Сам Иван Калита считал идеалом царя Соломона и старался во всём подражать ему. Это подражание также вызывало ассоциации с библейскими мотивами. Русские летописи сообщают о 40 годах спокойствия во время правления Ивана Калиты, в христианстве число 40 является сакральным и означает 40 дней искушения Иисуса Христа в пустыне, а также с цифрой 40 в русском православии связаны Великий и Рождественский посты. Таким образом, 40 лет спокойствия воспринимались средневековым человеком как время накопления сил перед трудными свершениями. В Житии византийского святого Андрея Юродивого последним царем, с которым связано спокойствие на земле, называется Иоанн. Этот последний царь назван в Житии " царём нищих " , а над его городом покровительствует Богородица. Иван Калита славился тем, что часто раздавал милостыню и совершал другие подобные поступки. Его забота об обездоленных вызывала в памяти у средневекового русского человека образ " царя нищих " – последнего правителя накануне страшных потрясений. Также во время правления Ивана Калиты в Москве культ Богородицы стал основным. И ещё одно совпадение, которое в народной эсхатологии имело библейское измерение, – покровителем великокняжеской семьи являлся Архангел Михаил – тот, который согласно библейской традиции вступит в последний бой с нечестивым народом " агарянами " . Примерно так воспринимал православный человек того времени иноверцев-ордынцев. Именно московским князьям предстояло выйти на последнюю битву с " агорянами " , чтобы библейские сюжеты получили законченное оформление в представлении средневекового русского человека. Таким образом, среди православного населения до которого доходили вести о московских деяниях, складывалось сакральное представление о московских князьях, как об избранных Пожалуй, последним серьёзным заявлением Великого княжества Литовского о себе как о Руси Литовской была восточная политика великого литовского князя Витовта. Активный, умный и циничный политик, Витовт в борьбе за литовский престол сделал ставку на Русь.

http://religare.ru/2_120017.html

Появлялась пока еще не очень устойчивая, но все же тенденция к дроблению Русской Церкви. Постепенно сознание русских людей начинало привыкать к мысли о возможности бытия нескольких независимых митрополий на территории Руси. Ряд исследователей полагает, что Литовская митрополия при Гедими не еще являлась собственно Литовской и включала в себя только Туровскую и Полоцкую епархии, но не другие епископии Западной Руси. Голубинский, однако, считал, что в состав новой митрополии вошли и все прежние епархии Галицкой митрополии. Однако, этому явно противоречит факт погребения святителя Петра Луцким епископом. Да и едва ли это было возможно при митрополите Петре, бывшем родом из Галиции. Считают, что одновременно с созданием Литовской митрополии была образована и новая епархия, ставшая кафедрой Литовских митрополитов, - с центром в Новогрудке (или Новгородке Литовском), бывшей столице Черной Руси. Эта новая митрополия, как и Галицкая, просуществовала недолго. Уже при преемнике св. Петра - св. митрополите Феогносте - удалось добиться ее упразднения. Прибыв в 1328 г. на Русь, Феогност поставил архиереев на кафедры в Галиче и Владимире-Волынском при участии епископа Туровского. Следовательно, последний уже был в юрисдикции митрополита Феогноста. А присутствие Феофила Литовского в Царьграде в следующем, 1329 г., вероятно, могло быть связано с хлопотами о возрождении митрополии в Литве. Что, впрочем, не удалось. Новым митрополитом Киевским и всея Руси после кончины Петра стал Феогност. Митрополит Петр вместе с Московским князем неудачно пытался указать себе преемника - архимандрита Феодора. Но в Константинополеэтому не вняли и, стремясь сохранить контроль над самой богатой митрополией Константинопольского Патриархата, по сути содержавшей в этовремя не только Патриархию, но и императорский двор, поставили на Киевскую кафедру грека Феогноста. Святитель Феогност прибыл на Русь в том же 1328 г., когда Иоанн Калита стал великим князем Владимирским. Однако, в отличие от Михаила Тверского дальновидный Калита не стал изливать обиду за неудачу с поставлением своего кандидата - Феодора - на главу Феогноста.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Св. блгв. кн. Александр Невский и вел. кн. московский Иоанн Калита. Роспись сев.-зап. столпа. XVI в. Св. блгв. кн. Александр Невский и вел. кн. московский Иоанн Калита. Роспись сев.-зап. столпа. XVI в. Живопись над хорами Б. с. образует неск. самостоятельных циклов, что может быть объяснено первоначальным размещением на хорах придельных церквей - подобная традиция была распространена в России в XIV-XV вв. В сев. части помещены композиции, связанные с почитанием Богоматери: «Введение во храм», «Покров», Богоматерь на престоле (тип Печерской). Стены, своды и арки заполнены изображениями св. жен. В центральной части хоров помещен цикл деяний арх. Михаила: «Изведение ап. Петра из темницы», «Явление Иисусу Навину» и «Чудо в Хонех», а на зап. стене - «Собор архангелов». Юж. люнет зап. стены занимает композиция «Чудо Георгия о змие», а на арках и стенах написаны мученики, среди к-рых черниговские кн. Михаил Всеволодович и его боярин Федор, ярославские князья Феодор, Давид и Константин и литов. мученики Антоний, Евстафий и Иоанн. В стенопись собора включено много единоличных изображений - на щеках арок, в откосах окон, на стенах алтаря. Обращает внимание большое число рус. святых, в т. ч. канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. В медальонах над «Службой святых отцов» написаны ростовские святые Леонтий, Исаия, Авраамий и Игнатий, преподобные Сергий и Никон Радонежские, Никита Новгородский и 2 юродивых. В разных частях алтаря помещены фигуры Московских митрополитов, преподобные Варлаам Хутынский, Пафнутий Боровский, Павел Обнорский (Комельский) и др. Самостоятельным ансамблем живописи являются фрески зап. и сев. галерей, работы в к-рых, по сообщению летописей, велись в 1520 г. Эта живопись погибла в пожаре 1547 г., но вскоре была выполнена вновь. Росписи большей части сводов и стен папертей современны живописи самого храма. Нек-рые композиции были полностью счищены при реставрации кон. XIX в. и заново написаны Сафоновым по старой графье или калькам. Фрески сев. крыльца и сев. склона свода сев. галереи были исполнены, вероятно, при ремонте собора в 1564 г. Изображение Спаса Нерукотворного и Московских митрополитов на вост. стене сев. галереи выполнено в сер. XVII в., «Благовещение» в зап. галерее написано на закладке окна в XIX в.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В хронографе Синод. библиотеки 151, довед. до 1705 года, на л. 783, сказано: «Великий князь Иоанн Данилович Калита положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила, юже сам создал. Прежде бо сего великого Иоанна в той церкви никтоже положен был». В летописи Пискар. собр. в Рум. муз. XVIII в. 614 на л. 148 сказано: «В лето от Создания мира 6848, Рождества же Христова 1340 месяца марта в 31 день положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила юже сам созда. Прежде бо сего великого князя Иоанна в той церкви никтоже положен бысть в великом соборе Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ее Успения, первый положен святый Петр митрополит, а в другом соборе сей великий князь Иоанн Данилович, по реклому Калита». Из этих двух летописных сказаний видно, что святой великий князь Даниил Александрович не был похоронен в каменном Архангельском соборе, построенном в одно лето 8 великим князем Иоанном Даниловичем в 1833 году, спустя 30-ть (лет) по его преставлении, когда еще не было каменной церкви св. Архангела Михаила 9 . Летопись Троицкая имела ошибки хронологические. Приводя из нее места ошибочные, Карамзин исправлял их, сказание же о смерти св. князя Даниила от детей Кучковых он назвал сказочным. Подобный рассказ помещен в летописи 1694 г. 784 собр. Ундольского. В ней сказано, что св. князь убит Кучковыми детьми близ реки Оки, а на листе 172 об. просто сказано: преставися марта в 4 день и положен на Москве в церкви Собора Архангела Михаила. В Лаврентьевской летописи XIV в. по списку Моск. дух. академии, ни слова не сказано, где погребен св. князь Даниил. Позднейшие летописцы, говоря о погребении св. Даниила в церкви св. Архангела Михаила, никак не могли отделаться от той мысли, чтобы отец Иоанна Даниловича не был погребен со своим сыном вместе. Если предположить на основании некоторых летописцев, что св. великий князь Даниил погребен был в Архангельском соборе, то представляется сам собою вопрос: когда же он был перенесен в Данилов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

стат. совет. Монферраном, и поставлена на теперешнее место 23 июля, 1836 года. Иверень или отшибленный край, находится тут же. Спустя 125 лет после первой исторической известности Москвы – в то время, когда место нынешнего Кремля еще покрыто было бором, или густым лесом, и на всей этой горе была (как некоторые полагают) только одна деревянная церковь Архангела Михаила – сын Александра Невского, св. Даниил, только лишь получивший в удел земли и села, принадлежавшие некогда боярину Кучке, построил, в 1272 году, среди бора, на Боровицком холме, (как урочище это в древности называлось), на том самом месте, где жил в уединенной хижине пустынник Вукол, деревянную церковь Спаса-Преображения. Это было еще за 54 года до основания Успенского собора и за 67 лет до обнесены Детинца (нынешнего Кремля) дубовою рубленою стеною – существование этого деревянного храма продолжалось 56 лет; в нем положено было, в 1319 году, тело убиенного в Орде св. в. к. Михаила Ярославича Тверского, которое чрез 10 месяцев перевезено отсюда в Тверь. – Сын св. Даниила, в. к. Иоанн Калита, на другой год по совершении прежнего Успенского собора, построил и Спаскую церковь каменную, в 1328 году; а 1330 учредил при ней обитель, переведя сюда иноков из Данилова монастыря – места погребения отца его – и подчинив ту обитель новоустроенному Спасоборскому, где первым архимандритом был Иоанн, в последствии архиепископ Ростовский. Великий князь украсил церковь Спаса иконами, сосудами, пеленами и проч., а обитель обогатил вкладами и доходами; сюда он нередко уединялся для молитвы, а пред кончиною, 1340, принял здесь иноческий образ и схиму. Сын его, в. к. Симеон Гордый, повелел известному тогда художнику Гойтаку расписать стены храма, а в 1350 году пристроил к нему каменный притвор, или трапезу, которая, в 1473, была перестроена. Обитель Спасоборская была киновиею, по образцу древних греческих монастырей, т. е. служила общим пребыванием чернецов и черниц, а вместе с тем и приютом для убогих и нищих, также обоего пола: Калита и преемники его сами кормили и одевали их. Архимандриты здешние бывали духовниками великих князей; из них Михаил (в мире Митяй, или Димитрий, из священников села Коломенского), занимал важнейшую тогда, должность печатника, равняющуюся с званием нынешнего государственного канцлера; а Трифон совершил, 4 июня 1452 , брак в. к. Uoahha III с первою его супругою, Мариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Высоко-Петровский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Содержание История [ править править код ] Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко». Высоко-Петровский монастырь, старые фото Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоко-Петровс...

Москва. Высокопетровский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1315 и 1316. Архитектор:М.Захаров (монастырские корпуса), Ф. Иванов. Б.П. Дедушенко, С.А. Гаврилов (реставрация) Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2. Координаты: 55.767293, 37.614348 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита. Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя. В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году. Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Московские святители Новой Руси, воскресавшей из пепла пожарищ, нужен был новый центр, новая церковная и государственная столица. Киев передал свое древнее апостольское наследие Владимиру, Владимир — Москве. Москве, возвысившейся при брате святого Александра Невского Михаиле Храбром (1248) и сыне святом Данииле (1303), основавшем в 1282 г. на берегу Москвы-реки монастырь, получивший впоследствии наименование «Данилов», суждено было в дальнейшем называться «третьим Римом». Митрополит Кирилл III своим частым и долгим пребыванием в г. Владимире предрешил вопрос о перемещении престола Русской Митрополии из Киева во Владимир, что и было затем осуществлено его преемником греком Митрополитом Максимом (1283—1305) после нового разорения Киева татарами в 1299 г. Перенесение центра Русской Митрополии во Владимир вызвало недовольство князя Галицко-Волынского Юрия Львовича (1301—1315), который добился от Патриарха Константинопольского учреждения особой митрополии для Галицкой Руси (в 1303 г.). После первого митрополита Нифонта (ок. 1307) Юрий Львович в качестве кандидата на другой, новый Митрополичий престол избрал игумена Ратского монастыря Петра и отправил его для посвящения в Константинополь. Патриарх Афанасий в связи с кончиной митрополита Максима (1305) поставил в 1308 г. Петра Митрополитом всей Руси. С именем святителя Петра (1308—1326) связано окончательное перенесение центра Русской Митрополии из Владимира в Москву. Князь Московский Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один». Святитель Петр благословил князю построить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы и пророчески предсказал ему: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут» (63, с. 88). Так, по благословению Первосвятителя Русской Церкви Иоанн Калита начал «московское собирание Русской земли».

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Вместе в молении Св. Троице новозаветной св. князья написаны на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, ок. 1803 - к 500-летию преставления Д. А. и 100-летию С.-Петербурга) (ГМИР): св. кн. Александр в княжеских одеждах на фоне красного занавеса осеняет царскую корону, скипетр и державу; Д. А. в схиме, с поднятыми в молении у груди руками, на фоне Московского Кремля (изображения разделяет колонна как знак новой столицы России). С.-Петербург и Москва представлены здесь как 2 разных мира, связанные духовной преемственностью их небесных покровителей. Изображение обоих князей помещалось на сени над ракой Д. А. (Опись Данилова мон-ря 1813 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 109. Л. 4 об.), на хоругвях, напр. сер. XVIII в. (на лицевой стороне - Воскресение Христово) из храма св. Отцов семи Вселенских Соборов (Опись Данилова мон-ря 1763 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 104. Л. 7). Парные иконы Д. А. в схиме, со свитком: «Не скорбите убо, братие» и вел. кн. Александра Невского в княжеских одеждах были распространены и в нач. XX в. (Данилов муж. монастырь в Москве). Св. князья Даниил Московский, Александр Невский и предстоящий кн. Иоанн Калита. Роспись храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве Св. князья Даниил Московский, Александр Невский и предстоящий кн. Иоанн Калита. Роспись храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве Имп. Екатериной II в Данилов мон-рь на раку святого был подарен покров из золотого глазета, с шитыми царской короной, гербами и живописным изображением горностаевых хвостов (мотив княжеской одежды), голубой, атласный, с золотым крестом (Опись 1763 г. Л. 34; Опись Данилова монастыря 1859 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 122. Л. 103-103 об). Покровы были вложены также фельдмаршалом С. Ф. Апраксиным, советником Дворцовой канцелярии А. Ф. Васильевым, полковником П. А. Южковым, позднее - графиней Апраксиной, Позняковым, моск. купцом Горбуновым, купцом Пищальниковым, Ефросимовой (Опись 1763 г. Л. 34-36; Опись Данилова монастыря 1793 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 108. Л. 18а об.- 33 об.). На покрове 1797 г. (на раку, обложенную в сер. XVIII в. серебром кн. Ф. И. Голицыным) было вышито изображение Д. А. в мантии золотого цвета и серебряной схиме, лик и руки исполнены живописно. На других покровах были помещены княжеские символы и образы: крест с ангелами, держащими корону (1807), Нерукотворный образ Христа (один из самых почитаемых великокняжеских и царских образов) с серафимами по сторонам (1801); по краям - тексты тропаря или кондака Д. А. На главу полагался воздух из золотой парчи или серебряного глазета с крестами, на мощи - схима (Опись Данилова мон-ря 1760 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 18 об.- 19, 23, 48), одна из к-рых, вклад кнж. С. Волконской в 1774 г., была с золотыми Голгофскими крестами, вышитыми по белому атласу (Опись Данилова монастыря 1789 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 107. Л. 28 об.).

http://pravenc.ru/text/171280.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010