Архиепископ Иоанн родился 4/16 июня 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. В крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных сил бесплотных.  С детства будущий святитель отличался глубокой религиозностью. Праведная жизнь ребенка произвела столь глубокое впечатление на его гувернантку — француженку, исповедовавшую католицизм, что в результате она приняла Православие. В годину гонений Михаил Максимович оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.  Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день совершал Божественную литургию. Со дня монашеского пострига святитель никогда не ложился — иногда его находили по утрам задремавшим на полу перед иконами.  В 1934 г. иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа, после чего отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».  Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Таин. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.  В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата  Русской Зарубежной Церкви . В Европе, а с 1962 г. в Сан-Франциско его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.  Владыка Иоанн отошел ко Господу 19 июня/2 июля 1966 г. во время архипастырского посещения г. Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной.  Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в 1994 г.  24 июня 2008 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен к общецерковному почитанию. 

http://patriarchia.ru/db/text/5463057.ht...

В этом жизнеописании читателю встретятся некоторые отступления, в которых сказано не о самом святом, а о тех испытаниях, что выпали на долю его духовных чад, так как мне показалось необходимым принести дань памяти народу, преданно шедшему вслед за владыкой. Мне хотелось бы выразить особую признательность тем, кто познакомил меня с архиепископом Иоанном. Это – протоиерей Чедомир Остоич († 1990), а также схиигуменья Феодора († 1977), игуменья Магдалина († 1987) и инокиня Флавиана († 1979) – монахини Леснинской обители во Франции. Мне хотелось бы также поблагодарить Преосвященного Амвросия, епископа Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви, и его предшественника по кафедре архиепископа Серафима (f 2003), сообщивших мне немало важных сведений; составителя нынешней книги протоиерея Петра Перекрестова и протоиерея Андрея Папкова, предоставивших мне неопубликованные документы; Жана Бесса, любезно согласившегося прочитать этот труд и высказавшего некоторые полезные замечания, и, наконец, всех, кто так или иначе мне помогал. Пусть строки этой биографии, несмотря на все их несовершенство, станут призывом к тому, чтобы подражать святому владыке, «подобящеся того вере, и теплоте, и смирению», как сказано в службе свт. Василию Великому . Бернард ЛЕ КАРО Женева, Швейцария 3/16 января 2005 г., св. Геновефы Парижской Глава 1. В Харькове. Первые уроки благочестия ...воспитывайте их в учении и в наставлении Господнем. Еф. 6:4 Архиепископ Иоанн родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии, на юге Российской империи. Его родители, Борис и Глафира Максимовичи, принадлежали к малороссийскому дворянству. Одним из самых известных членов этого рода был святой Иоанн Тобольский († 1715), автор выдающегося богословского труда, озаглавленного « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Основная мысль этого сочинения св. Иоанна Тобольского состоит в том, что душа должна быть постоянно обращена к Богу – так же, как подсолнух, поворачиваясь, всегда обращается к солнцу. Св. Иоанн Тобольский , основатель первой богословской семинарии в России, в 1712 году был назначен на митрополичью кафедру в Сибири, где занимался миссионерской деятельностью среди местного населения, а также участвовал в учреждении Русской духовной миссии в Китае. Этот святой обладал даром чудотворения при жизни и после кончины; его нетленные мощи и по сей день находятся в Тобольске. Архиепископ Иоанн, получивший имя этого святого при монашеском постриге, несомненно, унаследовал миссионерский дух своего далекого предка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В издательстве Киево-Печерской лавры вышел в свет двухтомник «Патерик Печерский» 23 октября 2009 г. 15:12 «Киево-Печерский патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской лавры , являющейся колыбелью христианского монашества на Руси. В первый том книги вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры — в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно перерабатывался и дополнялся, оставаясь одной из самых любимых книг на Руси. Однако в «Патерик» включались не все имевшиеся в церковной традиции и открываемые наукой сведения о Киево-Печерских святых. Настоящее издание представляет собой новую редакцию книги, призванную восполнить этот пробел, и рассчитано на самый широкий круг читателей. Во второй том «Киево-Печерского патерика» вошли жития лаврских святых XVII-XX вв. В первую очередь, это недавно канонизированные лаврские подвижники, мощи которых почивают в Лавре и трех киевских обителях, принадлежавших ей на правах скитов — Китаевской, Голосеевской и Преображенской пустынях (свтт. Петр Могила, Павел Тобольский, Филарет Киевский; сщмч. Владимир Киевский; прпп. Досифей Киевский, Феофил Киевский, Парфений Киевский, Паисий Юродивый, Алексий Голосеевский). Во-вторых, это некоторые лаврские подвижники, канонизированные в дореволюционное время, но не включавшиеся тогда иконописцами и гимнографами в сонм Киево-Печерских святых из-за пребывания мощей вне Лавры (свтт. Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский). И, наконец, это некоторые подвижники, проведшие в Лавре многие годы, но почивающие мощами вне ее и канонизированные недавно (свт. Антоний Воронежский, 12 свв. из числа мчч. Черкасских, прп. Кукша Одесский). Книгу предваряет историческое введение о положении Православия в России и в Украине в охватываемый период. Издание выполнено в подарочном оформлении с многочисленными иллюстрациями. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/920665.htm...

С образованием в 1895 г. Омской епархии ей была подчинена Киргизская духовная миссия , ранее подчинявшаяся Алтайской духовной миссии Томской епархии, и Киргизская духовная миссия Тобольской епархии (учреждена в 1894). Они были объединены в Киргизскую духовную миссию Омской епархии, к-рую возглавил архим. Сергий (Петров; впосл. архиепископ). Его помощником стал И. С. Никольский, бывш. миссионер Долонского стана Томской епархии. Точная дата закрытия миссии не установлена, но известно, что она существовала в 1918 г. Омский епархиальный комитет ПМО официально открыт 16 июля 1896 г. по причине того, что в нач. 90-х гг. XIX в. в числе переселенцев в регион начали приезжать сектанты. В 1893 г. из Самары прибыли рабочие- молокане для рытья колодцев переселенцам. При ген.-губернаторе Таубе, к-рый был лютеранином, протестанты и сектанты чувствовали себя свободно: в ходе поездки по Зап. Сибири в 1898 г. баптист Я. Курцит проповедовал на ст. Омск (тогда как в Тобольской губ. ему запретил выступать губернатор). Протестанты и сектанты переселялись на территорию Омской епархии в основном из обл. Войска Донского, Самарской, Киевской, Тамбовской, Астраханской, Таврической, Харьковской, Полтавской и Могилёвской губерний. В 1900 г. начала действовать Омская епархиальная противосектантская миссия. Она не получала пособия от Синода, содержалась на епархиальные средства и на пожертвования Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения. При еп. Сергии (Петрове; 1901-1903) освящены церковноприходская школа П. П. Шкроевой, домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского в омском городском 5-классном уч-ще и омский храм во имя вмц. Параскевы, а также деревянный храм во имя свт. Николая в Покровском муж. мон-ре. Проведен сбор старопечатных книг для московской Синодальной типографии . При еп. Михаиле (Ермакове; 1903-1905, впосл. митрополит), 25 янв. 1904 г., учреждена стипендия для учащихся омской муж. гимназии им. еп. Григория (Полетаева). 8 февр. 1904 г. в омском кафедральном соборе во время литургии собраны пожертвования в пользу больных и раненных в ходе русско-япон. войны. С 8 по 10 сент. 1905 г. в Омске по приглашению купчихи Д. Ф. Волковой находился прот. прав. Иоанн Кронштадтский; он прибыл с целью освящения места под закладку храма во имя вмч. Георгия на территории Богородице-Михаило-Архангельской жен. общины (возводился в память о погибших во время русско-япон. войны). В 1904 г. началось строительство архиерейского дома и здания консистории (со времени образования епархии последняя размещалась в наемных помещениях).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Эти слова сказал свт. Иоанн Шанхайский, явившись после своей смерти одной женщине. Приходил он к разным людям. А жизнь всегда переполняла его, била в нем через край, утоляя жажду многих и многих… Эти слова сказал свт. Иоанн Шанхайский, явившись после своей смерти одной женщине. Приходил он к разным людям. А жизнь всегда переполняла его, била в нем через край, утоляя жажду многих и многих… …Миша Максимович «жил» еще задолго до дня своего рождения, 4 июня 1896 года, – жил в своих предках из древнего дворянского рода. Самыми известными среди них были святой Иоанн Тобольский, сибирский миссионер, наиболее близкий ему по духу (и тёзка по монашескому имени), и М.А. Максимович, на которого он поразительно походил внешне (тезка по имени мирскому), ботаник и зоолог, философ, историк русской литературы, знаток малороссийского фольклора, друг Н.В.Гоголя. Таким образом, в предках блаженного Иоанна как бы соединилась светская ученость с духовным служением. Сам же он, окончив юридический факультет Харьковского Университета, поступил в Университет Белградский на богословское отделение, чтобы дерево, украшенное листьями – светской образованностью – принесло духовные плоды. Это был человек, живой всегда – он не «умирал» даже по ночам, ведь «сон – маленькая смерть». Архиепископ Иоанн не ложился спать в течение 40 лет. Даже засыпая во время скучных бесед, он всё-таки бодрствовал: однажды видели, как Владыка, разговаривая по телефону, уронил трубку и задремал. Трубка лежала на коленях, а блаженный Иоанн продолжал еще долго беседовать с позвонившим человеком. Было ясно, что разговор – чудесным образом – продолжался. Это был человек, живой везде. Блаженный Иоанн вначале учился и преподавал в Сербии, потом епископствовал в Шанхае, Париже, Брюсселе, Голландии, Сан-Франциско (он знал, кроме русского, еще несколько языков – сербский, китайский, английский, французский, голландский, греческий и др.) и всюду своим присутствием оживлял людей и сохранял от смерти. Так, например, он вместе с пятью тысячами беженцев из Китая провел 27 месяцев на острове Тубабао, находившемся на пути сезонных ураганов. Однако за это время люди только один раз видели тайфун, который внезапно переменил курс и миновал остров, Когда русские спрашивали местных жителей об опасности ураганов, те отвечали, что нечего беспокоиться, ведь «ваш святой человек обходит весь лагерь и осеняет его крестным знамением с четырех сторон». После того, как людей эвакуировали и они разъехались по разным странам, подули ветры, и налетевший тайфун разрушил лагерь до основания.

http://pravmir.ru/xotya-ya-umer-odnako-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Сан-Францисский, Шанхайский, свт. - житие Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец 2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

http://pravicon.com/info-2493

( < < back) < >< back) > Епископ Петр (Екатериновский; †1889) — автор капитального труда «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». Эта книга до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью и сопоставлялась современниками с книгой свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Вторая, наиболее известная работа епископа: «О монашестве» — издана в 1856 г. Кроме этой, из-под его пера вышло еще восемь книг. Владыка принадлежал к так называемому ученому монашеству, состоял членом Московской Синодальной конторы. Сменив несколько кафедр, он пребывал на покое в Оптиной пустыни при старчествовании прп. Амвросия, а за четыре года до кончины был назначен управлять Новоспасским монастырем в Москве. ( < < back) < >< back) > Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович; 1896–1966) — блаженный чудотворец, выдающийся пастырь и аскет, «одно из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья». Потомок свт. Иоанна Тобольского. Причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1994 г. Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. «Паломник», М., 1998. ( < < back) Иеросхимонах Тихон Калягрский (Голенков; 1884–1968) — русский старец на Афоне, уроженец Сибири. С раннего детства имел тягу к иночеству. Монашескую жизнь начал в 24 года на Святой Горе и 60 лет провел в непрестанном подвиге. Пять лет прожив в келье «Белозерка», удалился на Карулю, где 15 лет отшельничал в пещере. После этого подвизался в строгом уединении в пустынной келье на Калягре. ( < < back) < >< back) > Преподобный Парфений Киево-Печерский (Краснопевцев; 1790–1855) — иеросхимонах Киево-Печерской Лавры. Возрастал под руководством архепископа Антония Воронежского (Смирницкого). Строгий нестяжатель. Главным в духовном делании святого была непрестанная Иисусова молитва. В тяжелые моменты жизни о. Парфений сподоблялся явлений святых и Божией Матери. О. Парфений был духовником свт. Филарета (Амфитеатрова) и последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил литургию в его домовой церкви. Он сложил несколько широко известных молитв к Спасителю и Богородице. Особое видение побудило о. Парфения переодически прерывать свое уединение ради приема посетителей. Старец заповедал своим духовным чадам стремиться к достижению непрестанной молитвы и непременно блюсти ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Старец почил (25.03.1855) в день Благовещения, совпавший со Страстной Пятницей. Широкое народное почитание о. Парфения началось сразу после кончины. Причислен к лику святых Украинской Православной Церковью в 1993 г. Прп. старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. «Pycckiй Хронографъ», М., 1993.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Икона с частицей мощей свт. Иоанна Тобольского на раке с мощами его потомка – свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. 2005 год Фото: http://www.fund-olga.ru - Каким Вы воспринимаете владыку Иоанна теперь, много лет спустя? - Он явил два типа святости – юродства Христа ради, и деятельной заботы о пастве. Ведь сколько он трудился – и бумаг писал, и молился, чтобы тысячи русских эмигрантов могли на законных основаниях обосноваться в разных странах. Он прозорливец был. Например, он предупредил людей, что скоро умрет. И не в Сан-Франциско. Осенью 1962 года владыка прибыл из Европы на свою последнюю кафедру в Сан-Франциско. Сначала он помогал тяжело заболевшему местному правящему архиерею, епископу Тихону, близкому духовному другу, а после его кончины в марте 1963 года занял его должность, став правящим архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Та же ситуация, что и в Шанхае, оказалась перед святителем: нестроения, из-за того что долго не могли закончить строительство собора, терзали епархию. И менее чем за год, благодаря ему, строительство самого большого храма Русской Православной Церкви за границей – кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» было завершено. Весной 1966 года при нем разговорились о епархиальных съездах, которые должны были быть через четыре года, а владыка спокойно заметил: меня не будет здесь. В мае 1966 года прихожанка, хорошо знавшая владыку, тоже заговорила с ним о каких-то планах. И он сказал: скоро в конце июня я умру. Два дня июля – так что недалеко ошибся. И сказал, что не в Сан-Франциско, а в Сиэтле. В конце июня святитель Иоанн сопровождал чудотворную Курскую Коренную икону Пресвятой Богородицы в Сиэтл. Митрополит Филарет отслужил для него обычный напутственный молебен. Владыка низко поклонился и попросил митрополита окропить его как мирянина. Вечером накануне отъезда отслужил молебен одному прихожанину и сказал тому: ты больше не приложишься к моей руке. 2 июля в Сиэтле святитель Иоанн отслужил литургию в Николаевском соборе и еще три часа молился в алтаре. Потом с образом Богородицы «Курская Коренная» вышел к православным на паперть собора. Затем вошел в дом при церкви, вдруг оттуда послышался звук падающего тела. Владыку посадили в кресло перед чудотворной иконой, и он тихо умер, как ангел отлетел.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И патриарший, и зарубежный лондонские Русские Успенские приходы существуют поныне; оба – наследники Русской Посольской церкви. В мае 2007 г. Божией милостью произошло восстановление единства разделенных частей Русской Церкви. В деле сближения прежде разделенных православных особо уповаем на молитвенную помощь свт. Иоанна (Максимовича) , чудотворца Шанхайского и Сан-Францискского, в 1951–62 гг. Архиепископа Брюссельского, управляющего Западно-Европейской епархией Зарубежной Церкви (илл. 4.21). Владыка Иоанн много раз бывал в Англии, где в нескольких церквах РПЦЗ благоговейно хранятся его реликвии. Частица мощей святителя находится и в нашем соборе. 4.22. Архимандрит Николай (Гиббс) 4.23. Вход в бывшую часовню свт. Николая 4.24. Православная часовня у источника Божией Матери Вальсингамской, Уолсингем Назовем самых замечательных настоятелей лондонского прихода Русской Зарубежной Церкви: приснопоминаемый архимандрит Николай (Карпов), в 1929 году хиротонисанный во епископа Лондонского, блаженной памяти архиепископ Никодим (Нагаев), в миру генерал – майор и Георгиевский кавалер, и протопресвитер Михаил Польский , бывший узник Соловецкого лагеря, бежавший из СССР в 1930 г. и первым опубликовавший подробные свидетельства о великом сонме новомучеников Русской Церкви. Усердием прихожан зарубежного прихода на западе Лондона совсем недавно был построен двухпрестольный храм – Собор во имя Успения Божией Матери и Святых Царственных мучеников. Желание Петра Великого сбылось: оба Русских Успенских собора принадлежат их приходам. Первый русский приход за пределами Лондона был основан англичанином, клириком Зарубежной Церкви архимандритом Николаем (Гиббсом) (илл. 4.22). Около десяти лет Чарльз Сидней Гиббс служил наставником Цесаревича и страстотерпца Алексея Николаевича. Он последовал за Царской семьей в Тобольск, а позже сумел выехать из России. Поселившись в Оксфорде в 1941 г., о. Николай стал совершать регулярные богослужения, вначале в старинной часовне апостола Варфоломея, а позднее в устроенной им домашней часовне во имя свт. Николая Чудотворца (илл. 4.23). Архимандрит Николай также обустроил православную часовню в Уолсингеме, графство Норфолк, у древнего источника Божией Матери Вальсингамской(илл. 4.24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Григорий Палама так пишет о тех, кто опорою своею считает не Бога, а земное богатство: «Неверующий в Промышление сие на богатстве опирается надеждою своею. Такой, хотя слышит слова Господа, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ( Мф. 19: 24 ), но ни во что вменяя Царствие, и притом царствие Небесное и вечное, вожделевает земного и текучего богатства, которое и когда не имеется в руках вожделевающих его, самым тем, что вожделевается, величайший приносит вред. Ибо, желающие обогащаться впадают в искушения и сети диавольские, как говорит Павел ( 1Тим. 6:9 ). Оно и когда присуще, – имеется в руках, дома, – показывает свою ничтожность тем, что, несмотря на свое присутствие, все еще жаждится неразумными, коих не умудряет даже опыт. Ибо эта несчастная страсть не от бедноты, а скорее беднота (чувство бедноты) от нее; сама же она от безумия, по которому весьма праведного от общего Владыки всяческих Христа получает имя и оный, разоряющий житницы свои и большие созидающий (см. Лк. 12: 18 ). Ибо, как не безумен тот, кто ради вещей, никакой существенной пользы принести не могущих (ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. – Лк. 12: 15 ), таких вещей ради предает наиполезнейшее» (цит. по 77: 259, 260). Свт. Иоанн Максимович , митрополит Тобольский и Сибирский указывает, что: «Бион, философ Смирнский, будучи спрошен: “кто в жизни сей кажется печальнейшим более всех?” – отвечал: “тот, кто полагает все благополучие в обладании многими богатыми вещами – он тысячекратно сокрушается заботами, чтобы желаемое получит, получивши же, печалится, как бы не лишится его”, ибо о приобретении трудимся, не получивши скорбим, стяжавши – боимся: отнятое у нас причиняет нам печаль, подлежащее отнятию прибавляет скорби и весьма смущает нас. Каждый же кто всецело предался воле Божией, свободен со всех сторон?: он не сокрушается о том, чтобы приобретать, или о том, чтобы не потерять, но как в том, так и в другом соглашается с волей Божией и покоряется ей» (143: 482).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010