Вернуться 77 Тюря – крошеный хлеб в квасе или в воде с солью. Толокно – толченая, не молотая мука, употребляемая в пищу с водой, маслом и т. п. Вернуться 78 Преподобный Алексий, человек Божий (ум. ок. 411) – отказавшись от богатства и ведя праведную жизнь, много лет прожил как слуга в доме своих богатых родителей. Вернуться 79 Преподобный Иоанн Кущник (V b.) – сын богатого сенатора, юношей ушел в монастырь. Вернувшись к родителям в лохмотьях нищего, жил в хижине-куще возле дома и открылся им только перед смертью. Вернуться 80 Преподобный Симеон Столпник (356–459) – великий подвижник, аскет, более 40 лет простоял на столпе в несколько метров высотой, пребывая в постоянной молитве, без возможности прилечь, перенося дождь, зной и стужу. Вернуться 81 Преподобный Матфей Печерский, Прозорливый (ум. ок. 1088) – инок Киево-Печерского монастыря, имел особенный дар видеть бесов и их козни против людей. Вернуться 82 Преподобный Марк Печерский, гробокопатель (XI–XII bb.) – выполнял послушание могильщика в Киево-Печерской обители. Вернуться 83 Исаакий Затворник – первый русский юродивый. Бесы заставили Исаакия плясать с ними и повергли его в болезнь. Победив бесов и оправившись, Исаакий принял подвиг юродства: не желая славы от людей, с радостью терпел ради Христа побои, наготу и холод. Вернуться 88 В рассказе описывается последний день земной жизни святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). Вернуться 90 Преподобный Иоанн Сезеновский (1791–1839) – ради Христа юродивый, блаженный, затворник, проживший в затворе 22 года, имевший дар прозорливости. Бунин также пишет о нем в дневнике «Окаянные дни»: «Был же Иоанн ростом высок и сутуловат, лицом смугл, со сквозной бородой, с длинными и редкими черными волосами. Сочинял простодушно-нежные стихи:   Где пришел ecu, молитву сотворяй, Без нее дверей не отворяй, Аще не видишь в дверях ключа, Воротись, друг мой, скорей, не стуча…»   99 Мякина – плевелы, части колосьев, листьев, стеблей, неполновесные зерна, получаемые в качестве отхода при обмолоте зерна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Когда родители пытались склонить его к женитьбе, он удалился из дома и поселился в молитвенном уединении, прося Господа, чтобы Тот послал ему мудрого наставника. Вняв молитве благочестивого юноши, Господь устроил его встречу с добродетельным старцем Савватием Соловецким. Преподобный Иов Почаевский родился в середине XVI века у благочестивой, вероятно, дворянской, супружеской четы по фамилии Железо. При крещении его назвали Иоанном. Проникнутые духом Христовой любви родители Иоанна передали ее и своему сыну: в отроке очень рано начали обнаруживаться наклонность к тихой уединенной иноческой жизни, стремление всецело посвятить себя служению Богу. На десятом году жизни, оставив любимых родителей, он удалился в монастырь, в котором через два года, то есть в двенадцатилетнем возрасте, был пострижен в монашество. Приняв ангельский образ, преподобный Иов жил среди братии действительно, как Ангел Божий, и, несмотря на свою молодость, служил для всех примером добродетельной жизни Преподобный Иоанн Кущник был третьим и самым любимым сыном у богатого и именитого военного сановника Евтропия и его супруги Феодоры. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма выделялся из среды своих сверстников, так что даже учителя удивлялись его способностям и выдающейся для юного возраста развитости. Он преуспевал не только в мирском, но и в духовном любомудрии. Под благодатным действием Святого духа он рос кротким, незлобивым и скромным мальчиком и по окончании уроков проводил время не в играх, свойственных детскому возрасту, но в чтении святых боговдохновенных книг и в усердном посещении церковных богослужений. Его сердце было согрето любовью к Богу. Однажды он встретил направляющегося в Иерусалим инока, и так разгорелось сердце отрока желанием всецело посвятить себя Богу, что он стал просить инока взять его с собой в монастырь. Тот, почувствовав, что Иоанна призывает к Себе Сам Бог , клятвенно обещал взять его с собой по возвращении. По отбытии инока блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него Евангелие, чтобы научиться совершать дела, угодные Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

( < < back) Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело его, по воле Византийского императора Мануила Комнена (1146–1180 гг.), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре Богородицы Перивлепты; затем в 1240 году перенесено было в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен; часть главы его — в Риме. ( < < back) Житие преподобного Иоанна Кущника преподобный Иоанн назван потому, что конец своей подвижнической жизни он жил в «куще», т. е. палатке, в крайнем убожестве и нищете, около дома своих богатых и знатных родителей, не узнанный ими, — и в этой же палатке был похоронен, причем родители его на месте «кущи» создали впоследствии храм во имя его. ( < < back) Великий — Византийский император; царствовал с 457–476 год. ( < < back) «неусыпающих», о котором здесь говорится, находился в Вифинии (северо-западная область Малой Азии) и был устроен по образцу существовавшего в Константинополе такого же монастыря, перенесенного туда из Месопотамии и основанного преп. Александром в конце IV века. Чиноположения и иноческое житие насельников этого монастыря отличались особою строгостью. Свое наименование монастырь получил оттого, что братия его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, воспевая протяжно псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно и никогда не прекращалось. Такой же монастырь был основан и в Вифинии, близ города Сосфениула, учениками преп. Александра, Иоанном и Маркеллом. ( < < back) разумеется преп. Маркелл, основатель Вифинской обители «неусыпающих». Память его совершается 29-го декабря. ( < < back) заимствовано из (Пс.21:16). ( < < back) заимствовано из (Мф.11:7). ( < < back) заимствовано из (Пс.15:3) (в славянском переводе). ( < < back) равняется 87 1/2 саженям. ( < < back) св. Иоанну Богослову. ( < < back) Иоанн Кущник скончался в начале второй половины V века. При папе Формозе (896 г.) в Риме построена была в честь преподобного церковь, где находилась часть мощей его. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его у врат двора его в Константинополе. Крестоносцами (1204–1261 г.) глава его из Константинополя перенесена в Безансон, а мощи его находятся в Риме в церкви его имени, но когда они перенесены сюда из Константинополя — не известно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Все эмали одного времени и неслучайного сбора, как то часто бывает, но намеренного подбора святых Иоаннов. Кроме средней пластинки с «гетимасиею» или «уготованным престолом», мы здесь находим: родителей Иоанна: Захарию и Елисавету, И. Златоуста, И. Милостивого, И. Постника, И. Дамаскина, И. Кущника, И. Климака, И. Бессребренника. Очевидно, эта икона была царский вклад, и надо было бы угадать этого Иоанна среди многих Иоаннов византийского дома XII–XIII веков. Важнее этого вопроса самые типы святых, прекрасно исполненные эмалью. Так, Златоуст сохранил свою маленькую голову с большим лбом и редкими волосами, свой зоркий взгляд в сторону. Иоанн Милостивый имеет большую благодушную голову с полною бородою. Портретный лик Дамаскина в пестром сирийском тюрбане, с острым взглядом. Молодой И. Кущник, черноволосый, с истомленным лицом. Седой И. Лествичник с тою же грузною греческою головою, как Иоанн Милостивый. Особенно характерна моложавая голова Постника с пепельно-седыми волосами. И. Бессребренник в мантии, накинутой с правого плеча, с черными волосами и красным тростником в руках, смотрит в сторону, хотя помещен в средине нижней каймы. Все прочие лики имеют взгляд по направлению к Иоанну Богослову, что подтверждает намеренность подбора и построения иконы. Столь же замечательным мозаическим образом должна считаться маленькая икона св. Иоанна Златоуста (табл. XVI), принадлежавшая некогда Ватопеду, а затем поднесенная монастырем б. русскому послу в Константинополе А. И. Нелидову, во владении которого она и поныне находится. Издана впервые Д. В. Айналовым, но заслуживает быть воспроизведенною еще раз, ради высокого по духовной тонкости типа великого иерарха греческой церкви. Мы уже имели случай неоднократно указывать на характерность головы Иоанна Златоуста , переданную нам византийским искусством, любившим портреты и реальность, коль скоро то и другое отвечали его идеальным задачам. Равно нами были указаны и образцы этого типа в мозаике Палатинской капеллы и в эмалях XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Иоанн Дамаскин , сохранивший здесь свой сирийский головной покров, но не тип лица (в прориси весьма моложавый). Косма – Пиит (против кальки Севастьянова вся фигура целиком переделана: голова написана по шаблону, наиболее принятому для отшельнического типа, облачена в головное покрывало, обычное для палестинских и египетских пустынножителей, чего в прориси вовсе нет; самое изречение взято иное). Арсений Великий . Ефрем Сирин († 379 г.), которого лик переписан и утратил цветущий характер мужества. Св. Иоанникий Великий, вифинский преподобный. Св. Андрей, Христа ради юродивый († ок. 950 г.), которого голова исполнена по типу ап. Андрея. Лука Стириот, преп. Элладский или Фокидский, подвизавшийся близ Стирия (род. между 890 и 896, † 946–949), отшельник, прославленный строгостью жизни и кротостью души. Павел Фиваидский отшельник († 342 г.) и почитаемый с ним в один день (15 января) Св. Иоанн Кущник († ок. 450 г.), изображенный, сравнительно с прочими, молодым и с Евангелием в руках, точно так же, как в Менологии Имп. Василия Македонянина. Преп. Кириак анахорет. († ок. 555 г.) и Пахомий Великий Фиваидский. Роспись церкви Ксенофа во имя св. Георгия исполнена, по надписи над дверью, в 1545 году и, благодаря бедности монастыря, мало переписана и сохранила древний характер. Что живопись имеет пошиб критской школы, в лице Феофана в 1565 году, по преданию, расписавшей храм, возможно и по времени естественно, но надпись называет, ктиторами архонтов Угровлахии, и вовсе не называет Феофана критянина. Над входом (табл. X) изображено «Недреманное Око», выше «Распятие» и «Успение», по своду сцены Страстей, понизу святые по грудь и в кругах. По рукавам большие картины «Крещения, Сретения, Положения во гроб, Воскресения, Тайной Вечери». На восточной стороне чудеса Христа, в абсиде «Богоматерь с младенцем», ниже «Евхаристия», по сводам «Вознесение, Сошествие Св. Духа, Трапеза в Еммаусе, Чудесный лов рыбы, ниже «Евхаристии» Святители. В своем капитальном сочинении «Об русском лицевом апокалипсисе» Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Никифор Каллист передает также, что игумен Александр перенес свой монастырь от церкви св. Мины к самому устью Понта. Антоний, говоря о службах св. Софии, кратко замечает: «И есть в Цариграде Неусыпающий монастырь: по вся бо недели по церквам неизменно стоят чрез нощь до света, молящи Бога; и тако творят присно; покаянных отцев белцев не держат, но иноков старых и умеющих заучите закону Господню». Можно предполагать, что сам Антоний не был в главном монастыре, расположенном далеко от города и лишь видел службы монахов этой обители, живших в монастыре, находившемся на берегу, недалеко от Ипподрома 82 . Известно, что обители этого имени находились и в других частях византийской империи. Одним из монахов этой обители был Иоанн Калибит, более известный у нас под именем Иоанна Кущника, живший во второй половине V столетия (между 450 – 70 гг.). Вскоре по его смерти, по словам Кедрина, его знатные родители magister militum Евтропий и Феодора построили на месте кущи, им оставленной при своем доме, где он и прожил неузнанный, церковь в память ему или большой странноприимный дом. Часть мощей его была перенесена при папе Формозе в эпоху иконоборства в 706 г. в Рим, в Транстевере, но голова сохранялась в Константинополе, и Антоний 83 , описывая церкви по берегу Золотого Рога от св. Лаврентия, упоминает: «и святый Иоанн Кущник лежит у врат двора своего (небольшая часовня), и крест его на железне пососе». Из этих, хотя косвенных данных, мы можем извлечь себе, однако же, ясное представление о том, что во второй половине V стол. Константинополь уже приготовился к своему представительству для всего христианского Востока, и что народное религиозное движение было настолько уже сильно, что не только не стеснялось нерасположением иди даже еретичеством императоров, напр. Анастасия, но лишь усиливалось и развивалось от этих стеснений. Заслуга Юстиниана состояла именно в том, что он, поняв назначение и роль столицы в христианском мире, приложил всю свою прозорливую политику к достижению ясно усмотренной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Предание. Преданием называется особый устный способ перехода к нам многих догматических, нравоучительных и обрядовых постановлений Христа и святых апостолов, постановлений, не записанных в Евангелии и других апостольских писаниях, но несомненно основанных на учении Иисуса Христа и святых апостолов. Предложение. Тоже, что Жертвенник. Предтеча – предшественник (от слова пред – впереди и слова теку – иду, шествую). Так называется единственно и исключительно святой пророк и креститель Господень Иоанн, потому что он, по слову Архангела, предъиде пред ним (Иисусом Христом) духом и силою Илииною, чтобы уготовати Господеви люди совершенны ( Лк.1:17 ), т. е. он, явился прежде пришествия Спасителя, чтобы приготовить людей, сделать их способными к принятию Спасителя. Предначинательный псалом или вечерний псалом (103): Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело и проч. Называется так потому, что он читается в начале вечерни и им начинается суточное Богослужение, так как все суточные службы начинаются с вечерни. Преждеосвященная (мн. ч.) Святая Святым! – возглашение в литургии преждеосвященных Даров, произносимое иереем пред обычным причастием Божественных Даров священнослужителями. – Преждеосвященною называется литургия, по уставу совершаемая в среды и пятки Великого поста, а также в понедельник и вторник страстной седмицы и в другие дни сего поста, аще прилучатся в них праздники Обретения главы святого Иоанна Предтечи, 40 мучеников и других; так называется она потому, что на ней не освящаются Св. Дары, а только предуготовившиеся причащаются Св. Даров, прежде освященных на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о. Преподобный-ая. Преподобными называется особый лик святых угодников Нового Завета, которые для обуздания своих греховных наклонностей и для духовного усовершенствования в себе образа и подобия Божия посвящают себя строжайшему исполнению заповеди Христовой, повелевающей тем, иже Христовы суть, распят плоть свою со страстьми и похотьми, умертвит уды, да не царствует грех в мертвенном нашем теле. Одни из этих подвижников, особенно в первые века христианства, не удаляясь от сообщества с прочими людьми, жили в городах и селениях, не оставляли и обязанностей своего звания, светское ли оно или духовное; другие же, хотя и не удалялись в пустыни и монастыри, но добровольно смиряли себя нищетой и унижением, таковы: Зотик Сиротопитатель (30 декабря), Сампсон Странноприимец (27 июня). преподобный Феофан Милостивый (29 сентября), Алексий Божий человек (17 марта), Иоанн Кущник (15 января), все юродивые и многие другие. Преподобными – же называются все святые угодники и угодницы Божии, в удалении от мира подвизавшиеся в пустынях, монастырях и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии, и любовещности нашей плоти, нашего ветхого чело­века; потому Евангелие учит нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми и презирать плоть, как преходящую, а прилежать о душе бессмертной. Если бы знали и помнили люди, как нудится и спешит враг наш диавол погубить нас на всякое время, они не стали бы дремать и лениться, и нерадеть о своем исправлении и спасении, а на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела. Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии, и любовещности нашей плоти, нашего ветхого человека; потому апостолы учат нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми ( Гал. 5, 24 ), прези­рать плоть как преходящую, а прилежати о душе – вещи бессмертной, как это делали святые подвиж­ники, например, преподобный Алексий человек Божий, Иоанн Кущник, Павел Фивейский, и все мученики, преподобные, Христа ради юродивые. Человек страстный до плотских наслаждений ищет повода к удовлетворению себя ими зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом, воспоминанием, воображением; вся душа, все сердце его отдается земному, плотскому, грубому, растлевающему наслаждению, и он совершенно отступает от Бога, охладевает к Нему, презирает, ни во что ставит Его, святость Его, правду, мир, простор и живот сердечный, весь отдаваясь обаянию прелести, всецело исполняя волю врага– диавола, сплетаясь с ним, делаясь одним духом с ним. Он теряет тогда характер разумного существа – человека – христианина, и делается скотоподобным, неразумным, нецелесообразным, одичалым, извратившим свою природу из словесной в бессловесную, из разумной в неразум­ную. Так вредно и противно Богу, здравому смыслу и христианской истине, и правде пристрастие к земным наслаждениям! Избави, Боже, всякого человека от такого образа жизни! Во-первых, человек, сотворенный по образу Божию, унижает себя и другого черезвычайно, делая дру­гого человека целью сладострастия, как вещь бездуш­ную, и себя – тем же; во-вторых, эта любовь нелепая, потому что страстная и бездельная, безжизненная, извра­щенная, противная намерениям Творца; в третьих, она эгоистичная, узкая и слепая, ибо касается одного известного лица, и то низшей части его существа – тела, между тем как бессмертная душа презирается, и ее истинная цель бытия – славить всячески Господа в правде и святости – извращается; она исключает всякую правильную любовь – любовь к Богу и чело­вечеству, особенно к человеку бедствующему – боль­ному, скорбному, нуждающемуся в нашем сочувствии, в нашей любви, помощи. Далее – она всегда сопро­вождается скорбью и теснотой, а нередко и смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чет. Мин. янв. 15) Невесёлые в большинстве случаев речи приходится, особенно за последнее время, выслушивать о молодых людях нынешнего времени. Там жалуются на отсутствие веры в них; там – на непочтение к родителям; там – вообще на их неблагоповедение. Грустно слышать подобные отзывы! На кого бы в будущем, как на опору, должна рассчитывать Церковь ; от кого бы должно ждать верных и честных слуг отечество; на кого бы, как на утешение, смотреть родителям, те-то, наоборот, и доставляют скорбь и Церкви, и обществу, и родителям. Да, грустное впечатление оставляют в душе многие из молодых людей нашего времени! И особенно грустно становится, когда сравнить их жизнь с жизнью юношей древнехристианских. Там пост, целомудрие, воздержание; здесь чревоугодие, невоздержание, своеволие. Там страх Божий, молитва , благочестие; здесь бесстыдство, кощунство и неверие. Различие поражающее. И оно, к несчастью, – сущая истина. Чтобы убедиться в этом, довольно будет взять хоть один пример древнего благочестивого юноши; ибо и один пример ясно покажет нам, какая страшная бездна лежит между древними юношами и молодыми людьми настоящего времени. Вот, например, перед нами воспоминаемый Церковью ныне преподобный Иоанн Кущник. Когда он был отроком, то был кроток, незлобив и смирен. В свободное от учения время любимым его занятием было чтение Богодухновенных книг и хождение в храм Божий. И огонь любви Божественной пламенел в детском сердце его. Первою просьбою его к родителям была просьба, чтобы купили ему Евангелие; и, когда купили, он не расставался с ним, прилежно читал его, услаждался словами Христа и распалялся большею и большею любовью к Богу. Затем, когда он вскоре ушёл в монастырь, то там с великим тщанием исполнял всё повелеваемое ему, усердно упражнялся в иноческих подвигах и превзошёл добродетелями всех иноков; и сделался для всех примером непрестанной молитвы, безропотного послушания, терпения и необычайного воздержания. Он считал за непременный долг как можно чаще причащаться Святых Таин и нёс такой пост, что вкушал пищу через несколько дней, так что сам игумен дивился ему.«Чадо, – говорил он, – зачем, будучи отроком, такие труды возложил на себя? Смотри, не ослабей телом и не повреди своего здоровья!» Смиренный Иоанн кланялся и отвечал: «Прости меня, отче, непотребного раба, и молись за меня, ленивого и унылого, чтобы Господь помог начать мне подвиг и укрепил мою немощь».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

186 Св. Антоний Великий , родом Египтянин, с 20-летняго возраста и до глубокой старости подвизался в пустынях Фиваиды, нашел множество учеников, которым завещал похоронить его в безвестности, “да никтоже гроба его увесть”; скончался 105-ти лет, в 356 году (Чет, Мин. 17 января). В 461 году мощи его были обретени и перенесены в Александрию, а отсюда, чрез 74 года, – в Царьград (Византия,).-Когда и кем достроен был в Царьграде храм во имя св. Антония, неизвестно; Anonim, из (у Бандури Imper. Orient. t. I. р. 2 et 6; сб. t. II. р. 457. 468) и Кодин упоминают о нем при описании Цареградских стен, построенных Константином Великим и Феодосием мдадшим, и указывают на положение его в виду верфи или пристани, известной под именем св. Антония и находившейся при Золотом роге, между воротами Источника (Аия-капуси) и Хлебными (Ун-капуси).-Называя верфию или пристанью, мы имеем в виду замечание Византия, что 187 Преп. Павел Фивейский-современник Антония Великаго и первый пустынножитель Фиваидский; скончался 113-ти лет, ок. 342–350 года (Чет. Мин. 15 января). По хронике Андрея Доядодо († 1357 г.), тело св. Павла было перенесено в Константинополь и положено в монастыре Перивленты при императоре Мануиле I Комнине (1143 – 1180) (у Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 95; сн. Византия, стр. 553). 188 Лугарево – иногда с прибавлением: поле, составлявшее часть так называемаго Эвдома o котором сказано выше (см. прим. 173). Феофилакт Симокатта говорит: (Дюкамжа, Consmanminop. christ. lib. II. р. 140. 141. Константия, Византия, . Meurs. Not. ad Codin. p. 26 v. 4). 189 Преп. Иоанн Кущник родился в Царьграде от знатних и богатых родителей; оставив тайно родительский дом, он удалился в Вифинию и принял монашество в обители Неусыпающих; но чрез 6 лет возвратился в Царьград и, никем неузнанный, провел остаток жизни, как нищий, у ворот дома своих родителей, в поставленной для него куще, в которой и погребен.Спустя несколько времени, родители Иоанновы (Евтропий и Феодора) построиии над гробом его церковь и при ней “страиноприимницу велию” (Чет. Мин. 15 января. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 126. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010