Ср. стр. 557–560 там же у Голубинского о том, что «Епископы ваши, быв в отношении к обширности епархий и к изобилию средств содержания совсем иными, чем епископы греческие, представляли из себя, так сказать, господ самой большой руки». Кроме того, заслуживают самого бдительного внимания стр. 604–618, на которых Голубинский излагает исторические и канонические основания в доказательство того положения, что «пресвитеры не суть служители епископа, а суть его сотоварищи и соначальники». 56 О монашестве епископов см. Голубинского, там же стр. 347, примечание; Иоанн еп. Смоленский. О монашестве епископов. Почаев 1905 г.; А. П. Лебедев, Историч. очерки состояния византийско-восточной Церкви от конца XI до половины XV вв. М. 1902, изд. 2 стр. 260, 318, 339. «Окончательное торжество монашества над белым духовенством по вопросу о занятии высших мест в иерархии, и следовательно по управлению Церковью, совершились во время т. наз. исихастских споров (1340–1359 гг.). Движение, вызванное этими спорами, имело уже исключительно монашеский характер. Оно разрешилось полным триумфом афонских иноков, предводимых Григорием Паламою , над Константинопольским патриархом Иоанном Калекасом (1337–1347 гг.) и над придворным ученым Никифором Григорою. На победу их над этим патриархом можно смотреть, как на победу монашества над белым духовенством. Это был последний патриарх на Константинопольском престоле из белого духовенства, как один из его предшественников Иоанн Гликис (1315–1320 гг.) был последним патриархом из государственных сановников. С этих пор высшие места в иерархии исключительно уже замещались монашествующими, а Константинопольский патриарший престол надолго делается достоянием питомцев св. горы Афонской». Проф. И. Е Троицкий «Арсений и Арсениты». Христ. Чт. 1872, II, стр. 650–651. 61 Н. С. Суворов, Учебник ц. права. М. 1912 г. § 40, стр. 111. Проф. Н. Ф. Каптерев. Светские архиерейские чиновники в древней Руси. М. 1874. 63 Н. Ф. Каптерев, там же стр. 188–236; Н. Розанов, История Московского епархиального управления. 3 части 5 книг. М. 1869–1871. См. ч. I стр. 19–21; Проф. Прот. М. И. Горчаков, Монастырский приказ (1649–1725 гг.). СПб. 1868; его же, О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода (988–1738 г.). СПб. 1891 г.; И. И. Шимко, Патриарший казенный приказ. М. 1894 г.; Мое сочинение Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. СПб. 1909 г. стр. 40–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

243 τ μνημσυνον· αυτς [γιτητς σου] κατ τ εκκλησιαστικν θος εν τας καθ’ μς εροτελεσταις δελφικς δεςμενοι κα νακηρττεσθαι μετ τς λοιπς μν πατριαρχικς δελφτητος ποτξαντες (Μ. et Μ., I, 23). – Здесь содержится важное свидетельство о братском общении и единении восточных патриархов, выражавшемся во взаимном их поминовении во время богослужений. 245 Иоанн Гликис был в то время в светском звании и исполнял обязанности министра, именно – логофета дрома. 248 Здесь содержится свидетельство об избрании антиохийского патриарха в пределах его престола, а не в Византии, как иногда бывало. Патриарх Пахомий также был избран в Антиохии собором местных архипастырей (Miklosich et Müller, I, 463–465, 415–416). 250 В частности, предстояло довести до конца разрешение так называемого арсфнианского движения в Византии, упорядочить отношения между патриархией и епархиями в Малой Азии, подвергавшимися постепенному завоеванию со стороны турок, выяснить униональную с Римом проблему, назревавшую в связи с успехами турецкого оружия, и пр. 254 ρχ. Χρυσστομος Παπαδπουλος, ’Αλεξανδριν σημειματα. ’Εκκλησιαστικς Φρος, 1911 (VIII), 327–328. 256 Κα τ κβ» μρφ κυριακ γινεν μετθεσς μου π τν τριν, τς παραιτσεως προαναγνωσθεσης κα τν κανονικν ψφων προγεγονυιν. πειτα το μηνματος κφωνηφντος τς τε ’απολογας δοθεσης λαβε με Γρωντας απ τ χρι κα ανβασε με εις τν πατριαρχικν θρνον, κα μνος μ δωσε τν ρβδον τν ποιμαντικν, κα γινεν φμη. – Ibid. 405. 260 Патриарх Герасим оставался в Дамиете до мая 1712 г., а потом удалился на Афон, где и скончался в Ватопедском монастыре в январе 1714 г. (А. Παπαδπουλος – Κεραρες, Μαυρογορδτειος βφλιοθκη, σ. 122. Κ. 1885). 265 Μ. Π а р а κ а ς, Περ τν πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως ( λ λ η ν ι κ ς Φιλολογικς Σλλογος, XIX, 15. Κ. 1888). Читать далее Источник: Соколов И.И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке//Христианское чтение. 1911 9. С. 1109-1129; 10. С. 155-1189; 11. С. 1255-1271; 12. С. 1391-1409; 7-8. С. 803-830; 1915. 5. С. 635-652; 6. С. 787-813; 9. С. 1094-1121; 7-8. С. 931-952. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

253 Вообще, патриархи и второй группы, за весьма немногим исключением, стояли на высоте требований относительно образования предстоятелей Византийской церкви. То же самое можно сказать и о тех патриархах, которые достигли предстоятельства путём перемещения на Вселенский престол с епархиальных кафедр Византийской церкви. 254 Наконец, все патриархи из мирян (Фотий, Сисиний II, Константин III Лихуд и Иоанн XIII Гликис) были весьма образованными предстоятелями Византийской церкви и оказали большое влияние на развитие духовного просвещения и богословской науки в Византии. Наряду и совместно с патриархами, на поприще духовного просвещения в Византии трудились епархиальные архиереи и клирики, которые также с любовью относились к богословской науке, занимались учёно-литературными трудами, открывали народные школы и руководили их деятельностью, просвещали народ посредством учительного своего слова. Просветительная деятельность византийского духовенства покоилась на канонических и вообще правовых требованиях и развивалась в неразрывной связи с основными задачами его служения в Церкви. Известны церковные правила (36 и 58 Апостольские правила, 19 и 64 Трулльского собора) о долге учительства епископов и клириков, которое, в объяснении византийских канонистов, возрастало до научно-богословской деятельности включительно, применительно к нуждам и потребностям церковного общества. О широких задачах церковного учительства говорят и гражданские правовые памятники Византии – Эпанагога и Василики, где в титулах о епископах и клириках, их избрании и деятельности речь идёт и о соответствующих образовательных качествах этих деятелей Церкви, дабы они оказывались вполне способными к просвещению народа по духу и учению Церкви, могли право изъяснять догматы и целесообразно руководить всех в истинных богословских познаниях. Наконец, и в официальных грамотах, которые выдавались византийским митрополитам, архиепископам, епископам и священникам при их рукоположении, Долг их церковного учительства всегда оттенялся с особой силой и выразительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

в Ираклии Понтийской; там же он получил первоначальное образование у своего дяди, ученого митрополита Иоанна. Юношей отправился Григора в Константинополь, где вступил в близкие отношения с высшими кругами духовенства. Патриарх Иоанн XIII Гликис, к которому Григора относился с чисто детской привязанностью, преподавал ему риторику и был так доволен его способностями, что поручил ему в 1320 г. составление своего духовного завещания. Еще большее значение для образования Григоры имел отличавшийся многосторонностью великий логофет Феодор Метохит, посвятивший его в тайны астрономии; в благодарность за это Григора толковал детям Метохита труднейшие сочинения древних. Наконец, молодой ученый попал ко двору императора и приобрел доверие Андроника II Палеолога (1282–1328). В 1325 г. Григора представил ему прекрасно разработанный план хронологического улучшения календаря; но император медлил с проведением реформы, так как трудно было побудить принять ее другие народы 71 . Когда старый Андроник в 1328 г. был свергнут с престола, Григора, как его сторонник, был по установившемуся в Византии обыкновению лишен своих имений; он все же избавился от участи изгнанника, какая вместе с прочими постигла его друга и покровителя Метохита. После этой жизненной катастрофы Григора, вокруг которого уже давно образовался кружок учеников, прекратил официальную преподавательскую деятельность, чтобы в тихом уединении посвятить себя астрономическим и философским занятиям. Вскоре, однако, он снова был призван к общественной деятельности, благодаря случаю, который решающим образом повлиял на всю его последующую жизнь. Латинский монах из Калабрии Варлаам, ученый, знаток философии и богословия, преподававший греческий язык Петрарке, приехал в Солунь, имея целью более основательно изучить Аристотеля, а затем появился и в Константинополе, где собрал вокруг себя несколько учеников. Задетый жестокими нападками Варлаама, Григора вышел из своего уединения, чтобы помериться с Калабрийцем в диалектической борьбе, вышел из нее победителем и был в награду за это восстановлен императором в прежних должностях и званиях и снова возвратился к официальному преподаванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

За одно заслуживает похвалы – что принял в общение арсенитов. Требования арсенитов. Некоторые из них возобновляют раскол (9). Турки опустошают Фракию. Император находит нужным приобресть наемное войско. Скудость казны. Просят помощи от короля Сербии. Филис Палеолог просит предоставить ему войну с турками. Его достоинства. Андроник соглашается на его просьбу. Он располагает к себе воинов. Выведав намерения неприятелей, выводит свои полки. Располагается лагерем у р. Ксирогипса. Появление турков. Приготовление к сражению. Филис поправляет дело, поначалу расстроившееся. Истребление варваров. Преследование их. Они запираются в Херсонесе. Императорские трииры наблюдают за Геллеспонтом. Римлянам прислана помощь от латинян и от сербского короля. Осада убежища турков. Стенобитные орудия латинян. Варвары после неудачных попыток ускользнуть ночью приходят в отчаянье. Себя и все свое отдают латинянам. Многие ночью умерщвлены римлянами. Как поступили латиняне с остальными (10). Место низложенного Нифонта занимает Иоанн Гликис из мирян. Его достоинства. Отчего он не надел монашеской одежды. Молодой Григора – любитель красноречия, постоянный слушатель Гликиса. Значение Феодора Метохита. Его дочь замужем за Иоанном Паниперсевастом. Похвала Метохиту: телесные и душевные дарования, редкая ученость, характер изложения. Как он любовь к учености совмещал с государственными занятиями (11). Кончина императрицы Ирины. Погребение. Что сделано с ее деньгами. Храму Софии грозит разрушение. Он поддерживается двумя пирамидами. Андроник желает лучше возобновлять храмы, чем вновь строить. Его похвальная скромность. Храмы, им восстановленные. Его другие государственные дела. Об исправлении колонны, статуи и креста на площади храма св. Софии. Измерение статуи, креста и шара (12). Андронику младшему дается в жену алеманянка Ирина. Император Михаил отправляется в Фессалонику. Причина этого. Там он умирает. Оракул о его смерти. Повторяется о фессалийских делах, что уже было сказано. Области и города Иоанна Дуки, умершего бездетным, отходят под власть разных владетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, император Лев известен и как церковный поэт. Его перу принадлежат несколько гимнографических произведений, которые вошли и в состав богослужебных книг. Как человек образованный и начитанный в Св. Писании и богословской литературе, Лев примкнул к тому церковно-поэтическому движению в Византии, которое возникло ещё под влиянием преп. Иоанна Дамаскина , Косьмы Маюмского и Феодора Студита , поддерживалось преимущественно в Студийском монастыре и имело в конце IX и начале Х в. многих представителей. Магистр и патриций Лев Хиросфакт, Никомидийский митрополит Григорий, Марк Отрантский, патриарх Евфимий, доместик Новой церкви старец Ксенас – вот византийские песнотворцы времени императора Льва Мудрого , ознаменовавшие себя теми или другими гимнографическими творениями. И Лев, подчиняясь господствовавшему настроению, составил довольно много церковных стихир. Русский учёный епископ Порфирий Успенский приписывает Льву до тридцати стихир, которые он читал в афонских рукописях, но источники – рукописные и печатные – разногласят в этом вопросе, поэтому трудно с точностью решить, все ли стихиры, надписываемые именем «Льва Деспота», бесспорно принадлежат именно императору Льву. С несомненностью можно лишь утверждать, что Лев Мудрый составил одиннадцать воскресных (утренних) стихир евангельских, 296 известную стихиру «Приидите, людие, триипостасному Божеству поклонимся», положенную в вечерне Пятидесятницы, и умилительную песнь о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа ( δριον κατανυκτικν), где в стихах изображается ужас дня Страшного суда и изливается молитва мятущейся в грехах души о Божественной помощи. 297 Все эти творения приписываются Льву и рукописными кодексами, и печатными изданиями. Некоторые из своих песнопений император Лев полагал на ноты, как это видно из одной рукописи ( παπαδικ) в Ватопедском монастыре. В большие праздники, когда духовенство, во главе с патриархом, по византийскому придворному уставу, приглашалось императором во дворец на обед, Лев приказывал придворным хорам исполнять эти композиции во время трапезы, под управлением четырёх доместиков, по всем правилам певческого искусства. Впоследствии Византийский патриарх Иоанн Гликис (1313–1320), славившийся знанием церковного пения и занимавшийся обучением современных певцов, также положил на ноты некоторые утренние стихиры Льва. 298

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Значит: в 1700 году греческие песнопевцы верили в чудесное событие с Кукузелем. В этом же собрании моём есть и другая картина, перерисованная из нотного обихода XIV века: тут изображён придворный Протопсалт Иоанн Гликис, обучающий пению Ксеноса Корони и Иоанна Кукузеля. Итак, в 14 веке Кукузель считался учеником Гликиса. Но сей век состоит из ста лет. В какие же десятки этого столетия учился и славился Кукузель? Да и не ранее ли сего времени жил и трудился он? Ответы на эти вопросы дают две нотные рукописи, особенно Афоно-Ватопедский Стихирарь, написанный на пергамине монахом Даниилом Ахрада 16 декабря 1299 года в царствование Андроника старшего, и Синайский Ирмолог, писанный на хлопчатой бумаге in 4−o Антонием иеромонахом в 1332 году. В первой рукописи поименованы весьма многие сочинители церковных песнопений, начиная с патриархов, Анатолия Константинопольского (449−458 г.) и Софрония Иерусалимского (636 г.) и оканчивая Ефремом Карийским и самим Даниилом Ахрада; но Иоанна Кукузеля между ними нет. А во второй рукописи, после краткой теории пения, помещены образцовые песнопения Кукузеля. Следовательно, сей пресловутый певец в 1299 году не отличался мастерством своим, а в 1332-м был уже известен, как образцовый композитор. В этом году царствовал Андроник младший, Кукузель был любимец его. А так как этот государь кончил жизнь свою в 1341 году; то и надо полагать, что Кукузель ушёл на Афон ранее сего года. Куда девалась данная ему Богоматерью златица: не знаю. Взамен сего же незнания, спешу сказать несколько слов о стенной живописи в той церкви, в которой чествуется икона Кукузелиссы. Эту церковь расписал Дамаскин. Кисть его не завидна. Лучше расписан тут литийный притвор Давидом Авлонитом, но как-то странно. Рассматривая его изображение псалма, в котором вся природа и все люди хвалят Бога, я увидел тут кроме Давида, бряцающего на арфе, кто-то наяривает Турецкий барабан, а под звуки его пляшут (sic) женщины и девицы в кисейных воротеньках и в шароварах, монахи же с подскоком тащат на плечах своих церковь ; увидел это и улыбнулся, но не осудил простодушных лавриотов, которые едва ли и смотрят на стенопись увеселительного Авлонита.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И чтобы кратко сказать, – апостолы, как научили, мученики, как исповедали, пророки, как прововестили, учители, как определили, православная вера, как утверждена, Святая и Живоначальная Троица, как восторжествовала, – так верую, исповедую, так проповедую, принимая и признавая и приветствуя из глубины души семь святых и вселенских соборов, а еще и поместные (соборы), православно состоявшиеся, равно и то, что приняли на них и признали святые отцы наши и учители, движимые Божественным Духом, – отвергая и подвергая анафеме и все, что они отвергли и анафематствовали, а кроме того – и всякое еретическое общение и заблуждение, следуя самим святым и богоносным отцам нашим. С таким исповеданием я жил, с ним и буду жить по человеколюбию Божию и благодати, с ним же я – хорошо знаю – и отойду, имея предстать нелицеприятному и божественному оному суду, чрез него надеюсь достигнуть и вечных благ, получить которые да будет дано всем, молитвами преблагословенной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии и богоподобных ангелов и всех святых. Аминь». В отношении же к византийской эпохе предстоит сообщить, что константинопольский патриарх Иоанн Гликис, получивши исповедание веры александрийского патриарха Григория, долг свидетельство канонического его общения со вселенскою Церковью , отправил ему в ответ свой питтакий, начавши его следующим приветствием: «Святейший (γινατε) владыка, папа и патриарх Александрии, Пентаполя, Египта, Ливии и всей Эфиопии, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель». Как хорош обычай и прекрасен закон, издавна и до ныне господствовавший в наших и первых Божиих церквах, утвержденный прежним и настоящим временем и осуществлением и переданный и нам. Древность закона и почтенность обычая свидетельствуют о действительной их пользе для Божиих церквей, а польза в продолжение долгого времени сообщила им силу, так что необходимо их соблюдать, ценить и на деле доказывать их важность. Какой же это закон и какой обычай выражается в посланиях и от древности перешел ко времени настоящему? – Те самые, которые хорошо известны александрийскому патриарху, так как он уже исполнил их в отношении к константинопольскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Иером . Дионисий (Шлёнов) Церковное пение В. Л. является одним из крупнейших центров богослужебного пения на Афоне. В ее б-ке хранится ок. 300 певч. рукописей (т. е. примерно 1/10 от общего числа афонских муз. кодексов). Наличие собственной певч. традиции подтверждается встречающимися в рукописях надписаниями песнопений: «Поемое во Святой и Великой Лавре Святой Горы» (Xeropot. 273. Fol. 23, 2-я пол. XVI в.), «глаголемое лаврское» (τ λεγμενον Λαυριτη (=Λαυριτικον) - Iver. 993. Fol. 28, сер. XVII в.). Из древних певч. рукописей, хранящихся в б-ке В. Л., следует назвать Ирмологий X в. (Laur. Β. 32 (152)). 2 листа из этой рукописи с ирмосами 1-го гласа (рождественского канона прп. Космы Маюмского , воскресных канонов Космы и Илии , патриарха Иерусалимского, а также последование ирмосов свт. Германа I К-польского), мелос к-рых записан ранневизант. шартрской нотацией, оказались в собрании еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. 361. Fol. 1-2 - Strunk. Notation. 9; idem. Specimina. N 4; Герцман. Т. 1. С. 49-50). Из мелургов-лавриотов визант. периода известны прп. Иоанн Кукузель, доместик Григорий Гликис (оба ранее сер. XIV в.), монах и доместик Варфоломей (2-я пол. XIV в.), иером., игум. и доместик Анфим (XV в.). В В. Л. хранится 2 из 8 известных в наст. время рукописей, содержащих «Повествование о жизни великого маистора музыкального искусства кир Иоанна Кукузеля» (Laur. I. 23, 1618 г. и Laur. I. 45 - Σπυρδων, Σωφρνιος. Σ. 175, 182; один список «Повествования» хранится в России: Теоретикон-Ирмологий. РНБ. Греч. 239. Fol. 6v - 10v, 1-я пол. XIX в. - Герцман. Т. 1. С. 453-454). Сохранился автограф Варфоломея - Анфология Laur. I. 178 ( Σωφρνιος (Ευστρατιδης). Σ. 624; Σπυρδων Λαυριτης, Σωφρνιος (Εστρατιδης). Σ. 209). Из его песнопений известны матима на память апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το θεο συναδιος λγος» (        ) 1-го плагального гласа, стихира св. мученикам Мине, Ермогену и Евграфу (10 дек., славник на «Господи воззвах») «ρδβλθυοτεΟντως γλσσα σου κλαμος γραμματως» (Язык твой - истинная трость писца) 2-го плагального гласа ( Χατζηγιακουμς. Σ. 269), стихира прп. Симеону Столпнику (1 сент.) «Τ μνημσυνν σου» (    ) 2-го гласа (Iver. 975. Fol. 2, сер. XV в.; РНБ. Греч. 126. Fol. 167v - 168v, 2-я пол. XV в.; Paul. 128. Fol. 61-64, сер. XVIII в.), матима апостолам Петру и Павлу (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το Θεο» (    ) 1-го плагального гласа (Paul. 128. Fol. 495; Iver. 991. Fol. 234-235, 1670), тропарь 9-й песни канона в Неделю Пасхи, 1-й глас «ρδβλθυοτεΩ θεας, φλης» (         - Paul. 128. Fol. 810; Iver. 964. Fol. 241, 1562; Iver. 975. Fol. 398, сер. XV в.; Iver. 977. Fol. 297v, кон. XV-haч. XVI в.; Iver. 991. Fol. 371v-372, 1670; Iver. 1000. Fol. 9-18, 2-я пол. XVI в.); матимы, надписанные его именем, содержатся также в рукописях Dionys. 569 (1685) и Pantel. 925 (кон. XVII - нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Имущество убийцы не должно всё переходить в пользу государственной казны, но часть его должна отдаваться родителям или родственникам убитого. Монахи должны постоянно жить в монастырях, а не странствовать, вопреки канонам и уставам, по городам. В праздники и особенно воскресные дни все христиане не должны работать, но обязаны посещать божественные храмы и здесь поучаться истинам веры и нравственности; увеселительные заведения должны быть закрыты с вечера субботы до полудня воскресенья и по ночам. Установленные Церковью посты должны соблюдаться во всей строгости. Добрая жизнь в городах обеспечит государству и народу милость Божию, поэтому необходимо регламентировать её не только церковными предписаниями, но и гражданскими законами. Император так и сделал и издал свою новеллу, утверждавшую синодальное постановление в достоинстве гражданского закона. 181 Грамота и письмо патриарха Афанасия вполне удовлетворительны и в литературном отношении – написаны хорошим языком, ясно и просто и свидетельствуют о его литературном навыке и хорошем догматическом образовании. В заключение уместно отметить, что Фабриций (Bibl. Graeca, VIII, 201) приписывает Византийскому патриарху Афанасию сочинение об исхождении Св. Духа только от Отца. Но это сочинение принадлежит другому Афанасию, патриарху Александрийскому, современнику Афанасия Византийского, который, действительно, написал против Векка полемическое исповедание, как свидетельствует Пахимер. 182 После удаления (1314г.) с патриаршего престола Нифонта, не имевшего большого образования, его преемником был избран Иоанн Гликис, бывший и тогда логофетом дрома, имевший жену, сыновей и дочерей. По характеристике того же историка Григоры, это был человек учёный и среди наиболее просвещённых мужей своего времени вполне сохранивший благородную афинскую речь, которой и пользовался, как бы божественным прототипом, в отношении и литературного стиля, и способа произношения; глубиной познаний, рассудительностью и чистотой нравов он [также] далеко превосходил всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010