М. несомненно участвовал в христологических спорах сер. V в. вместе с монахами и главными духовными лидерами, однако о конкретном вкладе М. в полемику с монофизитами автор Жития ничего не сообщает. В 450 г. М. подписал петицию против Евтихия, адресованную имп. Маркиану ( Mansi. T. 7. Col. 61, 76). Он принял участие в IV Вселенском Соборе (Халкидонском (451)). В 450-451 гг. Феодоритом , еп. Кирским, ему были отправлены 2 письма, в к-рых содержатся призывы защищать Православие от монофизитства ( Theodoret. Ep. 141, 141). М. обращался с письмом к папе свт. Льву I Великому. Составитель Жития ничего не говорит и об основании в 463 г. (во время игуменства М.) консулом Студием монастыря во имя св. Иоанна Крестителя (впосл. Студийский мон-рь), хотя туда вскоре переселилась большая часть общины акимитов. Вероятно, эта преемственность, сыгравшая огромную роль в религиозном и культурном аспекте, не очень интересовала автора, сосредоточенного на истории обители в Иринеоне. Из текста Жития можно почерпнуть сведения о широких связях акимитов со многими, в т. ч. отдаленными, провинциями империи; во мн. мон-рях игуменами были иноки, вышедшие из этой обители, нек-рые из них впосл. заняли архиерейские кафедры. В обители при жизни М. было от неск. сот до 1 тыс. насельников из всех областей империи, к-рые говорили на греч., лат., сир. языках; туда стремились поступить люди самого знатного происхождения. В числе братии во время игуменства М. был прп. Иоанн Кущник . В качестве центра паломничества обитель акимитов упомянута в Житии прп. Даниила Столпника: ученик прп. Симеона Столпника Сергий вез куколь (одеяние) своего наставника в дар имп. Льву I, однако по дороге в К-поль Сергий захотел посетить мон-рь «неусыпающих», и на пути туда повстречался с подвизающимся в этой области прп. Даниилом Столпником, к-рому и отдал куколь в знак духовной преемственности подвига от почившего Симеона. Помимо социальной деятельности акимиты занимались миссионерством: авторитет мон-ря, где подвизались насельники, известные своей добродетелью (как сказано в Житии, монахи отмечали праздники не вкушением хорошей еды, а служением литургии), помог мн. жителям империи, пребывающим в языческом заблуждении, обратиться в христ. веру. М. уделял особое внимание сбору реликвий и мощей святых со всех концов христ. мира. В Житии есть рассказ о мощах мч. Урсикия Иллирийского. В монастыре был организован известный впосл. скрипторий, где переписывали библейские и богослужебные книги. Вероятно, инициатива создания скриптория принадлежала М., который в юности был каллиграфом и переписчиком. Т. о., можно говорить о том, что во 2-й пол. V в. почти вся церковная деятельность совершалась под покровительством и непосредственным влиянием мон-ря акимитов и его игумена М.

http://pravenc.ru/text/2562286.html

Расположение материала в Старообрядческом отделе выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», на первый взгляд, кажется недостаточно ясным – рукописи перемежаются с иконами. Но при внимательном анализе обнаруживается четкая структура: книжная культура Выга, представленная через почерки и декоративное оформление рукописей; иконы выговского письма и, наконец, рукописные материалы (автографы и списки сочинений) старообрядческих деятелей Елизаветинской эпохи (здесь представлены имена Евстрата Федосеева, Мануила Петрова, Ивана Филиппова, Ивана Алексеева, Алексея Иродионова и Григория Яковлева, а также единственный экспонат, относящийся к М.В. Ломоносову – сборник псальм). Для раскрытия первых двух тем Дружининской коллекции было вполне достаточно, третья же – потребовала привлечения памятников из других хранилищ, которые Дружинину были хорошо известны: имп. Публичная библиотека, Хлудовская библиотека, Черниговская и Владимирская духовные семинарии. Иконы были подобраны В.Г. Дружининым из своей коллекции таким образом, чтобы показать эволюцию выговского иконописания. Основным принципом датировки «даниловских» икон, как можно судить по аннотациям (из этого перечня ныне известно местонахождение только одной иконы – с изображением Андрея Денисова 47 ), являлось письмо ликов: «белые лики», по мнению ученого, указывали на вторую четверть XVIII в., «желтые лики» – на 50-е гг. – вторую половину XVIII в. и «красновато-коричневые лики» – на конец XVIII в. Сюжеты большинства отобранных икон принадлежали общеправославной традиции: Богоматерь Тихвинская, Седмица, Благовещение, три святителя (два образа), св. Георгий Победоносец, свв. Иоанн Кущник и Леонтий Ростовский, св. Александр Ошевенский с житием, свв. Зосима и Савватий Соловецкие, Шестоднев, Распятие с предстоящими 1827 г. К собственно старообрядческому иконотворчеству относились иконописное изображение Андрея Денисова и икона «Все российские чудотворцы» (два образа: один из собрания В.Г. Дружинина , другой – из собрания Санкт- Петербургской духовной академии 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

186 Св. Антоний Великий , родом Египтянин, с 20-летняго возраста и до глубокой старости подвизался в пустынях Фиваиды, нашел множество учеников, которым завещал похоронить его в безвестности, “да никтоже гроба его увесть”; скончался 105-ти лет, в 356 году (Чет, Мин. 17 января). В 461 году мощи его были обретени и перенесены в Александрию, а отсюда, чрез 74 года, – в Царьград (Византия,).-Когда и кем достроен был в Царьграде храм во имя св. Антония, неизвестно; Anonim, из (у Бандури Imper. Orient. t. I. р. 2 et 6; сб. t. II. р. 457. 468) и Кодин упоминают о нем при описании Цареградских стен, построенных Константином Великим и Феодосием мдадшим, и указывают на положение его в виду верфи или пристани, известной под именем св. Антония и находившейся при Золотом роге, между воротами Источника (Аия-капуси) и Хлебными (Ун-капуси).-Называя верфию или пристанью, мы имеем в виду замечание Византия, что 187 Преп. Павел Фивейский-современник Антония Великаго и первый пустынножитель Фиваидский; скончался 113-ти лет, ок. 342–350 года (Чет. Мин. 15 января). По хронике Андрея Доядодо († 1357 г.), тело св. Павла было перенесено в Константинополь и положено в монастыре Перивленты при императоре Мануиле I Комнине (1143 – 1180) (у Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 95; сн. Византия, стр. 553). 188 Лугарево – иногда с прибавлением: поле, составлявшее часть так называемаго Эвдома o котором сказано выше (см. прим. 173). Феофилакт Симокатта говорит: (Дюкамжа, Consmanminop. christ. lib. II. р. 140. 141. Константия, Византия, . Meurs. Not. ad Codin. p. 26 v. 4). 189 Преп. Иоанн Кущник родился в Царьграде от знатних и богатых родителей; оставив тайно родительский дом, он удалился в Вифинию и принял монашество в обители Неусыпающих; но чрез 6 лет возвратился в Царьград и, никем неузнанный, провел остаток жизни, как нищий, у ворот дома своих родителей, в поставленной для него куще, в которой и погребен.Спустя несколько времени, родители Иоанновы (Евтропий и Феодора) построиии над гробом его церковь и при ней “страиноприимницу велию” (Чет. Мин. 15 января. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 126. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Если диавол увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем, не терпя смирения, происходящего от плача... Великое оружие – иметь при молитве и плач. Непрелестная молитва состоит в теплоте с молитвою Иисусовою, которая (молитва Иисусова) и влагает огнь в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как терние, производящей в душе веселие и тихость. Теплота эта не приходит с правой или с левой стороны, и не сверху, но прозябает в самом сердце, как источник воды от Животворящего Духа [ 21 ]. Возлюби ее единую найти и стяжать в сердце, соблюдая твой ум присно-немечтательным, чуждым разумений и помышлений, и не бойся. Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Но идут этим путем все по-разному. Как это возможно? Посмотрите на дорогу: можно проехать по-разному, не нарушая правил дорожного движения. Один едет ровно – и слушает громкую музыку. Другой – неопытный водитель – виляет в пределах полосы. Третий говорит по телефону (в наушниках). Четвертого везут на буксире – с соблюдением всех правил. Пятый – едет в автобусе – и тоже ничего не нарушает. И все они доедут, куда нужно. То же самое – и в духовной жизни. Посмотрите: Господь не нарушает ничьей свободы. Один хочет подвизаться в пустыне – идет и становится преподобным. Другой в миру молится так же, как тот в пустыне, и терпит унижение и поношения. Один – Антоний Великий, другой – Андрей Юродивый. Еще один – рождается князем – и не слагает с себя княжество, но старается спастись и в чертогах – и становится Димитрием Донским или Андреем Боголюбским. Другой же убегает от княжества – это Николай Святоша Печерский. Один спасается в святительстве – как Василий Великий, другой бегает святительства – как Иоанн Молчальник, епископ Колонийский. Иной предпочитает одиночество – преподобный Сергий Радонежский, другой, его брат преподобный Феодор, – спасается в общежительном монастыре. Один терпит за Христа невыносимые мучения – как великомученик Георгий, другой внешне живет привольной жизнью – как Симеон Верхотурский. Однако какова бы ни была внешность жития любого святого, жизнь их суть борения, труд и соблазны. Житие их – поединок с грехом, со злой волей ветхого человека и с духами злобы. Мы видим, что Господь оценивает труды каждого совсем не так, как мы, исполняя приснопамятное: «Мои мысли – не ваши мысли…» (Ис. 55: 8). Преподобный Алексий, человек Божий, своим подвигом обрекает на целожизненное мучение свою супругу и родителей – и он угоден Богу. Иоанн Кущник обманом выманивает у родителей деньги на дорогу в монастырь – и Бог его благословляет. Преподобный Сергий Радонежский оказывает непослушание первосвятителю Алексию Московскому – и не погрешает в очах Божиих… Воистину – больше смотрит Господь на сердце человека, чем на то, как он идет по тернистому пути.

http://pravoslavie.ru/65259.html

В парусах находятся медальоны с образами святых праведных Иоакима и Анны, архидиак. Стефана и вмч. Пантелеимона. В люнете над входом в наос имелся полуфигурный образ Христа (не сохр.). Напротив на зап. стене - 4 ветхозаветных пророка, 2 в рост (Даниил и Исаия) и 2 в медальонах (Иезекииль и Иеремия). На 2 подкупольных арках - медальоны с изображениями преподобных, по 7 на северной и южной и 4 на западной. На сев. арке - святые прмч. Стефан Новый, Ефрем, Арсений, Никита, прп. Антоний Великий, Максим, Иоанн Кущник, на южной - исп. Феодор Студит, прп. Феодор, прп. Евфимий Великий, вмч. Мина, прп. Пахомий, прп. Савва Освященный, прп. Иоанн Лествичник, на западной - святые столпники Симеон Старший и Симеон Младший, Алипий, Даниил. В боковых компартиментах на сводах и стенах помещены изображения святых и 8 евангельских сцен: в северном - «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Приготовление к омовению ног» и «Омовение ног», в южном - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». Иконографическая программа мозаик рассматривается совр. исследователями как один из образцов классической системы росписи визант. храма, сложившейся в главных чертах в постиконоборческое время (сер. IX-XI в.). Она отличается логикой, отражает главные богословские идеи эпохи, непосредственно соотнесена с литургической практикой. Среди ее важных элементов: 1) образ Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды, в котором прежде всего подчеркивается идея молитвы, заступничества и спасения в отличие, напр., от идеи боговоплощения, заложенной в образе Богоматери с Младенцем на троне; 2) образы Пантократора в куполе, апостолов в подкупольной зоне и евангелистов в парусах. Необычная деталь - в барабане купола фигуры ангелов написаны в рост. Особая тема - преобладание в мозаике изображений Небесных Сил бесплотных - присутствует не только в Н.-М., но также в монументальной декорации собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и росписях Гёреме в Каппадокии (XI в.); 3) предельно сокращенный праздничный цикл в наосе.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Чет. Мин. янв. 15) Невесёлые в большинстве случаев речи приходится, особенно за последнее время, выслушивать о молодых людях нынешнего времени. Там жалуются на отсутствие веры в них; там – на непочтение к родителям; там – вообще на их неблагоповедение. Грустно слышать подобные отзывы! На кого бы в будущем, как на опору, должна рассчитывать Церковь ; от кого бы должно ждать верных и честных слуг отечество; на кого бы, как на утешение, смотреть родителям, те-то, наоборот, и доставляют скорбь и Церкви, и обществу, и родителям. Да, грустное впечатление оставляют в душе многие из молодых людей нашего времени! И особенно грустно становится, когда сравнить их жизнь с жизнью юношей древнехристианских. Там пост, целомудрие, воздержание; здесь чревоугодие, невоздержание, своеволие. Там страх Божий, молитва , благочестие; здесь бесстыдство, кощунство и неверие. Различие поражающее. И оно, к несчастью, – сущая истина. Чтобы убедиться в этом, довольно будет взять хоть один пример древнего благочестивого юноши; ибо и один пример ясно покажет нам, какая страшная бездна лежит между древними юношами и молодыми людьми настоящего времени. Вот, например, перед нами воспоминаемый Церковью ныне преподобный Иоанн Кущник. Когда он был отроком, то был кроток, незлобив и смирен. В свободное от учения время любимым его занятием было чтение Богодухновенных книг и хождение в храм Божий. И огонь любви Божественной пламенел в детском сердце его. Первою просьбою его к родителям была просьба, чтобы купили ему Евангелие; и, когда купили, он не расставался с ним, прилежно читал его, услаждался словами Христа и распалялся большею и большею любовью к Богу. Затем, когда он вскоре ушёл в монастырь, то там с великим тщанием исполнял всё повелеваемое ему, усердно упражнялся в иноческих подвигах и превзошёл добродетелями всех иноков; и сделался для всех примером непрестанной молитвы, безропотного послушания, терпения и необычайного воздержания. Он считал за непременный долг как можно чаще причащаться Святых Таин и нёс такой пост, что вкушал пищу через несколько дней, так что сам игумен дивился ему.«Чадо, – говорил он, – зачем, будучи отроком, такие труды возложил на себя? Смотри, не ослабей телом и не повреди своего здоровья!» Смиренный Иоанн кланялся и отвечал: «Прости меня, отче, непотребного раба, и молись за меня, ленивого и унылого, чтобы Господь помог начать мне подвиг и укрепил мою немощь».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии, и любовещности нашей плоти, нашего ветхого чело­века; потому Евангелие учит нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми и презирать плоть, как преходящую, а прилежать о душе бессмертной. Если бы знали и помнили люди, как нудится и спешит враг наш диавол погубить нас на всякое время, они не стали бы дремать и лениться, и нерадеть о своем исправлении и спасении, а на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела. Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии, и любовещности нашей плоти, нашего ветхого человека; потому апостолы учат нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми ( Гал. 5, 24 ), прези­рать плоть как преходящую, а прилежати о душе – вещи бессмертной, как это делали святые подвиж­ники, например, преподобный Алексий человек Божий, Иоанн Кущник, Павел Фивейский, и все мученики, преподобные, Христа ради юродивые. Человек страстный до плотских наслаждений ищет повода к удовлетворению себя ими зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом, воспоминанием, воображением; вся душа, все сердце его отдается земному, плотскому, грубому, растлевающему наслаждению, и он совершенно отступает от Бога, охладевает к Нему, презирает, ни во что ставит Его, святость Его, правду, мир, простор и живот сердечный, весь отдаваясь обаянию прелести, всецело исполняя волю врага– диавола, сплетаясь с ним, делаясь одним духом с ним. Он теряет тогда характер разумного существа – человека – христианина, и делается скотоподобным, неразумным, нецелесообразным, одичалым, извратившим свою природу из словесной в бессловесную, из разумной в неразум­ную. Так вредно и противно Богу, здравому смыслу и христианской истине, и правде пристрастие к земным наслаждениям! Избави, Боже, всякого человека от такого образа жизни! Во-первых, человек, сотворенный по образу Божию, унижает себя и другого черезвычайно, делая дру­гого человека целью сладострастия, как вещь бездуш­ную, и себя – тем же; во-вторых, эта любовь нелепая, потому что страстная и бездельная, безжизненная, извра­щенная, противная намерениям Творца; в третьих, она эгоистичная, узкая и слепая, ибо касается одного известного лица, и то низшей части его существа – тела, между тем как бессмертная душа презирается, и ее истинная цель бытия – славить всячески Господа в правде и святости – извращается; она исключает всякую правильную любовь – любовь к Богу и чело­вечеству, особенно к человеку бедствующему – боль­ному, скорбному, нуждающемуся в нашем сочувствии, в нашей любви, помощи. Далее – она всегда сопро­вождается скорбью и теснотой, а нередко и смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если А.С. Пушкин олицетворяет собой в нашей поэзии и культуре принцип плиромы – полноты, то Е.А. Боратынский, особенно в своем высшем достижении – поздней лирике – кенотический принцип, от «кеносис» – уничижение, обнищание, опустощение. В последнее время тема апокатастасиса вызывает живой интерес среди христиан различных конфессий. В этой связи, актуальным представляется ее изучение в святоотеческой христианской письменности, в особенности в трудах наиболее авторитетных и значимых святых отцов, оказавших наибольшее влияние на традиционные христианские деноминации, одним из которых был прп. Максим Исповедник. Предлагаем уважаемым читателям ознакомиться с комментированным переводом цитаты прп. Максима из его произведения " Вопросы и недоумения " , в которой он выделяет три вида апокатастасиса в церковной традиции и поясняет значение каждого из них. В память о недавно почившем русском философе Олеге Михайловиче Ноговицыне (+1 августа 2019 г.) предлагаем читателю отрывки из двух книг О. Ноговицына с предисловием Г.И. Беневича. Данная публикация Г.И. Беневича посвящена проблематике отношения Евсевия Кесарийского к святым местам. Автор анализирует значение, придаваемое епископом Иерусалиму, а также подробно рассматривает его ответ на критику строительства храма Гроба Господня со стороны язычников. Преп. Иоанн Кущник – византийский святой V века, день памяти 15 января, в этот же день память и другого святого, упоминаемого в пьесе, преп. Павла Фивейского – основателя пустынножительства. Жития этих святых дают возможность осмыслить их подвиг не только в плане отречения от мира ради Бога, но и как исполнение заповеди любви к ближним, включая самых близких – родных. Житие преп. Иоанна Кущника  важно еще и потому, что, по-видимому, оно повлияло на составителей знаменитого жития преп. Алексия, человека Божия (преп. Алексий, согласно преданию, жил раньше преп. Иоанна, но его житие, наиболее известное нам, составлено, по мнению ученых, позднее). В центре обоих житий — соотношение первой и второй заповеди любви.Пьеса является своеобразной формой внимательного «чтения» жития святого, которое мы нашли у свт. Димитрия Ростовского. Выбранная форма — «хоры», диалоги — позволяет задать вопросы «житию», лучше подчеркнуть те или иные его моменты, которые обычно ускользают при чтении. Пьеса была написана в 1996 г.

http://bogoslov.ru/person/716426

Над этим рядом идут изображения из евангельской истории: Благовещение, Рождество Христово и др. Преподобные изображены в обычной монашеской одежде: в мантии, из под которой виднеется пояс и часть параманда. Головы у них большей частью открыты, а кукуль положен на плечи, за исключением преп. Ефрема Сирина , Антония Великого , Нила и Симеона Столпника, которые представлены в остроконечном кукуле (схиме), с нашитым на нем четвероконечным или шестиконечным крестом и надписью по сторонам его Ис55; Хс55;. Некоторые из святых представлены с благословляющей рукой, другие с вытянутой ладонью, иные держат в обеих руках, или одною, свиток, а у других они приложены к груди. Иоанн Кущник, согласно с житием, представлен юношей и держит в руках книгу. Алексий, человек Божий, одет в рубашку с расстегнутым воротом и короткими рукавами, с открытой головой, как прилично скитальцу, приютившемуся на черной половине отцовского дома. Парфений – единственное лицо в месяцеслове под этим именем – есть Парфений еп. Лампсакийский, а представлен он в монашеском одеянии вероятно потому, что в святцах называется преподобным. Царевич Иоасаф изображен в зубчатой царской короне, миловидным юношей, в беседе со старцем Варлаамом, который, обратясь к нему лицом, проповедует о Христе и держит в левой руке открытый свиток со следующей надписью: «поведаи ти чадо бисер бесценный еже есть Хс55; по игу его легкому ходи». Подобное же изображение находится на алтарном столбе Звенигородского собора, только на свитке слова преп. Варлаама читаются иначе: «поведа отрочате бисер бесценый еже есть Хс55;55; и зрю тя глубино внмательне верой Х». (Точный снимок см. в статье арх. Леонида. Сборник Общ. Др. Р. искусства 1873 г., стр. 115.) Спас, благое молчание, есть символический сюжет, в котором Христос представляется как воплощенное милосердие и доброта, согласно со словами пророка о Мессии: не проглаголет, ни возопиет и не услышит никто на распутье голоса его. Таким образом, подавляющий перевес изображений остается на стороне преподобных: они выдвинуты на первый план и занимают самое видное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010