Иероним. De viris illust., 18. 46 9 . Написал он (Иоанн) также и одно послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ), которое признается всеми церковными и учеными мужами. Остальные же два, из коих одно начинается словами: «Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину» ( 2Ин.1:1 ), а другое: «Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» ( 3Ин.1:1 ) приписываются Иоанну пресвитеру, коего другая (из двух, называемых Иоанновыми) гробница и теперь находится в Эфесе, хотя некоторые думают, что были две гробницы одного и того же Иоанна-евангелиста, о чем мы будем говорить, когда дойдем по порядку до Папия, ученика Иоаннова. Иероним. De viris illust., 9. 47 10 . Более того, слух, достигший тебя – что я перевел книги Иоанна и творения св. Папия и Поликарпа – неверен; я не имею ни времени, ни способностей переводить произведения, подобные этим, на другой язык с надлежащей элегантностью. Иероним. Ad Lucinius. (Ep.71.5). 48 11 . Ириней… ученик Папия (который был слушателем Иоанна-Евангелиста)… связывает… Иероним. Ad Theodora. (Ep.75.3). 49 12 . Признавая, однако, божественное вдохновение книги (т.е. «Откровения Иоанна»), мы считаем излишним говорить много, так как блаженный Григорий (я имею ввиду Богослова) и Кирилл, так же как и представители более ранних поколений, а именно Папий, Ириней, Мефодий и Ипполит, свидетельствуют о ее подлинности. Андрей Кесарийский (563–637). Предисловие к Апокалипсису. 50 13 . Но Папий говорит, слово в слово: «Некоторых из них» – ясно имея в виду тех, которые ранее были святыми, – «он назначил управлять аккуратно устроенной землей и поручил им управлять хорошо». И далее он говорит: «Но как оказалось, их управление не привело ни к чему хорошему. И великий дракон, древний змей, который зовется Дьяволом и Сатаной, был свергнут; и обманщик всего мира был сброшен под землю вместе со своими [падшими] ангелами».

http://azbyka.ru/otechnik/Papij_Ierapols...

Ин.5:2 .  Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 22 , при которой было пять крытых ходов. Около Овечьих ворот 23 ( Неем.3:32, 12:39 ), которые находились в северной части стены, существовала купальня или пруд с пятью крытыми ходами, в которых лежали больные. Эта купальня называлась по-еврейски (правильнее «по-арамейски») Вифезда (по-арамейски Бет-Хесда), т.е. «дом милости», «милосердой любви». Когда Иоанн писал свое Евангелие, купальня эта еще существовала (он говорит: «есть»). Опустошение, произведенное в Иерусалиме Титом в 70-м году, очевидно, было вовсе не так ужасно, как изображает его Иосиф Флавий («Иудейская война», VII, 1, 1), и известные раньше места и остатки зданий еще можно было найти в городе. Евсевий Кесарийский говорит, что в 70-м году погибла только половина Иерусалима (Demonstratio evangelica, VI 18, 10; ср. «Церковная история», IV 23, 18). В беседе, приписываемой св. Афанасию, говорится, что означенная купальня существовала и в IV веке (ed. Montfaucon, 2, 70; ср. статью Полянского «о Вифезде» в сообщениях Палестинского Общества за 1910 г.). Ин.5:3 .  В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, Ин.5:4 .  ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Здесь описывается чудо, совершавшееся в купальне над теми больными, которые успевали окунуться в воду тотчас после того, когда ее возмущал сходивший по временам Ангел. Новейшие издатели евангельского текста, однако, из обоих этих стихов делают только один, оставляя слова «в них (т.е. в крытых ходах или галереях) лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших». Остальное, по мнению новых издателей, представляет собой вставку (интерполяцию) позднейшего времени, в древнейших греческих рукописях дальнейших слов о чуде, совершавшемся благодаря нисхождению Ангела, не имеется, как нет их и в древних сирийских переводах Евангелия Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис. 6:1–3. И бысть въ лто, въ неже умре царь, видхъ Господа сдяща на престол высоц и превознесенн, и исполнь домъ славы его. И серафими стояху окрестъ его, шесть крилъ единому и шесть крилъ другому: и двма убо покрываху лица своя, двма же покрываху ноги своя и двма летаху. И взываху другъ ко другу и глаголаху: святъ, святъ, святъ Господь Саваоъ: исполнь вся земля славы его. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная Книга и Агнец, как бы закланный. Откр. 5:1–3. И видхъ въ десниц Сдящаго на престол книгу написану внутрьуду и внуду, запечатану ceдмiю neчamiю. И видхъ Ангела крпка проповдающа гласомъ великимъ: кто есть достоинъ разгнути книгу и разршити печати ея? И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже подъ землею, разгнути книгу, ниже зрти ю. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Господь Вседержитель, которого увидел св. Иоанн сидящим на престоле, держал в деснице Своей Книгу, исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями. Книги в древности состояли из кусков пергамента, свернутых в трубку или навитых на круглую палку. Внутрь такого свитка продевался шнурок, который связывался снаружи и прикрепляем был печатью. Иногда книга состояла из куска пергамента, который складывался в виде веера и был стянут поверх шнурком, припечатанным печатями на каждом сгибе или складе книги. В таком случае раскрытие одной печати давало возможность раскрыть и прочесть только одну часть книги. Писание производилось обыкновенно лишь на одной, внутренней стороне пергамента, но в редких случаях писали с обеих сторон. По изъяснению св. Андрея Кесарийского и др. под книгой, виденной св. Иоанном, следует разуметь «премудрую Божию память», в которой вписаны все, а также и глубину Божественных судеб. В этой книге были, следовательно, вписаны все таинственные определения премудрого промысла Божия о спасении людей. «Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых Сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии ( Лк.24:44 ), но что остальные исполнятся в последние дни» (св. Андрей, гл.11).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Итак, он родится, как мы сказали, от блудодеяния, будет воспитан тайно, потом внезапно возмутится, восстанет и воцарится. В начале своего царствования, или, лучше, мучительства, он прикроет себя личиною святости; а когда утвердится, тогда будет гнать Церковь Божию и обнаружит всю свою злобу. Он придёт со знамениями и чудесами ложными ( 2Фес. 2:9 ), то есть поддельными, а не истинными, и тех, которые имеют слабый и нетвёрдый ум, обольстит и отвратит от Бога живого, так что будут соблазнены, если возможно, и избранные ( Мф. 24:24 ).   Тогда будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. Они обратят сердца отцов к детям 646 , то есть Синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостольской, и будут убиты Антихристом 647 . И приидёт Господь с неба таким же образом, как святые апостолы видели Его восходящим на небо, то есть придёт совершенный Бог и совершенный человек, со славой и силой, и убьёт человека беззакония духом уст Своих ( 2Фес. 2:3,8 ). Итак, никто да не ожидает Господа от земли, но всякий да ожидает с небес, как Сам Он подтвердил. АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ – ТОЛКОВАНИЕ НА ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА 30. [О Енохе и Илии]   И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Многие из учителей думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине [мира] получат от Бога время пророчествования в продолжение трёх с половиной лет, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. Облечением во вретище они показывают, что сетования и плача будут достойны все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения Антихриста. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников 648 , ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращая их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

которое есть и в Кесарийской библиотеке, история рассказывает: «Вот матерь Господа и братья Его говорили Ему: Иоанн Креститель крестит в отпущение грехов: пойдем и крестимся от него. Он же сказал им: в чем я согрешил, чтобы идти и креститься от него. Разве может быть то самое, что я сказал, есть неведение». И в той же книге: «Если согрешит, говорит, брат твой словом, и удовлетворит тебе, семь раз в день прими его. Сказал ему Симон ученик его: семь раз в день? Отвечал Господь и сказал ему: и Я говорю тебе: даже семьдесят семь. Ибо у пророков, и после того как они были помазаны Духом Святым, найдено было слово греха». Игнатий 19 , муж апостольский и мученик, пишет смело: «Господь избрал апостолов, которые больше всех людей были грешники». О скором их обращении Псалмопевец поет: умножишася немощи их, по сих ускориша ( Пс. 15, 4 ). Если не пользуешься этими свидетельствами по авторитету, то по их древности обрати внимание что думали все церковные мужи. Только в том случае если кто-либо крещенный или тотчас или скоро после крещения будет похищен смертию, я уступлю тебе в том, в чем не должен уступать, – что он ни помыслил, ни сказал ничего, чем бы впал в грех или в неведение. Но неужели потому он будет безгрешен, что будет казаться не победившим грех, а убежавшим от него, и не скорее ли (должно думать) что он милосердием Божиим был освобожден от грехов и переселялся к Господу? И мы говорим то, что Бог может все, что ни захочет; но человек сам собою и собственною волею, как ты уверяешь, безгрешным быть не может. Если же он может, то напрасно ты присоединяешь благодать, в которой могущий не нуждается. А если не может без благодати Божией, то ты неразумно сказал, что он может то, чего не может. Ибо все что зависит от воли другого, очевидно не есть дело того, который может (как ты доказываешь), а того, без которого он не может. 3. Критовул. Но скажи мне, что же это за испорченность, или лучше, что это за бездоказательный спор, что ты не хочешь уступить мне даже в том, что вышедший из воды крещения безгрешен? Аттик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы продолжаем рассказывать читателям нашей газеты о книгах Нового Завета. В нем за Книгой Деяний апостольских следуют семь посланий, называемых «соборными» (или по др.-гр. «кафолическими»). Впервые это название употребил один из первых церковных историков Евсевий Кесарийский, с тех пор оно закрепилось за семью письмами (послание — это письмо), авторами которых являются апостолы Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. Хотя Соборные послания являются небольшими по объему текстами, если сравнивать их с Евангелиями и книгой Деяний, но они настолько насыщены, что краткость не будет означать быстроты прочтения (наверное, любой текст Священного Писания нужно читать медленно и вдумчиво). Но предварительно нужно рассказать об авторстве первого послания. Брат Господень Автором первого из соборных посланий считается святой апостол Иаков, которого апостол Павел, рассказывая о посещении Иерусалима, называет братом Господним: Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 19). Братья Господни несколько раз упоминаются в Евангелии. После совершения чуда в Кане Галилейской Иисус отправился в Капернаум: Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его (Ин. 2, 12); во время проповеди Господа в Галилее Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним (Мф. 12, 46; см. также: Мк. 3, 31, Лк. 8, 19). Иудеи, удивляясь словам премудрости и учению Иисуса Христа, восклицали: Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55–56; см.: Мк. 6, 3). Кто же такие братья Господни? Согласно толкованиям святых отцов Православной Церкви считается, что братья Господни — это дети святого праведного Иосифа Обручника от первого брака. По учению Православной Церкви, Пресвятая Богородица является Приснодевой, зачавшей Спасителя без участия мужа, поэтому Рождество Господа является тайной действия Божия. Святой Иосиф Обручник не вступал в супружеские отношения с Пресвятой Богородицей, но жил с Ней, как хранитель Ее девства.

http://pravoslavie.ru/69476.html

Наконец, должно сказать и то, что, если не мог столь возвышенно учить богомудрый Ап. Павел, то кто же иной мог? На это не даст ответа никто из недоумевающих; между тем древнее церковное предание ясно свидетельствует о подлинности сего послания. О том же свидетельствует и всеобщее церковное употребление сего послания. Так, св. Иустин Мученик неоднократно приводит слова 15-го стиха 1-й главы послания сего. Св. Ириней, епископ Лионский, говорит о 21-м ст. 1-й гл. и 14-м ст. 4-й главы, как находящихся в послании Апостола к Колоссянам. То же свидетельствует Климент Александрийский о 9–12, 26–28 стихах 1-й гл., 8-м ст. 2-й гл., 18-м ст. 3-ей гл. и 1-м ст. 4-й главы. Св. Иоанн Златоуст и другие последующие отцы и учители Церкви писали разного рода толкования на послание к Колоссянам, причем никто из них не упоминал о том, чтобы было сомнение в подлинности послания, хотя Евсевий Кесарийский и относит его в особый разряд священных писаний. Церковные чтения из послания к Колоссянам бывают в Православной Церкви в следующие дни: Гл.1, 1–2 и 7–11 во вторник 21 недели в субботу 31 недели. « воскресенье 28 недели. » среду 21 недели. « четверток 21 недели. » пяток 21 недели. на Обрезание Господне. в понедельник 22 недели. 20–23 и во вторник 22 недели. в воскресенье 29 недели. « воскресенье 30 недели. 17–25 и в среду 22 недели. » четверток 22 недели. « пяток 22 недели. 5–9, 14 и 18 св. Луке Евангелисту. Послание к Колоссянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат 451 , 2. находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 452 . Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас 453 , 4. услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым 5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования 454 , 6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине 455 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Нежный аромат благоухающих лилий, пасущаяся пара серн на цветущем лугу – все напоминает райские поля, где мир, покой и любовь. Сколь тепла и нежной любви получает и дитя у груди матери – кормилицы своей. Премудрый Соломон говорил в ином месте: «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери своей» ( Прит. 4:3 ). Эту нежность и любовь, полученную от матери, он дарил теперь невесте своей, а она – ему. С тихой нежностью приходили и святые апостолы, эти двойни молодой серны (ибо апостолы были посылаемы по два, а Христос Жених «подобен серне» – 2:17), шли к верующим, пасомым ими лилиям 36 . Так апостол Павел пишет солунским христианам: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» ( 1Фес. 2:7 ). А римлян он же призывает: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» ( Рим. 12:10 ). Кроме того, два сосца, конечно, указывают на «чистое словесное молоко», которым питаются новорожденные в Боге младенцы, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Св. Андрей Кесарийский , толкуя Откр. 1:13 , говорит, что «перси», два сосца, означают Ветхий и Новый Завет Слова Божия, этого «словесного молока», которым питаются верные Так и бл. Феодорит: «Чрез сосцы разуметь должно паки источники учения, всякому возрасту приличное подающие, овым убо млеко, овым же брашно». Почему сосцы уподобляются именно младым близнецам серны, бл. Феодорит объясняет так: «И поскольку ныне от части познаем, и от части пророчествуем, то сосцы учения и нарицаются (младыми) близнецами серны. «Егда же приидет совершенное, тогда все, еже от части, упразднится» ( 1Кор. 13:12.10 )». То есть нынешнее младое несовершенное познание (младые близнецы) перейдет потом в совершенное. Св. Григорий Нисский обращает внимание и на то, что Жених говорит о сосцах Невесты, сравнивая их с младыми близнецами серны, пасомыми в кринах, «потому что положение сердца находится между сими двумя юнцами, для которых кормом служит не сено и терние, но крины...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Неизвестный автор Кончина века. Беседа 1. Общее содержание Апокалипсиса по главам, от 1-й до 5-й. – Приветствие Тайнозрителя церквам. – Значение названия книги Апокалипсис. – Семь церквей. – Состояние духовного видения. – Созерцание Тайнозрителем Иисуса Христа. – Значение виденного. – Откровение Ангелам семи церквей. – Откровение о суде над миром. – О различных прежних судах Божиих над царями и царствами, в общественных и частных сферах. – Предварительный суд над миром. – Престол. – Сидящий на нем. – Четыре животных. – Двадцать четыре престола и старцы на них сидящие. – Молнии и громы, и гласы. – Море стеклянное, подобное кристаллу. – Агнец, как бы закланный, принимает суд над миром. В приветствии св. Иоанна Богослова церквам, Триипостасное Божество, от Которого преподается благодать и мир, изображается символически. Так, когда Иоанн говорит от Ипостаси Отчей, то упоминает Того, Который есть и был, и грядет, то есть содержит начало, средину и конец всего существующего. Когда говорит от Ипостаси Духа, то упоминает Семь Духов, находящихся пред престолом Отчим, а это знаменует Дары Животворящего Духа. Когда же говорит от второго Лица Триипостасного Божества, то называет Иисуса Христа, Который есть Свидетель Верный (ибо Он свидетельствовал пред синедрионом и Пилатом о том, что Он Царь Истины и Сын Божий, сидящий одесную Отца и имеющий прийти на облаках небесных). Первенец из мертвых (ибо Он есть жизнь и воскресение) и Владыка царей земных (как Царь царствующих и Господь господствующих). Он же – Альфа и Омега, начало и конец. Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (означает, что в Иисусе Христе начало, средина и конец всего существующего). Название Апокалипсис, т.е. Откровение Иисуса Христа, означает объявление сокровенных тайн будущего суда и воздаяния, светопреставления, или мирообновления, чему надлежит быть вскоре. Вскоре, впрочем, в том смысле, как говорит святой Андрей Кесарийский (изъяснявший Апокалипсис в 5 веке по Р. Х.), что нечто из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками; но даже и то, что относится к концу времен, не очень отдаленно, ибо тысяча лет пред Богом, как вчерашний, мимошедший день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010