Восток и Запад То, что все сказанное - не просто предположения и абстрактные богословские построения, но действительно отражает древнецерковную практику, мы ясно видим у христианских авторов II-III вв. В раннехристианском памятнике «Мученичество Поликарпа» мы читаем о св. Поликарпе Смирнском, ученике Апостола Иоанна Богослова, принявшем мученическую кончину в середине II в., что он «восемьдесят шесть лет служил Христу». То есть очевидно, что св. Поликарп был крещен в младенчестве. Около 70 года святой Иустин Философ (100-166) в своей «Апологии» говорит о «многих мужчинах и женщинах, с детства бывших учениками Христовыми и сохранивших чистоту в возрасте шестидесяти и семидесяти лет». Св. Ириней Лионский (130-200) в своем труде «Против ересей» указывает на всеобъемлющее значение спасения, совершенного Христом: «Христос пришел спасти через Себя всех, - всех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев и детей, и отроков, и старцев». «Возрождение» было одним из наиболее излюбленных наименований крещения в ту эпоху, поэтому речь здесь идет именно об этом христианском Таинстве, спасительном для каждого человека, независимо от его возраста. Первое описание того, как происходило крещение детей, до нас дошло в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского (ок. 215 г.): «В первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников. Затем крестите мужчин и, наконец, женщин». Текст не приводит никаких аргументов для обоснования такой практики, она представляется как обычная и общеизвестная, причем единственная ее проблема заключается в том, что маленькие дети не могут говорить, поэтому отрекаться от сатаны и читать Символ веры за них должны родители или родственники. Ориген (185-254) в своем толковании на Послание к Римлянам говорит, что «Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам. Апостолы… знали, что в каждом человеке есть врожденный (первородный) грех, который необходимо омыть водой и Духом».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Никто же сомнение да имать, говорят раскольники, яко простец еретика второе может крестити без священника; православен бо сый крестити, и дадеся ему благодать Св. Духа крещением; ащели святитель или священник его втретие крестит, да извержется» (прав. 11 помест. соб. иже во Итоне Потреб, л. фп). По учению беспоповцев, в случае нужды, можно крестить самого себя, и это доказывают след. правилами поместного Карфагенск. собора. «Прав. 40. Аще приспеет такова нужда, яко немощно получити православнаго человека креститися, несть греха в том, еже самомуся крестити, аще не бе крещен, или от еретик бе крещен». «Прав. 48. По нужди самся крестивый по преданию церковному может и иных крестити подати благодать Святаго Духа по достоянию». 163 По этим правилам крещаются в другой раз и те, которые были уже крещены в православной Церкви. Такие отступления беспоповцев от правил церковных подали повод некоему «черноризцу Полиевкту, по совету и благословению игумена своего», 164 написать обличительное письмо противу беспоповцев перекрещиванцев. Доказав от патерика и от номоканона (пр. 103), что не должно во второй раз крестить, и что тот проклят, кто крестит в другой раз, черноризец продолжает: «А вы во вторы крестите, аще кто во вторыи крестит, тот Христа во вторыи распинает, и сей есть антихрист, да будет проклят. А в писании святых отец писано есть, аще и не истинно крещение, да в три погружения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, то есть крещение. Правило Никифора, патриарха константинопольского и арменопольского, в канонех кратких сечение 4 титла 2 и сечение 5 глава 1 и в книзе 3 такожде ниже, и на листе 67. Вопр.: елико аще крещают не священницы мужие и жены, или иноцы, что достоит творити? Отв. Аще уже умрет крестивыйся прежде, нежели постигнути священнику, божественная благодать совершает и, аще ли же жив будет, да паки поставит и священник православный в купель, и молитвы и миро по обычаю творит; а не во вторы крещают, а вы во вторы крестите, прокляти еретики и жиды вторые. Аще и подобает во вторы крестить, но священнику православному, а не простецу якоже вам еретикам, и в писании не гдеже не писано простому во вторы крестити, и како вы еретики смеете сие дело дерзати, и кто вас научил проклятые перекрещиванцы, горе вам окаяннии прелестницы, и духоборцы, и иконоборцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Символика воды сыграла важную роль в истории религии. Вода рассматривалась в качестве первопричины рождения и плодородия. В рассказе о Творении говорится, что созданный Богом мир возник из воды. Эта же тема встречается и в других космогонических учениях, повествующих о том, как из воды рождается жизнь. С идеей плодородия связывают также идею очищения. Вода служит не только источником жизни, но также и средством ее исправления, возрождения. Действительно, Первое послание Петра и древняя литургическая традиция представляют дело Христа как победу над чудовищем морей, а крещение водой – как освобождение людей из пасти Левиафана. Христос спускается в великие воды смерти и, возвращаясь из них победителем, увлекает за собой обновленное человечество. Прозрения религиозной мифологии и зачастую связанные с ними библейские темы обнаруживаются в крестильной литургии и катехизисе. Бурление жизни, очищение от прежних прегрешений, свет на пути, указанном верой, – все эти созвучные друг другу явления встречаются (иногда с перенесением акцента) у всех авторов той эпохи. Два произведения II века рассказывают нам о процедуре крещения – «Дидахе» и «Апология» Юстина. «Дидахе» открывает перед нами наиболее древний обряд: «Совершайте крещение следующим образом: обучив всему, что предшествует таинству, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в проточной воде. Если нет холодной проточной родниковой воды, то крестите в теплой воде. Если же нет в достаточном количестве ни той, ни другой воды, трижды окропите водой голову во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пусть все, кто крестит, кто крестится и прочие помогающие им лица, постятся перед совершением обряда крещения; по крайней мере тот, кто принимает обряд крещения, пусть соблюдает пост в течение двух предшествующих дней» 1083 . Два способа крещения, в проточной воде или в купели, погружением или окроплением, свидетельствуют о первоначальном совершении обряда под открытым небом, в речной или морской воде, и о том, что позднее обряд крещения был перенесен в закрытые домашние помещения. Крещальни Лалибелы, в Эфиопии XI века, еще располагались под открытым небом. Соблюдается строго тринитарная крестильная формула, как в Евангелии от Матфея. Тройное погружение служит бесспорной аллюзией на предшествующее обращение к Святой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью I. Учение 12 Апостолов: «Что же касается до крещения, то крестите так. Сообщив наперед все вышесказанное учение, крестите во имя Отца и Сына и Св. Духа в воде проточной. Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Св. Духа»... (Уч. 12 апостолов, Киев, 1884 г., гл. 7-я, стр. 32–33). II. Св. Киприан Карфагенский : «Вместо водного погружения в первенствующей церкви был обычай крестить больных чрез кропление водою; но этот способ крещения не имел такой распространенности, как обычай погружения, так что некто Магн спрашивал Киприана; могут ли считаться законными христианами клиники, когда они не омыты а только лишь облиты спасительною водою» (Киприан Карфаг. и его сочин. Молчанова, стр. 268). Киприан отвечал: «Ты спрашиваешь, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою?.. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистые кожи и тела в морской и плотской бане... В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Св. Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и дух нов дам» ( Иез.36:25–26 ). Тоже в книге Чисел: кто не чист будет до вечера, сей да очистится водою в день третий и в день седьмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропися нань ( Числ.19:10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Большое значение имеет «литургическая часть» памятника. В ней мы находим ценнейшие сведения о таинствах и молитвенной жизни древнехристианских общин. В частности, о Таинстве Крещения здесь говорится следующее: «Крестите так: сказав все το, о чем речь шла выше, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа, в воде живой ( ν δατι ζντι – т ο есть проточной). Если не имеешь живой воды, то крести в другой воде (то есть стоячей), если не можешь в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь ни той ни другой, то возлей трижды на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед крещением же пусть постятся крестящий, крещаемый и, если могут, некоторые другие; а крещаемому повелевай поститься за день или за два». Другими словами, если судить по «Дидахе», то в древней Церкви перед крещением будущие полноправные христиане обязательно проходили оглашение; крещение совершалось во имя Святой Троицы, обычно в проточной воде, путем трехкратного погружения и предварялось постом. Что же касается вообще постов, то в «Дидахе» упоминается только о постах в среду и пятницу; а о молитве говорится, что верующие должны трижды в день обращаться к Богу с молитвой Господней. Две главы в сочинении посвящены Евхаристии: участвовать в ней предписывается только крещеным, приводятся тексты благодарений о Чаше и о преломлении Хлеба, а также молитвы после причащения. Наконец, каноническая часть памятника касается вопросов церковной дисциплины; в первую очередь здесь затрагиваются проблемы, связанные с приходом в общину странствующих апостолов, пророков и учителей, причем рефреном идет предостережение против лжеапостолов, лжепророков и лжеучителей. Регламентируются также нормы служения епископов и диаконов и т. д. В целом «Дидахе» является, безусловно, ценнейшим памятником раннехристианской письменности, проливающим свет как на вероучение, так и на богослужение и ежедневную жизнь древнехристианской Церкви. Данное произведение нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать его значение, ибо оно, естественно, не охватывает всех граней жизни и учения Церкви во второй половине I века. Лишь вкупе с другими памятниками древнецерковной письменности «Дидахе» обретает свое истинное значение. По характеристике А. Ф. Карашева, содержание сочинения «представляет очень много ценных данных. Одни из них подтверждают те немногие сведения из жизни древней Церкви, какие сохранились до нас в современных памятнику писаниях; другие делают несомненными существование в практике ранней Церкви таких черт церковной жизни, на какие ясные указания мы доселе получили из литературы только конца второго и третьего века» 72 . Поэтому находка этого сочинения значительно обогатила и церковно-историческую, и патрологическую науку. Но не только. По словам С. Л. Епифановича , «проникнутое теплотою и любовью к “братьям по вере”, выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворенному Им миру, “Дидахе” вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви» 73 . 2. «Каноны святых Апостолов» 74

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Между тем они подъехали к воде, и евнух сказал:  Вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп ответил:  Если веруешь от всего сердца, можно. Евнух сказал:  Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И они сошли в воду, и Филипп крестил евнуха, после чего Дух Святой сошел на него, а Филипп сделался невидим (Деян. 8:27–39). В данном случае оглашением была беседа Филиппа об Иисусе на основе пророчеств Священного Писания. В других случаях, описанных в Деяниях, Крещению также предшествует проповедь – либо индивидуальная, либо публичная. В Кесарии, в доме Корнилия сотника, Петр проповедует об Иисусе, и когда он еще продолжает говорить, Дух Святой сходит на всех присутствующих. Тогда Петр говорит:  Кто может запретить креститься водою тем, кто, как и мы, получили Святого Духа? И тотчас повелевает всем креститься во имя Иисуса Христа (Деян. 10:25–48). Апостол Павел в Филиппах беседует с группой женщин, собравшихся в молитвенном доме: одна из них уверовала и крестилась вместе с домашними своими (Деян. 16:13–14). В рассказе об обращении Павла (Деян. 9:3–19) катехизическая беседа не упоминается, однако это не значит, что ее не было: пришедший к нему апостол Анания, которому Бог повелел крестить Павла, вполне мог перед Крещением беседовать с ним. Кроме того, после Крещения Павел пробыл несколько дней в обществе учеников Иисуса в Дамаске, что, вероятно, свидетельствует о продолжении его катехизации уже после принятия им Крещения. Отметим, что оглашение в апостольскую эпоху не обязательно завершалось Крещением: нередко апостолы оставались в доме новокрещеного для того, чтобы беседой укрепить его в вере (Деян. 10:48; 16:15). Об оглашении упоминает и «Дидахи» – первый христианский памятник, содержащий указание на порядок Крещения:   А что касается Крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное , крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, то в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред Крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня .   Это описание подтверждает, что на рубеже I и II веков Крещению предшествовало оглашение (на что указывают слова «преподав наперед все это»). Из «Дидахи» мы узнаем также, что в Крещении, по заповеди Христа, использовалась тринитарная формула. Крестили в живой, то есть проточной воде (в реках, озерах). Впрочем, допускалось и Крещение посредством обливания. Памятник упоминает о посте перед Крещением – традиции, впоследствии утраченной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

С духовной точки зрения мне видится наша вакцина, как помощь Господа православной России от агрессии безбожного мира. Мы гордимся нашими учёными, создающими оборонный щит для нашей Родины, прекрасно сознавая, что только Бог вразумил их обогнать конструктивно и технологически на многие годы США и страны НАТО. Вакцина – это та же оборона от биологического оружия. Любит Иисус Христос и Пресвятая Богородица Русь Святую и защищают ее от клевретов диавола. И то, что многие страны с протянутой рукой стоят в очередях за нашей вакциной, только указывает на всемогущую Десницу Божию, которая помогает всему человечеству через православную Россию. Да, и трудно представить, что наши власти, противостоя огромному давлению Запада, будут стараться навредить своему народу, я уж не говорю корректно – уменьшить население. Господь наказывает нас за грехи, но и даёт силы вынести искушение. Он посылает нам лекарство, не будем хулить его, ибо можем похулить и Промысл Божий. Многие молодые люди, легко перенося болезнь, заразили своих родителей и дедушек с бабушками. Некоторые их них умерли. Это всё-таки грех и немалый(!), хотя может и невольный в ряде случаев. Когда появилась вакцина, не следует подвергать опасностям родственников и всех людей – надо прививаться ради них, ибо грех невольного убийства становится тяжелее. Мы не Святые и не монахи, которые могут полностью отдаться в Руци Божии и не лечиться мирской медициной. С нас спросится, что мы не лечили тело, которое является храмом души. Поэтому всякие рассуждения о «жидких чипах», тотальном контроле, который и так уже есть везде и гораздо глубже, чем нам кажется, о неблагословениях вакцинации некими «духовными» батюшками – приводят меня к мысли, что диавол гораздо умнее многих из нас и легко опутывает духовно нестойких христиан фейковыми новостями. Если боитесь отдалённых последствий вакцины – крестите себя, крестите препарат и Господь не посрамит вашей веры. Михайлюк Борис Павлович , врач, староста храма во имя Архангела Михаила с. Красное Усманского района Липецкой области

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/24/v_...

«Конечно, мы все уповаем на помощь Божию, и Господь должен нам помочь, мы ведь еще очень слабые: не хватает священников, к тому же нужно повысить общий уровень богословского образования, чтобы каждый священнослужитель умел сопрягать свои богословские знания с реальной пастырской работой, чтобы каждый священник понял, что богословие — это не отвлеченные знания, но то, что ему жизненно необходимо, ибо в противном случае он не сможет дать правильного ответа на вопрошания людей. Нам многое еще нужно сделать и большой путь пройти», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Он рассказал о том, как в начале 90-х годов в ходе бесед с некоторыми зарубежными представителями инославного мира ему приходилось слышать вопросы: вот теперь вы свободны, но ведь у вас нет ни семинарий, ни школ, ни духовенства, ни храмов, — как вы сумеете сделать все, что вы хотите сделать? Ответ был таков: «По-человечески мы с этими задачами справиться не можем, но разве за 2000 лет существования Церкви она справлялась со своими задачами, опираясь только на человеческие силы? Да от Церкви тогда ничего не осталось бы! Господь всегда помогал. Вот и сейчас надежда на Него». Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему Однако Бог приклоняет Свою милость в ответ на наши усилия, напомнил Святейший Владыка: «Не приклонится милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28. 19). В семинариях во время занятий по экзегетике мы обращали внимание на фразу крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа, толковали эту часть текста, но никогда не обращали внимание на слово «идите» — идите и научите все народы. Спаситель не сказал ученикам: сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке. Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему».

http://patriarchia.ru/db/text/581416

Иакова (Деян.21, 20 — греч. μυριδες). Так что все попытки ввести сосчитать число выдуманных ими «небесных правителей» совершенно не согласны с Библией. Надо сказать несколько слов по поводу слов «крещение во имя Иисуса Христа». Оно вовсе не означает, будто апостолы употребляли иную форму крещения нежели заповедал Христос (Мф. 28, 19), а значит «крестится крещением, установленным от Иисуса Христа, а не Иоанновым или другим каким-либо, а христианским, во имя св. Троицы» . То что формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» применялась с самого начала свидетельствует древнейший памятник апостольского христианства «Дидахе», написанный около 70–90 гг. в Сирии. Он гласит: «что касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если же не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа» . При внимательном чтении Писания становиться очевидным, что именно тринитарную формулу применяли и апостолы. Об этом свидетельствует рассказ Деяний о крещении ап. Павлом учеников Иоанна. «Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19, 1–5). Из этого отрывка видно, что для ап. Павла факт незнания существования Святого Духа свидетельствует о неправославной форме крещения. Что свидетельствует о том, что он крестил всех в согласии с постановлением Господним, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помнить это важно потому, что Свидетели Иеговы отвергли библейскую форму крещения в три погружения с призыванием имени Трех Божественных Ипостасей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В церкви после апостольского времени общепринятым было совершение крещения через погружение в воду и погружение троекратное. Ап. Варнава учит: «крещение преподается во оставление грехов». Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотами, выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» 77 . Эрма говорит в своем «Пастыре», что «в воду нисходят люди подлежащими смерти, а восходят определенными к жизни» 78 . В «Учении двенадцати апостолов» о крещении преподается такое наставление: «крестите так. Сообщив наперед все вышесказанное учение (т. е. в I–IV гл. «Учения»), крестите во имя Отца и Сына и Св. Духа в воде проточной (ν δατι ζντι т. е. в источнике или реке). Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то (крести) в теплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа» (VII гл.). Климент Александрийский говорит: «будучи погружены в воду (βαπτιζμνοι) мы просвещаемся; просвящаясь, усыновляемся» 79 . Апостольские правила требуют погружения троекратного (8 пр.). Тертуллиан пишет: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем, что отрекаемся от диавола и гордыни и ангелов, потом трижды погружаемся 80 . Отцы IV и V вв. о способе совершения крещения выражаются особенно ясно и определенно. «Великое таинство крещения, свидетельствует» Василий В., совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями» 81 . В книге «О церковной иерархии» (II гл.) говорится: «иерарх трижды погружает его (крещаемого), возглашая, при трех погружениях и возгружениях, тройчественную ипостась божественного блаженства». По объяснению св. Григория Нисского , «как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде и троекратным погружением в оную изображаем совершившуюся над нами благодать тридневного воскресенья» 82 . «Мы крестимся во имя Отца и Сына и Св. Духа и при сем трижды погружаемся», говорить блаж. Иероним 83 . «Вы исповедали спасительное исповедание, пишет Кирилл Иерусалимский , и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. Через это вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово» 84 . Св. И. Златоуст часто рассуждает о крещении и всегда имеет в виду, как обычное в его время, крещение чрез погружение, и при том троекратное, нередко объясняя таинственный смысл как самого погружения, так и его троекратности 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010