Митрополит Владимир поздравил клириков, монашествующих и мирян Санкт-Петербургской епархии с Рождеством Христовым января 2012 Этот праздник сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем, - отмечает владыка. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2011/2012 год Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Из службы Рождества Христова Вступая в новое лето благости Господней, с радостью и трепетом мы празднуем святое торжество, смысл которого выражается боговдохновенным речением святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: " И Слово плоть бысть… " - " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " (Ин. 1,14). Если два других евангелиста - святые Матфей и Лука - повествуют о различных исторических обстоятельствах Святого Рождения: об Иосифе и Марии, о любознательных волхвах и внимательных пастухах, о коварном Ироде и младенцах-мучениках, то святой Иоанн проникает в самую богословскую суть происходящего. Перед нами начало свершения великой тайны снисхождения Бога к человеку, воплощение Слова, вочеловечение Сына Божия, " Имже вся быша " . Это тайна сопричастия Божественного естества человеческому. Она начинается в рождении Младенца от Пречистой Девы Марии. И Бог пройдет человеческую жизнь полностью, от начала до конца, от младенческой колыбели до смерти и погребения. Причастие к жизни станет для Него, как для всякого человека, и причастием к смерти, чтобы затем в Его славном воскресении совершилось причастие смертного человека к жизни вечной. Праздник Рождества Христова сегодня вновь, как и в прежние времена на Руси и во всем мире, стал не только сугубо церковным празднованием. Его глубокое богословие соседствует с общенародным гуляньем.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

Не раз бывал Израиль в таком состоянии. Но, пожалуй, в особенности перед пришествием Мессии-Христа. Духовная лень, удовлетворенность и привязанность к земному уюту не позволили Израилю встать навстречу Жениху, когда Он, наконец, пришел по исполнении времен в Рождественской полуночи. Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину. Ягве приходит к Своему народу. Образ настойчивой любви Его. Хотя народ и не вышел по зову Его к Нему навстречу, не послушал гласа пророков, но Ягве все равно протянул руку Свою навстречу ему. В особенности это произошло, конечно, при воплощении Господнем. Но и в ветхозаветные времена Он протягивал десницу Свою к народу Своему, будил его, хотя тот и не желал этого. И внутренность моя взволновалась от него. Наконец-то прошла сонливость, устыдилась лености, внутренность взволновалась , встрепенулась, вострепетала душа народная от прикосновения любящей руки Господней. Вспомним, как после примера старца Елеазара при братьях Макковейских вострепетала, взволновалась душа народа иудейского, возревновала по славе Господней, вспомнила об отеческих обычаях. К сожалению, во времена Христа-Мессии этого уже не произошло. Внутренность иудеев, как народа, тогда уже не взволновалась, не потянулась к Нему. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отпирают двери Возлюбленному руки , с коих капала мирра . Мирра означает дух пророков и помазанников Божиих. Именно они открывают двери Господу Израиля. Мирра капала на ручки замка , на то самое место, которого только что касалась рука Возлюбленного . Страданиями, скорбями, особыми посещениями касалась десница Господня скважины замка двери дома Израилева, и, наконец, через Воплощение. И вот на эти места каплет мирра пророческого духа. Пророки изъясняли народу смысл этих событий и посещений Господних, пророчествовали о них. В особенности капала мирра пророчеств о грядущем пришествии Мессии, о месте, времени и образе Его пришествия. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел . Когда Господь Сам приходил к Израилю, Израилю было лень и неохота выйти навстречу Жениху. Но когда Израиль все-таки обращается к Ягве, тогда Бог отвращается и уходит. Израиль должен прочувствовать свою вину. Поленившись принять своего Господа в уюте своего дома, Израиль должен теперь искать Его вне, во хладе ночи. Не пожелав малого труда, Израиль должен теперь совершить великий. Ягве хочет любви Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее... Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: “не греши, старайся исправиться!”, то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье. Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: “Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение”. Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать. В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: “Воровство – это грех?”, – он отвечал: “Да”. У убийцы я спрашивал: “Убийство – это грех?”, у блудника: “Разврат – это грех?”, – и все мне отвечали: “Да”. Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: …Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее… Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться», – то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье. Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» ( Быт.3:7 ). Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: «Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех . Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение». Непередаваемый стыд и вели­кий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поня­ли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они испра­вить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном со­стоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать. В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заклю­чения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: «Воровство – это грех?», – он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство – это грех?», у блудника: «Разврат – это грех?», – и все мне отвечали: «Да». Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех , потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав хотя бы одного безвинного, пришел, дабы всех сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни», – говорит в рождественской проповеди святитель Лев Великий . Ему вторит другой великий святитель – Иоанн Златоуст, говоря о Рождестве Христовом такими словами: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, отстоявшее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля – Почивающего на Херувимах, рабы стали свободными, враги – чадами, иноплеменники – наследниками. Чрез него уничтожена продолжительная вражда и долгая война, и наступил мир, давно ожидаемый Ангелами и праведными людьми». Потому-то Писание именует Христа Сыном Человеческим, а не только Сыном Авраама или Сыном Марии – ведь Спаситель явился на землю не для одного только народа, пусть даже избранного, но для всех людей без исключения. «Сын Человеческий» – это не что иное, как перевод еврейского выражения «бен-адам», «человек вообще». Христос – это новый Адам, Всечеловек, Человек с большой буквы. Именно поэтому Он воплощением Своим, крестной смертью и воскресением спасет все человеческое естество – в Его лице побеждает смерть и возвращается в Небесное Царствие все человечество, весь человеческий род. Помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно иразрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:11–19 ), – говорит об этом святой апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но вот и в рождественских церковных песнях поется: “Свет от Света, Отчее Сияние”, “Сын сый Отчий и Сияние”, “Возсиял еси Христос от Девы”, “Приводя всех к Свету живоносному”… — Значит, Сын Божий и в Рождестве Своем от Девы не перестал быть Светом от Света. Значит, не в переносном смысле Он называется Солнцем, а в буквальном. Он называется “Огнь Божества”, не опаливший Девы. Иоанн Богослов говорит: “В Нем была жизнь, и жизнь была СВЕТ человеков”. И первые христиане говорили, что они ходят во свете. Как же можно видеть этот свет, если Он не сотворенный, а исходит из Самого Божества? Мы знаем, что этот свет во Христе воссиял на Фаворе в момент Его Преображения так, что три ученика закрыли лица и пали на землю, а потом рассказали о сем: “И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:2). — Но в яслях Младенец, — не сиял ли Он подобным светом? Церковные песни отвечают: “Возсиял еси Христе от Девы, разумное СОЛНЦЕ правды”. “И звезда показует Христа — СОЛНЦЕ сущим во тьме”. И про пастухов сказано, что “и слава Господня осия их”, когда явился им Ангел, и затем “и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. — Как иначе можно видеть Славу Божию, как не в виде света и Ангелов световидных? И более того, как можно видеть сей свет, и не просветиться им самому? Так несомненно и пастухи просияли сим Фаворским светом. А далее, — вот звезда привела волхвов к яслям, — и мы знаем уже, что это не была обыкновенная звезда, — тело небесное, — а явление Божественного Света, того же самого, который осиял пастухов и который несомненно просветлел и в волхвах. Итак, “Свет от Света” не только возлежал в яслях, но тот же Свет привел к яслям и пастухов, и волхвов. Лежа в яслях, Младенец-Христос, Сын Божий, оставался в недрах Отчих и продолжал управлять как Бог всем миром, и явился в образе Славы Света тем, кого восхотел сотворить первыми свидетелями Своего воплощения. “От неискусобрачныя Матери прошед, не преложение претерпев; еже бо бе пребысть, Бог Сый истинен; и еже не беприят”. “Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая” (Стихира на Господи воззвах, 25 декабря). “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей воссел одесную престола величия на высоте” (Евр 1:3).

http://pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyaty...

Но вот пробил час. Громовой голос Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный предчувствием близости Царства Божия, пророк звал народ к покаянию. Сотни людей стекались к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Каясь в своих грехах, они входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения. Это был знак начала новой жизни. Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. «Так надлежит нам исполнить всякую правду...». Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа. Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы, литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды. Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освящённая вода именуется по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят её в течение всего года. Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, делали проруби). По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается удачливым человеком. Окружённый толпой, он проносит крест по улицам города.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но как возвышенны и святы были их чувства. К высочайшим и святейшим переживаниям Пречистой Девы Божией Матери мы, по грубости и греховности нашей души, не можем и приблизиться, а только можем как бы издали поклоняться Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, принявшей на свои пречистыя руки Творца вселенной. Но вот более близкие нам по человечеству смиренные Вифлеемские пастухи. Мысленно присоединимся к ним и ясно представим себе то, что запечатлено в Св. Евангелии. Они охраняли свое стадо в темную и холодную ночь. «Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их: и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будеть всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, который есть Христос Господь... и внезапно явилось со Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2, 9–14 ). Мы не можем видеть Ангелов Божиих и не можем слышать их пения, но они принесли тогда на землю через тех пастырей радость всему миру, которая и сохраняется в Христовой Церкви и возвещается для нас в дни великого праздника Рождества Христова. Откроем же наши сердца, возрадуемся и возликуем всепразднственной радостью и вместе с Церковью воспоем рождественския песни: «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, яко прославися». 18. Рождественские дни в Вашингтоне 5 С первого же дня пришествия Христа Спасителя в мир дух антихриста ополчился на Христово дело с крайним ожесточением. Он начал с избиения 14 тысяч Вифлеемских младенцев, прошел через первые века христианства и затем через всю историю мира, а в наши дни получил свое яркое выражение в коммунизме. Эту грандиозную борьбу добра со злом, происходящую на арене человеческих сердец и на поприще государств и народов, выразительно и образно описал тайнозритель св. Апостол Иоанн Богослов в своих посланиях и особенно в Апокалипсисе, тайны которого начали раскрываться на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Но Новорожденный немыслим без Матери. Она здесь. И не просто Мать, а Содетелева Матерь, Богородица и Дева (стихира на стиховне на Слава), плотски носившая во утробе Превечнаго и Непостижимого, всегда существующего с Невидимым Отцом — Едино и Неслиянное Троицы Божество (седален по 2-й кафизме). В этом великая глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! (стихира на стиховне на Слава). Здесь совершается для всей вселенной поистине величайшее знамение! Сам Господь, — говорит ветхозаветный евангелист — пророк Исайя, — даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). «Если бы это была не Дева, — поясняет святитель Иоанн Златоуст, — не было бы знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; знаменательным же оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка прочих вещей. Так и здесь: если бы речь шла о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?.. Пророк не сказал: се parfenos, но: се i parfenos, прибавлением артикля (i) указывая… на некую Особенную, Единственную Деву» . Предуказанное Господом знамение сбылось, и мы слышим на утрени в рождественскую ночь из уст первого новозаветного евангелиста — Матфея: Родившееся в Ней есть от Духа Святого… Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог…» Она родила Сына Своего первенца; и он (Иосиф) нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1, 20, 22, 23, 25). Говоря о точном исполнении пророческих слов, относящихся к рождению Иисуса Христа, можно задаться вопросом: почему нет точности в исполнении предсказания о Его имени? Ведь пророк Исайя предрекает Ему имя Еммануил, а ангел повелевает дать имя Иисус. Сравнивая пророчество об имени Еммануил с совершившимся событием, на первый взгляд можно усмотреть как будто несоответствие, но если вникнуть в текст глубже, можно увидеть нечто другое.

http://pravoslavie.ru/1989.html

Но Он открыл нам больше. Мы знаем Его имя, точно обозначающее место Его пребывания: Еммануил – с нами Бог. Не где-то вне вселенной Бог, но Он с нами. Он в сердцах возрожденных. Бог непрерывно проявляет Себя во всем Своем творении, начиная от былинки в поле до святых ангелов. Бог открыл в Иисусе Христе Еммануила – с нами Бог. Мы можем отчасти сравнивать Бога-Отца, пребывающего в неприступном свете, с мыслью. Рождающаяся в нас мысль сокрыта для всех до тех пор, пока она не проявляется в словах. Мысль обнаруживает себя лишь через слово. Так явил Себя Бог миру через Иисуса Христа, Сына Своего. Ап. Иоанн называет Его поэтому воплощенным Словом Божиим, пребывавшим в предвечности у Бога. Он говорит о том, что Слово было Самим Богом. Иисус явил Себя нам, как Еммануил, как Бог, Который обитает с нами и дружит с нами. Многие язычники видят в своих богах врагов. Они жертвуют богам своим не по любви, но чтобы умилостивить их и умалить ярость их зависти и вражды. Мы же знаем Бога, Который не против нас, но за нас. Он Спаситель наш: “ Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами… Он долготерпелив и многомилостив ” ( Пс. 102 ). С нами Бог! Он не только снизошел к нам в образе воплощенного Бога, но Он являет Себя и в нас, как сила живая, спасающая и освящающая, посредством Духа Святого. Кто внимал голосу Духа Святого, тот знает, что Он день и ночь воздействует на душу заблудшего, зовя его вернуться в Отчий дом. С нами Бог! Он с тобой и со мной. Он со всеми любящими Его. Он наш Отец, Брат и Друг. Мы сроднились с Ним самыми интимными связями в Духе Святом. Он и сейчас с нами. Веришь ли сему? Если мы оглянемся на прошедший год, хотя бы он был для нас мачехой, мы можем засвидетельствовать: Бог был с нами, Он не покидал нас, Он насыщал нас радостями и многими благословениями, Он давал нам силу, чтобы вынести страдания, болезни, лишения. Он венчал нас многими победами: “ Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.”

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010