Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Москва. Высокопетровский монастырь. Карта и ближайшие объекты Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита. Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя. В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году. Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты. В XV-XVII веках Петровский монастырь постепенно расширялся, входил в северную линию монастырей-форпостов столицы. В конце XVI века, после строительства стен Белого города, он оказался в черте Москвы. Обитель пользовалась вниманием знати и царствующих особ: в 1505-1517 годах ее перестраивал великий князь московский Василий, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья фамильная усыпальница находилась в Боголюбской церкви. Здесь, в частности, похоронены были Иван и Афанасий Нарышкины, дядья Петра I, убитые во время стрелецкого бунта 1682 года, дед Петра Кирилл Нарышкин. Некогда камни монастырского кладбища хранили память и о других старинных московских родах — Бутурлиных, Нащекиных, Свиньиных.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Ссоры Московских князей, потомков Александра Невского, с Тверскими князьями, детьми его брата Ярослава Ярославича, напоминают нам старинные, более ста лет продолжавшиеся разногласия Олеговичей и Мономаховичей. Разница была в том, что прежде князья-враги явно ненавидели и часто истребляли друг друга в жестоких сражениях; теперь же они тайно клеветали в Орде и губили друг друга через Татарских царей! Так погибли Михаил и Дмитрий, то же угрожало и Александру Михайловичу! Ужасна была его судьба, когда после разорения его Тверского княжества он должен был бежать и напрасно просить пристанища и помощи у Русских князей! Никто не хотел принять его: все боялись гнева Узбека и его любимца, великого князя Иоанна Данииловича, которому было приказано от хана представить беглеца в Орду. В то время, когда всем Русским злые Татары казались такими ужасными, жители Псковской области показали редкий пример неустрашимости и великодушия: они осмелились стать защитниками бедного Александра Михайловича и не только приняли его к себе со всем семейством, но даже выбрали его своим князем и отделились от Новгорода. Никакие угрозы Узбека, великого князя и Новгородцев не могли заставить их выдать несчастного князя, тем более что ему покровительствовал и сильный Литовский князь Гедимин. Александр прожил во Пскове около десяти лет, между тем как Тверью управлял его брат Константин Михайлович. Но чужая сторона, несмотря на все свои выгоды, никогда не может быть для нас так же приятна, как родная, где мы в первый раз увидели свет, где выросли, где все места нам знакомы, где живут люди, которых мы привыкли любить с младенчества! Поэтому вы не удивитесь, милые мои читатели, когда я скажу вам, что Александр Михайлович все время, пока жил во Пскове, грустил по своей Родине — Твери и старался всеми силами возвратить себе эту наследственную область. Через десять лет он мог надеяться, что гнев Узбека уже утих, и решил ехать в Орду, чтобы полностью заслужить его милость. Он не обманулся: хану понравилась покорность и в то же время смелость, с которой князь сказал ему: «Царь верховный! Я заслужил твой гнев и отдаю тебе мою судьбу. Милуй или казни: если помилуешь, я прославлю Бога и тебя. Хочешь ли головы моей? Она перед тобой!» Узбек милостиво выслушал его и с улыбкой сказал своим вельможам: «Князь Александр кротостью и своим умом избавляет себя от казни!» И тогда же возвратил ему Тверское княжество.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Спасоборский Преображенский храм – один из древнейших памятников церковного зодчества в Москве, когда оно не производило еще ничего громадного и смелого, и наши предки, скромные в своих желаниях и нуждах, предпочитали великолепию и роскоши соединенное с равновесием спокойствие для тела и духа. Даже в течение стольких веков, сравнительно, он сохранил всю свою первобытную простоту, подвергшись меньшим изменениям во внешности и внутренности, чем какие постигли другие более величественные здания и храмы в кремле. История этого храма, в начале деревянного среди черного бора, потом каменного «на дворце» (дворе княжеском) нераздельна от истории самой Москвы и разнообразных судеб ее в церковном и гражданском отношениях. Еще в то далекое время, когда о Москве едва было слышно на святой Руси, на холме, где высится теперь Московский кремль, на месте стоявшей здесь среди темного дремучего бора хижины некоего отшельника Букала (Вукола), была срублена из дуба церковь во имя Преображения Господня. Неизвестно, уцелел ли этот храм при нашествии в 1237 году на Москву Батыя, который разграбил и пожег в ней монастыри и церкви с селами; но уже в начале XIV века (1319 г.) упоминается в наших летописях, на Московском «Боровицком холме», монастырь (именно Спасский), куда привезено было из Маджар тело великого князя Тверского Михаила Ярославича, замученного в Орде. По смерти благоверного князя Даниила, сына Александра, Невского героя, положившего твердую основу княжению и самому городу в залесской Москве, преемник его и сын Иоанн Калита, окончательно утвердивший великокняжеский престол в Москве, в 1330 году заложил на своем дворе, вместо деревянной, каменную – «чудную» церковь во имя Спаса Преображения, которая была освящена тогдашним митрополитом всероссийским Феогностом. Это – была третья каменная церковь на Москве 1 , Будучи ревнителем иноческого жития, Калита перевел архимандрию из загородного – «из-за речья» – монастыря Данилова (созданного отцом его, который и погребен там) в Спасопреображенский, «да вкупе оба монастыря под единым началом (начальством) паствы неоскудно устрояются».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Строитель державы – Батюшка, семнадцатого марта 2003 года мы отмечали большой юбилей – семьсот лет со дня кончины святого благоверного князя Даниила, небесного покровителя Москвы и основателя Свято-Данилова монастыря. Что значит эта дата для России и Русской Православной Церкви? – Это важная веха в нашей истории. Святой Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Александра Невского. После кончины отца он получил в наследство самый малый удел – Москву, в то время очень небольшой город. Князь правил мирно и богобоязненно, с любовью к Богу, людям и Церкви. Именно в годы его правления московская сторона заметно окрепла и стала центром собирания русских земель. Конечно, князь был доблестным воином и умел держать оружие в руках, чтобы защитить свой народ. Но при этом Даниил отличался миролюбивым нравом и прибегал к военным средствам только в крайних случаях. Он всегда искал согласия и примирения враждующих русских князей (чаще всего собственных родственников и даже братьев). Многие из них стремились к приумножению своих земель и легко вступали в междоусобную брань. Однако святой Даниил поступал иначе – даже тогда, когда приходилось применять силу. Вот, скажем, чтобы предотвратить набег татар на Москву, он разбил татарский отряд и взял в плен их союзника – рязанского князя Константина, но содержал его не как пленника, а как гостя. Господь вознаградил кротость, смирение и миролюбие князя: границы его владений расширялись без войн и насилия. Например, племянник Даниила, Иоанн Димитриевич, правитель Переяславля, одного из самых богатых и знаменитых городов Руси, любил и почитал своего дядю. Поэтому, будучи бездетным, он оставил свой удел в наследство московскому князю. Так за короткое время стараниями святого Москва сравнялась по значению с древнейшими русскими городами. Князь Даниил скончался в довольно молодом возрасте – чуть больше сорока лет, но, как говорит Священное Писание, «в мале успел многое». – То есть укрепление княжества, а потом царства Московского началось со святого Даниила. Ведь и Иван Калита, и Дмитрий Донской, и цари из рода Рюриковичей были его потомками… – Иван Калита был его сыном. Род князя Даниила правил Россией почти триста лет и прервался лишь на царе Феодоре Иоанновиче.

http://pravmir.ru/xozyain-moskvy/

Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 1 05.07.2018 1319 Время на чтение 33 минут О трудах и подвигах Николая Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского; Царя Казанского, Царя Астраханского, Царя Польского, Царя Сибирского, Царя Херсониса Таврического, Царя Грузинского; Государя Псковского и Великого Князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского; Князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; Государя и Великого Князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского и всея северныя страны Повелителя; и Государя Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследного Государя и Обладателя; Государя Туркестанского; Наследника Норвежского, Герцога Шлезвиг-Голстинского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая. «Верую Ему [Господу Иисусу Христу], яко Царю и Богу». из Чинопоследования Таинства Крещения каждого христианина «Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя». Патриарх Константинопольский Антоний (XIVb.) «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя». Преподобный Серафим Саровский Судьба Царя - судьба России. Не будет Царя - не будет и России» Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1917 г.) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога». Старец Николай (Гурьянов) Россия - наследница Ромейской Православной Империи - на протяжении тысячелетия созидалась, распространялась вширь, обустраивалась, благоукрашалась православным русским народом во главе с Помазанниками Божиими. Равноапостольный Великий Князь Владимир; Великие Князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Данилович (Калита), Димитрий Донской, Василий Васильевич, Иоанн Великий, Василий Иоаннович; Цари Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович; Императоры Петр Великий, Павел I, Александр I Благословенный, Николай I, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец и многие другие созидали в согласии с Божией волей великую и славную Россию. Многие Государи Российские уже прославлены Церковной полнотой как Угодники Божьи или почитаются как местночтимые святые.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

II 12 Русский государственный герб образовался путем историческим и наследственным. История этого герба тесно связана с историей печа­тей Московских государей, в которых он проявлялся. Употребление печатей на Руси вообще восходит до отдаленных времен договоров древних Руссов с Греками. Печати употреблявшиеся удельными и великими князьями древней России изображали лик Христа Спасителя, Бого­матери с Младенцем, или же особенно почитаемого Святого, а чаще всего лик Святого, во имя которого дано было имя князю, владетелю печати. Так что в первый период русской истории не выработалось определенной, формы печатей Русских государей, – не было и однооб­разного русского государственного герба. И в частности у великих князей Московских до первого Самодержца всей Руси, до Царя 13 и великого князя Uoahha III , не была выработана постоянная форма герба. Проследив снимки с печатей, помещенных в части первой Собрания Государственных Грамот и Догово­ров, находим, что великие князья Иоанн Калита и сы­новья его Симеон Гордый и Иоанн II употребляли печати с изображением лика, соименного им Святого 14 . Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской употреблял две печати: одну с изображением лика, соименного ему Свя­того, а другую двойную, с изображением головы в шлеме с одной стороны и нагой фигуры с другой стороны. 15 У великого князя Василия Дмитриевича также два типа печати: на одной изображение лика, соименного ему Свя­того, а на другой изображение, скачущего вправо, всадника с поднятым в руке мечом 16 . На печатях великого князя Василия Васильевича еще больше разнообразия: на них изображена женская голова с головным древневосточным убором; двойная, где изображены четыре коня, бегущие по два в правую и левую сторону, а по средине какая-то фантастическая фигура, на оборотной же стороне была печать с изображением льва, пожирающего змея; еще двойная печать с изображением всадника на одной стороне, а на оборотной двух нагих фигур 17 . Печати великого князя и Царя Uoahha III Васильевича до 1497 года представляют также несколько типов: на одних имеется изображение двух вооруженных встре­чающихся всадников; на других – двух фигур, стоящих на облаках и в поднятой руке одной венок, а другая держит меч; иные же печати его двусторонние, с изоб­ражением двух фантастических фигур на облаках с одной стороны, а с другой изображение льва, пожираю­щего змея 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Город Москва Обителей мужских 15, женских 11. Мужские обители Богоявленский монастырь. Эта обитель находится на Никольской улице в Китай-городе. Начало монастыря относится к первым временам Москвы, к концу XIII века. Основателем ее был сын Св. Александра Невского Святой Даниил, первый Московский великий князь. Иоанн Калита окончательно утроил этот монастырь и заменил деревянные его постройки каменными. Одним из первых настоятелей монастыря был Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского. В этой же обители принял иноческое пострижение Св. Алексий Московский митрополит и чудотворец, который много способствовал благосостоянию Богоявленского монастыря. Во время нашествия Тохтамыша в 1383 году, храм этой обители был, по его повелению, но Божественная сила сохранила церковь и обитель. В обители три каменных храма: соборная церковь , в честь Богоявления Господня, построенная в конце XVII века, храм в честь Казанской иконы Богоматери и церковь под колокольней, над святыми воротами, посвященная Нерукотворному Спасу. Управляется обитель викарным Дмитровским епископом. Высокопетровский монастырь. Необщежительная Высокопетровская обитель находится у Петровских ворот. Время ее основания неизвестно. Летописные сказания говорят, что в XIV веке этот монастырь был уже известен. Основание обители приписывается князю Калите, который устроил здесь церковь во имя Боголюбской Божией Матери, дослужившую затем основным храмом монастыря. Но сама обитель устроилась уже при Димитрии Донском, после возвращения его с Куликовской битвы. Первым игуменом был Иоанн, известный тем, что он установил общежитие монахов в Москве. В 1505 году обитель была перестроена и переименована в Петровскую в честь Св. митрополита Московского Петра , мощи которого были перед тем обретены. Окончательное устроение обители совершилось при царе Петре Великом, который в 1690 году велел соорудить новый храм, вместо древнего, над гробами убитых его дядей Нарышкиных и устроил третий храм во имя прп. Сергия Радонежского. В это же время сооружена была нынешняя колокольня с кельями, и монастырь обнесен ныне существующими стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010