Весь день 24 декабря она суетливо бегала из дома в дом с криками: – Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины! – Что это нынче с Ксенией? – удивлялись люди. При чем тут блины?! До масленицы вроде еще далеко... Так никто и не понял странных слов и поведения блаженной. А на следующий день, 25 декабря 1761 года, умерла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Еще накануне велела она архитектору Растрелли настлать в ее новом Зимнем дворце паркет покрасивее, отделать спальню золотом, но вдруг – скончалась. И, как положено по обычаю в таких случаях, люди на поминках варили кисель и пекли блины. После этого случая все поняли, что своим великим смирением, духовным подвигом, любовью к ближним и полным самоотречением Ксения стяжала благодатный дар прозорливости. Несколько лет спустя, уже в царствование императрицы Екатерины Великой, блаженная Ксения три недели подряд просидела на церковной паперти – и все плакала, плакала. Все встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали ее: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?» Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь» – и еще сильнее начинала плакать. Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной блаженной. Никто не понимал и странных слов ее. А вскоре по Петербургу разнеслась молва о том, что в Шлиссельбургской крепости, на острове Орешек, в том месте, где берет начало Нева, убит несчастный император Иоанн VI Антонович. Он был внучатым племянником императрицы Анны Иоанновны – сыном ее племянницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха. По смерти Анны Иоанновны в 1740 году, Иоанн VI Антонович был провозглашен императором. Спустя год после этого, а именно в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года произошел государственный переворот, вследствие которого императрицей стала дочь Петра Великого, Елизавета Петровна. Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а родителей его сослали в ссылку в Холмогоры, где они и скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

101 Петр III Федорович (1728–1762) –император (1761); своей реакционной антинациональной политикой вызвал всеобщее недовольство, был свергнут гвардией, поддержавшей заговор Екатерины (28.6.1762). 102 Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693–1766) – дипломат, государственный деятель, канцлер (1744–1758), генерал-фельдмаршал (1762). 103 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771) –граф (1744), камергер, генерал-фельдмаршал (1756); из украинских казаков; морганатический супруг императрицы Елизаветы, богатейший помещик России и Украины. 104 Понятовский Станислав Август (1732–1798) – граф, секретарь английского посольства в Петербурге (1755–1758); исполнял обязанности посла Саксонии и Польши; последний польский король. 105 Воронцова Елизавета Романовна (в замужестве Полянская) (1739–1792) – фаворитка Петра 111, дочь Романа Илларионовича Воронцова, генерал-аншефа и сенатора, родная сестра кн. Εκ. Р. Воронцовой-Дашковой. 107 «Мареборуго» – Мальборо Джон Черчилл (1652–1722), герцог (1702), полководец, государственный деятель; принимал участие в «Войне за испанское наследство». 108 Иоанн (Иван) VI Антонович (1740–1764) –русский император (1740–1741); его родителями были Анна Леопольдовна, внучка царя Ивана V Алексеевича, и Антон Ульрих, герцог брауншвейг-люненбургский. Иоанн Антонович был убит при попытке его освобождения (т. н. «заговор В. Н. Мировича»). 109 Братья Орловы активно участвовали в перевороте 1762 г. Орлов Григорий Григорьевич (1734–1783) –граф (1762), генерал-фельдцейхмейстер (1765–1775), фаворит Екатерины II, один из руководителей переворота, первый президент Вольного экономического общества. Орлов Алексей Григорьевич (1739–1807/8) –граф (1762), генерал-аншеф (1769); командовал в Средиземном море русской эскадрой, одержал победы у Наварина и Чесмы (1770), за что получил титул «Чесменский». Как правильно указывает К.-К. Рюльер, на лице А. Г. Орлова был действительно шрам, полученный во время стычки с А. Швановичем. Орлов Иван Григорьевич (1738–1791) – граф (1762), капитан гвардии; участвовал в комиссии по составлению нового Уложения (1767). Орлов Федор Григорьевич (1741 –1796)–граф (1762), обер-прокурор Правительствующего Сената, участник Комиссии по составлению нового Уложения (1767); командовал отрядом судов в битве при Чесме (1770). Орлов Владимир Григорьевич (1743–1831) –граф (1762), генерал-поручик, директор Академии наук (1766–1774).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По некоторым известиям, вслед за воцарением Екатерины, Бестужевым составлен был план брака ее с Иоанном. Верно то, что Екатерина в это время виделась с Иоанном и, как сама признала позже в манифесте, нашла его поврежденным в уме. Сумасшедшим или, по крайней мере, легко теряющим душевное равновесие изображали Иоанна и рапорты приставленных к нему офицеров. Однако, Иоанн знал свое происхождение, несмотря на окружавшую его таинственность, и называл себя государем. Вопреки строгому запрещению чему бы то ни было его учить, он от кого-то научился грамоте, и тогда ему разрешено было читать Библию. Не сохранилась и тайна пребывания Иоанна в Шлиссельбурге , и это окончательно погубило его. Убит в ночь на 5 июля 1764 охранявшими его офицерами при попытке освобождения, предпринятой Василией Яковлевичем Мировичем , который склонив с помощью подложных манифестов на свою сторону гарнизонных солдат, арестовал коменданта крепости Бередникова и потребовал выдачи Иоанна. Приставы сперва сопротивлялись с помощью своей команды, но когда Мирович навел на крепость пушку, сдались, предварительно, по точному смыслу инструкции, убив Иоанна. Иоанн Антонович был погребён в Шлиссельбургской крепости. В 1780 оставшиеся в живых его братья и сёстры были высланы в Данию . Было несколько самозванцев, выдававших себя за Иоанна Антоновича (последний - в 1788). В правление Елизаветы и ее ближайших преемников самое имя Иоанна подвергалось гонению: печати его царствования переделывались, монета переливалась, все деловые бумаги с именем имп. Иоанна предписано было собрать и выслать в сенат; манифесты, присяжные листы, церковные книги, формы поминовения особ Имп. дома в церквах, проповеди и паспорта велено было сжечь, остальные дела хранить за печатью и при справках с ними не употреблять титула и имени Иоанна, откуда явилось название этих документов " делами с известным титулом " . Лишь высочайше утвержденный 19 августа 1762 г. доклад сената остановил дальнейшее истребление дел времени Иоанна, грозившее нарушением интересов частных лиц. Доступ к документам об Иоанне Антоновиче был открыт лишь в 60-е годы XIX века.

http://drevo-info.ru/articles/14365.html

Рясофорный Евстафий, Евстафий Антонов Гаврилюк, крестьянин Волынской губернии, Старо-Константиновского уезда, Красильской волости, деревни С. Бинок. Рясофорный Иордан, Иван Григорьев Заика, крестьянин Киевской губернии, Радомысльского уезда, Малинской волости, деревни Ризни. Рясофорный Петр, Петр Евфимиев Могилевский, Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Пасещельской волости и села. Рясофорный Дионисий, Дионисий Иванов Круглий, мещанин города Кобеляки Полтавской губернии. Рясофорный Михаил, Михаил Иванов Гнездилов, крестьянин Курской губернии, Фатежского уезда, Мелиненской волости, деревни Русановки. Рясофорный Василий, Василий Григорьев Кушнер, крестьянин Гродненской губернии, Слонимского уезда, Косовской волости, деревни Рацкевичи. Монах Гликерий, Григорий Иакимов Марценюк, крестьянин Подольской губернии, Ямпольского уезда, Черновятской волости, деревни Березовки. Монах Пимен, Павел Иакимов Лебедь, крестьянин Полтавской губернии, Прилуцкого уезда, Венелецкой волости, местечка Волубовки. Монах Никон, Никита Гурьевич Надточий, казак Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, Велико-Топольской волости, села Манюки. Рясофорный Григорий, Григорий Антонов Прозорин, крестьянин Новгородской губернии. Рясофорный Иоанн, Иван Васильевич Никонов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Сарайской волости, села Ривского. Рясофорный Евсевий, Евсевий Захариев Довгунец, крестьянин Волынской губернии, Микуличевской волости, деревни Менчицы. Рясофорный Иосиф, Иосиф Игнатьевич Хоменко, казак Черниговской губернии, Нежинского уезда, Дремайловской волости и села. Рясофорный Василий, Василий Егорович Тихомиров, крестьянин Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, Заборовской волости, деревни Елохово. Схимонах Иперехий, Илья Семенович Горбунов, мещанин города Оханска, Пермской губернии. Схимонах Феодорит, Федор Феодосиевич Мякушка, отст. ряд. Херсонской губернии, Александрийского уезда, Павлишской волости, села Камень-Потоцкого. Монах Ианнуарий, Иван Павлович Гробовой, запасной фейерверкер Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Ганебновской волости, хутора Михайлова.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Вот что пишет о греках этот «великий старообрядческий епископ-страдалец»: «Вы пишите, что греки лишились благодати более 400 лет. Так стало быть, по вашему Иеремия патриарх, лишившись благодати, что же он сообщил патриарху Иову в 1389 году? Ничего! Почему же еретика приняли русские? По вашему Иеремия, что не имел, то не мог преподать Иову и он, значит, по вашему не патриарх, а «потерях»? Если греки лишились благодати 400 лет, то за 7 лет благодати лишились (до приезда Иеремии) и Вот ваше мнение какое. Вы с беспоповцами должно быть клеветать сговорились на смиренных греков и русскую церковь марать в неблагодатном архиерействе. Особенно Феофан, патриарх Иерусалимский 1620 года, после падения греков, обливанцев по вашему, чрез 27 лет благодати лишенных. Филарет патриарх Московский, не получил благодати и даже лишился последней, что имел. О, какая ложь! В книге «о правой вере» Иосиф патриарх велел четырех патриарх почитать, яко четырех евангелистов. Неужели еретиков он приказал почитать? Так где ложь, есть ли там Бог ? О, нет! тысячу раз нетъ! Оставьте клевету, повинитесь истине. Бог мира да будет с вами, аминь». п) «Ответы на 8 вопросов», л. 64: «Нынешняя греко-российская церковь , за нарушение чистоты правой веры, вселенскою церковью еще не осуждена, и в догмате Богословия не погрешает (ответ 7)». р) «Истинность» Швецова, § 15. стр. 40: «Но ежели все то, что содержала наша древняя русская церковь , содержит ныне и сия нынешняя российская, все это, говорим мы, все до буквы, йоты и черты и нам любезно: во всем этом церковь российская есть и наша, нам родная, не российская, а подлинно русская». с) «Краткое соображение о разных религиях» Павла Белокриницкого (см. «краткая история старообр. Церкви», его же, стр. 36; в Замечаниях на «Меч духовный» Е. Антонова, стр. 14): «Греки в догматах веры о самом Божестве никакой погрешности не имеют, что есть главный пункт православию». т) «Меч духовный» К. Перетрухина, гл. 3, л. 103 (в «Замечаниях на Меч» Е. Антонова, стр. 237): После выписки из книги о Вере 27 л. об.: «сего ради святая во грецех обретенная церковь »... пишет: «От сего понятно, что греческая церковь во дни патр. Иосифа истинное православие до конца еще не утратила. И после патр. Иосифа, когда судили за вины патр. Никона, греческие патриархи хотя и утвердили Никоновы новшества (?). но крещения трехпогружательного не изменили».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Характерно, что боковые поля – рама иконы – также представляют собой интегральную часть изображения. Для орнаментального мышления рама притягательное поле творческих усилий. Поэтому мастер насыщает ее дополнительным набором всех ему известных праздников, не входящих в состав Двунадесятых, а также порой довольно редкими для суздальской иконописи сценами житий пророков, апостолов и мучеников. Например, сюжет «Сорок мучеников Севастийских» более характерен для балканской, и особенно болгарской, иконописи XIX в. Интересно, что именно в трактовке отдельных изображений на раме мы видим в архитектурных стаффажах и пейзажах более откровенное сочетание традиционно каноничных и западных, барочных элементов. То есть рама в ремесленной иконописи всегда дает большую свободу и возможность для «маньеристической» игры. Даже тогда, когда иконописец работает в каноне, именно на раме можно встретить новые и неожиданные трактовки. Так, например, средневековая традиция широких полей иконы, развиваемая Макарьевской школой (Антонова, Мнева, ГТГ, 1963, кат. 516), переосмысляется неизвестным палехским иконописцем начала XVIII в. в соответствии с умонастроениями барокко. На широкой раме иконы «Иоанн Предтеча в пустыне» мы видим изображение сцен жития пророка, пространные надписи к которым устанавливают с ними связь в контексте иного типа культуры (Антонова, ДИПК, 1966, илл. 124, кат. 105). Другими словами, между всеми формами икон «мелочных» писем могло действовать чисто орнаментальное сцепление, характерное для «сниженного культурного фонда». Иллюстративность могла оказаться возведенной в степень. Все подчинялось подробному рассматриванию и своего рода «игре в текст», хотя игра и носила исключительно серьезный характер. Не случайно, что цвет в таких иконах подчинялся главным образом читаемости композиции согласно барочному синтезу словесного и изобразительного рядов. Такие иконы – это не «умозрение в красках»; скорее орнаментальная в них игра. Зависимость традиционных форм старообрядческой иконы от того или иного типа культуры и общего ментального фона нередко проявлялась в способах наложения и цитирования.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Ф. м. чинились «убытки и продажи великие». Новая грамота давала обители полную независимость от действий местных властей, а также судебный иммунитет. Царь определял один срок - один раз в год «день по Крещенье Христове», когда пристав, данный П.-З. Ф. м., должен был ездить в Москву и решать возникшие проблемы и дела. Власти мон-ря обязывались в этот день быть у царя Иоанна Грозного, а в его отсутствие - у большого дворецкого в приказе Большого дворца. Здесь разбирались все их дела, «опричь духовных». Эти дела «по игумена, и по попов, и по дияконов и по старцов» должен был разбирать и судить митр. Московский свт. Макарий или его приставы (ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442). 12 сент. 1564 г. игум. Харитон получил жалованную тарханно-несудимую и заповедную грамоту от царя Иоанна Грозного на подмонастырское с. Фёдоровское, к-рое освобождалось от приема ездоков и незваных гостей во время церковных праздников. 20 янв. 1567 г. утверждена указная с прочетом грамота от боярина и большого дворецкого Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (отца патриарха Московского и всея Руси Филарета). Она обязывала выборного старосту Воина Баракова не собирать оброк с рыбных ловель П.-З. Ф. м., расположенных на р. Нерли и оз. Ивановском ( Антонов. 1997. 191-192. С. 74). После смерти в Александровой слободе из-за болезни наследника, царевича Иоанна Иоанновича , его отец, царь Иоанн Грозный, пожаловал властям П.-З. Ф. м. переславские: слободку Ямскую, дворцовые села Ивановское и Петровское, 500 р. денег «на монастырское строение по сыне своем», а также «платья - шубу соболью и нагольную, ферези дорогинны, тарлик бархатный, зипун тафтян, 3 ковша серебряные, 4 стакана серебряные» ( Свирелин. 1903. С. 27-28). В связи с отменой тарханов в 1585 г. П.-З. Ф. м. со своих владений стал платить ряд налогов. Известны дьяческие отписи от 25 янв. 1587 г. и от 12 марта 1588 г. о получении ямских и полоняничных денег из П.-З. Ф. м. (РИБ. Т. 32. 336. Стб. 651; Антонов. 1997. 194-195. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2579998.html

XVII в., ГТГ). Одновременно с этими произведениями появляются композиции, в к-рых М. представлен как один из столичных святых. Таков известный складень с изображением Божией Матери «Молебной» и припадающих Московских чудотворцев, написанный по заказу М. Я. Строганова Истомой Савиным и отличающийся расширенным подбором Московских святителей и юродивых (нач. XVII в., ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 786; Рыбаков. 1995. Табл. 288). М. изображен на средней створке вместе со свт. митрополитами Петром и Фотием и блж. Иоанном Большим Колпаком (блж. Василий изображен на 3-й створке). Сходную по смыслу композицию имеет икона Божией Матери «Моление о народе» (1-я треть XVII в., ГТГ, собр. П. Д. Корина; Антонова. 1966. Кат. 99. Табл. 115): фигуры юродивых включены в большую группу предстоящих и припадающих святых (как Вселенских, так и Русских). Особенно многочисленны произведения, где преобладают образы московских святых, в числе к-рых присутствуют М., блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. Ранним примером такой иконы является 3-частный образ из собрания Г. А. Покровского (1-я треть XVII в., ЦМиАР), принадлежащий к «строгановской» традиции. В ее нижнем регистре помещены фронтальные фигуры Московских чудотворцев (святителей Петра, Алексия и Ионы, кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора) с нек-рыми др. святыми; московские юродивые написаны фронтально. В верхней части иконы представлены «Положение ризы Богоматери» (согласно поздней надписи - «Сретение Владимирской иконы Божией Матери») и «Покров Пресв. Богородицы» - сцены, к-рые могут быть связаны с идеей покровительства Пресв. Богородицы Москве, но в то же время напоминают о посвящении Покровского собора на Рву, окруженного гробницами московских юродивых. Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Связи между образом Богоматери, как покровительницы столицы, и почитанием Московских чудотворцев отражены в памятниках, имеющих отношение к Владимирской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Работу форума открыла профессор Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Л.А. Жуйкова, представившая доклад «Христианские основы творчества М.П. Мусоргского. Осмысление русского бунта». Людмила Антоновна рассказала некоторые факты из биографии великого русского композитора, свидетельствующие о том, что он был глубоко верующим человеком. «На страницах одной из рукописей Модеста Петровича были обнаружены маленькие православные крестики. Российский исследователь Е. Левашов отмечал, что Мусоргский " будто осенял себя крестным знамением как крестьянин перед жатвой, воин перед битвой, мастер — перед решающим шагом отливки колокола " . Вся жизнь композитора, который с младенчества был участником церковных таинств, прошла под знаком несения креста». По мысли Жуйковой, Мусоргского, подобно Ф.М. Достоевскому, можно считать великим пророком русской культуры, предсказавшим в своих произведениях кровавые события революции 1917 года. «Достоевский и Мусоргский предупреждали, что русский народ потерял свой путь — путь к Богу, указывая что этот путь лежит через покаяние и молитву. Они предупреждали, но, к сожалению, их призыв не был услышан», — подытожила Людмила Антоновна. Затем присутствующим был представлен фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». С докладом «Революция 1917 года. История и мученики» выступил епископ Каскеленский Геннадий. Архипастырь рассказал о предпосылках Февральской и Октябрьской революций в России, дал обзор событий периода 1914-1917 годов, осветил роль значительных политических и церковных деятелей того времени. Особое внимание в докладе было уделено духовному состоянию общества накануне и в период революционных событий, а также подвигу первых новомучеников Российских, среди которых святой Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский. Игумен Вениамин (Райников) в своем сообщении детально разобрал последние дни жизни царственных страстотерпцев и озвучил подробности их мученической кончины. Работа конференции продолжилась выступлением протоиерея Александра Суворова, которое было посвящено осмыслению периода сталинских репрессий в современной общественно-политической мысли.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1978 году Агджа убил либерального журналиста Абди Ипекчи и был приговорен к 25 годам заключения. В 1979 году он из тюрьмы таинственным образом сбежал. Вскоре после побега от имени Агджи в турецкой газете " Миллиет " появилось письмо, в котором он грозился убить понтифика как " агента советского и американского империализма " , а сам факт покушения представить как возмездие за суд над активистами ПНД. Между прочим, вскоре после выстрелов на площади Святого Петра эти самые осужденные турецкие национал-радикалы утверждали, что организовали покушение на Папу не то КГБ, не то ЦРУ, не то они оба совместно. Отметим, что это именно те организации, под влиянием которых, если верить Агдже и ПНД, Иоанн Павел II постоянно находился. В те годы было много версий и контрверсий покушения на понтифика. Многие помнят, что сначала стала активно разрабатываться версия болгарина Сергея Антонова, работавшего в Риме под крышей болгарской внешнеторговой организации. Дело Антонова подразумевало участие в покушении на Папу спецслужб СССР и " братских стран " . Действительно, в контексте событий тех времен Папа Римский был для Москвы очень проблемной фигурой. Все более набиравшее силу свободное и антикоммунистическое профсоюзное движение теперь оказывалось освященным мировым авторитетом понтифика-поляка. Известно также, что костел помогал польской " Солидарности " не только морально, но и материально. Но есть и некие обстоятельства, свидетельствующие в пользу контрверсии. Несмотря на остроту ситуации, церковь в Польше и за рубежом стремилась сгладить конфликт, да и Кароль Войтыла по сравнению с другими иерархами польской церкви был более склонен к компромиссу. И в этом контексте вряд ли в Кремле инициировали бы физическое устранение Папы, а скорее попытались бы даже " законтачить " с церковью в противовес " экстремистам " из " Солидарности " . Как отмечала итальянская пресса, даже весьма зловещая фигура будущего брежневского преемника Юрия Андропова вряд ли сама по себе может быть подтверждением " болгарско-советского следа " . В те годы СССР уже изрядно увяз в Афганистане, а КГБ был сосредоточен на внутренней жизни, в частности на борьбе с диссидентством.

http://religare.ru/2_25601.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010