Блаженный Августин на рубеже цивилизаций, религий и культур. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Блаженный Августин и мировая культура» 24 апреля 2013 г. 09:40 23 апреля 2013 года в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы состоялась конференция «Блаженный Августин и мировая культура». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Блаженный Августин на рубеже цивилизаций, религий и культур». Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа! Благодарю Вас, уважаемый господин Посол Алжира в Российской Федерации, и всех организаторов этой конференции, посвященной памяти одного из величайших Отцов Церкви. Выражаю особую признательность директору Государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерине Юрьевне Гениевой за оказанное содействие в проведении этого мероприятия. Для меня является честью представить Вашему вниманию некоторые мысли о личности и трудах блаженного Августина, о творчестве которого написаны сотни, если не тысячи монографий на разных языках мира. I С самого начала необходимо сказать несколько слов о месте блаженного Августина в православном богословии. Не секрет, что в ХХ веке его триадология, пневматология и антропология подверглись критике со стороны отдельных православных богословов. Серьезную и небезосновательную критику отдельных идей блаженного Августина разрабатывали В.Н. Лосский, протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Георгий Флоровский. Из греческих богословов в связи с этим следует упомянуть имена протоиерея Иоанна Романидиса, Христоса Яннараса и митрополита Иоанна (Зизиуласа). Блаженному Августину, в частности, вменялось в вину умаление роли Святого Духа в учении о Святой Троице, впоследствии приведшее к догматизации filioque и проекции его на представления о внутреннем бытии Пресвятой Троицы, неразличение сущности и энергий в Боге, подчеркивание единства сущности в ущерб ипостасной Троичности и другое. Однако, как отмечают современные православные исследователи, место блаженного Августина среди Отцов и Учителей Православной Церкви никогда не ставилось под сомнение. По словам американских православных богословов Аристотеля Папаниколау и Георгия Димакопулоса, «современный православный отклик на Августина в связке с анахроничным акцентом на различении сущности и энергии, является герменевтическим ключом к интерпретации дихотомии Восток-Запад, может оказаться гораздо ближе построению православной идентичности перед лицом " Запада " , нежели действительные богословские различия» [I].

http://patriarchia.ru/db/text/1342024.ht...

Епископ Иларион (Алфеев). Эхо равеннского скандала. Кому был выгоден выход Московского Патриархата из православно-католического диалога? 24 октября 2007 г. 14:29 В статье, опубликованной 24 октября в «Независимой газете» , епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях, глава делегации Русской Православной Церкви в Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, рассказывает о причинах, побудивших делегацию РПЦ покинуть последнее заседание Смешанной комиссии, проходившее в итальянской Равенне. Сессия Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне (9—15 октября 2007 году) ознаменовала собой не столько шаг на пути к сближению между православными и католиками, сколько новый виток в противостоянии между двумя Православными Патриархатами — Константинопольским и Московским. В конце прошлой недели представитель Константинополя, православный сопредседатель Комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) в интервью агентству AsiaNews фактически обвинил Московский Патриархат в попытке сорвать диалог. С 1980 года, когда начался православно-католический диалог в рамках Смешанной комиссии, состав Православных Церквей, входивших в нее, не подвергался изменениям. Неожиданно в этом году Константинополь в одностороннем порядке пригласил на заседание представителей так называемой Эстонской Апостольской Церкви. Это означало сделать невозможным участие в диалоге делегатов Русской Православной Церкви. Налицо — сознательно спланированная ситуация. Кому было выгодно отсутствие делегации из Москвы? Ответ на этот вопрос дает документ, принятый по итогам Равеннской встречи. В нем говорится, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв Вселенского Собора в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать Соборы, когда возникали серьезные кризисы. В этих Соборах участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и соответственно, хотя это и понималось по-другому, епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

http://patriarchia.ru/db/text/312656.htm...

Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите Афины, 1 июля 2016 г. Как сообщалось ранее, один из известных современных богословов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) был среди тех участников собрания на Крите, кто не подписал некоторые из принятых на нем документов, выспупал с последовательной критикой их содержания и предлагал богословски обоснованные поправки.      Сайт Agionoros.ru опубликовал заявление митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), проливающее свет на события, происходившие в ходе «Святого и Великого Собора» на Крите. Оригинал этого материала был ранее опубликован на известном и авторитетном греческом портале Romfea . Владыка Иерофей подтвердил, что «по богословским мотивам» не подписал текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», а документы «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Таинство брака и препятствия к нему» были подписаны им с оговорками. Владыка сообщает, что, по его мнению, на Критском соборе фактически были отвергнуты все поправки, предложенные делегацией Элладской Православной Церкви. Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» с самого начала вызывал беспокойство митрополита Иерофея, но он до конца надеялся, что он будет исправлен благодаря поправкам Элладской и других Поместных Церквей. Однако на соборе последним критерием истины выступил митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас): «Он отвергал поправки, изменял их, или принимал». В результате, по мнению митрополита Навпактского Иерофея, «получился незрелый текст», в который до самого последнего момента (даже на стадии перевода на русский, французский и английский языки) вносились изменения. Владыка полагает, что текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вообще следовало снять с обсуждения. Сам он не подписал этот документ, так как он вступает в противоречие с тем, что было им ранее написано на основе учения Отцов Церкви. Митрополит Иерофей сообщил также о том, что на соборе была отвергнута поправка Элладской Церкви в документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: в шестом параграфе предлагалось заменить «Христианских Церквей и Конфессий» на «Христианских конфессий и общин».

http://pravoslavie.ru/94901.html

Новоевропейское понятие о «человеке безграничном», живущем в бесконечной Вселенной, создало предпосылки для экологического кризиса. Традиционное исихастское представление о человеке и Вселенной — иное. И человек, и мир мыслятся как творение Божие, которому от Создателя положены пределы. Православная аскеза меняет человека так, что он постепенно становится «человеком бесстрастным», для него уже недопустимо причинять вред окружающему его миру. Путь аскетического становления человека в докладе рассмотрен на примере Афонского подвижника — преподобного старца Силуана.      Экологический кризис имеет антропогенные причины. Их законно рассматривать в связи с вопросами антропологического порядка: как представляет человек свое место в мире? как меняется человек и как, соответственно, меняется окружающий его мир? В размышлениях над этими вопросами мы используем ресурсы исихастской аскетической традиции и ресурсы современного научного направления — синергийной антропологии. Экологические проблемы нашего времени имеют свою предысторию. Новоевропейское сознание выработало представление о человеке безграничном , который силой своего «всемогущего» разума способен покорить природу. Таким образом, Вселенная превратилась в неисчерпаемый источник полезного для людей материала. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — так говорили «передовые люди» XIX века . Неудивительно, что XX столетие стало временем острого экологического кризиса. В условиях кризиса звучат иные утверждения. Митрополит Иоанн (Зизиулас) подчеркивает: «Человек занимает место священника в творении (the Priest of creation), поскольку он, или она, по доброй воле обращает его в средство общения с Богом и людьми. Благодаря этому материальное творение не становится средством для достижения индивидуумом удовольствия и счастья, но является священным даром от Бога... Подобное «литургическое» природопользование приводит нас к формам культуры, которые с глубоким уважением относятся к материальному миру, и в то же время сохраняют центральное положение человека» в мире. Вопросы экологии приобретают особое звучание в литургическом контексте, а также — в контексте православной аскезы .

http://pravoslavie.ru/63887.html

Папа Франциск принес покаяние за грехи католиков «из-за жажды первенства и власти», приведшие к расколу 08.12.2021 19:55:40 АФИНЫ Папа Франциск на борту самолета перед вылетом из Греции пожелал церквям «искать путь к полному единению» и выразил надежду на новую встречу с Патриархом Кириллом, а перед тем принес покаяние за грехи католиков «из-за жажды первенства и власти», приведшие к расколу, сообщает Седмица.ru со ссылкой на catholicnewsagency. Папа Франциск заявил, что нет ничего хорошего в раздорах братьев, и подчеркнул, что католикам и православным христианам подобает стремиться к единению, несмотря на давний раскол. «Я благодарен (архиепископам) Иерониму и Хризостому, всем патриархам, которые проявляют желание двигаться навстречу друг другу ради единения», – указал папа. Как известно, в Никосии 3 декабря понтифик провел закрытую встречу с Православным архиепископом Кипрским Хризостомом II, после чего состоялась его встреча со Священным Синодом Кипрской Православной церкви. А 4 декабря папа Франциск встретился с Иеронимом II, предстоятелем Элладской православной церкви, архиепископом Афинским и всея Эллады, и другими епископами Элладской Православной церкви. Во время той встречи он выразил покаяние за грехи католиков. «Постыдны, — и я признаю это от лица Католической Церкви — те действия и решения, которые были продиктованы не истиной Христовой и Евангельской, а жаждой первенства и власти, ибо они серьезно подорвали наше общение» – признал на встрече понтифик. Подобно визиту папы Иоанна Павла II в Грецию в 2001 году, эта поездка папы Франциска также вызвала возмущение у некоторых клириков Элладской Православной церкви. Так, у стен резиденции архиепископа некий православный священнослужитель протестовал против встречи с Франциском и выкрикивал «Папа, ты еретик!» На борту самолета папа Франциск заметил журналистам, что теологам обеих церквей надлежит тщательно изучать каждый пункт общности и раскола, существующий между Католической Церковью и Православными Церквями. Тем временем прочим христианам подобает, по его мнению, «двигаться вперед всем вместе», вознося молитвы о единении христиан. «Великий православный богослов [Иоанн] Зизиулас однажды в шутку обронил, что «единство нас ждет лишь в Эсхатоне [конце света], - отметил Франциск. – Эта фраза вошла в поговорку, но она не означает, что нам следует пребывать в бездействии».

http://radonezh.ru/2021/12/08/papa-franc...

Толерантность как заклятие (редакционный комментарий). 14.01.2013 23:55:16 Алексей Рогожин Прошедший месяц выявил некоторые важные аспекты современного понимания православного единства (да простят нас читатели за витиеватое начало). В начале месяца, в ходе визита Святейшего Патриарха Алексия во Францию, встречаясь с на встрече с Ассамблеей православных епископов Франции в Париже, Предстоятель Русской Церкви призвал к «общему свидетельству и сотрудничеству православных архиереев и верующих всех поместных Церквей … во Франции, также как во всех странах православного рассеяния... Мы считаем одинаково важным вклад каждой поместной Православной Церкви в общее дело православного свидетельства», - сказал Святейший Патриарх Алексий. В ответной речи представитель Константинопольского Патриархата очень благодарил Его Святейшество Алексия II. И за поддержку АПЕФ, и за выступление в ПАСЕ, и вообще… Но тут приключилась очередная православно-католическая встреча в Равенне. Потому как, пора уже выяснить, наконец, чем православное понимание первенства в Церкви отличается от католического. И выяснили (предварительно добившись удаления с заседания делегации Русской Православной Церкви). Оказывается, по сути, ничем особенно и не отличается. Просто, если католики привыкли считать, что кто не в общении с Папой – тот и не в Церкви, то по мысли константинопольцев, не в Церкви тот, кто не в общении с Патриархом бывшего святого града Стамбула. Разница, согласимся, не очень существенная. Ну, а то, что с этим бесхитростным восточным папизмом в его чистейшем выражении не согласны в крупнейшей Православной Церкви – Русской, так и ладно. Вдогонку московской делегации митрополит Иоанн Зизиулас (Константинопольского Патриархата) слал …. э-э-э …комментарии: " Жесткая позиция должна рассматриваться как выражение авторитаризма, цель которого - продемонстрировать влияние Московской церкви " . А интриги митрополита Иоанна, надо понимать, не имели своей целью «продемонстрировать влияние Константинопольской церкви», ну конечно.. Еще умилительный пассаж из комментариев митрополита Иоанна: «ни одна из Православных церквей не последовала ее (Москвы) путем, сохранив вместо этого верность Константинополю " . Ну да, а гарантом верности (и вообще православного единства) будет, за неимением императора в Константинополе, выступать «вашингтонский обком», видимо.

http://radonezh.ru/analytics/tolerantnos...

Участники международной комиссии по богословскому диалогу отмечают определенный прогресс в православно-католических отношениях 28 сентября 2006 г. 12:00 Недельная встреча между представителями Римско-Католической и Православной Церквей «была отмечена духом дружбы и доверительного сотрудничества» и продемонстрировала признаки прогресса во взаимоотношениях между двумя Церквами. Это отмечается в совместном заявлении церковных представителей . Около 60 епископов, митрополитов и кардиналов из разных стран собрались в Белграде для участия в девятой встрече Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между двумя Церквами. Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат , и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской,  Сербской , Румынской , Грузинской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской ,  Чешской и Финляндской. От Московского Патриархата в заседании приняли участие  епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, и священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей . Участники комиссии работали над документом, проект которого был составлен в 1990 году в Москве и был назван «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Документ «был тщательно изучен в общем духе подлинного сотрудничества в деле поиска единства», отмечается в заявлении. По мнению представителей Московского Патриархата, нынешнее заседание Смешанной комиссии прошло в атмосфере конструктивного диалога. Однако на заключительном заседании, состоявшемся 24 сентября, разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов. В частности, в ходе последовавшей дискуссии епископ Иларион подчеркнул, что участники двустороннего православно-католического диалога не могут быть путем голосования принуждены к тому или иному богословскому компромиссу или к принятию точек зрения, противоречащих их экклезиологическому самопониманию. Православные участники заседания, по мнению епископа, не уполномочены «изобретать» для Православной Церкви экклезиологическую модель, подобную той, что существует в Католической Церкви, с тем, чтобы Константинопольский Патриарх в этой модели занял место, подобное месту Папы в Римской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/146323.htm...

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас): Диалог с католиками будет продолжаться Варшава, 26 ноября 2009 г. Недавний жест Папы Римского Бенедикта XVI, приглашающий целые англиканские общины переходить под омофор Рима, вызвал настороженность некоторых православных иерархов, опасающихся возникновения новых «уний». Однако диалог между православными и Католической Церковью должен и будет продолжаться, цитирует Благовест-инфо заявление митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). 78-летний архиерей представляет Константинопольский Патриархат и является сопредседателем Международной католико-православной комиссии по богословскому диалогу. В октябре на Кипре прошла встреча комиссии, на которой обсуждалась проблема отношения католиков и православных к роли Папы, разногласий, приведших к разделению Церквей. Местная полиция арестовала нескольких противников экуменизма, протестовавших против встречи. Участники форума обсудили «негативную реакцию определенных православных кругов на этот диалог, и единогласно назвали ее необоснованной и неприемлемой», заявил митрополит Иоанн. Он также напомнил, что во встрече на Пафосе приняла участие делегация Русской Православной Церкви, которая покинула предыдущее заседание Комиссии, прошедшее в Равенне в 2007 году. Диалог с Католической Церковью - «самая важная, но и самая трудная» задача для православных, подчеркивает иерарх. «Нужно решить еще так много вопросов, путь предстоит очень длинный, и людям злой воли еще представится возможность на многое отреагировать», - сказал митрополит. Отношение к роли Римского епископа - проблема не только экклезиологии, она имеет серьезные догматические и вероучительные аспекты, подчеркивает митрополит Иоанн. Следующая встреча Комиссии, сопредседателем которой от Католической Церкви является кардинал Вальтер Каспер (глава Папского совета по содействию христианскому единству), состоится в сентябре 2010 года в Вене. 26 ноября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32915.html

В Канаде вышла в свет трехтомная антология современного греческого богословия 12 февраля 2007 г. 18:34 Журнал Synaxis, который в 1982 году основал Панайотис Неллас, быстро зарекомендовал себя как один из ведущих богословских журналов Греции, ориентированный на диалог с современным обществом. Как сообщает сайт Orthodoxie , монреальское православное издательство Alexander Press выступило с инициативой издать, в переводе на английский язык, лучшие статьи, опубликованные в журнале в течение первых 20 лет его существования — с 1982 по 2002 год. Собрание получило название Synaxis. An Anthology of the Most Significant Orthodox Theology in Greece Appearing in the Journal Synaxi from 1982 to 2002 («Антология наиболее значительных греческих богословских трудов, опубликованных в журнале Synaxis с 1982 по 2002 год»). Антология издана в трех томах (в коробке). Великолепные иллюстрации выполнил выдающийся греческий художник и иконописец Георгий Кордис. В первый том вошли статьи, посвященные антропологии, окружающей среде и проблеме творения. В числе авторов — митрополит Иоанн (Зизиулас), епископ Афанасий (Евтич), Филип Шерар, Панайотис Неллас, игумен монастыря Ставроникита Василий, Никос Матсукас, Никос Ниссиотис, Филофей Фарос. Второй том составили работы, посвященные иконе и проблеме личности, которые написали Стаматис Склирис, иеромонах Симеон (Григориатис), Яннис Тсаруис, Костас Сарделис, Никос Зиас, Деметрис Каломиракис и другие. Также в том вошел редкий документ: переписка выдающегося греческого иконописца Фотия Контоглу с Леонидом Успенским. В третьем томе — «Экклезиология и пастырское попечение» — напечатаны двадцать пять статей. Среди авторов тома — епископы Игнатий (Мидич) и Афанасий (Евтич), Иоанн Хрисавгис, Савва Агуридис, Георгий Металлинос, Христос Яннарас, Панайотис Неллас, Ставрос Кофинас, Василий Термос, Георгий Филиас, Филофей Фарос. Synaxis. An Anthology of the Most Significant Orthodox Theology in Greece Appearing in the Journal Synaxi from 1982 to 2002. Alexander Press, Montréal, Canada, 2006, 3 vol. , 264 p., 187 p. and 226 p. Издательская стоимость комплекта: 70 . Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/195768.htm...

List of Sources The Introduction was first published in French as the Introduction to the book L’être ecclésial, (Labor et Fides, Geneva 1981), and translated into English by John Clarke and Elizabeth Templeton. Chapter I was first published in Greek in Charisterion, volume in honor of Metropolitan Meliton of Chalcedon, Institute of Patristic Studies, Thessalonika, 1977. It was also published in French in L’être ecclésial. The present text is a translation from the original Greek by Norman Russell. Chapter II was first published in French in Irénikon 50 (1977) as “Verité et Communion dans la perspective de la pensée patristique grecque.” The present English text is a translation from the French by Dr. P. J. Bussey. Chapter III appears for the first time in English here. It was given as a contribution to the Symposium organized jointly by the University of Louvain and the “Istituto per le scienze religiose” of Bologna on the perspectives of Ecclesiology after Vatican II, and was published first in Italian in Cristianesimo nella Storia 2 (1981). Chapter IV was first published in French as “La communauté eucharistique et la catholicité de l’Eglise” in Istina 14 (1969) and then in German in W. Pannenberg et al. Katholizität und Apostolizität (Beiheft zu Kerygtna und Dogma No 2 In English it appeared first in One in Christ vol. 6, 1970. Chapter V was originally given as a paper for the “Academie Internationale des Sciences religieuses” in 1974 and was published in the Proceedings of the Academy and in Istina 19, (1974) under the title “La continuité avec les origines apostoliques dans la conscience théologique des églises orthodoxes.” In English it appeared first in St Vladimir’s Theological Quarterly 19 (1975). Chapter VI appears for the first time here in English. It was first published in German as a contribution to the series Questiones Disputatae, ed. by K. Rahner and H. Schlier, vol. 50, 1973 under the title “Priesteramt und Priesterweihe im Licht der östlich-orthodoxen Theologie.” Chapter VII was first published in English as a contribution to the volume In Each Place, a publication of the World Council of Churches (Faith and Order), Geneva, 1977. Читать далее Источник: Communion and Otherness: further Studies in Personhood and the Church/Zizioulas John D.; Forew. By R. Williams. P. - Edinburgh : McPartlan, ed. Clark, 2006. XIV, 316 p. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010