормотал спешно и смутно от боязни вражей, потопившей мое сердце. Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, скоро услышавшего молитву покаяния моего по поводу огорчения на диакона Арсения, не пришедшего и по приглашению на панихиду к адмиральше Бойль сего 1 сентября в семь часов вечера и на замечание мое грубо мне ответившего. Я был в смятении, волнении и тесноте духа, а по краткой молитве веры и покаяния Господь даровал мне мир. Но исправи, Господи, диакона Арсения, лживого, непокорного, преступающего. На вечерней панихиде в конце я смутился, замялся и не выговорил слов отпуста по причине огорчения на неисправного и непослушного диакона. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [ Евр.13:9 ]. Это я испытываю на себе весьма часто. Благодать с молитвою покаяния утверждает сердце, а разнообразные брашна и напитки крайне расслабляют душу и делают ее игралищем греха и диавола, как и сегодня случилось на вечерней панихиде у Бойля, когда я служил один без диакона. О [поминные] обеды! Сколько от вас зла, беды, наветов от врагов невидимых! 2 сентября Не забывай, иерей, слов Апостола: аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте такового духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши [ Гал.6:1 ]. Я согрешил вчера (1 сентября), сказав диакону в огорчении и досаде слова: о, диакон, диакон, – а он был неисправен, не пришел на панихиду в условный час: мне не надо было нимало огорчаться на него еще во время панихиды, которую я один служил, а я, искушаемый врагом, допустил в сердце неприязнь на диакона и сам был искушен. Да блюду себя впредь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание Тит Флавий Климент – примиритель противоположностей Глава первая. Христос – это Новая Песня, Слово Истины § I. Евном и цикада § II. Древние мифы и новая песня § III. Обман Орфея § IV. Спасительная сила новой песни § V. Логос и гармония мира § VI. Кажущаяся новизна истины § VII. Предвечный Логос – Мастер, Учитель и Защитник § VIII. Различные пути спасительного врачевания § IX. Иоанн Предтеча и плодоносная пустыня § X. Христос и врата в небеса Глава вторая. Языческие мистерии гнусны, а боги позорны § XI. О языческих оракулах § XII. Связь мистерий со змеем и грехопадением § XIII. О происхождении слов «оргии» и «мистерии» § XIV. О мистериях Афродиты § XV. О мистериях Деметры, Аттиса, Кибелы и корибантов § XVI. О Сабазийских мистериях § XVII. О тесмофориях, скирофориях и арретофориях и мистериях Диониса § XVIII. О мистериях Диониса (продолжение) § XIX. О кабирских мистериях § XX. Об Элевсинских мистериях § XXI. Об Элевсинских мистериях (продолжение) § XXII. О тайных символах мистерий § XXIII. Мистерии язычников безбожны § XXIV. Благоразумие древних «безбожников» § XXV. О безбожии и суеверии § XXVI. Семь путей возникновения идолопоклонства § XXVII. Мифы – либо вымыслы, либо рассказы о дурных людях § XXVIII. Об одноименных богах § XXIX. Об Аресе, Гефесте и других § XXX. Об Асклепии, Диоскурах, Геракле и других § XXXI. О Музах § XXXII. О любовных приключениях богов § XXXIII. О любовных приключениях богов (продолжение) § XXXIV. Об истории спортивных состязаний и фаллических шествий § XXXV. О богах, бывших рабами § XXXVI. О человеческих слабостях богов § XXXVII. О Зевсе § XXXVIII. О недостойных эпитетах богов § XXXIX. Сопоставление греческих и египетских богов § XL. О местных демонах § XLI. О великих демонах Глава третья. Боги суть кровожадные бесы § XLII. О человеческих жертвоприношениях § XLIII. О Крезе, Кире и Солоне § XLIV. О происхождении культа Эрота и Пана § XLV. О храмах-гробницах Глава четвертая. О статуях богов § XLVI. О старинных идолах § XLVII. Истории знаменитых статуй § XLVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Февраль 1879 г. 1 февраля Благодарю Господа за превеликую Его благодать, мне данную вчера при совершении брака офицера Славинского в Успенской церкви (в Думе) при множестве офицеров, купечества, женского полу и всякого люда. Враг сильно подъедал и смущал, напуская страхи мечтательные, и в иных местах он меня одолевал, а в других я, благодатию Божиею. Отпусты на браке и молебны насилием исторгнул у меня лукавый и не дал выговорить; отчасти диакон Петр был причиною, оглядываясь часто на все стороны и смущая тем меня. После брака чувствовал, что враг во мне – смущает, теснит, раздражает меня, но я припал к престолу благодати с покаянием, верою и упованием, что крепость милосердия Божия сломит крепость бесовскую, – и так бысть: враг от сердца моего отразился, и я спокойно пошел на брак, на пир. Благодарю Господа. Благодарю Господа за дарованную мне сегодня благодать совершить литургию в Успенской церкви (о Евдокии) и за оживотворение меня животворящими Тайнами. От вчерашнего шампанского болела немного голова. Согрешил пред Богом: выпил бокалов пять шампанского. Обед в девять часов вечера был богатейший, роскошный. Не поставь мне, Господи, сего во грех . Скоромное в среду ел на брачном пире. 2 февраля Одолело меня чревоугодие: за обедом вчера я ел довольно печенки и вареного мяса, суп с гренками и перцем, и оттого во время всенощной у меня не было чистого, могучего голоса, но дребезжащий, бессильный, например, при величании, а отпуста совсем говорить не мог по усиленному на меня действу диавольскому. После всенощной для укрепления нервов и ясности голоса я ел крымские яблоки, запивая их довольно вином (хересом), но это новое лакомство. Диавол, видя меня не огражденным чрез воздержание, ночью напал на меня: во время утрени явился в виде ласковой женщины, пожилой, замужней, и стал расточать мне любезности женские, коими я увлекся, но, слава Богу, вовремя проснулся. Вот до каких сонных мечтаний доводят мясоядение, млекоядение, винопитие! Сохрани меня, Боже, от растления и осквернения. Прочитал молитвы от осквернения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Февраль 1880 г. 2 февраля Благодарю Господа, явившего мне вчера за всенощной милость Свою дарованием мне благодати умиления. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить литургию позднюю, хотя при великой душевной тесноте по причине моего невоздержания, но и при утешении мне, глубоко каявшемуся в своих согрешениях. Причастился животворно вместе с отцом диаконом Владимиром. Благодарю Господа за помощь при служении молебна у господина Талбугина Андрея Николаевича без него, при жене и теще. Благодарю Господа, избавившего меня от греха суровости и скупости относительно нищих и от тесноты и смерти, объявшей меня за грехи сии. Я покаялся, припадая к святому престолу, и получил милость и спасение пакибытия. Господи! Сколько даров милости, и каких даров! Даров спасения от душевной погибели, даров живота, мира, дерзновения, пространства, сыновства! Десять часов вечера. Благодарю Господа, явившего во мне величайшую милость Свою пред всенощною домашнею у полковника Константина Ивановича Моргасова, даровавшего мне прощение греха по молитве моей, избавившего от тесноты и скорби и даровавшего мне мир, пространство и дерзновение во всё время служения всенощной. Ах! Сколь сладостно я служил всю всенощную и весь молебен водосвятный и вместе благодарственный! Какая жизнь в душе, какой простор, какой мир, какое довольство внутренне, какое дерзновение! С каким восторгом и радостию я пел славу Господу и Пречистой Богородице! О, даруй, Господи, чаще служить и так петь! Согрешил пред Богом – досадовал на диакона Полетаева за дружбу его с враждебным мне дьячком Каменоградским и за помощь ему в чтении и пении. Я хотел, чтобы скорби смирили дьячка, злобного и непокорного, а диакон подкрепляет его руку. Впрочем, Господь Сам смиряет всех, учит, судит, наказует. 3 февраля Вечер. Благодарю Господа за составление утром поучения в Неделю о Закхее и за произнесение его мною по благодати Его. Благодарю Господа за избавление от величайшей тесноты, начавшейся во мне в конце утрени из-за помысла о деньгах моргасовских, употребленных мною на вознаграждение алтарного сторожа частию, а частию на бедных; во время ранней обедни после усиленной молитвы и борьбы с врагами теснота отъята Господом из-за обета употребить часть денег на покупку крещальной белой книжки для меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Январь 1879 г. 28 января Нет теперь истинно христианского воспитания в России: суета проникла во всё воспитание юношества: воспитывают детей не для Христа, не для неба, но для мира, во зле лежащего, в суетных правилах мира, учат танцам, музыке светской, но не учат, как благоговейно стоять на молитве, как петь хвалу Богу; все науки, годные для мира, считают весьма важными и необходимыми, а науку наук, науку о Боге, Творце, Промыслителе и Спасителе, о богослужении, о христианских добродетелях, возводящих к Богу и соединяющих с Богом, считают почти ненужною для светских воспитанников. Благодарю Господа за неизреченную Его милость, что Он обновил меня, искусившегося во сне, исцелил болезненного, сделал опять крепким бывшего в немощи великой, ободрил малодушного, утешил бывшего в печали, и всё это Он устроил чрез причащение Божественных Своих Таин Тела и Крови Своей. О, пречудное, Божественное Таинство! О, исполненное неизреченных благ Таинство! Сокровище спасения, здравия, мира, дерзновения, света, силы, премудрости! О Шляпниковой Шляпникову завтра. Сон пред пробуждением (на 29 января). Явился ко мне какой-то католик папист со своим сочинением и беседовал со мною, были и другие какие-то. Вдруг раздалось: папа идет; все встрепенулись и спрятали себя, я тоже стоял и ждал; является совсем больной папа в священнической шубе и шляпе, [крестящий], раскрывается – и кто же это? Отец Константин, совершенно изможденный от болезни и старости. Что это значит? Надо мне молиться о тесте моем отце Константине. Ему нехорошо, он мучится. 29 января Благодарю Господа, милостиво внявшего молитве покаяния моего в коридоре (заднем со двора) у квартиры Ивана Кирилловича Гречухина и избавившего меня от диавольской нечистоты помысла и чувства, навеянной нечистым по причине моего сластолюбия и плотоугодия, и от тесноты и смерти духовной, и даровавшего совершить молебен с величайшим дерзновением и миром, пространством сердца. Свадьбу также венчал великолепно благодатию Божиею, непреткновенно. После утрени. «Доколе продолжится эта комедия?» – сказал я девятнадцати человекам нищих мещан, стоявших у забора церковного дома в ожидании от меня милостыни, и я подал им сорок копеек не совсем охотно. Согрешил я пред Господом и ближними моими, братиею Христовою, сказав эти безумные и жестокосердые слова. Может быть, для меня, пресыщенного, быть голодным и во всем нуждающимся есть комедия, но для бедных это – горе. Осуждаю себя в самолюбии, гордости, зависти, дерзости, сребролюбии, жестокосердии, скупости, плотоугодии. 30 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

194. ИОАНН XXII Римские Папы. Список 194. ИОАНН XXII. 1316—1334. Жак д " Оса. Сын сапожника, родился в Кагоре (Франция). Изучал право и теологию, являлся воспитателем и советником неаполитанского короля Роберта Анжуйского. При поддержке короля стал епископом Авиньона. Принимал активное участие в работе Вьеннского собора, особенно в процессе против тамплиеров. Он воспротивился намерениям возбудить процесс против Бонифация VIII. После смерти Климента V конклав, собравшийся в Карпентре (одной из папских резиденций в 22 км к северу от Авиньона), был необычайно бурным и продолжался два года. Антифранцузская коалиция итальянских кардиналов безуспешно пыталась сломить гегемонию «гасконцев» — родственников и сторонников умершего папы. Под нажимом Людовика X, сына Филиппа Красивого, выборщики сошлись на компромиссной кандидатуре епископа Авиньона, которому было тогда 72 года. Рассчитывали на его близкую кончину. Но Жак д " Оса дожил до 90 лет и был одним из наиболее энергичных пап того времени. Уже через несколько месяцев после его избрания на папский престол Иоанн XXII приговорил к сожжению на костре епископа Кагора Гуго Жеро, обвиненного в магии и в отравлении кардинала Жака де Виа, родственника папы. Иоанн ХХ11 начал принципиальную борьбу с «движением бедных», или с крайним крылом францисканских спиритуалов. Он издал против них несколько документов, осуждающих идеологию христианской бедности. В частности, он признал ересью утверждение, что Христос и апостолы не обладали никакой собственностью — ни индивидуальной, ни коллективной. Одновременно папа защищал тезис о божественном происхождении права собственности. «Важнее бедности,—писал папа,—есть подчинение церковной иерархии». К оппозиции спиритуалов присоединился францисканец Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), один из самых выдающихся христианских мыслителей XIV в. Оккам выступил с острой критикой теократической доктрины папизма. Вызванный в Авиньон, чтобы объяснить свои взгляды, он был заключен в монастырь. После четырех лет изоляции ему удалось бежать вместе с генералом ордена францисканцев Микелем Чизеной, также приговоренным папой за неповиновение.

http://sedmitza.ru/lib/text/442490/

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Великой Антиохии Иоанн Х возглавили церемонию открытия XXII международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлёвском дворце 27 января, ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х в понедельник возглавили церемонию открытия XXII международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлёвском дворце в столице. Чтения будут посвящены наследию преподобного Сергия Радонежского. В заседании приняли участие руководители высших федеральных органов власти, представители Русской Православной Церкви, других религий, представители органов власти субъектов РФ, дипкорпуса, вузов, зарубежные гости, представители научной и педагогической общественности, деятели культуры и искусства, работники социальной сферы, военнослужащие и правоохранители, предприниматели, храмостроители, сообщает сайт Московского Патриархата. Чтения будут посвящены наследию преподобного Сергия Радонежского, торжества в честь 700-летия со дня рождения которого пройдут в этом году. 28 и 29 января пройдут мероприятия в рамках 18 направлений чтений, организованных синодальными структурами РПЦ,  в частности, в обеих палатах российского парламента, Общественной палате. Напомним, с сентября 2013 года по январь 2014 года в более чем 50 епархиях и митрополиях Русской церкви в России, Украине и Белоруссии прошёл региональный этап чтений. В нём участвовали более 5 млн. человек, сообщил ранее глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Конференция, посвященная теме «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», состоится 28 января 2014 года в Храме Христа Спасителя. Встреча пройдет в рамках сразу двух направлений XXII Международных Рождественских образовательных чтений: «Традиция. Диалог. Внешние связи» и «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие». Возглавит работу конференции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Куратор секции — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции иерей Иоанн Миролюбов.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-chteni...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XXII Международных Рождественских чтений 27 января 2014 г. 16:08 27 января 2014 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Почетным гостем Чтений, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, стал  Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х . После пения «Царю Небесный» Предстоятель Антиохийской Православной Церкви благословил открытие форума. В президиуме Чтений также присутствовали: председатель Оргкомитета чтений, председатель Организационного комитета по подготовке празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского, глава  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ; председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; первый заместитель председателя Совета Федерации А.П. Торшин; министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов; министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев; статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; главный ученый секретарь президиума Российской академии образования Ю.П. Зинченко. На открытии присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/3543439.ht...

Глава XXII. Необходимость таинства св. причащения I. Евангелие от Иоанна: «Речеже им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имат живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (6:53–54). II. Св. Иоанн Златоуст : а) «Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что нетолько не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имат живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: не вкусит смерти ( Ин.8:52 )? Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве причащения, чтобы показать, как необходимо и что оно непременно должно быть» (т. VIII, стр. 307). б) «Отвергнем такое безумие! Действительно, безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается жизни вечной... Кто же, кроме человека совершенно иступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? (т. I, стр. 417. О священстве сл. 3-е).» в) «У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, потому что все внутренности его изъедены.. Как же мы можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя такого змия, – разумею гнева, снедающего внутренности наши? Каким образом избавимся от этой язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренних червей и змей. Но какое питие, спросишь, имеет такую силу? Честная кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать всякую болезнь» (т. VII, стр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла CORPUS IURIS CANONICI Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII в 1582 г. и действовавший до выхода Кодекса канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ). Термин «corpus» (лат.- «совокупность», букв.- «тело») часто применялся для обозначения различных правовых и канонических сводов, а сочетание «corpus iuris canonici» могло использоваться в названиях разных сводов канонического права (напр., один из комментаторов XII в. называл так Декрет Грациана (см. ст. Грациан )), однако после появления «римского издания» (editio Romana) 1582 г. под C. i. c. подразумевается именно совокупность конкретных канонических книг Римско-католической Церкви. В состав C. i. c. вошли важнейшие источники средневек. католич. канонического права, имевшие общецерковное значение и использовавшиеся в ун-тах и правовых школах при изучении канонического права: Декрет Грациана (1-я пол. XII в.), своды декретального права «Liber Extra» (1234; см. Декреталии Григория IX ), «Liber Sextus» (1298), «Clementinae» (1317), «Extravagantes Joannis XXII» (1325 или 1327; см. в ст. Иоанн XXII ), а также наиболее авторитетные комментарии этих сводов - ординарные глоссы (см. Glossa ordinaria ). «Extravagantes communes» - последний по времени возникновения свод канонического права, вошедший в C. i. c., был составлен в нач. XVI в. франц. лиценциатом рим. и канонического права Ж. Шаппюи на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв., включавших в себя 74 декреталии 13 Римских пап. В кон. XV - нач. XVI в. парижскими издателями У. Герингом и Б. Рембольтом была проведена ревизия текстов основных сводов и их публикация. В 1504 г. Шаппюи и В. де Теб, предпринявшие сверку и исправление текстов, впервые объединили эти своды в рамках 3-томного издания под названием «Corpus iuris canonici glossatum».

http://pravenc.ru/text/2458739.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010