Латиняне же убили не всех убежавших к ним, но только тех, которые принесли с собою большие деньги, чтоб об этих деньгах не узнали и не потребовали их римляне. Остальных же, оставив в живых, заключили в оковы, а потом часть представили царю, а часть разделили между собою и обратили в рабство. Так шли дела. 11 . В следующем году низвержен был с патриаршеского престола и Нифонт, потому что дозволял себе святотатство во всевозможных видах и при своем корыстолюбии открывал такие источники доходов, которые унижали патриаршеский престол. По низложении он занял помещение в той части монастыря Перивлепта 194 , которая обращена к морю. Между тем по истечении года на патриаршеский престол возводится Иоанн Гликис, бывший тогда логофетом дрома и имевший жену, сыновей и дочерей. Это был человек ученейший, выдававшийся из ряда всех благородным афинским выговором и сохранивший его во всей его первоначальной божественной чистоте. Он далеко превосходил всех рассудительностью, готовностью на все полезное и чистотою жизни. Потому-то получил и патриаршеский престол как заслуженную награду, а жена его тотчас же облеклась в монашескую одежду; из уважения к патриаршескому престолу он и сам хотел принять монашество, но царь его удержал. Незадолго пред тем в его членах развились какие-то злокачественные соки, отчего он в известные времена года жестоко страдал; врачи находили, что ему необходимо употреблять мясо, потому принять монашество ему и не было дозволено. И я имел удовольствие быть знакомым с ним и своим знакомством пользовался так часто, как только мог; я бывал у него в свободное время и ночью и днем и от его разумных речей приобретал много пользы. Тогда у меня любовь к красноречию была во всей силе; от роду мне было тогда 20-й год на исходе. В то время у царя был в большой силе и заправлял всеми делами Феодор Метохит, занимавший тогда место логофета государственной казны 195 . Царь столько был к нему привязан и расположен, что не скрывал от него ничего ни важного, ни неважного, делал все, что тот хотел, и ничего не делал против его желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Афанасий поступил совершенно напротив. Поэтому и его поступок, как несообразный с правилами людей рассудительных, возбудил против него величайшее неудовольствие. Царь, послав Афанасию упомянутую бумагу, спрашивал о причине его поступка, кротко и снисходительно упрекая его за безрассудство и вместе осуждая за мелочность и недостаток любви к людям. Тот, проникнутый чувством раскаянья, смягчился и причину всего указал в своем малодушии и огорчении. Что было сделано и сказано, то, говорил он, отменено судом истины. Поэтому он и прощал и просил себе прощения. Так-то разыгралась сверх всякого ожидания эта драма. В то время прибыл из Созополя в столицу один монах по имени Иоанн; он прежде жил в супружестве и имел детей, а потом, по смерти супруги, облекся в монашескую мантию; он был уже в преклонных летах, имел характер простой и потому, можно сказать, по самой природе был расположен к жизни добродетельной, но в то же время вовсе не получил греческого образования. Он-то, по воле царя и определению священного собора, взошел на патриаршеский престол после Афанасия. Дурные монахи находили, что для них теперь после бурь и непогод настало затишье и после зимы наступила весна. Он между тем возложил царский венец на сына царя, Михаила. 8 . В это время прежде всего отправляет к царю посольство итальянский король, который имел у себя дочь от жены, бывшей, как сказано выше, дочерью Балдуина, изгнанного из Константинополя. Предметом посольства было бракосочетание этой дочери с молодым царем Михаилом. Затем отправляет посольство в свою очередь и царь Армении, смежной с Киликиею. У него была сестра, которой исполнилось тогда тринадцать лет. Так как посольство итальянского короля вследствие неумеренных требований потерпело неудачу, то в посланники были избраны лучшие из тогдашних ученых – Федор Метохит и Иоанн Гликис. Первый был логофетом двора ( τν ικειακν), а второй логофетом дрома. Избраны они были не потому только, что имели опытность в делах, но и потому, что далеко превосходили других редкою рассудительностью и обширною ученостью как по части духовных, так и по части светских наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примеров низложения патриархов в описываемую эпоху большое число. Вот некоторые из них. В конце XII века Исаак Ангел низложил и заточил одного за другим четырех патриархов – Василия Каматира, Никиту, Леонтия и Досифея. Также распоряжался патриаршей кафедрой и Михаил VIII Палеолог в XIII веке. Низложив благочестивого патриарха Арсения, он поставил на его место Германа; когда этот оставил кафедру, – поставил Иосифа; низвергнув этого за противодействие унии, поставил Иоанна Векка; даже и этого удалил было с кафедры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низ­ложения Арсения и поставления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который окончился только в 1312 году. Вследствие такого произвольного со стороны византийских императоров распоряжения патриаршей кафедрой, нередко случалось, что ее занимали люди недостойные и неспособные. Но, с другой стороны, в описываемое время мы видим и несколько замечательных патриархов, проходивших свое служение достойным образом. Таковы, например, из патриархов Константинопольских второй половины XI века Николай Грамматик, известный своею любовью к просвещению и любимый народом, XII века – Михаил Каракуа, благочестивый и просвещенный патриарх; Косма Аттик, отличавшийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил Анхиалий, ревностный защитник Православия против латинян; Феодосий, человек честный и правдивый; XIII века – Арсений, человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий, строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира; его обличений боялись даже царские дети; XIV века – Иоанн Гликис, просвещенный и трудолюбивый пастырь, и другие. Из прочих восточных патриархов известны немногие, так как от многих из них сохранились одни только имена. Из александрийских патриархов замечательны: Николай I (около 1200 г.), переписывавшийся с папой Иннокентием III об освобождении от турок Египта при помощи крестоносцев; Николай II, бывший на соборе в Константинополе, низложившем Арсения, и державший его сторону; Афанасий III, принимавший живое участие в делах Константинопольской Церкви во время лионской унии; в XV веке – Филофей, осудивший вместе с другими патриархами флорентийскую унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причём в качестве учебного материала пользуется церковными песнопениями. Это сочинение предваряется характерным эпиграфом: «Время сна – и следовало бы спать, но для вас, дети, нужно бодрствовать». Затем, Коринфский митрополит Григорий (в конце XII и в нач. XIII b.) написал сочинение «Об особенностях диалектов», где в системе расположил относящийся к предмету грамматический материал из произведений Пиндара, Фукидида, Аристофана и особенно Феокрита. Другой труд Григория посвящён анализу «Риторики» Гермогена; патриарх Иоанн Гликис известен своим трудом о синтаксисе, в предисловии к которому о происхождении и развитии языка и в самом сочинении представляет извлечения из произведений Гомера, Фукидида, Платона, Демосфена, а также из перевода Семидесяти. Насколько можно судить по указанным и другим византийским трудам, изучение грамматики в византийских школах было основано на классических образцах, но нередко были отступления и в сторону памятников христианской литературы. Чтение древних и христианских писателей сопровождалось тщательным их разбором и извлечением выводов о природе языка, его истории, о правилах этимологии, синтаксиса, просодии, а также объяснением содержания авторов, а в связи с этим сообщались сведения из истории древнегреческого государства, литературы, поэзии. Философия в византийскую эпоху была всеобъемлющей по своему содержанию наукой и имела своим предметом познание мира, человека и Бога. В её состав входили науки философские в собственном смысле, математические и естественные. Но в их изучении существовал известный порядок, распространявшийся на курс как trivium’a, так и quadrivium’a. На первом плане стояла логика, или диалектика, трактовавшая о формах человеческого мышления и о познании, ведущем к истине. Учащиеся знакомились с силлогизмами, анализом и синтезами, с диалектическим и аподиктическим способами доказательства, и т. д. Затем изучалась история философии. В византийскую эпоху весь философский интерес сосредоточивался на системах Платона и Аристотеля, причём в одно время первенствовал в умах византийских мудрецов первый, а в другое – второй, но вообще философия никогда не замирала в Византии и как школьный предмет, и как цель свободного творческого изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Такое соборное избрание александрийского патриарха, происходившее при участии всех остальных восточных патриархов, основывалось на существенном взаимоотношении автокефальных церквей православного Востока, каждая из которых, сохраняя самостоятельность, в тоже время пребывает в тесном союзе и общении с прочими церквами и составляет вместе с ними одно целое, один живой организм. Объединяющим и связующим их началом служит вселенское православие, как единство догматов и основного канонического кодекса. Непрестанным же мотивом для братского союза и единения церквей является 3-е правило Сардикийского собора, предписывающее епископам «не затворяти двери любви» и допускающее их взаимообщение при условии – «разве такмо [епископ одной области] будет позван от братий, находящихся [в иной области]» 238 . И, обращаясь, в частности, к той исторической эпохе, к которой относится изложенный питтакий константинопольского патриарха Антония IV, можно представить некоторые иллюстрации канонического взаимообщения между восточными патриаршими престолами, которые освещают и правильное отношение константинопольской патриархии к избранию патриархов для Александрии. Так, в 1315 г. на византийский патриарший престол был избран логофет дрома Иоанн XIII Гликис. Одновременно и александрийский престол занял патриарх Григорий II 239 , избрание которого состоялось в Египте, при участии местного духовенства и народа. По господствующему в церкви обычаю, Григорий II отправил патриарху Иоанну свое исповедание веры, во свидетельство духовного общения и братства. Документ, имеющий важное значение, был представлен патриархом Григорием в следующем составе. Так как по судьбам, которые ведает Бог , я, – говорит патриарх Григорий, – был возведен в высокое достоинство патриаршества и почтен быть патриархом Александрии, то излагаю свиток нашего исповедания веры и посылаю его к державному и святому моему императору, которого и прошу сделать распоряжение объявить святейшему и вселенскому патриарху и находищемуся при нем божественному и священному синоду, ибо таким способом содержание моего истинного и непоколебимого исповедания может распространиться и среди всех других 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Тем не менее, через четыре года, отказавшись по немощам от кафедры, он по назначению правительства был помещен в монастыре. 25 Если бы монашество не было обязательно для архиереев: к чему в указанном случае требовалось бы особенное рассуждение, и даже убеждение самого императора, не принимать его? Гликис сам собою мог бы остаться вне монашества; едва ли бы и мысль о нем была. Да и что особенно важного было бы в этом случае, чтобы заносить его в летопись, если бы он был не исключительный? Наконец, почему бы архиерея, даже не постриженного в монашество, по увольнении от кафедры помещать на жительство в монастырь? А важнее всего здесь то, что патриарх сам не иначе понимал обязательство разлучения своего с женой и ее пострижения, как в смысле собственной обязанности – принять монашество. В этом-то именно значении и замечен этот случай в летописях. Далее, по правилам вселенских соборов, всякому лицу женского пола строжайшим образом запрещается иметь пребывание в епископиях, т. е. архиерейских домах; епископу не дозволяется держать в своем доме женщин даже для услуг и каких бы то ни было, хотя бы случайных, работ (7 всел. 18). Даже с ближайшими сродницами иметь сношение дозволяется ему с самыми строгими ограничениями, как например принимать к себе только мать и сестру, а с прочими видеться только в присутствии благоговейных мужей (7 всел. 22). Сам монастырь, в который, как сказано выше, должна вступить жена произведенного в епископы, должен быть в далеком расстоянии от местопребывания епископа, так что он не может иметь к ней никаких личных отношений, кроме только вспомоществования к ее пропитанию (6 всел. 48). Правила эти конечно имеют целью оградить святость сана от соблазнов и искушений ко грехам, ей противным. Но в какое положение приводят эти привила самого епископа? Они не только сан его, но и саму личность выводят, так сказать, из мира ; они прекращают для него все позволительные лицу, живущему и действующему в мире, отношения, даже нравственно-естественные (родственные); словом, эти правила таковы, что сами собою, без дальнейших выводов, делают епископа монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Певческие контакты Братское пение. Монастырь Ксенофонт. Фото: athos.web-log.nl Богослужебное пение представляет собою неразрывное единство гимнографического слова и музыки, выражающей его и влагающей это слово в души верных. А церковная музыка — это общий язык вселенского Православия, в некотором отношении превосходящий словесные языки православных народов. История церковной музыки на Афоне уникальна. Начало организованного монашества на Афоне и возникновение певческой византийской нотации совпали по времени. Святая Гора — одно из немногих мест в мире, где музыкальная традиция никогда не прерывалась. Искусство церковного пения прошло сложный путь своего развития: от музыкального копирования в X–XI веках, расцвета исполнительского и композиторского творчества в XV веке, стилистического новаторства XIX века до привнесения элементов западноевропейской музыкальной теории и практики в ХХ веке. Но во все времена церковное пение, более других искусств являясь «одеянием слова», было и остается на Афоне звуковым выражением духовного общения монахов с Богом и Его святыми. Наверное, поэтому афонское музыкальное творчество по большей части представляет собой анонимное певческое предание, хотя история и сохранила несколько выдающихся имен, таких как Иоанн Кукузель, Григорий Гликис, доместики Варфоломей, Анфим, Косма и Иоасаф. С давних пор на Святой Горе литургическое пение является одним из любимейших занятий монахов. Монастырские типиконы предусматривают смену певчих у аналоя и соучастие всей братии в певческом служении, несмотря на то что не все обладают даром «прекраснопения». Принятие византийского устава богослужения еще более укрепило обычай распева богослужебных последований по византийским певческим образцам. В отношении русской музыкальной рукописной традиции можно утверждать, что прототипами для них служили работы греческих мастеров. Об этом свидетельствует способ каллиграфического изображения надписей, заглавных букв и миниатюр. Но и более поздняя система знаков русской музыкальной нотации, известная под названием знаменной, основана на нотации византийской, поскольку строение и употребление невм составляют самое существо греческого певческого искусства. К таким же выводам пришла первая русская научно-археографическая экспедиция на Афон в области церковного пения, осуществленная в 1906 году под эгидой Общества любителей древней письменности, возглавлял которую крупнейший знаток церковной музыкальной традиции дореволюционного времени Степан Смоленский.

http://pravoslavie.ru/31856.html

На соборе открылось, что Нифонт оставлял многие епископские места вакантными, присваивая себе доходы с них, или, что он сдирал золотые и серебряные оклады с церковных икон и брал себе и т. д. 596 Лишившись патриаршества, Нифонт не мог простить царю Андронику Старшему того, что тот не защищал его. Он всю жизнь злобствовал на Андроника. И когда этот имел насчастье лишиться царского престола, Нифонт выражал неистовую радость, утешаясь тем, что есть на свете не одни отставные патриархи, а есть и отставные цари. Григора называет этого Нифонта «негодным Нифонтом» – имя, заслуженное этим патриархом 597 . После патриарха Нифонта византийская патриаршая кафедра в течение целого года остается без архипастыря. Затем в патриархи избран был во всех отношениях достойный человек Иоанн Гликис (1316–1319). Этот патриарх до возведения в сан принадлежал к мирянам и занимал высокое положение в государстве. Его мирская служба проходила среди блеска и в славе. Тотчас по окончании образования он взят был во дворец и удостоен от императоров (Михаила и Андроника) больших почестей. Впоследствии он занимал «сенаторское кресло» и исполнял высокую должность логофета дрома (что-то вроде министра почты) 598 . Будучи мирянином, Гликис прославился как отличный писатель (он написал мемуары) 599 . Он был избран в патриархи при таких своих семейных обстоятельствах, при которых тогда редко избирали на столь почетную духовную должность. Он был женат и имел сыновей и дочерей. Как только Гликис избран был в патриархи, он расстался со своей женой, которая, по принятому в таких случаях обычаю, приняла иночество 600 . Умственные и нравственные качества нового патриарха были очень высоки. Он обладал редкой и обширной ученостью как по части духовных, так и светских наук 601 . Вообще он считался человеком ученейшим. Вместе с тем он отличался «чистотой жизни и готовностью на все полезное». Его бескорыстие было очень велико: когда впоследствии ему пришлось оставить кафедру, то у него оказалось очень мало денег, так что деньги его легко и скоро можно было сосчитать – этим он отличался от многих своих предшественников, которые в патриаршестве накопили значительные капиталы 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но во время 2-го пребывания на Патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление. В это время в В. Л. подвизались доместик Великой ц. прп. Григорий Гликис и бывш. Патриарх Александрийский Григорий IV. За богослужением Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресв. Богородицу, к-рая поблагодарила его за песнопение в Ее честь. С тех пор окончательно утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть» ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С 184-185). Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) В 1320 г. в В. Л. из окрестностей Ватопеда переселился свт. Григорий Палама , впосл. архиеп. Фессалоникийский (1347-1359). В 1323 г. он ушел в скит Глоссия в местности Провата, через 2 года уехал в Фессалонику, но в 1331 г. вернулся на Афон и поселился в исихастирии св. Саввы, близ В. Л., где написал Житие св. Петра Афонского, в к-ром прп. Петр предстает как идеал исихаста, и др. сочинения. Здесь свт. Григорий Палама начал переписку с Варлаамом Калабрийским о нетварных энергиях. Развернувшаяся полемика с Варлаамом и его сторонниками вынудила свт. Григория уехать в Фессалонику. Ок. 1339 г. он прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных мон-рей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им Святогорским Томосом, в к-ром были изложены основные принципы исихастского богословия. Документ был подписан протом, игуменами В. Л., Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Хиландара и Иверского мон-ря, учениками прп. Григория Синаита Исаией, Марком и Каллистом, неким сирийцем, исихастом из Кареи, подписавшим Томос «на своем языке», а также лаврским иером. Филофеем Коккином , другом и соратником Паламы. Впосл. Филофей Коккин был избран игуменом В. Л. (1344-1347), а затем Патриархом К-польским (1353-1354; 1364-1376). В духовном завещании (1363) игум. В. Л. прп. Иакова Триканы , приверженца Паламы, содержались нравственные наставления братии, сопровождавшиеся исповеданием веры и конечным призывом: «Спасайтесь, отцы мои святые, спасайтесь, и паки реку, спасайтесь» (греч.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

1082, январь-февраль – захват Диррахия Робертом 1082, март-апрель – суд над Италом 1082, весна – реквизиция церковной утвари, первое выступление Льва Халкидонского 1082, апрель-май – возвращение Роберта в Италию 1082, весна – осада Рима Генрихом IV 1082, до мая – послание Алексея Генриху IV 1082, май – выступление Алексея из Константинополя 1082, лето-осень – борьба Алексея с Боэмундом на Балканах 1082, осень – возвращение Алексея в Константинополь 1082, май – хрисовул Алексея о привилегиях венецианцам 1082, август (?) – хрисовул Алексея о запрещении отчуждения церковной утвари 1082, осень-зима – захваты Боэмунда на Балканах 1083, 23 апреля – начало осады Лариссы Боэмундом 1083, осень – выступление Алексея из Константинополя 1083, осень – сражение у Лариссы 1083, ок. января – возвращение Алексея в Константинополь 1083, октябрь- ноябрь – взятие Кастории Алексеем 1083, ноябрь – полемика с «манихеями» в Мосинополе 1083, 1 декабря – возвращение Алексея в Константинополь 1083, 3 декабря – рождение Анны Комниной 1083, декабрь – возвращение Боэмунда в Италию 1084, начало (?) – бегство Травла 1084 – Влахернский собор о реквизиции церковной утвари 1084, июль – отречение Евстратия Гариды 1084, август – избрание патриарха Николая Грамматика 1084, сентябрь – новое обращение Алексея за помощью к венецианцам 1084, сентябрь – отплытие флота Роберта 1084, декабрь – обращение Варсама за помощью к Сулейману 1084 – заговор синклитиков 1084–1085, зима-весна – стоянка норманнского флота на р. Гликис 1084–1085 – второе выступление Льва Халкидонского 1085, январь – разгром венецианского флота Робертом 1085, июль – смерть Роберта Гвискара 1085, после июля – захват Диррахия Алексеем 1085, сентябрь- – рождение Марии (сестры Анны) 1086, август 1086, январь – указ о низложении Льва Халкидонского 1086, весна – экспедиция Бакуриани против печенегов; гибель Бакуриани 1086, июль – гибель Сулеймана 1086, после июля (?) – прибытие Чауша в Константинополь 1086–1092 – борьба Алексея с Абуль-Касимом, борьба Абуль-Касима с Борсуком, экспедиция Бузана в Малую Азию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010