В изучении Ж. и. можно отметить проработанность отдельных тем, напр. в иконографии свт. Николая Чудотворца ( Boguslavsky A. P. The Vitae of St. Nicholas and His Hagiografical Icons in Russia: Diss. Kansas, 1980; Š ev enko N. P. The Life of St. Nicholas in Byzantine Art. Torino, 1983; Соловьева И. Д. К истории житийной иконографии св. Николая Мирликийского в русском искусстве XIV в.//Образ св. Николая Чудотворца в культуре Др. Руси: Материалы науч. конф. 22 мая 2000 г. СПб., 2001. С. 23-32; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его Рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Смирнова Э. С. Житийный цикл свт. Николая Мирликийского в рус. иконописи: Сложение местных особенностей во 2-й пол. XIV - нач. XV в.//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 151-165), святых князей Бориса и Глеба ( она же. Борис и Глеб. Иконография//ПЭ. Т. 6. С. 55-60), прп. Сергия Радонежского ( Чугреева Н. Н. Прп. Сергий Радонежский. М., 1992; она же. Прп. Сергий Радонежский: Житие в иконе. М., 2007), вмч. Димитрия Солунского (библиогр. см. в ст.: Преображенский А. С. Димитрий Солунский. Иконография//ПЭ. Т. 15. С. 177-195; Смирнова Э. С. Иконография жития св. Димитрия Солунского: Ее обновление в рус. иконописи кон. XVII - нач. XVIII в.//Сб. в честь Г. Субботича. Београд (в печати), вмч. Георгия Победоносца (библиогр. см. в ст.: Жарикова Т. А., Чичинадзе Н. Георгий, вмч. Иконография//ПЭ. Т. 10. С. 681-692), св. Иоанна Крестителя ( Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием» из собрания музея-заповедника «Коломенское»//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 150-168), а также других святых, в т. ч. рус. князей (см. разделы по иконографии соответствующих статей в Православной энциклопедии). Разрабатываются аспекты иконографических программ житийных циклов ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007), вводятся в научный обиход новые памятники из музейных хранилищ и частных собраний (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007). В последние годы экспонировались выдающиеся рус. Ж. и. разного времени, в т. ч. и на тематических выставках, посвященных житийным иконам (Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1999; Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Свой современный вид иконостас приобрел в процессе сравнительно недавней эволюции, примерно в XV веке. Справа от царских врат находится икона Христа, слева – икона Богородицы. Непосредственно над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. В центре второго ряда икон располагается Деисис, в третьем ряду объединены иконы церковных праздников, в четвертом – иконы пророков, наконец, в следующем – иконы патриархов. До конца XIV века небольшая высота иконостасной перегородки давала возможность верующим видеть совершение таинства в алтаре. Появление иконостаса было вызвано дидактическим стремлением – явить глазам верующих домостроительство спасения в его последовательном развитии. При этом возникла опасность, что верующим не столь удобно будет активно участвовать в священнодействии. Направление Иосифа Волоколамского с характерными для него пышностью и богатством оформления культа возобладало над более трезвой, скромной духовностью Нила Сорского . Напряженность в отношениях между Церковью и миром распространилась на отношения между клиром и мирянами, возникло опасно преувеличенное различие между алтарем и остальной частью храма. В настоящее время наблюдается тенденция возврата к простоте древности, к строгости форм. Это позволило бы сделать евхаристические молитвы более внятными народу, позволило бы верующим более непосредственно участвовать в самом таинстве литургии. В центре иконостаса располагается композиция Деисис, то есть моление, заступничество. Это изображение благословляющего людей Первосвященника Христа, Судии и Искупителя. Христос изображается с Евангелием, как единственный толкователь собственного слова, это образ Предания. Именно Он посредством всей совокупности элементов Предания изъясняет Свои земные слова. Справа от Христа стоит Богоматерь, слева – Иоанн Креститель. Следуя за ними и как бы исходя из них, словно из первообразов (Богоматерь – архетип женского, святой Иоанн – мужского), появляются, вводимые ангелами, апостолы и святые. Это – молящаяся Церковь , которая в «безумии любви» вступается за тех, кто подлежит суду. Слово судит, но в высшей Мудрости Христа–Первосвященника сталкиваются правосудие и милосердие. Здесь раскрывается и другое значение этой иконы: Брак Агнца. Богоматерь, Невеста, – образ Церкви, и Иоанн, друг Жениха, приглашают всех нас войти в совершенную радость Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Это одна из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам. Художественные и технологические особенности (общий стиль несколько приземистых фигур, шитье ликов швами в одном направлении, преобладание ярких шелков, опись контуров и складок золотной нитью) и палеография позволяют датировать пелену серединой – началом второй половины XV в. Состав же изображений на каймах дает возможность отнести ее к мастерской первой жены великого князя московского Ивана III тверской княжны Марии Борисовны. На боковых каймах изображены покровители Москвы и великокняжеского дома митрополиты Петр и Алексий, а на нижней кайме – патрональные святые Ивана III ( Иоанн Златоуст ) и отца Марии – тверского князя Бориса Александровича (князь-мученик Борис). Рядом с Борисом, помимо обязательного святого князя Глеба, и креститель Руси – князь Владимир. Изображение последнего также является датирующим признаком. Местное почитание Владимира было установлено в Новгороде вскоре после 1240 г. в связи с победой 15 июля Александра Невского над шведами в день его памяти. Однако в Москве изображения князя Владимира и посвященные ему церкви известны только с начала XVI в. 383 . Исключение составляют его поясные изображения на воздухе 1389 г. тверской княжны Марии Александровны, жены московского князя Симеона Гордого 384 , и на нашей пелене, как мы считаем, тоже связанной с тверской княжной (Марией Борисовной). По-видимому, культ Владимира пришел в Тверь раньше, чем в Москву. Наше предположение о происхождении пелены из великокняжеской мастерской подтверждают и исторические события середины XV в. Греческая икона «Богоматерь Одигитрия» долгое время находилась в Смоленске, получив от него свое название. Затем, захваченная «в плен» Юргой (бежавшим в Москву смоленским князем Юрием Лугвеньевичем), она стояла в кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 г. по просьбе смольнян икона была возвращена. Предварительно с нее был снят «список» и «на воспоминание сего дня» оставлена в соборе небольшая греческая икона, возможно, сохранившаяся «Богоматерь Одигитрия» XIV в. в драгоценном окладе 385 . Великая княгиня Мария несомненно участвовала в торжественной церемонии передачи иконы. И можно предположить, что она и вышила свою пелену под эту оставленную икону. Отсутствие на пелене патронального святого великого князя Василия II, отца Ивана III, свидетельствует, что пелена выполнена после его смерти (1462) и до кончины самой княгини в 1467 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

9.1) и " София, Премудрость Божия " новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит символический характер, оба иконографических извода связаны с темой воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом - важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в XIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью - отражением такого сближения служит, в частности, т.н. " киевско-ярославская " икона Софии, Премудрости Божией. Сошествие во ад - см. Воскресение. Сошествие Св. Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица) - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Св. Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян. 2.1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных (Иоиль 2.28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " , Мф. 3.11; Мк. 1.8; Лк. 3.16) и знаменует собой начало действий Св. Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется с IV века. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона " Сошествие Св. Духа " представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Св. Дух в виде языков пламени, под ними в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона " Сошествие Св. Духа " входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Спас в силах - особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов, несущих Его слово во все концы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас ( Мф.11:28 ) или Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Спас в Силах. Собственно, это – разновидность Пантократора. Христос изображается восседающим на троне, вокруг Него – небесная слава: серафимы, херувимы и престолы, иногда еще и офанимы, то есть высшие небесные чины. По бокам располагаются четыре апокалиптических символа: человек, лев, телец и орел летящий, означающие четырех евангелистов и, соответственно, Христа как Сына Человеческого, Христа как Льва – Царя, Христа как Тельца – жертву и Христа как Орла летящего – Божественную природу Спасителя. Спас в Силах появляется достаточно поздно. Такие изображения, известные с XV века, помещаются в середине деисусного чина. По сторонам от Него – Пресвятая Богородица, святой Иоанн Креститель и другие святые, молитвенно приклоненные к Нему. Изображение Спаса в силах наиболее традиционно для горнего места в алтаре, которое находится за престолом, в центре нашего внимания. Другой тип изображения – это Царь Царей. Апостол Павел пишет, что Христос есть Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). В Пс.44 описываются Царица, представшая одесную Царя, — очень поэтичное изображение, напоминающее Песнь Песней Соломона. Впервые такое изображение встречается в XIV веке в Сербии и оттуда в XV столетии переходит на Русь. Это – вариант деисусной композиции. Христос изображается в виде царя, а Пресвятая Богородица по правую сторону от Него – в виде Царицы. Слева от Христа в наиболее древних изображениях мы встречаем царя Давида и ветхозаветных пророков. Позже Давида заменяют Иоанном Предтечей. Богородица изображается как Невеста Христова, а Иоанн Креститель – как друг Жениха, который привел Невесту ко Христу. Спас Ярое Око - наше, российское изображение, встречающееся в Новгороде. Христу здесь присущ пронзительный, как стрела, взгляд. Я знаю только одного батюшку, который заказал такую икону на горнее место, да и то впоследствии, кажется, пожалел об этом. Это очень душеполезная икона, но стоять долго нелегко, потому что все мы хотим милости, а здесь человека пронзает насквозь взгляд, как «пламень огненный», о чем говорится в Апокалипсисе.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

по: Каменнов. 1887. Июль. С. 302). Первоисточником изображений крылатого И. П. является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1), к-рое в НЗ соотносится с личностью И. П. (Мф 11. 10; Мк 1. 2; Лк 7. 27). Согласно святоотеческому толкованию, И. П. стал обладателем естества, равного ангельскому, вслед. своего аскетического подвига: «…он жил почти подобно ангелам... тело его... хотя и дерзновенно сказать, уподобилось тому первоначально слепленному Творцом из земли... не знавшему естественных потребностей телу, в котором отпечатлен был ангельский образ, нисколько не отличавшийся от тончайшей тени вследствие чрезмерного воздержания. Кожа богоблагодатная, богоданная и издававшая великое благоухание от духа, цвела на нем и прикрывала его, как бы не отцвечивая плоть тучную и вещественную, но будучи как бы смешана и созерцаема на некоей невещественной сущности, не составленной из стихий. Волосы... прикрывали это ангеловидное и озаряемое благодатями Духа лицо» (Слово прп. Феодора Дафнопата на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и Крестителя Иоанна/Изд. и пер.: В. В. Латышев//ППС. 1910. Т. 20. Вып. 2(59). [Ч. 1]. С. 57-76. [Пункт] 20). Изображения И. П. Ангела пустыни создавались в XIV-XV вв., напр. икона из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище близ г. Коломны (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Однако наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерус. искусстве XVI-XVII вв. Можно выделить неск. изводов указанной иконографии, на всех И. П. с крыльями представлен фронтально или в небольшом развороте. 1. И. П. благословляет правой рукой, в левой держит развернутый свиток, напр., на иконах «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни»: из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище; с житием в 16 клеймах (XVI в., ЯМЗ); с житием в 14 клеймах (2-я пол. XVI в., АМИИ); XVI в. (СПГИАХМЗ); кон. XVI в. из Ярославля (ГТГ); с житием в 18 клеймах из Борисоглебской ц. в г. Балахне Нижегородской обл.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

В особой пещерной церкви, где лежали черепы избиенных персами саввинских монахов (614 г.), у св. трапезы, направо, на стене висит икона св. Иоанна Богослова со славянской надписью. Он изображен в рост. Лицо его хорошо. В руках держит Евангелие. Кисть сербская XIV века. Икона эта написана на полотне, приклеенном к дске. Иконы письма греческого Внутри монастыря в двух пещерных церквах, Никольской и той, в которой положены черепы избиенных персами саввинских монахов (614 г.), и в церквице Иоанна Дамаскина к стенам прикреплены старинные иконы письма греческого. В церкви Никольской к северной стене прикреплено большое Распятие. Оно написано критским зографом Панаретом в 1669 году. Χερ Παναρτου а. У креста стоят Богоматерь и Иоанн Богослов. Живопись изрядная. Лица естественны, белы. На той же стене висит большой образ Богоматери Всецарицы (Παντνασσα). Она сидит на троне и на коленах Своих держит Божественного Младенца. Сей образ, потемневший от времени, был местным в монастыре преподобного Герасима Иорданского. Колорит его красноват. Полагаю, что он написан был в XVI веке. На той же стене висит большой образ Предтечи, бывший где-то местным. Проповедник покаяния и Креститель Христов, согбенный, написан изрядно в XVII веке. Лик его естествен, постен, умилителен. К той же стене прикреплены образа Спасителя, Богоматери, Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила, написанные все поясные, и все одной кисти греческой. Они где-то были местными. Надписи на них греческие. Одежды были заштрихованы золотом, но оно почернело. Края лиц оттенены густо. С такой тенью писались иконы в XVII веке. Все эти образа написаны на полотне, приклеенном к дскам. В соборном храме монастыря, у жертвенника, на стене, висят два образа архангелов Михаила и Гавриила, написанные на дсках без приклеенного к ним полотна каким-то зографом Августи в 1763 году. Архангел Михаил изображен в рост. Голова его склонена, очи тяжки, цвет лица весьма желт, как бы загорелый. Он тростью пишет на хартии: φθαλμο Κυρου επ... лм.– Внизу подписано: ΧΕΙΡ ΑΥΓΟΥΣΤΗ аψξγ. – Архангел Гавриил, подобный Михаилу, пишет на хартии: Πρσωπον δ κυρου π ποιοντας κ…, т.е. «лице же Господне на творящих доброе». Та же подпись внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Крепостной характер П. м. в средние века и в эпоху туркократии был выражен ярче, нежели теперь: Григорович-Барский описывал мон-рь как 2 подворья, из них меньшее («четверостенно») занимали художники и работники, а большее было собственно монастырским двором. В его время в обители было 3 башни (пирга): наиболее крупная - в сев. углу и по одной - при внутренних и внешних вратах. Пирг, к-рый является частью сев. стены, в то время верхней части, содержал парекклисион, ниже его был скевофилакий (сосудохранительница). В 1744 г. помимо кафоликона и его придельных храмов в монастыре было еще 6 церквей - в братских корпусах и в 3 пиргах: в честь Собора архангелов, Вознесения Господня, во имя Иоанна Крестителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия и вмч. Пантелеимона. Сравнение акварели 1726 г., рисунка Григоровича-Барского 1744 г. и дат построек П. м. показывает, что в XVIII-XIX вв. территория П. м. увеличилась почти вдвое, в основном в юж. направлении. Об ансамбле П. м., а также о его ктиторах можно судить по редким греч. иконам XVIII в. с видами обители и образом ее престольного праздника, в предстоянии к-рому изображены К-польские патриархи свт. Каллист, Анфим, Паисий, мон. Иоанникий «брат» (очевидно, примикирий Иоанн после пострига), протовестиарий Алексей в царском одеянии, некий Парпула с чадами (икона сер. XVIII в., ГИМ). Парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского, некогда погребальная церковь, находится близ внешних ворот мон-ря. Григорович-Барский упоминал его как простую базилику с перекрытием на 2 ската. П. Милонас, обративший внимание на мраморные элементы внутреннего декора (колонки и архитрав темплона), предположил, что на этом месте, возможно, еще во 2-й пол. XIV в. была часовня. К П. м. ныне относится также келлия Равдуху - комплекс на месте древнего мон-ря. Она представляет собой слегка неправильной формы четырехугольник, большей частью перестроенный в 1773 и 1851 гг. Башня находится в сев.-зап. углу, а в юго-вост. углу - церковь, крестовое в плане здание, с 4 столпами, близко поставленными к стенам, расширенными центральными арками, с хорами на боковых нефах.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Македонская земля богата православными памятниками, о некоторых из них мы расскажем подробнее. Но вначале перечислим наиболее известные национальные святыни, сыгравшие значительную роль в истории страны и до сих пор сохраняющие роль духовных центров. Одним из них является древний Лесновский монастырь, основанный в XI в. монахом-отшельником Гавриилом Лесновским, где сохраняются уникальные средневековые фрески XIV в., являющиеся определенным византийским ренессансом, предтечей итальянского Возрождения. Много преданий связано с одним из древнейших монастырей – Бигорским, посвященным Иоанну Крестителю. По легенде, монастырь появился в 1020 г. на месте, где монах Иован выловил из реки Радик чудотворную икону святого пророка. В монастырском храме хранится самый знаменитый иконостас в Македонии, созданный в 1829–1835 гг. и украшенный чудной вязью резного растительного орнамента, сочетающего греческие и венецианские традиции . Здесь же находится чудотворная икона Иоанна Предтечи, которую именуют «Троеручец». С этой огромной иконой связан местный обычай среди верующих, считающих, что если трижды проползти под киотом с молитвой, на котором она установлена, то святой Иоанн дарует исцеление от всех болезней. В столице страны Скопье находятся старейшие действующие православные храмы – древний «Свети Спас», с резным барочным иконостасом, и церковь Святого великомученика Димитрия Солунского, перестроенная в XIX в. Скопье является родиной матери Терезы, здесь она родилась и здесь благодарно сохраняется ее дом. В Македонии существуют обычаи, которые часто у русских вызывают полное непонимание. Например, здесь часто можно увидеть, как верующие засовывают монеты и денежные знаки за иконы, а иногда просто кладут их сверху, даже на святые лики. Примером добрососедских отношений между православными и мусульманами, хотя в светской жизни до этого бывает порой далеко, является совместное почитание .ими чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в женском монастыре в Кичево, помогающей в исцелении от бесплодия. Здесь даже существует специальный «мусульманский» придел, куда приходят иноверцы поклониться православной святыне.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010