Обретение мощей муч. Мины Калликелада. 17 февр. 457.             Протерий, патриарх Александрийский. 28 февр. Иаков, отшельник Сирийский 20 ноября. 458.            Анатолий, патриарх Цареградский. 3 июля. Ювеналий, патриарх Иерусалимский. 2 июля. 459.             Симеон столпник, преп. Сирийский. 1 сент. 461.             Лев, папа Римский. 18 февр. 465.             Иоанн Кущник, преп. Цареградский. 15 янв. Пелагия, преп. Палестинская. 8 окт. 467.             Феоктист преп., спостник Евфимию В. 3 сент. 470.            Авксентий, преп. Вифинский. 14 февр. 471.            Геннадий, патриарх Цареградский. 31 авг. Нон, еп. Илиопольский. Субб. с. 458–471.       Падение праха с неба в Цареграде. 6 ноября. 473.             Евфимий В., преп. Палестинский. 20 янв. 475.             Герасим преп., на Иордане. 4 марта. 477–484.       Мученики (два священника и 360 мирян), пострадавшие в Африке от ариан при Гунерике, короле Вандальском. 8 дек. 488.             Маркелл преп., игумен обители Неусыпающих. 29 декабря. 489.             Даниил столпник, преп. Фракийский, в Анапле. 11 дек. 490.             Фалалей, отшельник Сирийский. 27 февр. 6 век Евфросиния, преп. Александрийская. 25 сент. Тихон, еп. Амафунтский. 16 июня. Маркелл муч., еп. Анамейский. 14 авг. Лот преп., Арсинаит. Субб. с. Герман, преп. Вифлеем. Субб. с. Зоя, преп. Вифлеемская. 13 февр. Антипатр, еп. Востр. Субб. с. Препп. Египетские: Аммон, или Аммона. Субб. с. Аполлинария. 5 янв. Висарион. 6 июня. Витимий и Иеракс. Субб. с. Иоанн, нареченный Варсонофий. 21 февр. Паисий Вел. 19 июня. Серапион Синдонит. 14 мая. Таисия блаж. 10 мая. Феодора. 11 сент. Исихий пресв. и Пассирион, препп. Иерусалимские. Субб. с. Савин, архиеп. Кипрский. 12 мая. Акакий, еп. Мелитинский. 17 апр. Ксения, преп. Милосская. 21 янв. Препп. Палестинские: Ксенофонт, с Марией женой и двумя сынами. 26 янв. Мартириан и Фотиния. 13 февр. Фока и Геласий. Субб. с. Анфиса, муч. Римская. 8 дек. Полувий, еп. Ринокирский. 12 мая. Препп. отцы, избиенные в Синае и Раифе, и Феодул, сын Нила Постника. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Обыкновенно мы не готовы к понесению людских пересудов, но надобно утвердить сердце по словам св. Иоанна Лествичника , на наковальне креста Господня, дабы ударяема мысль со всех сторон млатами не сокрушилась; во всем оном, как я полагаю есть ложный стыд и страх, или вы боитесь страха, идеже несть его. Страх Божий и упование на него не посрамить. Вам кажется, в неизвестном месте, где никто не знает вас, удобнее положить начало; но кому и любопытствовать? A разве y врага мало сетей и козней? одним не успел низложить, предпринимает другое и так далее; вам пример брать……. Будучи удален от света и от родных, какую имеет брань? И едва не даст плещи. Не знаете, какая брань встретит вас и на первом шагу: «никуда не скроешься от искушений, кроме глубины смирения». Это ваше слово. A как нередко случается, что вместо глубины смирения взбираемся на гору возношения и сами того не заметив, как бы ни были мы разумны и премудры, и сия то кознь вражия опаснее других; a кто идет путем отвержения своей воли и разума (конечно брань велика бывает и таковым), скорее достигает познания своей немощи и смирения. Не думайте, чтоб я вас привлекал в свое место и заключал только тут спасение, – совсем нет. Я не знаю судеб Божиих и Его промысла, куда Он вас призывает, и совершенно предаюсь в сем Его святой воле. Но признаки, по коим вы хотели быть здесь вам самим известны. И так, паки повторяю: да будет воля Божия на призвание ваше. Хотя же и удалялись многие от своих мест и отечеств, но видим, что многие и вблизи получили спасение; как-то: Алексей, человек Божий, Иоанн Кущник, и другие. A российские: Никола Святоша, Варлаам (печерский) и еще многие, о коих испытывать и писать время не позволяет. 7 числа сего месяца, посетил нашу пустынь почтеннейший путешественник и писатель, Андрей Николаевич Муравьев; пробыл y нас 8 числа, праздник Рождества Богородицы, a в воскресенье 9 числа, после ранней обедни, отправился от нас в M–y. Так как он желал слышать нашу скитскую службу, то на праздник была y нас литургия, и потом под воскресенье всенощную y нас слушал, на праздник в монастырской трапезе обедал, оставил нам весьма приятное впечатление своим обращением и беседами; кажется и ему y нас понравилось, полюбил очень…… Он сделал нам предложение, описать жизнь современных нам российских духовных подвижников на коих имело влияние старца Паисия жизнь, подвиги, труды, писания его и переводы, как это описано вкратце в предисловии на житие старца Паисия, что на российское монашество как будто свет излился чрез него.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Описав кратко черты жизни важнейших, празднуемых церковью, святых, мы, в заключение, укажем смысл тех названий, которые издревле усвоены церковью тому или другому святому. Некоторым святым усвоено название по месту их жизни и подвигов. Таковы суть Синаиты, прославившиеся при горе Синайской, Сикеоты, · жившие в монастыре Сикейском, в Галатии, Дивногорцы, по имени Антиохийской горы, прославленной чудесами Симеона Столпника, Афонские, подвивавшиеся на Афоне, Малеины, от обители Малей, близ Афона, Печерские–от Киевопечерской лавры; Студиты, по монастырю Студийскому, в Константинополе; Ветхопещерники, от обители Ветхой, близ Иерусалима, Неусыпающие от обители Неусыпающих, при реке Евфрате, Савваиты, от обители св. Саввы Освященнаго, в Палестине. Другие назывались от рода их жизни и подвигов. Таковы были: многострадальные, исповедники (мученные за веру, по скончавшиеся мирно), постники, затворники (проводившие жизнь в затворенной пещере), молчальники, милостивые, странноприимцы, сиротокормители, юродивые (положившие на себя подвиг юродства, мнимого безумия), блаженные (тоже, что юродивые), бессребреники (исцелявшие больных безмездно). Были еще особенные названия, усвоенные некоторым святым по частному случаю их жизни, или по частной черте их характера. Так Никон Печерский назывался сухим потому, что, находясь в плену у Половцев, он совершенно иссушил свое тело подвигами; Алексей,человек Божий , назван так по особенному откровению Божию еще при его жизни, Иоанн кущник спасался в куще, или палатке, праведные Иоаким и Анна названы Богоотцами потому, что были родителями Матери Божией; некоторые названы новоявленными по причине недавнего их прославления, прозорливыми , по дару прозорливости; самобратьями потому что были между собою братья; мироточивыми , потому что из мощей их источается миро; начертанными , потому что на лицах имели черты или шрамы от ударов, нанесенных во время мучений; Анастасия названа узорешительницею потому, что посвятила себя на вспоможение христианам, томившимся в узах; Параскева названа пятницею потому, что родилась в Пятницу, а пятница, как день приготовительный к торжеству субботы, называется по гречески Παρασκευ Преподобный Павел назван препростым за свое крайнее простодушие; Николай юродивый , бывший из рода князей Черниговских, назван святошею или по своей святости, или как бы сокращенным именем Святослав. Роман назван сладкопевцем за искусство в составлении и в пении церковных песней. b) Праздники церковно-гражданские

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По примеру и учению Иисуса Христа, благочестивыми аскетами в христианстве были св. апостолы – Иаков, брат Господень 1723 , Павел ( 1Кор.9:5, 27 ; 2Кор.11:27 ) и другие. Древле именем аскетов или подвижников назывались все христиане, кои пребывали в строжайших подвигах благочестия и добродетели 1724 . Древние христианские подвижники вели жизнь деятельную, жили в городах вместе с прочими и, избирая для себя более строгий образ жизни, не оставляли обязанностей своего звания, духовное ли оно или светское 1725 . Св. Златоуст говорит: «Те, которые в начале обращены были апостолами, жили в городах, а являли благочиние, свойственное пустынножителям» 1726 . Следуя внушениям Евангелия и правилам Церкви, аскеты избирали и продолжали подвиги свои свободно, без всяких обетов, подобно Илии, Иоанну Предтече и другим пророкам 1727 . Жизнь аскетов у древних писателей иногда называется жизнью любомудренною 1728 . К особенным подвигам аскетов принадлежали: произвольная нищета, воздержание от супружества, продолжительные посты, непрестанная молитва и прочие дела христианской любви к Богу и ближним. Итак, аскеты в первенствующей Церкви по своим подвигам были почти то же, что впоследствии монахи, которые действительно и заменили древних аскетов. Имени аскет не встречается в Святцах, но его можно усматривать в подвигах тех святых, кои жили и подвизались в мире и называются преподобными, напр. служившие и помогавшие ближним имуществом своим: Зотик Сиропитатель, Сампсон Странноприимец; смирявшие себя добровольной нищетою: Алексий, человек Божий, Иоанн Кущник, юродивые, и проч. День св. преп. Зотика Сиропитателя 30 декабря (12 января) Сиротопитание есть священнейшая добродетель. Господь говорит чрез Моисея: всякия вдовы и сироты не озлобите: аще же злобою озлобите я, и возстенавше возопиют ко Мне, слухом услышу глас их ( Исх.22:22 ). Буди сирым яко отец, и будеши яко сын Вышняго ( Сир.4:10–11 ). Вера бо чиста и непорочна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира ( Иак.1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Подробное описание библиотеки Пантократорской обители оставил Василий Григорович-Барский, посетивший этот монастырь в первой половине XVIII века. Из всех сделанных им записей, посвященных афонским книгохранилищам, эта – самая пространная, и она представляет большой интерес, как свидетельство паломника, бесхитростными словами выразившего свои впечатления от увиденных им книжных сокровищ. Среди рукописей, хранившихся в Пантократорском монастыре, В. Г.-Барский особо выделил так называемое «Евангелие святого Иоанна Кущника», описанию которого он и посвятил большую часть своих заметок о Пантократорском книгохранилище 331 . Эта рукопись сохранялась в Пантократорском монастыре и далее, и здесь, спустя сто лет, ее видел В. И. Григорович, посетивший эту обитель в 1844 году. «Книга в серебряном, грубой отделки, окладе, с иконами, внизу которых славянские надписи, – писал В. И. Григорович. – На нижней надписи оклада заметно имя Радула, кажется, воеводы волошского. Письмо так мелко, что невооруженными глазами нельзя читать. Юридическая часть рукописи исследована бывшими здесь учеными. Предание, приписывающее ее святому Иоанну Кущнику, не имеет основания, так как Иоанн Кущник жил в V столетии» 332 . Рукописи, хранящиеся в афонских монастырях, постоянно подвергаются опасности пожаров, нередко возникающих в древних обителях. Этой напасти не избежал и Панто-краторский монастырь, в истории которого было два больших пожара: один в 1773 г., а другой – совсем недавно, в 1948 г. Но, к счастью, библиотека монастыря при этом не пострадала; в настоящее время она занимает первый этаж в недавно выстроенном восточном крыле. Здесь содержится 350 манускриптов, как греческих, так и славянских, из которых 68 написаны на пергаменте, и 2 литургических свитка. Две рукописи иллюстрированы: Псалтирь 61) и сборник, известный как Евангелие «Каливиту» (Кущника). В библиотеке имеется также более 3,5 тысячи печатных изданий 333 . Таковы краткие сведения о книгохранилище монастыря Пантократор, в ведении которого находится также скит пророка Илии, где началась литературная и переводческая деятельность известного всему православному миру старца Паисия Величков-ского, к жизнеописанию которого теперь и следует перейти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Против Мцхета находится пещера св. Нины с называемым «дзудзус-цхали» (т.е., родником груди) источником воды (почитаемым целебным для матерей, у которых иссякает молоко). «На память св. равноапост. Нины» есть особая бденная служба, издан. Синод. Типографией. 15. Е. † Препп. отцов наших, Пала Фивейского и Кущника. Пр. Павел родился в Фиваиде (в Египте). Оставшись сиротой, он много претерпел от своих корыстолюбивых родственников, желавших отнять у него большое наследственное богатство. Когда открылось жестокое гонение Декия, и св. Павел узнал, что его зять (язычник) хочет предать его в руки гонителей из-за его богатства, то, покинув все, он удалился в пустыню. Здесь, поселившись в одной пещере, он прожил безвыходно 91 год, молясь Богу день и ночь, питаясь финиками и хлебом, который приносил ему ворон, и защищая наготу свою от зноя и холода одними пальмовыми листьями. «Всего себя воздержанием очистив», преподобный преставился 118 лет от роду, 10 янв. 341 г., стоя на коленах во время молитвы. Незадолго до кончины посетил его св. Антоний (см. 17 янв.), которому пр. Павел и открыл близость своей смерти. Тело пр. Павла, по воле ими. Мануила Комнена, перенесено было в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы; впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию, в Офен; часть главы его – в Риме. – Пр. Иоанн Кущник был сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Он получил блестящее воспитание, но, презирая суетный мир, предпочел «паче пространного пути тесный, и болезненный, и зело жестокий», тайно от родителей удалился в Вифинию и здесь в обители Неусыпающих (сн. ниже, 23 февр.) постригся в монахи. Он с юношеским жаром и ревностью предался подвигам иноческого жития, так что для самых ревностных подвижников скоро сделался образцом непрестанной молитвы, безропотного послушания, терпеливого труженичества, безмерного пощения. Спустя 6 лет, Господу угодно было попустить тяжкое нападение на Иоанна от диавола: мысль о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начала неотступно преследовать юного подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. Заимствовано из поведании преподобного Кассиана Римлянина. 15. Лествица, заглавие 25-го Слова. Псал. L, 19. Добротолюбие, ч. 1. Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святаго Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в " Слове о Иисусовой Молитве " . Аскетические Опыты, том 2. Матф. XIV, 27. Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию. Часть 1

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Часто рядом с П. Ф. в росписях появляется прп. Иоанн Кущник, чья память празднуется в тот же день, 15 янв.: в кафоликоне мон-ря Хиландар (1321/1322, роспись поновлена в 1803/04 монахами Вениамином и Захарией из Галатисты) - на сев. стене в зап. углу; в кафоликоне Вел. Лавры (1534/1535, мон. Феофан Критский) - в проходной арке, соединяющей юго-зап. компартимент с юж. нефом; в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - на юж. стене; в минейном цикле в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - в сев.-вост. камере; в кафоликоне монастыря Ставроникита (1545/1546, мон. Феофан Критский с сыном Симеоном) - на вост. стене лити; в трапезной Дохиара (1700, иером. Дамаскин из Янины). В рус. монументальной живописи кон. XIV - нач. XVI в. укоренилась традиция помещать чин преподобных на вост. стене в росписи алтарной преграды, где П. Ф. иногда оказывается рядом с прп. Антонием Великим, как в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Саввином Сторожевском мон-ре под Звенигородом (1-я четв. XV в., Звенигородский ист.-архит. и худож. музей): П. Ф. представлен с опущенным на плечи куколем, как седой старец с пышными прядями и густой широкой бородой. Похожий облик он имеет на минейных рус. иконах (минея на январь, Рус. Север, из собраний Н. И. Репникова и Ф. А. Каликина, сер. XV в. (по мнению И. А. Шалиной), ГРМ). В плетеной одежде П. Ф. изображен среди преподобных на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1481, мастер Дионисий). В неск. памятниках сохранился своего рода житийный цикл П. Ф. в виде ряда назидательных композиций. В росписи люнетов нартекса ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XII в.) воспроизведены композиции с прп. Антонием Великим, стоящим у пещеры П. Ф., со встречей 2 подвижников, с их беседой и небесной трапезой и успением П. Ф. Как идеальный пример монашеской аскезы беседа П. Ф. с прп. Антонием Великим, делящим поровну принесенный вороном небесный хлеб, по замечанию С. Томекович, восходит к иконографии прор.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

– Лучше всего мне умереть теперь с детьми моими, – говорила она. Но, конечно, умерших горем не воскресишь, и они были отпеты патриархом и погребены в церкви муч. Иулиана, где и деды их лежали. После погребения Иоанна и Марии, Афанасия предалась еще большей скорби. Она осталась на могиле детей своих и не переставала о них плакать. Прошел после погребения день, наступила ночь. И вот в самую полночь является Афанасии св. муч. Иулиан в образе инока и говорит: – Зачем, жена, не даешь покоя почивающим здесь? Афанасия отвечала: – Не гневайся на меня, господин мой! Я имела двоих детей и сегодня обоих вместе похоронила здесь. Мученик спросил: – К чему же ты о них плачешь? Лучше бы тебе было, если бы сидела дома и плакала о грехах своих; истинно говорю тебе: как здесь, когда человек хочет есть, тогда по необходимости дают ему пищу, так и отшедшие в горний мир небесными благами питаются у Христа; и они молят Его, говоря: «Праведный Судия, лишивши нас земных, не лиши нас небесных». Услышав это, Афанасия умилилась сердцем, обрадовалась и сказала: – Если дети мои живут на небесах, то зачем же я плачу о них? Потом она хотела продолжать беседу с явившимся, но его уже не было. Она обратилась к церковному сторожу и спросила: – Где же инок, который беседовал со мною? Сторож отвечал: – Ведь ты видишь, что двери церковные заперты, и никто не может поэтому войти сюда: зачем же говоришь, что какой-то инок беседовал с тобою? Тут только Афанасия поняла, что ей было видение, скоропоспешно пошла она домой, рассказала мужу о явившемся ей и о беседе с ним, и оба утешились. (Из «Урок. и прим. христианской любви» свящ. Гр. Дьяченко) Преподобный Иоанн Кущник, как образец величайшей любви к Богу Преп. Иоанн Кущник был сын одного знаменитого военачальника и вельможи царского. Два старших брата его уже состояли на царской службе и были в высоких чинах. Младшему, любимейшему сыну родители его предназначили еще более лучший путь в жизни, для чего и старались дать ему наилучшее воспитание. И отрок Иоанн оправдывал надежды родителей. Хорошими успехами в науках он удивлял самих учителей, а кротостью и смирением привлекал к себе любовь всех. Но по мере развития ума и крепости сил телесных и душевных, в нем развивалась и укреплялась любовь к Богу: во все свободное от учения время он или читал Божественное писание или молился и пел псалмы в храме Божием; таким образом, у него было только две дороги: одна в училище, а другая в церковь . При такой жизни в сердце Иоанна явилось отвращение ко всему тому, что в мире называется славою и счастьем, но что на самом деле есть не более, как суета сует; взамен этого у него укреплялось все более и более желание посвятить себя навсегда служению единому Богу, и в этом помогло ему следующее обстоятельство в его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

          не знает,  ведь тела моего не нашли.  Даже оплакать она           меня не могла. Иоанн: У нее есть отец, два брата, дом. Помысл: Но она не любила никого так,  как меня. Да и для отца я           был всем.  Они  жили ради меня,  любили меня.  Сам-то я           спасаюсь, а родителей своих бросил умирать, бросил даже           не простившись. Иоанн: Но иначе я бы не уехал. Помысел: Шесть лет уже прошло... Матушка, наверно совсем состари-           лась от горя.  Ничего вокруг себя не замечает. Ходит по           пустому дому и все ей напоминает, как мы с ней играли... Иоанн: Но это же саможаление.  С этим надо  бороться.  Господи,           помоги мне. Помысел: При чем здесь саможаленье?  Жалко родителей.  Потреяв           меня, они могли потерять даже веру. Ведь они потеряли           надежду, а без надежды и вера бессильна. Они могли да-           же разувериться в Божией милости.  Я тут спасаюсь,  а           они из-за меня могут погибнуть. Иоанн: Нет,  Господь этого не попустит, ведь мать всегда была           хорошей христианкой, как и отец. Помысел: А чего ж я тогда их бросил?  Нет,  их вера была обыч-           ной, как и у других. Я лишил их любви. И потеряв меня,          они могли потерять и веру. Что же, выходит, сколько ни пос-          тись, сколько ни бодрствуй, а если из-за меня погибнут          родители, то и я не спасусь, и они погибнут. Иоанн: Что же делать? Помысел: Матушка... я приходил из школы, она всегда обнимала меня.          А отец? Как он радовался моим успехам. Сам как ребенок!          Кто подарил мне Евангелие,  которое я ношу с собой,          не они ли? Они дали мне жизнь... Иоанн: Кто, они?  Жизнь дал мне Бог.  Он один наш Отец,  Его          одного надо любить, Ему служить. Помысел: А как же написано, " почитай отца твоего и матерь твою " ? Иоанн: Старцы учат:  " почитай отца твоего духовного " и " Матерь           твою — Церковь. " Нет у  меня  других  родителей,  кроме           них, а люблю я одного  Небесного  Отца и Господа Иисуса

http://bogoslov.ru/article/4384533

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010