В притчах Христа можно различать новое и старое. Старое – это те знакомые всем образы, которыми Он пользовался: сеятель, семя, плевелы, сокровище, жемчужины и прочее. Новое принадлежало Ему и было пока понятно только ученикам – это новые нравственные истины, разъясненные в притчах. Он указывает здесь поэтому просто на новый метод Своего учения, который должен быть усвоен и всяким книжником, наученным Царству Небесному, строить новое на основании старого, всем хорошо понятного и известного. Мф.13:53 .  И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Ср. Мк.6:1 ). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество под словом «отечество» обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и Марка сходен с рассказом Луки ( Лк.4:16–30 ), но многочисленные подробности, сообщаемые Лукой, у двух первых евангелистов опущены. Евангелист, как замечает Августин, не ведет здесь своего рассказа в последовательном порядке. Тождественность рассказов Матфея и Марка с Лукой ( Лк.4:16–30 ) одними отрицается, другими признается; в последнем случае говорят, что точная хронологическая последовательность соблюдена только у Луки. Разобраться, в каком порядке следовали действительные события, здесь крайне трудно. За приточной речью у Марка рассказывается о путешествии на восточный берег озера и об исцелении дочери Иаира. Но Матфей уже рассказал об этом в 8-й и 9-й главах, теперь опускает рассказ об этих событиях и продолжает с Мк.6:1–6 . Мф.13:54 .  И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мф.13:55 .  не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Ср. Мк.6:3 ). О братьях и сестрах Спасителя см. Ин.2:12 ; Мф.12:46 и параллельные места; Мф.13:55–56 и параллельные места; Ин.7:3 и сл.; Деян.1:14, 12:17, 15:13, 21:18 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ; 1Кор.9:5 . Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевий Кесарийский . «Церковная История», III, 11). Он, по свидетельству Егесиппа у Евсевия (III, 32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь «почти той же смертью, какую претерпел Господь» 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 г. от Р.Х. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. Внуки четвертого брата Иуды были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего не известно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышеприведенные цитаты). Само имя Иосий пишется по-разному: ωσφ, ωννης, ωσ ( ς) , родит. ωστος, как у Марка ( Мк.6:3 ). Наиболее достоверное чтение у Матфея – ωσφ, а у Марка – ωστος (родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В широком смысле канон указывает на некий критерий или стандарт, с помощью которого можно удостовериться, что те или иные действия, или идеи, являются правильными, адекватными данной ситуации. В большинстве случаев это слово можно перевести как «правило» или «норма». 72 4. 2. Понятие о каноне Нового Завета. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, о том, что мы видели и слышали – возвещаем вам». Начиная так свое послание ( 1Ин. 1:1, 3 ), св. ап. Иоанн Богослов указывает, что источником Божественного откровения в ранней Церкви был Господь Иисус Христос . Не только Его поучения, произнесенные в словах («о том, что мы слышали»), но и его поступки, а именно, многочисленные чудеса, разнообразные исцеления, добровольное распятие, превосходящее человеческий ум, Воскресение и последующее Вознесение, которые видели ученики («что видели своими очами»), были исполнены глубокого богословского и нравственного смысла. Поэтому не только передача слов Господа, но и рассказы о событиях, связанных с Его деятельностью, стали той истиной, которой жила ранняя христианская Церковь . Первоначально эта истина передавалась устно, путем непосредственных бесед апостолов и других учеников Христовых с верующими. Вскоре появляются первые опыты письменного изложения новозаветного Откровения. Какие-то из них, как например, послания апостолов, были вызваны необходимостью обратиться к конкретным общинам, и раскрыть отдельные темы богословия и практической жизни, другие, в частности Евангелия, ставили своей целью последовательно изложить учение и жизнь Христа. Тем не менее, на протяжении определенного периода времени устное предание живых свидетелей новозаветных событий имеет не меньший авторитет, чем первые опыты его письменной фиксации. Более того, появившиеся тексты могли быть поняты, истолкованы, а иногда и дополнены только с учетом устной традиции. Свидетельство тому находим у одного из мужей апостольских, свт. Папия Иерапольского (≈70−155/165), которому уже были известны письменные Евангелия (его слова передает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», написанной в первой четверти IV в.):

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? " Дай мне здесь на блюде голову Иоанна " . Для чего прибавила " здесь " ? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: " дай мне здесь " . И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, пришедши, взяли тело его и погребли его. Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе. И пошли, возвестили Иисусу. О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна. И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он - привидение. Итак, вот почему Он уходит. " Уходит в пустынное место " , чтобы сделать там чудо над хлебами. А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И вышед, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все - от веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Вполне ожидаемо, что зачатие и рождение богопротивника, в соответствии с провозвестием Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 )), будет лживо преподано людям как чистое и непорочное. Считается, что антихрист «объявится» также «внезапно», как это произошло со Спасителем: «Итак, … он рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает и царствует» (преп. Иоанн Дамаскин ) с. 268 – 269]. При этом, признанию Божественного достоинства псевдомессии будет способствовать деятельность псевдопредтечи, равно как признанию мессианского достоинства Иисуса способствовала проповедь святого Иоанна Креститля : «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» ( Откр. 13:11–12 ) (ср.: толкование св. Андрея Кесарийского : «Предтеча отступника – лжехриста волшебством и обманом будет совершать всё к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих ко Спасителю: ибо и ложь для обольщения людей пытается подражать истине» с. 108]). Полагают, что возраст объявившегося «беззаконника» будет соответствовать возрасту вышедшего на общественную проповедь Христа. Опять же, продолжительность царствования ложного мессии будет соответствовать времени общественного служения истинного (3:5 года): «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Мы помним, что деятельность Иисуса Христа ознаменовалась множеством чудес. Этим, помимо их буквального и непосредственного значения – помощи людям – подтверждалось мессианское, Божественное достоинство Спасителя: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин. 14:11 ). Не удивительно, что и деятельность псевдо-спасителя будет отмечена комплексом небывалых чудес и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Время кончилось. Начался Страшный суд. И вот теперь уже из чертога вечности снова глас Божий: совершилось! Совершилось все, что должно было быть. Совершился переход от Нового Завета к вечному царству. После шести дней творения сказано: «И стало так» – начался седьмой день, день покоя Божия. После «шестоднева страданий» Иисуса Христа снова раздается глас: «Совершилось!» И вошел Христос в покой Свой, начался новый день, день христианской эры. В конце всего времени снова тот же возглас: «Совершилось!» И начинается новый день вечности. Так начало, середина и конец этого мира отмечены печатью Творца: «Совершилось!» Что Он восхотел, то и стало. Совершились все дела Божии, начался «покой Его», вечный шаббат. И «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:10 ). Далее Бог говорит: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (см. 1,8.10). Святой Андрей Кесарийский прилагает к этим словам еще такое толкование, что Христос есть начало и конец , «как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий Свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей». В Нем начало и конец всякого бытия, «все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). Об этом так писал блаженный Августин : «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» И как весь космос имеет свое начало и конец в Боге, в Сыне Его Единородном, так и все, до самого мельчайшего в нашей жизни, должно иметь в Нем свое начало и конец. Человек, всякое ли свое дело в жизни начинаешь со Христом и завершаешь в Нем? И далее слышит Иоанн: жаждущему дам даром от источника воды живой. Сотворенная Богом тварь стремится к Нему и жаждет Его. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» ( Пс. 41:2–3 ), – взывал священный певец. И вот Бог крепкий пришел к людям ( Ис. 9:6 ) и говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вывод комиссии: принятие или непринятие ИНН не является греховным деянием. Уважаемый старец о. Иоанн (Крестьянкин) выступил с посланием, в котором говорилось о том, что получение ИНН не есть грех. И кому же нам после этого верить? Тем, которые вместо достойной похвалы борьбы с глобализацией ведут борьбу с нашим священноначалием, забывая о том, что это является гибелью и без антихристовой печати? Борьба с ИНН и с глобализацией – дело общественных организаций, а не каждого православного христианина. Бросать всех на эту борьбу – это все равно что бросать детей на поле брани. Призывать всех к сугубому самоотречению, к уходу из мира в катакомбы, тогда, когда в этом нет необходимости, не есть ли это признак безсердечности? «Если диаволы внушат тебе начать труд, которого не силен ты подъять, — не слушай их; ибо обычно они наводят сердце человека на такие дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним», — говорит блаженный авва Исаия . Когда будет царствовать антихрист, в те страшные времена он будет ставить печати на руку и чело людям. Перед воцарением антихриста и в само царствование его произойдет ряд знамений, которые будут свидетельствовать о том, кто воцарился в мире. «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» ( Откр.11:3-5 ). Эти два пророка, по учению св. отцов, Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Много будет свидетельств, много знамений, открывающих антихристову личину. Но, мало того, Бог для свидетельствования истины, чтобы люди убедились еще более, чтобы не поклонялись антихристу и не принимали печати, пошлет двух великих пророков, дотоле не вкусивших смерти! Св. Андрей Кесарийский говорит по этому поводу: “О, дивная Божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагает врачевание.

http://azbyka.ru/apokalipsis/stepanov-an...

— Где это написано? — воскликнула Соня. — Сейчас найду… подожди… — Оксана склонилась над книгой. — Понимаешь, я ведь всегда просто читала Евангелие, с начала и до конца, и специально ничего не учила… Вот, нашла. Соня сама прочитала: да, да, так и было написано! — и записала главу и стих. Голова ее начинала как будто слегка кружиться… А Оксана продолжала, не заглядывая в Книгу: — А как начинается Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». Читаешь? И дальше — свидетельство Иоанна Крестителя о Христе… А теперь посмотри третий стих: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Им создано все, что только создано, понимаешь? Это — прямо о том, что Христос — Творец, а не создание. Епископ Леонтий Кесарийский сказал, что иначе пришлось бы утверждать, что Он создал и Самого Себя. Это было давным-давно, на первом Вселенском Соборе, обличившем ересь Ария. Тогда же Евстафий Антиохийский обратил внимание всех на слова из Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему». Тот, Кто сказал, и Тот, Кому сказал, — Один Бог, видишь?! И еще много есть об этом в Писании, я тебе дам ссылки потом и принесу почитать книгу о Вселенских Соборах. — А… — Соня вспомнила один из «уроков», — почему же Христос молился Богу… если Он Сам — Бог? Они говорят, не мог же Он молиться Сам Себе? — Христос молился Богу Отцу, это так прямо и написано в Евангелии, посмотри, к примеру, Евангелие от Иоанна, семнадцатую главу… Видишь? Воскрешая Лазаря, Господь произнес слова, которые открывают одну из причин того, почему Он так делал. Смотри: «Иисус… возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Иоанн Златоуст писал, что Спаситель часто говорил «уничиженно» по снисхождению к слушавшим Его, ради немощи их и неразумия, так как они не вмещали слова, соответствующего Его величию, и соблазнялись о Нем. Вообще же евангелисты замечают в Нем много человеческого, и это для того, чтобы показать, что Его воплощение истинно, что Он действительно был облечен нашим естеством. И еще: Он зачастую поступал как человек, чтобы Своим примером научить нас, что нам должно делать в тех или иных обстоятельствах. Надо различать, когда Он поступал как Бог, а когда — как Человек. Как Человек он скорбел о Лазаре и прослезился, идя ко гробу его, а как Бог — воскресил его. Как Человек Он алкал и жаждал, а как Бог — насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Как Человек Он заснул в лодке, а как Бог — утишил бурю. Как Человек он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» , а как Бог преподал апостолам мир Свой и послал от Отца Духа Святого.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Глава 18. Падение Вавилона Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела , т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба , но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его . Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела. Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался – жилищем бесов – и пристанищем всякому нечистому духу, – пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Господь, без сомнения, не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на грядущее спасение. И еще в раю для согрешивших прародителей наших прозвучало первое Евангелие, первая Благая весть о Спасении, о Господе нашем Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змею: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт.3:14 ). Кто здесь – жена, кто – семя жены, кто – семя змея? О чем здесь речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью . Под женою святые отцы понимают Святую Православную Церковь , непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели, это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что тот, который будет от семени жены, будет поражать змея в голову, а змей будет жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом, и прежде всего Церковь в лице Главы ее Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Именно Он, Иисус Христос, одержал победу над древним змеем и сокрушил его главу. Нас ради человек и нашего ради спасения принял Господь наш на себя человеческую плоть немощную, облекся в человеческое тело. И диавол через слуг своих истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к кресту прибита, копьем прободена. Это все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе против Сына Божия. Победа была одержана Сыном Божиим. В тот момент, когда на голгофском кресте Сын Божий возгласил: Совершилось! – он провозгласил победу над змием древним, ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и изверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет ( Откр.20:1–3 ). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, говорил: Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну. Святитель Иоанн Златоуст восклицает в одной из своих проповедей: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на небеса, содеялся человеком, чтобы нас сделать богоподобными.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Диавол Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – вместе, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства. Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего. Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов Своих, что пространство между небом и землей, вся видимая нами лазоревая бездна воздуха, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. «И произошла на небе война,» – повествует великий зритель тайн, святой Иоанн Богослов, – «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). Это низвержение диавола и увлеченных им духов с неба, по объяснению святого Андрея Кесарийского , последовало за первым согрешением их, когда они были устранены святыми Силами из ангельского сонма и изринуты из него, как повествует о том святой пророк Иезекииль (см. Иез. 28, 16 ). В Книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной, он скитался в ней, быстро пролетал ее, томимый ненасытной злобой к роду человеческому (см. Иов 1, 7 ). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами «злобы поднебесной» ( Еф. 6, 12 ), а главу их – «князем, господствующем в воздухе» ( Еф. 2, 2 ). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека отдельно. Нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками, они склоняют и обучают человека греху всевозможными средствами. 68 «Противник ваш диавол,» – говорит святой апостол Петр, – «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5, 8 ), и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собой, свою греховность, свое падение и низвести ее в ад, уготованный диаволу и ангелам его. Так действуют они по праву, приобретенному ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010