Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14 . Откр.20:6 . «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . Иов.14:12 . «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27 ; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3 ; Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35 , откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19 ; Пс.106:14 . В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23–24 . О воздаянии каждому по делам Откр.20:12:15 . «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об этих дверях есть несколько упоминаний в Священном Писании . Момент будущего Вознесения и открытия дверей описаны в 23-м псалме:«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани». ( Пс. 23, 7–8 ). Если дословно перевести этот текст, то смысл получается такой: «Поднимите, князья, ворота 41 и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы». Князья, которые стоят у Небесных ворот, спрашивают: «Кто этот Царь славы? Мы никогда не видели, чтобы человек из плоти и крови восходил выше небесной реальности, тем более, чтобы у Него было тело, пробитое гвоздями и пронзенное копьем, обагренное кровью». Тогда отвечают им сопровождающие Христа Ангелы: «Поднимите, князья, выше ворота и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы». Они же снова спрашивают: «Кто есть Царь славы?» Ангелы снова отвечают: «Господь Сил», то есть Господь Саваоф – Господь небесных воинств, Повелитель вселенной, Он – Царь славы. Распятый Господь, распятый Иисус есть Господь Сил, Который восходит выше небес, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцом Своим Небесным. И вот эти двери, открывшиеся перед Христом, двери Царства Божиего, проход в другое измерение, Иоанн Богослов и видит открытыми – в силу того, что Христос в них уже прошел. «И прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда» ( Откр. 4:1 ). Почему голос подобен трубе? Во времена Ветхого Завета при помощи звука трубы евреи определяли время для битвы и время для жертвоприношения. Звук трубы также сопровождал величайшее откровение Бога, когда Он явился на горе Синай 42 . Сначала опустилось облако, гора вспыхнула огнем до неба, и звук трубы становился все громче и громче и вскоре настолько усилился, что горы стали плясать и таять. Голос похож на звук трубы, потому что этот звук предвосхищает приход Бога, открывающего Свои тайны. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа; труба – мощный голос Открывающего». Когда Бог является, Его сопровождает множество Ангелов, возвещающих великую весть. В день Воскресения, когда Иисус снова придет на землю судить вселенную, Его будут также сопровождать Ангелы. И трубный звук будет все нарастать, потом прогремит последняя труба. Ее звук прольется над могильными просторами, и Христос воскресит всех мертвых. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Облечением во вретище показывают они, что плача и слёз достойны обольщаемые, и что будут отвлекать от обольщения антихристова существующих тогда. Их пророк Захария указывал в виде двух маслин и двух светильников, потому что пища для света ведения доставляется елеем добрых дел” 318 . Справедливо Андрей Кесарийский говорит, что „многие учители” думали, что два свидетеля суть Енох и Илия. И что они явятся на земле и будут пророчествовать перед кончиной мира и предостерегать людей от обольщений их антихристом. Мы уже привели свидетельства Святого Иоанна Златоуста и Блаженного Феодорита, а из позднейших писателей Феофилакта Болгарского об Илии, как предтече второго пришествия Христова. Но ещё раньше всех их высказал то же учение Святой Ипполит, Епископ Римский. Он говорит, что прежде второго пришествия Христа необходимо сперва явиться предтечам его. „Он, – говорит Ипполит о Данииле, – означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира. Половину этой седьмины возьмут пророки Енох и Илия ( Откр. 11:3 )”. „Они, пришедши, – говорит он далее, – будут проповедовать имеющее быть с небес явление Христа, сотворять и чудеса и знамения, дабы, хотя сим тронуть и обратить людей к покаянию по причине усилившегося их беззакония и нечестия. Ибо Иоанн говорит: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище ( Откр. 11:3 ), то есть, половину седьмины, о которой сказал Даниил (9:27)”. Описавши затем тиранство антихриста, он продолжает: „Когда это будет, и когда одна седьмина разделится на две половины, и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господня совершат своё течение, и весь Мир будет приходить уже к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа?” 319 . Слова святого Ипполита важны тем, что он прямо относит время проповедования двумя предтечами второго пришествия Христова к последней седьмице бытия мира, и, как кажется, именно к первой половине её.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» ( Откр.1:12–13 ). Чуть позже Иоанн Богослов узнает, что эти семь светильников – это семь Церквей, которые «позолочены» Святым Духом. И наша Русская Православная Церковь тоже является золотым светильником. А православные храмы – это языки пламени в едином светильнике, горящем ради Сына Человеческого. «Облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» ( Откр.1:13 ). Подир – это длинная одежда первосвященников, доходящая до самых пят. Такие одеяния носили иудейские первосвященники и цари. И Христос стоит в длинной одежде до пят, облеченный в благодать и пронизанный славой Бога, потому что Он и по сей день является Первосвященником и продолжает Свое священническое служение как Ходатай за нас пред Отцом. Он вечный Посредник, через Которого мы имеем доступ к Богу Отцу. Почему Господь опоясан по груди золотым поясом? Пояс в древнем мире был знаком власти, наподобие погон у военных. Христос, будучи воистину совершенным человеком, первым не имеет похоти, Его тело полностью было покорно Его Духу, поэтому Он и препоясан поясом как знаком власти духа над телом. Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдерживается поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия – драгоценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и сказано в Писании, что «суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Пс.18:10–11 ). «По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии – «препоясана при сосцу поясом златым». Святитель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу – по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди – Ветхий и Новый Заветы. Христос – Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Объясн. Представленное здесь изображение великого переворота в мире, по сравнению с предсказанием Иисуса Христа: Лк.21:25–26 ; Мф.24:29 , может относиться только к концу мира: Евр.12:26–27 ; Мф.24:30–35 . Откр.14:14 . «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп». Объясн. Думаем (говорит Андрей, Арх. Кесарийский), что виденный на облаке, подобный Сыну человеческому, есть Христос, венец же на Нём означает царскую власть Его над видимыми и невидимыми силами, золотой же он по причине драгоценности у нас сего металла, серп же означает кончину, ибо и Сам Господь кончину мира назвал жатвой: Мф.13:39 . О втором пришествии Христовом 1Фес.5:1–2 . «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью». Объясн. Здесь обличение для тех, которые, утверждая сами не зная что, выдавая себя за пророков, говорят, что до пришествия Христа осталось столько-то и столько-то лет, месяцев и дней, что Господь придёт тогда-то. Христа должны мы ожидать всегда: Мф.24:42 , чтобы всегда быть готовыми встретить Его: Мф.25:1–12 , но о временах и сроках мы не должны ни гадать, ни пророчествовать, так как Отец положил их в Своей власти: Деян.1:7 . Откр.1:7 . «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь». Объясн. Эти слова относятся ко второму славному пришествию Господа на землю: сравн. Мф.23:39 . Время этого пришествия нам не открыто: Мф.25:13 ; Мк.13:32 . О казнях Откр.16:2 . «Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его». Объясн. В последующих казнях: ст.3–4, замечается сходство с казнями Египетскими. Сходство притеснений сопровождается и одинаковыми наказаниями, Что касается подтверждения этих казней примерами из истории Рима, то малоизвестность того времени скрывает от нас разгадку, открытую здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако Господь говорит, что у Него есть претензии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр.2:4 ). В чем проявлялась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно продавали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое. Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иерусалиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви. 18 Иерусалимская община прекратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расценивает как отход от первой любви – той, которую христиане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпоха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хватает, тогда Господь зовет спасаться скорбями. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр.2:5 ). Господь обращается к Церкви с призывом к покаянию, в противном случае Он обещает сдвинуть светильник, то есть обещает уничтожение этой Церкви, гонения и скорби. Как нам известно из трудов Андрея Кесарийского , это пророчество сбылось в буквальном смысле. Эфесская Церковь не покаялась – известно, что в V веке в ней процветал грех симонии. Епископ Антонин Эфесский организовал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должности. Иоанн Златоуст , узнав об этом, сместил его. В результате этого греха главный престол Малой Азии перешел из Эфеса в Константинополь, соответствующее решение было принято уже на IV Вселенском Соборе. Здесь имело место прямое проявление воли Господа: любовь оскудела в Эфесской Церкви, и этот светильник был сдвинут с места. Сейчас этой Церкви уже нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Они сами неверием, нравственною испорченностью и умственною слепотой ускорили свою гибель, вместо того, чтобы предотвратить ее. Но хотя они и были достойны своей участи, Бог , по своему милосердию, и их предостерегал, побуждал исправиться, и угрожал бедствиями. Еще живы были некоторые из тех, которым Иоанн Креститель говорил: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:7–10 ;  Лк.3:7–10 ). Быть может оставались в живых и некоторые из тех, которым Иисус Христос говорил: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете ( Лк.13:5 ). Действительно, иудеи, неуверовавшие во Христа, погибли. Во время Иудейской войны на иудеях исполнилось проклятие, которым они безрассудно заклеймили самих себя, когда сказали: Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 ). Напротив, иудеи, принявшие христианство , спаслись. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского 4 , находившиеся в Иерусалиме и Иудее христиане, помня предсказание Господне о разгроме Иерусалима, воспользовались Его советом поспешно бежать из Иудеи в горы. Хотя раньше взятия Иерусалима Римлянами не было еще мерзости запустения на святом месте, но сопоставляя предсказания Иисуса Христа с совершавшимися событиями, они догадались, что время это наступает и что поэтому нужно, ни мало не медля, бежать из Иерусалима и Иудеи в безопасное место, а иначе гибель неизбежна. Они вспомнили слова Иисуса Христа:  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Лк.21:20,21 ). Приближение римских войск к Иерусалиму убедило их, что время запустения наступает: и они бежали в город Пеллу, находившийся на границе Иудеи с Сирией, и спаслись от тех нестерпимых бедствий и ужасной смерти, которые выпали на долю оставшихся в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Откр.14:11 И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И дым мучения их будет восходить во веки веков. Эти слова напоминают сказанное пророком Исайей: «Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем ни ночью; вечно будет восходить дым ее» ( Ис. 34:8–10 ). Иоанн как бы не дерзает и посмотреть в самое пекло мучения, в эту разгорающуюся печь, а видит только восходящий от нее дым. Дым мучения Андрей Кесарийский разумеет либо как восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, либо же как происходящий от геенского огня дым. Дым происходит от огня. Так здесь сами мучения и подразумеваются под огнем. И этот дым мучений будет восходить во веки веков . Вечны будут мучения грешников! О, ужас нескончаемый! И эти мучения будут еще и непрерывны: не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его . Сейчас люди очень спокойны, когда речь идет о вечности. И не имеют покоя, когда речь идет о жалких делах мирской суеты, о жалких земных богатствах и почестях. Нет никакого беспокойства о спасении души. Говорят душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:19 ). И покоится душа беспечно. А когда она внезапно пробудится, будет навеки поздно!.. Душа, имевшая покой на земле и не заботившаяся о своем спасении, там в страшных мучениях не будет иметь покоя ни днем, ни ночью, никогда. Вот страшная противоположность небожителям, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...» (4,8). Одни не имеют покоя в блаженстве и добровольном славословии, другие – в мучениях. Выражение ни днем, ни ночью , как и в 4,8, означает не наличие дней и ночей в вечности, а непрерывность, там – славословия, здесь – мучения. Просто использован привычный оборот речи для обозначения непрерывности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Откр.1:4 . Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, Откр.1:5 . и от Иисуса Христа, Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: благодать вам и мир от Триипостасного Божества. Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: «Аз есмь Сый» ( Исх. 3:14 ); выражением «иже бе» – Слово, которое «в начале бе к Богу» ( Ин. 1:1 ); словом грядый – Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке ( Деян. 2 ). Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: «Засвидетельствую пред Богом, и Господом Иисусом Христом, и избранными [его] Ангелы» ( 1Тим. 5:21 ). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, в «иже бе, и иже есть грядый» – разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» – дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д. Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, «верен во всех словесех своих» ( Пс. 144:13 ), как жизнь и воскресение; Он «перворожден из мертвых» ( Кол. 1:18 ; 1Кор. 15:20 ), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.3:15–16 . «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского). Откр.3:20 . «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же). Откр.18:4 . «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её». Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5 , Причащение: Ин.6:53 ; последние, как незаконно подвизающиеся ( 2Тим.2:5 ), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18 ; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10 . Пс.13:1:3 . «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010