Июль 1879 г. 1 июля Благодарю Господа, непрестанно обновляющего во мне спасение Свое, ибо и ныне в седьмом часу утра спас меня от скорби и тесноты, постигших меня праведно за неприязнь и жестокосердие к бедной, часто просящей милостыне девушке. На ночь есть, особенно мяса, никак не надобно, да и вовсе не надо ничего есть: ночью и рано утром теснота в боках и во чреве крайне отягчает и не дает спать. Встав рано, долго-долго я гулял в парке, потом, пришедши, лег, заснул сладко и проспал до девяти часов утра (в шесть с половиной лег). После обедни. Благодарю Господа за неизреченные милости Его ко мне во время совершения поздней воскресной литургии, явленные в избавлении меня благодатию Его от житейских пристрастий, умерщвляющих душу, особенно во время обедни, когда я должен быть весь на небе умом и сердцем. На великом входе произнес имена всех царских особ вопреки усилиям диавола смутить и спутать меня, заамвонную молитву прочитал всю, проповедь сказал добре. Причастился животворно. Слава долготерпеливому и многомилостивому Господу! Пред обедом долго мучил меня супостат теснотою и огнем чрез пристрастие мое к видимым благам, именно вот чем: у одного прихожанина жене Бог дал дитя, детям его всем нарекал имя прежде я, а теперь позван был дать молитву матери и назвать имя младенцу товарищ мой, отец Александр; я и пожалел, что не меня позвали и дохода меня лишили; крестить тоже, может быть, позовут его, думал я, опять жаль, что не меня: платка хорошего лишаюсь, а между тем у меня платков довольно. Вот из-за этих-то пустяков, из-за этого тлена враг мучил меня, глупого, несмысленного, страстного, земного, суетного человека, и долго я боролся, и мялся, и каялся Богу, признаваясь, что всё это суета, мечта, глупость, – наконец Господь помиловал. Во время обедни тоже лукавый смущал и теснил меня в самую важную пору жалостью золотого креста, что он трется о бронзовый (за войну) крест и что, пожалуй, сотрется, – о, глупости! Но Господь послал мне свет Свой и разум, что и золото – прах, что оно не оживляет сердца, не пользует в скорби, беде, болезни, не избавляет от смерти, что мы должны оставить его другим, что и оно огнем превращается в золу, что оно лишает человека пристрастного благодати Божией, мира и свободы, что оно бывает причиною тысячи зол, из-за него бывают убийства, предательства, зависть, обиды, жестокосердие к бедным, скупость, разные неправды, – и после этих размышлений помиловал меня Господь, я успокоился и совершил литургию добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июль 1880 г. 2 июля Доселе я не научился воздержанию, чистоте, целомудрию, смирению, терпению, незлобию и никакой добродетели. Боже, просвети тьму мою! Боже, помилуй мя! (На дьячка огорчаюсь за неумелость и слабость пения). 3 июля Благодарю Господа за непреткновенное, легкое служение утрени с теплотою сердечною и ревностью. Только после утрени смутился и получил тесноту сердечную по поводу неприбытия дьячка Каменоградского к ранней обедни; но после покаяния Господь избавил от тесноты и смущения. Благодарю Господа за избавление меня от тесноты и скорби пред обедней и во время обедни и за непреткновенное, благодатное с умилением служение литургии и неосужденное причащение Святых Таин. Многократно враг старался запинать и уязвлять меня – и многократно Господь избавлял меня, даруя мне мир и дерзновение. На великом входе отчетливо и громко выговорил все имена царские. Благодарю Господа, избавившего меня сейчас от нечистого поползновения плотского сердца моего после усердной молитвы покаяния и даровавшего мне после тесноты простор сердечный, после смятения – мир, по стыде – дерзновение, по немощи – силу. 4 июля Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно утреню с ревностию пламенною, с веселием и широтою духа; благодарю Господа за служение литургии со слезами умиления до причастна и до причастия и до причащения и после причащения, ибо во время пения стихир дьячком вместо причастна я огорчился на него за то, что не поет причастна, и не покрыл любовью его опущения, а любовь паче всего, и оттого всё мучился крайне духом, особенно когда еще увидел в церкви стоящего седого иерея (это был тесть моего дьячка Михаила – отец Димитрий Дремяцкий). Только усиленным покаянием и верою с горячею молитвою я испросил у Господа прощение грехов и мир душевный. Но не тот же ли дух спасения, дух Христов, движется и в стихирах дневных, как и в причастнах? Впредь да держусь любви. Заамвонную молитву недочитал и пропустил в ней много слов от смущения. Прости, Господи! Согрешил Тебе чревоугодием и винопитием неумеренным; оттого я и чужд любви нелицемерной, вся терпящей, все покрывающей, нераздражающейся, милосердствующей. 6 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1879 г. 1 июня Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от великих сердечных бед: во-первых, от беды, приключившейся со мною в карете Невского проспекта, когда вошла в нее женщина в беловатой летней одежде с [капюшонами], уткнувшая свой нос в книгу (во мне запало зло на нее, сильно мучившее меня); я туне 47 возненавидел в сердце женщину, и крайне уязвилась и смутилась оттого душа моя; я долго каялся, и только на пароходе в Кронштадт Господь простил мне грех, и мне стало покойно и легко; во-вторых, от беды, которую я причинил себе дома чрез свое нетерпение и свою изнеженность плотскую, не вытерпев сильного запаха камфоры в фортепьяно и в одеждах меховых; я рассердился на домашних, отпал от любви и впал в неприязнь, которая сильно мучила меня. Я каялся Господу всем сердцем, искренно осуждая себя, – и слава Богу! Он не умедлил помиловать меня, и вот я опять мирен, хотя недостоин мира, как многогрешный, многострастный. Суббота. Благодарю Господа, исцелившего долго болевшую сердечною тоскою и болью под ложечкой и в левом боку рабу Божию Ульянию, четыре года болевшую и, видимо, от злых духов, потому что в ней была неохота ходить в церковь (разве только, по ее словам, когда я служил), да еще, когда я читал заклинательные над демонами молитвы и молитву Отче Святый, ее начинали мучить демоны и она в крайнем расслаблении начинала сильно кричать: ой! ой! Так как это было после совершения мною литургии и после причащения моего Святых Таин, то явно, что здесь чудодействовали Святые Тайны, оживотворяющие меня, очищающие мои сердечные скверны и врачующие мои душевные язвы! Слава чудесам и силам Божественных Христовых Таин Пречистого Тела и Крови Господней. Для проповеди во 2 неделю по Пятидесятнице. Диавол ловит всякого человека удою различных грехов и греховных наклонностей его. Сети его распростерты по всей земле; ловит на уду самолюбия человеческого, гордости, зависти, злобы, гнева, злопамятства, чревоугодия и лакомства, объядения и пиянства, долгого сна и разленения, праздности, нерадения, блуда, сребролюбия, скупости, алчности, жестокосердия, честолюбия, тщеславия и суетности (в одеянии, обстановке жилища и проч.), неверия, вольномыслия, крамолы, ожесточения на всех, отчаяния, пьянства. 2 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как ныне слово Божие потаптывается прохожими или склевывается птицами! Общее усердное внимание к слову мирскому, часто суетному, пустому, вредному, журнальному или газетному и всякому другому – и общее невнимание к слову Божию, живому, вечному, спасительному; небрежение к чтению и слушанию Евангелия, к слову молитвы, к богослужению, к беседам духовным, душеспасительным о Боге и Его чудных делах, о душе человеческой, ее образе и подобии Божием, о падении и восстановлении, о ветхом и новом человеке, о смерти духовной и телесной, о благодати Божией, даруемой человеку от Бога, о спасительных Таинствах, данных Иисусом Христом Церкви для спасения людей и пр. [О попрании] слова проповедников. В Апокалипсисе говорится, что змий пустил из пасти своей реку вслед жены, чтобы поглотить ее [ Откр.12:15–16 ]; под женою разумевается Церковь , а под рекою разумеваются гонения и наше печатное слово, также сценическое, балаганное и другое. Слово Божие [попираешся] не только мирянами, но весьма часто и самими духовными, небрежно относящимися к Евангелию и к слову богослужебному, к слову проповеди; дух мирской суеты овладевает – увы! и духовным сословием, – нет соли, о которой говорит Господь: вы соль земли [ Мф.5:13 ]; эта соль – слово Евангельское, жизнь по Евангелию пастырей словесных овец. Слово Божие попирается страстями человеческими, страстию к деньгам, которая доходит часто до безумия не только в юных, но даже в старцах, страстию, которая не оставляет в сердце места слову Божию, беседам духовным, места состраданию и человеколюбию; страстию к плотским удовольствиям, к играм и забавам, крадущим и время, и энергию, и здоровье; страстию к приобретению разных преимуществ мирских, овладевающих умами и сердцами; чрезмерными заботами житейскими, приличиями и обычаями светскими; разными связями общественными, превратным воспитанием и пр. Вот на себя смотрю и вижу, как много во мне терния греховных привычек, страстей, препятствующих действовать во мне слову Божию, приносить плоды воздержания, целомудрия, кротости и смирения, милосердия, терпения, послушания, самоотвержения, любви; как во мне много самолюбия, алчности, гордости, зависти, чревоугодия, лености, нерадения, жестокосердия, сребролюбия, сластолюбия и плотоугодия, ропота и малодушия, боязни, стыда ложного, нетерпения, праздности и празднословия, суетности и тщеславия, злопамятства, недоброжелательства, зложелания, злорадства, легкомыслия, ярости и ругательства даже на бездушные вещи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Май 1879 г. 10 мая Десять часов вечера. Слава Богу о всем, благодарение за все страдания мои в болезни и за дарование паки жизни и здравия. Утверди, Боже, сердце мое в вере и любви Твоей! 13 мая Воскресение. Господи! Будь милостив к растленному естеству нашему, ибо все мы растленны и грешны, а я паче всех; отыми нечистоты, непотребства, растления и лукавства наши и очищенные души и сердца и помышления устреми всецело к Тебе единому! Недавно удрученный тяжкою, смертельною болезнью и теперь помилованный, выздоравливающий, я готов уже смеяться и смеюсь блажно. О, удобоизменчивость сердца нашего! О, всегдашняя греховная наклонность сердца! О, сердце, чуждое страха Божия спасительного! Сколь скоро вижу я спасение от Господа моего Иисуса Христа, когда искренно о имени Его прошу помощи, избавления, очищения, освящения и благословения в сердце моем! Вот и сейчас во время утренней молитвы я удостоился Его спасения, когда возникла в грешном сердце моем неприязнь к отцу настоятелю за некоторые грехи его, коих я и сам не чужд. Я немедленно молил Господа о прощении и о даровании сердцу моему любви, и мне тотчас дано прощение, исцеление, мир и любовь. Славлю Господа, толико 38 близкого и внимательного и милостивого ко мне грешному! 15 мая Величайший мой недостаток – это в сердце недостаток твердости в вере, в уповании, в любви, во святыни, в правде, целомудрии. Боже! Утверди мя. Фимиам во храме, исходящий от кадила, начиная от престола и алтаря и разносимый по всему храму, означает благодать Святого Духа, которою Господь Иисус Христос исполнил, облагоухал всю Церковь Свою, небесную и земную, и которая пребывает в Церкви и пребудет в ней до скончания века! Этой благостию Духа Святого исполнились, освятились и спаслись все святые угодники Божии; ею спасаются и ныне все верующие, ею совершаются все Таинства, она дышит во всем богослужении, во всех святых писаниях, во всех священных песнопениях, она проникают все обряды Церкви; она действует в священнослужителях и облекает их в духовную лепоту и силу и привлекает к ним умы и сердца народа верующего, она чрез них учит, священнодействует, управляет, назидает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Март 1880 г. 1 марта После утрени. Благодарю Тебя, многомилостиво, многоблагоутробне и долготерпеливо, всесильно Господи, яко приял еси покаяние мое, в беде и буре сущего бесовской, и помиловал меня, и благопременил душу мою от злобы и рвения и зависти к настоятелю, и даровал мне мир, кротость, смирение, благость, дерзновение, оправдание, пространство душевное, жизнь по духу. О, сколь радостно было это благопременение десницы Владычни! Урок мне впредь не ревновать покою настоятеля: трудится и он в своей мере. Да имею к нему всегда уважение, благорасположение, любовь, покорность, ибо он Божий слуга есть нам во благое [ Рим.13:4 ]. Он на своем месте царь нам. Прочь всякая крамола в сердце моем на него – она от диавола. Вечер. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить литургию раннюю в Успенской церкви и обновиться причащением Святых Таин с побежденном всех козней вражиих. Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние нелицемерное от великой тесноты и скорби, удручавших меня за гневный отказ нищему в подаянии, когда я шел по валу западному и смотрел на [...] загородной [сушильни]. Я милостыню вскоре же подал тому нищему, когда шел домой. Благодарю Господа за двукратное, всемилостивое спасение от подобной скорби и тесноты вечером в десять с половиной часов, когда я искренно покаялся в новом огорчении на нищего, следовавшего за мною в моей прогулке и в моем тайном молении. Я тоже подал ему милостыню с извинением в отказе, и другому нищему высокому подал пятьдесят копеек на кафтан; согрешил пред тем укором его в праздности и пропивании денег. И то неправда! 2 марта Двадцать пять лет я священствую и доселе не научился я жить сердцем на небесах, имею сердце земное, страстное, гордое, злое, сластолюбивое, вещелюбивое, лицелюбивое, скупое, завистливое, жестокое, корыстолюбивое, ревнивое, упорное, непокорное, нетерпеливое, ленивое, нерадивое, унылое, боязливое. И это после стольких молитв, после стольких и таких священнодействий литургии, Таинств Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения, которые могли бы и каменное сердце обратить в мягкий воск! О, нечувствие! О, неблагодарность! О, землестрастность! О, тупоумие! О, чистое безумие! Забыл сказать: после скольких наказаний отеческих Господа Бога моего, после стольких скорбей, теснот, болезней, после стольких уроков, полученных мною в школе благодати Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О вере и делах I. Православное учение Вера – одно из трех главных оснований христианских добродетелей. Но учению апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:1– 6 ). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе – вера без дела мертва ( Иак. 2:20 ). При вере и делах необходимо истинное вероучение ( Деян. 10:1. 48 ). Необходимость же самой веры св. Кирилл изъясняет так: «не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому кораблю» (библ. энциклоп. архим. Никифора). Верою же и христиане должны руководиться в жизненном пути. Только верою истинною, а не соединенною с пытливым видением, ибо «верою ходим, а не видением». Учение сектантов штундистов и пашковцев и им подоб., что человек спасается только верою в искупительные заслуги Христа, противоречит нравственному самосознанию людей. Каждый человек себя признаёт виновником своих добрых или злых дел и испытывает в своем сознании или осуждение совести за злой проступок, или одобрение совести за доброе дело. Но такому самоосуждению не будет места, если мы признаем, что дело спасения человека зависит лишь от одной веры, что человек не может делать выбора между добром и злом. Во всяком сознательном поступке человека проявляются все его духовные силы: ум, воля и сердце, а следовательно, и в деле спасения все названные душевные силы действуют вместе, в совокупности. Дело спасения человека не зависит от одного только ума, который верит известным истинам религии. Наконец, учение сектантов о спасении человека чрез одну веру, которая дается человеку от Бога, и от предопределения Божия одних людей ко спасению, а других к осуждению, противоречит самому понятию о религии. Религия (от religo– связываю) есть добровольный союз двух разумно свободных существ: Бога и человека, которые оба деятельно участвуют в нем. Но возможно ли деятельное участие человека в религии, по учению сектантов, когда все дело опасения человека приписывается одной только вере. Итак, закончим словами блаженного Диодоха: Бездна веры, когда исследуется, волнуется, но с простым расположением созерцаемая, пребывает спокойною. Ибо глубина веры, будучи водою забвения зол, не переносит рассматривания пытливыми размышлениями. (А потому), с простого рассудка будем плыть по тем же самым водам, чтобы таким образом нам достигнуть пристани – воли Божией! (т. глав. XXII). II. Основания из слова Божия для православного учения о вере и делах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Октябрь 1879 г. 1 октября Ночь. Три часа. Поел я вчера за обедом и за ужином довольно мяса – и что же? Ночью сделался ужасный свербеж – спать не мог, провертелся всю ночь, всякое место чешется. Не есть решительно мяса – излишество соков и крови крайне вредно, избытки портятся, в гной обращаются. Благодарю Господа и Владычицу Богородицу. 2 октября Вторник. В праздник Покрова выпил я у Неустроевых по понуждению Наталии Леонтьевны Неустроевой лишнюю рюмку белого крепкого портвейну, и от того у меня сильно болела голова весь день, да и на следующий, 2 октября (а сам напросился на закуску). Но когда я усердно помолился Господу и Владычице в покаянии, особенно у Павла Степановича Бурачка на молебне и после, у меня голова исцелела после питья святой воды и целования икон Господа и Владычицы. Ночь я спал очень хорошо. Тошнота прошла. Погода была крайне дождливая, ветреная, холодная в Покров и 2 октября. (Купить сегодня арбуз и килек ревельских.) Благодарю Господа, Источника премудрости, и Владычицу Богородицу, Матерь Ипостасной Премудрости, за проповедь , данную мне на день Покрова Божией Матери, и за произнесение ее двукратное в Успенской церкви за ранней и в соборе за поздней обедней. Благодарю Господа за избавление от диавольской неприязни к младенцу Лизочке Бурачок, которой запял меня враг по входе моем в квартиру ее родителей для служения молебна вечером в шесть часов; в покаянии помолился я внутренне пред иконою, и Господь скоро избавил меня, даровав мне вместо смятения мир и вместо тесноты простор сердечный. 3 октября Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты, постигшей меня по укорительных словах к нищим и по покупке для гостиной нашей ковра за пятнадцать рублей. Господь принял покаяние и державно избавил меня от скорби и тесноты. 4 октября Сегодня ночью случилась искушение от того, что, под теплым одеялом лежа, повернулся на другой, левый бок, не перекрестясь и не оградив себя от искушений врага крестом. Встав, молился о очищении. 5 октября Благодарю Господа, избавившего меня и очистившего душу мою от движений сердца нечистых и мир мне подавшего вчера вечером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Октябрь 1880 г. 1 октября Я обижаюсь и возмущаюсь несправедливостию ко мне людей, их неприязненным ко мне отношением (настоятеля), значит, я не имею еще в себе духа Христова, духа любви, вся терпящей, не мыслящей зла, не раздражающейся, вся покрывающей; еще во мне дух мира, дух злобы, гордости, самолюбия. Помилуй и исправи мя, Владыко Господи! Исполни сердце мое любви ко врагам, да буду Твой раб. Научи меня терпеть неприязнь и обиды людские. Вот Ты изменил сейчас сердце мое, исполнив его мира, тишины, свободы, кротости, незлобия, любви. Слава чудесам милости Твоей, благодати Твоей во мне, Господи! После ранней обедни. Величайшая напасть была мне от духов злобы в конце утрени и особенно во время ранней обедни из-за отца Павла отчасти, потом из-за Ирины Гарбко, казавшейся мне гордой крайне, на которую по диавольскому действию тоже озлобился тайно, и из-за дьячка Михаила Алексеевича, уходившего не вовремя. О, как я ежился, вертелся; какая теснота, скорбь! Какое мучение! Только причащение Святых Таин избавило. Беда из-за пресыщения у Михаила О. Бритнева и ранее. 2 октября Утро. Благодарю Господа, избавившего душу мою от мертвых страстей (злой подозрительности относительно отца Павла), лишь только я стал читать канон в церкви за утреней апостолам, святителю Николаю, святому мученику Киприану. Богослужение нашей Церкви – воистину живая вода, напояющая души наши, умерщвляемые страстями нашими, нещадно борющими нас и уязвляющими по подобию жала змиина. Согрешил я пред Богом, не удовлетворив нищего. Согрешил я пред Господом, пред Богоматерию, пред Ангелами и святыми угодниками и пред всеми людьми, презрев Христа Бога в членах Его – в нищих людях Его, когда приходилось мне слышать их частые, неотступные просьбы о помощи в разных нуждах их, что без сочувствия и сострадания, без усердия и смирения, без кротости и тихости сердца, напротив, неохотно, принужденно, с гордостию, с раздражением и яростию, скупо, а не щедро подавал милостыню многим нищим с словом неверия, ропота, досады, презорства и злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Речь, произнесенная в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сентября 1881 года экстраординарным профессором М.Ф. Ястребовым Ваше Преосвященство и Милостивые Государи! В своей настоящей речи я желал бы остановить ваше благосклонное внимание на явлении в области церковно-богословской жизни католичества недавнем, выступившем на сцену истории благодаря человеку, память о котором еще, так сказать, не остыла. Разумею католический догмат о папской непогрешимости. Прерогатива непогрешимости из всех усвояемых себе папой прерогатив не мирится с христианским сознанием бесспорно наиболее. В Евангелии и апостольских посланиях, в истории и практике первенствующей церкви для идеи о папской непогрешимости нет ни малейших логических и исторических прецедентов. В самом католическом мире идея эта является сравнительно в позднейшее время. Несомненно по крайней мере, что до половины XVI столетия папы не считали себя непогрешимыми. Так, папа Урбан V произнес, умирая, следующие слова: «Я твердо верую всему тому, что содержит и чему учит католическая церковь , и, если когда-нибудь высказывал положения, противные учению церкви, отвергаю их и повинуюсь суду ее» 1 . Смерть Урбана V последовала в 1370 году. В 1324г. кардинал Яков Фурнье, занявший после папы Uoahha XXII папский престол под именем Бенедикта XII, писал: «Утверждают, будто бы то, что раз решено касательно веры одним папой, не может уже быть отменено другим папой. Я отвечаю, что это ложно: мы имеем пример святого Петра, укоряемого святым Павлом, и несогласие святого Киприана, епископа карфагенского, с папой Стефаном в вопросе о крещении еретиков, пока вселенский собор не сделал постановления по этому вопросу» 2 . Папа Адриан VI писал в 1522г. следующее: «Несомненно, что папа может погрешать даже в предметах, касающихся веры, распространяя своими постановлениями или декретами ересь: пап еретиков было много и еще недавно папа Иоанн XXII публично внушал и приказывал всем держаться заблуждения» 3 . В 1557г. папа Павел IV говорил, обращаясь к членам консистории: «Не останавливайтесь ни на примерах моих предшественников, ни на том, что ими сделано: я намерен следовать им до тех лишь пор, пока позволяют мне это авторитет Писания и богословские данные. Я не сомневаюсь, что мы подвержены заблуждению» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010