что-то тебе хочет сказать. Феодора: Зачем мне идти к нему? Что он мне может сказать? Евтропий: Иди,  иди,  жена,  не гнушайся нищим,  ибо Сам Бог      избрал нищих. Феодора: Довольно того, что мы его кормим. Управляющий: Госпожа,  он просил передать, что ему возвещено      Богом что через три дня он умрет,  а до этого он должен отк-      рыть тебе нечто важное. Феодора (после некоторого сомнения):           Ну, хорошо, давай сходим.   /Феодора с Управляющим выходят из дома/   Феодора: Слуги!  Принесите этого человека сюда, пусть скажет,      что он хочет.   /Иоанна достают из палатки и подносят к матери/   Иоанн: Скоро уже, госпожа, я перестану нуждаться в оказывае-      мых мне приюте и помощи, и уже уготована вам награда за      милостыню, по  слову Господнему в Евангелии:  " Понеже сотво-      ристе единому сих братьев моих меньших,  мне сотвористе. "   Я      же, не обладая по своему убожеству никаким имуществом, хочу      оставить тебе некоторое благословение, но прежде умоляю тебя:      Поклянись мне исполнить то,  что я скажу тебе, — и тогда ты      получишь благословение. Феодора: Клянусь жизнью, говори. Иоанн: Умоляю тебя, госпожа, чтобы ты распорядилась по смер-      ти моей похоронить меня на том месте, где стоит моя палатка,      не позволяй покрывать меня никакими другими одеждами, кроме      этих лохмотьев, которые сейчас на мне, так как я не стою бо-      лее почетного места и лучшей одежды.     /Иоанн достает из-за пазухи Евангелие и подает его матери/      Пусть это будет тебе утешением в настоящей  жизни  и  добрым      путем в вечность тебе и твоему мужу, моему господину. Феодора (взяв книгу, начинает ее разглядывать):      Как это Евангелие похоже на то, которое муж мой переплел для      нашего сына! Евтропий!   /выходит Евтропий, она протягивает ему Евангелие/   Евтропий, смотри, это дал мне нищий!   Евтропий (разглядывая книгу):      Так это то самое Евангелие,  которое мы подарили Иоанну!      Откуда оно у нищего?      (обращаясь к Иоанну)

http://bogoslov.ru/article/4384533

     одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф.25.40).   Феодора: Но даже если собрать  всех нищих у ворот нашего дома,      это не вернет нам Иоанна.   Евтропий (вздыхает): Ну, я пойду к себе, Феодора.   Феодора выходит из дома и видит нищего на куче навоза.  Подзывает к себе Управляющего, который проходил мимо.      Феодора: Оттащите прочь отсюда  этого  противного  человека,      так как я не могу ходить сюда, пока вижу, что он здесь лежит.   (Слуги тотчас же оттаскивают Иоанна в другое место,  подальше  от ворот. Когда Иоанна тащат, Управляющий идет следом и указывает, где положить Иоанна.)   Управляющий (слугам): Оставьте здесь. И уберите у ворот.   Иоанн: Умоляю тебя, господин мой, как с самого начала ты был      милостив ко мне,  так и теперь пожалей меня и сделай мне не-      большую палатку, чтобы госпожа ваша не видала меня, и чтобы      у меня было хоть какое-нибудь прикрытие от холода.   Управляющий: Да,  конечно,  я сделаю это.  Помолись обо мне,      Божий человек. (уходит)   1 Хор: От какого холода             Просил прикрытия он,             Который выносил             И стужу, и зной? 2 Хор: От холода сердца             Матери его,             Окоченевшего             В горе своем. 1 Хор: Но не он ли сам,             Не его ли уход             Сделали сердце             Ее таким? 2 Хор: Да, и теперь             Чтоб помиловал Бог             Его мать и отца,             Иоанн Бога молил. 1 Хор: Помиловал, то есть             Сделал бы их             Милостивыми,             Как милостив Бог —             Ко всем. А едой             Что ему посылал             Каждый день отец,             Он нищих кормил. 2 Хор: Принимал с благодарностью,             Но отдавал             Ее нищим, а сам             Все время терпел             Голод и жажду,             И от поста так исхудал,             Что перечесть             Можно было все             Суставы его костей. 1 Хор: От поста в куще? 2 Хор: Поста в палатке своей,             В райской куще тайной,

http://bogoslov.ru/article/4384533

          Христа. Помысел: Старец ругает меня, что я предался чрезмерным подвигам.           Может это гордыня? Ведь я пришел сюда не для того, чтобы           заморить себя голодом. А для чего?  Бог есть любовь.           Он равно всех любит,  никому не отказывает в Своей люб-           ви, иначе человек может погибнуть.  А я лишил родителей           их любви,  вон  даже  отрекаюсь от них.           Еще, пожалуй, скажу, " враги человеку домашние его " . Иоанн:  А что, разве нет? Помысел: Враги... но и врагов надо любить, а это мои родители,            которые любят меня. А я их не люблю. Иоанн:  Ну почему не люблю,  я молюсь за них каждый день. Помысел:  Как же я их люблю,  если они из-за меня гибнут? Сам            иссох и их иссушил горем. Сам погибну и их погублю.            Нет во мне жалости,  не человек я!            А Христос был не такой. Он умирал на глазах у           Матери и утешал ее. Отпрошусь из монастыря, схожу к           родителям, навещу  их, пусть они увидят,  что я жив.           Их  проведаю, ободрю, а потом вернусь в монастырь со           спокойным сердцем. Иоанн: Нет, нельзя, это нарушение монашеского обета. Помысел: Но тогда сам погибну, и их погублю. Иоанн: Что же делать? Как сердце болит, будто нож в него вотк-           нули. Это помысел, это конечно вражий помысел. Помысел: Помысел, но говорит-то он правду, а дьявол всегда лжет.           Значит не помысел? Что же это? Иоанн: Господи, помоги, нету моих сил!   1 Хор: В который раз уж помысел его             Так мучит. 2 Хор: Жизненная сила             Его оставила. 1 Хор: Как прежде он —             Своих родителей. 2 Хор: Он стал как черенок,             На ветке             Сломленной,             Лишенной соков. 1 Хор: Так что и язык его прилип             К гортани. 2 Хор: Как трость,             Колеблемая ветром             Духов злобы,             Он стал. 1 Хор: И его все перечесть             Можно было кости. 2 Хор: К персти смертной             Бог свел его. 1 Хор: Чтоб заново создать.

http://bogoslov.ru/article/4384533

Технически язык XVII в., конечно, образовался на основе того понимания, какое соединялось с этим выражением в XV – XVI веке, а в описях Успенского собора, из которых самые ранние дошли до нас от первой четверти XVII в. – в описях этих деисусом называется нижний ряд иконостаса, праздниками – второй, пророками – третий. в.) Под 1508 г. (П. С. Р. Л. т. VI – 247) говорится о великом князе Василии Ивановиче, что он «повеле на своем дворе церковь .... славного благовещения (Благовещенский собор) подписати златом». Дело идет о стенописи. Затем читается: «такоже повеле иконы все церковные украсити и обложити сребром и златом и бисером». Какие же иконы? «Деисус, праздники и пророки». Речь идет об иконостасе, который здесь отделяется от стенописи под именем деисуса, праздников и пророков. Нельзя отнести этих выражений к иконам вообще, потому что их было, без сомнения, гораздо больше, а не эти только три группы 8 . Любопытную особенность открытой стенописи составляет ее содержание. Здесь мы видим целый ряд святых из лика преподобных, в числе 20 изображений, из которых восемнадцать имеют надписи, а два лица остаются неизвестными. Расположены они по обе стороны царских дверей: 9 на правой и 11 на левой стороне от зрителя, в следующем порядке. По правую сторону: неизвестный преподобный – без надписи, – далее Савва (освященный), Симеон (столпник), Арсений, Пимен, Иоасаф царевич (цр55;ь Иаса55;ф, как значится в надписи), Варлаам, Нил и препод. Сисой. По левую сторону: Антоний (Великий), Евфимий, Ефрем Сирин , Исаак Сирин , Феодосий (Великий), неизвестный святой без подписи, Павел (Фивейский), Иоанн (кущник. Представлен юношей и с книгой в руке), Иоанн лествичник , Парфений (Лампсакийский) и Алексей человек Божий. Всего 20 изображений, из которых крайнее с левой стороны заходит за северную дверь алтаря, над которой изображен Спас, «благое молчание», или поясное изображение Христа в юношеском образе, со сложенными на груди крестообразно руками и Херувимом с правой стороны (от зрителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Предание. Преданием называется особый устный способ перехода к нам многих догматических, нравоучительных и обрядовых постановлений Христа и святых апостолов, постановлений, не записанных в Евангелии и других апостольских писаниях, но несомненно основанных на учении Иисуса Христа и святых апостолов. Предложение. Тоже, что Жертвенник. Предтеча – предшественник (от слова пред – впереди и слова теку – иду, шествую). Так называется единственно и исключительно святой пророк и креститель Господень Иоанн, потому что он, по слову Архангела, предъиде пред ним (Иисусом Христом) духом и силою Илииною, чтобы уготовати Господеви люди совершенны ( Лк.1:17 ), т. е. он, явился прежде пришествия Спасителя, чтобы приготовить людей, сделать их способными к принятию Спасителя. Предначинательный псалом или вечерний псалом (103): Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело и проч. Называется так потому, что он читается в начале вечерни и им начинается суточное Богослужение, так как все суточные службы начинаются с вечерни. Преждеосвященная (мн. ч.) Святая Святым! – возглашение в литургии преждеосвященных Даров, произносимое иереем пред обычным причастием Божественных Даров священнослужителями. – Преждеосвященною называется литургия, по уставу совершаемая в среды и пятки Великого поста, а также в понедельник и вторник страстной седмицы и в другие дни сего поста, аще прилучатся в них праздники Обретения главы святого Иоанна Предтечи, 40 мучеников и других; так называется она потому, что на ней не освящаются Св. Дары, а только предуготовившиеся причащаются Св. Даров, прежде освященных на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о. Преподобный-ая. Преподобными называется особый лик святых угодников Нового Завета, которые для обуздания своих греховных наклонностей и для духовного усовершенствования в себе образа и подобия Божия посвящают себя строжайшему исполнению заповеди Христовой, повелевающей тем, иже Христовы суть, распят плоть свою со страстьми и похотьми, умертвит уды, да не царствует грех в мертвенном нашем теле. Одни из этих подвижников, особенно в первые века христианства, не удаляясь от сообщества с прочими людьми, жили в городах и селениях, не оставляли и обязанностей своего звания, светское ли оно или духовное; другие же, хотя и не удалялись в пустыни и монастыри, но добровольно смиряли себя нищетой и унижением, таковы: Зотик Сиротопитатель (30 декабря), Сампсон Странноприимец (27 июня). преподобный Феофан Милостивый (29 сентября), Алексий Божий человек (17 марта), Иоанн Кущник (15 января), все юродивые и многие другие. Преподобными – же называются все святые угодники и угодницы Божии, в удалении от мира подвизавшиеся в пустынях, монастырях и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Но идут этим путем все по-разному. Как это возможно? Посмотрите на дорогу: можно проехать по-разному, не нарушая правил дорожного движения. Один едет ровно – и слушает громкую музыку. Другой – неопытный водитель – виляет в пределах полосы. Третий говорит по телефону (в наушниках). Четвертого везут на буксире – с соблюдением всех правил. Пятый – едет в автобусе – и тоже ничего не нарушает. И все они доедут, куда нужно. То же самое – и в духовной жизни. Посмотрите: Господь не нарушает ничьей свободы. Один хочет подвизаться в пустыне – идет и становится преподобным. Другой в миру молится так же, как тот в пустыне, и терпит унижение и поношения. Один – Антоний Великий, другой – Андрей Юродивый. Еще один – рождается князем – и не слагает с себя княжество, но старается спастись и в чертогах – и становится Димитрием Донским или Андреем Боголюбским. Другой же убегает от княжества – это Николай Святоша Печерский. Один спасается в святительстве – как Василий Великий, другой бегает святительства – как Иоанн Молчальник, епископ Колонийский. Иной предпочитает одиночество – преподобный Сергий Радонежский, другой, его брат преподобный Феодор, – спасается в общежительном монастыре. Один терпит за Христа невыносимые мучения – как великомученик Георгий, другой внешне живет привольной жизнью – как Симеон Верхотурский. Однако какова бы ни была внешность жития любого святого, жизнь их суть борения, труд и соблазны. Житие их – поединок с грехом, со злой волей ветхого человека и с духами злобы. Мы видим, что Господь оценивает труды каждого совсем не так, как мы, исполняя приснопамятное: «Мои мысли – не ваши мысли…» (Ис. 55: 8). Преподобный Алексий, человек Божий, своим подвигом обрекает на целожизненное мучение свою супругу и родителей – и он угоден Богу. Иоанн Кущник обманом выманивает у родителей деньги на дорогу в монастырь – и Бог его благословляет. Преподобный Сергий Радонежский оказывает непослушание первосвятителю Алексию Московскому – и не погрешает в очах Божиих… Воистину – больше смотрит Господь на сердце человека, чем на то, как он идет по тернистому пути.

http://pravoslavie.ru/65259.html

Спустя шесть лет преподобного Иоанна постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника. Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах. Он надеялся, что с Божьей помощью и их молитвами он и родителей увидит, и искушение победит. Игумен дал ему свое благословение. С горькими слезами и горячей молитвой ушел святой Иоанн из обители. По дороге он обменялся одеждою с одним нищим и, одетый в его рубище, пришел в Константинополь. Затрепетало его сердце, когда он увидел родительский дом. Но любовь к Богу пересилила: святой решился не открывать своего имени родным. Он упросил управителя отцовского дома разрешения лежать у ворот и питаться милостыней. Однажды мать святого Иоанна, увидя оборванного нищего, приказала слугам убрать его с дороги. Отец же, увидев Иоанна и не узнав в убогом нищем своего сына, приказал ежедневно кормить его со своего стола, говоря жене: «Кто знает, быть может, и наш возлюбленный сын находится в таком же положении...» Святому Иоанну удалось упросить того же самого управителя сделать ему в углу двора шалаш (кущу), где он мог бы не раздражать своим видом владелицу дома. В такой куще (отсюда его наименование Кущник) святой Иоанн прожил три года, терпя голод, холод и зной. Спустя три года, в сонном видении, он удостоился видеть Христа, предрекшего ему кончину через три дня. Тогда святой Иоанн пожелал открыться родителям. Он показал им Евангелие, полученное в детстве, и открыл свою тайну. Горе и радость соединились – радость родителей, обретших потерянного сына, и горе в преддверии его кончины. Умирая (в возрасте не более 25 лет), святой Иоанн завещал похоронить его в нищенском рубище и погрести на месте его палатки (кущи). Когда мать попыталась облечь почившего в дорогие одежды, она внезапно занемогла и исцелилась тотчас после того, как исполнила волю покойного. Вскоре на месте погребения была воздвигнута церковь и здание для приюта нищих и бездомных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Анастасия не отрицает, что ею было сказано то, о чем сообщила доносчица. «Действительно, в доме Будкиной я была. Это было в начале декабря 1937 года. Там же была председатель Покровского сельсовета Шустова, которая принесла какие-то листки по части выборов в Верховный Совет. Шустова стала ругать попов, тогда мною было на это сказано: “Советская власть ни за что сажает попов, они плохого никому ничего не делают. Были попы – мы жили хорошо, а сейчас, при советской власти, мы живем плохо». Кроме того, по части выборов в Верховный Совет... я говорила: “Нам не нужна советская власть. Кому она нужна, тот пускай и голосует»... Одновременно я ей заявила: “У нас есть своя небесная власть», – и Шустову назвала дурой. В магазине, когда мне не дали без очереди хлеба (очевидно, попросила как больная. – А.В.), я сказала: “У вас, у советской власти, ничего нет, провалилась бы она со всеми руководителями». Кроме этого я неоднократно высказывала недовольство советской властью среди населения, но это бывает с моей стороны только тогда, когда я разнервничаю». 9 марта 1938 года по обвинению в «клеветнической агитации» Анастасии Бобковой был вынесен смертный приговор, и 5 апреля 1938 года она была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой. К настоящему времени в лике святых преподобномучениц прославлены монахини Екатерина Черкасова (память 23 января/5 февраля), Александра Дьячкова (память 1/14 марта) и Анастасия Бобкова (память 23 марта/5 апреля). Размышления о мученических актах Жития святых, которые Церковь предлагает в течение многих веков как назидательное чтение своим чадам, нередко с трудом воспринимаются нашими современниками. Мы невольно ждем встретить нечто подобное тому, к чему мы привыкли: психологический роман, с подробными описаниями чувств и переживаний, или научное исследование, со ссылками на источники. Но находим обычно лишь канву внешней жизни, перечень подвигов, обилие чудес, время которых давно миновало. Составитель жития известен далеко не всегда, и в глубине веков утерян первоисточник – рассказ ученика святого или очевидца истязаний мученика, послуживший основой для более поздних списков. «Тайна святости» остается прикровенной. Почему монах не дает отдыха своему телу, почему он мучит себя голодом и жаждой, почему христианин, которому ничто не угрожало, сам объявляет власти о своей вере и принимает мученическую кончину, почему, наконец, Божьи люди Алексий и Иоанн Кущник так жестоко оставляют своих добрых родителей? Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор. 2:14 ). Жития только иногда кратко упоминают о том, что в сердце святого «загорелся огонь Божией любви». Он охватывает всего человека, не оставляя места ни для чего постороннего, и становится оправданным и неизбежным все совершенное подвижником. И только если мы сами хоть в отдаленной степени приблизимся к пониманию свойств этого огня, поступки святых перестанут казаться нам странными.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Заговорив о торговом мореплавании, мы должны, пользуясь случаем, коснуться византийского мореходства вообще. До такой степени оно было тесно связано с рейсами торговых судов, до такой степени все эти византийские νακληροι являлись, повторяем, зараз и смелыми капитанами, и предприимчивыми купцами. Ими изобиловали прибрежные города и местности, и мореходство составляло для них единственный источник жизни 876 . Кроме родосцев и жителей Архипелага, в качестве судовладельцев сохраняли свою старинную славу обитатели острова Эгины 877 . В роли крупных капитанов особенно выступали александрийцы и жители портовых городов Сирии. Легенды о пр. Фоке выводит александрийского навклира, зимующего в Гераклеи из-за дурной погоды, и лишь весной снова решающегося на плавание на своём корабле вместимостью в «семь мириад» 878 . У Мосха читаем любопытное известие, что около дома одного из «ктиторов» (домовладельцев) Селевкии лежала огромная мачта от корабля в «пять мириад» вместимости 879 . Тот же автор говорит нам о навклире одной киликийской гавани, корабль которого в «три с половиною мириад» спускали в море 300 рабочих 880 . Рядом с этими крупными судовладельцами по морским берегам ютилась масса и более скромных корабельщиков или лодочников. Таковы были навклиры-перевозчики, один из которых, например, перевёз на своём πλοιριον пр. Мартиниана на пустынную скалу около Палестины 881 . Таковы были навклиры, упоминаемые житием Луки Столпника в окрестностях Халкидона 882 , таков был навклир Димитрий, который со своими матросами (ναται) ловил рыбу по побережью Фокиды 883 . Очень ценные известия о подобных скромных моряках поздне-римского и ранневизантийского времени, сохранили нам легенды о пр. Фоке Синопском, отец которого был чрезвычайно опытный «во всяком морском деле» ργαδιτης ναυπηγóς (труженик моряк), и с самых ранних лет отдал сына учиться грамоте, с целью лучшего «познания морского искусства» 884 . Судовладельцы и капитаны кораблей, если сами они не вели каких-либо торговых дел, обычно нанимались для всякого рода транспорта. Синаксар о перенесении мощей свмч. Стефана рассказывает, что для этой цели был нанят в Аскалоне πλοον за 50 золотых 885 . В чудесах иконы Богородицы Римской повествуется, между прочим, о купце, который идёт в гавань, с целью нанять корабль для торгового плавания 886 . Когда пр. Иоанн Кущник задумал бежать из отеческого дома, то он отправился на побережье Пропонтиды, нашёл там навклира, поджидающего погрузки корабля товаром или пассажирами, и нанял у него за 100 номисм судно для переезда через Мраморное море 887 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Против Мцхета находится пещера св. Нины с называемым «дзудзус-цхали» (т.е., родником груди) источником воды (почитаемым целебным для матерей, у которых иссякает молоко). «На память св. равноапост. Нины» есть особая бденная служба, издан. Синод. Типографией. 15. Е. † Препп. отцов наших, Пала Фивейского и Кущника. Пр. Павел родился в Фиваиде (в Египте). Оставшись сиротой, он много претерпел от своих корыстолюбивых родственников, желавших отнять у него большое наследственное богатство. Когда открылось жестокое гонение Декия, и св. Павел узнал, что его зять (язычник) хочет предать его в руки гонителей из-за его богатства, то, покинув все, он удалился в пустыню. Здесь, поселившись в одной пещере, он прожил безвыходно 91 год, молясь Богу день и ночь, питаясь финиками и хлебом, который приносил ему ворон, и защищая наготу свою от зноя и холода одними пальмовыми листьями. «Всего себя воздержанием очистив», преподобный преставился 118 лет от роду, 10 янв. 341 г., стоя на коленах во время молитвы. Незадолго до кончины посетил его св. Антоний (см. 17 янв.), которому пр. Павел и открыл близость своей смерти. Тело пр. Павла, по воле ими. Мануила Комнена, перенесено было в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы; впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию, в Офен; часть главы его – в Риме. – Пр. Иоанн Кущник был сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Он получил блестящее воспитание, но, презирая суетный мир, предпочел «паче пространного пути тесный, и болезненный, и зело жестокий», тайно от родителей удалился в Вифинию и здесь в обители Неусыпающих (сн. ниже, 23 февр.) постригся в монахи. Он с юношеским жаром и ревностью предался подвигам иноческого жития, так что для самых ревностных подвижников скоро сделался образцом непрестанной молитвы, безропотного послушания, терпеливого труженичества, безмерного пощения. Спустя 6 лет, Господу угодно было попустить тяжкое нападение на Иоанна от диавола: мысль о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начала неотступно преследовать юного подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010