Экспансия с востока и запада, всё более частые этнические и военные конфликты - следствия духовности нашей жизни, а не слабости и некомпетентности власти. Дело не только в ней. Ещё при самодержавии святой Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Тут условными квотами не обойтись, да и воевать с Богом бессмысленно. Очевидно, что лучшей государственной политикой было бы возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси - жизнь всего народа, сверху донизу, по заповедям и церковному уставу. Формирование в обществе таких установок, их законодательное обеспечение, безусловный приоритет и защита, есть важнейшая задача настоящей, Богом поставленной власти. Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания св. Отцов, опыт терпения вольных и данных от Бога скорбей (см. Лк. 21, 19), вкупе с церковной жизнью - службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное. Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины - по мере заставления (выражение И.Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям, по совести. Духовное делание без такого напряжения и терпения немного стоит. Но ведь авторы «Проекта» тоже говорят о необходимости соблюдения заповедей? Да, говорят, - общими словами, как и б?льшая часть наших расслабленных соотечественников, которые в церковь ходят редко, а выполнение заповедей понимают туманно (в пределах Уголовного Кодекса - «не убий» и «не укради»). Зачем «позорно» подставлять другую щёку, когда тебя ударили? Почему нужен пост? Вообще, какие они - ветхозаветные заповеди и наставления Христа, как их исполнять в современной реальности? - Не знают. Однако понять, объяснить и попытаться сделать - только часть задачи.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/02/...

Память преподобному Зосиме правится местно 4 апреля. (См. Ист. Рос. Uep. III, 611 и геогр. Слов. Щелканава 1, 1029.) Тропарь и Кондак общие. Сказание о преподобном отце нашем Сергии Малопинежском 1 Память его празднуется месяца ноября в 16-й день † 1585 Преподобный Сергий, в миру Симеон, родился в 1493 г. Отец его Маркиан Стефанович Неклюд – из рода митрополичьих десятильничьих детей боярских. (Дети боярские при древних епископах были их светскими чиновниками. Должность десятильника или десятинника установлена в глубокой древности для сбора десятины, жертвуемой богатыми людьми, главным образом, князьями, в пользу церкви. В последующее время епископы стали поручать десятильникам, кроме сбора податей, и надзор за жизнью и деятельностью духовенства, а также и разбор некоторых судных дел.) Жил он в Великом Новгороде в тяжелую пору подчинения вольного города державной воле великого князя Московского Uoahha III (Иоанн III княжил с 1462 г. по 1505 г.). Тогда Маркиан покинул родину и удалился «в страну Студеного (т. е. Белого) моря». Местом своего жительства он избрал волость Малую Пинежку по реке Пинеге (Пинега – река Вологодской и Архангельской губерний, правый приток Северной Двины. Начало берет в Сольвычегодском уезде, где лежит и волость Малая Пинежка). Маркиан здесь женился. Он был «навычен книжному учению и грамоте». Это открыло ему путь в духовное звание, и он с честью служил сначала клириком, а потом священником в Сурском погосте (Сурский погост, ныне Архангельской губернии, расположен на левом берегу реки Пинеги, отстоит в 160 верстах от Малопинежского). Как сам Маркиан, так и жена его Аполлинария вели жизнь добродетельную и в старости, по взаимному согласию, облеклись в иночество – Маркиан с именем Матфея, Аполлинария с именем Пелагии. Матфей скончался игуменом Воскресенского монастыря в городе Кевроле (на реке Пинеге, теперь село Воскресенское Архангельской губернии, Пинежского уезда. Когда и кем основан монастырь, неизвестно), а Пелагия – схимницей. От этой благочестивой четы и родился Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Авель 558 благодарит Вас за память и просит Ваших святых молитв. Дай Вам Бог доброго здоровья, для продолжения Ваших трудов. С братской о Христе любовию Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец Епископ Исаия. 1/IV–56 г. Д. 12. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 19 октября 1957 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! С братскою любовию во Христе приветствую Вас, дорогой Владыко, с пожеланиями здоровия и благоденствия. Простите, что несколько задержался с ответом на Ваше любезное письмо. Хотелось детально на месте в Ростове уточнить сведения, Вами затронутые, в письме. Что и удалось сделать лишь 6 октября с. г. Имею сообщить не только о св. Феодоре, но и о других подвижниках, просиявших в земли Ростовской и причисленных к лику святых. 1)  Свят[итель] Леонтий, память его 23-го мая. 2)  Свят[итель] Исаия, – « – 15-го мая. 3)  Свят[итель] Игнатий, – » – 28-го мая. 4)  Свят[итель] Феодор, – « – 28-го ноября. 5)  Свят[итель] Иаков, – » – 27-го ноября. 6)  Свят[итель] Димитрий, – « – 21-го сентября и 28-го октября. 7)  Св[ятой] муч[еник] князь Василий (Василько) – » – 4-го марта. 8)  Преп[одобный] Авраамий Затворник 559 – « – 29-го октября. 9)  Преп[одобный] Петр Ордынский – » – 29-го июня 560 . 10)  Преп[одобный] Иринарх Затворник – « – 13-го января. 11)  Свят[итель] Исидор Юродивый – » – 14-го мая. Св[ятой] блаж[енный] Иоанн Власатый – « – 3-го сентября и 12-го ноября. Все эти угодники чествуются как в самом Ростове, так и в Кафедральном Соборе совершением в дни их памяти торжественных богослужений и пениями молебнов. Имена сих угодников возносятся там, где их положено, по уставу св[ятой] Церкви, возносить. Большинству этих угодников имеются службы или в месячной или дополнительной минее. Свят[ителю] Феодору имеется рукописная служба, перенесенная из Успенского Собора и хранящаяся в настоящее время в Николо-Вспольской Церкви города Ростова. Св[ятому] блаж[енному] Иоанну Власатому имеется также рукописная служба и хранится в Толгской церкви города Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Успенский женский монастрыь находится близ г. Каргополя, при ручье, называемом Волосатым. Он основан в XIV веке и был сначала мужский, а в 1649 году обращен в женский. На этом месте, до основания монастыря, жил уединенно некто труженик Иоанн (Власатый), которого гроб находится в обители; его память за добродетельную жизнь уважается и доныне. Прозвище сего отшельника, кажется, было поводом назвать и ручей, на берегу которого была его пустыня, «Волосатым». К этому ручью окрестные жители имеют веру, и подле часовни, куда совершаются из монастыря крестные ходы, устроено особое место для купанья, где многие недужные погружаются в воду, для здоровья; стечение таковых бывает преимущественно накануне праздника Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня (Ратшин, стр. 421). У Барсукова пропущен. 340. Преподобный Кириак начальник Сырскаго монастыря Успенскаго, преставися в лето 6900, иже бысть на Омеге реце Основатель бывшего Сырынского или Свльинского Каргопольского Успенского монастыря. Ум. 1402 г. Память его 28 апреля. Мощи почивают под спудом в Успенской церкви (Сергий, II, 110). 341. Преподобный Кирилл начальник Челменскаго монастыря Покровскаго преставися в лето 7000 Принадлежал к числу просветителей дикой страны Чуди. Постриженник обители преп. Антония Римлянина, он 6 лет испытывал себя в этой обители подвигами послушания, 3 года странствовал по пустыням, ища места по душе своей, наконец пришел в дикую Каргопольскую сторону и по извещению Божию избрал себе для постоянного пребывания уединенную гору Челму в 50 верстах от Каргополя. Отшельник первую зиму провел в тесной пещере, которую он выкопал себе на восточной стороне горы. Потом построил он себе «келийцу» и при ней часовню. Здесь, мало заботливый об удобствах жизни временной, проводил он время в молитве и посте. Он переносил для Господа и суровость климата и недостатки средств к жизни. Мотыкою копал он землю, садил простые овощи и питался травами. Слово кроткой веры и пример святой жизни Кирилла проникли и в сердца дикой Чуди; мало-помалу «поганые сыроядцы» обращались к Евангельскому свету и принимали святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1764 году Климецкая обитель была упразднена; а когда по воле государя императора Николая Павловича, в 1828 году последовало учреждение Олонецкой епархии, то и монастырь этот приписан к архиерейскому дому. УСПЕНСКИЙ, женский, 3 класса, близ уездного города Каргополя, при ручье, называемом Волосатым. Он основан в XIV веке и был сначала мужской, а в 1649 году обращен в женский. Здесь Соб. церковь двухэтажная; в ней престолы: вверху Успения Божией Матери, а внизу Архистратига Михаила. – На этом месте, до основания монастыря, жил уединенно некто труженик Иоанн (Власатый), которого гроб находится в обители; его память за добродетельную жизнь уважается и до ныне. Прозвище сего отшельника, кажется, было поводом назвать и ручей, на берегу которого была его пустыня, Волосатым. К сему ручью окрестные жители имеют веру, и подле часовни, куда совершаются из монастыря крестные ходы, устроено особое место для купания, где многие недужные погружаются в воду, для здоровья; стечение таковых бывает преимущественно накануне праздника Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: МАШЕОЗЕРСКИЙ, муж., существовавший в древности в 20 верстах от Петрозаводска, и давно уничтоженный. Когда он основан был, сведений нет; известно только, что в смутное время самозванцев он потерпел разорение, и после того, по грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского, был возобновлен. НЯТИН, муж. бывший в отдаленной древности на Климецком острове Онежского озера, в 50 верст. от Петрозаводска и в 3 от Климецкого монастыря; близ так называемой и ныне Нятиной губы. О времени основания этой обители сведений нет; также ничего неизвестно и о бывших тут церквах. Когда в конце XV века возник Климецкий мон., то Нятинские иноки перешли туда, к Препод. Ионе, чрез то Нятин монастырь упразднился. Теперь на этом месте находится часовня; а вокруг видны еще следы бывших тут строений. МУРМАНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. на острове Онежского озера, называемом Мурманским, или Муромским, нах. от уездных городов: Пудожа в 60 и Вытегры в 70 верстах. Он основан в половине XIV века Преподобным Лазарем. В нем было две церкви: 1) Успения Божией Матери (с 1787 приходская), и 2) св. Лазаря, Друга Божия. Эта последняя была построена вместе с монастырем и теперь не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, ростовский чудотворец, проживавший в XV веке, был по происхождению немцем и латинянином, как говорит его житие. Глубоко полюбив православие Руси, он здесь и отдал себя духовным подвигам, спасаясь на ниве русской церкви и служа спасению русских душ. Бог и прославил его как русского святого. Имеется пространное житие св. Исидора, и нигде мы не находим, что, принимая православие, он был перекрещен. Другой ростовский блаженный – св. Иоанн Власатый (ум. в 1581 г). – судя по оставшейся после его смерти псалтири на латинском языке, которой он пользовался, также был иностранцем, возлюбившим православие и подвизавшимся в России, где Бог и прославил его святость, Хотя мало известно его житие, однако нигде нет данных, говорящих о том, что, приняв православие, он был перекрещен. Единственный русский святой из иностранцев, о котором в Прологе говорится, что, принимая православие в Великом Новгороде, он «крестися,» был св. Прокопий Устюжский. В житии св. Прокопия имеется ряд неясностей: в современном издании его жития говорится, что он «принял православие,» не обозначая, каким чином он был присоединен к святой православной церкви. Нет никаких оснований предполагать, что русская Церковь в до-монгольские времена перекрещивала латинян при переходе их в православие. Возглавлявшие русскую церковь греки-митрополиты принадлежали к Константинопольской Патриархии, которая, в свою очередь, не перекрещивала латинян, принимая их в православие. Только исключительные события могли привести к тому, чтобы и русская, и константинопольская церкви изменили бы этой древней практике и перешли к перекрещиванию латинян и тех протестантов, у которых крещение совершается во имя Св. Троицы. Практика перекрещивания инославных наступила гораздо позднее в истории русской церкви. Вызвана она была рядом событий, о которых кратко скажем ниже. Неожиданно, русская церковь увидела себя в крайней опасности со стороны латинян, пришедших насаждать латинство в русских областях, действуя огнем и мечом. Русскому народу, во главе с его доблестными князьями, как св. Александр Невский (ум. в 1263 г). и св. Домонт-Тимофей Псковский (ум. в 1299 г.), приходилось своей кровью защищать свою веру и свое отечество от латинян и их посягательств. Все это не могло не произвести коренного изменения в отношении русских к инославным: прежнее благожелательство к ним сменилось на чувство огорчения и ненависти. Смиренное русское монашество не могло видеть со-братьев во Христе в военных монашеских орденах, закованных в железо и несущих с собою смерть и разорение. Как некогда крестоносцы нанесли непоправимый удар в отношениях между римской церковью и греческой православной церковью, так и немецкие «монахи-меченосцы» нанесли непоправимый вред в отношениях между римской и русской православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Развитие иконографии русских Христа ради юродивых трудно сегодня проследить на сравнительно небольшом, хронологически ограниченном круге изображений, а более поздние обычно подвергнуты столь сильной адаптации, что самые оригинальные черты буквально стёрты. Очевидно всё же существовала определённая иконографическая формула, генетически связанная с обликом Андрея Цареградского. Об этом можно судить хотя бы по изображениям Исидора Ростовского, скончавшегося в 1474 году. По преданию, он был выходцем из Германии. Его внешность характеризуется так: “подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нём едина раздрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы” 89 . Этому описанию вполне соответствует шитое изображение на покрове, выполненном в той же мастерской Ирины Годуновой в 1571–1585 годах, откуда в 1589 году вышел покров Василия Блаженного 90 . Иногда представляли Исидора в молении 91 . В Ростове в XVI веке получил известность ещё блаженный Иоанн Власатый, скончавшийся в 1580 году, гробница которого почитаема доныне 92 . О его происхождении косвенно свидетельствует принадлежавшая ему пергаментная латинская рукопись Молитвенника, выполненная в Германии около середины XIV века, со славянскими глоссами, возможно, писанными рукой самого Иоанна 93 . Над гробницей в Толгской церкви находится икона, представляющая Иоанна Власатого в длинной одежде, с посохом в руке, в окружении 12-ти клейм с изображением чудес, написанная в XVII веке 94 . При изображении юродивых приходилось принимать во внимание ряд вполне конкретных фактов биографического характера. Так, блаженного Лаврентия Калужского, скончавшегося в 1515 году, при жизни ходившего зимой и летом босым, в рубахе и овчинном кожухе, юродствуя перед калужанами, именно в таком виде изображали на иконах XVII века. В руке у него секира, которой он, по преданию, разогнал совершивших набег на Калугу в 1512 году татар. Но в более поздних иконах черты оригинальности постепенно утрачиваются, и в конечном итоге появляется изображение старца в мантии, с топориком на плече 95 . 5. Святые миряне и жёны

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

119 . Нил Столбенский (Столобенский), уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском (Столобенском) озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти 339 . 120 . Симон Сойгинский, основатель упраздненной Спасо-Преображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 75-ти верстах от Сольвычегодска на реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1561-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 340 . 121 .  Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го или 1577-го года. О начале местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано 341 . 122 .  Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местное празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века 342 . 123 . Трифон Печенгский, просветитель Лопарей западной части Кольского полуострова, пограничной с Норвегией и Финляндией, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины 343 . 124 .  Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноозерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно 344 . 125 .  Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неизвестно когда и также относимый к. XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иоанна Власатого, а более известного московского блаженного, к-рый также именовался Ростовским. Древнейший сохранившийся образ И. входит в состав росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, к-рая была исполнена в 1600 г. московскими иконописцами по заказу Н. Г. Строганова. Это фронтальное изображение, помещенное на откосе одного из окон придела ап. Иоанна Богослова в диаконнике собора (симметрично представлен седой юродивый, видимо Андрей Юродивый). И. выглядит немолодым, у него круглая голова, покрытое морщинами лицо, высокий лоб, вьющиеся русые волосы, к-рые спускаются на плечи. Святой в длинном охристом одеянии с отложным воротом (подобный ворот встречается и в др. изображениях); такого же цвета «ступни» на ногах и неправильной формы колпак, к-рый он придерживает левой рукой. В той же руке святой держит массивные четки и клюку. Одной из наиболее примечательных особенностей изображения является трактовка застежек «свиты» И.- массивных, черного цвета, больше похожих на элементы вериг, к-рые действительно носил блаженный. Выбор места для фигуры И. в алтарной части храма в отличие от расположения образов устюжских блаженных Прокопия и Иоанна на одном из столбов в наосе отражает разницу в почитании святых, но в целом появление образа И. в Благовещенском соборе свидетельствует об интересе Строгановых к новому столичному чудотворцу. Это объясняется неск. причинами: вниманием Строгановых к почитанию юродивых (о чем свидетельствует ряд памятников), восприятием И., родившегося в Вологде и нек-рое время жившего в Ростове, не только как новейшего Московского чудотворца и «преемника» Василия Блаженного, но и как Ростовского (Сольвычегодск входил в состав Ростовской епархии) и сев. святого, возможно, некоторыми чудесами (известно, что в год смерти И. у его гроба «Бог простил… Фому Анкиндинова сына, не видел очима полгода, а ныне он видит и живет на Покровке на Оникееве дворе Строганове»; Кузнецов. 1910. С. 419), а также «трудами», к-рые он совершал до прихода в Ростов: не исключено, что соляные варницы, где работал И., находились в Тотьме или в Сольвычегодске. Включение фигуры И. в роспись Благовещенского собора сопоставимо с включением тропаря и кондака ему в богослужебный сборник, к-рый в 1604 г. вложил в тот же храм Н. Г. Строганов (РГБ. Пискар. 445; Кузнецов. 1910. С. 474-475).

http://pravenc.ru/text/469402.html

Согласно Житию, накануне кончины И. пришел в Покровский собор и попросил прот. Димитрия подыскать ему место для погребения вблизи гробницы Василия Блаженного. Настоятель позволил И. выбрать место, к-рое святой указал «своим жезлом». Перед преставлением блаженный пошел через «Живой» (Москворецкий) мост в «мирскую баню», куда и раньше часто ходил «не телеснаго ради угождения, но конечнаго ради плоти умерщвления» ( Кузнецов. 1910. С. 415). По пути И. встретил хромого человека по имени Григорий и во время беседы с ним незаметно наступил на его больную ногу, после чего нога перестала болеть. Блаженный попросил исцеленного рассказать о чуде настоятелю Покровского собора. В бане И. снял с себя вериги, трижды облился водой, лег на скамью и попросил бывших там людей отнести его тело в Покровский собор и «не хоронити до трех дней». В агиографических источниках встречаются разные даты кончины И.: 3 июня, 12 июня, 13 июня, 4 июля, 12 июля, 13 нояб., 2 июля 1588 г., 2 июля 1590 г., 3 июля 1590. В Житии сообщается, что при погребении И. присутствовали патриарх св. Иов и царь Феодор Иоаннович ( Кузнецов. 1910. С. 416), отпевал святого Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси). У мощей И. исцелился суздалец, сын боярский Е. Г. Протопопов, 20 лет страдавший от болезни глаз; также выздоровел некий человек, у к-рого болели ноги. Народу раздавалась «милостыня и кормля» из казны. В одной из редакций Жития сообщается, что тело И. было переложено из деревянного гроба в каменный. Во время погребения И. поднялась буря, в храме опалились иконы, ризничий Рязанского архиерея был убит молнией в алтаре, покровского диак. Пимена вынесли во двор едва живым, и он успел лишь покаяться перед кончиной, свящ. Иоанна из коломенского поместья Ф. Н. Романова (см. Филарет , патриарх Московский и всея Руси) бурей подняло над церковными дверьми и ударило о землю, мн. люди были оглушены, лишились рук и ног. В сказании о погребении И. суровая небесная кара объясняется тем, что блаженного похоронили ранее назначенного срока (т. е., вероятно, 4 или 5 июля), сняв с него «пояс его, который взят был во Иерусалиме от Гроба Господня» ( Кузнецов. 1910. С. 418; в жизнеописании И. этот пояс не упом.). Рассказ о чудесном знамении при погребении И. совпадает с рассказом Жития блж. Иоанна Власатого, при погребении к-рого разразилась буря и произошло «пожжение церквам и храминам». Автор сказания о погребении И. проводит параллель также с событиями кончины блж. Прокопия Устюжского.

http://pravenc.ru/text/469402.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010