Узбек, умерщвляя князей, думал, что этим еще больше утвердит власть Татар над Русскими; но он сильно ошибся; его жестокость только помогла им скорее освободиться от этой власти, утвердить на Русском престоле Ин. 1 . Имя великого князя было запятнано тем, что он погубил Александра Михайловича, но, ослепленный честолюбием, он думал, что обстоятельства оправдывают его. Зная, что все несчастья России происходили от разногласий и слабости князей, он старался с самого вступления на престол иметь под своей властью все другие княжества. Самое сильное из них было Тверское. Предвидя, сколько новых бед могло случиться в России, если бы Тверские князья вздумали отнимать у его потомков великокняжеский престол, Иоанн не посчитал за грех погубить одного князя для спасения нескольких тысяч людей. Конечно, он очень ошибался, потому что никто, кроме одного милосердного Бога, не может распоряжаться жизнью людей, и все мы должны отвечать перед Ним не только за несчастья, но даже за те небольшие огорчения, которые причиняем нашим ближним. Если бы не это бедственное заблуждение, то нам осталось бы только прославлять память Иоанна Данииловича, потому что он первый положил начало освобождению наших предков от Татарской власти. Он первый вернулся к мысли Андрея Боголюбского, что для счастья и славы нашего Отечества нужно, чтобы все его обширные части повиновались воле одного государя, а не прихотям нескольких ничтожных князей маленьких уделов. Он первый после нашествия Татар начал соединять эти разрозненные части в одно целое. Он первый назвал столицей государства нашу Москву, родную, славную, незабываемую по тем событиям, которые потом случились в ней! Казалось, что сам Бог предназначил ей быть столицей: Москва лежала в самой середине тогдашней России. Все главные области окружали ее почти на равном расстоянии; следовательно, нельзя было выбрать города лучше для пребывания государя. Кроме того, привязанность к Москве благочестивого митрополита Петра, названного потом нашей церковью святым, как будто предвещала новой столице благословение и особенное Божье покровительство. Все Русские митрополиты прежде жили в Киеве, потом во Владимире как в столичных городах государства. Святой Петр, полюбив Москву, переселился в нее прежде, чем ее сделали столицей, и просил Иоанна построить в ней церковь Богоматери. Иоанн исполнил его желание и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Богородицы. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в ее стене и вскоре скончался. Церковь была достроена и освящена уже без него новым митрополитом Феогностом.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Протоиерей Олег Митров: У нас огромное количество недооцененных персоналий в русской истории, князей, тот же Иван III, тот же Иван Калита, которые недооценены, которым мало почитаний, которые реально эту землю строили и обустраивали. Почему бы не поставить памятники бесспорным фигурам, вокруг которых не будет таких баталий, мы будем с пеной у рта что-то друг другу доказывать, давайте объединяться, а не разъединяться. Спасибо. Комментарии историков: С последними словами протоиерея Олега Митрова, конечно, должно согласиться: надо объединяться. Вопрос, на какой основе? На основе позиции клеветников и врагов России А. Шлихтинга, Дж. Горсея и других западных агентов, пытавшихся разрушить Россию, на основе клеветы предателя и изменника князя Андрея Курбского? Или на основе Истины, к которой нас призывает Господь наш Иисус Христос? На основе Решений Поместного Собора Русского народа и Церкви 1613 года, свидетельств выдающихся деятелей Государства и Церкви - Святого Патриарха Иова, Царей Петра I, Александра III, Мучеников Царя Николая и Царицы Александры? На основе трудов Василия Татищева, Николая Арцыбашева, Роберта Виппера, Игоря Фроянова, Митрополита Иоанна (Снычева), Александра Боханова, Сергея Фомина и других им подобных? Несомненно, памятника заслуживает и Государь Иоанн Васильевич Великий (хотя при нем был расцвет ереси жидовствующих), и святой благоверный Князь Иоанн Данилович Московский. Надо быть благодарными всем великим правителям Земли Русской. Павел Петин, кандидат исторических наук Леонид Болотин, историк, лауреат премии Союза писателей России Алексей Оболенский, историк, член Союза писателей России В Третьяковской галерее ПРИМЕЧАНИЯ Горсей Д. Путешествия//Горсей Д. Записки о России. XVI - начало XVII в. М.: Изд-во МГУ, 1990. http://krotov.info/acts/16/3/1573gors4.html Арцыбышев Н.С. Повествование о России. Т. II. М.: 1838. С. 379. Комментарии историков: Степан Веселовский родился в 1876 году. Отец - Борис Степанович Веселовский. Мать - полька Леонида Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинская. С. Веселовский по университетскому диплому был юристом, системного научно-исторического образования не имел, как историк-практик сложился в 1912-1917 годах в процессе работы в частном Московском археологическом институте над хозяйственно-юридическими документами XVI-XVII веков и в качестве профессионального историка был признан уже в революционной России. О русоненавистнических взглядах Степана Веселовского свидетельствуют страницы в его дневниках за 1918, 1919 годы, завещанных им своим потомкам:

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор, как сел он на Великое Княжение, – говорит летописец, – бысть тишина велика по всей русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий Князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил своё княжество трём своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом Княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал объединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скреплённый крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всём сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому Князю, называют его: «Господин Великий Князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий Князь Симеон и младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского Княжества и получившему от хана ярлык на Великое Княжение. Представитель старшей линии, князь Константин Васильевич Суздальский, пытался было сам сделаться Великим Князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим Князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого Княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Святитель Петр. Он сначала жил во Владимире, а потом перенес митрополию в Москву и поселился в ней. Он сказал князю Иоанну Даниловичу Калите: „Если ты послушаешь меня, т. е. поставишь храм в Москве в честь Богородицы, то и сам прославишься более других князей, и город твой будет славен между всеми русскими городами, и святители поживут в нем, кости мои здесь положены будут“. Иоанн заложил церковь . Святитель сам устроил для себя могилу близ жертвенника, но не дожил до построения церкви. Это был Успенский собор. И все пророчества святителя Петра сбылись: преемники его окончательно поселились в Москве; Иоанн Калита сделался великим князем, и с этого времени Москва стала возвышаться и наконец сделалась столицей. Один епископ оклеветал свят. Петра перед патриархом Константинопольским. Но целый собор, рассмотрев дело, увидел его невинность; тогда св. Петр вышел на середину и перед лицом всего собора сказал своему клеветнику: „Мир тебе, чадо! Не ты сделал это, а древний завистник человеческого рода, диавол. Но теперь берегись опять грешить, а прошедшее да простит тебе Бог“. Он скончался 1826 г. Мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Память его 21 декабря. Св. митрополит Алексий и Московский Чудов монастырь Св. Алексий был боярского рода, в мире назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи мальчиком 13-ти лет, он ловил птиц и вдруг услышал голос: „Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом человеков“. И скоро Елевферий поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем сделался митрополитом. При нем Россия была под игом татарским. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала глазами. Хан писал к великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу: „Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; пусть же он испросит у Бога здравия моей жене“. В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Из Великих Князей и Царей приняли перед смертью схимы: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита († 1341), Симеон Иоаннович (Созонт. † 1353), Иоанн II Иоаннович († 1359), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона. † 1584), Борис Годунов (Боголеп. 1605). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу усопшего праведного брата Николая Святоши. «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей... Дети! не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого», – поучал Великий Князь Владимир Мономах . Святой Князь Андрей Боголюбский брал с собою в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 г. при поражении восточных болгар-магометан. В этот же день то же чудо явлено было Императору Византийскому Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда Православная Церковь и празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса. Пониманием всего исходящего от Бога проникнут был и герой Пскова, святой князь Тимофей (Довмонт), освящавший свой меч в Троицком соборе, и доблестный воевода Шуйский, защищавший Псков. Довмонт приписывает свою победу над литовцами 18 июня 1266 г. заступничеству святого мученика Леонтия, в день памяти коего одержана победа. Князь Шуйский предварен был в 1581 г. об удаче отражения штурма явлением старцу Дорофею Божией Матери с князьями Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем. От Преподобного Сергия получает в 1380 г. благословение боголюбивый Димитрий Донской, отправляясь сражаться с татарами, и помощи Свыше приписывает он победу. «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде; идите с вашим Князем», – говорил Александр Невский, после благословения архиепископа Спиридона, своей дружине перед выступлением в 1240 г. в поход против шведов. «Бе множество храбрых, якоже древле у Давида царя: бяха бо сердца их, аки сердца львов», – писал летописец о подвигах воинов Александра. Но все герои битвы на Неве – Гавриил Олексич, Сбыслав Якунович, княжеский ловчий Яков Полочанин, Миша Новгородец – по свидетельству летописей – не дерзали приписывать победы своим доблестям, но говорили, что за них и вместе с ними сражались Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 1 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 497-519; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. Сколько сохранилось духовных грамот Ивана Калиты?//Источниковедение отеч. истории: Сб. ст., 1989. М., 1989. С. 206-225; Борисов Н. С. Иван Калита. М., 1995. (ЖЗЛ); он же. Политика моск. князей: Кон. XIII - 1-я пол. XIV в. М., 1999; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.). А. А. Горский Иконография Вел. кн. Иоанн Данилович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Вел. кн. Иоанн Данилович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Сложение иконографии И. Д. относится ко времени царствования Иоанна IV Грозного и первых Романовых. Большинство композиций, включающих образ И. Д., основывались на «Сказании о князьях владимирских», посвященном происхождению рус. великокняжеского и царского дома от рим. кесарей и византийских императоров, и на «Книге степенной царского родословия», к-рая связывала историю самодержавия с Православием. Впосл. подобные изображения приобрели вид родословного древа. Вероятно, древнейшим в монументальной живописи является изображение И. Д. в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля, возобновленной после пожара 1547 г. по приказу царя Иоанна IV. Среди киевских, владимирских и московских князей в нижней части столбов собора есть парное изображение блгв. кн. Даниила Александровича и его сына И. Д. ( Самойлова. 2004. С. 155). Они представлены фронтально в легком повороте к центру, в схимнических облачениях, с покрытыми куколями головами (по традиции великие и удельные князья перед смертью принимали схиму). Их руки согнуты в локтях и приподняты к груди; оба имеют клиновидные бороды средней длины, вокруг головы - нимбы.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор как сел он на Великое княжение, – говорит летописец, – быть тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша тзтарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил свое княжество трем своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал соединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скрепленный крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всем сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому князю, называют его: «Господин Великий князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий князь Симеон и его младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского княжества и получившего от хана ярлык на Великое княжение. Представитель старшей линии князь Константин Васильевич Суздальский пытался было сам сделаться Великим князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Успехи Стефана весьма много зависели от того, что он проповедовал зырянам и совершал для них богослужение на их родном языке. Одним из самых сильных средств для привлечения зырян к вере была еще благотворительная деятельность свят. Стефана. В голодные годы он привозил хлеб н раздавал бедному люду. За 18 лет своего апостольства святой Стефан обратил к христианству всю малую Пермь по Вычегде и Выми. В Литву христианство переходило из России и из соседних католических стран – Польши и Ливонии, а потому здесь с самого же начала видим борьбу православия с католичеством. Большинство Литовских князей исповедовало православие, но попадались и язычники. Ольгерд, сын Гедимина, после вступления на престол вздумал было опереться на языческую партию и замучил за православие троих из своих придворных: Антония, Иоанна и Евстафия, но потом, видя, что чрез это православие только увеличивается, решил отложить свою языческую ревность. Долгую борьбу принуждено было вести здесь православие с католичеством. 2. Церковная иерархия и состояние духовенства. Монгольский погром печально отозвался на состоянии Русской Церкви, произведши в ней сильное расстройство порядка. При разорении Киева без вести пропал присланный из Греции митрополит Иосиф. Владимир после погрома долго не имел епископа. Наконец, был поставлен Серапион в 1274 году, в этом же году был созван собор во Владимире, по поводу различных беспорядков в церковном управлении. Собор обратил внимание на поборы, производимые при поставлении во священный сан, какие вносились в пользу архиерейских домов и назначил взимать только семь гривен; указал рукополагать только после внимательного их испытания. Главным руководителем в делах церковных в этот период был митрополит Кирилл, святитель деятельный; скончался он в 1280 году и погребен в Киеве. Св. Петр, родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь и удивлял братию своим послушанием и подвигами, потом ушел на реку Рату и основал монастырь. Сделавшись митрополитом, он только проездом остановился в Киеве и отправился прямо на север, где шла борьба из-за великокняжества между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Он стал на сторону Юрия и тем навлек на себя ненависть Твери. По его совету Иоанн Калита построил в Москве каменный Успенский собор, но святитель, не дождавшись окончания собора, умер 21 декабря 1326 года. Пребывание митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей русской земли, потому что князей было много, а митрополит один: кафедра митрополита способствовала возрастанию и обогащению Москвы. Между тем, южная Русь подпала под владычество Литвы и окончательно потеряла свое первенствующее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Этот ковчег в 1383 году принесён был из Царьграда в Суздаль архиепископом Дионисием, а оттуда, впоследствии времени, в Москву; Крест Корсунский греческого царя Константина, украшенный жемчугом и драгоценными каменьями; с надписью на рукояти: «Ciй Крест украси Савва владыка Арделский в 1639 году, месяца мая 29-го». Замечательны также здесь: золотая дарохранительница, с драгоценными украшениями, кадило и водосвятная чаша, устроенная царём Михаилом Феодоровичем; священные ризы, сделанные из аксамита и ризы бархатные, с жемчужными украшениями, пожертвованные императрицей Екатериной II 22 . Собор Спаса-Преображения, или спас на Бору ( На царском дворе) Между Кремлёвскими соборами обращает на себя особенное внимание Спасо-Преображенский собор. Он своим простым устройством представляет разительную противоположность с другими соборами Кремля. На месте, где он теперь находится, был по преданию, некогда холм, окружённый лесом, в котором жил отшельник, по имени Букала. На этом месте первоначально заложена была Московским князем Даниилом дубовая церковь Спаса-Преображения. Но ещё прежде этого церковь Спаса-Преображения находилась в нынешнем Даниловом монастыре, основанном тем же великим князем. В 1330 году великий князь Иоанн Калита перенёс монастырь Спасо Преображенский в город, на то место, где прежде стояла хижина пустынника Букалы, и построил здесь каменную церковь . С того времени эта церковь называлась Спасскою обителью, при которой находилось и кладбище. Впоследствии, когда производились здесь постройки, то находимы были человеческие остовы, каменные гробы, и остатки дубовых свай, свидетельствующие о бывших здесь монастыре и кладбище. Спасо-Преображенский монастырь был один из замечательнейших в то время монастырей. Здесь князья и княгини принимали пострижение и схиму, большей частью, пред смертью и здесь находили себе пристанище приезжающие по делам церкви, из подведомственных Москве областей святители. Так, Стефан, епископ Пермский, прибывший в Москву, поселился в Спасской обители и здесь кончил жизнь свою, где почивают его мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010