В нашей жизни не хватает текущих вод, ведь воды, о которых говорится в Писании, текут в жизнь вечную. 186 Очень часто мы находимся рядом с духовными источниками, но мы неподвижны и не способны в них войти. А когда мы вступаем в эти источники, тогда не можем воспользоваться их целительной силой. И когда мы исходим из живительных вод, мы снова попадаем в пустыню своей собственной жизни. Несмотря на предполагающийся дар духовного озарения, Божественного Света, когда мы с преподобным Симеоном Новым Богословом в одной из молитв говорим: «Радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся», к сожалению, бывает, что мы угашаем в себе этот Божественный огонь. Принимая Божественные дары, Божественную и святую Евхаристию, мы и далее оказываемся равнодушными ко Христу и разлученными с Ним. И сегодня, в день Богоявления, в день покаяния и Божественных Светов, в день смирения, который проникнут духовной радостью, мы понимаем, что этот праздник – не только очередное духовное торжество, а событие, способное преобразить и преображающее нашу жизнь. Урок этого дня в том, что в покаянии, в той печали о греховной жизни, которую мы должны иметь в своём сердце, нет ничего унылого. Покаяние мы совершаем с тем, чтобы подлинно исправиться, чтобы из состояния равнодушной и неподвижной жизни действительно вступить в воды Иорданские, а вступив в эти воды, по образу Спасителя, проникнуться в этих водах Божественным светом и горением той ревности, которая не позволит быть нам более в пустыне, в беспросветном мраке, особенно тогда, когда мы имеем возможность соприкоснуться с Божественным Светом. Господь наш Иисус Христос, исходя из Иордана, получает благословение Бога Отца, открывается полнота всей Святой Троицы, всего богословия, которое должно быть написано на скрижалях нашего сердца. После этого мы не имеем права на равнодушие, но должны, проникнувшись ревностью, и далее вступать в глубины богословия со смирением и ревностью. Аминь. Дар чистоты 187 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В то же время сейчас народы, духовно руководимые Русской Церковью, сталкиваются с пришедшими извне трудностями в экономической и социальной области. Немало людей лишается работы, терпит материальный ущерб. Церковь с состраданием обнимает каждого, кому сейчас тяжело. Да укрепит и вразумит Господь всех — правителей, предпринимателей, простых тружеников — дабы мы, через общий согласный труд, взаимную поддержку и поиск верных решений, помогли друг другу преодолеть нынешние затруднения и вышли из них, сохранив себя и своих ближних, сохранив мир и согласие в наших обществах. Сегодня наша Церковь переживает особое время: все мы приближаемся к Поместному Собору, на котором изволением Святого Духа будет избран новый Предстоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Готовясь ко грядущему выбору, будем помнить, что только любовь созидает настоящую соборность. «Любовь соединяет многих в одно тело, — учит святитель Иоанн Златоуст, — и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух Божий». Святой апостол Павел предостерегает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12. 15). Этот корень — грех; корень же всякого греха — гордость. В гордом сердце нет места любви. Только в том случае, если мы не оставим в наших душах места вражде, зависти, соперничеству, но откроем свои сердца любви и единению, в нашей жизни будет действовать Божественная благодать. Она уврачует наши немощи и восполнит скудость наших сил. Она даст нам дерзновение, крепость и мудрость, ведя Церковь путем Самого Христа, Который, по Своему обетованию, пребывает с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28. 20). В этот радостный день сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Христова и новым 2009 годом. Пусть он будет добрым и благоуспешным, и да сопровождают нас на всех жизненных путях «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа» (1 Кор. 13. 13).

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

«Вот увидел я, — пишет в Откровении Иоанн Богослов, — …великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», и они славили Бога, сидящего на престоле ( Откр.7:9 ). Полна подвижников и наша Запорожская земля. Недавно причислен к лику святых священномученик Сергий, Архиепископ Мелитопольский. Сей угодник Божий в годы репрессий был сослан в Карагандинские лагеря. После издевательских насмешек и садистских притеснений расстрелян. Владыка Сергий своими мощами почивает в братской могиле ГУЛАГа. Намечена канонизация еще шести Запорожских праведников и мучеников. Своей любовью к Богомладенцу Иисусу и к людям они достигли изумительных высот. И ныне в Небесных Обителях звезды Христовы сияют в безмерной славе и во свете живут неприступном. Один из этих праведников после кончины явившись своему духовному чаду, сказал, что «слава, которую Господь дает там возлюбившим Его, так велика, что в теле ее выдержать и остаться живым невозможно». Но — о, чудо! О, великое Знамение Божие!!! Две тысячи лет от Рождества Христова Церковь гонят, а она благодатью Господней с кротостию и любовию стирает на своем пути все злое и богопротивное, исполняя повеление Иисусово: «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Подсчитано, что только 2% человечества еще не имеют Евангелия на своем языке. И ныне Церковь Христова в двухтысячный раз празднует Рождество Богомладенца Христа! Мы безмерно благодарны нашему Спасителю за то, что пришел в мир. Что явил человечеству беспредельную милость в подвижниках Церкви и в жизни каждого из нас. Благодарим нашего Господа, что сподобил нас духовного веселия на изумительном двухтысячном Рождественском празднике. Безусловно, миллионы людей мечтали дожить до сего Славного Юбилея. Казалось, что он где-то за далеким горизонтом. Но вот он у порога. И только наше поколение сподобилось ликовать на этом Несравненном Торжестве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Впечатление слова апостольского на слушателей было необыкновенное. Слышав что, говорит св. Дееписатель, они умилились сердцем, и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного ( Деян. 2:37–40 ). В тот же день охотно принявшие слово апостола крестились и таким образом к прежнему, ещё малочисленному сонму верующих присоединилось около трёх тысяч душ новых исповедников и свидетелей И. Христа. Так явилась церковь Христова в мipe, явилась во всей полноте своих духовных, благодатных сил, излиянных на неё духом Божиим, навсегда почившим в ней, наступило самым делом то Царствие Божие, приближение которого возвещал в своей проповеди Божественный Основатель его И. Христос, о котором проповедовал Иоанн Креститель и ещё ранее предсказывали пророки Ветхого Завета! Что касается содержания апостольской проповеди, то самое поверхностное даже сличение того, что мы читали в Евангелиях об И. Христе, Его учении и чудесах, с тем, что говорят в своих речах и пишут в своих посланиях апостолы о том же предмете, подтверждает со всею ясностью справедливость вышеприведённых слов ап. Павла, что проповедь апостольская об И. Христе была действительно ей и аминь, т. е. одна и та же цельная, ни в чём не противоречащая себе, неизменная истина. От цервой строки до последней, начиная с Евангелия от Матфея и кончая Апокалипсисом, чрез весь Новый Завет проходит золотою нитью одно и тоже апостольское учение об И. Христе, как Обетованном Мессии, воплотившемся ради нашего спасения, Единородном Сыне Божием, пострадавшем, умершем на кресте и в третий день воскресшем, вознесшемся на Небо и там восседящем одесную Бога Отца, как об Основателе и Главе церкви верующих в Него, наконец как об имеющем снова придти на землю для суда над мipoм и откровения царства славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Все сии зачатия были возвещены небесным благовестником, и совершились при содействии Божией благодати, но не без собеседования между благовестником и зачинающими, потому что Сам Бог требовал их соизволения. Итак, святой благовестник, Архангел Гавриил, войдя в храм, где служил пред Богом Захария в порядке чреды своей, начал ему говорить так: «не бойся, Захарие; зане (ибо) услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие и мнози о рождестве его возрадуются» ( Лк. 1:13–14 ). Захария отвечал: странную и неожиданную весть приносишь ты мне, о вестниче радости! Ибо родить детей в старости – дело необычное по законам природы: «аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих» ( Лк. 1:18 ) – в преклонных летах: можем ли мы зачать и родить сына? – Ангел сказал: с первых слов твоих я вижу, что ты маловерен, ибо ты не надеешься, что сбудутся мои речи; правда, я возвещаю тебе нечто противное законам природы твоей, но не противное Божию всемогуществу, для Которого нет ничего невозможного, ибо Бог может и «от камения воздвигнути чада Аврааму» ( Мф. 3:9 ). Разве ты не знаешь, что для Бога было возможно создать Адама из земли, и Еву – из ребра Адамова, и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Вот и твоей жене Бог подает милость, и она родит в старости сына, потому что услышана молитва твоя. Захария отвечал: я приношу теперь мои молитвы Богу о пришествии желанного Мессии, Которого Он обещал нам устами святых Своих пророков, дабы скорее послал Его на землю, спасти семя Авраамово от рабства язычникам; молюсь и о своих согрешениях, и о грехах неведения народа; а о том, чтобы мне иметь сына, я уже не молюсь, ибо сам я в преклонных летах и жена моя состарилась. Ангел сказал ему: «Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом» ( Лк. 1:19 ); по Его откровению мне известно, что теперь ты молишься не о том, чтобы иметь сына, а о том, о чем говоришь; но прежде, нежели ты состарился, прежде, чем состарилась супруга твоя, ты усердно молился, чтобы Бог даровал вам сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вся жизнь Его после этого засияла пред ними полным блеском; их воспоминание получило сильнейший импульс к воспроизведению всех, мельчайших подробностей её. Тогда то стала для них ясною например загадочная дотоле речь И. Христа о храме тела своего ( Ин. 2:12 ); тогда то вспомнили они и поняли смысл чудесного фаворского события, события, о котором и Сам Господь запретил говорить до времени своего воскресения ( Мф. 17:9 ). С удивлением и недоумением смотрели также ученики и на торжественный вход своего Учителя в Иерусалим пред Пасхою своих страданий, вход на молодом осле, при небывалых прежде радостных восклицаниях сопутствовавшего и встречавшего Его народа; потому что они, как прямо и откровенно заявляет один из них Иоанн, сперва не понимали этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему ( Ин. 12:16 ). Заметим также, что и Сам воскресший Господь явления Своим ученикам по воскресении сопровождал некоторыми особенными, весьма знаменательными также по отношению к рассматриваемому нами предмету, действиями. Так, во время одного из них (в день воскресения, вечером) Он, говорится у Иоанна, после двукратного приветствия учеников: мир вам, и слов: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, дунул и сказал им: приимите Духа Святаго ( Ин. 20:19–22 ), что было подготовлением или предочищением духа апостолов для будущего восприятия всей полноты даров обетованного Духа Божия, для будущего служения их делу Евангельской проповеди . Тогда же или, может быть, при другом подобном же явлении И. Христос, повествует евангелист Лука (24:44–48), разъяснив ученикам сущность всего написанного о Нём в законе Моисеевом, в пророках и псалмах, чрез особенное духовно-благодатное действие отверз им ум к уразумению писаний. Не этот ли таинственно-благодатный акт И. Христа имеет, между прочим, в виду ап. Павел, когда о себе и других апостолах свидетельствует: мы ум Христов имамы ( 1Кор. 2:16 )? В таком случае отверзение ума апостолов к уразумению Писаний будет означать сообщение им ясного и полного ведения всех тайн веры, дарование особенной, духовной, Божественной мудрости, не имеющей в себе ничего человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если благочестие с колыбели врастет в душу ребенка, то и останется там, а при страхе Божием, будет расти и вырастать на радость Ангелам и человекам... Памятование имени Божия, со страхом и любовию произносимого, всегда сильно удержать человека от греха. Если вы читали внимательно жития святых, то могли заметить, что бес не любит поминать имя Божие; точно то же бывает и с человеком, когда он делает что-нибудь бесовское. А это что значит? То, что имя Божие всегда мешает нечистому делу. – Приучай детей своих к храму Божию, и смотри, чтобы они стояли там чинно и благоговейно, а не зевали по сторонам. Идя домой из церкви, расспроси своего сына, что он там видел, что слышал, да и объясни ему по мере сил твоих и возможности. Святой Иоанн Златоуст в свое время так жаловался на родителей: «Мы заставляем детей давать отчет в том, что они выучили в училищах, – почему ж не требовать от них отчета в том, что они слышали в доме Господнем? Почему не заботимся о том, чтоб они не убегали из церкви и не стояли бы в ней неблагоговейно»? Что сказал великий учитель за полторы тысячи лет, то и теперь можно приложить к нам, грешным. Когда-то когда поведем мы ребенка в церковь , да и то так лишь, для развлечения, а чтоб постараться это обратить в пользу ему, об этом мы и не подумаем. Говорят: «Где же ребенку понять то, что и взрослые мало понимают!» Не беспокойся, поймет; не ленись только объяснять да рассказывать ему о Божественном. Недаром же в Писании сказано: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» ( Пс. 8:3 ), и в другом месте: «устаил еси от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» ( Лк. 10:21 ). – Земля, не заросшая крапивой, лучше принимает семя и добрее плод дает, чем та, на которой поросло много всякой всячины. – Выучился твой сын читать: смотри же, не давай ему таких книг, в которых, пожалуй, все есть, да нет учения Христова и истинно полезного для жизни. Читай с детьми Священное Писание. «Пусть они, – говорит блаженный Иероним , – из псалмов научатся умилению, из Притчей и Сираховой мудрости – общественным и домашним добродетелям, из Екклесиаста – истинному счастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

... За все слава Премилосердному Богу, изливающему нам во всяком случае неизреченные блага! Ибо Источник благости не может источать из Себя никаких других волн, кроме благостных, не понимая коих человек часто ропщет на Всеблагого. «Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть. Аще живем, аще умираем, Господни есмы». Тому слава и держава во веки веков. Аминь. (Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария) 53. Вознесение Господне В четыредесятый день по Воскресении Своем, Иисус Христос собрал учеников Своих в Иерусалим и в последний раз дал им следующие наставления: «Вы идите по всему миру и проповедайте Евангелие (без различия) всем людям. Кто уверует и примет Крещение, тот будет спасен; а кто не уверует, тот подвергнется вечному осуждению. Вы же не отлучайтесь из Иерусалима, пока не облечетесь силой свыше. Вот (вскоре) Я пошлю на вас обещанное от Отца Моего, о чем вы слышали от Меня. Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». Ученики стали спрашивать Его: «Господи! Не в это ли самое время Ты восстановишь и царство Израилю?» Он отвечал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете свидетелями обо Мне в Иерусалиме и по всей Иудее, и в Самарии, и даже до пределов земли». После этого Иисус Христос вывел их вон из Иерусалима на гору Масличную напротив Вифании и, поднявши руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и в их глазах подниматься от земли, и облако взяло Его из виду их. Таким образом Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога. Ученики все еще смотрели вслед вознесшегося Господа, как предстали пред них два мужа в белой одежде и сказали: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда они воздали Ему, Как Господу Богу, служебное поклонение и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, славословя и благословляя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010