По примеру первоначального составителя жития и дополнитель его повести об этом чуде заключает словами: «Не токмо же ту сущим дивного сего мужа прикосновением честного гроба или одеяния и кроплением освященные воды бывают исцеления, но и далече сущим, иже с верою святое его имя призывающим». Народное почитание блаженного Исидора началось, как мы видели из жития, с самого дня его кончины; тогда же, вероятно, началось и церковное празднование памяти его, по крайней мере местно, потому что чрез тринадцать лет по кончине его имя уже внесено было в святцы 434 . Всеобщее же празднование памяти блаженного Исидора в православной России замечается уже в начале XVI века. Уже в церковном уставе Троицкого Лютикова монастыря, написанном между 1474 и 1531 годами, надобно полагать на юге, в митрополии Киевской, под 14 мая читаем: «Святого Исидора Христа ради юродивого чудотворца ростовского» 435 . В церковном уставе, писанном в 1522 году для епископа Вологодского и Пермского Алексия, 14 мая также положена «память святого Исидора Христа ради юродивого ростовского чудотворца» 436 . В акте собора 26 февраля 1547 года, на котором постановлено написать службы и праздновать повсеместно в русской земле четырнадцати святым и девяти местно, ни между этими последними, ни между тени имени Исидора не упоминается 437 , следовательно, почитание его не ограничивалось уже в то время одним местом его подвижничества, но было распространено вообще на Руси, так что не было нужды в особом относительно почитания его соборном постановлении 438 . В грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного к митрополиту Макарию от 1653 года, блаженный Исидор перечисляется между другими святыми представителями державы русской 439 . Времени составления службы блаженному Исидору с точностью определить нельзя 440 . Из того, что на соборе 26 февраля 1547 года не было рассуждаемо о составлении ее, видно, что к тому времени она была уже составлена. Рукописная она встречается во многих древних сборниках служб. По рукописному подлиннику бывшей Новгородской Софийской библиотеки XVII века «Сидор юродивый рус, власы велики, брада Христова, плечо правое наго, риза санкир» 441 . Блаженный Иоанн власатый, Христа ради юродивый, ростовский чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Перевод: Страданиями святых праведных отроков Иакова и Иоанна, которые они для Тебя перенесли, умолен будь Господи, и все наши болезни исцели, Человеколюбивый, молимся. Иерониму Стридонскому , блж., глас 3 Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/православных собрание,/якоже убо преподобных еси собеседник/и Божественныя премудрости сопричастник,/тако, пречудне Иерониме,/Христу Богу молися//даровати нам велию милость. Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости. Иоакиму и Анне, Богоотцам, правв., глас 1 Иже в законней благодати праведни бывше,/Младенца богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна./Темже днесь светло торжествует,/весело празднующи, Божественная Церковь, честную вашу память,/славящи Бога,//воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Перевод: Благодатно пребывая праведными в Законе, Младенца данного Богом породили нам Иоаким и Анна. Потому сегодня светло торжествует, радостно празднуя, Божественная Церковь, почитаемую память вашу, прославляя Бога, воздвигшего рог спасения нашего в доме Давида ( Пс.17:3 ). Иоанну Власатому, Ростовскому чдтв., блж., глас 8 Явился еси во граде, яко в пустыни,/в смиренномудрии, чистоте, и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне,/Взем бо крест Христов, последова Ему/и бе в молитвах и псалмопении день и нощь/иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода,/и преселился еси к Невечернему Свету./Ныне же ко гробу твоему верни приходящии,/моляся Господеви, Богородице и Предтечи,/приемлют исцеления молитвами твоими./Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне,//спастися душам нашим. Перевод: Ты жил в городе, как в пустыне, в смиренномудрии, чистоте, в трудах и подвигах, и многом терпении, преблаженный отче Иоанн. Ибо взяв крест Христов, последовал Ему и пребывал день и ночь в молитвах и псалмопении на латинском языке о спасении всего мира и христианского рода, и переселился ты к Незаходящему Свету. Сейчас же ко гробу твоему верующие приходя и молясь Господу, Богородице и Предтече, получают исцеления по молитвам твоим. Молись о нас всегда, блаженный отче Иоанн, о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Блаженный Исидор преставился 14 мая 1474 года. В минуту кончины его по всему городу разлилось благоухание в воздухе. Ростовцы погребли его в самой хижине и построили над гробом его деревянную церковь Вознесения Христова, вероятно потому, что в день погребения его, Мая 18, было навечерие сего праздника 130 . В житии Св. Исидора записано несколько чудес и исцелений, бывших на гробе его 131 . Деревянная церковь над гробом его заменена каменною, построенною по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного. Этот малый храм довольно низок и тесен, с одною главою и шатровою колокольнею. Старожилы Ростовские рассказывают предание, что архитектор казнен Грозным за то, что несколько уменьшил церковь против прежней деревянной. Иоанн Власатый поселился в Ростове в царствование Грозного в 7089 (1581): происхождение и родина его неизвестны. Он проводил жизнь в добродетелях и непрестанной молитве, не имея никакого пристанища и приходя только для отдыха к одной престарелой вдове и к духовному своему отцу, Всесвятскому священнику, Петру. По многих трудах и подвигах, он скончался 3 Сентября, 7097 (1584 года), и погребен означенным священником и вдовою при церкви Св. Власия за городом. Погребение его ознаменовано было молниею, бурею и громом. На гробе благочестивого Иоанна, находящемся ныне не при церкви, но внутри оной, сохраняется ветхая книга Псалтирь на Латинском языке, которую Иоанн всегда носил при себе, до самой кончины своей. Она вновь переплетена но воле Св. Димитрия Митрополита 132 . Теперь Власиевская церковь имеет новейшую архитектуру и находится уже не вне города, но близ выезда к Ярославлю. Глава VII. Рождественский девичий монастырь и мужские монастыри в окрестностях Ростова: Троцкий Варницкий, Белогостицкий и Борисоглебский, что на Устье Внутри города Ростова, у земляного вала, находится Рождественский 3 класса девичий монастырь. Основание этого монастыря приписывается Св. Феодору, первому Архиепископу Ростовскому. Монастырская церковь двухэтажная: в верхнем ярусе храм Рождества Богородицы, в иконостасе которого замечательны некоторые местные иконы древнего письма, хотя самый иконостас и наружный вид церкви переделаны в новейшем вкусе. В нижнем ярусе церковь Св. Алексия, человека Божия 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Декабрь, 30 1563 Преподобный Геннадий Костромской. Январь, 23 1565 Святитель Герман, архиепископ Казанский. Ноябрь, 6 1567 Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин). Январь, 28 1568 Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Январь, 9 1569 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Февраль, 20 1570 Преподобный Арсений Новгородский. Май, 8 1570 Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские. Июнь, 24 ок.1570 Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Октябрь, 4 1575 Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый. Февраль, 28 1576 Преподобный Кирилл Астраханский. Март, 18 ок.1576 Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сентябрь, 3 1580 Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец. Сентябрь, 24 1581 Преподобный Анания Новгородский. Июнь, 17 1581 Преподобный Трифон Кольский, или Печенгский. Декабрь, 15 1583 Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа Ради Юродивый. Ноябрь, 4 1584 Преподобный Агапит Маркушевский. Май, 21 1584 Преподобный Сергий Малопинежский. Ноябрь, 16 1585 Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец. Июль, 3 1589 Преподобный Игнатий Ломский. Декабрь, 28 1591 Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец. Май, 15 1591 Преподобный Ферапонт Монзенский. Декабрь, 12 1597 Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский). Июль, 8 до XVII в. XVII в. Праведный Афанасий Наволоцкий. Январь, 18 XVI-XVII вв. Преподобный Иона Яшезерский. Сентябрь, 22 XVI-XVII в. Праведный Василий Мангазейский (Туруханский). Март, 23 1602 Преподобный Мартирий Зеленецкий. Март, 1 1603 Праведная Иулиания Лазаревская. Январь, 2 1604 Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси. Июнь, 19 1607 Преподобномученица игуменья Анастасия и с нею 35 монахинь. Апрель, 10 1609 Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

2 августа), «нагоходец», «постом и бдением и мразом и теплотою солнечною и слотою и дождевным облаком» «выше естества нашего подвизался» (из тропаря и жития), дни проводивший среди нищих и убогих, ночью молившийся на папертях храмов, великий провидец, исцелитель пьяниц... Блаженный Николай Саллос, юродивый Псковский (1–1576. 28 февраля), спасший в 1570 г. Псков от страшной расправы Царя Uoahha IV Грозного... Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец († 1580. 3 сентября и 12 ноября), отличавшийся особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой... Блаженный Иоанн, Московский чудотворец († 1589. 3 июля), друг преподобного Иринарха, предсказавший Смутное время, нашествие иноплеменных, называвшийся «Большой Колпак и Водоносец» по веригам, им носившимся, и трудам, на себя возлагаемым... Блаженные: Георгий Шенкурский († 1462. 23 апреля), Иоанн Устюжский († 1494. 29 мая), Иаков Боровицкий († 1540. 23 октября), Киприан Суздальский († 1622. 2 октября), Максим († 1650. 16 января) и Андрей († 1673. 10 октября), Тотемские, прославившиеся чудесами, проистекшими от их мощей. Митрополит Кирилл на церковном Соборе 1274 г. во Владимире, указывая на страшные бедствия от татарского ига, говорил: «И все это постигло нас за то, что мы не хранили правил святых Отцов наших», омрачили их «облаком еллинской мудрости». К согласованию всей жизни именно со святыми канонами и направлял деятельность Собора великий ревнитель веры. Мы читали выше послание преподобного Феодосия, обличавшего «кривоверов», «двоеверцев», не отстаивающих свое истинное Православие. Строго боролись с еретиками наши иерархи. Анафеме предает святой митрополит Петр еретика Сеита. Святые: Геннадий, архиепископ Новгородский, и Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сокрушают злостных еретиков – жидовствующих. Святой Иосиф выпустил 16 обличительных посланий, или «слов», против жидовствующих (послания эти известны под названием «Просветитель»), «Буде ты позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единыя врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На гробе образ преподобного Иринарха писан в красках, в возглавии Спасов образ, у Спасова образа и у преподобного венцы и цата серебряные, резные, позолочены. Свет и поля басменные серебряные же позолочены...»; «оные же образы преподобного имеются вне монастыря в часовне...» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Наиболее ранние известные иконописные изображения И. датируются 2-й пол. XVII в. В деисусном чине, написанном в верхней части иконы «Блаженный Иоанн Власатый Милостивый, с клеймами чудес от его гроба» (3-я четв. XVII в., ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), завершающие ряд слева и справа святые связаны с историей Борисоглебского мон-ря. И. представлен в левой части, последним, за св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, с др. стороны - преподобные Феодор и Павел, основатели Борисоглебской обители. У И. небольшая окладистая борода, тронутая сединой, он облачен в одежду схимника, на голове куколь, правая рука в молении протянута вперед, в левой - свиток. На запрестольном кресте из Борисоглебского мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 330-333. Кат. 99), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения кон. XVII в. составляют развернутую иконографическую программу, связанную с историей обители и ее святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами блгв. князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста - фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге - поясное изображение И. с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой - свиток. Единоличных икон И. сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ И. кон. XIX в. (120×82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развернутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божией Матери. В нач. XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом И., предстоящего в молении изображенному слева в облаках Спасителю, а также образ И. на холсте, где позади коленопреклоненного святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял арх. Михаил ( Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов, 1909. С. 75, 97).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Тысячи людей сошлись в огромном соборе, народу было так много, что руки нельзя было поднять. Было видно, что многие впервые переступили порог храма. Молодые, сверхсовременно одетые люди спрашивали: «А где икона, где «Знамение»?» Маленькая девочка лет четырех дергала маму за рукав: «Где же Богородица, когда она придет?» И мать, пытаясь успокоить дочь, говорила: «Подожди, смотри и слушай». Служили молебен о предотвращении братоубийственной розни, читали Евангелие с заповедью Христа о любви к ближнему. Лица людей светлели, они обретали ясность и уверенность. Перед чудотворным «Знамением» вновь зазвучало простое и пронзительное, проникающее до самых глубин сердца и души пение молитвы канона Богородице: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице». Все, кто смог в тесноте, опустились на колени, все, кто умел и не умел, пели, все, кому известны слова, произносили их, кому неизвестны, повторяли, обращаясь к древнему образу. «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?.. Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице...» Мы все читали на страницах древних летописей, как в дни тревог и бед прибегали к чудотворным святыням, читали в «Слове о знамении Святой Богородицы», как более 800 лет назад перед этой иконой пелись те же слова молебного канона, так же, как сегодняшние новгородцы, припадал к образу «Знамения» святой архиепископ Иоанн с клиром и народом в надежде на спасение города от разорения. И нам дано было пережить в стенах Софии физическое ощущение всеобщности и единения. Чем и как можно оправдать идею лишить народ возможности молитвенно взывать с трепетом и упованием к заступничеству древней чудотворной святыни? В новгородском Софийском соборе служат часто, еще не каждый день, но в праздники и воскресные дни обязательно. Приходят люди, приводят детей. Ежедневны работы по сохранению собора, возникают новые проблемы, и они решаются. Ходят в Софии экскурсанты, женщины надевают платочки, тише и сосредоточеннее ведут себя посетители и с новым, небывалым раньше интересом смотрят на ожившие стены, древние фрески и иконы. Так теперь будет всегда. Пройдут годы, пока принесут свои плоды события лета 1991 года и осознается их значение. † Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение. Читать далее Источник: Святые Новгородской Земли, или история святой северной Руси в ликах X-XVIII вв. : В 2 т. - Великий Новгород: ТРИГОН, 2006./Т.2. XVI-XVIII вв. - 737-1472 с. ISBN: 5-94684-788-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый отдел: Господство дома святого Владимира. Выпуск первый: X-XIV столетия. СПб., 1873. (Репринт: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М„ Книга, 1990) 16 . Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград. Наука, 1989. 17 . Очерки по истории Русской Святости. Составил иеромонах Иоанн (Кологривов). Жизнь с Богом, Брюссель, 1961. 18 . Русские святые, Монахиня Таисия. СПб, Азбука-классика, 2001. 19 . Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. Часть II. СПб., 1846 г. 20 . Цветков А., священник. Преподобный Ксенофонт Робейский и основанная им обитель. Новгородские епархиальные ведомости. 1899, 5 (1 марта). Часть неофиц. С. 304–315. 21 . Новгородский месяцеслов святых угодников Божиих, просиявших подвигами и святостию своей жизни в пределах Новгородской епархии. Составлен А. А. Усининым. СПб., 1882. 22 . Экземплярский А. В. Великие удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. Т.1. Издание графа И.И.Толстого, СПб, 1889. 23 . Андреев А. Р. Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника. М., Русская панорама. 1998. 24 . История Руси Великой. Сочинения Николая Ивановича Костомарова в 12 томах. Том 1. Русская история в биографиях ее главнейших деятелей. М., Мир книги. 2004. 25 . Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра. 6–9 июня, 1988. 26 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. 27 . Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., Союзбланкиздат, 1992. Репринтное воспроизведение издания 1902, М., РППО. 28 . Забелин И. Житие святого праведного Федора, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. Новгород. 1896. 29 . Житие Атония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Велико снисхождение и любовь преподобного Иосифа к людям. Не только тот, кто обращался к нему с верой и молитвой, получал от него скорое исцеление, но даже и тем, кто не обращался к нему и вовсе не слышал о нем, он подавал скорую помощь. У одной женщины, по имени Екатерина, мужа взяли в солдаты и был тяжко болен сын. Горько плакала бедная женщина о своих несчастьях. И вот однажды ночью она увидела во сне монаха, который сказал ей: «Не скорби, Екатерина, твой муж служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иоанн вскоре будет здоров. Сходи с ним в Заоникиеву пустынь помолиться пред образом Божией Матери; я – житель той пустыни, старец Иосиф». Когда Екатерина пробудилась от сна, то нашла сына своего совершенно здоровым. Крестьянка Евдокия более двух лет находилась в расслабленном состоянии, не владея ни руками, ни ногами. Однажды ночью, лежа в постели, она увидела монаха, высокого роста с длинной бородой, в куколе и мантии и с жезлом в руке. Монах подошел к ней, взял ее за плечо и сказал: «Встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиевскую пустынь к чудотворной иконе и исцелеешь». Когда Евдокия ответила ему, что она не может ходить, не слышала и не знает, где находится Заоникиева пустынь и как найти образ, то старец сказал: «Пустынь – недалеко от города Вологды и хорошо известна по совершающимся в ней чудесам, а я – монах той пустыни Иосиф. Советую тебе не отчаиваться, но иметь веру, и получишь милость». Сказавши это, старец стал невидим. Больная поражена была видением и от страха начала креститься, хотя раньше не могла поднять руки. Утром она была уже совершенно здорова. Немедленно отправилась она в Заоникиеву пустынь, где и поведала о чудесном исцелении своем. Жена сельского булочника Мария Зайцева три года болела глазами. Помогать мужу своему она уже не могла и подвергалась его попрекам и брани. Однажды она подошла к столу, за которым работал ее муж, желая в чем-нибудь помочь ему. И в это время увидела, как отворилась дверь и в комнату вошел монах, держа на груди образ Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010