Первым святоотеческим творением, которое обычно называется в современных учебниках, является так называемое «Учение 12 апостолов». Это творение хотя и упоминается у многих святых отцов, однако всего лишь столетие с небольшим тому назад было открыто и опубликовано. Один греческий митрополит обнаружил его в рукописи, принадлежавшей Иерусалимскому подворью в Константинополе; затем эта рукопись была перенесена в Иерусалим. Этот митрополит, Иосиф Вриенний , явился первым издателем «Учения 12 апостолов», которое, как явствует из его содержания, не принадлежит самим апостолам, а является изложением церковного учения, которое существует как изначальное учение Церкви и передается поэтому от имени 12 апостолов. Сочинение это чрезвычайно ценно, потому что знакомит нас и с жизнью, и с учением Церкви очень раннего времени: как считают современные ученые, «Учение 12 апостолов» составлено в начале 2 века в Сирии. Оно состоит из нравственной части и разделов, относящихся к литургической и канонической жизни Церкви. Вот что говорится там о крещении: «Что же касается крещения, крестите так: сказав предварительно все это (то есть научив вере и призвав к покаянию, о чем говорится раньше), крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа в воде живой (то есть в воде текущей – в реке). Если же не имеешь воды живой, в иной воде крести; если же не можешь в холодной, в теплой; если же не имеешь ни той ни другой, возлей на голову воду трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый и если могут, некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения». Обряд крещения очень прост, но из этого описания мы очень многое узнаем: что крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа (некоторые сектанты указывают, что будто бы Св. Писание нам предписывает иную форму крещения, когда говорится где-нибудь в Деяниях о крещении во имя Христово. Но там речь идет не о формуле крещения, а дается суммарное указание на то, что крещение совершается не просто во имя Божие, но во имя Бога Отца, Бога Сына и (подразумевается) Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Чего у них нет, они: – Матушка, выручайте. – Выручим, что нужно. Чего у нас нет: – Выручите? – Выручим с удовольствием. Так было и в советское время, и в нынешнее время. – Эстонцы тянутся к православной вере? – Тянутся. Хотя те, которые постарше возрастом, боятся «предать своих родителей», как они говорят. Мне это как-то непонятно. Но многие крестились. Расскажу вам один случай, который произошел в восьмидесятые годы. Приходит к нам наша уполномоченная, и говорит: – Матушка, крестите меня и моего Андрюса. – Что? – смотрю на нее с удивлением. Я ведь еще плохо знала ее, она боевая такая. – Крестите, матушка, меня и моего мальчика. Окрестили. Святейший ее очень уважал. Когда она была уполномоченной, такая была деятельная и всегда нам помогала. К тысячелетию Крещения Руси нам нужен был асфальт – она и помогла: нам всё заасфальтировали. – Матушка Варвара, у вас один из самых больших женских монастырей Русской Православной Церкви, своего рода «кузница кадров» – почти двадцать нынешних игумений вышло из Пюхтиц. Как вам удалось добиться такого дивного благоустройства в монастыре, как удается всё содержать в порядке, воспитывать сестер-подвижниц? – Вы знаете, монастырь у нас не очень старинный, ему всего сто двенадцать лет. Вот в этих домиках всегда жили настоятельницы. С основания монастыря сменилось всего шесть игумений. Первая замечательная настоятельница, которая была строительницей и основательницей обители, – это игуменья Варвара, из Костромы. Девочкой десяти лет она пришла в монастырь в Костроме с куколкой, спрятав ее на чердаке. Игуменья при встрече с будущей основательницей Пюхтицкой обители спрашивает ее: «Что же я с тобой, девочка, буду делать?». Владыка Палладий написал игуменье записочку: «Матушка, прими эту девочку, она избранный сосуд Божьей Благодати». Игуменья прочитала записку и сказала девочке: «Ну, иди, будешь жить у нас». Девочку приняли в монастырь. В свободное время она потихоньку играла со своей куколкой и сшила ей монашескую одежду, т.е. у нее там была монашечка на чердаке.

http://pravoslavie.ru/4547.html

ΔΙΔΑΧΗ    Первым святоотеческим творением, которое обычно называется в современных учебниках, является так называемое «Учение 12 апостолов». Это творение хотя и упоминается у многих святых отцов, однако всего лишь столетие с небольшим тому назад было открыто и опубликовано. Один греческий митрополит обнаружил его в рукописи, принадлежавшей Иерусалимскому подворью в Константинополе; затем эта рукопись была перенесена в Иерусалим. Этот митрополит, Иосиф Вриенний, явился первым издателем «Учения 12 апостолов», которое, как явствует из его содержания, не принадлежит самим апостолам, а является изложением церковного учения, которое существует как изначальное учение Церкви и передается поэтому от имени 12 апостолов.    Сочинение это чрезвычайно ценно, потому что знакомит нас и с жизнью, и с учением Церкви очень раннего времени: как считают современные ученые, «Учение 12 апостолов» составлено в начале 2 века в Сирии. Оно состоит из нравственной части и разделов, относящихся к литургической и канонической жизни Церкви. Вот что говорится там о крещении: «Что же касается крещения, крестите так: сказав предварительно все это (то есть научив вере и призвав к покаянию, о чем говорится раньше), крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа в воде живой (то есть в воде текущей – в реке). Если же не имеешь воды живой, в иной воде крести; если же не можешь в холодной, в теплой; если же не имеешь ни той ни другой, возлей на голову воду трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый и если могут, некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения».    Обряд крещения очень прост, но из этого описания мы очень многое узнаем: что крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа (некоторые сектанты указывают, что будто бы Св. Писание нам предписывает иную форму крещения, когда говорится где-нибудь в Деяниях о крещении во имя Христово. Но там речь идет не о формуле крещения, а дается суммарное указание на то, что крещение совершается не просто во имя Божие, но во имя Бога Отца, Бога Сына и (подразумевается) Святаго Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6,10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое! 30 марта 1948 г. Отцу настоятелю Николаевского собора г. Белогорска протоиерею Иоанну Кудрявцеву Прошу немедленно сообщить, в каком состоянии у Вас священные сосуды: из какого металла сделаны, какова внутренность Чаши и поверхность Дискоса, вполне ли гладко вылужены или посеребрены, не переделан ли Потир из подсвечника, есть ли на Чаше и Дискосе изображение креста? " Не причащаете ли чайной ложечкой? Кроме того, сообщите, нет ли каких-либо изъянов в антиминсе и зашитых мест. Не совершаете ли Литургии без прислуживающего в алтаре, что условно воспрещается. Ответ пришлите непосредственно мне. Эти данные необходимо сообщить также и по приписным церквам к Вашему приходу. 23 июня 1948 г. Пастырям крымского стада Христова Смиренный Лука, Божией милостью архиепископ Симферопольский и Крымский. Благословение Божие и любовь моя да будет со всеми вами! Еще раз хочу потревожить весть вашу. Многое уже исправлено, Господу поспешествуюшу епархии нашей, и многие из вас сопастырей и сослужителей моих радуют сердце мое своим глубоким благочестием и усердием и искренними заботами о паствах ваших, несмотря на глубокую нищету вашу. Но далеко от должного великое дело проповеди слова Божия в епархии нашей. Господь наш Иисус Христос оставляя землю нашу, заповедал апостолам Своим, а через них и всем нам, их преемникам: Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мр. 16, 15–16). Прежде всего проповедуйте, а потом крестите. Но не крестите только, не проповедуя. Не ограничивайте задач служения вашего только исполнением треб и богослужениями. Были святые, которые точно исполняли завет Христов и проповедовали Евангелие всей твари. А вы, сопастыри мои, все ли проповедуете даже людям Божиим, истаявающим от самого страшного голода, не глада хлеба и воды, а глада слышания слова Божия (Ам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Да помнят нерадивые духовники, что и среди людей сознательно и глубоко верующих есть такие, которые читали страшные слова пророка Иеремии: “Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением” (Иер. 48, 10)» . «Да будет тверда ваша ревность о правде Божией, о канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения, женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства Крещения смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становится пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы...» Но особенно святитель ревновал о проповеди слова Божия. «Прежде всего проповедуйте, а потом крестите, – писал он пастырям. – Но не крестите только, не проповедуя. Не ограничивайте задач служения вашего только исполнением треб и богослужениями. Были святые, которые точно исполняли завет Христов и проповедовали Евангелие всей твари. А вы, сопастыри мои, все ли проповедуете даже людям Божиим, истаивающим от самого страшного голода – не глада хлеба и воды, а глада слышания слова Божия (Ам. 8, 11)? Народ наш почти тридцать лет не слышал слова Божия и жаждет его – а пастыри, очень многие пастыри и теперь, когда свободна проповедь Евангелия, молчат и считают себя вполне исправными, если удовлетворительно совершают богослужения и требы, не пьянствуют и не курят... Когда я говорю с вами об этом, то чаще всего слышу ответ: “У нас нет пособий к проповеди”. Не стыдно ли так отвечать? Разве проповедь состоит в повторении чужих проповедей? Разве не слышали вы от святого апостола Павла: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы” (1 Кор. 2, 4)?

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

Из воспоминаний Марии Курбатовой: «С батюшкой мы общались в основном духовно. Что-нибудь подумаю, а когда подхожу к нему под благословение, он меня благословляет и сжимает своей рукой сильно-сильно мои руки, сложенные крестом. Я чувствую, он уже все знает, что у меня болит, о чем я переживаю. Все, что у человека в душе творится, он чувствовал и видел. Очень проницательный был батюшка. Я чувствовала, что он за меня молится. Даже молча, не говоря ему ничего, я получала от него помощь. В основном только так мы общались с ним. Сижу, переживаю. Подойду к нему – сожмет мне руку, и мне легче становится, все, я получила исцеление...» Рассказывает духовная дочь отца Иоанна Букоткина алтарница Петропавловской церкви г. Самары раба Божия Нина: «Отец Иоанн не любил, когда я уезжала в паломничества: «Вот у нас тут все в храме – и Иерусалим, и все-все. И преподобные (иконы)... Царствие Божие внутри нас. Ну, поезжай ты на любое святое место, но если в душе у тебя ничего нет, ты приедешь мертвая, ничего не привезешь». В Иерусалим его самого еле выпроводили. Он говорил: «А мне и здесь Иерусалим». Ехать в паломничество я у него выпрашивала – «Тут оставайся!». Дорога сама по себе отвлекает. Ну, как быть около огня и не обжечься? Владыка Иоанн всегда говорил: «Крестите постоянно глаза, дабы не видеть. Крестите уши». Крестишь глаза, и правда не видишь эти непотребства наши уличные, будто тебя это и не касается, только деревья мелькают на ходу, и все. Поэтому крестить глаза в теперешней жизни просто необходимо! Хотя бы из-за наружной рекламы…Отца Иоанна спрашиваю: «Батюшка, посмотри, так ли я крещусь?» – «Крестное знамение должно быть такое, чтобы перекрестился – и на воздухе осталось»... Он видел все, но не показывал. Вернее, он просто был добрый. Он как человек и как священник был уравновешенный, спокойный. Вот мы же не можем быть спокойными, не с той ноги встали, и пошло. А почему не с той ноги? Потому что не попросили благословения на день. Нет у нас благодарности Богу. Как только глаза открыл, сразу говори: «Благодарю Тебя, Господи, что воздвиг меня от ночи. Благослови, Господи, на грядущий день, благослови день сей и меня в этот день, помоги его провести в молитве и добрых делах, сохрани от врагов видимых и невидимых». Вышел на землю, только за ручку двери взялся – «Господи, благослови, милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, Матерь Божия, сохрани». Идешь – «благослови, Господи, пройти по земле Твоей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Ты можешь упасть, все что угодно может случиться, а земля – Божья, это сейчас ее присваивают, а она как была и есть – Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но этот случай остается исключительным. Вернуться 158 «1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие; крещаемому же повели поститься наперед один или два дня». Учение Господа. Дидахи. Гл. 7. Журнал Московской Патриархии, N 11, 1975. Вернуться 159 12-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Если кто в болезни просвещен крещением, то не может быть произведен во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве только ради открывшихся позже добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». По всей вероятности, о. Валентин полагает, что крещение обливанием производилось только в исключительных случаях, когда времени на просвещение оглашением не оставалось – т. е. в случае опасности скорой смерти. Вернуться 160 «Относительно перемены имени уже крещеному человеку нет общецерковных правил; поэтому можно сослаться на резолюцию митрополита Московского Филарета (от 22 мая 1839 г.), согласно которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Тайн, и при исповеди и причащении Святых Тайн нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, и будет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае перемены имени «по неудобопроизносимости». Вообще, чин наречения имени напрямую с крещением не связан, это благочестивая церковная традиция. Бывают редкие случаи, когда людей даже крестят с именем, которого нет в святцах. Вернуться 162 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. Вернуться 166 Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Сотница третья//Добротолюбие, Т. 3. Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1905.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4) милостыня, то есть добрые дела в память умерших, в особенности совершаемые тайно. Православная Церковь своей постоянной молитвой поддерживает и вытягивает из тяжелого состояния умерших христиан. Особенно это касается тех, кто окончил земной путь духовно незрелым. На могиле православного христианина ставится крест – знамя победы Жизни над смертью и адом. Об умерших людях, которые не были христианами, тоже нужно молиться, но церковные молитвы о них не совершаются. Нельзя насильно тянуть в Церковь того, кто выбрал иной духовный путь. О них нужно приносить Богу наши молитвы дома и на кладбище. Нужно просить Спасителя о прощении их грехов. Такие молитвы дополняют добрые дела милости (отсюда слово милостыня) о упокоении и прощении грехов наших близких, не нашедших на земле спасительной христианской веры. Вопросы: 1. В чем смысл появления человека на свет, если земная жизнь у всех заканчивается смертью? 2. Для чего призван человек жить на земле? 3. Как и чем можно помогать умершим людям?   Приложения   1. Ранние отцы и учителя Церкви о Крещении и Миропомазании Одно из древнейших произведений христианской письменности «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе»), написано, скорее всего, в 60–80 гг. в Сирии. Оно носит катехизический (просветительский и учительный) характер и содержит в себе очень много ценных сведений из жизни древней Церкви, в том числе наставление о том, как надо совершать Таинство Крещения: «Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой (проточной – прим. сост.) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа . Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два»22. Святой Иустин Философ является самым значительным из христианских апологетов II в. Родился он около 100 г., получил хорошее образование. После обращения к христианской вере и Крещения (между 132 и 137 гг.) святой Иустин всю свою жизнь посвятил миссионерству и защите христианства от несправедливых нападок язычества. Скончался мученически около 166 г. В 150 г. он так писал о Таинстве Крещения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Большинство иллюстрированных рукописей А. датируются периодом IX-XIV вв. Древнейшими образцами искусства миниатюры и каллиграфии являются пурпурный золотописьменный Бератский кодекс Евангелия, написанный уставом (X-XI вв. Центральный архив. Тирана) и 2 Авлонских кодекса (кон. XI - нач. XII в.), стилем миниатюр напоминающие произведения К-поля X в. Глубокое влияние на икону и фреску А. оказали визант. стили (эпохи Македонской династии, IX-XI вв., и особенно палеологовского возрождения XIII-XV вв.), хотя в Сев. Албании можно отметить и воздействие западноевроп. живописи. Древнейшие визант. переносные иконы в А. относятся к XII-XIV вв. Наиболее известными считаются образы Богоматери Одигитрии Борийской (Мборья Корчинская) и Архангела Михаила Борийского (Мборья, XIV в.). Визант. фрески XII в. сохранились, напр., в пещерах Властойне, Летми возле Калмети. XIII и XIV века оставили замечательные росписи: соборов мон-рей Пресв. Богородицы в Аполлонии и Спасителя в Рубику 1272 г. (восточнее Лежи), храмов в Вау-и-Дейесе, замка в Берате. в экзонартексе церкви мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии изображен семейный портрет Михаила VIII Палеолога, Феодоры и Михаила IX, предстоящих Богоматери с моделью церкви в руках (кон. XIII в.). В трапезной этого же мон-ря представлена роспись кон. XIII - нач. XIV в., к-рая выполнена на высоком художественном уровне и обнаруживает как сильное тяготение к классическим образцам (напр., композиция «Моление о чаше»), так и связь со школой Дурреса. Большой интерес представляют многослойные росписи XIV в. в пещерном храме Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа, ц. Пресв. Богородицы в Голобоко близ Безмишти и др., выполненные серб. мастерами, работавшими в визант. стиле (см. разделы по искусству в статьях Сербия , Македония , Византия ). Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Скульптура визант. периода в А. ограничена рельефами с изображениями животных (реальных и фантастических), геральдических символов и проч. на фасадах и во внутреннем убранстве церквей и в интерьерах дворцов, напр. мраморный рельеф с эмблемой Арбрийского княжества (XII в. Музей археологии. Тирана), резной по камню герб рода Топия (XIV в. Музей археологии и этнографии. Тирана). C XIV в. развивается искусство изготовления резных иконостасов (ц. Пресв. Богородицы на Мали-Граде).

http://pravenc.ru/text/64028.html

II. Второй редакции Б Мстиславово Евангелие-апракос, пач. XII в., Моск. Синод. библиот. (до 1893 г. хранилось в ризнице Моск. Архангельского собора 1). Б1 Юрьевское Евангелие апракос 1120–1128 г., Моск. Синод. библ. 1003. Б2 Добриловское Евангелие апракос 1164 г., Моск. Публ. и Рум. Муз. 103. Б3 Евангелие-апракос, XII в., Синод. Типогр., в Москве, библ. 6–60. Б4 Симоновское Евангелие-апракос, 1270 г., Рум. Муз. 105. Б5 Евангелие-апракос, XIII в., до 1893 г. хранивш. в ризнице Моск. Арханг. Собора под 2, ныне находится в Моск. Синод. библиотеке. Б6 Евангелие-апракос отрывок, 108 л., Моск. Никольского Единоверч. Монаст. 150 (приобретено архим. Павлом Прусским ). Б7 Евангелие и апостол-апракосы XIV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры 2 (в 1344 г. обложено серебряным позолоченым окладом от вел. кн. Симеона Иоанновича). Б8 Евангелие-апракос XIV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 3. Б9 Евангелие-апракос XII–XIII в., Румянц. Муз. 104. Б10 Евангелие-апракос 1323 г., библ. Никольского Единоверч., в Москве, монастыря, собр. Хлуд. 29. Б11 Евангелие-апракос XIV в., Никольского Единоверческого монастыря, собр. Хлуд. 30. Б12 Холмское Евангелие-апракос, XIII в., Рум. Муз. 106. Б13 Евангелие-апракос XIV в., Рум. Муз. 109. Б14 Евангелие-апракос конца XIV в., Рум. Муз. 110. Б15 Евангелие-апракос XIV в., Рум. Муз. 111. Б16 Луцкое Евангелие-апракос XIV в., Рум. Муз. 112. Б17 Евангелие-апракос XIV в., Рум. Муз. 113. Б18 Четвероевангелие XIV в., Рум. Муз. 117. Б19 Евангелие-апракос XIV в., библ. Троице-Сергиевой Лавры 5–1993. Б20 Поликарпово Евангелие-апракос 1307 г., Моск. Синод. библ. 21–740. Б21 Евангелие-апракос 1354 г., Моск. Синод. библ. 22–67. Б22 Моисеево Евангелие-апракос 1355 г., Моск. Синод. библ. 23–70. Б23 Евангелие-апракос 1357 г., Моск. Синод. библ. 24–68. Б24 Евангелие-апракос 1358 г., Моск. Синод. библ. 25–69. Б25 Лукино Евангелие-апракос 1409 г., Моск. Синод. библ. 27–71. Б26 Евангелие-апракос XIV в., Моск. Синод. библ. 29–65. Б27 Евангелие-апракос XII в., Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010