Сентябрь 1879 г. 1 сентября В сонном мечтании случилось со мною прелюбодеяние, коему пособницей во сне (не наяву) была сама жена моя (диавол во образе ее), завесившая окна среди белого дня от взоров людских. Взоров людских только я боюсь? А взор Божий, зреющий все сердца? А очи Господни, тьмами тем крат светлейшие солнца? О, растление сердца человеческого! Грех так силен в нас и во мне особенно, что если бы, кажется, не боязнь и стыд людской, то давно бы я сделал тяжкий грех, давно бы растлил себя! А это из-за наслаждения мясною пищею, плодами, сладким чаем! Боже! Помилуй мя и еще! Сохрани меня, Господи, впредь от всякого греха. С 1 по 7 сентября был на съезде епархиального духовенства в Невском училище; в это время в свободные часы я проживал у родственников и гулял по Петербургу. Благодарю Господа, бывшего Богом спасения моего во все эти дни, особенно 1 сентября в два часа пополудни, когда я ехал в карете конножелезной дороги и по молитве покаяния получил дивное помилование от Испытующего сердца и утробы с миром и свободою в душе, а пред тем были на душе тоска и теснота! Благодарю Господа, даровавшего мне дерзновение сказать слово полезное и справедливое в собрании депутатов о справедливой благодарности совету попечительства об увольняемых из училища учениках Александро-Невского училища. Вот и ныне Господь спас меня за покаяние от внутренней нечистоты сердца моего. 8 сентября Только ты внимай своей молитве, а Бог внимает. После ранней обедни в Думской церкви. Благодарю Господа всем сердцем моим, яко удостоил меня преизбытка благодати Своей, поколику умножился во мне грех от долгого неслужения (был неделю целую на съезде) и от излишнего наслаждения пищею и питием. Я был немощен сердцем и боязлив, но Господь послал мне дерзновение и силу совершить литургию, исключая некоторых изречений, которые давно восхитил от сердца моего супостат диавол и не дает мне выговаривать их, но я возмогу о Господе и одолею его, ибо силен Господь, помогающий мне; причастился я по милости Божией животворно; заамвонную читал задушевно, тепло, благодатно, непреткновенно, слово читал также задушевно, сильно (силою многою). После обедни на молебне Евангелие Богородичное читал благодатно, умилительно, отпуст сказал весь. Тяжкое искушение, бывшее со мною по поводу записи отца протоиерея в доходную книжку моего имени [в напраслину], победил покаянием и кровию Иисус Христовою. Я дерзнул бранить в алтаре протоиерея стариком алчным, сумасшедшим, сребролюбцем, бросающимся на всех подобно зверю. Встретившись с ним я по милости Божией обошелся с ним очень мягко, и весь гнев мой как воск растаял. Нахожу, что во мне очень много самолюбия самого щекотливого, и оно усиливается особенно от многоядения и питья, сластопитания; от поста, молитвы, причащения Святых Таин, от трудов постоянных самолюбие притупляется, распинается, как бы умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf Глава XXII Иер. 22:6 . Понеже тако глаголет Господь на дом царя Иудина: Галаад ты мне, глава Ливанская, аще не поставлю тебе в пустыню, в грады необитанны. Галаадом называет Иерусалим, чтобы показать его славу, потому что известен был и Галаад. (В этом сравнении) сокрыта мысль; то, что касается ег 145 , захотел выразить на примере. Он хочет показать то, что как Галаад есть глава ( ρχ) Ливана, потому что славен более всех городов, лежащих у Ливана, так и ты стоишь во главе прочих городов. Но так как ты оказался, говорит, неблагодарным Мне, произношу над тобою приговор. Иер. 22:6 . Не плачите мертваго, ниже рыдайте о нем: плачите плачем о исходящем, яко не возвратится ктому, ниже увидит земли рождения своего. Тяжкой смерти подвергся Иоаким, отец Иехонии: взятый вавилонским царем, сначала связан был медными цепями, затем умерщвленный выброшен был пред стенами, не удостоившись погребения со стороны варвара. После того, когда вавилонский царь удалился от города, собрав остатки ег 146 , положили на месте смерти. Итак Вот предсказывает чрез пророка, что при жизни потерпит худшее за беззаконие. Поэтому слова: не плачите мертваго, ниже рыдайте о нем относятся к Иоакиму, а плачите плачем о исходящем, яко не возвратится ктому относятся к Иехонии, так как его, после трехмесячного царствования, Навуходоносор переселил в свою землю. Ни в каком случае не говорит об Иосии, потому что он не перенес ничего необычайного; проведши добрую жизнь, он взят был (из среды живых) прежде тех, которые имели рабствовать и умереть в чужой земле. Иер. 22:11 . Понеже сия рече Господь к Селлиму, сыну Иосиину, царю Иудину, царствующему вместо Иосии, отца своего. Селлимом называет Иехонию; так его называли. Объясняется (это имя в смысле): мирный. Поскольку Иоакима, его отца, поставленного египетским (царем), вавилонский взял в плен и воцарился Иехония, то его называет мирным, так как земля не будет опустошена вавилонским царем, как находящаяся в союзе, и (он) не решится сделать его своим пленником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Январь 1880 г. 1 января Льются, льются непрестанно на меня, как дождь, милости Божии, угнаться за ними не могу, чтобы все запомнить, все прославить, за все возблагодарить всеблагого Бога моего и Господа Иисуса Христа. Вот сейчас излиял на меня Господь милость Свою великую, растерзав узы греховные, коими связана и подавлена, убита была душа моя за жестокосердие к нищему, хотя нетрезвому, просившему у меня долго милостыни. Я отдал его обходу солдат. А ранее Господь избавил меня от скорби и тесноты, когда я шел на панихиду в дом Кикина. Теснота и беда душевная постигла меня в квартире дома Родионова под конец крещения младенца у одного мастерового на вышке из-за огорчения на дьячка Адриана за неаккуратность его и за нетерпение мое, за нелюбовь мою, за раздражительность мою. Я поверг себя в покаянии нелицемерном в бездну искупительных заслуг Господа Иисуса Христа и скоро избавлен был от зла верою в сии заслуги бесконечные. Слава Господу. Благодарю Господа, сподобившего меня, недостойного, причаститься Святых Таин на литургии Василия Великого ; литургию совершал с крайним сердечным бессилием, потому что сердце было потоплено, так сказать, от вчерашнего чревоугодия и пиянства (хотя пьян я не был, но пил довольно на Новый год) у преподавателя гимназии Титкова и у полицмейстера Головачева, у коего сидел я за полночь и ел и пил даже за полночь – первый раз в жизни, человекоугодия и чревоугодия ради. Думал, что ничего это, а вышел из этого ужасный душевный вред, великая беда, лишение благодати и благодатной помощи, хотя и плакал я немного о своем окаянстве, о своей бедности, худости, немощи, непотребстве. Вперед воздержание и воздержание, особенно пред служением литургии. Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве моей дерзновение при совершении панихиды над умершим Михаилом Васильевичем Семеновым. Я возглашаю во время литургии: Горе имеем сердца – и сам первый не исполняю этого и пресмыкаюсь по земле, окаянный: меня занимает орденская лента, я жалею ее, как бы не задымить ее фимиамом, и чрез то отпадаю от Бога, умираю, охладеваю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава XXII Спаситель мира и история человеческого рода перед Богом. Спаситель мира и человек с Ним и в Нем перед Богом. Спаситель и Искупитель рода человеческого не мог быть иной, а только Богочеловеческой Личностью . Точнейшее разъяснение этой истины. Две природы в Личности Спасителя мира и единство Самого Лица Богочеловека; значение сего соединения естеств в Богочеловеке для человеческого естества вообще. Единая Личность Богочеловека в единстве Его сознания – Сына Божия. Точнейшее разъяснение сей истины. Богочеловеческая Личность Спасителя мира. Сын Божий в отношении к Богу Отцу. Соединение естеств и отношение естеств в Личности Богочеловека. Воля Божественная и воля человеческая в Личности Богочеловека. Точнейшее разъяснение отношения воли Божественной к воле человеческой в Личности Богочеловека. Нравственный образ Спасителя мира по Его человеческому естеству перед Абсолютной, в Себе Самой Причинной и Единосущей Волей Божества. Человеческая воля Спасителя мира пребыла адекватно равной идее и воле Божества о частной личной воле. Значение этой истины. Подлежала ли Личность Богочеловека искусительному воздействию злой воли во вселенной? На явлении Благословенного Потомка от Семени Жены утверждается вся история человеческого рода перед Богом: человек по своем падении потому и начал иметь свою историю, что вновь соединение его с Богом, в Лице Спасителя Мира, будет совершившимся историческим фактом. С другой стороны, Спаситель мира есть «Желаемый всеми народами» ( Аг.2:7 ) не абстрактно, как Учитель истины, но конкретно для всякой человеческой души, обращенной к Богу и жаждущей соединения с Ним и жизни в Нем, т.е. в Боге. А потому Спаситель мира должен был не показать только путь правый к Богу, не научить только людей истине, правде, закону и добру, но саму жизнь человека в Боге должен был сделать в Себе и через Себя собственностью человека, одним словом – вновь родить человека для жизни в Боге, так, чтобы жизнь в Божественных началах сделалась индивидуально непрестающим благодатным Откровением Божиим в людях. В таком именно содержании и жизненном определении мы и имеем как идею искупления и спасения рода человеческого через Лицо Спасителя мира по Св. Писанию Ветхого Завета, так и самое историческое событие совершившегося спасения людей в Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Апрель 1880 г. 1 апреля Что за нелепые мечты со стороны князя тьмы? Как только более или менее торжественная служба Богу в церкви или в домах, особенно знатных и богатых, так и начинаются лютые бури и козни от демонов, боязни, страхи, искушения, смятения, тесноты. Что за призраки? Побеждать надо их силою благодати, верою Христовою и быть спокойным при людях всякого рода, звания, состояния, ибо все люди – овцы Божии, а мы пастыри их; пред овцами надо держать себя с достоинством. Шесть с половиной часов вечера. Господи! Благодарю Тебя за скорое, преславное, всеблагостное, державное избавление Твое немощи моей от тесноты, скорби и смятения, когда я шел на панихиду (в бывший Синебрюхова дом на канаве) по мужичке Агафоне. А скорбь и теснота постигли меня в квартире учителя гимназии Титкова, где я служил молебен имениннице Марии (Николаевне) и отпуст не произнес, а сбил и смешал и скрал при окончании молебна; обычно враг запутал, запугав меня. Я молил Господа избавить меня навсегда от этой срамоты, от этого малодушия и боязни бесовской. Десять с половиной часов вечера. Увы мне, окаянному, что я даже доселе не имею христианской любви, ибо огорчаюсь в душе на братию из-за малейшей, действительной или кажущейся погрешности, опущения, неисправности, смущаюсь и покрываюсь облаком печали и раздражительности, так что во время молитвы не могу говорить. Так случилось сегодня на вечерней панихиде у Адамовича из-за того, что диакон Полетаев ни разу не целовал руки и не подавал кадила для благословения. Я сознал грех мой тяжкий, покаялся, и Господь помиловал меня. Весь закон Божий, состоящий в любви, я разорил в одно мгновение и бесу угодил, окаянный. О, как необходимо злобою младенствовать и иметь простое, а не лукавое сердечное око, а мне всё чудится, мерещится зло в ближнем, как и вчера в брате Владимире, а между тем после панихиды, идя вместе дорогой и разговаривая, я убедился, что в нем никакого зла против меня. О сатана ловец! Пугало и пугало мое! Отыди от меня о имени Господнем!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1880 г. 1 июня Благодарю Господа, избавившего меня от лукавого похотения, нашедшего на меня вчера вечером в двенадцать часов ночи, когда я сидел у [...]. Приношу Господу благодарение за возвышенные помыслы и чувства во время воскресной всенощной и за возвышенную и всеобъемлющую молитву ко Господу о всех и за вся, во время которой я был духовен, возвышен, мирен, блажен, ибо чувствовал в себе веяние Духа Божия. После обедни. Горе и увы (!) мне было во время обедни то от утомления сочинением головоломным (проповеди), то от малого сна, то от чревоугодия (немного пива, вина пил, ел бульон, мяса немножко, наконец стакан молока), то от неслужения в продолжение двух дней, слабость, болезненности нервов, бешенство детородных частей, злоба дьявола невыносимая ужасно мучила меня, подавляла, стесняла: я корчился, ежился, беспокоился, раздражался на стоявших в алтаре Попова капитана и прочих. После причащения успокоился. Заамвонную читал довольно хорошо, отпуст весь сполна. После вечерни. Благодарю Господа, явившего во мне величайшую милость и силу Свою в служении литургии и в причащении Божественных и животворящих Таин Своих, коими решительно оживил меня, умерщвленного грехами моими и болезнею головы и внутренностей. Обедню совершил благодатию, милостию и помощию Его непреткновенно. Величайшую милость и силу Свою Божественную явил во мне Господь и после вечерни, когда я, сильно взволнованный, утесненный, омраченный, посрамленный, убитый врагом чрез гнев на сторожа, разлившего деревянное масло на полу у иконы местной Спасителя и у самого ковра, мною добытого, в покаянии глубоком, с верою и упованием припадал многократно к престолу благодати Его (в Покровском храме придельном), и, хотя враг адски злобно усиливался удержаться во мне, наконец чрез усиленную и упорную, твердую веру мою, непобедимой благостью и силой Божией был изгнан из внутренностей моих, – я был помилован и получил мир и свободу с дерзновением. Ну уж и борьба была – на жизнь или на смерть; враг крайне упорствовал, злился, мучительствовал, язвил, терзал, но власть и милость Божия превозмогли: заслуги Господа, за меня пострадавшего, искупили меня, и я избавлен из ада, истинно из ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Март 1879 г. 1 марта Взирая на крест Господень, живо вспоминай всегда Его бесконечную любовь к людям, Своим созданиям, и старайся всей душей любить Его и людей Его, за коих Он пострадал и умер, особенно если ты пастырь душ, и ничего не предпочитай Его любви и любви ближних. Согрешил я пред Богом и ближними, назвав нищих дармоедами во гневе на них, что много их приходит ко мне с утра до вечера (было уже сорок человек до девяти часов утра). Отчего я робею и малодушествую, когда надо мне читать часто повторяющиеся в богослужении молитвы и славословия Господу, Божией Матери и святым, как будто они вовсе теряют цену от частого повторения, хотя составляют всегда бесценное сокровище духа нашего, утешая и возвышая всякую верную душу? Это лесть 17 Велиара, не терпящего молитвы и славословия. Это же я испытываю особенно в молитвах за умерших. Но да повторяю всегда благодатию Божиею с большим, удвоенным усилием молитвы и славословия, часто повторяющиеся. 3 марта Суббота. Благодарю Господа, сейчас помиловавшего меня, пославшего мне свет Свой и истину Свою, дабы познать мне грех мой и заблуждение сердца моего. Легши в постель после прогулки (в пять часов утра), я вспомнил вчерашнюю встречу с дочерью настоятеля, гулявшею с баронессою Говен и лорнировавшею 18 с чувством особенного достоинства на всю Господскую улицу с остановкою у магазина Сампсона Ильича Денисова. Меня взяла досада и зло на ее гордость и тщеславие (а что мне до них, казалось бы? пусть себе потешается), и стало у меня на сердце тесно и больно и жгуче, я сознал грех свой и обратился к покаянию. Я сознал, что часто смотрю на людей неправильно сквозь свои очки самолюбия, зависти, алчности, чревоугодия, сребролюбия, гордости, недоброжелательства, ревности, сладострастия, лукавства и думаю часто видеть в человеке то, чего в нем нет, разумеется, худое, а не хорошее, и осудил себя, оставляя Самому Богу судить и миловать всех как Создателю и нелицеприятному Судии всех. После этого Господь дал мне мир. Благодарю Господа, помиловавшего меня за покаяние и вчера вечером дважды: раз, когда я встретил дочь настоятеля в гордом ее величии и самодовольстве и вознегодовал было на нее, а потом осудил себя за лукавое воззрение на нее; другой, когда я встретился с отцом ее в церкви и почувствовал в сердце неприязнь к нему, но потом одумался, осудил себя, покаялся в отпадении от любви и в лукавой, злой подозрительности. Слава благодати Божией, исправляющей злые начинания моего сердца. От скольких бед избавил и избавляет меня благодать Божия, возбуждая меня чрез тесноту и скорбь сердечную к немедленному покаянию и убивая во мне зло в самом начале, не попуская ему разрастаться, усиливаться, распространяться и причинять вред мне и другим. Благодарю милующего меня непрестанно Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ноябрь 1879 г. 1 ноября Благодарю Тебя, всемилостивого Бога и Спасителя моего, вот уже второй раз спасшего меня от смерти греховной чрез веру и покаяние мое: раз в церкви во время утрени и другой по приходе моем домой за уклонение от подачи милостыни нищим в количестве, ими желаемом (на баню и на обувь), по жестокосердию моему и по скупости моей. О, сколь велики радости избавления Твоего, подаваемые мне многогрешному на всякий день! Сколь велика милость Твоя, долготерпение Твое на мне, окаянном! Сколь Ты благопослушлив, скоропослушлив, благоуветлив, благопременителен, всесилен, всеправеден, премудр, всеобъемлющ, всепрост, всесвят, непреложен, неизменен в Своей правде, святыне, милости, всесилен, ибо вечно Ты праведен, свят, милостив, всесилен! Блажен я Тобою, восхищён я Тобою, Твоими совершенствами! Господи! Ты даришь мне, ежедневно и многократно умирающему духовно, жизнь Твою, оправдание, мир, пространство чрез покаяние мое. Ты совершаешь надо мною чудеса преславные всякий день, оживляя меня, мертвого, крайнею благостию. Моя душа – это дщерь Иаирова, воскрешаемая Тобою, Господи, всякий день. А кровотечение мое греховное, ежечасное, многолетнее – кто уставляет, останавливает, очищает, исцеляет? Господь мой Иисус Христос. Слава Ему, Спасителю всех! Шесть с половиной часов вечера. Многократно впадал я в великие, тяжкие грехи сегодня, начиная с одиннадцати с половиной часов дня до сего времени: предавался чревоугодию, лакомству, невоздержанию: в одиннадцать с половиной часов лакомился у именинника Козьмы Ковригина (пирог, виноград, яблоки, вино, чай), в три часа – у Козьмы Волкова (опять виноград, яблоки, вино и частица пирога), дома в три с половиной часов обедал (щи, мясо, жаркое). Вследствие чревоугодия и крайнего множества нищих, просивших у меня милостыни (более сотни человек), я сделался крайне раздражительным, обидчивым, стал ругать нищих, уклоняться от них, а чрез это еще более адские стрелы стали палить меня. Согрешил я пред Господом злобою на нищих, презорством, раздражением, нетерпением, скупостью, алчностью, пристрастием земным, самолюбием, корыстолюбием, нелюбовию. Я разрушил закон Господень, отпал от любви христианской, члены Христовы не помиловал, оскорбил, Духа Святого опечалил, человеколюбца Христа огорчил. Анну слугу в сердцах проклятою назвал за неисправность, очень раздражившись. Но в глубоком покаянии милости прошу у Господа и прощения во всех тяжких грехах моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Одиннадцать часов дня. После обедни, служенной Трачевским. Сейчас впал я в тяжкий грех: при народе оттаскал за волосы нищего у дома Никитина, где типография газеты, за то, что часто просит и припрашивает денег, а того, на что ему даю, не покупает, говоря, что в лучшей одежде и обуви он не хочет ходить, чтобы не перестали ему подавать милостыню. Я сильно разгневался на него и вышел из себя, дав ему еще двадцать копеек к десяти ранее данным. Согрешил я тяжко гневом, самолюбием, жестокосердием, суровостью, гордостью, сребролюбием, сластолюбием, тщеславием, неисправленном, нерадением о добродетели (кротости, незлобии, терпении, воздержании, милосердии, щедрости, трудолюбии, целомудрии, любви, доброжелательности, нелицеприятии, сострадании, уважении), скупостью, леностию; я огорчил человеколюбнейшую утробу Господа, оскорбил, удручил Самого Господа в лице нищего, презрел Самого Господа, опечалил Духа Святого Утешителя, согрешил пред Богом, пред Владычицею Богородицею, пред всеми святыми Ангелами, пред ликами праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников и мучениц, преподобных и праведных и всех святых, пред всеми людьми – ибо я оскорбил член Христов, розгу Христову, ибо Христос – лоза, а верующие в Него – ветви [ Ин.15:5 ]; а всё из-за чрева, из-за денег, из-за любви к многострастной плоти, к миру, лежащему во зле. Прости, Человеколюбие, великое мое согрешение, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Твое, и исцели язвы мои сердечные, умиротвори смятенную грехами душу мою, даждь мне в тесноте пространство; прекрати соблазн, сделанный мною людям, видевшим, как я терзал за волосы нищего. Даруй мне тихость и кротость Твою, незлобие Твое, мерность Твою, терпение и долготерпение Твое и любовь к Богу и ближнему искреннюю, нелицемерную. Примири мне нищего сего, да не возопиет к Тебе на меня, да накажеши мя, – и меня примири ему совершенно. Ибо он невинен при нужде своей и скудости своей, и, если виновен, прощаю ему от всей души, ибо Ты мне без числа простил и прощаешь беззакония мои. Буди! Аминь, аминь, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Против настоятеля, порицающего частое причащение мирян Святых Таин (это ересь), ибо имеет целию отлучение от Бога и вполне противно учению Спасителя, заповедовавшего: приимите, ядите... пийте от нея вси... [ Мф.26:26–27 ]. Вся древняя практика Церкви и весь состав литургий внушают частое, ежедневное причащение Святых Таин (что и было прежде); если же ныне миряне редко приобщаются Святых Таин, то это свидетельствует об упадке веры и благочестия, о преобладании над христианами суеты житейской, но отнюдь это не есть закон, то есть приобщаться только раз в год или четырежды, даже каждый месяц, – можно и должно приобщаться каждую субботу или воскресенье... Плоть Моя истинно есть брашно, говорит Господь, и Кровь Моя истинно есть пиво 129 ... [ Ин.6:55 ]. А брашно и питие необходимо всякому есть. На каком основании священник лишает мирян частого причащения? Это заблуждение, близко граничащее с ересью, так как оно противно божественной заповеди Иисуса Христа. Или священники одни достойны частого причащения? Даже те священники, которые после вечерней попойки и картежной игры идут без зазрения совести служить утреню и обедню и иногда бредят во время самой службы картами? Но если вы хотите утверждать, что миряне не должны причащаться часто Святых Таин, то выбросьте заповедные слова Спасителя из литургии: приимшпе, ядите... пийте от нея вси... и измените весь состав литургии, ибо содержание литургии преясно внушает и предполагает частое причащение всех, не одних освященных (то есть, во-первых, священников и диаконов) Святых Таин. Вместо того чтобы радоваться отечески и благодарить Бога за то, что есть и в [нынешний] век, скудный верою и благочестием, люди, алчущие и жаждущие правды Христовой и горящие любовию ко Христу, вы глумитесь и надо мною, духовным судией их совестей, и над этими простодушными сердцами, в простоте веры приступающими со страхом и радостию и сердечною любовию к Святым Тайнам. Вы попираете мои священные права и мою духовную власть, данную мне от Самого великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа. Вы подрываете мой духовный авторитет в младших членах причта и в тех мирянах, пред которыми вы охуждаете мои действия, вы желали бы подорвать его и в этом малом стаде, пользующимся моим духовным руководством, но я уверен, что они твердо стоят в учении Евангельском, ибо я научаю его в вере. Вы сами обнаруживаете в этом случае неверие или слабоверие, близкое к религиозному индифферентизму или скептицизму. Многократно я слышал от моих духовных чад ваши глумления над их и моей верой и молитвенным усердием и ваши внушения жить во всех удовольствиях мирских. Смотрите, чтобы это скоро не обратилось вам в горшее осуждение. Или не думаете ли вы, что я допускаю их часто к исповеди и причащению корысти ради? Свидетель Бог, что если кому из них угодно положить мне за мой труд их копейки, они пойдут вскоре в руки нищих и не идут на мои потребы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010